Упражнения по словосочетанию 11 класс

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание как синтактическая единица. 11-й класс

Класс: 11

Блок уроков “Словосочетание как синтаксическая единица” относится к начальному этапу повторения раздела “Синтаксис и пунктуация” по курсу русского языка в 11 классе (по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.). Уроки проводятся с использованием интерактивной доски. К оборудованию можно отнести также справочники, словари, энциклопедии.

Цель блока: повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Урок 9/1

Планы-конспекты уроков

I. Актуализация имеющихся знаний по теме.

1) Прочитать слова (выведенные на интерактивную доску) правильно, расставив ударение (с помощью электронного маркера)

/Случай, удобнее, начать, позвонили, алфавит, бряцать, вчистую, ободрить, аналог, щавель, рассредоточение, разомкнутый, тренировать, экскурс, уведомить, призыв, первенство, приданое, пингвин, баловать, блокировать/

2) Упр. 533 (стр. 386) пунктуационный разбор (схемы подробные) – 6 предложений. (Индивидуально, 2 человека)

II. Синтаксическая пятиминутка.

*Записать только характеристику предложений по структуре:

1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП с придат.опред.) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП, 2 осл. дееприч. оборотом.) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном и том же чувстве. (СПП с придат. изъясн.) 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (СПП с придат. 1 усл., 2 цели) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер (СБП со значением перечисления) 6) И моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным… (простое с обобщ. словом).

*Укажите свойства знаков препинания (многофункциональные – многозначные и дифференцирующие). Приведите примеры.

*Какой документ регламентирует постановку знаков препинания?

*Назовите принципы русской пунктуации.

III. Изучение нового материала.

1. Анализ примеров (выведенных на интерактивную доску из отдельных слов).

— Из предложения выписать все возможные словосочетания. Разобрать их.

Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.

2. Работа с учебником, стр. 240-241 по вопросам:

— Что же такое словосочетание?

— По слитности компонентов какие выделяются словосочетания?

— По структуре? — По главному слову?

3. Работа с текстом (по индивидуальным листам и карточкам).

— Прочитать текст. Какова тема, основная мысль? Объяснить знаки препинания.

— Из предложений текста выписываем словосочетания, разбираем их.

/Пример: Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь ее уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. (По В. Короленко.)/

IV. Подведение итогов урока, проверка уровня усвоенности темы, устно; пояснение домашнего задания (Упр. 358).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Урок 10 /2

I. Проверка домашнего задания (устно, фронтально).

— Назовите глагольные словосочетания? Именные? Наречные?

II. Повторение (с использованием интерактивной доски, фрагментов ЕГЭ).

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1) Спят все животные, ничего удивительного в этом нет. (2) Но у дельфинов всё необычно, а сон — особенно. (3) Может быть, дельфины вообще не спят? (4) Это маловероятно, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что спят все млекопи-тающие. (5) Наверное, дельфины спят небольшими урывками, а при каждом вздохе пробуждаются на несколько секунд, чтобы всплыть к поверхности воды.

1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза: /Неясность давала простор несметному количеству гипотез/

а) между 1 и 2; б) между 2 и 3; в) между 3 и 4; г) между 4 и 5.

2. К какой части речи относится выделенное слово в предложении 2?

3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 4?

4. Из предложения 4 выпишите слово, которое относится к той же части речи, что и слово что в этом предложении.

5. В каком словосочетании в качестве зависимого выступает неизменяемое слово:

а) небольшими урывками; б) несколько секунд; в) всплыть к поверхности; г) вообще не спят.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником, стр. 241-243 по вопросам и заданиям к параграфу.

2. Упр. 359. (устно).

4. Работа с текстом на интерактивной доске: выписать словосочетания с типом связи управление(5), примыкание (3), согласование(5), подчеркнуть маркером, разобрать, выделить цветом…

/На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш. (По В. Короленко)/

IV. Подведение итогов урока (устно); пояснение домашнего задания.

Упр. 360 (указать тип связи в полученных словосочетаниях).

Подготовиться к проверочной работе на тему: “Тип связи в словосочетаниях”.

Видео:11 класс. СловосочетаниеСкачать

11 класс.  Словосочетание

Урок 11/3

I. Проверка домашнего задания (и на обычной, и на интерактивной доске).

1. Из предложения выписать словосочетания все, разобрать их.

1-й вариант: Мальчик читал с неохотой, но очень любил слушать рассказы отца, который, побывав на войне, не утратил ни бодрости духа, ни веры в красоту жизни, он любил рассказывать и не тяготился жадным любопытством своего сына.

2-й вариант: Когда стало светать, мы тотчас отправились в путь, чтобы не мешкая дойти до отмеченного на карте пункта, где нас ожидал опытный проводник.

2. Определите тип связи в словосочетаниях (на интерактивной доске).

II. Закрепление, систематизация знаний по блоку уроков.

1. Упр. 362. (по заданиям учебника).

2. Проверочная работа (на интерактивной доске выделение цветом).

1. В каком словосочетании выделенное слово не является главным:

а) в ученических работах; б) материал для романа; в) снизили себестоимость; г) читая предложение.

2. Укажите словосочетание со связью “согласование”:

а) несколько книг; б) веселые песни; в) ярко светит; г) не считаясь с трудностями.

3. В каком ряду у всех словосочетаний один тип связи:

а) каждому человеку машущий руками; б) стихи Пушкина, построили дом; в) говорить смеясь, не глядя по сторонам;

г) посаженные деревья, хорошо подготовленный.

4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе формы управления:

а) тревожиться за близких; б) уверенность в победу; в) поразиться известию; г) размышлять о будущем.

5. Изданного предложения выпишите словосочетание (-я) со связью “примыкание”. /Цель жизни тогда становится путеводной звездой для человека, когда постоянно отодвигается/

III. Подведение итогов изучения темы по блоку уроков.

Домашнее задание: упр. 364 (разобрать словосочетания по плану).

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Рабочая тетрадь по теме «Словосочетание»

Свидетельство

Упражнения по словосочетанию 11 класс

именные

глагольные

наречные

Книга с картинками

Покрасневший от стыда

Подчинительная

Сочинительная

Тип связи

Главное слово (чем выражено)

Примеры

Чисто и аккуратно

Красный от загара

Рисунок на песке

Неопределённая форма глагола

Его глаза, их дом

Сравнительная степень прилагательного или наречия

Синтаксически свободные

Синтаксически несвободные

Некоторые из учеников

Задачник по математике

Словосочетание

Схема

Словосочетание

Схема

Платье из шёлка

Газеты и журналы

Доминировать и пр_обладать

Сто первый номер

Беседа наедине

Ахиллесова пята

Уроки не выуче(н,нн)ы

Именные

Глагольные

Наречные

1) рубашка в клетку

2) весьма (не) торопливо

3) одиннадцатая квартира

4) бежать быстро

6) щляпа из соломы

7) зайти в гости

10) абсолютно недоверчивый

13) интересный для меня

16) где-нибудь во дворе

11) пугливо вздраг_ва_т

17) незадолго до рассвета

12) очень дёшево

18) беседующий с друзьями

21) предложив вернуться

22) положить на стол

прилагательное

числительное

местоимение

причастие

Тип связи

инфинитив является главным словом

инфинитив является зависимым словом

Тип связи

Тип связи

Согласование

Управление

Примыкание

(приказ, решение, наблюдение, план, расписание)

(случай, товарищи, внимание)

(окончание института, приезд, болезнь, возвращение из школы)

(предсказание, надежда, желание)

Согласование

Управление

Мороженое из фруктов

Примыкание

Согласование

Запасаться на зиму

По – настоящему весело

Поступить по — честному

Управление

Управление

Рассказывал с увлечением

Отзываться с восторгом

Смотреть с завистью

Обсуждение с пристрастием

Согласование

Примыкание

Согласование

Управление

Управление

Согласование

Исследования по геологии

Стекло для окон

Человек лет тридцати

Человек без характера

Бесхарактерный человек

Смерть без славы

Дорога без конца

Движение без шума

Отпуск без срока

Работа без цели

Туман перед рассветом

Человек без сердца

Животные без позвоночника

Пространство без воздуха

Певец без голоса

Пассажир без билета

Работа без смены

Труд без контроля

Крестьянин без земли

Труд без пользы

Человек без защиты

Цельные словосочетания

Фразеологизмы

1. В (протекавшая) за селом речке водилась рыба

2 Много грибов находили в лесах, (окружившие) нашу деревню

3. В воздухе проносились (издававший) тонкий свист стрижи

4. (Приехавший) из города школьники помогали в поле.

5. (Отправляющийся) в лагерь ребята собирались у автобуса.

6. Они пришли домой в (приподнятый) настроении.

7. (Тягучий) песня доносилась откуда-то издали.

8. ((не) просохший) после сильного дождя траву нельзя было собирать в копны.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Урок-зачет по теме » Словосочетание» 11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»


Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1 . Заполните таблицу: управление, примыкание, согласование.

Ее книга, ваша одежда, шел не спеша, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка, все книги.

Упражнение 2. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием.

1. Мимо окон прошла чья-то тройка.

2.. Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.

3. Оранжевый забыли мяч в саду.

4. Говорливая толпа мужиков и баб валом валила с утра до вечеру по пыльным унавоженным переулкам между телегами и палатками, лошадьми и коровами, балаганами и съестным, откуда несло вонючим чадом сальных жаровен.

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.

1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу.

Упражнение 4 . Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

1. на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать . 3. Собака . подбежала к хозяину. 4. дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца. 6. Мы. отдохнули. 7. Дочка говорила.

Слова для справок : взволнованно, вкрутую, замечательно, зимой, лежа, тотчас, утром.

Упражнение 5. Определите виды связи слов в словосочетаниях. Определите, чем выражены главные и зависимые слова.

Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок,

старик рыбак, усталый от дел.

Упражнение 6 . Найдите в предложениях цельные словосочетания.

1. При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. 2. Аглая подперла рукой подбородок и запела тонким, визгливым, тягучим голосом. 3. Вокзал строился в пяти верстах от города 4. Мы с Сашей продолжали свои занятия и прогулки. Никто из нас не выходил из комнаты молодых, к дверям которых Савельев прибил крючки. 5. Но, к ее удивлению, в кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 6. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. 7. Негр вел себя самым ужасающим образом. 8. Четыре тигра подерутся с четырьмя львами.

Упражнение 7. 1. Замените словосочетание «бессонной ночи» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 2. Замените словосочетание «стая гусей» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 3. Замените словосочетание «радостный огонёк» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 4. Замените словосочетание «деревянного дома» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Упражнение 8 Заполните таблицу приведёнными ниже словосочетаниями

Лёгкое прикосновение, касательная к окружности, здесь не курят, качественное прилагательное, распространённое предложение, пригласить на танец, предложить помощь, преувеличить вдвое, приспустить флаг, одиннадцатая остановка, их преподаватель, преклонный возраст, преклонить колена, съезжать, притормаживая, преимущество в игре, приехал присмотреться, незачем беспокоится, преодолеть препятствие, его тетрадь, читала нам вслух, в большом городе, ни многого другого, такая мама, нынче неприменимо, плоды учения.

Упражнение 9 Замените словосочетания со связью управления словосочетаниями со связью согласования. Образец: портфель из кожи – кожаный портфель.

Сок из клюквы, портсигар из серебра, каша из тыквы, варенье из чёрной смородины, кружка из олова, кувшин из глины, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, прибор для бритья, сервиз для обеда, фонд для обмена, дверь на балкон, звонок телефона, грива льва, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха, песня соловья, служба информации, челюсти бульдога, шерсть верблюда, следы зайца, перелёты птиц, работа режиссёра, краски осени, лучи Рентгена, машина для уборки снега, квартира из трёх комнат, купюра в сто рублей, молния в виде шара, продукты высокого качества, средства против гриппа.

Упражнение 10 Образуйте словосочетания с предлогами в, из, на, с, используя данные слова.

Возвращаться (институт, курсы, завод, кино, концерт, кафе), пойти (университет, станция, концерт, биржа, фабрика, почта), работать (завод, банк, верфь, станция, депо, пристань, универмаг, акционерное общество, конструкторское бюро, бухгалтерия, прачечная), побывать (Казахстан, Урал, Кавказ, Карпаты, Крым, Швейцария, Красная площадь, Невский проспект), возвратиться (Алтай, Кавказ, Крым, Латвия, Камчатка, Япония, Австралия), получить путёвку (Крым, санаторий, турбаза, дом отдыха, профилакторий).

💡 Видео

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 11 класс 4 неделя Словосочетание. Виды синтаксической связи.Скачать

Русский язык 11 класс 4 неделя Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Тест к теме "Словосочетание". Проверь себя. #тесты #словосочетание #русскийязыкСкачать

Тест к теме "Словосочетание". Проверь себя. #тесты  #словосочетание #русскийязык

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописание

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Поделиться или сохранить к себе: