1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки)
2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица)
3) Передо мной стоял старик с белыми волосами любезной улыбкой и пр..красными голубыми глазами. (И. Тургенев)
4) Трое парнишек в куртках ремесле..ого училища ср..жались в домино с сухим бел..бородым стариком. (Ю. Яковлев)
5) Дубовый листок оторвался от ветки р..димой. (М. Лермонтов)
6) А то вдруг налетит порыв ветра и закружит. ся в лесу шуршащая золотая м..тель. (В. Солоухин)
7) Ко мне вош..л молодой офицер с лицом смуглым и (не)красивым. (А. Пушкин)
8) Когда зала..ла собака в одном из домов заж..гся свет.
9) Нам с братом в гости..ицу привезли с рынка шоколадных конфет.
СЛС4. Разделите сложные словосочетания на простые. Укажите тип подчинительной связи.
Наша любимая школа верховой езды, водил за нос проверяющую комиссию, второй партизанский отряд, новая ножка стола для раскатывания теста, не иметь ни кола ни двора, пенал старательного ученика Миши, расположенный слева ящичек с рисунками, приготовил кофе по-варшавски, постоянно били баклуши, чрезвычайно опасный участок просёлочной дороги, детски простодушный ответ, похожий на отца ребёнок, заплатить восемь копеек, внезапно поймать окуня, быстро разрубить гордиев узел, выехать из города на выходные, перепрыгнуть через журчащий ручей, произнёс ни к селу ни к городу, очень устать после непростого рабочего дня, резко повернуть назад в связи с изменением маршрута.
СЛС5. Составьте словосочетания с паронимами, подбирая к словам первой группы главное слово, а к словам второй группы – зависимое слово.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Упражнения по русскому языку на тему «Словосочетание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Упражнения по теме «Словосочетание»
Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.
Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета
а) к материалу , из которого он сделан;
б) к месту его расположения;
в) к времени его существования;
д) к причине его возникновения.
Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.
2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.
Упражнение 5.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).
Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?
Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.
Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.
Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора , самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов , может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?
Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.
Упражнение 15.
Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.
Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.
Упражнение 16.
Образуйте словосочетания разных видов связи с:
1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными
Тест по теме «Словосочетание»
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?
1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?
1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?
1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.
12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?
Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
1. — 3)
2. — 2)
3. — 1)
4. — 1)
5. — 2)
6. — 4)
7. — 1)
8. — 3)
9. — 2)
10. — пересчитать нельзя
11. — активно формируется
12. — вижу его
13. — за своими товарищами
14. — 5
15. — приехал оттуда
16. — для России заказан
17. — управление
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
metodicheska_razrabotka_otkrytogo_uroka_v_10_klasse_po_russkomu_yazyku._sintaksis_i_kultura_rechi.doc | 135 КБ |
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».
Цели урока : закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.
Вступительное слово учителя.
Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:
Синтаксис и культура речи. Словосочетание.
Типы связи слов в словосочетаниях.
Запись темы урока в тетради.
— Определите цели нашего урока, исходя из темы.
Вспомним, что изучает синтаксис.
-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).
3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Примечание : (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).
Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.
- определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
Образец ответа № 1 :
словосочетание всей истории.
- Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей) ; это вопрос согласования.
- Зависимое слово – местоимение.
- Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
Образец ответа № 2 :
словосочетание пришедшее из галактик
- Есть предлог – это управление .
- Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
Образец ответа № 3 :
словосочетание наполняясь одновременно
- Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
- Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?
Ответ ученика . Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.
— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;
2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: будет писать, более прочный;
5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.
- Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;
4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;
8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал
Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.
4. Слово учителя.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.
Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).
- Анализ таблицы «Трудные случаи управления»
(раздаточный материал. Теория.).
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .
Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?
- основные значения падежей и предлогов,
- лексическое значение слов.
5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)
6.Подведение итогов урока:
Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
7. Домашнее задание:
-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
— решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3
-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».
🎦 Видео
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
【 Упражнение】 читаем словосочетанияСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать