- Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Упражнения по фонетике ударение
- Тип ударения
- Место удаарения
- ФОНЕТИКА. Упражнения
- 💡 Видео
Видео:Мастер-класс "Фонетика английского языка. Интонация. Часть 3"Скачать
Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии
Видео:Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Практические задания по фонетике и орфоэпии»
Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова
Методическая разработка « Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».
Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.
Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
Приведите примеры 2-3 слов, у которых:
написание совпадает с произношением;
написание и произношение расходятся.
Распределите слова по трём группам:
а) согласный перед Е произносится твердо;
б) согласный перед Е произносится мягко;
в) возможно вариативное произношение:
Распределите слова по трём группам:
а) количество букв и звуков в слове совпадает;
б) букв в слове больше, чем звуков;
в) звуков в слове больше, чем букв:
Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер
Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож
Распределите слова по группам:
а) ударение падает на первый слог;
б) ударение падает не на первый слог;
в) в слове возможна вариативная постановка ударения
Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,
Приведите примеры слов, в состав которых входят:
только твердые согласные;
только мягкие согласные звуки.
Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.
В приведённых словах расставьте ударение:
августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.
Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.
Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:
глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.
Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:
афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.
Восстановите слова по ударным слогам:
− фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .
Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
Ужа ужица съест на ужин.
Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:
Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.
Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ
а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;
б) согласный перед Е произносится мягко : академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;
в) возможно вариативное произношение : дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.
кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,
закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.
Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.
а) произносятся с Е : афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход
б) произносятся с Ё : новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1009 человек из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Проскурякова Светлана АнатольевнаНаписать 36128 26.09.2015
Номер материала: ДВ-012306
- 26.09.2015 660
- 26.09.2015 486
- 26.09.2015 2025
- 26.09.2015 1446
- 26.09.2015 660
- 26.09.2015 919
- 26.09.2015 16500
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Упражнения по фонетике ударение
Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Тип ударения
По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:
динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха
квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой
мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.
Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.
Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.
Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.
Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)
В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются.
Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией.
По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение: гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка. Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий.
В чешском языке слабое динамическое ударение: гласные в безударных слогах почти не меняются.
Например: zá-mek ve-čer вé-чер зá— мок за – мóк
Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких.
Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных.
Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом.
В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента.
ра –бó-тать мо-ло-кó о-го-рóд rá-na ra-ná pra-co-vat pa-má-tka
Видео:Английское произношение - 6 секретов. Придыхание / аспирацияСкачать
Место удаарения
По месту выделяемого слога в слове различаются:
фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)
свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.
Свободное ударение имеет два подтипа:
свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)
свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).
В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.
Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное.
Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики.
Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал . иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.
Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите. Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести . (в ЧЯ это касается почти всех предлогов).
Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.
Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) — побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
ФОНЕТИКА. Упражнения
Ф1 . Чем различаются (и всегда ли различаются) следующие пары слов? Затранскрибируйте эти слова .
Мать — мять, съест — съезд, сесть — съесть, плод — плот, нить — ныть, был — бил, шутка — жутко.
Ф2. Затранскрибируйте слова.
Пригород, город, городской; ядро, ядерный, ядрёный; мёд, медовый, о мёде; карьера, карьерист, карьерный; мой, моя, моё, моего, о моём; часики, часы, часовой, в часах; сердце, сердечный, в сердцах; шёлк, шелка, шелковистый; просим, просить, просьба; переносица, переносится, переноситься.
Ф3. Затранскрибируйте словосочетания. Не забудьте, что предлоги образуют с самостоятельными частями речи одно фонетическое слово.
Образец : уснувший лес [уснуфшыṷ л’эс], с днём рождения [здн’ом рΛжд’эн’иṷь]
Приехали из санатория, задумалась над книгой, осеннее настроение, опавшие листья, вкусными конфетами, почувствуешь радость, коротко о главном.
Ф4. Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Ф5. Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
Ф6. Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.
Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. (М.Ю. Лермонтов)
Ф7. Затранскрибируйте слова. Отметьте все процессы, связанные с позицией звуков в слове.
Образец: косьба [к∧з’ба] — редукция гласного первой степени [∧], ассимиляция по звонкости [з’]; чтоб [шт°оп] — диссимиляция [ш], лабиализация [т°], оглушение в абсолютном конце слова [п]
Вокзал, отбой, сжалиться, любовь, подпереть, просьба, грядка, город, сбор.
Ф8. Затранскрибируйте предложение. Подчеркните одной чертой слова, в которых наблюдается ассимиляция, двумя — слова, в которых наблюдается диссимиляция
Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. (И.С. Тургенев)
Ф9. Затранскрибируйте фрагмент текста. Подчеркните одной чертой случаи ассимиляции по глухости, двумя — случаи оглушения.
Роман завертелся на ко́злах и, обратившись назад, крикнул:
— Сейчас проедем мимо вашего дома, — и сразу отвернулся опять, подпрыгивая, как мальчик, от удовольствия.
Он не хотел смотреть, но всё же посмотрел. Марфинька, сидя в ветвях бесплодной яблони, махала платочком, а в соседнем саду, среди подсолнухов и мальв, махало рукавом пугало в продавленном цилиндре. (В.В. Набоков)
Ф10. А ) Выпишите и затранскрибируйте только те слова, в которых наблюдается редукция гласных второй степени .
именины, имя, именной, банты, бантиком, ветер, вечерний, весна, школа .
Б) Выпишите и затранскрибируйте только те слова, в которых наблюдается ассимиляция по глухости .
сказка, подбежать, молотьба, подшутить, штаб, стащить, сдали, плод, к делу, пробка, брошка, ножка .
Ф11. Дайте письменные ответы на вопросы.
А) Назовите особенности русского ударения.
Б) Приведите не менее пяти примеров слов, в которых ударение является постоянным (фиксированным).
В) Приведите не менее пяти примеров слов, в которых ударение является подвижным.
Г) Что такое омо́графы и омофо́рмы? Приведите не менее пяти примеров омографов и не менее пяти примеров омоформ.
Д) Где можно узнать информацию о правильной постановке ударения?
Е) Подтвердите примерами или опровергните данные суждения:
- в русском языке ударение всегда подвижно;
- в русском языке ударение разноместно;
- буква Ё всегда обозначает ударный звук;
- в слове всегда только одно ударение;
- от ударения иногда зависит понимание значения слова;
- в некоторых словах есть варианты нормативного ударения;
- ударение может уходить за пределы слова;
- сочетание ЧН всегда произносится как [шн];
- сочетание ЧТ произносится как [шт] только в слове «что» и производных от него;
- в русском языке звук [г] всегда взрывной и никогда не заменяется фрикативным [Ɣ];
- сочетания СЧ и ЗЧ всегда произносятся как [ш’];
- -ТСЯ / -ТЬСЯ во всех случаях произносится как [ца].
Ф12. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Э ксперт; 2) кух О нный; 3) ходат А йство; 4) зак У порить.
1) обл Е гчить; 2) дон И зу; 3) ик О нопись; 4) кладов А я.
1) занял А ; 2) н А чала; 3) д О бела; 4) У мерла.
1) осведом И ться; 2) надорвал А сь; 3) откл Ю ченный; 4) принуд И ть.
Ф13. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ф О рзац; 2) алфав И т; 3) воссозд А ла; 4) б О роду.
1) позвон И шь; 2) низвед Ё н; 3) к О рмящий; 4) кровоточ И т.
1) бал У ясь; 2) дозвон И тся; 3) пр И няли; 4) прир У ченный.
1) обесп Е чение; 2) д А внишний; 3) включ Ё нный; 4) кл Е ить.
Ф14. В каких словах ударение падает на первый слог?
1) включим; 2) гнала; 3) свекла; 4) оптовый.
1) сироты; 2) нанявший; 3) отрочество; 4) взялась.
Ф15. В каких словах ударение падает на второй слог?
1) километр; 2) согнутый; 3) недуг; 4) обостренный.
1) облилась; 2) черпать; 3) щавель; 4) прозорлив.
Ф16. Перепишите слова, расставляя ударения. Образец: жи’ть — жи’л, жи’ло, жи’ли, жила’.
а) Проспать — проспал, проспало, проспали, проспала; догнать — догнал, догнало, догнали, догнала.
б) Жив — живо, живы, жива; прав — право, правы, права.
в) Принят — принято, приняты, принята; занят — занято, заняты, занята.
Ф17. Перепишите словосочетания, расставляя ударения в выделенных словах.
Кроить атлас — открыть атлас, злая острота — острота лезвия, характерный поступок — характерный человек, языковая политика — языковая колбаса.
Ф18. Перепишите слова, расставляя ударения.
Баловать, квартал, красивейший, кухонный, облегчить, осведомиться, принудить, форзац, ходатайствовать, красивее, начата, взялась, фарфор, премировать, цыган, запломбировал, каталог, облегчить, столяр, маляр, заржавел, принудить, украинский, шофер.
Ф19. Затранскрибируйте слова, обращая особенное внимание на твёрдость-мягкость согласных и произношение [чн] — [шн].
Кофе, кафе, диспансер, патетика, академия, сердечная (дружба), сердечный (препарат), конечная (станция), конечно, скучный, модель, сессия, патент, пациент, тире.
Ф20. Затранскрибируйте текст, не забывайте о паузах (знаки в тексте не расставлены).
Мне всегда казалось что броня авиабилета так же по-своему крепка как танковая броня. Полёт прошёл удачно и даже сыр в ручной клади не заплесневел. Несмотря на мизерную стоимость билета авиакомпания не разочаровала меня и самолёт прибыл вовремя. Размышляя поняла ли меня стюардесса я неспешно подошёл к уже начавшей работу таможне. Подняв портфель я не отдал его таможеннику а положил на транспортер чтобы эксперты имеющимися у них средствами проверили содержимое моего груза.
Ф21. Прочитайте вслух и затранскрибируйте слова.
Пионер, шоссе, кашне, кофе, теннис, академик, шинель, панельный, турне, реестр, проект, контекст, дезактивация, модель, рейс, рельс, пандемия, дефект, детектор, корректно, канитель.
💡 Видео
Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать
Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать
Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)Скачать
Латинский язык. Урок 1. Латинский алфавит. Правила чтения. Постановка ударения.Скачать
Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударенияСкачать
Введение в языкознание. Фонетика. УдарениеСкачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для ДИКЦИИ. Упражнения для голоса | Vocal ImageСкачать
Английское произношение - 6 секретов. Английская интонацияСкачать
Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать
Правила интонации в английском языкеСкачать
Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звукаСкачать
Фонетические упражнения через игру в словаСкачать