- Упражнения по словосочетанию для подготовки к ГИА материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок по русскому языку на тему: «Словосочетание. Нормы построения словосочетаний»
- Русский язык. 11 класс
- 🔥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по словосочетанию для подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Задания на замену способа связи слов в словосочетании
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhnenie_po_slovosochetaniyu.docx | 11.64 КБ |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
4. учительский стол —
5. конское ржание —
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
11. судьба матери –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —
Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости —
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cистема упражнений по грамматике для подготовки к ЕГЭ
Методическая разработка включающая в себя ситсему упражнений по грамматике английского языка, для подготовки к ЕГЭ.
Упражнения по фразеологии для подготовки к ЕГЭ.
Упражнения по фразеологии предназначены для учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Трудные задания с ответами.
тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».
тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».
Словосочетание (практика) подготовка к ОГЭ
Словосочетание (практика) подготовка к ОГЭ.
Дидактический материал по теме «Связь слов в словосочетании» для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Материалы ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме «Словосочетание».Этот материал изучается в 8 классе в начале года и требует повторения в 9 классе.Предлагается.
Комплекс упражнений по общей физической подготовке в домашних условиях для учащихся 5-6 классов
В условиях пандемии коронавирусной инфекции общеобразовательные организации вынуждены были работать совершенно в новом формате домашнего обучения. С различными проблемами столкнулись все участники это.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Урок по русскому языку на тему: «Словосочетание. Нормы построения словосочетаний»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Щигровский филиал ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
урока русского языка
«Словосочетание. Нормы построения словосочетаний».
преподаватель русского языка и литературы
Тема урока включает повторение и обобщение знаний обучающихся о словосочетаниях и нормах их построения.
В процессе урока решались следующие задачи: активизировать знания студентов о синтаксических единицах; рассмотреть отличительные особенности словосочетаний; совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику; совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании; совершенствовать умения образовывать словосочетания; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции студентов; совершенствовать правописные навыки; разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании).
При изучении данного материала студенты достигли следующих результатов:
Образовательные (предметные): повторение и обобщение изученного материала по теме «Словосочетание»; выявление затруднений по теме для дальнейшей индивидуальной работы; формирование умения самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие (метапредметные) : сотрудничество учителя с классом; выделение главного, умение обобщать, повышение грамотности устной речи; осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.
Воспитывающие (личностные): воспитание культуры учебного труда; повышение мотивации учебного труда за счет игровой формы работы; обучение умению «слушая, слышать»; формирование чувства здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
Словосочетание – синтаксическая единица русского языка, так или иначе противопоставленная предложению в фукциональном и структурном отношении. Природа этой единицы сложная; сложным и противоречивым является и её лингвистическое осмысление. Есть два различных понимания словосочетания.
Для одних словосочетание – это любое грамматическое соединение полнозначных слов (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский и др.); это общее понятие охватывает и предложение или его предикативную основу – как «особое» словосочетание. Ведущим признаком является грамматическая организованность, форма.
Принципиально иное понимание словосочетания сформулировано В.В. Виноградовым – как номинативной единицы, целостной по смыслу, «строительного материала» для предложения. Ядром данной концепции является противопоставление предложения и словосочетания: по функции (коммуникативная-номинативная), по грамматическому значению (предикативная-непредикативная), по «субординации» (главная, первичная-зависимая, вторичная единицы).
Словосочетание организуется только подчинительной связью.
Понимание словосочетания как номинативной единицы, реализуемой в предложении, выдвигает проблему отграничения его от слова (в том числе составного и сложного), фразеологизма и предложения. В каждом случае акцентируется то качество словосочетания, которое противопоставляет его другой единице: 1) состав два и более полнозначных слова, раздельнооформленность; 2) аналитичность семантики, свободное строение, невоспроизводимость; 3) номинативность, непредикативность.
Характеристика типов словосочетаний нами будет даваться по данной концепции, исходя из: 1) подчинительной связи, 2) двучленности, 3) различения содержательной стороны (отношения) и формальной (связи).
закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
активизировать знания студентов о синтаксических единицах;
рассмотреть отличительные особенности словосочетаний;
совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании;
совершенствовать умения образовывать словосочетания; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции студентов;
совершенствовать правописные навыки;
разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании).
Средства активации: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11кл. под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. «Просвещение», 2005г.
Мобилизующее начало урока:
Орфоэпическая разминка (расставить ударение в словах, записанных на доске):
Аэропорты, избалованный, иконопись, каталог, квартал, занята, клала, кухонный, звоним, краны, начал, начала, начали, перезвонит, торты, цепочка, черпать, шарфы.
2) Словарный диктант.
Дорожка вилась среди лиственного молодняка; в течение получаса; нежная и усыпляющая ласка ночи; выбрав пень поудобней, я присел перекусить; анютины глазки; совершенно безукоризненно и изысканно; поражали агатовые глазки; доклеив, я решил отдохнуть; в продолжение новеллы; она шла не торопясь и наслаждаясь.
«Сказка из жизни Словосочетаний».
Жили-были, не тужили, участвовали в синтаксической жизни, всем помогали удивительно трудолюбивые и миролюбивые единицы языка – Словосочетания. Были они небольшие, очень подвижные, легко помогающие словам найти общий язык. И на всё они шли ради этого, всё знали и умели: там падеж изменить, окончание подправить, там нужный предлог подобрать, а там и вовсе в значение вникнуть. Нелёгкое это дело. Чуть зазеваешься – грамматическая ошибка, а то и речевая.
Помните известное: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.
А всё дело в незнании падежных форм. Как часто по незнанию мы разрушаем фразеологизмы. На секунду отвернёшься, и словосочетания тут же разрушаютсся, просто распадаются на глазах.
Вот и просят они нас, читателей: «Побольше читайте, вглядывайтесь в литературный текст, учитесь правильно соединять слова, а уж мы поможем предложение составить».
1) Какие единицы синтаксического яруса вам известны? (слово, словосочетание и предложение).
2) В чём отличие предложения от словосочетания? (функция; структура; интонационное оформление).
3) В чём отличительная особенность словосочетания? (наличие 2 и более знаменательных слов и подчинительной связи между словами).
4) Сформулируйте определение словосочетания.
5) Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры.
6) Выделите из словарного диктанта те сочетания, которые образуют словосочетания. При этом можно пользоваться следующими положениями.
III . Работа с раздаточным материалом.
Работа в тетрадях (студенты выписывают словосочетания из словарного диктанта: лиственного молодняка, вилась среди молодняка, ласка ночи, анютины глазки, агатовые глазки ).
V . Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Заполнение таблицы на основе имеющихся знаний.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык. 11 класс
Конспект урока
Тема: Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящён теме «Словосочетание и простое предложение».На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о словосочетании и простом предложении, их строении, о типах словосочетания и простом осложненном предложении, овладеют способами распознавания разных типов словосочетания, повторят правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, научатся отличать типы простых предложений, опознавать и классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании и простом предложении.
Обучающиеся научатся соблюдать основные синтаксические и пунктуационные нормы при построении словосочетания и предложения; находить и исправлять ошибки в области управления и согласования, употребления однородных членов предложения, обособленных членов предложения.
Словосочетание — соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.);
Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.
Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи, оформляется в конце точкой, восклицательным, вопросительным знаками или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы».
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009.
1. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике// Виноградов В. В — М., 1975
2. Лекант П.А., Современный русский язык-3 изд. // Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. М.,2002
3. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.
4. Современный русский язык./под ред. Розенталя Д.Э. — 8 изд., М., 2015
5. Шанский Н.М..Тихонов А.Н. Современный русский язык. М.,1987
Материал для самостоятельного изучения
Вывод: В словосочетаниях и простых осложнённых предложениях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того чтобы правильно понимать смысл высказывания ( словосочетания или предложения), надо соблюдать СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ построения словосочетания или предложения, верно офорлять свое высказывание грамматически.
Основные признаки словосочетания
Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос
От первого слова ко второму протягивается вопрос:
Солнце КАКОЕ? яркое
Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке
Петь КАК? громко
По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
Повторение видов осложнения простого предложения:
1) Простое предложение, осложнённое однородными членами
На дорожке парка лежали жёлтые, красные, бурые осенние листья.
2) Простое предложение, осложнённое обособленным определением
Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской.
3) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством
Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
4) Простое предложение, осложнённое обращением или вводными конструкциями
По мнению здешних ученых этот провал не что иое, как угасший кратер вулкана.
5) Простое предложение, осложнённое уточняющими членами предложения
Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой природе, к родной земле.
6) Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением
Взгляд далеко обнимаетпространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разнообразной травы да однообразных цветов.
Задание 1. Ребус – соответствие
Установите соответствие между предложениями, обозначенными цифрами, и грамматическими ошибками, допущенными в них, обозначенных буквами.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.
Б) ошибка в построении сложного предложения
2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.
6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.
8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.
9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.
Правильный вариант: А 3, Б 9, В 4, Г 5, Д 7
Задание 2. Единичный выбор
Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.
1) Вопреки указанию
2) Согласно распоряжению
3) Кроме двух последних страниц
4) Благодаря долгого ожидания
5) Вместо знакомой равнины
Предлог «благодаря» применяется при управлении существительного в дательном падеже
🔥 Видео
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Тема 10. Словосочетание: строение и грамматическое значение. Синтаксическая норма в словосочетанииСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Синтаксическая норма| Русский языкСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать