Упражнения на отработку словосочетаний

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Упражнения по теме «Словосочетание»

Все упражнения выполняются письменно.

СЛ1. Что называют словосочетанием? Каковы признаки словосочетания?

СЛ2. Какие словосочетания называют простыми, а какие – сложными? Приведите по одному примеру.

СЛ3. Какие соединения слов не являются словосочетаниями? Приведите собственные примеры на каждый случай.

СЛ4. Запишите в левый столбик словосочетания, а в правый – соединения слов, не являющиеся словосочетанием:

Соединения слов, являющиеся словосочетаниямиСоединения слов, не являющиеся словосочетаниями

а) умный и обаятельный;

б) большой письменный стол;

г) Маша, Петя и Лена;

д) легко и свободно бежать по лесной тропинке ранним летним утром;

ж) наступила весна;

и) несмотря на дождь;

к) не смотря под ноги.

В словосочетании всегда можно задать вопрос от главного слова к зависимому. Поэтому существует три типа подчинительной связи в словосочетании.

СОГЛАСОВАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово подчиняется главному в роде, числе и падеже.

Если меняется грамматическая форма главного слова, то автоматически меняется и грамматическая форма зависимого: уютный дом, уютным домом, об уютном доме; замечательная картина, замечательную картину, о замечательной картине; твоя сестра, твоей сестры, с твоей сестрой.

УПРАВЛЕНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово приобретает форму косвенного падежа. При этом выбор падежа «диктуется» главным словом: читаю книгу, интересуюсь книгой, думаю о книге; совещание учителей, восхищение учителями, мысль об учителях.

ПРИМЫКАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и (или) интонационно. Грамматического изменения при этом не происходит: иду быстро, очень хороший, сделать лучше.

СЛ5. Выпишите из текста все возможные простые словосочетания (переписывать предложения не нужно). Выделите в каждом словосочетании главное слово, обозначив его знаком (х). Укажите тип синтаксической связи.

Образец : Ваня и Лена неторопливо подошли к находившейся неподалёку от родительского дома школе .

Неторопливо подошли (Х) — примыкание.

Подошли (Х) к школе — управление.

Находившейся школе (Х) — согласование.

Находившейся (Х) неподалёку — примыкание.

Неподалёку (Х) от дома — управление.

От родительского дома (Х) — согласование.

Петька и Мишка устало плелись по пустынному, усеянному галькой берегу . От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким волнам, которые набегали на берег. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

СЛ6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите в столбик все возможные простые словосочетания, укажите тип синтаксической связи.

(1) Городок наш Арзамас был тихий пров..нциальный весь в садах огороже..ых ветхими пок..сивш..мися заборами.

(2) Сады пр..мыкая один к другому образовывали (в)доль улиц сплош.. зелё..ые ма(с,сс)ивы (не)угомо..о зв..невшие пересвистами с..ниц и щеглов сн..гирей и м..линовок.

(3) Что(бы) мать отпустила на улицу Васька (не)давно заболевший простудой выпил воды и тихонько запел пес..ню которую слышал летом от пр..езжих комсомольцев.

(Из произведений Аркадия Гайдара «Школа» и «Дальние страны»)

СЛ7. Выпишите только словосочетания, укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. В каких пунктах даны сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями?

А) быстро бежать

Б) осенние вечера

В) долго рассказывает

Г) странный и непонятный

Е) остался с носом

З) будем работать

И) недалеко от берега

К) несмотря на неприятности

Л) движущиеся силуэты

М) пойти за покупками

Н) играя с мячом

П) пусть выбирает

СЛ8. Запишите словосочетания в столбик, укажите главное слово и тип подчинительной связи. Там, где это возможно, перестройте словосочетание таким образом, чтобы изменился тип подчинительной связи.

Московские улицы, фильм для детей, весенние цветы, украшения из золота, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противовоспалительное средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

СЛ9. Выпишите 10 словосочетаний с разными типами подчинительной связи, укажите главное слово.

В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи.

СЛ10. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Образец: Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением.

Тормозить, движение; пре­пятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; надеяться, (вопреки) обстоятельства; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; бес­покоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспеч­ность; бранить, беспечность; прибыть, (согласно) расписание.

СЛ11. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению. Укажите тип подчинительной связи.

Образец: Сестрин платок (согласование) — платок сестры (управление).

Дом с десятью этажами, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, трёхъярусный гараж, информационный отдел, фруктовый нож.

СЛ12. Выпишите по два словосочетания с каждым типом подчинительной связи. Обозначьте главное слово, укажите части речи.

Простакова . Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не знал грамоты, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.

Стародум . Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину. (Д.И. Фонвизин)

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Упражнения по словосочетанию для подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Упражнения на отработку словосочетаний

Задания на замену способа связи слов в словосочетании

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhnenie_po_slovosochetaniyu.docx11.64 КБ

Упражнения на отработку словосочетаний

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Видео:АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для ДИКЦИИ. Упражнения для голоса | Vocal ImageСкачать

АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для ДИКЦИИ. Упражнения для голоса | Vocal Image

Предварительный просмотр:

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. бессонная ночь –

2. подземный переход –

3. алгебраическая задача –

4. школьный портфель —

5. плюшевый медвежонок —

6. приморский парк —

7. клетчатый шарф –

1. полковое знамя –

2. солнечная энергия –

4. учительский стол —

5. конское ржание —

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

1. двухэтажное здание –

2. шестилетний ребёнок –

3. белоствольная берёза —

4. голубоглазая девочка —

5. островерхие ели —

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

(то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки –

2. снаряд для спортсменов –

3. тропинка в гору —

4. человек без совести —

5. вопрос по литературе —

6. гостиница при вокзале —

7. костюм в полоску –

11. судьба матери –

13.собака с гладкой шерстью —

14.ружьё с двумя стволами —

15.парень с рыжими волосами —

16.особняк в три этажа —

17.девушка двадцати лет —

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –

2. смело спрыгнул –

4. осторожно слез –

5. спокойно делал –

6. беззаботно жил —

7. бесшумно едет —

8. бесстрашно бросился –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой –

2. ждал с напряжением –

3. охранял с заботой –

4. глядел со смущением –

5. уезжал со спокойствием —

6. отзывался с гордостью –

7. сделал с аккуратностью –

8. плакал без звука —

9. поступил без жалости —

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема упражнений по грамматике для подготовки к ЕГЭ

Методическая разработка включающая в себя ситсему упражнений по грамматике английского языка, для подготовки к ЕГЭ.

Упражнения на отработку словосочетаний

Упражнения по фразеологии для подготовки к ЕГЭ.

Упражнения по фразеологии предназначены для учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Трудные задания с ответами.

Упражнения на отработку словосочетаний

тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».

Упражнения на отработку словосочетаний

тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».

Упражнения на отработку словосочетаний

Словосочетание (практика) подготовка к ОГЭ

Словосочетание (практика) подготовка к ОГЭ.

Дидактический материал по теме «Связь слов в словосочетании» для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме «Словосочетание».Этот материал изучается в 8 классе в начале года и требует повторения в 9 классе.Предлагается.

Комплекс упражнений по общей физической подготовке в домашних условиях для учащихся 5-6 классов

В условиях пандемии коронавирусной инфекции общеобразовательные организации вынуждены были работать совершенно в новом формате домашнего обучения. С различными проблемами столкнулись все участники это.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Упражнения при изучении темы «Словосочетание»

Упражнения на отработку словосочетаний

Упражнения на отработку словосочетаний

Упражнения при изучении темы «Словосочетание»

1. В данных словосочетаниях определите главное и зависимое слова.

Дождливая осень, зимнее утро, косить сено, служу народу, горжусь галстуком, галстуком красным, колоть дрова.

2. Определите, словом, словосочетанием или предложением являются данные примеры.

Могучий дуб, долина, ровная, растёт дуб, растёт высокий дуб.

Весёлый турист, турист шагал, шагал быстро, большой, озеро, весёлый шагал человек.

3. Нераспространённые предложения сделайте распространёнными, используйте данные в скобках словосочетания.

А) Корабли ушли (могучие корабли, ушли далеко).

Б) Корабли ушли (могучие корабли, ушли далеко, ушли к берегам, берегам чужим).

В) Алька рассказал (маленький Алька, рассказал вожатой, рассказал сказку).

4. Найдите словосочетания, выпишите их; с выделенными словосочетаниями составьте предложения.

Я люблю наш сад; старый клён, оделся листвой; густая зелень; Митя смотрел; листва, смотрел на аллею, вершины лип; старых лип; кусты акации, я рвал цветы; смородина, покрытый травой.

5. Из данных примеров выпишите распространённые предложения, разберите их по членам предложения.

А) Лесистые болота, заросшие ёлками, медведица прыгнула, берлога, она залегла, первый снег.

Б) Белое снежное одеяло скрывало следы медведицы, уснула в берлоге, под корягой.

В) Лесник отозвал лайку от берлоги.

6. В данных словосочетаниях определите главное и зависимое слова, какими частями речи они выражены.

А) Читаю газету, чтение газеты, прочитал в газете, газетная витрина.

Б) Медвежья берлога, берлога медведя; железная цепь, цепь из железа; волчий след, след волка; деревянный дом, дом из дерева; птичьи гнёзда, гнёзда птиц; рыбачья лодка, лодка рыбака; торопливая походка, идёт торопливо.

В) Подземный дворец, дворец под землёй; заграничный паспорт, был за границей.

7. Образуйте словосочетания с данными словами, вместо точек подберите зависимые слова.

Образец: верный товарищ, плыть далеко.

А) … товарищ; … друг; … брат; … берег; … вода; … лес; … поле.

Б) Смотреть …; видеть …; лезть …; перебегать …; плыть… .

8. Образуйте словосочетания путём соединения по смыслу данных глаголов и наречий.

Образец: Грести сильно.

А) Переписать, идти, читать, грести.

Б) Бегло, быстро, начисто, сильно.

9. Данные в скобках словосочетания используйте для распространения предложений.

А) Дуб растёт (могучий дуб, растёт на вершине, растёт одиноко, на вершине холма).

Б) Ветер срывал ( сильный ветер, срывал с деревьев, срывал быстро, срывал листья, листья жёлтые).

10. Образуйте словосочетания, запишите их; назовите словосочетания, в которых зависимое слово с главным связывается предлогом и окончанием.

Тёплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щёлка; встретить, друг; встретиться, друг.

11. Образуйте словосочетания с данными словами, вместо точек подберите зависимые слова.

Образец: 1. Хмурый день. 2. Улетать на юг. 3. Расти одиноко.

А) … день, … солнце, … ночь, … река, … поле, … картофель, … птицы.

Б) Улетать … , смотреть … , видеть … , присматриваться … , перейти … .

В) Расти … , говорить … , сказать … , читать … , думать … .

12. Прочитайте текст, выпишите пять словосочетаний: «глагол+существительное», «существительное+прилагательное»

Каждому дереву своя цена!

Нанесёт ветерком, и за версту услышишь, как цветёт липа!

Незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльскому разнотравью.

В тихую погоду несметное количество пчёл слетается сюда на работу. Старое дерево гудит, шумит пчёлами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается мёда, чем с гектара цветов гречихи.

Упражнения при изучении имени существительного и прилагательного

1. Назовите главные и зависимые слова в словосочетаниях. Определите, какой частью речи они выражены, подчеркните однокоренные слова. Учить уроки, согласиться с товарищем, доверять другу, внимание к людям, внимательный к другу, остановиться перед садом, остановка автобуса.

2. Выпишите словосочетания с главными словами блестеть, бороться. Определите падеж зависимых слов. А) И долго с бурными волнами боролся опытный гребец. Б) Мрак боролся со светом. В)Разноцветными огнями озеро блестит. Г) Роса блестит на серых крышах. Составьте словосочетания с глаголами бороться ( с кем?), бросать (что?), беседовать (с кем?), беспокоить (кого?).

3. К глаголам подберите зависимые существительные в Винительном падеже, образуйте и запишите словосочетания «глагол + существительное в Вин. п» Положить, точить, бросать, уважать, испытывать, понимать, ненавидеть, перейти, объехать.

4. Определите род имён существительных, допишите окончания имён прилагательных . Остр.. боль, осенн… грязь, открыт… дверь, счастлив… жизнь, снежн… метель, грозн… вихрь, могуч… корабль, интересн… спектакль, вкусн… щавель, нов… фильм, кожан… портфель, пёстр… ткань.

5. К данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные, обозначьте главное слово.

Топкое …, сыпучий …, лесное …, горячее …, яркий…, огромное…, широкое…, красивая…, голубое…, новая….

6. Выпишите сначала существительные мужского рода, потом – женского, затем – среднего. Образуйте СС «сущ + прилаг». Образец: стройный юноша, дружная артель, ученическое собрание. Знамя, ручей, событие, молодёжь, честь, дело, семя, лев, ружьё, время, заседание, пальто, путь, циркуль, картофель, картошка, имя, автомобиль.

7. Образуйте СС «сущ + прилаг» с данными существительными.

Стебель, изгородь, путь, гребень, мебель, жёлудь, обувь, сирень, прорубь, рысь, мышь, богатырь, плетень.

8. Спишите и укажите СС с зависимыми существительными в Род, Дат, Вин, Предложном падежах. Выделенное предложение разберите по членам . А) На куст боярышника опустилась стая чижей, куст облит солнцем, чижи рады солнцу и щебечут ещё веселей. Б) Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по – новому красивый. В) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горой широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и рассыпались, растаяли в туманах.

9. Спишите, определите падеж выделенных существительных . Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и пересадили в него маленькую берёзу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся веткиберёзы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у неё уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми… (К.Паустовский)

10. Спишите текст, определите падеж имён существительных, обозначьте главные слова . Солнце обливает воду и землю жаркими лучами. Море дышит туманом. Звенят волны, перекатываются через серые камни, шуршат мелкой галькой. Гора одета в тёмную зелень, среди этой зелени сверкает золото лимонов, апельсинов. Любит солнце эту землю!

11. Перепишите текст, в выделенных СС определите падеж зависимого слова . Начало осени. Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на полянку, а другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на тёмную ёлку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по- разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного лета начинается большая перемена и деревья все по- разному начинают переживать листопад.

12. Составьте СС, присоединив к данным глаголам существительные в Вин.падеже с предлогом. Обижаться, сердиться, верить, вдуматься, превращаться, агитировать, заступаться.

13. Составьте СС с данными глаголами – синонимами и синонимичными оборотами, отвечая на поставленные в скобках вопросы . Хорошо обращаться ( с кем? с чем?), хорошо относиться (к кому? к чему?), препятствовать (кому? чему? в чём?), протестовать ( против кого? чего?), быть зависимым (от кого? от чего?), быть подчиненным (кому? чему?), быть недовольным (кем? чем?), разочароваться (в ком? в чем?)

14. Составьте и запишите словосочетания, обозначьте падеж имен существительных. Образец: Гордиться (кем?) отцом – Тв.п, гордость (за кого?) за отца – В.п Слушать, прислушиваться (музыка), присутствовать, посещать (занятия), вручать, представлять(награда), очаровываться, разочаровываться (подруга).

15. Перепишите предложения, выделите словосочетания со словами: бороться, становиться, доставаться, принести.

1) Лет двести тому назад ветер принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну лунку.

2) Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет.

3) Болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая как торф достается человеку от солнца в наследство.

16. Перепишите, в выделенных словосочетаниях определите падеж зависимого существительного, выделите предлог.

1) Мы испытываем глубокое уважение к людям труда. 2) Мы с волнением читаем рассказы о героях. 3) Бабушка начинает рассказывать мне какие – то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье.

17. Образуйте словосочетания, присоединяя к глаголам существительные. Радоваться, верить, улыбаться, удивляться, помогать, обучить. Подарить ( кому? что?); написать ( кому? что?); послать (кого? куда?); учить (кого? чему?); обучить (кого? чему?); возражать ( кому? в чём?).

18. Перепишите текст, в выделенных СС определите падеж имён существительных, обозначьте главное слово. Снежная пороша. В лесу очень тихо. Деревья покрыты снегом, ели повесили громоздкие тяжёлые лапы, березы склонились, некоторые даже согнулись макушками до самой земли. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлкане склонится ни подкакойтяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и клонится к земле.

19. Перепишите текст, в выделенных СС укажите главное и зависимое слова . С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи. Туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на телеграфную проволоку.

20. Выпишите из предложений СС, образованные по типу «сущ + сущ», «гл + сущ». Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Вера в победу крепка. Друзья мечтают о дерзком высотном полёте, о дальнем походе в моря.

21. Перепишите текст, в выделенных СС определите падеж имён существительных, обозначьте главное слово. Как только кончились заросли ландыша и пошли среди негустого подлеска толстыеели, так под первой же елью и встретил меня белый гриб.Его нельзя было назватьмолодым, но и старость ещё не прикоснулась к нему. Один он мог вознаградить меня за все труды.Но, нагнувшись за ним, я увидел ещё два, а потом ещё три гриба.

22. К данным словам подберите подходящие по смыслу существительные, определите их падеж. А) стремление к…, уважение к. любовь к…, ненависть к…, Б) рассказ о…, беседа о…, мечта о…, разговор о…, рассказывать о…, мечтать о…, В) уверенность в. потребность в…, настойчивость в…, сомнение в…, участие в…, Г) вера в. игра в….

23. Слова, данные в скобках, поставьте в Тв.пад. Восхищаться (картина), владеть (земля), овладевать (знания), гордиться (друзья),злоупотреблять (доверие), командовать (парад), любоваться (цветы), увлекаться (строительство).

24. Перепишите текст, слова и СС, заключенные в скобки, употребляйте в нужном падеже. Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к (родник) по (узенькая тропинка). Над ними сияло (холодныйгодубой) небо, остроконечные утёсы Синих гор поднимались к (небо).Любопытные сороки резко стрекотали в (тишина). Между (ветки) прыгали (серый юркий) белки. Под деревьями на (белый снег) отпечатались следы (звери и птицы).

25. Составьте СС, присоединив данные в скобках существительные к однокоренным словам, принадлежащим к разным частям речи. Обозначьте падеж имён существительных. А) благодарить (кого?), благодарность (кому?), благодарный (кому?) (друзья). Б) готовить (что?) (уроки), готовность ( к чему?) ( борьба).В) уважать (кого?), уважение ( к кому?) (родители). Г) радоваться (чему?), радостный (от чего?), радость (кого?), радость (за кого?), ( удача, товарищи).Д) гордиться (кем?), гордость ( кого? за кого?) (друг).

26. Образуйте СС, выделите окончания существительных, объясните их правописание. Говорить ( пьеса), сообщить (болезнь), подойти ( опушка), гостить (деревня), отдыхать (аллея). Яблоко упало (яблоня). Яблоки растут (яблоня). Мы подошли (яблоня). Мы шли ( аллея). Деревья были (иней). Ходил по комнате ( волнение). Ледоход начался (Волга, Кама, Лена). Нужно содержать своё платье (чистота, опрятность). Дети бежали (дорога, тропинка).

27. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя нужные предлоги. Аист опустился ( крыша), огонь показался ( крыша), вода стекала ( крыша), зелёный мох расползся ( вся крыша), голуби носились ( крыша).плющ обвивал всю стену, начиная ( крыша).

28. Существительные, данные в скобках, поставьте в нужном падеже, образуйте с ними СС, подбирая подходящие по смыслу слова. Образец: вышел из деревни, дорога на станцию. Из ( деревня), на (станция), в ( беседка), к (яблоня), на (аллея), к (Мария Ивановна), об (Анастасия Сергеевна), на (батарея), в (чернильница), на (картина), из (роща), на (демонстрация), при ( гостиница).

29. К данным однокоренным словам подберите зависимые слова, укажите их падеж. Внимание, внимательный; доверие, доверять; остановка, остановиться; бороться, борьба; беседовать, беседа.

30. Образуйте СС из данных слов, правильно употребляя предлоги. Войти ( комната, коридор, балкон, крыльцо, терраса); жить ( Москва, Арбат); купаться (Волга, Днестр); кататься (озеро, река); пойти ( лес, поле, аллея).

31. К данным словам подберите зависимые слова в нужном падеже, образуйте СС. А) любовь, ненависть, презрение, интерес, внимание — К; Б) уверенность, убежденность, вера – В; В) отчет, заявление, напоминание – О; Г) расчет, надежда, согласие, наступление, игра – НА.

32. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже, вместо точек подберите необходимые приставки, обратите внимание на соответствие или несоответствие приставки и предлога.

Мальчик …шёл (вода)

Мальчик …шёл (берег)

Мальчик …шёл (деревня)

Птица …летела (крыша)

Птица …летела (гнездо)

Птица …летела (гнездо)

Опасно …касаться (провода)

33. Спишите, подчеркните СС, состоящие из глагола и зависимого слова в Вин.пад. 1) Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель. 2) Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. 3) Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где –то. 4) Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели. 5) С дороги, через всю страну, я вижу отчий край смоленский.

34. Замените СС « глагол + существительное» словосочетаниями «существительное + существительное», обозначьте падеж зависимых слов. Образец: рубить лес (В.п) – рубка леса (Р.п) Оросить пустыню, восхищаться живописью, открыть месторождение, раскопать курганы, строить города, мечтать о будущем, играть в футбол.

35. Перепишите, СС с главным словом – глаголом подчеркните, определите падеж зависимых существительных. 1) Море размывает берега. 2) Облако золотит солнце. 3) Посев губит холод. 4) Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. – Я как- то особенно люблю солнце. 5) Передо мной тянулось ночной бурей взволнованное море. – Я помню море перед грозою.

36. Произведите разбор предложений, выпишите по 3 примера именных и глагольных СС. 1) Учитель усадил нас за разостланную солому и дал каждому по тетрадке, по карандашу и по дощечке. 2) А по двору метелица ковром шелковым стелется. 3) Улыбнулась солнцу сонная земля.

37. Выпишите из текста по 3 СС« глагол + существительное в косвенном падеже», «существительное + существительное в косвенном падеже», «существительное + прилагательное», « глагол + наречие». Птицы особенно чутки к переменам погоды и задолго предугадывают их, но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигнет внезапный ураган, нередко со снегом. До берега далеко, силы ослаблены дальним полетом. Счастье для птиц, если встретится им в эти минуты морское судно. Целой тучей опускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их трепетной доверчивости.

38. Выпишите из текста по 3 СС: глагольные, именные, наречные. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замёрзли. Когда явилось солнце и разогрело все, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева сосна.

39. Перепишите, укажите тип выделенных СС. Определите, каким способом они связаны. В Мещоре почти у всех озёр вода разного цвета.Больше всего озёр с чёрной водой. Виных озёрах вода напоминает блестящую тушь.Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетаютжелтые и красные листья берез и осин.Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле.

40. Замените СС «существительное + существительное» на синонимичные «существительное + прилагательное» по образцу: берлога медведя – медвежья берлога. Гнездо вороны, шкура лисы, морда зайца, шуба из шкурок белки, след волка, цепь из железа, дом из дерева, гнёзда птиц, рога оленя.

41. Замените СС «прилагательное + существительное» на синонимичные «существительное + существительное» по образцу: малиновое варенье- варенье из малины. Январские морозы, яблочное повидло, грибной соус, кожаный портфель, подмосковная дача, слоновая кость, еловые шишки, троллейбусный парк, зарубежные гости, сентябрьские дожди, школьное здание.

42. Спишите, выделите СС» существительное + прилагательное». Определите род, число, падеж имён прилагательных. Только что поднялось усталое сентябрьское солнце; его белые лучи то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг. Вокруг щёлкают любопытные синицы.

43. Спишите. Слова и СС, данные в скобках, ставьте в нужные падежи, выделите окончания имён прилагательных. Хорошо в лесу (ранняя) весной! Когда (ясный) утром идёшь по ( тропинка) между чуть ( зелёные деревья), становится особенно весело – лес оглашается (птичий) гомоном. От ( клейкие берёзовые) листочков разливается тонкий запах. Лёгкие облачка незаметно возникают в( небесная синева) и так же незаметно исчезают.

44. Составьте СС, употребляя данное в скобках прилагательное в нужном роде и падеже. На ( лесное) озеро, по (зеленый) лугам, в ( таинственная) темноте, над ( широкая) рекой, на (широкая) реку, о ( широкая) реке.

45. Прочтите текст, выпишите СС, в которых главным словом является слово – запах. В выделенных СС определите падеж зависимого слова. Как обаятелен этот чудесный запах леса после весенней грозы, запах берёзы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам, и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.( Л. Толстой)

46. Перепишите, в выделенных СС определите, каким способом они связаны. Белые лебеди широко расправляют свои паруса – крылья, бьют по воде, тяжело взлетают над озером и, далеко вытянув белые шеи, летят куда – тов синее лесовое и водяное царство. ( И.С. Соколов – Микитов)

47. Из данных предложений выпишите именные словосочетания. 1) В седом океане, в полярной пустыне, от края родного вдали, четыре товарища жили на льдине, у самой вершины земли. 2) Один на утренней заре, я убегал к родной реке. 3) Пахнут пеньки и тропинки вкусным осенним грибком.

48. Из данных предложений выпишите глагольные и именные словосочетания. 1) Всё Рижское взморье в снегу. Он всё время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. 2) Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хруст льда и шорох оседающего снега.

Упражнения при изучении глагола.

1. Спишите текст, выделите СС « глагол + существительное». Определите падеж имён существительных. Разведчики вступили в самую опасную часть своего пути. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Звук, который привлёк внимание сержанта Егорова, казался очень странным. Егоров опусти в окоп руку с электрическим фонариком. В окопе спал мальчик, он лежал в луже и тяжело бредил во сне. Но вдруг мальчика как будто подбросило; в одно мгновенье он выхватил из – под себя большой отточенный гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ладонью его рот.

2. Перепишите, укажите переходные и непереходные глаголы. 1) Я куплю себе косу новую, отобью её, наточу её. 2) Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят. 3) Мы пойдём с тобой в степь широкую. 4) Я не помню утра, более голубого и свежего.

3. Перепишите, определите переходность и непереходность глаголов. 1) Кто дерево хоть раз посадит, Тот на земле оставит след: Его в тени ветвей припомнят Потомки через много лет. 2) Люблю песчаный косогор. Перед избушкой две рябины. Калитку, сломанный забор… 3) И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

4. Выпишите СС с зависимым словом в Вин.п и Род.п, переходные глаголы подчеркните. 1) Нас водила молодость в сабельный поход, Нас бросала молодость на кронштадтский лёд. 2) Я пройду, где разметалась широко долина, Наломаю краснотала, ивы и калины. К ним в сыром, но тёмном рву на глухой дорожке Жёлтых лютиков нарву, Ландышей в сережках. Дальше пусть в моем дому Счастье будет полным, — Колокольчиков приму Голубые волны.

5. Данные СС сделайте отрицательными. Укажите, как изменится падеж зависимого слова. Образец: посадить дерево(В.п) – не посадить дерева ( Р.п) Оставить след, шагать под солнцем, вспомнить о деле, рисовать самолёты, приехать в лагерь, слушать стихи, устать от беготни.

6. Спишите, переходные глаголы подчеркните. Дул свежий ветер. Он со свистом пролетал мимо ушей, пенил голубые волны и ласково трепал ярко – красное полотнище флага. Флаг стройно высился над лагерем, над крепкой скалой.

7. Подберите дополнения к данным глаголам, переходные глаголы подчеркните. Взять, ловить, пилить, объехать, наговорить, натерпеться.

8. Составьте СС с данными глаголами и существительными. Переходные глаголы подчеркните. Ждали (друг), добился ( успех), бояться ( темнота), желать ( здоровье), приносить ( ягоды), не ищет (путь), хочется (чай), натерпеться ( обида), напиться ( молоко), не бояться ( трудности).

9. Перепишите. Укажите, каким способом связаны слова в выделенных СС. Было раннее утро. Накрапывал дождь, телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что – то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. Я отвёл мокрые стебли вьюнкаи прочёл забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я». Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тихие тени. Только гудение пчёл нарушало молчание.

10. Прочтите. Выпишите глаголы с зависимыми существительными, определите время глагола.

Мещерский край В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью.

11. Спишите, вставляя вместо точек нужные окончания. Определите время глагола. 1) Внутренность леса постепенно темн. алый свет вечерней зари медленно скольз.. по корням и стволам деревьев, переход.. от нижних, почти ещё голых веток к неподвижным, засыпающим верхушкам. 2) Лесной запах усилива..ся, слегка повеял.. теплой сыростью; влетевший ветер около вас замира.. .

12. Спишите, вставляя вместо точек нужные окончания. 1) Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зелен.. короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не каса..ся его холодн.. серебрист.. влаги. Я добрался до ключа, на траве лежала черпалка из бересты. На этом – то пруде в заводях или в затишьях между тростниками выводил..сь и держал..сьбесчисленн.. множество уток всех возможных пород. Небольшие стаи то и дело носил..сь над водой. 2) В сух… и чист.. воздухе пахнет полынью, сжат..рожью, гречихой, даже за час до ночи вы не чувству.. сырости.

13. Данные глаголы запишите в 2 колонки: а) со значением действия б) со значением чувства. Подберите к ним существительные в нужном падеже. Описывать, предусматривать, гордиться, возмущаться, восхищаться, пугаться, ненавидеть, говорить.

14. Выпишите сначала глаголы, требующие Вин.п существительного, затем – Род.п. Составьте 3 -4 СС. 1) уважать, хотеть, достигать, понимать, желать, волновать, перейти, объехать, оправдать. 2) читать, испытывать, требовать, помнить, просить, опасаться, придерживаться, забывать.

15. Выпишите сначала глаголы, требующие Дат.п существительного, затем –Тв.п, подберите зависимые слова в нужном падеже. Восхищаться, гордиться, верить, командовать, любоваться, радоваться, увлекаться, прислоняться.

16. Выпишите СС с зависимым словом в Тв.п; определите вид, время, число глагола. Вот апрель прошел селом, Шлепая по лужицам, А взмахнул он рукавом — В небе птицы кружатся. Он в овраги заглянул, С синей речкой встретился, Рукавом другим взмахнул -Луг цветами светится.

17. Составьте СС с данными глаголами и словами в скобках. Беспокоить, тревожиться ( больные); думать, задумываться ( прочитанное); извещать, сообщать, посвящать ( мать), рассказывать, делиться ( товарищ).

18. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже. Любоваться ( закат, звезда), описывать ( лес, зима, работа), гордиться ( награда, победа), ненавидеть ( враг, подлость).

19. Из данных глаголов и существительных составьте СС, переходные глаголы подчеркните. Любить ( отчизна), достигла ( цель), не достигла ( цель), желать ( здоровье), чувствовать ( ответственность), не чувствовать ( ответственность), избежать ( опасность).

20. Составьте СС с данными глаголами. Требуем, не хотим, добиваемся, достигаем, желаем.

21. Составьте предложения о нашей Родине, используя слова. Гордимся, любуемся, владеем, восхищаемся, восторгаемся.

22. Глаголы неопределенной формы, заключенные в скобки, поставьте в прошедшем времени, соедините их с данными существительными. Осина, тополь, сирень, ясень ( облететь); река, озеро ( замерзнуть); гость, гостья, гости ( приехать); медведь, рысь, лань ( озираться).

23. Допишите окончания глаголов, укажите время этих глаголов. Тихо ве.. ветерок. Мы сид.. с удочками на берегу озера. Вдруг облако закры.. солнце. Скоро пойд.. дождь. Издалека донос..ся гул грома. Высоко пролетел.. стая уток. Ветер поду.. сильнее. Озеро взволновал..сь.

24. Глаголы неопределенной формы, заключенные в скобки, поставьте в прошедшем времени, соедините их с данными существительными. Тополь (зацвести), прорубь (замерзнуть), мышь ( пробежать), спектакль ( начаться), картофель ( подрумяниться), госпиталь ( эвакуироваться), очередь ( выстроиться), тюль ( продаваться).

25. Составьте СС с данными глаголами. Сердить ( кого?), сердиться ( на кого?); хвалить ( кого? что?), хвалиться ( кем? чем?); сравнить ( что? с чем?), сравниться ( с кем? с чем?); беспокоить ( кого?), беспокоиться ( о ком?); извинить ( кого? что?), извиниться ( перед кем?); смотреть ( на кого? на что?), смотреться ( во что?); вертеть ( кого? что?), вертеться (около, вокруг чего?).

26. Составьте СС с данными глаголами

Соединить (что?), соединиться ( с чем?); ознакомить ( кого?), ознакомиться ( с чем?); вступить ( во что?), вступиться ( за кого?); возвратить (что?), возвратиться ( к кому? к чему?).

27. От данных возвратных глаголов образуйте невозвратные, составьте с ними СС Образец: веселюсь – веселю ( кого?) гостей. Вращаться, купаюсь, сушусь, моюсь, укладываюсь, ознакомиться.

28. Образуйте СС по типу « глагол + существительное». Обидеть, обидишься; увидишь, увидишься; держишь, держаться; смотреть, смотришься; присмотреть, присмотреться.

29. К данным глаголам подберите возможные дополнения с предлогом или без него. Отвинтить, отбежать, добраться, подкрасться, оплатить, отломать, прислониться.

30. Перепишите, подчеркните глагольные приставки и соответствующие им предлоги. Вклеить в книгу, войти в дом, влезть на дерево, выйти из –за дерева, выйти из берегов, вылезти из –под стола, уехать к родным на лето, подойти к границе, отойти от станции, пробиваться сквозь тайгу, зайти к врачу, забежать за дерево, забежать к товарищу.

31. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже, правильно подберите предлоги. 1) В жаркую летнюю ночь лошадей выгоняют ( поле) 2) Лампочка перегорела, и её вывинтили ( настольная лампа). 3) Ночные бабочки то влетали ( комната), то вылетали (она). 4) Солнце выглянуло ( туча). 5) Сережа выбрался ( подвал). 6) Мальчик вывел туристов ( лес, речка).

32. Вместо точек поставьте подходящие по смыслу приставки. 1) Брат …шёл домой. Брат …шёл из дома. Брат …шёл за дом. Брат …шёл от дома. Брат …шёл к дому. 2) Мальчик … плыл далеко. Мальчик … плыл к берегу. Мальчик … плыл к лодке. Мальчик … плыл от берега.

33. Данные СС замените антонимичными. Образец: отойти от станции – подойти к станции. Отойти от стены, отвязать лошадь от столба, приклеить марку к конверту, отплыть от берега, отбить доску от забора, отъехать от станции.

34. С данными глаголами составьте СС по схеме. До + глагол ( до чего?); на + глагол ( на что?); пере + глагол( через что?); под + глагол ( к чему?); до + глагол ( до чего?); при + глагол ( к чему?); от + глагол ( от чего?).

35. Из данных предложений выпишите СС с глаголами – состоять, следовать – в роли главного слова. 1)Гора почти вся состоит из богатейшей железной руды. 2) Вся поклажа моей тележки состояла из небольшого чемодана. 3) Радик Юркин состоял в организации « Молодежный путь». 4) Наши крейсеры следовали за главными силами.5) Николай, следуя его примеру, поднял винтовку. 6) Следовать советам врача. 7) Следовать во всем отцу.

36. Составьте СС со следующими многозначными глаголами. Состоять ( из чего?), состоять ( при ком?), состоять ( в чем?), состоять ( кем?); доложить ( кому?), предупредить (что?), предупредить (кого? о чем?); кидаться ( на кого? на что?), кидаться ( чем?); бросать (во что?), бросать (чем?); знать (что?), знать (о чем?).

37. Данные в скобках слова поставьте в нужном падеже. Преподавать (что?), обучать ( чему?) (история); захватить (что?), завладеть (чем?) (земля); иметь (что?), владеть (чем?) (нефть); торговать (чем?), продавать (что?) (овощи); ценить (что?), дорожить (чем?) ( дружба); начинать (что?), приступить (к чему?) (работа).

38. Спишите, укажите СС с выделенными глаголами, определите падеж зависимых слов. 1) Утро наступило, бледный свет озарил комнату. 2) Первые лучи зари осветили сизые вершины. 3) Я любуюсь родными просторами. 4) Алеша радостно смотрит на ёлку.

39. С данными глаголами – синонимами составьте СС. Вредить ( кому?), портить ( что?); наслаждаться ( чем?), радоваться ( чему?); возмущаться ( чем?), негодовать ( из- за чего?); настаивать ( на чем?), добиваться ( чего?); начинать (что?), приступить ( к чему?).

40. Образуйте СС по способу « глагол + существительное» и используйте их для составления предложений. Удовлетворять, отвечать, соответствовать ( запросы). Удивляться, восхищаться, преклоняться ( талант). Тормозить, препятствовать, мешать ( развитие).

41. Составьте СС с данными глаголами и синонимичными им оборотами. Интересоваться ( чем7) – проявлять интерес ( к чему?); верить ( во что?) – быть уверенным ( в чем?); отчитываться ( в чем?) – сделать отчет ( о чем?); оценить (что?) – дать оценку ( чему?); осмотреть ( что?) – произвести осмотр ( чего?); победить ( кого?) – одержать победу ( над кем?); согласиться ( с чем?) – дать согласие ( на что?).

42. Составьте предложения, используя данные глаголы. Образец: Полковник сообщил командирам о положении дел. – Полковник информировал командиров о положении дел. Догнать – поравняться, сочувствовать – сожалеть, мешать – задерживать, приобрести – обзавестись, придерживаться – следовать, мечтать – воображать.

43. Исправьте ошибки в употреблении падежей. 1) Ленька был удостоен наградой. 2) Дееву известили, что Ленька жив. 3) Тараса осудили к смерти. 4) Торговать овощи. 5) Любоваться на Кремль. 6) Дедушка жестоко относился с Алешей. 7) Метелица бесшумно и быстро перелез за забор. 8) Всадники привязали лошадей у изгороди и бросились к реке.

44. Прочтите текст. Опишите ледоход на Белой, правильно употребляя слова и СС, данные в скобках. С крыльца нашего дома видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется.Наконец пришел долгожданный день. В одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на( крыльцо) и жадно следил глазами, как шла между ( берега) огромная полоса ( синий, темный лед). Через час я увидел невиданную ( картина): лед трескался, ломался на отдельные глыбы, вода плескалась между ними, они набегали одна на другую, иногда обе глыбы разрушались на мелкие кусочки и с треском погружались в ( вода). Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до (наши уши). Налюбовавшись этим ( величественное зрелище), я воротился к (мама ) и долго рассказывал ей обо всем, что видел.

Упражнения при изучении предлога.

1. Спишите текст, выделите СС, подчеркните предлоги». Определите, что они обозначают. 1) Поговорим, Земля, обо всем: об этих минутах, о днях, о ранней весне, об очень далеких дорогах, о первом мальчишеском сне. 2) Я видел, как от травинки загоралась соседняя ветка, от этой ветки – другая… 3) Песню иную о дальней земле возил мой приятель с собою в седле.

2. Перепишите. В СС, образованных по способу управления, подчеркните предлоги, объясните их правописание. 1) Вскоре дорожка привела к большому озеру. Озеро это было, можно сказать, без берегов. Шла, шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно. 2) Сосны до неба хотят дорасти, Небо ветвями хотят подмести, Чтобы в течение года Ясной стояла погода.

3. Подберите зависимые существительные к данным глаголам. Поговорим, вспомним, опишем, расскажем, доложим, объясним, просим, сердимся.

4. Из данных вразбивку слов составьте предложения, употребляя необходимые по смыслу предлоги. 1) Мы, переехали, новая, квартира, в, новый, дом. 2) Двор, мы, разбили, во, цветник; он, посадили, вокруг, деревья. 3) Дуб, поставили, под, скамейки, и, большой, стол. 4) Ребята, ухаживают, за, цветник, они, тренируются, волейбольная, площадка; часто, в, играют, городки.

5. Слово, заключенное в скобки, поставьте в нужном падеже, правильно употребляя предлоги. 1) Пароход шел ( мост). 2) Окно было высоко ( земля). 3) На столе стояла ваза ( цветы). 4) Флаг развевался (здание). 5) Ручка лежит (стол). 6) Я услышал эту новость ( товарищ). 7) Он еле держался (ноги) ( усталость).

6. Употребите в тексте предлоги. 1) Но не .. костер глядел Тарас, не .. огне думал; глядел он .. ту сторону, где бились и боролись казаки. 2) Он сказал, что едет … Дон, .. . район станицы Цимлянской. 3) Поехал он не … Ленинград, не … техникум, а .. Дон, где начиналась великая стройка.

7. Из данных слов образуйте СС при помощи предлогов К, ПО. Путь, пристань; аллея, прогулка; движение, улица; Волга, путешествие; тропинка, мельница; Кама, поездка; столица, экскурсия.

8. Из данных слов образуйте СС при помощи предлогов ОТ, ДЛЯ. Порошок, головная боль; капли, успокоение нервов; таблетка, бессонница; усиленное питание, восстановление сил.

9. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже. Надежда, вера, уверенность ( победа, знания, успех); Желание, потребность, любовь ( счастье, мир).

10. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже. Преданность ( Родина); зависимость ( условия); победа ( враг); презрение ( смерть).

11. Раскрывая скобки, правильно употребите нужный падеж. 1) Окна дома выходят ( двор, тупик, улица, площадь). 2) Живу ( переулок, село, проспект, улица Советская). 3) Еду ( Крым, Кавказ, Белоруссию). 4) Вернуться ( отпуск, кино, Крым, Кавказ).

12. Измените данные СС таким образом, чтобы они отвечали на вопрос: откуда? Образец: вспрыгнул на площадку – спрыгнул с площадки. Вошел в вагон, влез в окно, поднялся в гору, забежал в деревню, занес в комнату.

13. Выпишите СС с предлогом. Назовите глагол, синонимичный глаголу – сопутствовать, подберите к нему зависимые слова. Шелест книжных страниц Нам сопутствует в жизни повсюду, От бурлящих столиц До посёлка у тихой запруды, От горячих низин До просторов Полярного круга, От кудрей до седин, Книга – нет у нас лучшего друга. (В. Инбер)

14. Выпишите СС с предлогом В, определите падеж зависимых слов. 1) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. 2) Низкое солнце ослепительно било в глаза. 3) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. 4) Близился вечер, когда Горбунов пришел в сознание.

15. Выпишите СС, обозначающие причинные отношения. Назовите предлог, при помощи которого выражаются эти отношения. 1) Из – за какой – то беды поезд два часа простоял на полустанке. 2) Павлик очень устал с дороги. 3) Ваня вскрикнул с испуга. 4) Анна посмотрела на мать мокрыми от слёз глазами. 5) глина на домах обвалилась от дождя.

16. Исправьте ошибки в употреблении предлогов. 1) Родители у Пети были дворяне. 2) Пугачев беспощаден со своими врагами. 3) С холодных краев летят к нам друзья – птицы. 4) Только поздним вечером добрался он к селу. 5) Дорога объезженная, на ней много раз ездили. 6) Кровь текла на губах Махова.

17. Из нераспространенных предложений составьте распространенные. Для этого используйте слова, заключенные в скобки, не изменяя их. 1 ) Прилетела стая ( запоздавшая, с криком, галок). 2) Двигались огни ( тусклые, фонарей, в темноте). 3) Начальник бежал ( на телеграф, штаба, из кабинета, с приказом). 4) Стволы белели ( тихо, тонкие, во тьме, берез). 5) Туча ползла ( с запада, тяжелая, черная, медленно). 6) Полз жучок ( яблони, розоватый, снизу, вверх, по стволу).

18. Перепишите, выделите СС со сложными предлогами. 1) Солнце садилось из –за синей тучи в лес большим лохматым шаром. 2) Желтые огоньки вырвались из – под сизого дыма. 30 я видел однажды вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, большую белую чайку: она сидела неподвижно и только изредка расширяла свои длинные крылья навстречу морю, навстречу низкому, багровому солнцу.

19. Прочтите текст, напишите изложение. Летом мне однажды пришлось пробовать новое ружье. Я вышел в лес на глухую поляну, где никто не могпомешать. Повесив на толстой осине мишень и отсчитав шаги, я хорошенько прицелился и выстрелил пулей. Пуля насквозь пробила осину, а после выстрела из дупла вылетела огромная птица с большой круглой головою.Освещенная дневным светом, птица неуклюже уселась на старой осине. В необыкновенной птице я узнал филина, голос которого мы слушали по ночам в лесу. Из рассказов охотников я знал, что в птичьем мире филин слывет самым злым и страшным хищником, которого все птицы боятся и ненавидят. Филин сидел, как копна на осине, и его крупная с ушами, кошачья голова медленновращалась, освещённые светом большие глаза беспомощно закрывались. По – видимому, филин скрывался днем в дупле старой осины и пробившая осину пуля его испугала. Я не торопился убивать редкостную птицу и, спрятавшись за стволом дерева, стал наблюдать. Филин сидел почти неподвижно, только ушастая голова его медленно вращалась, как на шарнире. Головастое чудовище, сидевшее на голой осине, было видно со всех сторон издалека. С появлением филина на моих глазах в лесу стало совершаться нечто необычайное. Первыми заметили филина неведомо откуда появившиесястрекотухи – сороки. С особенным тревожным и злым стрекотаньем закружились они над осиной. Точно по птичьему радио был передан этот сорочий сигнал тревоги. С реки, с полей, из леса на сорочье стрекотанье торопливо летели вороны и вороны, откуда ни возьмись появились большие и малые ястребы, тучею кружились галки. Птицы слетались на великий суд над ненавистным разбойником. Они кружились, подсаживались ближе и ближе к филину, угрюмо ворочавшему ушастой головой. Даже самые маленькие птички смело подлетали к нему. Сбитый нападавшими птицами, филин распустил крылья, и преследуемый всей птичьей оравой, неловко переметнулся на соседнее дерево. Но и здесь птицы не оставляли его, все настойчивее и смелее теребили его и клевали. Чтобы не дать свершиться жестокому самосуду, я поднял ружье и выстрелил. Филин взлетел, а напуганные выстрелом птицы разлетелись в разные стороны.

( И. Соколов – Микитов)

Упражнения при изучении темы «Связь слов впредложении».

1. Из данных предложений выпишите СС. Укажите СС со связью управление в 3-м предложении. 1) Тебя охраняем мы свято Винтовкой, гранатой, штыком, Земля, по которой когда – то Мы в детстве прошли босиком. (Дж. Алтаузен) 2) Отряд не заметил Потери бойца И «Яблочко» — песню Допел до конца. (М.Светлов) 3) Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы.

2. Из данных предложений выпишите СС; определите, каким способом зависимое слово связано с главным . 1) Солнце пронизывало зеленую листву ослепительными искрами. 2) В глазах матери засветилась надежда и скрытая ото всех радостная мечта. 3) Книга поможет вам разобраться в сложной путанице мыслей.

3. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже, по необходимости употребляйте предлоги. Равнодушный (слава), свободный (недостатки), внимательный (люди), стремление (знания), мечты (счастье), полезный (дело).

4. Спишите предложения, укажите СС со связью согласование. 1-ое предложение разберите по членам. 1) Ярко загорелась в небе голубом утренняя зорька над большим селом. 2) Редеет облаков летучая гряда. 3) Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой.

5. Спишите предложения, укажите СС со связью согласования, управления, примыкания. 1) Весело сияет месяц над селом, белый снег сверкает синим огоньком. 2) Облака в синеве белым стадом плывут. Журавли в облаках перекличку ведут.

6. Выпишите СС со связью согласования, примыкания. Выделенные предложения разберите по членам. 1) Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело… (А.Фет) 2) Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало, Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся, И весенней полон жаждой. ( А.Фет) 3)Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком. ( А.Плещеев)

7. Данные в скобках слова и СС используйте для распространения предложений. 1) Я нашел ( Тимку, в березняке). Он подводил ( осторожно, палку с петлей, под едва заметного щегла). Щегол посматривал ( на, с любопытством, Тимкино занятие). Он позволил окружить ( беспечно, петлей, головку). Он прыгал ( через минуту, в клетке, с другими птицами, вместе). 2) Я пробирался ( к северу, к своим, с тупым упрямством, не сворачивая с опасных дорог).

8. Укажите, каким способом связаны главное и зависимое слова в СС. Явился к сторожу, сила народа, ярко светит, переехала дорогу, далекий горизонт, решать задачу, занимается гимнастикой, спокойное море, приморский город, тихо веет, жемчужное ожерелье, стая уток, лесной ручей, снежная мгла, доносится издалека.

🎦 Видео

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Автоматизация Л★ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МУЛЬТИК★ Играем с Играем с АЛЛАДИНОМ★0+Скачать

Автоматизация Л★ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МУЛЬТИК★ Играем с Играем с АЛЛАДИНОМ★0+

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, ЩСкачать

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"

Упражнения на ДИКЦИЮ!Скачать

Упражнения на ДИКЦИЮ!

Русский язык 3 класс. СловосочетаниеСкачать

Русский язык 3 класс. Словосочетание

Мощная ДИКЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для дикции. Постановка речи.Скачать

Мощная ДИКЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для дикции. Постановка речи.
Поделиться или сохранить к себе: