Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
А5.Синтаксические нормы.
Нарушение согласования главных членов в сложноподчиненном предложении
. Все, кто бывал (-и) на Бородинском поле, обнажает (-ют) голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Неправильно!
Все, кто бывална Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Все, кто бывалина Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Правильно!
Все, кто бывална Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Запомните: те (все) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе
кто + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе
Проверьте, во всех ли СП предложениях допущены ошибки в согласовании главных членов:
• Все , кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы.
• Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
• Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года.
• Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.
• Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
• Все, кто хорошо знают творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».
• Те, кто знает стихотворения А.Т. Твардовского, ощутили их простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов.
• Многие, кто бывали в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
• Те, кто много читает, не делает ошибок в письменной речи.
• Те, кто увлеченно работают в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
• Все, кто любят родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества.
• Тот, кто умеет пользоваться компьютером, имеет доступ к широкому информационному полю.
• Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
• Те, кто преподают науки, служат делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск.
• Все, кто читал поэтические произведения В.Маяковского, знакомы с особым ритмом его стиха.
• Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
* Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
• благодаря • согласно • вопреки • наперекор • навстречу подобно | ЧЕМУ? (Дат. п.) |
Найдите ошибку в управлении:
• Благодаря общения с литературой, искусством, люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов великих творений.
• Благодаря зазеленевших весной растений, сад удивительно преобразился.
• В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры.
• Благодаря современных технологий, ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
• Вопреки скептического мнения некоторых современников о М. Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта.
• Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.
• Согласно закона, человек имеет право на бесплатное образование.
• Благодаря слаженной работы трудового коллектива, завод перевыполнил план.
• Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину», каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.
* По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
* По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.
* По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
* По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
• вследствие • ввиду • в случае | ЧЕГО? (Род. п.) |
3.Употребление непроизводных предлогов Предлог «ПО» — «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ» | |
ЗАПОМНИ. ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ | НЕПРАВИЛЬНО. ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ |
Запомни!
• Оплатить что – уплатить за что
• беспокоиться о ком – тревожиться за кого
• надеть что на что – одеть кого во что
• обращать внимание на что – уделять внимание чему
• отзыв о чем – рецензия на что
• предостеречь от чего – предупредить о чем
• заметить что – догадаться о чем
Найдите предложения с ошибкой в управлении:
• Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
• По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
• По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
• Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
• По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
• По окончанию глагола определяем спряжение.
• Нам оплатили за сверхурочный труд.
• Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
• Кондуктор попросил оплачивать за проезд.
*Можно только восхищаться над тем, как быстро герой это понял и решил изменить свою жизнь, свое отношение к людям.
* Автор В.Лаптев поднимает проблему о вере в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.
* Автор текста В.Амлинский в своем тексте затрагивает тему о жизни детей послевоенных лет.
* Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.
*Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.
*Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.
*Автор не понимает поступок ученого.
*Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.
* Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.
* И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.
*Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.
*Актриса долго страдала, но все-таки не перенесла эту душевную боль и покончила жизнь самоубийством.
4.Нарушение в сочетании «главное слово сущ. + несогласованное определение»
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие — нарицательное существительное «роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т. д.:
Неправильно!
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весеннихводах»
Правильно!
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды»
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в «Весеннихводах»
Найдите ошибки:
• В автобиографической трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» главным героем стал Николенька Иртеньев.
• Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
• О первом космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века».
• В основе сюжета картины Архипова «Обратный путь» – возвращение ямщика домой на зорьке.
• О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
• В «Мертвых душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества.
• Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в ярком колорите, в богатстве цветовой палитры.
• В книге «Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его ссылки в селе Михайловском.
• По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории».
• Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства».
• Открытое письмо деятелей культуры Правительства России опубликовано в «Московском комсомольце».
• По словам Крамского, у других художников на картинах тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах» Саврасова.
• В натюрморте И.И.Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся на столе караваи.
• В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих происхождение слова «Москва».
*В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыта секция электротоваров.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
- Если действие направлено изнутри наружу, употребляется «из»: выйти из леса, вылезти из норы.
- Если действие направлено с поверхности чего-либо, то употребляется предлог «с»: спуститься с лестницы, упасть с крыши, поднять с пола.
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
- Предлог «на» указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие. Но в отличие от «в», «на» не ставит какие-то рамки для той области, о которой идет речь: уеду на деревню к дедушке, нас рано отправили на каникулы, сходить на почту, приходить на станцию.
- Также предлог «на» используется для указания средства передвижения: приехать на машине, на троллейбусе, на электричке.
- Предлог «в» указывает на пребывании внутри чего-либо: сесть в трамвай, плыть в лодке (но приплыть на лодке!), занять в самолете место у окна. То же самое касается географических названий: во Франции, в Финляндии, в Альпах.
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Видео:Словосочетание. 8 классСкачать
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Нарушение управления
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
🎦 Видео
Русский язык 7 класс (Урок№46 - Непроизводные и производные предлоги.)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных предлогов // Русский языкСкачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Словосочетания с предлогом НАСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?Скачать
Правописание производных предлогов | Русский языкСкачать
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
11 класс. СловосочетаниеСкачать