Употребление словосочетаний в речи

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

ТЕМА: « УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РЕЧИ»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

конспект урока по русскому языку , 8 класс к учебнику М.М.Разумовской. ТЕМА: « УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РЕЧИ»

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx20.5 КБ

Употребление словосочетаний в речи

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА № 14.

ТЕМА: « УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РЕЧИ»

ЦЕЛЬ: * закрепить умение отличать словосочетание от слова и предложения;

  • вычленять словосочетание из предложения;
  • определять грамматическое значение словосочетания;
  • закрепить навык правильного употребления их в речи;
  • познакомить с порядком письменного и устного разбора словосочетаний.

ТИП УРОКА: урок закрепления новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные схемы, таблицы.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка Д/З (терминологический диктант)

Г) Словосочетание—- это______________________________________________________

Д) Знаменательные слова в словосочетании—- это________________________________

Е) Подчинительная связь— это__________________________________________________

Ж) Грамматически слова в словосочетании связываются с помощью________________

З) Запишите по одному словосочетанию со следующим грамматическим значением:

а) действие и его признак;

б) предмет и его признак.

  1. Первичная проверка понимания нового материала
  • Беседа по вопросам: Какие пары слов не являются словосочетаниями

( словосочетания записаны на доске):

а) прилетит и доставит;

б) веселым голосом;

г) весело раскричались.

* В каком из данных словосочетаний нет ошибок в управлении:

а) уверенность в победу;

б) надеяться на победу;

в) отзыв на книгу;

г) опираться на фактах.

* Составьте словосочетания со связью —- управление, поставив зависимые слова в Р. п.:

1. вернуться а. Кавказ

2. переехать б. Петербург

3. приехать в. Украина

  1. Закрепление знаний. Работа по теме урока.
  • Прочитайте текст(распечатан). Ответьте письменно, о ком идет речь? Выпишите три словосочетания, которые помогли вам это определить
  • Из текста предыдущего задания выпишите по одному словосочетанию с разными видами связи. Обозначьте в них главные слова.
  • Знакомство с порядком синтаксического разбора словосочетания— чтение теоретического материала— стр. 26
  • УПР. №40.Задания к упр. На стр. 27
  1. Д/З УПР, №41, теоретич. материал
  2. Подведение итогов урока.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии.

Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Конспект занятия по коррекции дисграфии.

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме «Имя прилагательное» (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. .

урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок «Мозаика из рваной бумаги.Птицы» развивает мелкуюмоторику, мышление.

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования.

Видео:ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речиСкачать

ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речи

Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний

Употребление словосочетаний в речи

Цель урока:

  • обобщить знания обучающихся о словосочетании;
  • совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
  • познакомить обучающихся с нормами согласования и управления при образовании словосочетаний;
  • развивать и совершенствовать речевые умения лингвистически грамотно составлять словосочетания, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость, паронимия;
  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Содержание (цель) этапа

Нацелить обучающихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать знания обучающихся о словосочетании, оценить синтаксические умения анализировать словосочетания

Отработать орфографические умения и навыки

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования прилагательного при количественно-именном сочетании

Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования приложений

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Отработать умения обучающихся синтаксически грамотно употреблять словосочетания

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об особенностях управления в словосочетании

Отработать умение обучающихся образовывать словосочетания согласно синтаксическим нормам, а также находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с синтаксическими нормами

Рассмотреть речевые ошибки, связанные с неверным сочетанием слов при построении предложения

Отработать умения составлять согласно синтаксическим нормам

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний»

Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний

обобщить знания обучающихся о словосочетании;

совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;

познакомить обучающихся с нормами согласования и управления при образовании словосочетаний;

развивать и совершенствовать речевые умения лингвистически грамотно составлять словосочетания, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость, паронимия;

совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

Содержание (цель) этапа

Нацелить обучающихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать знания обучающихся о словосочетании, оценить синтаксические умения анализировать словосочетания

Отработать орфографические умения и навыки

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования прилагательного при количественно-именном сочетании

Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования приложений

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Отработать умения обучающихся синтаксически грамотно употреблять словосочетания

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся об особенностях управления в словосочетании

Отработать умение обучающихся образовывать словосочетания согласно синтаксическим нормам, а также находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с синтаксическими нормами

Рассмотреть речевые ошибки, связанные с неверным сочетанием слов при построении предложения

Отработать умения составлять согласно синтаксическим нормам

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

Особенности употребления словосочетаний

Красивая пони – красивое пони или красивый пони?

В городе Москва или в городе Москве?

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Преподаватель проверяет по цепочке упр. 209. Параллельно на доске двое обучающихся работают с первым и вторым предложениями упр.222.

Чем вы руководствовались при образовании словосочетаний в упр. 209? Почему можно сказать нравственные силы, но нельзя нравственная мощь?

Таким образом, при образовании словосочетаний мы руководствуемся не только грамматической сочетаемостью слов, но и лексической.

III. Словарный диктант

Переход обессилил нас, расстилавшаяся равнина, вдали ничего не брезжит, курлычут журавли, я непрестанно всматриваюсь в даль, не заметённый снегом заборишко, обвешанный комьями снега обындевевший куст, притерпеться ко всяким превратностям судьбы, продвигаться впотьмах, обессилевшие путешественники, синевато-голубоватая лента небольшой, но быстрой речонки.

IV. Наблюдение над языковым материалом

На доске преподаватель записывает следующее:

Сущ. ж. р. + прил. в форме И. п. мн. числа

Сущ. м. р. (ср. р.) + прил. в форме Р. п. мн. числа

Расставьте знаки препинания. Образуйте форму прилагательного в следующем предложении.

Две борз(ый) собаки напряжё…о загнув хвост серпом и высоко поднимая ноги грациозно перепрыгивали по высокому жнивью.

Выпишите сочетания, не являющиеся словосочетанием, а словосочетания разберите синтаксически.

V. Фронтальная беседа

Слова в русском языке образуют словосочетания, сочетаясь друг с другом по определённым нормам: если текст, то небольшой; если пересказ текста, то краткий.

Синтаксические нормы сочетаемости слов основываются на таких видах связи словосочетаний, как согласование и управление. Как вы считаете, почему нет синтаксических норм примыкания?

В чём сущность согласования?

Ознакомьтесь с материалами таблицы.

Прилаг. при сущ. м. р., обозначающее лицо женского пола

Опытный врач Петрова

Около города Саратова

Названия городов на -о или -ое, малоизвестные (иностранные) названия, названия-словосоч.

В городе Нижний Новгород

Названия сёл, деревень, хуторов, улиц

Согл., если род опред. Слова и названия совпадает.

Не согл., если не совпадает

Рядом с селом Квашнином, с деревней Малиновкой, с хутором Малиновка

На улице Астраханской

Названия малоизвестных рек

Названия озёр, заливов, бухт; гор, хребтов, пустынь, островов, полуостровов; астрономические названия, названия станций, портов, административно-территориальных

Любоваться озером Байкал, об острове Мадагаскар, НО! На озере Онежском (прил.)

В порту Новороссийск

VI. Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Задание 1. Раскройте скобки.

1. Уральский университет находится в городе (Екатеринбург). 2. На уроке по географии нам рассказывали об озере (Селигер). 3. Интересная была прогулка по реке (Кама). 4. Поезд отправлялся со станции (Поддубки). 5. Сестра его жила в городе (Великие Луки). 6. Он проживал на улице (Быстрецкая). 7. Соль добывается из озера (Эльтон). 8. Экскурсанты побывали на осторове (Сахалин). 9. Мы с ним познакомились в городе (Пермь). 10. Они родом из деревни (Дубна).

Задание 2. Раскройте скобки, поставив прилагательное в нужную форму. Мотивируйте свои действия.

Жюри (компетентный), Туапсе (солнечный), мозоль (большой), тюль (белый), урду (сложный), шампунь (новый), кольраби (вкусный), жалюзи (розовый), бремя (тяжёлый), кенгуру (забавный), кофе (молотый), толь (чёрный), Конго (глубокий), кафе (построенный), денди (модный), пони (красивый).

Задание 3. Подберите к данным существительным соответствующее прилагательное.

Жара и поведение (нестерпимый, нетерпимый), учёный – конь (мастистый, маститый), покупка – пособие (практическая, практичная), программа – преступник (осудить, обсудить), внешность – метод (эффективный, эффектный).

Определите вид связи в полученных словосочетаниях.

Как называются слова, сходные по звучанию, но имеющие различное значение?

Задание 4. Составьте словосочетания со словами-паронимами деловитый – деловой; вправить – выправить.

VII. Наблюдение над языковым материалом

Как правильно: выпить молоко или выпить молока?

Запишите в тетрадь-памятку следующие особенности управления в словосочетаниях.

Запомни! При глаголах достичь/достигать, добиваться, жаждать зависимое слово только в Р. п. В остальных случаях возможны варианты (В. п. для обозначения конкретных предметов и Р. п. – неопределённых предметов).

Ответьте на вопрос урока. (Молоко – существительное, которое не обозначает конкретные предметы, следовательно, сочетание выпить молока предпочтительнее, хотя и первый вариант возможен.)

VIII. Самостоятельная работа

Задание 1. Раскройте скобки. Мотивируйте свои действия.

1. Этими переговорами мы бы хотели достичь взаимопонимание (или взаимопонимания). 2. Игорю только и осталось ждать указания (или указаний). 3. Ольга всегда старалась спрашивать совет (совета) у старшей сестры. 4. Жаждать деньги (денег) – не лучшее занятие. 5. Татьяне не хватало двухсот рублей для погашения долга, и она отправилась на дачу к Сергею просить деньги (денег), с полной уверенностью, что ей не откажут. 6. Малыш неожиданно сказал, что он хочет супа (суп) и хлеб (хлеба).

Задание 2. Найдите ошибки. Исправьте их, образуя необходимые словосочетания.

Прибывать в городе, идти вглубь леса, придел храма, преступить к работе, озеро уходило в даль, приклонять колени (уважать), призирать врага, претвориться спящим, положить на верх.

От чего зависит написание исправленных слов? (Написание слов определяется их лексической сочетаемостью и грамматической принадлежностью.)

Проанализируйте исправленные словосочетания, изменяется ли их синтаксическая характеристика?

IX. Практическая работа

Прочитайте предложения упр. 221. (Упр. Выполняется устно.)

Почему данные предложения рассматриваются как предложения с синтаксической ошибкой? (Неверно построены предложения, в результате чего возможно двоякое понимание содержания этих предложений.)

X. Проверочная работа

Обучающиеся делятся на четыре группы. Выполнение заданий осуществляется в духе соревнований.

Задание 1. Выполните упр. 209 (д) по два слова.

Задание 2. Выполнить упр. 210, каждой группе по слову. Кто больше придумает словосочетаний.

Задание 3. Выполнить упр. 207 (1, 2, 3, 5, 6). Какая группа быстрее составит предложения и выделит в них грамматическую основу? Выпишите по одному примеру словосочетаний на каждый вид связи.

Задание 4. Упр. 220. Какая группа эмоциональнее и выразительнее прочитает фразу из трагедии А.С. Пушкина? (1-ая группа – задание № 1, вторая – под № 2 и т.д.)

XI. Подведение итогов урока

Расскажите об особенностях согласования существительных, обозначающих географические объекты.

Как согласуется зависимое слово в словосочетаниях с несклоняемыми существительными в роли главного слова?

В какой форме стоит прилагательное, относящееся к количественно-именному сочетанию?

Влияют ли синтаксические нормы в образовании словосочетаний на правописание? Ответ проиллюстрируйте примерами.

XII. Сообщение домашнего задания

Выучите основные синтаксические нормы употребления словосочетаний.

Выполните упр. 222 (предл. № 3 и № 4), упр. 208.

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Урок «Употребление словосочетаний» в 8 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Употребление словосочетаний в речи

Тип урока: Урок развития умений

Образовательные: формирование умений:

а) определять тип подчинительной связи в словосочетании;

б) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

в) использовать в речи словосочетания – грамматические синонимы.

Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный

развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку;

формирование навыков контроля и самоконтроля

раздаточный материал для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер, медиапроектор.

* Проверка готовности учащихся к уроку.

* Постановка цели урока (формулируют обучающиеся) Слайд2.

II . Орфографическая разминка «По следам ошибок»

Аудиодиктант «Правописание корней с чередованием»

(Примечание: для учащихся с ОВЗ выдаётся распечатка)

Самопроверка выполнения задания

III . Проверка домашнего задания в форме самостоятельной работы — выполнения задания в формате ОГЭ с последующей самопроверкой (для ОВЗ материал распечатан, проверяют консультанты).

Контроль: самопроверка и оценивание результатов работы

IV . Обобщение знаний и отработка умений

1. Установочная беседа

Цель: подготовка к выполнению заданий

— Что такое правильная речь?

— Какие нормы литературного языка вы знаете?

— Почему, на ваш взгляд, могут возникать ошибки при употреблении словосочетаний? Приведите примеры таких ошибок.

2. Тренировочные упражнения

Вы знаете, что прилагательное, числительное согласуется с существительным, а глагол управляет падежными формами существительного. Для каждого слова существует свой определенный набор слов, с которым оно объединяется по смыслу и г рамматически . Свойство слов сочетаться с другими словами называется сочетаемостью . Составляя словосочетания, помните о сочетаемости слов.

2.1. Упражнение 1. Употребите, где нужно, предлог, чтобы получилось словосочетание.

Ругать, беспечность; оплатить, квартира; радоваться, успехи; не откликнулся, зов; вдуматься, вопрос; превосходство, противник.

— Кто оказался самым внимательным? Сверьте свои результаты (ключ на слайде)

2.2. Упражнение 2. Поставьте существительное в нужном падеже

— Чтобы выполнить второе задание, нужно вспомнить употребление производных предлогов с существительными и ещё кое-что. Кому нужна помощь? Удачи!

Вопреки (угроза); согласно (предписание); благодаря (решение); по (прибытие) домой; по (окончание) работы; чуждый (музыка).

— Проверьте правильность выполнения задания, не забудьте оценить свои знания

2.3. Упражнение 3.

Тест: контроль усвоения знаний. Внимательно читайте задание

Укажите предложение, в котором существительное с предлогом употреблено в правильной форме

А) Вопреки приказа директора спорткомплекса соревнования отменили.

Б) По окончанию четверти мы подвели итоги работы.

В) По приезду в Новгород молодой врач чувствовал себя неуверенно.

Г) По приезде в новый город они сразу остановились в гостинице.

2.3.2. Укажите предложения, в которых местоимения использованы неправильно .

А) Учитель предложил мне прочитать вслух своё сочинение.

Б) Она имеет своё мнение, непохожее на всех.

В) Дети привели ихнюю собаку домой.

Г) Я хочу рассказать о своих планах на каникулы .

— Проверьте себя и похвалите за выполнение задания, оцените

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Вытянем руки, ими помашем – это к нам птицы летят.

Руки поднимем, на носочки мы встанем — к солнцу потянется взгляд.

Примечание: в зависимости от успешности работы класса можно использовать материалы слайда 9 в качестве дополнительного

VI . Готовимся к ОГЭ (аудиоупражнение)

— А можете ли вы выделять словосочетания и определять в них нарушение синтаксических норм на слух? Проверим?

Упражнение 4. Послушайте аудиозапись. Выделите в каждом высказывании словосочетание, в построении которого допущена ошибка. Запишите правильный вариант словосочетания. Определите, с каким видом подчинительной связи говорящие допускают ошибки.

— Кто успешно справился с заданием? (сверка с ключом на слайде, оценивание задания)

VII. Сообщение домашнего задания

Повторить правило — с. 35-36 (с. 24)

Упр. 50 (упр. 39), упр. 51 – одно четверостишие (упр. 40)

Упр. 49 (упр. 38) (ОВЗ)

VIII . Подведение итогов урока , выставление оценок.

— Какие ошибки в употреблении словосочетаний вы научились не допускать?

— Какие из заданий на уроке вызвали затруднения?

— Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

Вы слыхали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату. Сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

🎦 Видео

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Русский язык 7 класс (Урок№45 - Предлог как часть речи. Употребление предлогов.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№45 - Предлог как часть речи. Употребление предлогов.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Орфография. Употребление дефиса. Видеоурок 4. Русский язык 8 классСкачать

Орфография. Употребление дефиса. Видеоурок 4. Русский язык 8 класс

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?
Поделиться или сохранить к себе: