- Урок № 79 УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ. ПРЕДЛОГ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
- Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
- Особенности использований предлогов «с» и «из».
- Предлоги «в» и «на».
- Предлоги «по» и «о».
- Употребление предлогов в русском языке
- Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»
- Как выбрать предлог «в» или «на»?
- Употребление предлогов «из» и «с»
- Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»
- Пойти по воду или за водой?
- 💥 Видео
Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Урок № 79 УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ. ПРЕДЛОГ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ. ПРЕДЛОГ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Цель: углубить знания учащихся о предлоге как средстве связывания слов в словосочетании; формировать общепознавательные
умение находить предлоги в предложении, правильно их по єднувати с существительными и местоимениями; развивать орфо графические умения употреблять предлоги в — у, с — с — с
как средство благозвучия в соответствии с правилами правописания;
совершенствовать творческие умения строить словосочетания,
уместно используя предлоги; с помощью языков леннево-коммуникативного дидактического материала форму вать общечеловеческие ценности.
Лексикология и фразеология: усвоение новых слов; предлоги во фразео логизмах, предлоги-синонимы и антонимы.
Синтаксис: предложно-именные конструкции в роли членов ре ния.
254 все уроки украинского языка в 7 классе
Культура речи и стилистика: особенности употребления предлогов
с существительными; предлоги-синонимы как средство благозвучия речи.
Текст (риторический аспект): использование предлогов в речи для создания логических связей.
Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.
И. Организационный момент
ИИ. Ознакомления семиклассников
с темой, целью и задачами урока
III. Осознание полученных знаний
в процессе практической работы
Выборочная работа с элементами анализа
К поданным сочетаниям слов подобрать из справки синонимические фразеологические
обороты. Выделить существительные с предлогами. Назвать смысловые отно шения, выраженные с помощью предлогов, и падежи существительных.
Под открытым небом, пустой кошелек, как хлющ, сводить концы, как ветром
сдуло, не за горами, оба рябоесть.
Справка: перебиваться с хлеба на воду, из одного теста, до последней
нити, под носом, как сквозь землю провалиться, под открытым небом, ви тер в карманах.
С выделенными фразеологизмами составить предложение. Выяснить синтак сическую роль устойчивых оборотов.
Рефлексия на уровне понимания (взаимопроверка)
Молча прочитать текст. Подобрать заголовок. Выяснить стиль и тип
вещание. Списать, расставляя нужные знаки препинания. Назвать
Чувство любви к Родине начинается с небольших дел
на общее добро собственного города городка села улицы двора. Страна не может жить без участия граждан в решении общих дел. Общественная
деятельность предполагает что человек делает что-то важное и полезное вне
пределами собственного дома основного места работы или школы. Это делай ты не обязательно. Никто не принуждает вас к таким действиям но обнаруживая
собственную активность выполняя что-то на добровольных началах вы можете
изменить жизнь вокруг себя к лучшему (А. Данилевская).
Выделить в тексте предлоги. Выяснить, с какими формами отличий они употребляются. Определить синтаксическую роль предложно относящихся к существительному сочетаний.
IV. Выполнение системы задач познавательного характера
Списать, раскрывая скобки. Выяснить, на какие падежи указывают при именниках. Выделить падежные окончания существительных и местоимений.
Интерес человека (до) свое собственное имя; человек живет (в) общество; правовое доцтво (о) рождения; право (на) имя сохраняется (за) человек; наймет ния людей связано (с) история; помочь (в) выбор имени; рассказ
(о) свою фамилию; фамилия происходит (от) название птицы; фамилия (с)
суффикс; часть фамилий общая (для) славянские языки; часть фамилий
образовалась (от) имена; часть фамилий указывает на национальность.
Образовать словосочетание с представленными именами, использовав при именованиях из справки. Определить главное и зависимое слова. Указать на
падеж существительных, употребленных с предлогами.
1) Маричка, Оксана. 2) Михаил, Андрей.
Справка: без, до, вместо, навстречу, из, за, перед, про.
Выяснить, с какими предлогами зависимое слово может стоять в разных падежах.
По образцу образовать словосочетание, используя представленные при именники и учитывая указанные падежи.
Образец. Брать пример с отца (Р. В.). Отдыхал с месяц (З. В.). Зу лент с актером (О. В.).
Определить, в каких словосочетаниях можно заменить предлоги
синонимичными. Изменятся ли при этом смысловые отношения и от Минок существительных?
Прочитать народные изречения. Списать, вставляя вместо точек
предлоги (префиксы) у или В. объяснить их употребление.
1) . хозяйстве, как. мельнице. это что-то пугает. 2) . дождь хату не по кривают, а . погоду и так не капает. 3) он Ани. воде не ..тонет, Ани.
огни не сгорит. 4) . своим дворе ..эдак хозяин. 5) . чужим глазу видит зра зу. своим — ни разу. 6) игла маленькая, да . море до самого дна суток рается. 7) гудит, словно четыре ветра . лесу. 8) гудит, как ветер. пустой
дымоход. 9) Два барсука . одной норе не . живутся. 10) лучше . латанім,
чем . хапаним (род.
Разобрать по строению выделенные слова.
256 все уроки украинского языка в 7 классе
Комментируемое письмо с обоснованием
Записать пословицу, выбирая из скобок нужный вариант прийменни ка с. Обосновать с помощью правил благозвучия свой выбор.
1) (из, из, из) своей печи дым сладок. 2) (С, с, со) чужого коня победы.
3) (из, из, из) письма слова не выбрасывают. 4) (С, С, со) глубокого колодца — сту Дэна водица. 5) Привычка, вошедшая в характер (из, с, со) ведро молоком ма тери, получится только (с, с, с) душой. 6) Дождь идет, как из, с, из) ведра льет, а (с, с,
с) крыш бежит, как струйкой. 7) Дружи (с, С, со) умным — не будешь дураком.
8) домой ворота широкие, а (из, из, из) дома — узкие (род. творчество).
Выписать словосочетание » глагол + существительное с предлогом с».
Указать на то, с какими падежами существительных уживается приемник с(из, зи).
Материал для учителя. Для благозвучия вещания в украинском
языке употребляются варианты отдельных предлогов, например: у-в,
з — Зи-из. При этом следует соблюдать следующие правила:
1. Предлог в употребляется:
а) между согласными (спросил у ва силя);
б) в начале предложения перед приголо с ним (У Дмитрия карие глаза);
в) перед в, ф, льв, св, тв, мин (Во Львове);
г) после паузы на письме позна определяется запятой, двоеточием, тире или
другим разделительным знаком (это было .
2. Предлог в употребляется:
а) между гласными (мысли у Андрея);
б) после гласного перед большинством
согласных (спросить у отца)
1. Предлог с употребляется:
а) перед гласным независимо от окончания предыдущего слова (Василий
с Оксаной, Николай с Олесем);
б) перед согласным, если попе редное слово заканчивается гласным
(Дарина с Кириллом).
2. Предлог с употребляется пере важно перед с, с, ц, ч, ш, щ и между
группами согласных (вместе с соседом мы, изготовить из шелка).
3. Предлог со употребляется перед
сочетанием согласных сначала
слова (в руках с оружием, выйти из школы)
Выборочная работа с элементами анализа
Прочитать текст. Определить тему и основную мысль. Выяснить тип
вещание. Выписать сочетания слов с предлогами у(в), С(из, зи).
Объяснить их употребление.
Каждый из нас со своим именем должен прожить жизнь, и все наши обра ния, все наши дела, хорошие и плохие, становятся известны людям через наше
имя-привязываются к нему. Имя, которое дают нам при рождении,—
пусть случайное, пусть не очень удачное, пусть даже нелюбе — крепко при подрастает в нас на всю жизнь, становится неотделимым, сливается с нами.
Наши имена — это еще и та живая нить, которая связывает нас с нашим ро дом и нашим народом, с нашей землей, культурой, языком. Именем лю дина связывается с настоящим, в котором есть все возможности заслужить
себе доброе имя.
Поэтому к своему имени, к именам других людей, к именам вообще следует ста виться с уважением, помня, что уважение к имени уважением к лич занятости, к людям, которые выбирали это имя, к традициям своего народа и норм
общества (А. Коваль).
Заполнить таблицу. Исследовать, с какими падежами существительных и за именников уживаются предлоги в тексте.
1. С какими частями речи никогда не употребляются предлоги? Почему?
2. Какие предлоги могут выступать в роли префиксов? Навести при клади.
3. Какие предлоги являются наиболее частотными в украинском языке?
4. С какими падежами предлоги не употребляются? Почему?
5. Какие смысловые отношения выражают предлоги в словосочетаниях работать в библиотеке, узнать о празднике, каждый из нас? Еще
отношения могут выражать предлоги вместе со склоняемыми
6. Могут быть предлоги синонимичными и антонімічними? На вести собственные примеры.
7. Какие предлоги-синонимы выступают как средство благозвучия мо вы? Назвать правила их употребления.
VI. Домашнее задание
Составить рассказ о ваших обязанностях в семье, соблюдая пра вил благозвучия при употреблении предлогов у-в, з-Зи-из
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
- Если действие направлено изнутри наружу, употребляется «из»: выйти из леса, вылезти из норы.
- Если действие направлено с поверхности чего-либо, то употребляется предлог «с»: спуститься с лестницы, упасть с крыши, поднять с пола.
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Видео:Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?Скачать
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
- Предлог «на» указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие. Но в отличие от «в», «на» не ставит какие-то рамки для той области, о которой идет речь: уеду на деревню к дедушке, нас рано отправили на каникулы, сходить на почту, приходить на станцию.
- Также предлог «на» используется для указания средства передвижения: приехать на машине, на троллейбусе, на электричке.
- Предлог «в» указывает на пребывании внутри чего-либо: сесть в трамвай, плыть в лодке (но приплыть на лодке!), занять в самолете место у окна. То же самое касается географических названий: во Франции, в Финляндии, в Альпах.
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Видео:Тема 26. Употребление предлогов в речиСкачать
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№45 - Предлог как часть речи. Употребление предлогов.)Скачать
Употребление предлогов в русском языке
Нередко употребление предлогов в речи вызывает некоторые затруднения. Рассмотрим, как следует правильно строить свою речь с предлогами. Укажем наиболее типичные ошибки в употреблении предлогов русского языка.
Видео:7 класс. Русский язык. Употребление предлогов в речи. Морфологический разбор предложенияСкачать
Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»
Чаще всего предлоги «в», «на», «из», «с» используются для выражения пространственных отношений.
Понаблюдаем:
Как выбрать предлог «в» или «на»?
Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, местонахождение внутри чего-либо или расположение в ограниченном пространстве:
Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность:
Предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует:
Традиционно в речи употребляется предлог «на» в выражениях, в которых изначально у существительного отсутствовало понятие об ограниченном помещении или участке:
В названиях средств передвижения употребляется предлог «на»:
Если же имеется в виду нахождение внутри транспортного средства, то востребован предлог «в»:
С названиями горных местностей, где идет речь о поверхности гор без резко очерченных границ, используем предлог «на»:
С названием «Крым» употребим предлог «в» — в Крыму. В этом сочетании предлога с именем собственным обозначается степное пространство, ограниченное горами.
Употребление предлогов «из» и «с»
Нередко затруднения вызывает употребление предлогов «из» и «с». Как правильно говорить:
- вернулся из Петербурга или с Петербурга;
- пришел из школы или со школы?
В правильном выборе следует ориентироваться на антонимию предлогов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» образуют антонимичные пары, то есть обладают значением противоположности.
Сравним:
- поехал в Петербург — вернулся из Петербурга;
- пошел в школу — пришёл из школы;
- отдыхали на Байкале — привез с Байкала рыбу;
- завод на Урале — привет с Урала.
Если при ответе на вопрос куда? используется предлог «в», то в ответе на вопрос откуда? употребляется предлог «из»:
Если при ответе на вопрос куда? имеется предлог «на» у существительного, то при ответе на вопрос откуда? воспользуемся сочетанием слова с предлогом «с»:
- запланировали поездку (куда?) на Кавказ — привезли сувениры (откуда?) с Кавказа;
- отправиться (куда?) на Памир — вернулись (откуда?) с Памира.
Видео:Предлог как часть речи. Употребление предлоговСкачать
Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»
Иногда допускают ошибки, употребляя предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно», «наперекор» с существительными или местоимениями в форме родительного падежа.
Как правильно:
Нормой русского литературного языка является употребление перечисленных предлогов только с существительными (местоимениями) в форме дательного падежа.
Правильно скажем и напишем:
- согласно договору, письму, условию;
- вопреки уставу, распоряжению, инструкции;
- наперекор воле, интуиции;
- благодаря свету, наступившему теплу.
В производном предлоге «благодаря» еще чувствуется семантическая связь с исходным глаголом «благодарить». Этот предлог употребляем в конструкциях с положительным смыслом:
- благодаря отзывчивости и вниманию;
- благодаря профессионализму хирурга;
- благодаря мастерству художника и пр.
Неправильно:
В этих конструкциях можно употребить предлог «из-за» со значением причинности.
Видео:Правописание предлоговСкачать
Пойти по воду или за водой?
Часто сомневаются, как правильно сказать:
Предлог «за» выражает целевые отношения:
пойти (за чем?) за водой, за грибами, за ягодами, за хлебом.
Предлог «по» выражает пространственное отношение. Он используется в передаче движения по поверхности чего-либо:
- идти по полю, по лугу, по лесу;
- плыть по реке, по озеру, по морю;
- подниматься по лестнице.
Следуя нормам современной литературной речи, правомерно употребить предлог «за» в словосочетании «пойти за водой».
Выражение «пойти по воду» характерно для разговорной и народно-поэтической речи.
💥 Видео
Учим предлоги ! Употребление предлогов - ИЗ - С . КАК ПРАВИЛЬНО ? ИЗ КАФЕ ИЛИ С КАФЕ? #русскийязыкСкачать
Предлог. Употребление предлоговСкачать
Международное обозрение 19.01.2024Скачать
Правильное употребление предлоговСкачать
Знакомим ребёнка с ПРЕДЛОГАМИСкачать
43. Русский язык 7 класс - Употребление предлогов.Скачать
Словосочетания с предлогом НАСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№45 - Правописание приставок и предлогов.)Скачать
Русский язык 7 класс (Урок№46 - Непроизводные и производные предлоги.)Скачать