Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по теме «Словосочетание»
Все упражнения выполняются письменно.
СЛ1. Что называют словосочетанием? Каковы признаки словосочетания?
СЛ2. Какие словосочетания называют простыми, а какие – сложными? Приведите по одному примеру.
СЛ3. Какие соединения слов не являются словосочетаниями? Приведите собственные примеры на каждый случай.
СЛ4. Запишите в левый столбик словосочетания, а в правый – соединения слов, не являющиеся словосочетанием:
Соединения слов, являющиеся словосочетаниями | Соединения слов, не являющиеся словосочетаниями |
а) умный и обаятельный;
б) большой письменный стол;
г) Маша, Петя и Лена;
д) легко и свободно бежать по лесной тропинке ранним летним утром;
ж) наступила весна;
и) несмотря на дождь;
к) не смотря под ноги.
В словосочетании всегда можно задать вопрос от главного слова к зависимому. Поэтому существует три типа подчинительной связи в словосочетании.
СОГЛАСОВАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово подчиняется главному в роде, числе и падеже.
Если меняется грамматическая форма главного слова, то автоматически меняется и грамматическая форма зависимого: уютный дом, уютным домом, об уютном доме; замечательная картина, замечательную картину, о замечательной картине; твоя сестра, твоей сестры, с твоей сестрой.
УПРАВЛЕНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово приобретает форму косвенного падежа. При этом выбор падежа «диктуется» главным словом: читаю книгу, интересуюсь книгой, думаю о книге; совещание учителей, восхищение учителями, мысль об учителях.
ПРИМЫКАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и (или) интонационно. Грамматического изменения при этом не происходит: иду быстро, очень хороший, сделать лучше.
СЛ5. Выпишите из текста все возможные простые словосочетания (переписывать предложения не нужно). Выделите в каждом словосочетании главное слово, обозначив его знаком (х). Укажите тип синтаксической связи.
Образец : Ваня и Лена неторопливо подошли к находившейся неподалёку от родительского дома школе .
Неторопливо подошли (Х) — примыкание.
Подошли (Х) к школе — управление.
Находившейся школе (Х) — согласование.
Находившейся (Х) неподалёку — примыкание.
Неподалёку (Х) от дома — управление.
От родительского дома (Х) — согласование.
Петька и Мишка устало плелись по пустынному, усеянному галькой берегу . От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким волнам, которые набегали на берег. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
СЛ6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите в столбик все возможные простые словосочетания, укажите тип синтаксической связи.
(1) Городок наш Арзамас был тихий пров..нциальный весь в садах огороже..ых ветхими пок..сивш..мися заборами.
(2) Сады пр..мыкая один к другому образовывали (в)доль улиц сплош.. зелё..ые ма(с,сс)ивы (не)угомо..о зв..невшие пересвистами с..ниц и щеглов сн..гирей и м..линовок.
(3) Что(бы) мать отпустила на улицу Васька (не)давно заболевший простудой выпил воды и тихонько запел пес..ню которую слышал летом от пр..езжих комсомольцев.
(Из произведений Аркадия Гайдара «Школа» и «Дальние страны»)
СЛ7. Выпишите только словосочетания, укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. В каких пунктах даны сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями?
А) быстро бежать
Б) осенние вечера
В) долго рассказывает
Г) странный и непонятный
Е) остался с носом
З) будем работать
И) недалеко от берега
К) несмотря на неприятности
Л) движущиеся силуэты
М) пойти за покупками
Н) играя с мячом
П) пусть выбирает
СЛ8. Запишите словосочетания в столбик, укажите главное слово и тип подчинительной связи. Там, где это возможно, перестройте словосочетание таким образом, чтобы изменился тип подчинительной связи.
Московские улицы, фильм для детей, весенние цветы, украшения из золота, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противовоспалительное средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.
СЛ9. Выпишите 10 словосочетаний с разными типами подчинительной связи, укажите главное слово.
В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи.
СЛ10. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).
Образец: Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением.
Тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; надеяться, (вопреки) обстоятельства; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность; прибыть, (согласно) расписание.
СЛ11. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению. Укажите тип подчинительной связи.
Образец: Сестрин платок (согласование) — платок сестры (управление).
Дом с десятью этажами, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, трёхъярусный гараж, информационный отдел, фруктовый нож.
СЛ12. Выпишите по два словосочетания с каждым типом подчинительной связи. Обозначьте главное слово, укажите части речи.
Простакова . Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не знал грамоты, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
Стародум . Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину. (Д.И. Фонвизин)
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Открытый урок на тему: «Типы и виды словосочетаний»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 11. Тема: Типы и виды словосочетаний
Обобщение знаний по теме «Словосочетание».
Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях.
Закрепление навыков правописания.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
1) Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 24.
2) Выполнить упражнение № 40.
2. Работа по теме урока
1. Повторение и обобщение знаний.
— Что такое словосочетание? ( это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)
— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нем различают главное и зависимое.)
— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяется следующие словосочетания:
— именные : добрые глаза (главное слово – сущ-е), очень скромный (гл.сл.- прилаг.), две книги (гл.сл — числ); кто-то из ребят (гл.сл.- мест);
— глагольное : смотрит вдаль (гл.сл.- глагол);
— наречные : вместе с сестрой (гл.сл.- наречие).
— Назовите виды между словами в словосочетаниях.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею(какой?)- согласование в жен роде, ед. ч., творит. падеже).
Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слово: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? ( нет, это основа предложения).
-А что еще не является словосочетанием? (слова с предлогами – за домом ; слова, соединенные сочинительной связью – умный и обаятельный ).
2. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны , шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями , сгущало небо свой жемчужный дым (В. Брюсов).
-Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
Схема: (__ __), и (__ __).
-Объясните правописание гласных после шипящих.
-Выпишите словосочетания:
волны шитые – главное слово – волны;
шитые шелками– главное слово –шитые;
шелками лиловым– главное слово –шелками;
шелками красным– главное слово –шелками;
шелками желтым– главное слово –шелками;
шелками золотым– главное слово –шелками;
проблистав над синью – главное слово –проблистав;
проблистав янтарями– главное слово – проблистав;
свой дым – главное слово – дым;
жемчужный дым– главное слово – дым;
сгущало дым– главное слово – сгущало.
— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
— Словосочетания какого вида вы писали? (именные, глагольные.)
именные: волны шитые, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым
глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым
— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, относятся к глагольным словосочетаниями? ( шитые – причастие, особая форма глагола; проблистав – деепричастие, неизменяемая форма глагола).
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
управление ( шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями);
согласование ( шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).
3. Выборочно – распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.
— Объясните правописание гласных после шипящих.
4. Самостоятельная работа (упражнения № 47,48, 49, 50).
5. Готовимся к ЕНТ.
1. Определите тип словосочетаний (а) глагольное; б) именное; в) наречное)
1. сформулировать тезис;
2. желанный гость;
3. ослепительное солнце;
4. охотно поддерживать;
5. куда-нибудь подальше;
6. участвовать в соревнованиях;
7. девять ночей;
8. искусство игры;
9. упорно стремиться;
10. слева от себя;
11. игра в волейбол;
12. очень плохо.
2. Укажите вид связи в словосочетаниях (а) глагольное; б) именное; в) наречное)
1. ясным утром;
2. препятствовать движению;
3. написать выступление;
4. очень забавный;
5. говорить волнуясь;
6. независимый эксперт;
7. на третьем этаже;
8. говорить вполголоса;
9. нарушение правил;
10. гуляли в парке;
11. забочусь о тебе;
12. надо подумать.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?
а) Появившийся из-за поворота, переведённый на пять языков; всеми уважаемый, прочитавший повесть;
б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательный;
в) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление;
г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, недалеко от реки.
4. Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания доказывать + сущ.?
а) О ком?
б) За что?
в) Что?
г) Про кого?
Ответы:
1. 1-а; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-в; 11-б; 12-в.
2. 1-а; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-б; 11-б; 12-в.
5. Итоги урока
— Дайте определение словосочетания.
— Назовите виды словосочетаний.
— По какому принципу они подразделяются?
— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
6. Домашнее задание
1 . Подготовить связный ответ о словосочетаниях.
2 . Выполнить упражнения № 55, 61, 65, 66.
3. Повторить правописание гласных после шипящих .
🔍 Видео
НАСКОЛЬКО ТЫ УМНЫЙ? Простой Тест, который не пройдут многие взрослыеСкачать
Самый умный комик. Выпуск 9Скачать
Математика это не ИсламСкачать
Честный, умный, неженатый... (драма, реж. Алексей Коренев, 1981 г.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
23 Психологические Уловки, которые всегда РаботаютСкачать
Кто самый умный в Smetana TV?Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетание - что это такоеСкачать
Очень интересная загадка на сообразительностьСкачать
Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл КарнегиСкачать
Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать