Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Содержание
  1. Русский язык. 10 класс
  2. Функциональные стили литературного языка:
  3. Признаки литературного языка:
  4. Тест с ответами по теме: “Русский язык и культура речи”
  5. Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?
  6. Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств?
  7. Составьте предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, приведёный в низу?
  8. Исправить нормы сочетаемости слов в словосочетании принимать во внимание или принять во внимание?
  9. Попробуй себя в роли литературного редактора определи какие речевые ошибки допущены в предложениях что нужно сделать что бы их исправить ?
  10. В словосочетаниях допущены лексические ошибки, исправьте их?
  11. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть нескол?
  12. СРОЧНО?
  13. 1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их?
  14. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой?
  15. Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами?
  16. 🔍 Видео

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. 10 класс

Формы функционирования языка

Соотнесите адаптированные цитаты из статьи российского лингвиста Д. Н. Чердакова с соответствующими иллюстрациями.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

«На основе национального литературного языка вырабатываются специализированные разновидности языка: административный, язык делопроизводства, юридический, научный, позднее — средств массовой коммуникации…».

«С развитием национального государства формируется совершенно новый тип объединяющего языка — национальный литературный, или стандартный (термин западной традиции, ср. Standard English) язык».

«…В самом архаичном типе сообщества уже существовало два варианта языка: сакральный (для общения с высшими силами) и профанный (обыденный) язык для общения между людьми».

Просторечие

Выделите в художественном тексте (фрагмент из романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова) языковые элементы, не принадлежащие к литературному языку.

Мелеховский двор – на самом краю хутора . Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях , полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущо́й придорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу .

Литературный язык

Сравните два фрагмента научной прозы. Определите, какой из них относится к началу, а какой – к концу XIX-го века.

Литературный язык

Замените в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» некоторые старославянизмы на стилистически нейтральные русские слова, представленные справа. Задание выполняется путём перетаскивания слова из правой колонки на слово в стихотворении.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я (влачился) ,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

(Перстами) легкими как сон

Моих (зениц) коснулся он:

Отверзлись вещие (зеницы) ,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к (устам) моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В (уста) замершие мои

Вложил (десницею) кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога (глас) ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Литературный язык

Сравните две словарные статьи из Словаря русского языка Академии наук в 4-х тт. (1985) – полный вариант и вариант с пропусками. Дополните статью, в которой допущены пропуски.

  1. Бешмет, -а, м. Одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно прилегающая в груди и в талии и доходящая до колен. Бэла сидела на кровати в чёрном бешмете. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».
  2. Блин, -а, м. Тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковороде. У них на масленице жирной водились . А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Литературный язык

Определите, какое высказывание является верным:

Литературный язык – это язык художественной литературы.

Литературный язык – высшая форма национального языка.

У народа всегда есть два языка – национальный и литературный.

Разговорный язык не может быть литературным.

Литературный и разговорный язык

Зачеркните словосочетания, не относящиеся к литературной норме:

Убираться в комнате ; убирать в комнате ; ругаться на соседа ; ругать соседа ; довлеть над нами ; довлеть нам ; сойти с рельс ; сойти с рельсов ; играть значение ; иметь значение .

Литературный язык

Рассортируйте следующие термины по соответствующим графам:

Функциональные стили литературного языка:

Признаки литературного языка:

Литературный язык

Подберите подпись к схеме:

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

схема признаков литературного языка

схема стилей литературного языка

классификация односоставных предложений

классификация членов предложения

Стиль речи

Расшифруйте название функционального стиля, скрытое в следующих предложениях, подчеркните части слов, чтобы составить слово.

1 ) На следующий день старику стало совсем худо .

2 ) Хозяйка жест ом предложила войти в горницу.

3 ) У нас оставался единст венный шанс.

Стили речи

Заполните таблицу, подобрав примеры текста с указанными стилями.

Стили речи

Прочитайте фрагмент из текста Т. Н. Толстой («На липовой ноге»). Зачеркните те слова, которые относятся к молодёжному сленгу.

«Давайте проделаем быструю хирургическую работу по урезанию языка и стоящих за языком понятий, ведь у нас есть прекрасные примеры. Скажем, жили-были когда-то синонимы: «хороший, прекрасный, ценный, положительный, выдающийся, отличный, чудесный, чудный, дивный, прелестный, прельстительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, завлекательный, влекущий, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный», и так далее, и так далее. И что же? — осталось только « крутой ». Реже — « клёвый ».

Звучал мне часто голос клёвый .

Крутые снились мне черты, — писал Пушкин, обращаясь к Анне Керн. Он же справедливо заметил в другом стихотворении, что

. Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков клёвых и крутых ».

Стили речи

Выделите цветом в тексте А. Сальникова («Петровы в гриппе и вокруг него») элементы, относящиеся к просторечию. Определите функциональный стиль текста.

Петров очухался засветло, сначала ему показалось, что его разбудила тишина. Сознание включалось какими-то крупными сегментами, будто собирало простейший пазл из девяти кусочков. Так вот, сначала Петрову показалось, что его разбудила тишина, он подумал, что проснулся оттого, что Виктор Михайлович вырубил наконец свою магнитолу .

Стили речи

Выделите цветом словосочетания, свидетельствующие, что перед нами художественный текст:

Левый берег был низкий и жёлтый , стелился плоско , переходил в степь , из-за которой каждое утро вставало солнце . Земля здесь была горька на вкус и изрыта сусликами , травы – густы и высоки , а деревья – приземисты и редки . Убегали за горизонт поля и бахчи , пёстрые, как башкирское одеяло . Вдоль кромки воды лепились деревни. Из степи веяло горячим и пряным – туркменской пустыней и соленым Каспием . (Г. Яхина. «Дети мои»)

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Тест с ответами по теме: “Русский язык и культура речи”

1. Отметьте предложение, где деепричастный оборот употреблен неправильно:
а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.
б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.+
в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

2. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения.
Определите оптимальный вариант коррекции:
а) В тексте используются однородные члены предложения.+
б) В тексте отмечается использование однородных членов предложения.
в) В тексте зафиксирована однородность членов предложения.

3. Клише, стандартизованные конструкции характерны для:
а) публицистического стиля
б) научного стиля
в) официально-делового стиля+

4. Выберите пример речевой избыточности:
а) фантастически безграмотный,
б) кавалькада всадников,+
в) страшная катастрофа.

5. Отметьте ошибку в склонении числительных:
а) пятьюдесятью пятью,
б) пятьдесят пятому,
в) пятьсотым.+

6. Отметьте ошибку в употреблении существительного с предлогом:
а) по прибытии поезда,
б) по приезду домой,+
в) по окончании сессии.

7. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

8. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

9. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности?
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

10. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

11. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее.
Определите верный вариант коррекции предложения:
а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.+
б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.
в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

12. Молодая биологичка показала новую школьную мебель.
Определите неправильный вариант исправления ошибки:
а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.
б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.
в)Молодая биологиня показала новую школьную мебель.+

13. Что из данного не относится к официально-деловому стилю речи:
а) тезисы доклада для конференции,+
б) милицейские протоколы,
в) справки об успеваемости.

14. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:
а) карие пряди,+
б) коричневые брови,
в) вороная грива.

15. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания?
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

16. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте?
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

17. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для:
а) публицистического стиля+
б) официально-делового стиля
в) научного стиля

18.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

19. Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

20. Отметьте ошибку в образовании форм существительных:
а) несколько юнкеров,
б) новых чулков,+
в) пару носков.

21. Определите предложение с грамматической ошибкой:
а) Открывая дверь, она легко скрипнула.+
б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.
в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

22. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

23. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

24. Отметьте предложение, которое содержит ошибку:
а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.+
б) Он был не только двоечником, но и вруном.
в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Отметьте предложение со стилистической ошибкой:
а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.
б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.+
в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно:
а) в официально-деловом,
б) научном,
в) художественном стиле.+

27. Определите, где перечислены жанры публицистического стиля:
а) очерк, заметка, интервью,+
б) инструкция, протокол, докладная,
в) реферат, монография, диссертация.

28. Отметьте, для чего характерно понятие языковой нормы:
а) для литературного языка,+
б) для жаргона,
в) для диалекта.

29. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,+
в) семантическая ошибка.

30. Выберите предложение без грамматических ошибок:
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с самого утра.+
в) Это показалось мне наиболее интереснее.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?

Русский язык | 5 — 9 классы

Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огромное значение, поступить вопреки привил приличия, коллега по профессии, тосковать по семье, четверо учениц, благодаря героизму.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Уделять большое внимание на учебу неправильно!

Правильно звучит уделять большое внгимание учебе.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств?

Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, приведёный в низу?

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, приведёный в низу.

уделить внимание (чему?

обратить внимание (на что?

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Исправить нормы сочетаемости слов в словосочетании принимать во внимание или принять во внимание?

Исправить нормы сочетаемости слов в словосочетании принимать во внимание или принять во внимание.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку.  Нормы русского языка

Попробуй себя в роли литературного редактора определи какие речевые ошибки допущены в предложениях что нужно сделать что бы их исправить ?

Попробуй себя в роли литературного редактора определи какие речевые ошибки допущены в предложениях что нужно сделать что бы их исправить .

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

В словосочетаниях допущены лексические ошибки, исправьте их?

В словосочетаниях допущены лексические ошибки, исправьте их.

При оформлении ответа укажите номер словосочетания и исправленный вариант.

Гостиница для командировочных.

1. Гостиница для командированных.

1. Абонент на цикл лекций.

2. В марте месяце.

3. Список рекомендательной литературы.

4. Благодаря спешке мы опоздали.

5. Окончил среднее образование.

6. На своем автопортрете.

7. Без никаких затруднений.

8. Играть большое значение.

9. Главные и основные вопросы.

10. Иметь важную роль.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть нескол?

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть несколько )).

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

СРОЧНО?

Укажите, какие словосочетания воспринимаются как избыточные и не соответствующие лексической норме : 1) мемориал памяти 2)реальная действительность 3)коллеги по профессии 4)внутренний интерьер.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их?

1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их.

Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать

Речевая (лексическая) норма| Русский язык

Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой?

Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами?

Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

Перед вами страница с вопросом Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

1. Мыла посуду 2. Варила обед 3. Убирала квартиру 4. Смотрела телевизор 5. Читала книгу 6. Играла в теннис 7. Отдыхала на даче 8. Вязала свитер 9. Гладила бельё 10. Ходила в магазин 11. Ходила гулять 12. Помогала мне делать уроки Если хоче..

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

(мыла — помыла) посуду (варила — сварила) обед (убирала — убрала) квартиру (смотрела — посмотрела) телевизор (читала — почитала) книгу (играла — поиграла) в теннис (отдыхала — отдохнула) на даче (вязала — связала) свитер (гладила — погладила) белье (..

Укажите словосочетания не относящиеся к литературной норме ругать соседа

1)Если бы я пошел ( а) в школу я бы получил( а) хорошие оценки . 2) Пусть она убирает комнату . 3 ) Пускай он останиться у нас в гостях . 4) Мам можно пойти гулять — » мама сказала да только мусор забири собой «.

🔍 Видео

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»

ЕГЭ 2021: 7 ЗАДАНИЕСкачать

ЕГЭ 2021: 7 ЗАДАНИЕ

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?Скачать

Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?

Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать

Развитие навыка речи, молчания, слушания

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части | | Решаем ЦЭ и ЦТСкачать

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части |  | Решаем ЦЭ и ЦТ
Поделиться или сохранить к себе:
Нейтральный стильРазговорный стильОфициально-деловой стиль