Соотнесите адаптированные цитаты из статьи российского лингвиста Д. Н. Чердакова с соответствующими иллюстрациями.
«На основе национального литературного языка вырабатываются специализированные разновидности языка: административный, язык делопроизводства, юридический, научный, позднее — средств массовой коммуникации…».
«С развитием национального государства формируется совершенно новый тип объединяющего языка — национальный литературный, или стандартный (термин западной традиции, ср. Standard English) язык».
«…В самом архаичном типе сообщества уже существовало два варианта языка: сакральный (для общения с высшими силами) и профанный (обыденный) язык для общения между людьми».
Просторечие
Выделите в художественном тексте (фрагмент из романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова) языковые элементы, не принадлежащие к литературному языку.
Мелеховский двор – на самом краю хутора . Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях , полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущо́й придорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу .
Литературный язык
Сравните два фрагмента научной прозы. Определите, какой из них относится к началу, а какой – к концу XIX-го века.
Литературный язык
Замените в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» некоторые старославянизмы на стилистически нейтральные русские слова, представленные справа. Задание выполняется путём перетаскивания слова из правой колонки на слово в стихотворении.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я (влачился) ,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
(Перстами) легкими как сон
Моих (зениц) коснулся он:
Отверзлись вещие (зеницы) ,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к (устам) моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В (уста) замершие мои
Вложил (десницею) кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога (глас) ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Литературный язык
Сравните две словарные статьи из Словаря русского языка Академии наук в 4-х тт. (1985) – полный вариант и вариант с пропусками. Дополните статью, в которой допущены пропуски.
Бешмет, -а, м. Одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно прилегающая в груди и в талии и доходящая до колен. Бэла сидела на кровати в чёрном бешмете. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».
Блин, -а, м. Тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковороде. У них на масленице жирной водились . А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Литературный язык
Определите, какое высказывание является верным:
Литературный язык – это язык художественной литературы.
Литературный язык – высшая форма национального языка.
У народа всегда есть два языка – национальный и литературный.
Разговорный язык не может быть литературным.
Литературный и разговорный язык
Зачеркните словосочетания, не относящиеся к литературной норме:
Убираться в комнате ; убирать в комнате ; ругаться на соседа ; ругать соседа ; довлеть над нами ; довлеть нам ; сойти с рельс ; сойти с рельсов ; играть значение ; иметь значение .
Литературный язык
Рассортируйте следующие термины по соответствующим графам:
Функциональные стили литературного языка:
Признаки литературного языка:
Литературный язык
Подберите подпись к схеме:
схема признаков литературного языка
схема стилей литературного языка
классификация односоставных предложений
классификация членов предложения
Стиль речи
Расшифруйте название функционального стиля, скрытое в следующих предложениях, подчеркните части слов, чтобы составить слово.
1 ) На следующий день старику стало совсем худо .
2 ) Хозяйка жест ом предложила войти в горницу.
3 ) У нас оставался единст венный шанс.
Стили речи
Заполните таблицу, подобрав примеры текста с указанными стилями.
Нейтральный стиль
Разговорный стиль
Официально-деловой стиль
Стили речи
Прочитайте фрагмент из текста Т. Н. Толстой («На липовой ноге»). Зачеркните те слова, которые относятся к молодёжному сленгу.
«Давайте проделаем быструю хирургическую работу по урезанию языка и стоящих за языком понятий, ведь у нас есть прекрасные примеры. Скажем, жили-были когда-то синонимы: «хороший, прекрасный, ценный, положительный, выдающийся, отличный, чудесный, чудный, дивный, прелестный, прельстительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, завлекательный, влекущий, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный», и так далее, и так далее. И что же? — осталось только « крутой ». Реже — « клёвый ».
Звучал мне часто голос клёвый .
Крутые снились мне черты, — писал Пушкин, обращаясь к Анне Керн. Он же справедливо заметил в другом стихотворении, что
. Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков клёвых и крутых ».
Стили речи
Выделите цветом в тексте А. Сальникова («Петровы в гриппе и вокруг него») элементы, относящиеся к просторечию. Определите функциональный стиль текста.
Петров очухался засветло, сначала ему показалось, что его разбудила тишина. Сознание включалось какими-то крупными сегментами, будто собирало простейший пазл из девяти кусочков. Так вот, сначала Петрову показалось, что его разбудила тишина, он подумал, что проснулся оттого, что Виктор Михайлович вырубил наконец свою магнитолу .
Стили речи
Выделите цветом словосочетания, свидетельствующие, что перед нами художественный текст:
Левый берег был низкий и жёлтый , стелился плоско , переходил в степь , из-за которой каждое утро вставало солнце . Земля здесь была горька на вкус и изрыта сусликами , травы – густы и высоки , а деревья – приземисты и редки . Убегали за горизонт поля и бахчи , пёстрые, как башкирское одеяло . Вдоль кромки воды лепились деревни. Из степи веяло горячим и пряным – туркменской пустыней и соленым Каспием . (Г. Яхина. «Дети мои»)
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тест с ответами по теме: “Русский язык и культура речи”
1. Отметьте предложение, где деепричастный оборот употреблен неправильно: а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся. б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.+ в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.
2. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения. Определите оптимальный вариант коррекции: а) В тексте используются однородные члены предложения.+ б) В тексте отмечается использование однородных членов предложения. в) В тексте зафиксирована однородность членов предложения.
3. Клише, стандартизованные конструкции характерны для: а) публицистического стиля б) научного стиля в) официально-делового стиля+
6. Отметьте ошибку в употреблении существительного с предлогом: а) по прибытии поезда, б) по приезду домой,+ в) по окончании сессии.
7. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка: а) литературного + б) просторечного в) разговорного
8. Грамматическая норма включает в себя следование правилам: а) диспозитивных норм языка б) синтаксического построения + в) императивных норм языка
9. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности? а) арго б) жаргонной в) диалектной +
10. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка? а) пуризм + б) полистилизм в) индефинитизация
11. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее. Определите верный вариант коррекции предложения: а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.+ б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее. в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.
12. Молодая биологичка показала новую школьную мебель. Определите неправильный вариант исправления ошибки: а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель. б) Молодой биолог показала новую школьную мебель. в)Молодая биологиня показала новую школьную мебель.+
13. Что из данного не относится к официально-деловому стилю речи: а) тезисы доклада для конференции,+ б) милицейские протоколы, в) справки об успеваемости.
15. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания? а) заключение б) вступление в) концовка +
16. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте? а) служебной запиской б) докладной запиской + в) деловыми справками
17. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для: а) публицистического стиля+ б) официально-делового стиля в) научного стиля
18.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение: а) стилистике художественной речи б) стилистике текста в) функциональной стилистике +
19. Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа: а) погонов + б) апельсинов в) помидоров
20. Отметьте ошибку в образовании форм существительных: а) несколько юнкеров, б) новых чулков,+ в) пару носков.
21. Определите предложение с грамматической ошибкой: а) Открывая дверь, она легко скрипнула.+ б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула. в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.
22. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка: а) Грот б) Ломоносов + в) Ожегов
23. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка? а) полистилизм б) индефинитизация в) антинормализаторство +
24. Отметьте предложение, которое содержит ошибку: а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.+ б) Он был не только двоечником, но и вруном. в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.
25. Отметьте предложение со стилистической ошибкой: а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным. б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.+ в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.
26. Смешение признаков других стилей уместно: а) в официально-деловом, б) научном, в) художественном стиле.+
28. Отметьте, для чего характерно понятие языковой нормы: а) для литературного языка,+ б) для жаргона, в) для диалекта.
29. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”: а) речевая недостаточность, б) речевая избыточность,+ в) семантическая ошибка.
30. Выберите предложение без грамматических ошибок: а) Приедешь с Москвы – зайдешь. б) Народ толпился у магазина с самого утра.+ в) Это показалось мне наиболее интереснее.
Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?
Русский язык | 5 — 9 классы
Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огромное значение, поступить вопреки привил приличия, коллега по профессии, тосковать по семье, четверо учениц, благодаря героизму.
Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств?
Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств.
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть нескол?
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть несколько )).
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
СРОЧНО?
Укажите, какие словосочетания воспринимаются как избыточные и не соответствующие лексической норме : 1) мемориал памяти 2)реальная действительность 3)коллеги по профессии 4)внутренний интерьер.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их?
1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их.
Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.
Видео:Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать
Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой?
Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой.
Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами?
Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами.
Перед вами страница с вопросом Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
1. Мыла посуду 2. Варила обед 3. Убирала квартиру 4. Смотрела телевизор 5. Читала книгу 6. Играла в теннис 7. Отдыхала на даче 8. Вязала свитер 9. Гладила бельё 10. Ходила в магазин 11. Ходила гулять 12. Помогала мне делать уроки Если хоче..
1)Если бы я пошел ( а) в школу я бы получил( а) хорошие оценки . 2) Пусть она убирает комнату . 3 ) Пускай он останиться у нас в гостях . 4) Мам можно пойти гулять — » мама сказала да только мусор забири собой «.
🔍 Видео
Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать