Укажите словосочетание в котором использование заимствованного слова неуместно альянс сердец

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Электронный образовательный ресурс «Тесты по теме «Лексика»

Укажите словосочетание в котором использование заимствованного слова неуместно альянс сердец

Материал для закрепления и контроля знаний по теме «Лексика»

Просмотр содержимого документа
«1»

1. Какое языковое явление создает комический эффект приведенного ниже текста?

Пришел к портному заказчик и говорит:

— Что за костюм вы мне сшили! Все смеются.

А портной отвечает:

— О, так это же моя первая удача! Раньше кому я ни шил —

1) синонимы 2) омонимы З) паронимы 4) антонимы

2. Какое слово имеет значение «бездеятельный, безынициативный»?

1) меланхоличный 2) ординарный 3) лаконичный 4) инертный

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

1) эгоист 2) меценат 3) альтруист 4) филантроп

4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) горячий кофе 3) шёлковые волосы

2) шёлковая рубашка 4) золотые часы

5. В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

2) с ног до головы 4)жить на широкую ногу

6. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

1) часы идут 3) человек прошёл

2) дождь прошёл 4) век прошёл

7. В каком предложении вместо слова голосистый нужно употребить

1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

2) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

3) Владимир Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.

4) Голосистая буря пронеслась над ущельем.

8. В каком предложении вместо слова черепаший нужно употребить

1) На первое подали черепаший суп.

2) Он приближался к цели черепашьим шагом.

3) Черепашьи детёныши давно уже вывелись.

4) Черепаший панцирь обладает особой прочностью.

Ответы: 1-4, 2-4, 3-3, 4-3, 5-1, 6-3, 7-2,8-1

Просмотр содержимого документа
«2»

1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова грецкий — греческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое значение имеет слово ландшафт?

1) гористая местность 3) местность с деревьями и кустарниками

2) общий вид местности 4) растительность

З. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?

1) меценат 2) альтруист 3) филантроп 4) пацифист

4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) крутой кипяток

2) крутой подъём

3) тяжёлая поклажа

4) шёлковая ткань

5. В каком предложении употребление заимствованного слова уместно?

1) Вчера к нам с дружеским визитом приходили гости.

2) Амортизационные отчисления необходимо производить ежемесячно.

3) Во многих районах города вода оказалась в минимуме.

4) Он мне с апогеем рассказывал об этом.

6. В каком примере выделенное слово употреблено в переносном значении?

1) зал полон З) тонкие пальцы

2) зал аплодирует стоя 4) крутой берег

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

1) Я увидел явные очертания гор.

2) Это была явная ложь.

3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

4) Ребёнок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком предложении вместо слова дипломат нужно употребить

1) Говорит как дипломат, а дела не идут на лад.

2) Стать дипломатом Московского конкурса скрипачей — большая честь даже для знаменитостей.

3) Он считал себя большим дипломатом и старался наладить хорошие отношения с новыми соседями.

4) Опытные дипломаты должны успешно осуществлять внешнюю политику государства.

Ответы: 1-2, 2-2, 3-3, 4-1, 5-2, 6-2, 7-1, 8-2

Просмотр содержимого документа
«3»

I. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры —

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует национальную и расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

1) террорист 2) шовинист 3) пацифист 4) милитарист

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?

1) атрибут 2) атавизм З) аспект 4) ассоциация

4. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная логика

2) железная воля 4) железная хватка

5. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) У него в Министерстве своя рука. 3) К рукам прибрать.

2) Взять себя в руки. 4) Трудиться не покладая рук.

6. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

1) золотая осень 3) золотой браслет

2) золотые руки 4) золотой характер

7. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употребить слово экономный?

1) Была создана новая экономичная машина.

2) Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую картину действительности.

З) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.

4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.

8. В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить слово двойственный?

1) Наш агроном первый вздумал весь большой участок засадить двойным рядом лип.

2) Он отбросил книгу со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долгое время.

З) Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт двойную игру.

4) В этом городе все старинные купеческие фамилии были двойные.

Ответы: 1-4, 2-2, 3-1, 4-1, 5-1, 6-3, 7-2, 8-2

Просмотр содержимого документа
«4»

1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова

«Всё перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

2. Укажите, какое значение имеет слово дилетант.

1) тот, кто не имеет высшего образования

З) тот, кто ничего не понимает в какой-либо науке

4) тот, кто занимается наукой или искусством без специальной подготовки

З. Какое из перёчисленных слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле»?

1) националист 2) пацифист З) шовинист 4) милитарист

4. В каком примере слово язык употреблено в прямом значении?

1) язык распустить З) вкусный заливной язык

2) языки пламени 4) попробовать на язык

5. Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

1) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа.

2) Моя карьера филателиста началась давно.

З) Ученики нашей школы выиграли соревнования в беге на длинные дистанции.

4) Количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.

6. Укажите пример, который не имеет тавтологии.

1) глубокая бездна З) местный абориген

2) соединить воедино 4) влажный климат

7. В каком предложении вместо слова база нужно употребить слово базис?

1) Развитие фундаментальных наук обеспечивает базу для дальнейшего поиска перспективных направлений.

2) Теоретическая база исследования нуждается в доработке.

З) При смене одной базы другой меняются не только общественные взгляды, но и соответствующие им учреждения.

4) Во второй половине прошлого столетия начала бурно развиваться атомная база нашей промышленности.

8. В каком предложении вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

1) реальное направление в живописи

2) реальная действительность

З) проводить реальную политику

4) добиться реальных успехов

Ответы: 1-3, 2-4, 3-2. 4-3, 5-3, 6-4, 7-3, 8-1

Просмотр содержимого документа
«5»

1. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.

1) дерево — цветок 3) ранний — поздний

2) родной — чужой 4) правда — ложь

2. Значение какого слова указано неверно?

1) корректный — правильный, точный

2) брифинг — пресс-конференция по вопросам политики

3) каллиграфия — умение писать грамотно

4) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?

4. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

5. Какое из перечисленных слов не является устаревшим?

1) фунт 2) бурмистр 3) палисадник 4) камергер

6. Укажите ряд, в словосочетаниях которого нет тавтологии.

1) сатирическая карикатура, местный абориген

2) ладонь руки, соединить воедино

3) коллеги по работе, мемориальный памятник

4) подарить сувениры, оправданный риск

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города.

3) Мэру пришлось заняться жилищными проблемами.

4) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.

8. В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить слово вековой?

1) У мемориала горит вечный огонь.

2) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах.

3) Это было их любимое, уютное место в парке, между вечными дубами.

4) Понятия добра и зла, любви и ненависти — понятия вечные.

ОТВЕТЫ: 1-1, 2-3, 3-2, 4-3. 5-3, 6-4, 7-2, 8-3

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

1. Продолжите высказывание: «Лексикология — раздел языкознания, изучающий

а) морфемную структуру слова

в) словарный запас языка

г) способы образования и акустические свойства звуков чело-

2. Укажите многозначное слово:

а) стеклодув в) доказательный

б) кусачки г) стационарный

3. Укажите словосочетание, в котором использовано слово в переносном значении:

а) серебряное блюдо в) нос котёнка

б) кровеносные сосуды г) подхватить мяч

4. В каком предложении использована перифраза?

а) Разговор шёл о первой скрипке оркестра.

б) Все члены коллектива вышли на поклон.

в) Некоторые уже надели шапки.

г) На первых порах Григорию приходилось туго.

5. Какое из слов имеет омоформу?

а) масло б) мука в) стекло г) лук

6. Какие слова являются паронимами?

а) высокий – сильный в) деревянный – сиреневый

б) добрый – злой г) цветочный – цветной

7. В каком ряду слова-синонимы?

а) стул, чулок, перец в) вьюга, метель, пурга

б) парк, дерево, осина г) весна, цветы, радость

8. Какие слова НЕ являются антонимами

а) далеко – близко в) глубокий – мелкий

б) смелый – храбрый г) оптимист – пессимист

9. Укажите заимствованное слово:

а) незабудка б) государь в) галстук г) смуглый

10. В каком предложении использован фразеологизм?

а) Бабушка любила кушать только из своей тарелки.

б) Симка мчался на всех парусах и помахивал белым конвертом.

в) Он ходил по кругу до изнеможения.

г) Лера открыла глаза и увидела огромный букет цветов.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Укажите словосочетание в котором использование заимствованного слова неуместно альянс сердец

Укажите словосочетание в котором использование заимствованного слова неуместно альянс сердец

Владельцы сайта

  • Светлана Рудольфовна Турко

Контрольные тесты

1. Укажите неверное утверждение.

1) Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.
2) Могут быть лексические и контекстуальные омонимы.
3) Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.
4) Могут быть контекстуальные антонимы.
5) Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.
6) Историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

1) умница
2) города
3) отличница
4) папаша
5) листва
6) осина

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.

1) защита диссертации
2) класс работает
3) чувство локтя
4) переход через горы
5) играли Шекспира
6) простые люди

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

1) коренной житель – коренной вопрос
2) человек худой – характер худой
3) больной заснул – больной ребёнок
4) спутник Марса – спутник в дороге
5) пачка папирос – пачка балерины
6) звезда эстрады – звезда на небе

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский).

1) омоформы
2) омофоны
3) омографы

6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.

дружеская к_мпания, нефтяная к_мпания, прятный комлп_мент, компл_мент в сыворотке

1) а, а, и, и
2) о, о, е, и
3) а, о, е, е
4) о, а, и, е
5) а, о, и, и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.

Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед…»
(А. С. Пушкин)

1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора

8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЧУВСТВОВАТЬ является стилистическим.

1) Сегодня ей нездоровится.
2) Он ощутил прилив небывалой силы.
3) Почуяв опасность, зверь притаился.
4) Мы пережили то же, что и они.

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.

1) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов).
2) Будь счастлива несчастием моим (М. Лермонтов).
3) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский).
4) Мы сёла – в пепел; грады – в прах; в мечи – серпы и плуги (В. Жуковский).
5) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти (Г. Поженян).

11. Выберите подходящие по смыслу слова.

1) сделать … стрижку

12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими.

1) свеча, солнце, утюг, тулуп
2) браслет, ласточка, сестра, овраг
3) кружево, корзина, невод, зодчий
4) ребёнок, сказка, шуба, зонтик

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1) здравый, мощь, добродетель, чуждый
2) здоровый, мощь, зима, чужой
3) здравый, мочь, добродетель, чужой
4) здоровый, мочь, зима, чуждый

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

1) По прошествии немногих лет он был избран губернатором … (Ю. Нагибин).
2) В тот же час Пётр отдал приказ воеводам (А. Платонов).
3) Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
4) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов).
5) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с (А. Чехов).

15. Определите, каким является каждое слово.

1) фломастер
2) компьютер
3) свингер
4) нарком
5) маркетинг
6) видеомагнитофон

16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.

1) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький (И. Тургенев).
2) Там ведь есть бучило, знаешь, оно ещё всё камышом заросло (И. Тургенев).
3) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Распутин).
4) Взалкал отец Фёдор. Захотелось ему богатства (И. Ильф, Е. Петров).

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.

1) плеоназм
2) аорист
3) триолет
4) парадигма
5) амфибрахий
6) сонорный

18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.

Ну, ты даёшь, В НАТУРЕ!
Я в полном ОТПАДЕ!

1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы

1. Укажите неверное утверждение.

1) Лексика — словарный запас языка.
2) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
3) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
4) Антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи.
5) Старославянизмы — группа исконно русских слов.
6) Жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

1) справа
2) судьба
3) играла
4) у брата
5) ворота
6) красота

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1) золотой медальон
2) пустая голова
3) говор ручья
4) хвост кометы
5) быстрый бег
6) цветущий сад

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

1) металлургический завод – часовой завод
2) тихий час – тихая погода
3) идут торги – идут часы
4) счастливый брак – заводской брак
5) корень слова – корень растения
6) мягкий знак – мягкий климат

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке.

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели.

1) омоформы
2) омофоны
3) омографы

6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.

сп_шите к нам, сп_шите задание, зап_вать песню, зап_вать молоком

1) е, е, е, е
2) и, и, и, и
3) е, и, е, и
4) и, е, и, е
5) и, е, е, и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора

8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.

1) бедная растительность

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ИСЧЕЗНУТЬ является стилистическим.

1) Множество людей пропало без вести во время войны.
2) Многие слова утратили свое первоначальное значение.
3) С появлением первых лучей солнца туман развеялся.
4) Куда запропастилась эта книга?

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

1) Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).
2) Где стол бы яств, там гроб стоит (Г. Державин).
3) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).
4) Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).
5) О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).

11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.

1) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
2) ватрушка, жнец, мичман, галстук
3) медальон, мольберт, либретто, гитара
4) пудинг, квас, одуванчик, хоккей

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1) город, одежда, брег, един
2) град, одёжа, берег, один
3) город, одёжа, берег, один
4) град, одежда, брег, един

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

1) Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности … (Н. Гоголь).
2) Тут же стоял окольничий , приставленный к полю (А. К. Толстой).
3) Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).
4) Видит око , да зуб неймёт (И. Крылов).
5) Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

15. Укажите, каким является каждое слово.

1) космонавт
2) ультразвук
3) интернет
4) паровоз
5) ликбез
6) инвестиция

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

1) Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).
2) По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы (М. Шолохов).
3) В Москву переведён через моё содейство (А. Грибоедов).
4) Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).

17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам.

1) паронимы
2) хорей
3) баллада
4) сарказм
5) полисемия
6) фабула

18. Укажите, как называются выделенные слова.

Слушай сюда, дело ГЛУХО, надо сматываться.
Давай только без ЗАКИДОНОВ, ладно?

1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы

1. Найдите верные утверждения.

1) Лексика — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
2) Лексика — совокупность слов того или иного языка.
3) Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, устанавливается значения слов и их употребление в речи.
4) Лексикология — совокупность слов данного языка или какой-либо его разновидности.

2. Найдите неверное утверждение.

1) Слова имеют лексическое и грамматическое значение.
2) Лексические значения слов изучаются лексикологией.
3) Грамматические значения слов изучаются лексикологией.
4) Лексическое значение слова индивидуально: оно присуще данному слову и отличает его от других.
5) Грамматическое значение слова характеризует не одно слово, а целые разряды или классы слов.

3. С чем можно согласиться?

Лексическое значение слова можно узнать

1) в орфографическом словаре
2) в толковом словаре
3) в орфоэпическом словаре

4. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ДИПЛОМАНТ?

1) должностное лицо ведомства иностранных дел
2) человек, награжденный дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.
3) кожаный портфель для деловых бумаг
4) человек, действующий тонко и умело

5. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ПРЕЦЕДЕНТ?

1) лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания и т.д.
2) случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода

6. Какое суждение неверно?

1) Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными.
2) Лексические значения слов бывают прямыми и переносными.
3) Лексические значения, возникающие в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие, называются переносными.
4) Отличительный признак переносного значения — его конкретность, отличительный признак прямого значения — его отвлеченность.

7. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К однозначным можно отнести слова:

1) арба
2) аудиенция
3) архив
4) альпинизм

Б. К многозначным можно отнести слова:

а) арена
б) ария
в) аргумент
г) аквариум

8. Какие значения слова КРОВНЫЙ являются переносными?

1) происходящий от одних предков, родной по крови
2) очень близко касающийся, глубоко затрагивающий кого-либо
3) прочный, неразрывный благодаря общим интересам, духовной близости
4) породистый, чистокровный (о лошадях)

9. В каких словосочетаниях выделенные слова употребляются в прямом значении?

1) ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье
2) ГРОЗА мальчишек
3) ГИБКОСТЬ политики
4) неуловимая ГРАЦИЯ движений
5) ДРАГОЦЕННОЕ время

10. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении?

1) ДУБОВЫЙ лист
2) ДУБОВЫЙ стиль
3) КАЗЕННЫЙ подход
4) КАЗЕННЫЕ деньги

11. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении?

1) ГЛАДКИЕ стихи
2) ГЛАДКАЯ поверхность
3) ГАЛЕРЕЯ персонажей
4) стеклянная ГАЛЕРЕЯ

12. В каких словосочетаниях прилагательное КИСЛЫЙ употреблено в переносном значении?

1) КИСЛОЕ яблоко
2) КИСЛАЯ картошка
3) КИСЛОЕ тесто
4) КИСЛОЕ настроение
5) КИСЛОЕ выражение лица
6) КИСЛАЯ среда

13. Найдите верное определение.

Омонимы — это

1) слова, различные по своему звучанию, но близкие или одинаковые по своему значению
2) слова, одинаковые звучащие, но не имеющие ничего общего в своем значении
3) слова, противоположные по значению

14. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:

Мне снится, что я ЛЕЧУ
долбить высоту намеченную.
Мне снится, что я ЛЕЧУ
раненых и вылечиваю.

1) многозначные слова
2) синонимы
3) омонимы
4) антонимы

15. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:

Рыбачьей удалью БЛЕСНУ
И в речке возле ЛЕСА
Поймаю щуку на БЛЕСНУ.
Э, выдержала б ЛЕСА!

1) многозначные слова
2) синонимы
3) омонимы
4) антонимы

16. Как называются слова, принадлежащие одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки?

1) многозначные слова
2) однозначные слова
3) омонимы
4) антонимы
5) синонимы

17. Найдите лишнее.

1) лингвистика
2) языкознание
3) языковедение
4) филология

18. Какое понятие обобщает слова?

Важный, существенный, значительный, значимый, весомый, первостепенный, многозначительный, исторический, эпохальный.

1) многозначные слова
2) однозначные слова
3) омонимы
4) антонимы
5) синонимы

19. Найдите слово, не имеющее отношение к остальным.

1) серьезный
2) вдумчивый
3) основной
4) сосредоточенный
5) основательный

20. Определите, в каких случаях к выделенным словам правильно подобраны синонимы?

1) Снегурочка ЗАПЛАКАЛА, да так горько, словно сестра по родному брату. — Заревела.
2) Они жили в ВЕТХОЙ землянке ровно тридцать лет и три года. — Маленькой.
3) От вороны КАРАПУЗ убежал, заохав. — Пузатый.
4) Баба бросила ведра и давай волка БИТЬ коромыслом. — Колотить.

21. Какие суждения не верны?

1) Антонимы — слова, имеющие противоположные значения.
2) Антонимы принадлежат к разным частям речи.
3) Антонимами могут быть слова, обозначающие конкретные предметы.
4) Антонимами могут быть слова, обозначающие степень признака.
5) Антонимические отношения в наибольшей степени свойственны качественным прилагательным и наречиям.

22. Составьте пары антонимов.

1) далекий
2) мягко
3) мертвец
4) разрушить
5) вчера

а) завтра
б) жестко
в) строить
г) близкий
д) живой

23. Какие пары являются антонимами?

1) веселье — горе
2) упрёк — похвала
3) зной — прохладный
4) помнить — забвение
5) вёдро — ненастье

24. Укажите, в каких случаях к выделенным словам неправильно подобраны антонимы?

1) ГРУБЫМ ( нежным ) дается РАДОСТЬ ( печаль ).
2) РАБОТАЕШЬ ( отдыхаешь ) — СЫТЫМ ( голодным ) будешь, БОЛТАЕШЬ ( молчишь ) — день ПОТЕРЯЕШЬ ( найдешь ).
3) В ущелье ЛЕЖА ( стоя ), Уж ДОЛГО ( медленно ) думал о СМЕРТИ ( жизни ) птицы.

25. Укажите соответствия.

1)
СИЯЛО солнце, вздыхала степь,
БЛЕСТЕЛА трава в бриллиантах дождя,
и золотом СВЕРКАЛА река.

2)
Полюбил БОГАТЫЙ — БЕДНУЮ,
Полюбил УЧЕНЫЙ — ГЛУПУЮ,
Полюбил РУМЯНЫЙ — БЛЕДНУЮ,
Полюбил ХОРОШИЙ — ВРЕДНУЮ;
ЗОЛОТОЙ — полушку МЕДНУЮ.

3)
Справа лес всё ЧАЩЕ.
Конь несется РЫСЬЮ,
Услыхав, что в ЧАЩЕ
Ветер фыркнул РЫСЬЮ.

а) обыгрываются омонимы
б) обыгрываются синонимы
в) обыгрываются антонимы

1. Укажите неверное утверждение.

1) Центральная единица лексикологии – слово.
2) Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.
3) Могут быть лексические и контекстуальные синонимы.
4) Различаются омонимы полные и частичные.
5) Архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка.
6) Многие заимствованные слова имеют русские синонимы.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.

1) крестьяне
2) поле
3) в море
4) насекомое
5) накануне
6) нигде

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1) чёрные мысли
2) седой старик
3) искры костра
4) рёв водопада
5) тянутся дни
6) красный закат

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

1) годы прошли – воины прошли
2) площадь треугольника – городская площадь
3) крутой кипяток – крутой характер
4) сборка конструкции – сборка на юбке
5) строевой лес – строевая песня
6) холодное молоко – холодный взгляд

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.

Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский).

1) омоформы
2) омофоны
3) омографы

6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.

ч_стота колебаний, ч_стота белья, посв_тить фонарём, посв_тить идее

1) и, и, е, е
2) а, е, и, я
3) и, а, я, и
4) а, и, е, я
5) е, е, я, е

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в приведённом отрывке.

О чём ты воешь, ветер…
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф. И. Тютчев)

1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора

8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.

1) полное ведро

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЛЕГКО является стилистическим.

1) Играючи он поднимал двухпудовую гирю.
2) Несложно справиться с данной задачей.
3) Он безболезненно перенёс дальний перелёт.
4) Она свободно владела несколькими языками.

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

1) Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин).
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).
3) Не знаю, жить мне долго или мало, иду я к свету иль во мрак ночной… (В. Брюсов).
4) Пришёл мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжёлая гора (В. Смирнов).
5) Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться (А. Фет).

11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.

1) воинская

12. Укажите строку, в которой все слова заимствованные.

1) флот, шайба, картофель, брат
2) кладовая, кочерга, абажур, аркан
3) вексель, деньги, карнавал, комедия
4) капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1) глава, хождение, ворота, ягнёнок
2) голова, хожу, врата, агнец
3) голова, хождение, ворота, ягнёнок
4) глава, хождение, врата, агнец

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

1) Кто-то держал развёрнутый судебник (А. К. Толстой).
2) В толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал… (А. Пушкин).
3) Все море — как жемчужное зерцало (И. Бунин).
4) Шуми, шуми, послушное ветрило … (А. Пушкин).
5) Царь двумя перстами брал обритых за щёку (А. Н. Толстой).

15. Укажите, каким является каждое слово.

1) продналог
2) акваланг
3) аэроплан
4) эквалайзер
5) маклер
6) программирование

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

1) Восстань, пророк, и виждь, и внемли… (А. Пушкин).
2) Поговорив, казаки разошлись по куреням (Н. Гоголь).
3) Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… (А. Пушкин).
4) Торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам (А. К. Толстой).

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.

1) полногласие
2) ремарка
3) имажинизм
4) оканье
5) аффикс
6) фразеологизм

18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.

А цена ему – ЛИМОН.
Полный ОБЛОМ: УПЁРСЯ РОГАМИ В ЗЕМЛЮ – и ни в какую.

1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы

1) С точки зрения активного и пассивного запаса лексики современного русского языка слова делятся на исконные и заимствованные.
2) Одной из причин заимствования слов являются тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами — носителями языков.
3) Старославянизмы — это слова, которые вошли в древнерусский язык из родственного старославянского (или церковно-славянского) языка.

2. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. Исконно русские слова:

1) потолок
2) жаворонок
3) кемпинг
4) сорока

Б. Заимствованные слова:

а) преамбула
б) бизнес
в) предисловие
г) импорт

3. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.

1) азбука
2) мать
3) большевик
4) бульон
5) незабудка

4. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.

1) шампиньон
2) портье
3) носорог
4) оратория
5) гиппопотам

5. Какое определение какому термину соответствует?

1) Это слова, обозначающие предметы и явления, которые существуют в современной жизни. Они вышли из активного употребления, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы и явления.
2) Это слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни.
3) Это слова, возникающие в языке для обозначения новых предметов и явлений, новых общественных отношений, открытий в науке и технике.

а) историзмы
б) неологизмы
в) архаизмы

6. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. Архаизмами являются слова:

1) опочить
2) полон
3) кафтан
4) десница

Б. Историзмами являются слова:

а) бурса
б) урядник
в) вирши
г) нэпман

7. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения активного или пассивного употребления.

1) уста
2) ланиты
3) вельми
4) барщина
5) всуе
6) чрево

8. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими.

1) редут, холоп, династия, пищаль
2) боярин, фимиам, вратарь, пансион
3) армяк, шуйца, рыбарь, выя
4) стрелец, сибирка, целовальник, спутник

9. Укажите верный ответ.

Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности, составляют

1) общенародную лексику
2) профессиональную лексику
3) диалектную лексику
4) жаргонную лексику

10. Укажите верный вариант.

Слова, употребление которых свойственно всем говорящим и не ограничено какой-либо территорией, профессиональной или социальной средой, составляют:

1) общенародную лексику
2) профессиональную лексику
3) диалектную лексику
4) жаргонную лексику

11. Составьте определения.

1) Это слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий.
2) Это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы.

а) жаргонная лексика
б) профессиональная лексика

12. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К общеупотребительным словам относятся:

1) работать
2) вода
3) намедни
4) говорить

Б. К диалектной лексике относятся слова:

а) кочет
б) гутарить
в) деятельность
г) вечерять

13. Укажите строку, в которой все слова являются диалектными.

1) назём, целовек, клёвый, инда
2) очеп, телик, ишо, шпора
3) на-скорях, пущай, зоревать, рыбалить
4) покель, посля, хохма, надысь

14. Укажите строку, в которой все слова являются жаргонными.

1) предки, бытовка (помещение), запаска (запасной механизм)
2) телик, бабки (деньги), гирла (девушка), липа (фальшивка)
3) френд (друг), одиночник (фигурист), недопоставка, потрясно
4) тачка (автомобиль), шкурка (наждачная бумага), степуха

15. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К лингвистическим можно отнести термины:

1) морфология
2) дифтонг
3) жанр
4) омонимия

Б. К литературоведческим можно отнести термины:

а) артикуляция
б) трилогий
в) ямб
г) персонификация

16. Чем является выделенное слово?

— …навалены
КОСУЛИ *, грабли, бороны,
багры, станки, тележные
ободья, топоры.

*Косуля — соха.

1) диалектизм
2) профессионализм
3) жаргонизм
17. Сопоставьте определения с терминами.

1) Это раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
2) Это раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
3) Это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу.

а) лексикология
б) лексикография
в) фразеология

18. С чем нельзя согласиться?

Устойчивые сочетания слов, обозначающие нечто единое целое по смыслу, называются:

1) идиомами
2) фразеологизмами
3) профессионализмами
4) фразеологическими оборотами

19. Определите, какие сочетания слов являются фразеологическими оборотами.

1) голубая кровь
2) с гулькин нос
3) выносить мебель из комнаты
4) выносить сор из избы

20. Найдите свободные словосочетания.

1) за словом в карман не лезет
2) лезть на крышу дома
3) ни в какие ворота не лезет
4) из кожи вон лезть
5) лезть по канату
6) лезть в бутылку
7) лезть на рожон
8) лезть в душу

21. Найдите фразеологические обороты.

1) бросать взгляд
2) бросать курить
3) бросать камешки в огород
4) бросать на ветер
5) бросать копьё
6) бросать перчатку
7) бросать комья земли
8) бросать свет

22. Сопоставьте фразеологические обороты и их значения.

1) как свои пять пальцев
2) точно из-за угла мешком
3) кровь с молоком
4) стреляный воробей

а) цветущий
б) придурковатый, со странностями, прибитый
в) бывалый, очень опытный человек
г) досконально, основательно

23. Определите, в каких случаях правильно даны значения фразеологических оборотов.

1) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. — Он ей понравился.
2) И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы. — Король стал сам не свой.
3) Бить баклуши. — Бить лентяев.
4) Кот был в восторге от того, что всё идет как по маслу. — Все идет очень хорошо.
5) Ушел волк несолоно хлебавши. — Ушел, невкусно поев.

24. Составьте фразеологические обороты.

1) разводить турусы
2) толочь воду
3) наводить тень
4) обобрать

а) на плетень
б) на колёсах
в) до нитки
г) в ступе

25. Составьте пары синонимичных фразеологизмов.

1) ни за какие блага
2) висеть на плечах
3) поминай как звали
4) держать пари

а) и след простыл
б) ни за какие коврижки
в) биться об заклад
г) наступать на пятки

26. Укажите правильный вариант.

1) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════ ————————
2) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═══════════ —————-
3) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════════════════════
4) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════ ——— ·─·─·─·─·─·─·

💡 Видео

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Что такое умная притягательность на 100? Этапы сексуального развитияСкачать

Что такое умная притягательность на 100? Этапы сексуального развития

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Исконно русские и заимствованные словаСкачать

Исконно русские и заимствованные слова

Заимствованные слова | Русский язык 4 класс #14 | ИнфоурокСкачать

Заимствованные слова | Русский язык 4 класс #14 | Инфоурок

Признаки заимствованных слов. История русского языка.Скачать

Признаки заимствованных слов. История русского языка.

ЗаимствованияСкачать

Заимствования

Заимствованные слова - что это такое, чем они отличаются от исконных и по каким приметам их отличитьСкачать

Заимствованные слова - что это такое, чем они отличаются от исконных и по каким приметам их отличить

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Ох уж эти заимствования...Скачать

Ох уж эти заимствования...

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

ИЗВИНИ - плохое слово?! На Руси не извинялись? Извинение и прощение - в чём разница? ОСОЗНАНКАСкачать

ИЗВИНИ - плохое слово?! На Руси не извинялись? Извинение и прощение - в чём разница? ОСОЗНАНКА

Есть ли в языках мира заимствования из русского? – Антон СоминСкачать

Есть ли в языках мира заимствования из русского? – Антон Сомин

Заимствование русским языком слов из других языковСкачать

Заимствование русским языком слов из других языков
Поделиться или сохранить к себе: