Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
морфологический;
лексико-синтаксический;
морфолого-синтаксический;
лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
префиксы, или приставки;
суффиксы;
постфиксы;
интерфиксы, или соединительные гласные;
флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
писа ть → вы писать
вид → под вид
забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находи ть → наход к а
цвет (цветок) → цвет ник
улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
локоть → под локот ник
бесед а → со бесед ник
свеж ий → о свеж и ть
мор е → за мор ск ий
мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
взводи ть → взвод
припева ть → припев
свинь я → свин ой
золот о → золот ой
восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кт о → кто- то
чт о → что- нибудь
где → где- либо
когда → когда- то
броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
слуша ть → в слушать ся
нюха ть → при нюхать ся
дума ть → в думать ся
тоскова ть → ис тосковать ся
жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
толп а → толп и ть ся
скуп ой → скуп и ться
переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
кресло-кровать;
платье-халат;
ракета-носитель;
ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север , восток → север о -восток;
сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
свод неб а → неб о свод;
птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
вет еринарный врач → ветврач;
тур истический поход → турпоход;
мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
зам еститель пред седателя → зампред;
мо тоцикл пед альный → мопед;
проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
сам , вари ть + → сам о вар;
черн ые бров и + → черн о бровый;
каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов
Примеры
текст → под текст гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а паха ть → пах от а сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый долг ий → за долг о дом → на дом ник
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
сего дня → сегодня;
с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
сей час → сейча́с;
тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
мало, изученный → мал о изученный район;
слабо, видящий → слаб о видящий человек;
низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речивдругую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Видео:Русский язык 5 класс. Способы образования слов. Сложение основСкачать
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№30 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 2.)Скачать
Видеоурок
Видео:Тема 10. Образование слов: производные и непроизводные слова. Способы образования слов.Скачать
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главная
Вопросы & Ответы
Вопрос 5562257
Суррикат Мими
Видео:6 класс - Русский язык - Способы словообразованияСкачать
Определите способ словообразования и укажите исходное слово. С-ков-анн-ость Не-за-конч-енн-ый Полн-о-цен-н-ый За-интерес-ов-а-ть-ся Вы-шив-к-а Бес-полез-н-ый Со-гну-ть-ся У-глубл-ени-е
Видео:Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Скованность: суффиксально- Ковать
Незаконченный: приставочно-суффиксальный Конец
Полноценный: сложение. Полный и Цена
Заинтересоваться: приставочно- суффиксальный. Интерес
Вышивка: приставочно- суффиксальный. Шить
Бесполезный: приставочно- суффиксальный. Польза
Согнуться: приставочный. Гнуть
Углубление: приставочно- суффиксальный. Глубоко
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по словообразованию
СЗ1. Укажите исходное слово и способ словообразования.
СЗ2. Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, знаки препинания. Выпишите выделенные слова , указывая исходное слово и способ словообразования.
(1) Твёрдость в главном сочеталась у Фета с удивительной противоречащей его характеру покладистостью в частностях хотя их (не)бывает в поэзии. (2) Он писал стихи без помарок и черновиков они у него выпевались из груди как песня у птицы. (3) Но Тургенев требовал ясности логики и Фет безропотно вносил поправки портя свои стихи изредка облегчая душу кроткой жалобой.
(4) В одной грубоватой оболочке уживались два разных человека поэт Фет слышавший музыку сфер и помещик Шеншин расчётливый прижимистый хозяин опытный землевладелец и барин.
(По Юрию Нагибину)
СЗ3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите из предложений выделенные слова . Выделите в них морфемы, укажите исходное слово и способ словообразования.
(1) Слегка шумя своею белою бальною робой убранною плющом и мохом и блестя белизною плеч глянцем волос и бриллиантов она прошла между расступившимися мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана полных плеч очень открытой по тогдашней моде груди и спины и как будто внося с собою блеск бала подошла к Анне Павловне.
(2) Во всё время рассказа она сидела прямо посматривая изредка то на свою полную красивую руку которая от давления на стол изменила свою форму то на ещё более красивую грудь на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье поправляла несколько раз складки своего платья и когда рассказ производил впечатление оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение которое было на лице фрейлины и потом опять успокаивалась в сияющей улыбке. (Л.Н. Толстой)
СЗ4. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.Выпишите десять производных слов, укажите исходное слово и способ словообразования.
Павел Петрович (н..)долго пр..сутствовал при беседе брата с управляющ..м который на все зам..чания Николая Петровича ст..рался пр..дставить мужиков пьяницами и ворами. (Н..)давно заведё..ое на новый лад хозяйство скрипело как (не)маза..ое колесо трещало как домодела..ая мебель из сырого дерева. Николай Петрович (не)даром частенько вздыхал и задумывался он чу..ствовал что без денег дело (н..)пойдёт а деньги у него почти все перевелись.
(Н..)раз Павел Петрович медле..о подходил к Николаю Петровичу (не)знавш..му как извернут..ся и давал ему денег. Но в этот день у него самого (н..)чего не было и он пр..дпочёл удалит..ся. Хозяйстве..ые дрязги наводили на него тоску (при)том ему постоя..о к..залось что Николай Петрович (не)смотря на всё своё рвение и труд..любие не так пр..н..мает..ся за дело как(бы) следовало; хотя указать в чём ошибается Николай Петрович он (не)сумел бы.
СЗ5. Укажите неверные утверждения и исправьте их:
а) Морфемика изучает состав и строение слова.
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание.
в) Окончание является формообразующей морфемой.
г) В русском языке существует один тип основы — производная.
д) Приставки могут быть синонимичными.
е) Суффиксы -тель, -ец и -ость обладают значением лица, названного по профессии.
ж) В слове «издалека» нет и не может быть окончания.
з) Слово «издалека» образовано приставочно-суффиксальным способом.
и) Адвербиализация — частный случай транспозиции.
к) Существительные не могут переходить в разряд междометий.
СЗ6. Вставьте пропущенные в словообразовательной цепочке слова:
А) … → прилить → приливать → прилив.
Г) Трава → … → травянистый.
СЗ7. Восстановите словообразовательную цепочку. В скобках указано общее количество слов в цепочке, включая данное в упражнении.
СЗ8. Составьте предложения с каждым из слов, которые образованы при помощи транспозиции. Укажите синтаксическую роль этих слов.При составлении предложений можно менять род, падеж и число данных слов. Образец: Рабочий день начинается в восемь часов. Рабочий фабрики выдвинул рационализаторское предложение.
Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н.В. Гоголь)
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
🌟 Видео
Способы словообразования. Видеоурок по русскому языку 5 классСкачать
6 класс - Русский язык - Способы словообразования сложных и сложносокращённых словСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)Скачать
Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023Скачать