Укажите исходное слово и способ словообразования словосочетание

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Укажите исходное слово и способ словообразования словосочетание

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Укажите исходное слово и способ словообразования словосочетание

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Видео:Русский язык 5 класс. Способы образования слов. Сложение основСкачать

Русский язык 5 класс. Способы образования слов. Сложение основ

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№30 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 2.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№30 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 2.)

Видеоурок

Видео:Тема 10. Образование слов: производные и непроизводные слова. Способы образования слов.Скачать

Тема 10. Образование слов: производные и непроизводные слова. Способы образования слов.

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 5562257

Укажите исходное слово и способ словообразования словосочетание

Суррикат Мими

Видео:6 класс - Русский язык - Способы словообразованияСкачать

6 класс - Русский язык - Способы словообразования

Определите способ словообразования и укажите исходное слово. С-ков-анн-ость Не-за-конч-енн-ый Полн-о-цен-н-ый За-интерес-ов-а-ть-ся Вы-шив-к-а Бес-полез-н-ый Со-гну-ть-ся У-глубл-ени-е

Видео:Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать

Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 класс

Лучший ответ:

Укажите исходное слово и способ словообразования словосочетание

Суррикат Мими

Скованность: суффиксально- Ковать

Незаконченный: приставочно-суффиксальный Конец

Полноценный: сложение. Полный и Цена

Заинтересоваться: приставочно- суффиксальный. Интерес

Вышивка: приставочно- суффиксальный. Шить

Бесполезный: приставочно- суффиксальный. Польза

Согнуться: приставочный. Гнуть

Углубление: приставочно- суффиксальный. Глубоко

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Упражнения по словообразованию

СЗ1. Укажите исходное слово и способ словообразования.

Образец: мягкость — мягкий, суффиксальный.

Постепенно, сегодня, подземный, долголетие, ГБОУ, рост, вуз, уверенно, вышеупомянутый, приезд, небрежность, словосочетание.

СЗ2. Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, знаки препинания. Выпишите выделенные слова , указывая исходное слово и способ словообразования.

(1) Твёрдость в главном сочеталась у Фета с удивительной противоречащей его характеру покладистостью в частностях хотя их (не)бывает в поэзии. (2) Он писал стихи без помарок и черновиков они у него выпевались из груди как песня у птицы. (3) Но Тургенев требовал ясности логики и Фет безропотно вносил поправки портя свои стихи изредка облегчая душу кроткой жалобой.

(4) В одной грубоватой оболочке уживались два разных человека поэт Фет слышавший музыку сфер и помещик Шеншин расчётливый прижимистый хозяин опытный землевладелец и барин.

(По Юрию Нагибину)

СЗ3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите из предложений выделенные слова . Выделите в них морфемы, укажите исходное слово и способ словообразования.

(1) Слегка шумя своею белою бальною робой убранною плющом и мохом и блестя белизною плеч глянцем волос и бриллиантов она прошла между расступившимися мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана полных плеч очень открытой по тогдашней моде груди и спины и как будто внося с собою блеск бала подошла к Анне Павловне.

(2) Во всё время рассказа она сидела прямо посматривая изредка то на свою полную красивую руку которая от давления на стол изменила свою форму то на ещё более красивую грудь на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье поправляла несколько раз складки своего платья и когда рассказ производил впечатление оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение которое было на лице фрейлины и потом опять успокаивалась в сияющей улыбке. (Л.Н. Толстой)

СЗ4. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выпишите десять производных слов, укажите исходное слово и способ словообразования.

Образец: подстаканник ← стакан, приставочно-суффиксальный.

Павел Петрович (н..)долго пр..сутствовал при беседе брата с управляющ..м который на все зам..чания Николая Петровича ст..рался пр..дставить мужиков пьяницами и ворами. (Н..)давно заведё..ое на новый лад хозяйство скрипело как (не)маза..ое колесо трещало как домодела..ая мебель из сырого дерева. Николай Петрович (не)даром частенько вздыхал и задумывался он чу..ствовал что без денег дело (н..)пойдёт а деньги у него почти все перевелись.

(Н..)раз Павел Петрович медле..о подходил к Николаю Петровичу (не)знавш..му как извернут..ся и давал ему денег. Но в этот день у него самого (н..)чего не было и он пр..дпочёл удалит..ся. Хозяйстве..ые дрязги наводили на него тоску (при)том ему постоя..о к..залось что Николай Петрович (не)смотря на всё своё рвение и труд..любие не так пр..н..мает..ся за дело как(бы) следовало; хотя указать в чём ошибается Николай Петрович он (не)сумел бы.

СЗ5. Укажите неверные утверждения и исправьте их:

а) Морфемика изучает состав и строение слова.

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание.

в) Окончание является формообразующей морфемой.

г) В русском языке существует один тип основы — производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

е) Суффиксы -тель, -ец и -ость обладают значением лица, названного по профессии.

ж) В слове «издалека» нет и не может быть окончания.

з) Слово «издалека» образовано приставочно-суффиксальным способом.

и) Адвербиализация — частный случай транспозиции.

к) Существительные не могут переходить в разряд междометий.

СЗ6. Вставьте пропущенные в словообразовательной цепочке слова:

А) … → прилить → приливать → прилив.

Г) Трава → … → травянистый.

СЗ7. Восстановите словообразовательную цепочку. В скобках указано общее количество слов в цепочке, включая данное в упражнении.

СЗ8. Составьте предложения с каждым из слов, которые образованы при помощи транспозиции. Укажите синтаксическую роль этих слов. При составлении предложений можно менять род, падеж и число данных слов.
Образец: Рабочий день начинается в восемь часов. Рабочий фабрики выдвинул рационализаторское предложение.

Ванная, столовая, больной, холостой, будущее, детская, выходной, контрольная, мороженое, лёгкие.

СЗ9. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

Перебежать, бег, десантник, сотрудник, бесцельный, уцелеть, лесовоз, леспромхоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелёт, издалека, быстро, по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

СЗ10. Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н.В. Гоголь)

1. Из выделенного предложения выпишите:

а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

🌟 Видео

Способы словообразования. Видеоурок по русскому языку 5 классСкачать

Способы словообразования. Видеоурок по русскому языку 5 класс

6 класс - Русский язык - Способы словообразования сложных и сложносокращённых словСкачать

6 класс - Русский язык - Способы словообразования сложных и сложносокращённых слов

Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)

Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023Скачать

Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023

Основные способы словообразованияСкачать

Основные способы словообразования

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

7 класс - Русский язык - Словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы словаСкачать

7 класс - Русский язык - Словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы слова

Способы словообразования - какие они бывают - объясняю материал с примерамиСкачать

Способы словообразования - какие они бывают - объясняю материал с примерами

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Морфемика и словообразованиеСкачать

Морфемика и словообразование
Поделиться или сохранить к себе:
Способы обра­зо­ва­ния словПримеры