Укажи словосочетание ученик пишет

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Укажи словосочетание ученик пишет

О чем эта статья:

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Укажи словосочетание ученик пишет

Укажи словосочетание ученик пишет

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Видео:Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Поверочная работа по русскому языку по теме: «Словосочетание»

Укажи словосочетание ученик пишет

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Фамилия, имя ___________________________________________________

1.Поставь на месте пропуска вопрос, который можно задать от одного слова к другому в словосочетании. беречь (___________?) от огня; приехать (______________?) на озеро; писать (___________?) аккуратно; день (________________?) ясный; воробей (_____________?) смелый выйти (_____________?) из леса

2. Вставь в словосочетания подходящие предлоги.

Идти _____ тропинке, выехать ____ города, встретиться ___ другом, рассказать _____ о книге, скакать ____ лошади, выйти ____ сад

3. Что называют словосочетанием?

Несколько слов Два слова

Три слова Несколько слов, связанных по смыслу

4. В каких словосочетаниях есть слова в переносном значении?

золотое кольцо тёплое молоко

съел тарелку золотая осень

тарелка с супом тёплый взгляд

5. Укажи словосочетания

играть в прятки долгожданное письмо писать диктант

ребята играют смотреть фильм ученик пишет

6. Сколько словосочетаний в предложении: На дереве сидела рыжая белочка.

2 — сидела на пеньке,рыжая белочка

3 — сидела на пеньке, рыжая белочка, белочка сидела

7. Укажи подлежащее и сказуемое в предложении: Утром в лесу просыпаются птицы.

просыпаются птицы просыпаются в лесу

просыпаются утром певчие птицы

8. Выпиши словосочетания из предложения: Осенью перелётные птицы улетают на юг. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Поверочная работа по русскому языку по теме: «Словосочетание» »

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Фамилия, имя ___________________________________________________

1.Поставь на месте пропуска вопрос, который можно задать от одного слова к другому в словосочетании. беречь (___________?) от огня; приехать (______________?) на озеро; писать (___________?) аккуратно; день (________________?) ясный; воробей (_____________?) смелый выйти (_____________?) из леса

2. Вставь в словосочетания подходящие предлоги.

Идти _____ тропинке, выехать ____ города, встретиться ___ другом, рассказать _____ о книге, скакать ____ лошади, выйти ____ сад

3. Что называют словосочетанием?

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

Несколько слов Два слова

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

Три слова Несколько слов, связанных по смыслу

4. В каких словосочетаниях есть слова в переносном значении?

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

золотое кольцо тёплое молоко

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

съел тарелку золотая осень

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

тарелка с супом тёплый взгляд

5. Укажи словосочетания

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

играть в прятки долгожданное письмо писать диктант

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишет

ребята играют смотреть фильм ученик пишет

6. Сколько словосочетаний в предложении: На дереве сидела рыжая белочка.

Укажи словосочетание ученик пишет

2 сидела на пеньке, рыжая белочка

Укажи словосочетание ученик пишет

3 сидела на пеньке, рыжая белочка, белочка сидела

7. Укажи подлежащее и сказуемое в предложении: Утром в лесу просыпаются птицы.

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишетпросыпаются птицы просыпаются в лесу

Укажи словосочетание ученик пишет Укажи словосочетание ученик пишетпросыпаются утром певчие птицы

8. Выпиши словосочетания из предложения: Осенью перелётные птицы улетают на юг. ___________________________________________________________

Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Проверочный тест по теме «Словосочетание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по теме «Словосочетание».

1. Определите сл/с со значением указания на предмет и его признак: 1)новая книга; 2)прочитать книгу , 3) читать громко.

2. Определите сл/с со значением указания на действие: 1) любимый фильм 2)смотреть фильм; 3) интересный роман.

3. Определите сл/с со значением признака действия: 1) большой успех; 2)успехи в работе; 3) выступить успешно.

4. Определите сл/с со значением признака: 1) быстро бежать; 2)очень красивый; 3)весенняя пора.

5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: Темная аллея, картинная галерея, субботний вечер.

1) именем прилагательным; 2) именем существительным.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы. 1) глаголом; 2) именем существительным.

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать). 1) кратким прилагательным; 2) наречием.

8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.

1) именем прилагательным; 2) наречием.

9. Укажите сл/с, состоящее из существительного + существительное:

1) красивый джемпер; 2) джемпер брата; 3) связать джемпер.

10. Укажите сл/с, состоящее из глагола + сущ.в В. п.: 1) украсить цветами; 2) подарить брату 3);постелить ковер.

11. Укажите сл/с, состоящее из глагола + сущ.в Т. п.: 1) прийти на помощь; 2) увлекаться чтением; 3) рассказать сказку.

12.Укажите сл/с со способом подчинительной связи — согласование: 1) первый ученик; 2)цветок липы; 3)дом отца.

13. Укажите сл/с со способом подчинительной связи — управление:

1 весенний вечер; 2)встретить друзей; 3)созревший плод.

14. Укажите сл/с со способом подчинительной связи -примыкание:

1) золотое кольцо; 2) учиться плавать; 3) учиться плаванию.

18. Укажите синонимичные словосочетания: 1)девушка высокого роста; 2)высокорослая девушка; 3)длинноногая девушка.

19. Укажите, какое сл/с имеет синоним: 1) кафе при дороге; 2) машина на ремонте.

20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:

1) по смыслу; 2) предлогом и окончанием; 3)окончанием.

21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять долго:

1) по смыслу; 2)окончанием.

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании веселая прогулка:

1) по смыслу; 2) окончанием.

23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

1) прилагательное, причастие, местоимение; 2) наречие, деепричастие.

24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

1) существительное, местоимение; 2) деепричастие, наречие.

25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

1) наречие, деепричастие; 2) существительное, местоимение.

27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить: 1) оплатить проезд; 2) оплатить за проезд.

Тест по теме «Словосочетание».

1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

1) длинная дорога; 2)нарисовать картину 3)рисовать долго.

2. Определите словосочетание со значением указания на действие : 1)красивый закат; 2)писать письмо; 3)очень красивый.

3. Определите словосочетание со значением признака действия : 1) высокая гора 2);победить страх; 3) хорошо учиться.

4. Определите словосочетание со значением признака : 1) идти медленно; 2)очень умный; 3)осенний день.

5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: воскресный день, спортивный зол, зеленая дубрава.

1) именем прилагательным; 2)именем существительным.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пилить дрова, убирать урожай, белить стены.

) глаголом;2) именем существительным.

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).

1) кратким прилагательным; 2)наречием.

8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весьма далекий, совсем старый, очень короткий.

1) именем прилагательным; 2)наречием.

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

1) любимый костюм; 2)костюм сестры; 3)сшить костюм.

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в В. п.: 1) увлекаться чтением; 2) подарить маме; 3)построить дом.

11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в Т. п.:

1) прийти в гости; 2)кататься на лыжах; 3)заниматься с увлечением.

12. Укажите словосочетание со способом подчини тельной связи — согласование:

1) отличная оценка; 2) цветение вишни; 3) говорить по телефону.

13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -управление:

1) морозное утро; 2) упасть на землю; 3) хорошо отдохнуть.

14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи — примыкание:

1) приятное лицо; 2быстро делать; 3) приказ командира

18. Укажите синонимичные словосочетания: 1) тропинка через лес; 2) лесная тропинка; 3) тропинка через овраг.

19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним: 1) город на море; 2) промокающая обувь.

20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании играть в куклы:

1) по смыслу; предлогом и окончанием; 2 ) окончанием.

21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании любить читать:

1) по смыслу; 2) окончанием.

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:

1) по смыслу; 2)окончанием.

23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

1) прилагательное, причастие, местоимение; 2) наречие, деепричастие.

24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

1) существительное, 2) местоимение; 3) деепричастие, 4) наречие.

25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

1) наречие, 2) деепричастие; 3) существительное, 4) местоимение.

27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:

1) заплатить проезд; 2) заплатить за телефон.

Тест по теме «Словосочетание».

1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:

1) внутри сада; 2) хрустящий хлеб 3) зимняя дорога.

2. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

1) весело смеяться; 2)песчаный берег; 3)писать письмо.

3. Определите словосочетание со значением указания на действие:

1)ехать загород; 2) белые грибы; 3) фонтан брызг.

4. Определите словосочетание со значением признака действия:

1) капля меда 2)успешно поработал; 3) любимый город.

5. Определите словосочетание со значением признака:

1)рано вставать; 2серьезный человек; 3очень сильный.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: детская комната, вечерняя пора, лесное озеро.

1) именем прилагательным; 2) именем существительным.

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.

1) глаголом; 2) именем существительным.

8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными:
1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон товарища; 4) телефонный мастер.

1) 1,2; 2) 1,4; 3) 2,3; 4) 1,3.

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

1) веселый мальчик; 2 ) поездка на море; 3) приехать в деревню.

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

1) заниматься спортом; 2) изучать химию; 3) встретиться с другом.

11. Укажите словосочетание с подчинительной связью — согласование:

1) верный товарищ; 2) озеленение города; 3) вешать занавески.

12. Укажите словосочетание с подчинительной связью — управление:

1) благоухание цветов; 2) весенний сад; 3) старательно учиться.

13. Укажите словосочетание с подчинительной связью — примыкание:

1) гулять по парку; 2) смотреть фильм; 3) приехать вечером.

14. Зависимое слово при примыкании выражается:

1) наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;

2) существительным, наречием, деепричастием.

15. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим оборотом:

1) заварить чай; 2) заварить кашу.

16. Зависимое слово при управлении выражается:

1) существительным, 2) местоимением; 3) причастием, 4) глаголом.

20. Укажите синонимичные словосочетания: 1) краска для пола 2) половая краска; 3) краска для волос.

21.Укажите, какое словосочетание имеет синоним: 1) участок при школе; 2) низинная местность.

22.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний ходить по лесу:

1) по смыслу; 2)предлогом и окончанием; 3) окончанием.

23. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний идти быстро:

1) по смыслу; 2)окончанием.

24.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний делать добро:

1) по смыслу; 2) окончанием.

25.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний курортный город:

1 ) по смыслу; 2) окончанием.

27.Укажите словосочетание с ошибкой: 1) ляжьте на пол; 2) навстречу им; 3) гораздо разумнее.

📹 Видео

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Главное слово в словосочетанииСкачать

Главное слово в словосочетании

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать

4 класс. Русский язык. Словосочетание

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний
Поделиться или сохранить к себе: