- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Поверочная работа по русскому языку по теме: «Словосочетание»
- Просмотр содержимого документа «Поверочная работа по русскому языку по теме: «Словосочетание» »
- Проверочный тест по теме «Словосочетание»
- 📺 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
- 0 0 0 0 0 0
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать
Поверочная работа по русскому языку по теме: «Словосочетание»
Проверочная работа по теме «Словосочетание»
Фамилия, имя ___________________________________________________
1.Поставь на месте пропуска вопрос, который можно задать от одного слова к другому в словосочетании. беречь (___________?) от огня; приехать (______________?) на озеро; писать (___________?) аккуратно; день (________________?) ясный; воробей (_____________?) смелый выйти (_____________?) из леса
2. Вставь в словосочетания подходящие предлоги.
Идти _____ тропинке, выехать ____ города, встретиться ___ другом, рассказать _____ о книге, скакать ____ лошади, выйти ____ сад
3. Что называют словосочетанием?
Несколько слов Два слова
Три слова Несколько слов, связанных по смыслу
4. В каких словосочетаниях есть слова в переносном значении?
золотое кольцо тёплое молоко
съел тарелку золотая осень
тарелка с супом тёплый взгляд
5. Укажи словосочетания
играть в прятки долгожданное письмо писать диктант
ребята играют смотреть фильм ученик пишет
6. Сколько словосочетаний в предложении: На дереве сидела рыжая белочка.
2 — сидела на пеньке,рыжая белочка
3 — сидела на пеньке, рыжая белочка, белочка сидела
7. Укажи подлежащее и сказуемое в предложении: Утром в лесу просыпаются птицы.
просыпаются птицы просыпаются в лесу
просыпаются утром певчие птицы
8. Выпиши словосочетания из предложения: Осенью перелётные птицы улетают на юг. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Просмотр содержимого документа
«Поверочная работа по русскому языку по теме: «Словосочетание» »
Проверочная работа по теме «Словосочетание»
Фамилия, имя ___________________________________________________
1.Поставь на месте пропуска вопрос, который можно задать от одного слова к другому в словосочетании. беречь (___________?) от огня; приехать (______________?) на озеро; писать (___________?) аккуратно; день (________________?) ясный; воробей (_____________?) смелый выйти (_____________?) из леса
2. Вставь в словосочетания подходящие предлоги.
Идти _____ тропинке, выехать ____ города, встретиться ___ другом, рассказать _____ о книге, скакать ____ лошади, выйти ____ сад
3. Что называют словосочетанием?
Несколько слов Два слова
Три слова Несколько слов, связанных по смыслу
4. В каких словосочетаниях есть слова в переносном значении?
золотое кольцо тёплое молоко
съел тарелку золотая осень
тарелка с супом тёплый взгляд
5. Укажи словосочетания
играть в прятки долгожданное письмо писать диктант
ребята играют смотреть фильм ученик пишет
6. Сколько словосочетаний в предложении: На дереве сидела рыжая белочка.
2 сидела на пеньке, рыжая белочка
3 сидела на пеньке, рыжая белочка, белочка сидела
7. Укажи подлежащее и сказуемое в предложении: Утром в лесу просыпаются птицы.
просыпаются птицы просыпаются в лесу
просыпаются утром певчие птицы
8. Выпиши словосочетания из предложения: Осенью перелётные птицы улетают на юг. ___________________________________________________________
Видео:Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать
Проверочный тест по теме «Словосочетание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Словосочетание».
1. Определите сл/с со значением указания на предмет и его признак: 1)новая книга; 2)прочитать книгу , 3) читать громко.
2. Определите сл/с со значением указания на действие: 1) любимый фильм 2)смотреть фильм; 3) интересный роман.
3. Определите сл/с со значением признака действия: 1) большой успех; 2)успехи в работе; 3) выступить успешно.
4. Определите сл/с со значением признака: 1) быстро бежать; 2)очень красивый; 3)весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: Темная аллея, картинная галерея, субботний вечер.
1) именем прилагательным; 2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы. 1) глаголом; 2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать). 1) кратким прилагательным; 2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным; 2) наречием.
9. Укажите сл/с, состоящее из существительного + существительное:
1) красивый джемпер; 2) джемпер брата; 3) связать джемпер.
10. Укажите сл/с, состоящее из глагола + сущ.в В. п.: 1) украсить цветами; 2) подарить брату 3);постелить ковер.
11. Укажите сл/с, состоящее из глагола + сущ.в Т. п.: 1) прийти на помощь; 2) увлекаться чтением; 3) рассказать сказку.
12.Укажите сл/с со способом подчинительной связи — согласование: 1) первый ученик; 2)цветок липы; 3)дом отца.
13. Укажите сл/с со способом подчинительной связи — управление:
1 весенний вечер; 2)встретить друзей; 3)созревший плод.
14. Укажите сл/с со способом подчинительной связи -примыкание:
1) золотое кольцо; 2) учиться плавать; 3) учиться плаванию.
18. Укажите синонимичные словосочетания: 1)девушка высокого роста; 2)высокорослая девушка; 3)длинноногая девушка.
19. Укажите, какое сл/с имеет синоним: 1) кафе при дороге; 2) машина на ремонте.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:
1) по смыслу; 2) предлогом и окончанием; 3)окончанием.
21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять долго:
1) по смыслу; 2)окончанием.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании веселая прогулка:
1) по смыслу; 2) окончанием.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение; 2) наречие, деепричастие.
24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение; 2) деепричастие, наречие.
25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие; 2) существительное, местоимение.
27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить: 1) оплатить проезд; 2) оплатить за проезд.
Тест по теме «Словосочетание».
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) длинная дорога; 2)нарисовать картину 3)рисовать долго.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие : 1)красивый закат; 2)писать письмо; 3)очень красивый.
3. Определите словосочетание со значением признака действия : 1) высокая гора 2);победить страх; 3) хорошо учиться.
4. Определите словосочетание со значением признака : 1) идти медленно; 2)очень умный; 3)осенний день.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: воскресный день, спортивный зол, зеленая дубрава.
1) именем прилагательным; 2)именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пилить дрова, убирать урожай, белить стены.
) глаголом;2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).
1) кратким прилагательным; 2)наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весьма далекий, совсем старый, очень короткий.
1) именем прилагательным; 2)наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) любимый костюм; 2)костюм сестры; 3)сшить костюм.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в В. п.: 1) увлекаться чтением; 2) подарить маме; 3)построить дом.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в Т. п.:
1) прийти в гости; 2)кататься на лыжах; 3)заниматься с увлечением.
12. Укажите словосочетание со способом подчини тельной связи — согласование:
1) отличная оценка; 2) цветение вишни; 3) говорить по телефону.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -управление:
1) морозное утро; 2) упасть на землю; 3) хорошо отдохнуть.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи — примыкание:
1) приятное лицо; 2быстро делать; 3) приказ командира
18. Укажите синонимичные словосочетания: 1) тропинка через лес; 2) лесная тропинка; 3) тропинка через овраг.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним: 1) город на море; 2) промокающая обувь.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании играть в куклы:
1) по смыслу; предлогом и окончанием; 2 ) окончанием.
21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании любить читать:
1) по смыслу; 2) окончанием.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу; 2)окончанием.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение; 2) наречие, деепричастие.
24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, 2) местоимение; 3) деепричастие, 4) наречие.
25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, 2) деепричастие; 3) существительное, 4) местоимение.
27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:
1) заплатить проезд; 2) заплатить за телефон.
Тест по теме «Словосочетание».
1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:
1) внутри сада; 2) хрустящий хлеб 3) зимняя дорога.
2. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) весело смеяться; 2)песчаный берег; 3)писать письмо.
3. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1)ехать загород; 2) белые грибы; 3) фонтан брызг.
4. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) капля меда 2)успешно поработал; 3) любимый город.
5. Определите словосочетание со значением признака:
1)рано вставать; 2серьезный человек; 3очень сильный.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: детская комната, вечерняя пора, лесное озеро.
1) именем прилагательным; 2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.
1) глаголом; 2) именем существительным.
8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными:
1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон товарища; 4) телефонный мастер.
1) 1,2; 2) 1,4; 3) 2,3; 4) 1,3.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) веселый мальчик; 2 ) поездка на море; 3) приехать в деревню.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:
1) заниматься спортом; 2) изучать химию; 3) встретиться с другом.
11. Укажите словосочетание с подчинительной связью — согласование:
1) верный товарищ; 2) озеленение города; 3) вешать занавески.
12. Укажите словосочетание с подчинительной связью — управление:
1) благоухание цветов; 2) весенний сад; 3) старательно учиться.
13. Укажите словосочетание с подчинительной связью — примыкание:
1) гулять по парку; 2) смотреть фильм; 3) приехать вечером.
14. Зависимое слово при примыкании выражается:
1) наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;
2) существительным, наречием, деепричастием.
15. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим оборотом:
1) заварить чай; 2) заварить кашу.
16. Зависимое слово при управлении выражается:
1) существительным, 2) местоимением; 3) причастием, 4) глаголом.
20. Укажите синонимичные словосочетания: 1) краска для пола 2) половая краска; 3) краска для волос.
21.Укажите, какое словосочетание имеет синоним: 1) участок при школе; 2) низинная местность.
22.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний ходить по лесу:
1) по смыслу; 2)предлогом и окончанием; 3) окончанием.
23. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний идти быстро:
1) по смыслу; 2)окончанием.
24.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний делать добро:
1) по смыслу; 2) окончанием.
25.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний курортный город:
1 ) по смыслу; 2) окончанием.
27.Укажите словосочетание с ошибкой: 1) ляжьте на пол; 2) навстречу им; 3) гораздо разумнее.
📺 Видео
Словосочетание. Управление.Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Главное слово в словосочетанииСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать