- Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
- Прямое значение слова
- Возникновение переносного значения слова
- Примеры слов в переносном значении
- Видеоурок
- Конспект урока родного языка по теме «Слова с прямым и переносным значением. Наблюдение за значением слов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Предложения»
- Открытый урок «Дир Дагъистан»
- ФОСы 3 класс «Школа России»
- КИМ породному языку для 4 класса
- КТП по родному языку для 4 класса
- «Презентация на тему «Формирование читательской грамотности на уроках русского (родного) языка на основе заданий учебника»
- Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку
- «Формирование читательской грамотности на уроках русского (родного) языка на основе заданий учебника»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- контрольная по русскому 3 класс
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо .
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
- синее море — море пшеницы — море народу ;
- лёгкая ноша — легкая рука — легкая промышленность .
Примеры слов в переносном значении
- шепчет бабушка — шепчет листва ;
- ударил палкой — ударил мороз ;
- плачет малыш — плачет дождь ;
- лелеять ребенка — лелеять мечту ;
- медный колокольчик — синий колокольчик ;
- серёжки в ухе — березовые серёжки ;
- зимний вечер — вечер жизни ;
- железные детали — железные нервы ;
- жемчужные бусы — жемчужные зубы ;
- деревянный стол — деревянная походка .
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать
Видеоурок
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Конспект урока родного языка по теме «Слова с прямым и переносным значением. Наблюдение за значением слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока родного языка по теме «Слова с прямым и переносным значением. Наблюдение за значением слов»
Цель: формировать у учащихся умение выявлять в тексте слова с прямым и пере носимым значением; развивать умение употреблять в речи слова в переносном значении; развивать речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к родному языку.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Словарная работа
Работа в группах. Игра «Не ошибись!»
На карточках написаны словарные слова. Некоторые слова намеренно написаны неправильно. Среди предложенных учителем карточек школьники выбирают только те, на которых словарные слова записаны правильно. Один из членов группы называет слова, которые выбраны, и поясняет контрольные моменты в них.
Слова: полезный, адрес, пуговица, верблюд, сахар. (Полезный, адрес, пуговица, верблюд, карандаш, сахар).
2. Каллиграфическая минутка
Кружатся, падают снежинки,
Одевают все в белые одежды,
Летят легонькие, как перышки,
Укрывают поле, лес и избы.
— Какие образные слова и выражения есть в стихотворении?
III. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке вы узнаете о прямое и переносное зна чение слова.
IV. Восприятие и осознание нового материала
1. Объяснение учителя
Пришла к березам осень. Принесла им золотые ленты. Вплели березы те ленты в зеленые косы. Посмотрело солнце на березы и не узнало их. Смеется солнышко, а березы грустят.
(По В. Сухомлинскому)
— Дети, а кто (или что) может прийти? (Люди пришли, время пришел, осень пришла. )
— Слово пришла — однозначное или многозначное?
— Не задумывались ли вы над тем, что порой признак одного
предмета переносится на признак другого? Кто может привести при этом такие слова? (Золотые часы-золотые колосья)
Ученики определяют, когда слово употреблено в прямом значении, а когда-в переносном.
— Переносное значение слова — это одно из лексических значений многозначного слова.
А есть ли еще слова в тексте, употребленные в переносном значении? (Осень принесла; березы вплели, солнце посмотрело и не узнало; солнышко смеется; березы грустят.)
— Попробуйте определить их лексическое значение.
2. Языковые наблюдения
1) Прочитайте сочетания слов в левом и правом столбцах.
Попробуйте сравнить значения выделенных слов в каждой строке.
Прямое значение слов переносное значение слов
золотое обручальное кольцо золотое сердце
спокойное море спокойная жизнь
серебряная монета серебряный голос
серебряная ложка чистая совесть
железная крыша железная воля
2) какие словосочетания употреблены в прямом значении?
Острый язык, острое слово, острая коса, острый нож, острый взгляд.
— Из словосочетаний, употребленных в переносном значении, составьте
Учитель обращает внимание учеников на то, как записаны слова с пере носным значением в толковом словаре.
V. Обобщение и систематизация знаний
— Прочитайте. В один столбик запишите словосочетание,
в которых слова имеют прямое значение, а во второй — переносное зна чение.
Солнечная улыбка; солнечный день; каменное лицо; каменный
дом; железная выдержка; железная дверь; мягкая подушка; мягкий
2. Творческое списывание
— Прочитайте словосочетания. Спишите. Подчеркните те, у которых
слова употреблены в прямом значении.
Шелковая трава, шелковые волосы, шелковая лента, шелковый
Сладкий мед, сладкий голос, сладкая улыбка, сладкий чай,
3. Игра»Добери словечко»
— До слов, употребленных в прямом значении, подберите слова в пере носному значении.
Письмо березы почтовое, похвальное
чистые руки совесть, небо
добрый дедушка нрав, совесть
золотые серьги руки, пора
черная ткань работа, мысли
Темная ночь день, время
4. Выборочный диктант
— Выпишите словосочетания, в которых употреблены слова в пере носному значении, в первый столбик, в прямом — в второй
В бархатном вишневом футляре лежали серебряные монеты.
Поднесла мышка к мордочке свои бархатные лапки. Каждая ветвь
на рассвете звонит серебряной росой. Ветер колышет травы шелковые.
У нашей Оксанки шелковая юбочка, белые перчатки. Горят леса
янтарным листом. Янтарное ожерелье не только красивое, но и полезное.
5. Работа в парах
— Прочитайте текст. Замените слова в прямом значении слово сочетания в переносном. Какой текст вы хотели бы записать?
Вечерело. Небо потемнело. На нем появились звезды. Затих вите рець. Листочки перестали шелестеть.
(Рассказывать свои увлекательные истории; засветить золотые Лихта рыки; укрыться темным волшебным ковриком; уложиться спать)
6. Работа в группах
— Прочитайте текст. Докажите, что они употреблены в переносном значении
и обогащают текст.
Наступила весна. Деревья распустились. Солнце пригревало землю.
(Нежно ласкать; покрыться бархатным зеленым ковриком;
вспыхнуть зеленым пламенем.)
7. Составление и запись предложений с представленными
Холодный ветер, холодный взгляд, светлый зал, светлое будущее,
сладкое яблоко, сладкий голос, теплая весна, теплая улыбка.
8. Игра «Третий “лишний”»
Золотая ложка, золотой человек, золотые руки.
Веселая девушка, веселое лето, веселые снежинки.
Всхлипывает ребенок, всхлипывает родничок, всхлипывает ветер.
Тоскует лес, скорбит мать, тоскует небо.
— В каком значении могут уживаться слова украинского
— В чем состоит различие между прямым и переносным знаниями слова?
— Может ли одно слово иметь несколько переносных значений?
— Какова роль слов, употребленных в речи в переносном значении?
— Подумайте, кто чаще всего употребляет слова в переносном значении? С какой целью?
Игра «Поймай слова в переносном значении»
Гремит гром, гремит песня; сладкий сон, сладкое яблоко;
свежая мысль, свежий цветок; ребенок плачет, зима плачет; сладкий чай,
¼ Материалы действующих учебников, рекомендованные для обработки
на уроке и дома
Учебник 1 — с. 53-55.
Учебник 2 — с. 39-40.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 834 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 341 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 334 человека из 67 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Предложения»
Открытый урок «Дир Дагъистан»
ФОСы 3 класс «Школа России»
КИМ породному языку для 4 класса
КТП по родному языку для 4 класса
«Презентация на тему «Формирование читательской грамотности на уроках русского (родного) языка на основе заданий учебника»
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку
«Формирование читательской грамотности на уроках русского (родного) языка на основе заданий учебника»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5283477 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Что такое прямое и переносное значение слов?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
контрольная по русскому 3 класс
Вопрос в контрольной:
Указать словосочетание в переносном значении:
а) гремит гром
б) гремит музыка
в) гремит залп
Как вы считаете, это для 3 класса вопрос? Для моего ребенка вопрос оказался совершенно не однозначным. Да и я, признаться, объяснить ему не смогла.
ну ответ то музыка.
Но вот только в Толковом словаре русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова написано вот что:
. . . 1. Производить громкий звук, звучать, грохотать громко, резко. Гром гремит. Гремела музыка. Гремят выстрелы. Не греми посудой. Колокольчик гремит.
. . . 2. в переносном значении Получать широкую огласку, приобретать большую славу. Имя его гремело по всей Европе.
мдяяя.. говорят таких ляпов много в современн учебниках((.
я про музыку написала исходя из того что залп и гром действительно издают гремящий звук, в то время как в выражении музыка гремт имеется в виду играет очень громко:
а) гремит гром — читай «гремит гром»
б) гремит музыка — читай «музыка так громко играет что, кажется что она гремит»
в) гремит залп — читай «гремит залп»
Еще знаю, что какое значение является прямым, а какое — переносным, необходимо решать на современном этапе (языковом срезе), и ни в коем случае не переходить в область истории языка.
Пример из инета: слово прилепиться в Словаре Ожегова толкуется следующим образом: 1. Прилипнуть, приклеиться. 2. Пристать, привязаться. Прилепился с неотвязными советами. 3. Привыкнув, привязаться (устар.). Прилепиться всей душой. Второе и третье значения сейчас воспринимаются как метафорические переносы. Однако исторически это не так: именно значение ‘приклеиться’ раньше было переносным, но с течением времени вытеснило более абстрактное значение и теперь является прямым, основным.
📹 Видео
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Прямое и переносное значение слов - что это такое, в чем между ними разницаСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов. Русский язык 2 классСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№23 - Что такое прямое и переносное значение слов?)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. ВидеоурокСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать