Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Ударение. Роль ударения в различии смысла слова. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель:

  • Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
  • Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова;
  • Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать.

Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.

1. Организационный момент.

— Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)

— Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)

— А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)

Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн

— Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

4. Работа по теме урока.

В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)

— Все у нас есть — говорили они, — и гласные, и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!

Услышало эти слова Ударение и возмутилось:

— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.

— Подумаешь, важность какая — Ударение! И без тебя обойдёмся! — ещё больше расхвастались слова.

— Ах, так! — рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк (Слайд № 5)

А слово замОк и говорит: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение — это просто чёрточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

— Как вы думаете, какое слово получилось.

зАмок ( Слайд № 5)

Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.

Вышли вперёд белкИ (Слайд №7) и говорят — «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает».

— Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.

— Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!

А Ударение смеётся:

— Погодите, вы ещё не то сделаете, — и подбежало к слову ПотОпать (Слайд № 8). А слово ПотОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало ПотопАть

— Караул! — кричит. — Тону потопАю!

А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.

— Ах, я сейчас ЗаплАчу! — Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!

— То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)

Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)

Учитель:А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? (Если в слове один слог, то ударение не ставится)

Учитель: — Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)

5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.

— Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в «замочек») Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с «замочком» вперед) Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по стол Мы замочек повертели, (повертеть «замочком» вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить «замочком» к себе — от себя) И открыли! (разомкнуть руки)

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: — Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)

Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный

— Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.

— Посмотрите, что за слова написаны на экране. (Слайд № 12)

  • уху
  • ворот
  • пили

Учитель: — Вам понятно о чём идёт речь? (Здесь не ясно о чём идёт речь, так как нет ударения в словах)

— Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)

Уха — суп из рыбы;

Ворота — это наверное, воротник; нет, это у ворот;

пили — значит, они что-то пили; может быть, это значит пилить? (Слайд № 13)

УхуМы сегодня ели :.Комар подлетел к .
ВоротСобака сидит у .У рубахи был вышит .
ПилиДети . молоко .. бревно ровно.

— Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз — сюда, два — туда,
Заниматься нам пора!

8. Работа над ударением в словах.

Учитель: — Какой слог называется ударным? (Который произносится сильнее других)

— Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.

А когда его найдём, громче всех произнесём.

— Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)

Учитель: — Над какой буквой в слове ставится знак ударения? (Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)

— Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.

— Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.

(Дети пишут в тетради буквы)

Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.

Учитель: — Давайте проверим. (Слайд № 14)

а у е ю я о ы у э ё

— Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)

— Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.

— На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
— Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.

9. Вторичное закрепление.

Учитель: — Ребята, что вы узнали, работая с ударением? К чему может привести различное место ударения в слове? (Различное место ударения может привести к изменению смысла слова) Об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Слайд № 15)

Мне слово «чудно» изменить не трудно, Поставлю ударение на О, И вмиг исчезло слово «чудно», А появилось новое — «чудно».

— А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я называю слова, а вы измените место ударения так, чтоб получилось другое слово. ( полки — полки, хлопок — хлопок, пропасть — пропасть, мелки — мелки, пары — пары, дорога — дорога, стрелки — стрелки, мука — мука, солью — солью).

10. Работа в группах.

Учитель: — Принц Ударение желает посмотреть какие вы дружные и как Вы можете работать в группах. Составление предложений с парами слов (раздЕли — разделИ, хлОпок — хлопОк, пОлки — полкИ, стрЕлки — стрелкИ, мУка — мукА, сОлью — сольЮ, пАры — парЫ, гвОздики — гвоздИки)

Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.

Учитель: — Что вы узнали об ударении? — Какой слог называется ударным? — Какую роль играет ударение в нашей речи?

Учитель: — Прочитайте вместе. (Сдайд № 16)

Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»

МБОУ Ирбинская СОШ №6

Конспект логопедического занятия

Тема: Смыслоразличительная роль ударения.

Цель: знакомство детей со словами-омографами (без введения термина).

Задачи: — показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов; развитие чувства языка; продолжить работу над развитием языкового анализа;

— продолжить работу по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа, активизировать словарь, развивать мелкую моторику;

— продолжить работу над развитием психических процессов: логического мышления(операция сопоставления), памяти, внимания.

— продолжать воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи.

Оборудование: — картинки с изображением слов-омографов или натуральные предметы,

— карточки с написанием слов-омографов: Замок-замок, белки-белки, атлас-атлас, ирис-ирис, мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки;

— карточки с предложениями к заданию 8;

карточки – таблицы к заданию 11;

-карточки с наложенными контурами предметов к заданию 13.

Продолжаем школьный день,

И из класса гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Садитесь, откройте тетради, запишите число

2.Определение темы урока.

1. Назовите второй звук в слове «ш у тка» .

Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем

2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.

3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем

4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»

Назовите второй слог. Запишем.

5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.

— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ

— Как вы думаете, почему мы его написали?

— Что вы знаете об ударении?

— гласные всегда ударные

-если в слове 1 гласный, то он и ударный

— ё всегда ударная

-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе

3. Картинный диктант.

— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.

Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.

4. Знакомство с омографами.

— Что вы можете сказать о двух последних словах?

-Сколько букв, слогов, звуков?

-Чем различаются? (местом ударения)

Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)

В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.

Сказка об ударении.

( Текст сказки см. в книге Ефименковой «Исправление недостатков устной и письменной речи учащихся».

-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.

З а мок-зам о к, б е лки-белк и

А тлас-атл а с, и рис-ир и с.

-Давайте составим предложение с этими словами.

На двери висит замок

Кто его открыть не смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

6. Работа со словами на доске.

(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)

Комар подлетел к

У рубашки вышит

— Можно понять, о чем речь?

По предложению можно понять, о чем речь.

— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.

7. Пальчиковая гимнастика.

Еж, барсук, медведь, енот.

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

8. Работа по карточкам.

— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.

Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.

Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.

9. Работа с предложениями на доске.

Ворона меньше ворона.

-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)

10. Работа над скороговоркой.

Проворонила ворона вороненка.

-Когда говорим «проворонила»?

-Кто такой вороненок?

Проговаривание с увеличением темпа.

— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?

— А одним словом как их назвать?

11. Индивидуальная работа- сопоставление.

Найди пару по образцу ( в таблице могут быть слова или изображения, дети пишут или рисуют )

12. Знакомство с другими парами слов.

— А вы умеете изменять слова.

-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.

М у ка-мук а, гв о здики- гвозд и ки, стр е лки-стрелк и.

Работа с лексическим значением слов.

13. Узнайте что изображено на картинке. Сначала поработайте самостоятельно. Покажите друг другу, какие предметы нашли.

(Детям предлагается картинка с контурными наложенными изображениями предметов, с которыми они работали на уроке.)

-С какими словами сегодня познакомились?

— Что нового сегодня узнали?

-Что показалось наиболее интересным?

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно ставить под удар.

Расскажите дома о тех словах, в которых ударение меняет значение. Найдите сами такие слова.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

  • Титкова Ирина ИвановнаНаписать 5377 03.02.2016

Номер материала: ДВ-409076

    02.02.2016 7048
    02.02.2016 1299
    02.02.2016 2373
    02.02.2016 2928
    02.02.2016 461
    02.02.2016 536
    02.02.2016 838

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

Автор: Мухина Марина Викторовна

Организация: МОБУ СОШ №25 г. Сочи им. героя Советского Союза Войтенко С.Е.

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Сочи

Планируемые результаты: предметные УУД: осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов, формирование произношения слов с правильным ударением.

Регулятивные УУД: организация своего дистанционного рабочего места под руководством учителя; определение цели выполнения заданий на уроке, плана выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Личностные УУД: повышение культуры речевого общения, овладение приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.

Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя, обсуждать индивидуальные результаты выполнения заданий на уроке.

Образовательные ресурсы: учебник; презентация по теме урока; компьютеры у учителя и учащихся; видео-ролик с физминуткой, электронное приложение Zoom.

ПЛАН УРОКА

I часть дистанционного урока (15 минут)

  1. Организационный момент. Постановка проблемы. Определение темы урока. Слайд 1

— Здравствуйте, ребята! Начнём урок родного русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

Есть ли на столе учебник, ручка, карандаш, тетрадь?

Ты готов дистанционно на вопросы отвечать?

Звук проверь, изображенье, с мыслями ты соберись!

И тогда без промедленья за работу ты берись!

— Найди к какой картинке подходит данное слово (ЗАМОК). Почему не получается справиться с заданием? (в слове не проставлено ударение, оно подходит к двум картинкам) Слайд 2

-Что сейчас изменилось? А так можно найти подходящую картинку. Слайд 3

-Прочитайте слово так, чтобы оно подошло ко второй картинке.

-Для чего необходимо в русском языке ударение? (чтобы различать смысл слов). Слайд 4

-Сегодня на уроке мы будем изучать смыслоразличительную роль ударения.

II. Упражнение в запоминании ударения в словах.

Слайды 5-10

– Прочитайте «про себя» задание в упражнении 1. Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения, запомните их.

– Произнесите слова правильно:

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

– Выполним устно упражнение 2. Сравним предметы.

Клубника вкусная, а малина ещё …… .

Ромашка красивая, а роза ещё ……… .

Эта лента длинная, а та ещё …… .

Мячик лёгкий, а шарик ещё ….. .

– А теперь произнесите слова правильно:

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

ФИЗМИНУТКА «По родному краю» Видео-ролик https://www.youtube.com/watch?v=HEd3uc_Y8MM

По родному краю

Дружно мы шагаем.

Слева от нас зелёный луг,

Справа находится лес.

Ну-ка, друг, оглянись вокруг,

В лесу полно чудес!

Белка с ветки на ветку: скок, скок.

Филин крыльями машет.

Над берёзами солнце светит нам.

Мы рады ягодам, цветам, грибам.

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, вы, ребятишки!

III. Закрепление изученного. Слайды 11-15

– Закрепим наши знания. Выполним упражнение 3.

Витя начал читать книгу, и Валя ……. .

(дети отвечают, учитель электронным маркером на экране пишет подходящие слова, дети в них ставят ударения, тоже используя электронный маркер)

II часть дистанционного урока (15 минут)

IV. Проблемная ситуация. Наблюдение за позицией ударения в слове. Слайды 16-18

–Прочитайте задание упражнения 4.

Ударения выполняющую смыслоразличительную роль

-Оба правы! В этом слове подвижное ударение. Оно меняет свою позицию в зависимости от употребления слова. Познакомьтесь с правилом в учебнике.

— В упражнении 5 понаблюдаем за «движением» ударения в различных словах. ПОПРОБУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

V. Самостоятельная работа. Слайд 19-21

Выполните самостоятельно упражнение 5. Спишите предложения. Поставьте ударения в вы деленных словах.

-А теперь проверим. (дети ставят ударения на слайде, используя электронный маркер)

-Прочитайте правило об особых словах русского языка (это омографы, но первоклассникам не даётся это понятие, а учитель их просто учит различать по значению данные слова).

VI. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 22

Из упражнения 11 выпишите любое одно предложение и поставьте правильно ударение в выделенном слове. Проверяем. (дети ставят ударения на слайде, используя электронный маркер)

-Оцените свою работу на уроке. Слайд 23

-Героиня какой русской сказки на экране? (Царевна-лягушка). Выберите стрелу, которая подходит вам и отправьте её лягушке. (Дети делают движение рукой, как будто бросают стрелу).

— А я поймала ваши стрелы! Вы были сегодня и внимательны, и активны, и проявляли интерес к новой теме! Спасибо за урок!

🌟 Видео

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

Ударение в прилагательныхСкачать

Ударение в прилагательных

Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать

Где правильно поставить ударение  Тест на знание ударений русского языка  Подготовка к ВПР

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой Лариной

Русский язык 1 класс. Ударение. ВидеоурокиСкачать

Русский язык 1 класс. Ударение. Видеоуроки

Ударения в существительных на -ота. ЕГЭ. Задание 4Скачать

Ударения в существительных на -ота. ЕГЭ. Задание 4

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Запоминалки ударенийСкачать

Запоминалки ударений

Ударения для ЕГЭ рэпом 😎 #запоминалка #егэрусскийязыкСкачать

Ударения для ЕГЭ рэпом 😎 #запоминалка #егэрусскийязык

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭ
Поделиться или сохранить к себе: