- 1.2.5. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных
- Ударение в причастиях упражнения
- Ударения в причастиях: набор карточек
- Как использовать карточки с ударениями?
- 1.2.5. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных
- Презентация по русскому языку на тему «Орфоэпическая разминка: ударения в причастиях»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Разроботка урока по родному русскому языку в 7 классе на тему :»нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях».
- Просмотр содержимого документа «Разроботка урока по родному русскому языку в 7 классе на тему :»нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях».»
- 📹 Видео
Видео:Как писать Н и НН в кратких прилагательных, причастиях и наречиях? | Русский язык TutorOnlineСкачать
1.2.5. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных
Упражнение 16. Произнесите формы причастий. Обоснуйте место ударения в них.
Бродящий, будящий, белящий, вводящий, вертящий, вертящийся, вносящий, водящий, выводящий, выносящий, выходящий, давящий, делящий, дарящий, держащий, доящий, завозящий, заносящий, звонящий, катящий, кормящий, кружащийся, ловящий, мирящий, молотящий, могущий, носящий, обводящий, относящий, перевозящий, платящий, подвозящий, произносящий, светящий, сердящийся, сквозящий, служащий, смотрящий, содержащийся, солящий, сходящий, торопящийся, трудящийся, увозящий, уходящий, учащий, учащийся, хоронящий, чертящий.
Занявший, звонивший, начавший, обнявший, понявший, прибывший, принявший, продавший, проживший, раздавший, служивший, создавший.
Вареный, введенный, ввезенный, вдолбленный, взбешенный, взрыхленный, видоизмененный, включенный, внедренный, водруженный, восстановленный, восхваленный, вплетенный, впряженный, врожденный, вселенный, выключенный, выметенный, вышеизложенный, завороженный, заговоренный, заключенный, заслуженный, исключенный, наученный, незаконнорожденный, непринужденный, новорожденный, облегченный, оглушенный, оговоренный, огороженный, опошленный, осужденный, отгруженный, открепленный, отлученный, отнесенный, отчужденный, оцененный, перенесенный, перепиленный, переплетенный, переслащенный, пересушенный, повторенный, подбодренный, поднесенный, положенный, прикрепленный, приобретенный, прирученный, присовокупленный, приторможенный, приученный, произнесенный, разведенный, разлученный, расплетенный, скрепленный, снаряженный, сцепленный, углубленный, уравненный, усеченный, усугубленный, утепленный, ущемленный.
Воспринятый, вспугнутый, втолкнутый, добытый, допитый, занятый, изогнутый, колотый, налитый, непочатый, обманутый, обнятый, поднятый, политый, полотый, принятый, прожитый, пропихнутый, развитый, разомкнутый, распятый, расторгнутый, согнутый, ущипнутый.
Упражнение 17. Произнесите словосочетания. Обоснуйте место ударения в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.
Баловать ребёнка – балованный ребёнок; газировать воду – газированная вода; гофрировать юбку – гофрированная юбка; датировать рукопись – датированная рукопись; декольтироваться – декольтированное платье; дозировать лекарство – дозированное лекарство; заблокировать решение – заблокированное решение; закомпостировать билет – закомпостированный билет; замаскировать вход – замаскированный вход; запломбировать вагон – запломбированный вагон; избаловать собаку – избалованная собака; копировать документы – копированные документы; костюмировать спектакль – костюмированный бал, нормировать рабочий день – нормированный день; сгруппировать предложения – сгруппированные ошибки; смонтировать оборудование – смонтированное оборудование; сформировать команду – сформированная команда; шаржировать друга – шаржированное изображение; экипировать команду – экипированная команда.
Упражнение 18. Прочитайте вслух предложения. Обоснуйте место ударения в причастиях. В каких случаях возможны нормативные варианты произношения? Как соотносятся эти варианты?
1. Маляр, белящий стену, был средних лет. 2. Собака, бродящая вокруг дома, тихо поскуливала. 3. Мы решили купить вертящееся кресло. 4. Теплоход, увозящий меня в неизвестность, казался мне таинственным замком. 5. Рабочие, грузящие мебель, были мне незнакомы. 6. К горожанам, каждый день торопящимся на работу, давящимся в автобусах и трамваях, он относился с ироничным сочувствием. 7. Надо подобрать число, делящееся на три. 8. Горожанин, держащий дома живность, причиняет много неудобств соседям. 9. Кружащаяся в вальсе пара привлекла внимание всех гостей. 10. Часто человек, мирящий поссорившихся влюбленных, оказывает им дурную услугу. 11. Пассажир, не платящий за проезд, может быть оштрафован контролёром. 12. Просящий о пощаде всегда казался ему жалким. 13. Во всём доме мы заметили лишь одно светящееся окно. 14. Эта мысль, становящаяся почти навязчивой, всё больше овладевала мной. 15. Человек, хоронящийся за забором, тихо переминался с ноги на ногу. 16. Человек, судящий о других людях только по их словам, может обмануться. 17. Передо мной был другой человек, повзрослевший, многое понявший и принявший окончательное решение. 18. Концерт, начавшийся полчаса назад, был в самом разгаре. 19. Вареные овощи я не люблю. 20. Нельзя оставлять этот прибор включенным. 21. Таможенные пошлины, введенные правительством, многим предпринимателям показались слишком большими. 22. Женщина, звонящая по телефону, крайне расстроена. 23. Оратор, начавший говорить, вдруг замолчал. 24. Человек, проживший 30 лет в Заполярье и создавший этот музей, заслуживает уважения. 25. Из окна я заметил девушку, чертящую «классики» на асфальте. 26. У неё было врожденное чувство ритма. 27. Я следил за ней как завороженный. 28. Наученный горьким опытом, я не стал вести непринужденные беседы со своей хозяйкой. 29. Ты словно заговоренный. 30. Оглушенный взрывом, я упал на снег. 31. Знамя, водруженное на рейхстаг, хранится в музее. 32. Поэт-романтик Жуковский был незаконнорожденным сыном помещика Бунина. 33. Наши поправки, внесенные в проект договора и оговоренные накануне, были учтены. 34. Углубленное исследование препарата выявило ряд не учтенных ранее побочных эффектов. 35. Его вклад в науку оказался не оцененным современниками. 36. Скрепленный нашими подписями документ обсужден на заседании коллегии. 37. Товар, отгруженный на прошлой неделе, уже доставлен потребителю. 38. Студентам был предложен облегченный вариант контрольной работы. 39. Анекдот, повторенный несколько раз, никому не смешон. 40. Экспедиция, снаряженная для спасения полярников, застряла во льдах. 41. Вспугнутый выстрелами олень скрылся в чаще. 42. Добытый с таким трудом материал оказался настоящей сенсацией. 43. Расторгнутый договор уже никого не интересовал. 44. Изогнутые линии проводов уходили к горизонту. 45. Проект постановления, с таким восторгом воспринятый собравшимися, тут же был принят митингующими. 46. Работы у нас непочатый край! 47. Прополотые грядки радовали глаз. 48. В сахарнице лежал колотый сахар. 49. Над склоненными головами возвышалась одна поднятая рука круглого отличника. 50. В странах с развитой демократией многие спорные вопросы решаются в ходе судебного разбирательства.
Упражнение 19. Прочитайте вслух предложения. Обоснуйте место ударения в кратких причастиях.
1. Эти сведения взяты из доклада комиссии. 2. Высота была взята на следующий день. 3. Село взято нашими войсками. 4. Прибор включен со вчерашнего дня. 5. Лампа выключена. 6. Все приборы включены. 7. Она включена в состав официальной делегации. 8. Бутылка надежно закупорена. 9. Рана залечена. 10. Я сегодня очень занята. 11. Все аудитории заняты. 12. Моё место было уже занято. 13. Система Станиславского была развита его учениками. 14. Эти положения были развиты ученым в его последующих работах. 15. Воздух заражен вредными выбросами. 16. Она заражена этой опасной болезнью. 17. Ваш успех заслужен. 18. Награда заслужена годами упорного труда. 19. Товары отгружены заказчику. 20. Партия товара отгружена заказчику. 21. Товар отгружен заказчику. 22. Его открытие было оценено год спустя. 23. Брошь была оценена ювелирами в несколько тысяч рублей. 24. Он приговорен к трём годам тюрьмы. 25. Она приговорена к пожизненному заключению. 26. Они приговорены к пожизненному заключению. 27. Задача решена за несколько минут. 28. Примеры решены верно. 29. Он рожден для славы. 30. Она рождена для сцены. 31. Мы рождены для подвигов. 32. Документ скреплен его подписью. 33. Листы скреплены узорной лентой.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Ударение в причастиях упражнения
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Ударения в причастиях: набор карточек
Кровоточащий или кровоточащий? Начатый или начатый? Понявший или понявший? Рука уже тянется к поисковику, чтобы проверить — а правильно ли вы, прочитав про себя, поставили ударения в этих причастиях?
Тема ударений действительно сложная, к тому же, обязательная для государственных экзаменов. Специально для наших читателей новый выпуск материалов «Верные ударения» — набор из 13 ярких карточек, с помощью которых выучить русский язык легче и интереснее.
Как использовать карточки с ударениями?
Карточки можно распечатать и повесить на стенд в классе русского языка и литературы. Можно передать ссылку на скачивание ученикам — пусть они разместят важный наглядный материал дома — над рабочим местом, или вовсе загрузят в телефон.
С помощью карточек можно проводить игры-соревнования между рядами. Вам необходимо раздать примерно равное число карточек на каждый ряд, а сами ученики примут на себя роль учителя и попробуют проверить друг друга. Тот же сценарий можно использовать на дополнительных занятиях или курсах подготовки к ЕГЭ — тогда советуем воспользоваться еще и большим набором «Верные ударения», содержащим 153 карточки.
Также подписчики наших социальных сетей, где все материалы подобного типа были выложены под хештегом #мой_русский_язык предложили идею проектной деятельности. Ученик самостоятельно выбирает тему, посвященную ударениям в причастиях, деепричастиях, прилагательных или иных частях речи, вопрос правильного написания приставок, суффиксов или корней с чередованием, и создает набор карточек по аналогии с нашими. В процессе происходит непременное запоминание, а по итогу нескольких проектов у класса есть наборы, посвященные почти всем темам русского языка.
Видео:Правила постановки ударений в причастиях и деепричастияхСкачать
1.2.5. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных
Упражнение 16. Произнесите формы причастий. Обоснуйте место ударения в них.
Бродящий, будящий, белящий, вводящий, вертящий, вертящийся, вносящий, водящий, выводящий, выносящий, выходящий, давящий, делящий, дарящий, держащий, доящий, завозящий, заносящий, звонящий, катящий, кормящий, кружащийся, ловящий, мирящий, молотящий, могущий, носящий, обводящий, относящий, перевозящий, платящий, подвозящий, произносящий, светящий, сердящийся, сквозящий, служащий, смотрящий, содержащийся, солящий, сходящий, торопящийся, трудящийся, увозящий, уходящий, учащий, учащийся, хоронящий, чертящий.
Занявший, звонивший, начавший, обнявший, понявший, прибывший, принявший, продавший, проживший, раздавший, служивший, создавший.
Вареный, введенный, ввезенный, вдолбленный, взбешенный, взрыхленный, видоизмененный, включенный, внедренный, водруженный, восстановленный, восхваленный, вплетенный, впряженный, врожденный, вселенный, выключенный, выметенный, вышеизложенный, завороженный, заговоренный, заключенный, заслуженный, исключенный, наученный, незаконнорожденный, непринужденный, новорожденный, облегченный, оглушенный, оговоренный, огороженный, опошленный, осужденный, отгруженный, открепленный, отлученный, отнесенный, отчужденный, оцененный, перенесенный, перепиленный, переплетенный, переслащенный, пересушенный, повторенный, подбодренный, поднесенный, положенный, прикрепленный, приобретенный, прирученный, присовокупленный, приторможенный, приученный, произнесенный, разведенный, разлученный, расплетенный, скрепленный, снаряженный, сцепленный, углубленный, уравненный, усеченный, усугубленный, утепленный, ущемленный.
Воспринятый, вспугнутый, втолкнутый, добытый, допитый, занятый, изогнутый, колотый, налитый, непочатый, обманутый, обнятый, поднятый, политый, полотый, принятый, прожитый, пропихнутый, развитый, разомкнутый, распятый, расторгнутый, согнутый, ущипнутый.
Упражнение 17. Произнесите словосочетания. Обоснуйте место ударения в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.
Баловать ребёнка – балованный ребёнок; газировать воду – газированная вода; гофрировать юбку – гофрированная юбка; датировать рукопись – датированная рукопись; декольтироваться – декольтированное платье; дозировать лекарство – дозированное лекарство; заблокировать решение – заблокированное решение; закомпостировать билет – закомпостированный билет; замаскировать вход – замаскированный вход; запломбировать вагон – запломбированный вагон; избаловать собаку – избалованная собака; копировать документы – копированные документы; костюмировать спектакль – костюмированный бал, нормировать рабочий день – нормированный день; сгруппировать предложения – сгруппированные ошибки; смонтировать оборудование – смонтированное оборудование; сформировать команду – сформированная команда; шаржировать друга – шаржированное изображение; экипировать команду – экипированная команда.
Упражнение 18. Прочитайте вслух предложения. Обоснуйте место ударения в причастиях. В каких случаях возможны нормативные варианты произношения? Как соотносятся эти варианты?
1. Маляр, белящий стену, был средних лет. 2. Собака, бродящая вокруг дома, тихо поскуливала. 3. Мы решили купить вертящееся кресло. 4. Теплоход, увозящий меня в неизвестность, казался мне таинственным замком. 5. Рабочие, грузящие мебель, были мне незнакомы. 6. К горожанам, каждый день торопящимся на работу, давящимся в автобусах и трамваях, он относился с ироничным сочувствием. 7. Надо подобрать число, делящееся на три. 8. Горожанин, держащий дома живность, причиняет много неудобств соседям. 9. Кружащаяся в вальсе пара привлекла внимание всех гостей. 10. Часто человек, мирящий поссорившихся влюбленных, оказывает им дурную услугу. 11. Пассажир, не платящий за проезд, может быть оштрафован контролёром. 12. Просящий о пощаде всегда казался ему жалким. 13. Во всём доме мы заметили лишь одно светящееся окно. 14. Эта мысль, становящаяся почти навязчивой, всё больше овладевала мной. 15. Человек, хоронящийся за забором, тихо переминался с ноги на ногу. 16. Человек, судящий о других людях только по их словам, может обмануться. 17. Передо мной был другой человек, повзрослевший, многое понявший и принявший окончательное решение. 18. Концерт, начавшийся полчаса назад, был в самом разгаре. 19. Вареные овощи я не люблю. 20. Нельзя оставлять этот прибор включенным. 21. Таможенные пошлины, введенные правительством, многим предпринимателям показались слишком большими. 22. Женщина, звонящая по телефону, крайне расстроена. 23. Оратор, начавший говорить, вдруг замолчал. 24. Человек, проживший 30 лет в Заполярье и создавший этот музей, заслуживает уважения. 25. Из окна я заметил девушку, чертящую «классики» на асфальте. 26. У неё было врожденное чувство ритма. 27. Я следил за ней как завороженный. 28. Наученный горьким опытом, я не стал вести непринужденные беседы со своей хозяйкой. 29. Ты словно заговоренный. 30. Оглушенный взрывом, я упал на снег. 31. Знамя, водруженное на рейхстаг, хранится в музее. 32. Поэт-романтик Жуковский был незаконнорожденным сыном помещика Бунина. 33. Наши поправки, внесенные в проект договора и оговоренные накануне, были учтены. 34. Углубленное исследование препарата выявило ряд не учтенных ранее побочных эффектов. 35. Его вклад в науку оказался не оцененным современниками. 36. Скрепленный нашими подписями документ обсужден на заседании коллегии. 37. Товар, отгруженный на прошлой неделе, уже доставлен потребителю. 38. Студентам был предложен облегченный вариант контрольной работы. 39. Анекдот, повторенный несколько раз, никому не смешон. 40. Экспедиция, снаряженная для спасения полярников, застряла во льдах. 41. Вспугнутый выстрелами олень скрылся в чаще. 42. Добытый с таким трудом материал оказался настоящей сенсацией. 43. Расторгнутый договор уже никого не интересовал. 44. Изогнутые линии проводов уходили к горизонту. 45. Проект постановления, с таким восторгом воспринятый собравшимися, тут же был принят митингующими. 46. Работы у нас непочатый край! 47. Прополотые грядки радовали глаз. 48. В сахарнице лежал колотый сахар. 49. Над склоненными головами возвышалась одна поднятая рука круглого отличника. 50. В странах с развитой демократией многие спорные вопросы решаются в ходе судебного разбирательства.
Упражнение 19. Прочитайте вслух предложения. Обоснуйте место ударения в кратких причастиях.
1. Эти сведения взяты из доклада комиссии. 2. Высота была взята на следующий день. 3. Село взято нашими войсками. 4. Прибор включен со вчерашнего дня. 5. Лампа выключена. 6. Все приборы включены. 7. Она включена в состав официальной делегации. 8. Бутылка надежно закупорена. 9. Рана залечена. 10. Я сегодня очень занята. 11. Все аудитории заняты. 12. Моё место было уже занято. 13. Система Станиславского была развита его учениками. 14. Эти положения были развиты ученым в его последующих работах. 15. Воздух заражен вредными выбросами. 16. Она заражена этой опасной болезнью. 17. Ваш успех заслужен. 18. Награда заслужена годами упорного труда. 19. Товары отгружены заказчику. 20. Партия товара отгружена заказчику. 21. Товар отгружен заказчику. 22. Его открытие было оценено год спустя. 23. Брошь была оценена ювелирами в несколько тысяч рублей. 24. Он приговорен к трём годам тюрьмы. 25. Она приговорена к пожизненному заключению. 26. Они приговорены к пожизненному заключению. 27. Задача решена за несколько минут. 28. Примеры решены верно. 29. Он рожден для славы. 30. Она рождена для сцены. 31. Мы рождены для подвигов. 32. Документ скреплен его подписью. 33. Листы скреплены узорной лентой.
Видео:Главный секрет четкой дикции всего за 5 простых упражненийСкачать
Презентация по русскому языку на тему «Орфоэпическая разминка: ударения в причастиях»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
УДАРЕНИЯ В ПРИЧАСТИЯХ
кормИть-кормЯщий кровоточИть-кровоточАщий молИть-молЯщий нажИть-нажИвший налИть-налИвший начАть-начАвший понЯть-понЯвший нанЯть-нанЯвший
В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т-, ударение падает на первый слог зАгнутый сОгнутый нАчатый прИнятый зАнятый зАпертый нАжитый снЯтый
включЁнный довезЁнный заселЁнный низведЁнный ободрЁнный обострЁнный определЁнный отключЁнный повторЁнный поделЁнный
Ударение в кратких причастиях женского рода падает на окончание занятА запертА налитА нажитА ободренА заселенА снятА
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 328 человек из 67 регионов
- Даурова Луиза ТамазиевнаНаписать 853 02.08.2018
Номер материала: ДБ-028441
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 13.07.2018 707
- 06.06.2018 348
- 29.05.2018 920
- 21.05.2018 762
- 21.05.2018 690
- 12.04.2018 331
- 15.03.2018 237
- 06.03.2018 2513
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Начнем с начала. Какое ударение в глаголе "начать" в прошедшем времени?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Правила постановки ударений в прилагательных и наречияхСкачать
Разроботка урока по родному русскому языку в 7 классе на тему :»нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях».
К УЧЕБНИКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ О.М.АЛЕКСАНДРОВОЙ.
Просмотр содержимого документа
«Разроботка урока по родному русскому языку в 7 классе на тему :»нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях».»
«Произношение глаголов, причастий и деепричастий в речи».
Тема урока: Произношение глаголов, причастий и деепричастий в речи.
Цель: 1.обучающая – формирование умений правильно ставить ударения в глаголах прошедшего времени, в полных и кратких страдательных причастиях; формирование навыков орфоэпического, орфографического и пунктуационного повторов;
2.Развивающая – развитие навыков правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий;
3.Воспитательная – воспитание нравственного качества – любовь к родному языку.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской, доктора филологических наук П.А. Леканта; поурочные планы «Русский язык» по программе М.М.Разумовской II полугодие, поурочные разработки по русскому языку, доска.
Вступительное слово учителя (сообщение темы и целей урока – познавательной и практической).
Опорное повторение (что такое глагол, причастие, деепричастие).
Объяснение нового материала.
Закрепление нового материала (упражнения
Итог урока (обобщение и выводы о значении правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий)
Ӏ 1. Словарная работа
Не исправленная вовремя ошибка, невспаханное поле, несжатая рожь, неуспокоившееся море, незабываемое впечатление, нескошенный луг, неприятель не обнаружен, калитка не закрыта, дорожки не выровнены, еще не окрепший после болезни, нерасколотый орех, не нашедший дороги, непогасший костер, не рассчитанной на непогоду.
Сегодня на уроке мы познакомимся с правильным произношением глаголов, причастий и деепричастий в речи. Для этого давайте обратимся к нашему учебнику, откроем его на странице 185 и (устно) разберем упражнение 416.
-Какое произношение звуков подсказывает рифма на месте выделенных букв?
Он любыми голосами
Может петь и говорить.
Мы его учили сами,
Вам решили подарить.
Вся семья вокруг толпится.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И отчизной дорожить.
П.О. – На месте выделенных рифма подсказывает произношение звуков «ц».
2. Какие еще слова, по вашему мнению, требуют орфоэпического анализа, а какие нет?
П.О. – В данных примерах нет больше слов, требующих орфоэпического анализа.
Возьмите на заметку!
На месте -ться, -тся в глаголах произносится (ца).
Таково орфоэпическое правило. Но почему?
Дело в том, что звук (ц), именуемый лингвистами слитным, как бы состоит из двух звуков (т)+(с), произносимых не порознь, а вместе, слитно.
Вот почему буквенное сочетание тс (тьс) обозначает согласный (ц).
Задание. Выполнение упражнения в тетради 417 письменно.
417. Подберите по пять глаголов на тся и ться, запишите их. Обозначьте звуки на месте буквенных сочетаний –тся и –ться. Прочитайте эти глаголы вслух, соблюдая нормы произношения.
жмуриться строится (дом)
улыбаться охраняется (склад)
злиться топится (баня)
баловаться думается (мне)
приравниваться спится (ему)
Чтение учеником дополнительного материала на странице 186.
Глаголы в форме прошедшего времени мужского и среднего рода, а также в форме множественного числа имеют ударение на основе (начал, начало, начали). Эти же глаголы в форме женского рода произносятся с ударением на окончании -а (начала).
Задание. Выполнение упражнения 418 (письменно).
Брать — бра’л, брала’, бра’ло, бра’ли
Быть – бы’л, была’, бы’ло, бы’ли
Взять – взя’л, взяла’, взя’ло, взя’ли
Гнать – гна’л, гнала’, гна’ло, гна’ли
Дать – да’л, дала’, да’ло, да’ли
Ждать – жда’л, ждала’, жда’ло, жда’ли
Жить – жи’л, жила’, жи’ло, жи’ли
— Почему форма мужского рода этих глаголов не представляет трудности с точки зрения орфоэпии?
П.О – Форма мужского рода данных глаголов не представляет трудности с точки зрения орфоэпии, так как она совпадает с неопределенной формой глагола (инфинитивом). Ударение падает на первый слог.
Задание. Выполнение упражнения 419 (письменно).
419. Найдите четвертое «лишнее». Объясните свой выбор.
1) Начала’, подняла’, клала, сдала’.
2) Продала’, послала, сгнила’, поняла’.
П.О — Выделенные слова являются лишними, так как во всех трех словах 1 и 2 строк ударение падает на третий слог.
Задание. Выполнение упражнения 420 (устно).
Прочитайте тексты сначала про себя. Установите особенности произношения затранскрибированных слов. В чем они заключаются: собственно в произношении звуков или (и) в ударении?
Прочитайте тексты еще раз выразительно и правильно. Откуда взяты данные строки? Кто автор?
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
[пъдʼнилаʹсʼь] за крыльцо.
И [взʼила’сʼь] за кольцо.
Темной ночкой Елисей
[дъждалсʼаʹ] в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
П.О – автор данных четверостиший — А.С.Пушкин «Сказка о Спящей царевне».
найдите возвратные глаголы, охарактеризуйте в них гласные звуки по плану: а) ударный лил безударный; б) безударные: предударный (первый, второй и т.д.) или заударный.
П.О – возвратные глаголы: поднилася, взвилася, дождался, показался, погнался.
поднилаʹся — [ъ] – безударный,
Взвилася — [и] — безударный
Дождался — [ъ] — безударный
Показался — [ъ] — безударный
Погнался — [ъ] – безударный
Из орфоэпического словарика выпишите форма прошедшего времени глагола класть, обратите внимание на ударение, особенно в форме женского рода. Произнесите эти слова вслух несколько раз правильно. Составьте с выписанными словами предложения.
Задание. Устно проспрягайте глаголы включить, звонить, повторить. Помните, что ударение остается на том же слоге, что и в инфинитиве.
Возьмите на заметку!
Многие краткие страдательные причастия в прошедшем времени в мужском и среднем роде и во множественном числе сохраняют место ударения на том же слоге, что и в полной форме, а в женском роде у них ударение переходит на окончание (-а): начатый – начат, начато, начаты, но: начата; созданный – создан, создано, созданы, но: создана. В то же время немалая часть причастий произносится по-иному, например: включенный – включен, включена, включено, включены; премированный — премирован, премирована, премировано, премированы.
Следовательно, нужно чаще заглядывать в орфоэпический словарь.
Произнесите слова вслух несколько раз в соответствии с пометами ударения. Почему причастия распределены по группам?
Заʹнятый – заʹнят, занятаʹ, заʹнято, заʹняты; заʹпертый – заʹперт, запертаʹ, заʹперто, заʹперты; проʹданный – проʹдан, проданаʹ, проʹдано, проʹданы; приʹнятый – приʹнят, принятаʹ, приʹнято, приʹняты.
Привлечённый – привлечён, привлеченаʹ, привлеченоʹ, привлеченыʹ; включённый – включен, включенаʹ, включеноʹ, включеныʹ; повторённый – повторен, повторенаʹ, повтореноʹ, повтореныʹ.
С пятью краткими страдательными причастиями женского рода (на выбор) запишите предложения и прочитайте их вслух.
Расставьте ударение в словоформах, обязательно проверяя себя по орфоэпическому словарику. Произнесите слова правильно.
Взяʹтый – взятаʹ, взяʹто, взяʹты;
Изменёʹнный – изменёʹн, измененаʹ, измененоʹ, измененыʹ;
Поʹднятый – поʹднят, поднятаʹ, поʹднято, поʹдняты.
2. Какие звуки произносятся на месте буквенного сочетания «дн» в выделенном слове?
П.О – На месте буквенного сочетания «дн» произносятся мягкие звуки.
3. Почему опущена форма мужского рода причастия «взят»?
П.О. — Форма мужского рода причастия «взят» опущена потому, что ударение в этом слове падает на первый слог.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И.А.Бунина.
Найдите в тексте глаголы и причастия. В чем особенность произношения каждого из этих слов? Какие ещё слова, с вашей точки зрения, нуждаются в орфоэпических комментариях?
В каких случаях произношение определяется ритмом и рифмой стиха?
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом,
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льётся со степи волнами прохлада…
Медленно рдеет заря.
4.Объясните пунктуацию в этом стихотворении.
5. Составьте схему сложного предложения.
Возьмите на заметку!
На месте буквенных сочетаний зж, жж в корне лучше произносить [жʼжʼ] (долгий мягкий согласный [ж]). Это правило распространяется не только на глаголы, причастия и деепричастия, но и на слова других частей речи. Сравните: брыʼ[жʼжʼ]ет, соʼ[жʼжʼ]енный и воʼ[жʼжʼ]и, приеʼ[жʼжʼ]ий.
Выполняя задание учителя, шестиклассник утверждал, что в словах разжег, изжарил, разжирел, разжегший на месте буквенного сочетания зж произносится [жʼжʼ]. Прав ли ученик?
Определите морфемы, в состав которых входят эти буквы.
ӀӀ Творческое списывание. Работа у доски и в тетради.
Задание: раскройте скобки, образовав деепричастие, запишите предложения, не забудьте о знаках препинания.
Марафонец (завоевать) первое место получил приз за волю к победе. – Марафонец, завоевав первое место, получил приз за волю к победе.
Прыгуны в высоту (не иметь) в этом сезоне ни одного поражения надеются стать чемпионами мира. – Прыгуны в высоту, не имея в этом сезоне ни одного поражения, надеются стать чемпионами мира.
Моя подруга напряженно (тренироваться) изо дня в день стала известной гимнасткой. – Моя подруга, напряженно тренируясь, стала известной гимнасткой.
ӀӀӀ Подведение итогов. Домашнее задание.
— Что нового мы узнали сегодня на уроке?
П.О – Сегодня на уроке мы познакомились с правильным произношением глаголов, причастий и деепричастий.
— Что необходимо знать, чтобы правильно произнести глагол, причастие и деепричастие?
П.О – Необходимо знать орфоэпические правила, правильно ставить ударения, пользоваться орфоэпическим словарем.
Домашнее задание: упражнение 426.
Примените правило произношения звуков на месте буквенных сочетаний зж, жж. Предварительно распределив слова на две группы:
а) Глаголы и особые формы глаголов;
б) Слова и других частей речи.
Читая слова вслух, соблюдайте орфоэпическое правило.
Визжать, брюзжать, сожжён, можжевельник, дрожжи, жужжавший, позже, поезжайте, брызжет, приезжий, жжёный, жжение, жжётся, жужжим, дребезжат, загромозжу, забрезжил, визжа, обожжённая, завизжав, брюзжа.
2. Затранскрибируйте выделенные слова.
3. Прочитайте и запишите буквами слова, переданные в фонетической транскрипции: [жʼжʼоʹцъ], [вʼижʼжʼаʹ]. сравните звуковой состав и буквенное обозначение данных слов. Докажите, что одна из причин орфоэпических и орфографических ошибок – это несоответствие звукового и буквенного облика одного и того же слова.
А) Визжать, брюзжать, сожжён, жужжавший, поезжайте, брызжет, жжёный, жжётся, жужжим, дребезжат, загромозжу, забрезжил, визжа, обожжённая, завизжав, брюзжа.
Б) можжевельник, дрожжи, позже, приезжий, жжение.
📹 Видео
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
ТЕСТ НА ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ📚 РУССКИЙ ЯЗЫК📚 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ #русскийязык #ударениеСкачать
Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
№15 из ЕГЭ 2021 по русскому языку. Н и НН. Причастия и отглагольные прилагательные. Четко и без водыСкачать
Эти лайфхаки помогут тебе запомнить ударения в словах для ЕГЭ по русскомуСкачать
Ударение в прилагательныхСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Русский язык. Полные и краткие прилагательные. ВидеоурокСкачать
Ударения в существительных на -ота. ЕГЭ. Задание 4Скачать
Русский язык 7 класс (Урок№14 - Краткие и полные страдательные причастия.)Скачать
Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение Практические правилаСкачать