Ударения в именах богов

Видео:💬👌Ударения в книгах. Как правильно произносить имена и названия?Скачать

💬👌Ударения в книгах. Как правильно произносить имена и названия?

Имена греческих богов: описание, произношение и значение имен, характеристика и подвластные силы

Ударения в именах богов

  • 14 Октября, 2018
  • Значение
  • Даниил Белоусов

Людей всегда интересовали старинные легенды и сказания. Как известно, в Древней Греции люди поклонялись сильным и порой довольно жестоким богам. Древнегреческая мифология наполнена информацией о титанах и полубогах, которые вершили людские судьбы. Сегодня интерес к этим легендам не остыл. Людей продолжает интересовать информация о древнейших высших силах. Более того, имена греческих богов пользуются огромной популярностью, когда родители принимают решение, как назвать малыша. Сегодня в школе можно без проблем встретить Аполлона или маленькую Афродиту.

Видео:Список имён богов древних славян - Из книги за 1884 годСкачать

Список имён богов древних славян - Из книги за 1884 год

Как все начиналось

Считается, что они оказали огромное влияние не только на людей, живших в то время, но и на всю историю Греции в целом. Сегодня туда отправляются тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть, где именно правили самые сильные создания.

Современные ученые неустанно продолжают изучать имена древнегреческих богов и значение их силы. В этом специалистам помогают сказания, написанные самим Гомером, Нонном и Еврипидом. Согласно этим летописям в мире существовал Олимп, который возглавлял Зевс, правящий еще одиннадцатью сильными богами (правда, их количество по разным источникам постоянно изменяется).

Считается, что до их появления в мире царил Хаос и вечная тьма. Однако с приходом богов ночь стала сменяться днем и появилась жизнь. Первой появилась Гея (богиня Земли), которая создала небо (Уран), моря и горы. Через некоторое время в нее влюбилось одно из ее творений. Уран взял Геру в жены, и у них появилось шестеро сыновей (титанов) и столько же дочерей. Дети стали влюбляться друг в друга, и в таких союзах появлялись реки, дожди, Луна, ветер и прочее.

Также Гея стала матерью трех великанов-циклопов. В отличие от художественных персонажей, согласно легендам, они обладали 50 головами и 100 руками каждый. Как только Уран увидел, насколько омерзительных чад подарила ему возлюбленная, он возненавидел их всей душой. Чтобы навсегда избавиться от циклопов, он заточил их в недрах Земли. Однако Гея была не согласна с таким приговором, и она вызволила детей из страшной тюрьмы. Разумеется, дети, во главе с Кроносом, восстали против родителя, заточившего их. Циклопы отняли власть у Урана.

Увидев все это, одна из дочерей Геи, Ночь, создала обман, смерть, кошмарные сны, месть и прочих неприятных «детей». Поэтому Кроносу достался мир, полностью погрязший во всем ужасном. Одновременно с этим нерадивый сын Урана боялся, что и его дети (к тому моменту он женился на Рее) рано или поздно восстанут против него. Его чадами были Деметра, Гера, Аид и Посейдон. Их Кронос просто проглотил. Однако он упустил еще одного сына – Зевса. Его Рея защитила, дав Кроносу сверток с камнем внутри вместо ребенка. Именно с выжившего малыша и началась эпоха древнегреческих богов, список имен и значений которых будет интересно рассмотреть подробнее.

Ударения в именах богов

Как ни странно, но многие произносят это имя неправильно. На самом деле оно звучит как Зеус, но последняя будка больше напоминает «ш». Когда Кронос понял, что супруга его обманула, он попытался найти сына на Земле. Однако будущий правитель Олимпа был под надежной защитой куретов – существ, которые появились из слез малыша. Когда Зевс вырос, он решил отомстить Кроносу и начал войну. Он выиграл битву и заключил неугодного родителя в Тартар – бездну без выхода. Однако перед этим он заставил Кроноса вернуть всех проглоченных братьев и сестер, которых Зевс сделал богами. Так началось их правление.

Если говорить о греческих богах, их именах и значении, то Зевс является верховным правителем. Он покровительствует грому и молнии. Чаще всего можно найти его изображения, на которых он стоит с двусторонним топором и щитом. Его выделяет густая серебряная борода и суровый взгляд.

В истории этот бог описывается как очень жестокий и карающий. Тем не менее именно он позаботился о людях и подарил им много хорошего. Зевс всегда являлся своего рода балансом между злом и добром, поэтому многие считали его очень справедливым. Женой властителя стала богиня Гера. Поэтому, перечисляя имена греческих богов, будет справедливо сказать и о ней.

Имя этой богини произносится как Хэра. В современном варианте можно сказать, что производным именем от Геры является Ира.

Эта богиня была главной представительницей слабого пола на Олимпе, так как она являлась женой Зевса. Гера – покровительница семей и домашнего очага. Также она помогает женщинам во время родов.

Однако одна интересная деталь всплывает, если подробнее рассматривать имена греческих богов и список их сил. Гера была дочерью коварного Кроноса и несчастной Реи. Соответственно, она фактически приходилась сестрой Зевсу. Однако это не остановило самого главного бога Олимпа. Он влюбился в сестру и сделал все возможное, чтобы она ответила ему взаимностью. Тем не менее через некоторое время он понял, что его сексуальный голод не утолить всего одной богине. Поэтому он начал изменять ей не только с другими божественными творениями, но и с обычными женщинами. В ответ на это Гера начинала мстить любовницам супруга, насылая на них всевозможные несчастья. При этом она пыталась всеми силами поддерживать свою красоту, что ей удавалось очень успешно. Однако Зевса это не останавливало от любовных похождений.

Рассматривая список богов древнегреческой мифологии, будет интересно узнать и о других властителях, вершивших судьбы людей в те времена. Разумеется, нельзя обойти стороной повелителя морей и океанов.

Видео:Как нейросеть видит славянских боговСкачать

Как нейросеть видит славянских богов

Посейдон

Ударения в именах богов

Правильнее произносить это имя как Посэйдон, с ударением на третий слог. Этот бог повелевал водной стихией и также был сыном Кроноса и Реи. Исходя из этого несложно сделать вывод, что Посейдон – родной брат Зевса. Внешне этого бога всегда можно узнать по внушительному торсу и гневному выражению лица. Именно так его изображали древнегреческие художники.

Говоря про имена древних богов и их особенности, стоит упомянуть, что Посейдона всегда изображали с трезубцем в руках. Это символ власти, при помощи которого он мог вызывать сильнейшие бури и стирать с лица земли целые города. Также он мог за секунду успокоить ураган и помочь морякам добраться до порта без лишних проблем.

Вспоминая имена древнегреческих богов, стоит обратить внимание на еще одного могущественного брата Зевса.

Иногда его имя произносится как Гадес. Аид был самым старшим сыном Кроноса. Хоть в фильмах его часто показывают не с самой лучшей стороны, он не был только властелином царства мертвых. Аиду поклонялись, так как он дарил людям богатые урожаи и отвечал за все, что растет из Земли. Разумеется, он мог наслать и засуху, которая уничтожала все живое. Сам Аид был одним из самых могущественных богов, вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном. Именно он помог им одолеть Титанов.

Ударения в именах богов

В летописях его редко изображают. Если до наших времен и дошли картинки с Аидом, то на них можно увидеть мрачного старца, у ног которого лежит трехголовый пес Цербер (он был сторожем входа в царство мертвых). Нередко рядом с этим богом можно увидеть Персефону. Она была супругой Аида и дочерью Деметры. Согласно легендам, будущую царицу царства мертвых бог похитил в цветущих лугах. Девушка долго сопротивлялась, но позже влюбилась в своего похитителя. Поэтому, говоря об именах древних богов, многим будет интересно узнать подробнее и о матери избранницы Аида. Она также считалась очень могущественной.

Видео:10 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ЕГИПЕТСКИХ БОГОВСкачать

10 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ЕГИПЕТСКИХ БОГОВ

Деметра

Особое внимание стоит уделить греческим богиням. Имена, список и значение их силы уже давно исследуются историками. Если говорить о правильном произношении имени этой богини, то оно будет звучать как Дэмэтыр. Она отвечала за плодородие и процветание. Именно с ней всегда ассоциировался приход весны. Деметра также приходится дочерью Кроносу и Рее. Она отличается доброжелательной внешностью и шикарными светлыми кудрями. На изображениях ее всегда можно увидеть с корзиной, наполненной солнечными плодами и цветами мака.

Деметра была матерью Персефоны. Когда Аид похитил ее, безутешная богиня спустилась на Землю в поисках своего чада. Из-за того, что она горевала, урожаи стали более скудными и вовсе начали погибать. Людям пришлось столкнуться с голодом, и они начали просить о помощи Зевса. Грозный правитель так и не смог решить, с кем должна остаться Персефона, поэтому он приказал ей треть года быть с матерью, а остальное время проводить с возлюбленным.

Также рассматривая имена богов древней Греции, многим будет интересно узнать о самом прекрасном обитателе Олимпа.

Видео:Новый Мир. Они хотели мешать приходу новых Душ)#бог #богСкачать

Новый Мир. Они хотели мешать приходу новых Душ)#бог #бог

Аполлон

В греческой мифологии это имя чаще всего писали без второй буквы «л». Аполлон был самым прекрасным богом из всех известных. Он приходился сыном Зевсу и Лету. Стоит отметить, что именно Аполлон пользовался наибольшим почтением среди смертных. Он покровительствовал не только любви, но также и музыке, искусству и врачеванию. Кроме этого Аполлон отлично стрелял из лука и сам был превосходным музыкантом. Именно поэтому его часто изображали с лирой и оружием в руках.

Видео:ПОЧЕМУ У БОГОВ МНОГО ИМЕНСкачать

ПОЧЕМУ У БОГОВ МНОГО ИМЕН

Афродита

Ударения в именах богов

Говоря об именах греческих богов и богинь, нельзя пройти мимо самой прекрасной властительницы. Имя Афродита первоначально произносилось как Афродыты. Она была богиней любви, плодородия и красоты. Считается, что красавица появилась из морской пены.

Несмотря на свой нежный образ, она могла проявлять и жестокость. Если кто-то из смертных отказывался от любви, она могла покарать его или сыграть с ним очень злую шутку. Главной завистницей Афродиты была Гера. Она не готова было смириться с ее красотой, поэтому она подстроила так, чтобы мужем прелестного божества стал уродливый Гефест. Он действительно любил Афродиту, но та не готова была ответить ему тем же.

Видео:А. Комогорцев: Технологии древних Богов описанные в БиблииСкачать

А. Комогорцев: Технологии древних Богов описанные в Библии

Гефест

Первоначально это имя звучало как Хэфайстос. Вокруг него сложилось множество легенд. Согласно одному из мифов, он появился на свет от Геры, которая сотворила его из своей бедренной кости. При этом она забеременела сама по себе, без участия мужа Зевса. Это был ее способ отомстить вольному супругу, который стал отцом Афины.

Рассматривая имена греческих богов, нужно быть готовым к коварству. Когда Гефест появился на свет, Гера увидела, насколько слаб малыш. Он был сгорбленным и хромал. Не желая воспитывать такого сына, богиня сбросила его в морскую пучину. Одна из морских богинь (Фетида) сжалилась над малышом и вырастила его.

С детства Гефест начал ковать. Он делал удивительные скульптуры из металла, о красоте которых узнали даже на Олимпе. Именно поэтому он стал покровителем кузнечного мастерства и огня.

Видео:Как нейросеть видит Славянских богов | #рунныйлес #shortsСкачать

Как нейросеть видит Славянских богов | #рунныйлес #shorts

Афина

Продолжая рассматривать имена греческих богинь, список и значение, их силу, нельзя упустить из вида эту удивительную особу. Ее имя произносится с небольшим шипением посередине слова (как звук th в английском языке). Афина была богиней войны и одновременно с этим она олицетворяла мудрость и умение мыслить стратегически. Ее всегда изображали в доспехах и копьем в руке. При этом лицо богини всегда было спокойным и решительным.

Видео:Греческие Боги древностиСкачать

Греческие Боги древности

Гермес

Ударения в именах богов

Правильнее говорить Хэрмес. Он был вором и плутом и нередко досаждал жителям Олимпа. Его родителями был Зевс и плеяда Майя. Как только проказник появился на свет, он сразу начал шалить. Сначала он украл у Аполлона 50 коров и получил за это заслуженную трепку от отца и матери. Тогда он показал, где был спрятан скот. Однако это не помогло. Сколько бы приказов Зевс ему ни отдавал, Гермес никогда его не слушался.

При этом стоит отметить изобретательность этого бога. Например, именно он, согласно легендам, создал письменность, алхимию, торговлю, астрологию и банки. Также ему подвластны сны. Именно через них Гермес научился передавать важные сообщения людям от богов.

Он был отчаянно влюблен в красавицу Афродиту, но так и не смог добиться от нее взаимности. Поэтому он решил так и не связывать себя узами брака. Однако это не означает, что у него не было детей. Он славился проделками, после которых на свет появлялись малыши-полубоги. Если говорить о внешности проказника, то обычно его изображают в смешной шляпе и сандалиях с маленькими крыльями.

Ударения в именах богов

Рассматривая список имен древнегреческих богов, стоит обязательно уделить внимание этому персонажу. Его имя правильно произносится как Арис. Это очень вероломный и коварный бог. Согласно легендам, он обожал войны и не сильно переживал, сколько человек погибнет в кровопролитных боях.

Есть две теории о том, кто является его родителями. Согласно первой, он приходится сыном Гере и Зевсу. Однако существует еще один миф. Согласно ему, Гера породила мальчика без участия супруга, воспользовавшись магией. Возможно, именно поэтому Зевс так ненавидел названного сына. Он даже не хотел пускать его на Олимп. Поэтому Аресу пришлось буквально выбить свое право быть богом.

Если говорить о его внешности, то его чаще всего изображали в сопровождении собак и коршунов. В одной руке Ареса рисовали копье, а в другой – огненный факел.

Видео:Первая книга Царств. Читаем Библию вместе. УНИКАЛЬНАЯ АУДИОБИБЛИЯСкачать

Первая книга Царств. Читаем Библию вместе. УНИКАЛЬНАЯ  АУДИОБИБЛИЯ

Артемида

Ударения в именах богов

Это богиня охоты, которая также была покровительницей девственниц. Артемида и сама была невинна, но это не мешало ей помогать женщинам во время родов и защищать семейный очаг. Она также отвечала за плодородие. Артемида – это дочь Зевса и титаниды Лето. Поэтому ее слушались лесные нимфы и океаниды. Однако сама она никогда не была замужем и, несмотря на свое призвание, осталась бездетной.

Как правило, Артемиду изображали в охотничьем одеянии с копьем. Когда один из художников посмел нарисовать ее полностью обнаженной, разразился небывалый скандал. Нельзя было допустить, чтобы на богиню невинности смотрели под таким ракурсом.

Также есть легенды, согласно которым существовало намного больше богов. Однако достоверность этих данных пока что остается под вопросом.

Видео:Славянские боги в MARVELСкачать

Славянские боги в MARVEL

Правильное произношение Имени Бога

Из-за запрета произносить Имя его точное звучание было забыто. Почти тысячу лет Имя не использовалось в ежедневном поклонении, и сегодня перед нами встает вопрос: как его правильно произносить? Две наиболее известные версии – Йахве и Иегова. Но почему вообще существует путаница? И каково подлинное произношение Имени?

Проблема с произношением обусловлена тем, что в еврейской письменности гласные и согласные записываются с помощью двух отдельных и отличных наборов символов. Согласные записываются в виде букв, а гласные – в виде точек и черточек. Например, слово йелед (ילֶדֶ, ребенок) записывается с помощью согласных йлд (ילד) и гласных е е (ֶ ֶ). Относительно Имени очень распространено убеждение, что его гласные систематически заменяли гласными от слова Адонай (Господь). Поэтому современные ученые намеренно игнорируют гласные при ЙХВХ, которые фактически присутствуют в еврейском тексте Писаний, и пытаются реконструировать «первоначальные» гласные, прибегая к самым разнообразным внешним аргументам и домыслам. В результате ученые приходят к разным заключениям о первоначальном произношении Имени. Одна из самых популярных теорий гласит, что Имя произносилось как Йахве, и ученые практически единодушно поддерживают этот взгляд. Однако такой консенсус не основан на решающих доказательствах. В справочнике Anchor Bible Dictionary объясняется: «Произношение йхвх как Йахве – это научная догадка».[1] Если «Йахве» лишь смутная догадка, тогда что нам на самом деле известно о произношении Имени? И что можно сказать об идее, согласно которой гласные при ЙХВХ в действительности заимствованы у Адонай, как поголовно утверждают ученые?

Вопреки распространенному мнению, имя ЙХВХ как таковое не было вытеснено из письменного текста Библии. На самом деле согласные, составляющие имя ЙХВХ, встречаются в еврейском тексте Писаний около 6828 раз. А что можно сказать о гласных? Правда ли, что они принадлежат слову Адонай? Чтобы разобраться в этой проблеме, нам следует рассмотреть практику древних переписчиков, называемую кере-кетив, «читаемое (кере) и написанное (кетив)». Кере-кетив встречается в тех случаях, когда определенное слово в Библии пишется одним способом (кетив), но примечание на полях библейского текста указывает, что читать его следует так, будто оно написано иначе (кере). Для примера: в Бытие 8:17 мы находим слово хоце (הוצא, «выведи»). В рукописях Библии над этим словом стоит пометка в виде маленького кружочка, которая отсылает читателя к примечанию на полях, где сказано «היצא קרי» – «читай хайце». Так, хоце записано в Библии с буквой вав, но примечание на полях требует читать его хайце – с буквой йод. Как и во многих случаях появления кере-кетив, примечание на полях не меняет смысл стиха, поскольку слова хоце и хайце оба означают «выводить, убирать». Так зачем тогда читать слово иначе, если это не меняет смысла? Очевидно, многие кере-кетив образовались в то время, когда храмовые переписчики сравнивали между собой две или три древних библейских рукописи. Они находили небольшие разночтения между рукописями и оставляли одну форму слова в основном тексте, тогда как другую записывали на полях. Практика кере-кетив напрямую касается вопроса о Божьем имени, поскольку форма кетив всегда записывалась в основном тексте с гласными от кере – формы читаемой.[2] В вышеприведенном примере слово записывалось הַוְצֵא – с согласными от хоце (הוצא) и гласными от хайце (היצא)! Аргумент касательно Имени как раз и состоит в том, что ЙХВХ содержит согласные Имени, но гласные от Адонай, и это преподносится как факт в каждом учебнике древнееврейского языка и при любом научном обсуждении Имени.

Этот академический консенсус натыкается на две трудности. Первая заключается в том, что во всех остальных кере-кетив слово, которое должно читаться иначе, отмечено в библейских рукописях кружочком. Этот кружочек служит ссылкой на поля, где читатель найдет примечание «читай так-то и так-то». В случае с Именем мы также ожидали бы найти кружочек над словом ЙХВХ, отсылающий нас к полям с примечанием «читай Адонай». Но ни одной такой ссылки не существует! ЙХВХ встречается в еврейском тексте 6828 раз, но ни разу не помечено как кере-кетив – ни кружочком, ни примечанием на полях. В ответ на это возражение ученые заявляют, что ЙХВХ – это так называемое кере перпетуум. Они утверждают, что в словах, которые всегда должны читаться не так, как написаны, пометка опускалась переписчиком. В случае с остальными кере перпетуум пометка переписчика иногда встречается, а иногда опускается для краткости. И в Писании нет ни единого примера кере перпетуум, когда слово, читаемое отлично от написанного, ни разу не сопровождалось бы пометкой. Если мы захотим отнести имя ЙХВХ к кере перпетуум, оно будет уникальным в данной категории кере-кетив, поскольку переписчики никогда не отмечали его фразой «читай Адонай». Ни разу из всех 6828 мест.

Другая проблема с утверждением, будто ЙХВХ имеет при себе гласные от Адонай, заключается в том, что это просто-напросто не так! Слово Адонай (אֲדֹנָי) содержит гласные а — о — а (хатаф патах — холам — камац). И напротив, имя ЙХВХ пишется как יְהוָה – с гласными е — — а (шва – нет гласной — камац). Теперь вспомним, что во всех других случаях кетив в основном тексте Писаний имеет гласные от кере, в то время как само кере записано на полях библейской рукописи вовсе без гласных. Но ведь разница между гласными ЙХВХ и Адонай очевидна! ЙХВХ написано как ЙеХВаХ (יְהוָה), но с гласными от Адонай оно бы выглядело ЙаХоВаХ (יֲהוָֹה)!

Как же случилось, что научное большинство упустило из внимания эти фактические доказательства? До недавних пор печатники библейского текста свободно модифицировали имя ЙХВХ. Во многих печатных изданиях еврейских Писаний ЙХВХ вообще набрано без гласных, тогда как в других изданиях оно и впрямь набрано как Йаховах – с гласными от Адонай. Но стоит нам свериться с самыми ранними полными рукописями Писаний, и мы убедимся, что ЙХВХ пишется там как ЙеХВаХ. Именно так имя ЙХВХ представлено в рукописях Бен Ашера (Алеппский и Ленинградский кодексы [3]), где сохранился наиболее точный полный текст Писаний. Современные печатные издания, которые точно воспроизводят древние рукописи, такие как Biblia Hebraica Stuttgartensia (BHS) и Hebrew University Bible Edition (HUB), также содержат форму ЙеХВаХ. Сегодня у нас нет необходимости полагаться на эти печатные издания, поскольку важнейшие библейские рукописи опубликованы в виде офсетных изданий с фоторепродукциями реальных страниц. На этих фотографиях ясно видно, что имя ЙХВХ последовательно пишется ЙеХВаХ, а не с гласными от Адонай (ЙаХоВаХ).

Прежде чем рассмотреть гласные в слове ЙеХВаХ, фактически засвидетельствованные текстом Писаний, нам следует вкратце обсудить научный консенсус касательно Йахве. Как уже было сказано, ученые не придают значения гласным при ЙХВХ в библейских рукописях, и обращаются к внешним источникам в попытке восстановить оригинальное произношение Имени. Основным таким источником служит Феодорит Кирский, так называемый «отец Церкви», живший в V веке н. э. Об имени ЙХВХ Феодорит писал:
«Самаритяне произносят его IABE, а иудеи – AIA».[4]
Форма AIA (произносится как А-Йах) указывает на то, что иудеи называли Бога сокращенной формой имени Йах (יָהּ), которая неоднократно встречается в Библии. Форма Йах появилась в результате древней традиции сокращать слово по первой и последней буквам. Так, первая и последняя буквы ЙХВХ дают аббревиатуру Йах.[5] Но как иудеи образовали AIA от Йах? Одной из характерных особенностей позднего еврейского языка было распространение протетической алеф – буквы алеф, добавляемой в начале слова для облегчения произношения. К примеру, в позднем еврейском частое библейское слово тмол (תמוֹל) превращается в этмол (אתמוֹל) с протетической алеф.[6] Префикс э- в слове этмол просто облегчает произношение. Протетическая алеф уже существовала в библейские времена, поэтому слова *рба (четыре) и *цба (палец) уже тогда произносились соответственно арба и эцба. Но во времена после написания Библии протетическая алеф распространилась гораздо шире, и ее могли добавлять чуть ли не к каждому слову. Поэтому AIA – это не что иное как Йах с протетической алеф, добавленной в начале слова с целью облегчить произношение. Так, Феодорит Кирский сообщает нам, что современные ему иудеи называли Бога именем A-Йах.

Ко времени Феодорита произношение Имени среди иудеев предположительно прекратилось из-за запрета Аббы Саула. Поэтому ученые придают больше веса произношению самаритян. Согласно Феодориту, самаритяне произносили имя ЙХВХ как IABE (звучит Йа-бэ). Если бы мы захотели транслитерировать это слово обратно на еврейский язык, у нас получилось бы что-то вроде Йабех (,יֲבֶּה). Этот пример позволяет получить некоторое представление о трудностях реконструкции еврейского произношения по греческой транскрипции. Во-первых, следует заметить, что в древнегреческом не было звука «х» в середине слов. Поэтому первая Х в слове ЙХВХ была бы опущена в этом языке, независимо от гласных при ней. Во-вторых, в греческом не было звука «в», поэтому третья буква в Божьем имени тоже была бы опущена или искажена. И наконец, система гласных в греческом и еврейском языках сильно различалась. В древнееврейском было 9 гласных, которые не имели точных эквивалентов в греческом. Например, еврейская гласная шва (произносится как краткая и в слове «бить») не имеет аналогов в древнегреческом. Поэтому, что бы Феодорит ни услышал от самаритян, выполнить греческую транскрипцию было для него непосильной задачей.

Что можно сказать о форме IABE? Большинство ученых уверено, что греческая B (бета) в этом слове являет собой искаженную еврейскую вав, и что первая хе в ЙХВХ опущена по причине неиспользования звука х в середине греческих слов. Ввиду этого, транслитерируя самаритянское IABE назад в еврейский язык, они в результате получают Йахве (יֲהְוֶה). Это и есть та самая «научная догадка», о которой рассказывает Anchor Bible Dictionary. Этому произношению доверяют больше, потому что считается, что на самаритян тогда еще не распространялись раввинистические запреты, и они даже во времена Феодорита помнили произношение Имени. Но является ли это объяснение слова IABE самым лучшим? Как оказалось, древние самаритяне называли Бога Йафех (יָפֶה), что означает прекрасный. Также в самаритянском еврейском буква фе часто произносилась как «б». Поэтому все могло выглядеть так: самаритяне рассказывали Феодориту, что Бога зовут Йафех (прекрасный), но из-за дефектного произношения еврейских слов у них выходило Йабе. Кажется, такое объяснение согласуется с тем, что самаритяне все-таки перестали произносить Имя, возможно даже раньше иудеев. Вместо того чтобы произносить имя ЙХВХ, самаритяне называют Бога шема (שְׁמָא). Это слово обычно интерпретируют как арамейскую форму слова хашем (имя), но мы не можем не заметить сходство самаритянского шема с языческим ашема (אֲשִׁימָא), именем одного из богов (2 Царей 17:30), которому самаритяне поклонялись в начале своего переселения в землю Израиль в VIII веке до н. э.[7] Так, уже около 700 года н. э. самаритяне призывали Ашему, а не ЙХВХ.

Ученое большинство также предъявляет второе доказательство в пользу предполагаемого самаритянского произношения Йахве / IABE. Они указывают на связь между именем ЙХВХ и корневым словом ХЙХ – «быть». Эта связь отчетливо проводится в Исход 3:13, 14, где мы читаем:
«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Эхйех Ашер Эхйех (Я есть тот, кто Я есть). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Эхйех послал меня к вам». (Исход 3:13-14)
Итак, Моисей спрашивает ЙХВХ, какое имя назвать израильтянам, когда те спросят о Боге. ЙХВХ предлагает Моисею сказать, что его послал Эхйех, что является производным от корня ХЙХ (быть) и означает «я есть». Сразу после провозглашения себя Эхйех Ашер Эхйех Бог далее объясняет, что его вечное имя – ЙХВХ:
«И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: ЙХВХ, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род». (Исход 3:15)
Но как имя ЙХВХ может быть родственно ХЙХ (быть)? В еврейском языке буквы вав (ו) и йод (י) слабые и иногда взаимозаменяемы. В качестве примера: в одном из склонений слово йелед (ребенок) звучит как валад, при этом буква йод заменяется на вав. В корневом слове ХЙХ (быть) мы наблюдаем подобное замещение. Форма глагола ХЙХ (быть) в настоящем времени – ховех (Экклезиаст 2:22), где йод меняется на вав. Особенно часто такая замена наблюдается в именах. Так, по-еврейски Еву звали Хавах, «ибо она стала матерью всех живущих (хай)». (Бытие 3:20) Таким образом, буква йод в слове хай замещена буквой вав, что дало форму Хавах (Ева). Не следует заключать, что вав и йод всегда взаимозаменяемы, но когда еврейский корень содержит в себе В или Й, иногда одна буква занимает место другой. Поэтому нет лингвистических трудностей в предположении, что ЙХВХ восходит к ХЙХ (быть). Вот почему ЙХВХ представился Моисею как Эхйех Ашер Эхйех (я есть тот, кто я есть), намекая на свое имя ЙХВХ, которое появляется в следующем стихе.

Основываясь на Исход 3:14-15, современные ученые утверждают, что имя ЙХВХ должно быть формой пиел глагола ХЙХ (быть). Другими словами, они рассматривают ЙХВХ как простой глагол со значением «Он причиняет быть». Они считают, что формы пиел и хифил глагола ЙХВХ должны произноситься как Йахве (יֲהְוֶה). И все же такое объяснение весьма проблематично, в виду глагольной системы еврейского языка. В этом языке существует семь глагольных форм, или спряжений. Каждое спряжение слегка видоизменяет корень, наделяя его другим оттенком значения. Некоторые корни можно спрягать во всех семи направлениях, тогда как для остальных возможны не все спряжения. В действительности большинство корневых слов возможно проспрягать в 3-4 спряжениях, и очень редко встречаются глаголы, спрягаемые во всех семи. Это может показаться субъективным мнением, но таковы реалии еврейской грамматики. Например, корень Ш.Б.Р в простой форме означает «ломать», в спряжении пиел – «сокрушать» и т. д. Всего корень Ш.Б.Р способен принять шесть из семи спряжений. Но в седьмом спряжении (хитпаэл) он просто не существует и не может существовать. Глагол ХЙХ (быть), от которого происходит имя ЙХВХ, в древнееврейском существует только в простой форме (кал) и в спряжении нифал. А значит, научные предположения о том, что ЙХВХ – это форма пиел или хифил глагола ХЙХ (быть), не имеют права на существование по той причине, что данный глагол не существует в таких спряжениях. Иначе говоря, Йахве – это глагольная форма, которой не существовало в древнееврейском языке. Так почему же современные ученые единодушно считают имя ЙХВХ неким фантастическим глаголом, нарушающим правила еврейской грамматики? Этому есть два объяснения. Во-первых, несуществующая форма Йахве (пиел или хифил) совпадает с богословскими предубеждениями современных ученых. Во-вторых, форма Йахве (пиел или хифил) согласуется со свидетельством Феодорита о самаритянском произношении Имени.

Есть еще одна причина считать бесплодной попытку восстановить вокализацию имени ЙХВХ путем насильственного отождествления его с невозможными формами пиел или хифил. Большинство еврейских имен содержат в своем составе Имя. Однако для имен характерно то, что глаголы в их составе необязательно соответствуют правильным глагольным формам. К примеру, имя Неемия (по-еврейски Нехемйах, «ЙХВХ утешает») содержит два элемента: глагол нехем (он утешает) и имя Йах (сокращение от ЙХВХ). Но глагол нехем не соответствует стандартной глагольной форме – нихем. Как правило, в древнееврейском языке глагол, входящий в состав имени, произвольно меняет гласные. Это можно также проиллюстрировать на примере имени Иисус (по-еврейски Йехошуа, «ЙХВХ спасает»). Снова-таки, это имя включает два элемента: глагол йошиа (он спасает) и имя Бога Йехо- (краткая форма ЙХВХ). Глагол йошиа (он спасает) видоизменился, войдя в состав имени Иисус (Йехошуа). Буква йод в этом глаголе опущена, а гласные полностью заменены до вида -шуа. Форма –шуа может существовать только в составе личного имени, тогда как глагольная форма йошиа была бы довольно необычной в имени. Итак, для глаголов является нормой изменяться при включении в имена. Поэтому имя ЙХВХ вполне может содержать корневой глагол ХЙХ, который просто не сохранил исходные гласные. Попытка навязать именам грамматические глагольные формы противоречит правилам еврейского языка.

Как мы увидели, научный консенсус касательно произношения «Йахве» на самом деле основывается на смутных догадках. В то же время мы увидели, что «общепризнанный факт» заимствования гласных у Адонай вообще не соответствует действительности. Настоящая огласовка имени ЙХВХ в древних рукописях – ЙеХВаХ. Яснее ясного, что ЙеХВаХ не содержит гласных от Адонай. Но на самом ли деле имеющиеся гласные подлинны? Первым бросается в глаза тот факт, что в имени ЙеХВах отсутствует гласная после первой хе. Базовое правило еврейского языка – за согласной в середине слова должна следовать либо гласная, либо непроизносимая шва. Правда, иногда встречаются непроизносимые буквы посреди слова, за которыми не следует гласная или шва (напр. алеф в слове берешит). Но такого никогда не происходит с буквой хе в середине слов. В древнееврейском непроизносимая хе в конце слова очень распространена, но нет такого явления как непроизносимая хе посреди слова. Все это означает, что по правилам языка первая хе в ЙХВХ должна сопровождаться какой-то гласной. Куда же она исчезла? Вероятно, ответ мы найдем в другом средневековом обычае писцов. Когда переписчики Библии хотели отметить пропускаемое слово, они убирали его гласные. Дойдя до слова без гласных, средневековый читатель понимал, что это слово не следует читать. Возможно, средневековые переписчики опускали гласную при первой хе, чтобы чтец не прочел Имя вслух. Также заслуживает внимания, что в Алеппском кодексе, отличающемся высокой точностью в передаче библейского текста, имя ЙХВХ получает огласовку ЙеХоВиХ , когда стоит в сочетании с Адонай. По всей видимости, хирик (звук «и») напоминал читателю произносить это слово как Элохим (Бог), поскольку прочтение его как Адонай было бы тавтологией. И все-таки, этот случай не относится к категории кере-кетив, где «написанное» слово имеет все гласные «читаемой» формы. Если бы это было кере-кетив, мы могли бы ожидать, что для образования ЙеХоВиХ гласные в ЙХВХ будут заменены на хатаф сэголь — холам — хирик. Вместо этого данное звучание образовано другим набором гласных: шва — холам — хирик. Кажется, мы имеем дело с уникальной практикой переписчиков, которая состояла в замене одной гласной с целью напомнить читателю, какое слово следует произнести вместо ЙХВХ. Итак, в обоих случаях мы наблюдаем единичную замену: когда ЙХВХ встречается отдельно, оно имеет гласные ЙеХ?ВаХ – опускалась гласная после первой хе. Это предостерегало читателя от прочтения Имени по его буквам; с другой стороны, когда ЙХВХ стояло после Адонай, «а» (камац) меняли на «и» (хирик), напоминая, что читать его следует как Элохим.

Что примечательно в форме Йехових, так это отсутствие любых препятствий для читателя, чтобы случайно так и прочесть его – «Йехових». Данное написание имело полный набор гласных и могло быть прочитано подобно любому слову в еврейском языке. По некой причине средневековых масоретов, делавших копии Писаний, беспокоило, чтобы читатель не произнес слово Йех?вах, но совершенно не беспокоило, что он мог произнести Йехових. Должно быть, это связано с табуированием Имени, которому масореты строго подчинялись. Почему переписчики не удалили гласную после первой хе в форме Йехових? Единственным объяснением может служить их осведомленность о том, что это не подлинное произношение Божьего имени. И напротив, когда они встречали Йех?вах, они понимали, что это настоящее произношение Имени, поэтому удаляли среднюю гласную.

Но какая именно гласная была в середине Йехвах? При сравнении двух форм (Йех?вах и Йехових) становится ясно, что исчезнувшая гласная – «о» (холам). Значит, масореты знали, что Имя звучит как «Йеховах», и намеренно устраняли среднюю гласную «о». Подтверждением этому служит тот факт, что в ряде случаев они забывали опустить гласную «о». Когда переписчики в древности копировали документы, они проговаривали слова вслух или шепотом. Иногда переписчик допускал ошибку, поскольку записывал то, что произнесли его уста, вместо того, что видели его глаза. Это распространенная ошибка даже в современном русском. Когда русскоязычный человек быстро пишет или набирает текст, иногда вместо «предать» он пишет «придать» и т. д. Причиной этому необязательно служит неграмотность, поскольку большинство прекрасно знает различия между этими омофонами. Часто ошибка вызвана звучанием слов. В случае с Божьим именем переписчик знал, что слово ЙХВХ имело звучание Йеховах, и хотя он был обязан опустить гласную «о», он несколько десятков раз оставил ее. В масоретской рукописи LenB19a – самом древнем полном масоретском тексте, легшем в основу знаменитого издания BHS,[8] Имя имеет написание Йеховах 50 раз из общего числа 6828. Немаловажно также и то, что никакая другая гласная не была «случайно вставлена» в Божье имя, кроме «о».

Есть еще одно доказательство, указывающее на то, что из имени Йех?вах пропала именно гласная «о». Многие еврейские имена содержат часть Божего имени, образуя составное имя. Например, Йехошуа (Иисус) означает «ЙХВХ спасает», и Йешайаху (Исаия) тоже означает «ЙХВХ спасает». Как мы видим, Божье имя в составе других имен имеет форму Йехо-, если стоит в начале имени, и -йаху –если в конце. Сторонники произношения «Йахве» часто ссылаются на концевую форму -йаху как на доказательство своей правоты. В такой аргументации есть две трудности. Во-первых, элемент Божьего имени -йаху не сопоставим с произношением «Йахве». В крайнем случае он мог бы навести на произношение «Йахувах», но никак не «Йахве». В еврейском написании еще меньше сходства между Йахве (יֲהְוֶה]) и -йаху (יָהוּ). Йахве произносится с еврейской гласной хатаф патах, тогда как -йаху содержит в этом месте камац. Это две совершенно разные гласные, которые в древности произносились с заметным различием. Такую ошибку может допустить только тот, для кого еврейская фонетика не является родной! Во-вторых, в имени ЙХВХ буквы ЙХВ- находятся в начале имени, а не в конце. Поэтому, если выбирать образец для реконструкции произношения Божьего имени из имен двух типов (Иисус/Исаия), мы должны взять те, которые содержат элемент Йехо- в начале. А если сравнить этот вывод с написанием Йех?вах, сохранившемся в библейском тексте, мы снова получим форму Йеховах.

Jehovah – это слегка англизированная форма произношения Йеховах. Главное отличие в том, что в Божье имя проникла английская буква «J». Конечно, в еврейском нет звука «дж» и вместо этого стоит буква йод, которая произносится как «й». Другое отличие состоит в том, что в масоретском тексте ударение падает на конец слова. Поэтому на самом деле Имя произносится Йеhова’h с ударением на «ваh». Произносить имя как «Йеховах» с ударением на «хо» (как в английском Jehovah) было бы просто ошибкой.

Еще один вопрос, который следует прояснить: откуда масореты, средневековые переписчики текста Писаний, удалившие гласную «о» из Йеховах, могли знать подлинное произношение Имени? Ведь в полной мере табу на Имя утвердилось во времена Аббы Саула во II веке н. э. Нам известно, что масоретские писцы были караимами. Также мы знаем, что среди караимов существовало два направления – одни требовали произносить имя, а другие запрещали. Очевидно, что масореты принадлежали к последним, поэтому и удалили среднюю гласную из имени Йеховах. В то же время они могли слышать, как другие караимы произносят Имя, поэтому им было знакомо его правильное произношение. Караимский мудрец Киркисани, живший в X веке, рассказывает, что произносившие Имя караимы обосновались в Персии (Хорасан). Персия была влиятельным центром иудаизма с тех пор, как десять колен были переселены в «города Мидийские» (2 Царей 17:6), и оставалась таковым вплоть до вторжения монголов в XIII веке. Поскольку Персия находилась довольно далеко от раввинистических центров в Галилее и Вавилонии, персидские иудеи вплоть до VII века были защищены от нововведений, внедряемых раввинами в виде Мишны и Талмуда. Только после попытки раввинов навязать такие нововведения иудеям Персии в VII-VIII веках возникло движение караимов, которые желали сохранить прежние традиции. Поэтому нас не должно удивлять то, что караимы в Персии с древних времен сохранили правильное произношение имени. Похоже, масореты удалили гласный «о» из Божьего имени, чтобы застраховать своих единомышленников-караимов от прочтения имени согласно его буквам. Теперь, когда эти караимы читают библейский текст, им необходимо самостоятельно подставлять пропущенную гласную.

Видео:Что за странная сумка у Древних Богов?Скачать

Что за странная сумка у Древних Богов?

Правила ударения в древнегреческом языке

Древнегреческие слова могут различаться между собой только местом и/или видом своего ударения. Сравним следующие пары слов:

  • Вид ударения: φῶς свет — φώς муж
  • Место ударения: βίος жизнь — βιός лук (оружие)
  • Место ударения: φόρος дань — φορός попутный (ветер)
  • Место и вид ударения: δῆμος народ — δημός жир

Различие слов исключительно по месту ударения встречается и в русском языке. Сравним: поте́шу (от тешить ) и потешу́ (от тесать ); му́ка и мука́ .

Правило №1

Острое ударение (акут, accentus acutus) встречается в древнегреческих словах на первом, втором и третьем слоге от конца слова — как над кратким, так и над долгим гласным.

NB Если острое ударение встречается на третьем слоге от конца слова, то гласный первого слога от конца слова должен быть краток (см. первую пару слов в примерах).

Примеры на пары слов с долгим и кратким гласным в слоге под острым ударением:

  • Ударный — третий слог от конца: ἀλήθειᾰ истина — ἕσπερος вечер
  • Ударный — второй слог от конца: χώρᾱ страна — χρόνος время
  • Ударный — первый слог от конца: μισθός мзда — αἰδώς срам

Правило №2

Облеченное ударение (циркумфлекс, accentus circumflexus) встречается в древнегреческих словах на первом и втором слоге от конца слова — исключительно над долгим гласным или дифтонгом (и никогда — над кратким).

NB Если облеченное ударение стоит на втором слоге от конца слова, то в первом слоге от конца слова должен быть краткий гласный. В этом случае [то есть в случае: ударности второго слога от конца слова, наличия в нем долгого гласного или дифтонга и наличия в первом слоге от конца слова краткого гласного] ударение не может быть иным, кроме как облеченным.

Примеры древнегреческих слов с облеченным ударением:

  • Ἀθηνᾶ Афина (богиня)
  • ἐρωτῶ вопрошаю
  • φιλῶ люблю
  • καλῶς красиво
  • χοῖρος свинья
  • αἷμᾰ кровь
  • σῶμᾰ тело
  • εὖ хорошо
  • δῶρον дар
  • δῆμος народ

Правило №3

В процессе формообразования (склонения, спряжения) может происходить передвижение ударения и/или изменение вида ударения в соответствии с Правилом №1 и Правилом №2 , но, при этом, ударение всегда стремится к тому слогу, на котором оно стояло в форме словарной записи.

NB По общему правилу, все дифтонги в древнегреческом языке — долгие. Из этого правила есть исключение: при формообразовании (склонении, спряжении [кроме форм оптатива]) дифтонги -οι и -αι конечных открытых слогов считаются краткими.

Видео:БогиСкачать

Боги

Примеры на передвижение ударения и изменение вида ударения при формообразовании древнегреческих слов

Пример №1

Даноἄνθρωπος ‘человек’
УсловиеПри формообразовании была получена форма ἀνθρωπου ‘человека’ , а именно: флексия была заменена на флексию
ВопросЧто произойдет с местом и видом ударениея в этой форме?
ОтветОстрое ударение не может здесь сохраниться на третьем слоге от конца слова, так как в первом слоге от конца теперь — долгий гласный; ударение передвигается на ближайший к исходному слогу слог — второй от конца; вид ударения (острое, акут) сохраняется, так как облеченное ударение в этой позиции при долготе гласного в первом слоге от конца слова невозможно: ἀνθρώπου

Пример №2

Даноἄνθρωπος ‘человек’
УсловиеПри формообразовании была получена форма ἀνθρωποι ‘люди’ [им. пад. множ. ч.], а именно: флексия была заменена на флексию
ВопросЧто произойдет с местом и видом ударениея в этой форме?
ОтветОстрое ударение здесь сохраняется на третьем слоге от конца слова, так как при склонении дифтонг в конечном открытом слоге считается по исключению кратким: ἄνθρωποι

Типы древнегреческих слов по ударению

Слова, имеющие ударение, распределяются в древнегреческой грамматике по 5 типам слов в зависимости от места и вида ударения. Хотя это распределение древнегреческих слов традиционно и имеет классификационное значение, иногда оно оказывает помощь в изучении древнегреческого языка.

  • ὀξύτονον , oxytonon, оксю́тонон — слова с острым ударением на первом слоге от конца, например: ὀφθαλμός глаз , θεός бог ;
  • παροξύτονον , paroxytonon, пароксю́тонон — слова с острым ударением на втором слоге от конца, например: παρθένος дева , ὄχλος толпа ;
  • προπαροξύτονον , proparoxytonon, пропароксю́тонон — слова с острым ударением на третьем слоге от конца, например: ἄνθρωπος человек , σύμβολον символ ;
  • περισπώμενον , perispomenon, периспо́менон — слова с облеченным ударением на первом слоге от конца, например: φῶς свет , Ἀθηνᾶ Афина ;
  • προπερισπώμενον , properispomenon, пропериспо́менон — слова с облеченным ударением на втором слоге от конца, например: δῆμος народ , σῶμα тело ;

Древнегреческие слова, не имеющие ударения на первом слоге от конца, могут быть объединены в тип под названием βαρύτονον , barytonon, барю́тонон. Такое обобщение бывает иногда удобно при изложении некоторых разделов морфологии древнегреческого языка. Соответственно, из 5 вышеназванных типов словами βαρύτονον окажутся слова из всех типов, кроме ὀξύτονον и περισπώμενον .

Тяжелое ударение древнегреческого языка

Древнегреческие слова типа ὀξύτονον , то есть имеющие острое ударение на последнем слоге, в положении непосредственно перед другим словом, то есть не изолированно (как, например, в заголовке словарной статьи) и не перед знаком препинания, меняют острое ударение (акут) на тяжелое (тупое; accentus gravis; гравис).

Графически тяжелое ударение изображается как острое ударение, обращенное в другую сторону: φορός попутный , но φορὸς ἄνεμος попутный ветер .

Различие видов древнегреческого ударения

Считается, что в древнегреческом языке классической эпохи острым ударением обозначалось повышение тона, а тяжелым ударением — понижение тона. Облеченное ударение обозначало восходяще-нисходящую интонацию в пределах одного слога.

Это различие исчезло уже в древнегреческом языке первых веков христианской эры. В ныне существующей академической традиции чтения древнегреческих текстов различные виды ударения фонетически никак не различаются. Таким образом, различие ударений древнегреческого языка в современной практике — сугубо графическое.

Упражнение на правила древнегреческого ударения
[из «Книги упражнений в греческой этимологии» Эмилия Черного (М., 1888)]:

Поставить ударение на подчеркнутом слоге следующих древнегреческих слов:

πηκος, πηκοι, ως, ρος, ρου, ροι, ἐᾱ, ἐαι, στονυμι, τῐς, λωνος, ὠλεια, ὠφεᾱς, λοι, λοι, λοι, λοι, ἀσδος, κνηδος, ρους, ξιος, ἀᾳ, ξιαι, ἐθερος, κα, κα, κα, κα, γυμτης, γυμται, προτῃ, προται, κη, και, χη, χαι, νου, νοι, ποτα, ποτα, ποτα, νου, νοι, λος, λοι, λη [ῡ], λαι [ῡ], δων, δες, νον, νᾰ, νῳ, ὀ, ὀτος, φυδες.

🎬 Видео

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

РОДу - РОДным богамСкачать

РОДу - РОДным богам

По теме богов и КОРов, ударение на первое О. Праведы пишут о Самах.Скачать

По теме богов и КОРов, ударение на первое О. Праведы пишут о Самах.

Бог викингов: древнескандинавский культ ОдинаСкачать

Бог викингов: древнескандинавский культ Одина

Славянские боги #мифология #славяне #язычество #славянскаямифология #богиСкачать

Славянские боги #мифология #славяне #язычество #славянскаямифология #боги

Подпишись 😉 #зевс #греция #мифология #боги #озвучка #мифы #древняягреция #язычествоСкачать

Подпишись 😉 #зевс #греция #мифология #боги #озвучка #мифы #древняягреция #язычество

Послушайте! Как звучали Древние языки (Полная версия)Скачать

Послушайте! Как звучали Древние языки (Полная версия)
Поделиться или сохранить к себе: