- ИВРИТ
- Алфавит
- Особенности письма
- Литература
- Ударения в древнееврейском языке
- Еврейский язык и народ (гебраистика)
- История иврита и этапы его развития
- Палеоеврейский язык синайско-палестинских протоалфавитов (18–13 вв. до н.э.)
- Древнееврейский язык (библейский иврит 12–2 вв. до н. э.)
- Послебиблейский [мишнаитский] иврит (1 в. до н. э. — 2 в. н. э.)
- Развитие иврита эпохи рассеяния (3 — 19 вв. н.э.)
- Талмудический иврит (3–7 вв. н. э.)
- Средневековый иврит (8–18 вв. н. э.)
- Иврит эпохи Хаскалы (18–19 вв.)
- Современный иврит (с 1880-х гг. до наших дней)
- Статьи об иврите
- Курсы, самоучители и грамматики еврейского языка
- Сетевые словари и переводчики древнего и современного иврита
- Литература на иврите
- Библиотеки иудейской направленности
- Еврейские энциклопедии
- Литература по гебраистике
- 📺 Видео
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
ИВРИТ
Иври́т — (ивр. עִבְרִית — «еврейский язык») — группа родственных языков семитской ветви афразийской, или семито-хамитской, семьи языков, которые развились из библейского или классического иврита, также называемого древнееврейским языком [1].
В древности народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и молитвы, а также Откровения, ибо на нем говорил с израилитянами Сам Бог. В эпоху перед пришествием Христа, жители Иудеи говорили на арамейском, государственным языком был греческий, а к древнееврейскому (классическому ивриту) относились как к святому языку, на котором совершалось богослужение в Храме [2].
Лингвисты гебраисты различают следующие периоды развития Иврита:
- Классический иврит
- Библейский иврит
- Золотая эра иврита (1200 до Р.Х.–500 до Р.Х.)
- Серебряная эра иврита (500 до Р.Х.–60 до Р.Х.) – привносятся многочисленные заимствования из арамейского языка
- Мишнаитский иврит – подвергается влиянию греческого языка и фарси
- Библейский иврит
- Современный иврит – искусственно воссозданный в конце XIX– начале XX еврейскими переселенцами в Палестину язык. В настоящее время он является одним из официальных языков государства Израиль.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Алфавит
Буква (Начертание на конце слова [3]) – Название – Звук
- א— Аеф (не произносится) [4]
- ב, בּ — Бет – Б (В) [5]
- ג — Гимель – Г
- ד — Далет – Д
- ה — Хей – h
- ו — Вав – В (У, О)
- ז — Заин – З
- ח — Хет – Х
- ט — Тет – Т
- י — Йуд – Й (И)
- כ (ך) — Каф – К (Х) [6]
- ל — Ламед – Л
- מ (ם) — Мем – М
- נ (ן) — Нун – Н
- ס — Самех – С
- ע — Аин (не произносится) [4]
- פ (ף) — Пей – П (Ф) [7]
- צ (ץ) — Цади – Ц
- ק — Куф – К
- ר — Реш – Р
- שׂ שׁ — Шин – Ш (С)
- ת — Тав — Т
Видео:Древнегреческое ударениеСкачать
Особенности письма
Для иврита (также как для арабского, арамейского и некоторых других древних семитских языков), характерны следующие особенности письма:
- Тексты записываются справа налево («задом наперед» по сравнению с европейскими языками);
- В классическом иврите буквами передаются только согласные звуки, гласные угадываются читателем. В современной практике используется несколько систем подсказок – огласовок, которые помогают читателю восстановить пропущенные гласные звуки.
Существуют следующие системы огласовок:
- Полная огласовка – все гласные обозначены специальными значками — огласовками — над, под или сбоку от буквы. Полная огласовка применяется в текстах Библии, некоторых стихов и детских книг.
- Неогласованное письмо — огласовки не употребляются, но для обозначения гласных добавляются некоторые буквы. Это основной стиль современного иврита.
- Частичная огласовка — гибрид двух предыдущих стилей: добавочные буквы для обозначения гласных, а там, где и этого недостаточно — еще и огласовки. Применяется в сложных местах, где надо уточнить чтение слова или в текстах, рассчитанных на недостаточно хорошо владеющих ивритом читателей, например, в учебниках.
Видео:Ударения в ИВРИТЕ и Глаголы с особенами предлогамиСкачать
Литература
- «Очерки по истории иврита», профессора Хаима Рабина
- http://www.jafi.org.il/education/russian/Culture/Hebrew/index.html
- Несколько уроков современного иврита для русскоговорящих
- http://hebrus.narod.ru/
- Алфавит иврита, правила чтения и огласовок
- http://www.rjews.net/sifrut/ulpanet/
[1] Библейский иврит, классический иврит и древнееврейский язык — обычно взаимозаменяемы, однако термин древнееврейский язык является устаревшим
[3] В современном иврите некоторые буквы имеют другое начертание, когда они находятся, на конце слова.
[4] Произношение утрачено, в современном иврите произносятся как гортанные звуки (в сефардском варианте произношения, в ашкеназском — не произносятся).
[5] Буква Бет с точкой в середине произносится как «Б», а без точки — как «В».
[6] C точкой и в начале слова произносится как «К», без точки — «Х».
[7] C точкой и в начале слова произносится как «П», без точки — «Ф».
Видео:ГЛАВНОЕ ЗА 7 МИНУТ | Европа против ХАМАС | Евреи Индии мечтают об Израиле HEBREW SUBSСкачать
Ударения в древнееврейском языке
Краткий самоучитель древнееврейского языка
Древнееврейский язык относится к семитской группе языков, в которую входят также (финикийский, арамейский, арабский, и др.). В последствии греки заимствовали письмо у финикийцев, а уже от греческого алфавита произошли латиница и кириллица/глаголица. Письменность на еврейском языке является одной из первых на земле. Предполагается что первые тексты вошедшие в Ветхий завет были датированы 1200 г. до н.э. Первая же письменность на этом языке зародилась в середине II-го тысячелетия до н.э.
В силу того, что писали тогда преимущественно на камне путём выбивания знаков каким-либо заострённым предметом удерживаемым левой рукой и ударами молотка зажатого в правой руке – писать было проще не с лево на право, а с права на лево. При этом не было разделения на заглавные и строчные буквы. Также, учитывая несовершенство и сложность письма – выбивались только буквы соответствующие согласным звукам. Например, слово “Человек” при такой системе письма было бы записано как “КВЛЧ”, а слова “Дом”, “Дома”, “Дама” были бы записаны одним и тем же образом – “МД”. Навык же правильного чтения текстов передавался изустно.
С середины I тыс. н.э. еврейские учёные (масореты – от еврейского слова “масора”, что значит предание) стали обозначать гласные с помощью особых диакритических значков, проставленных в библейском тексте. Общепринятой стала Тивериадская система обозначения гласных, получившая своё имя от города Тиверии на берегу Геннисаретского озера, где жили наиболее известные масореты (VIII-X вв.).
До конца I в.н.э., как показывают свитки Мёртвого моря, разные рукописи Библии сильно отличались друг от друга. С конца I в.н.э. все еврейские общины, где бы они не находились, стали пользоваться списками Библии почти тождественными друг другу — по крайней мере в том, что касается согласных букв.
Когда в XVI в., под влиянием гуманизма и Реформации, среди ученых христианской Европы пробудился интерес к древнееврейскому языку, им пришлось столкнуться с серьёзной проблемой. Оказалось, что в разбросанных по всему миру еврейских общинах сложились непохожие друг на друга традиции чтения священных текстов. Доминировали в то время ашкеназская и сефардская. Основанное на сефардской традиции произношение древнееврейских звуков (Рейхлиновое чтение) стало общепринятым в европейских университетах. Эта же фонетика была положена и в основу фонетики возрождённого в XX в. иврита.
Обозначение согласных букв на письме (в скобках указывается вариант написания символа находящегося в конце слова):
Видео:7 советов для изучения древнееврейского языкаСкачать
Еврейский язык и народ (гебраистика)
Евреи (самоназвание — йегудим, идн) — народ. Численность 13,62 млн. человек (1992), в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле 4 млн., в Российской Федерации 551 тыс. человек (1992). Большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанском, арабском, персидском и др.). Верующие в основном иудаисты. В диаспоре сложилось деление на ашкеназов и сефардов. (БРЭ)
У различных групп иудеев имеются также следующие языки:
- Язык сефардов (евреев [Испании и] южной Европы)- Сефардский: относится к романской группе индоевропейских языков;
- Язык ашкеназов (евреев северной Европы) — Идиш: относится к германской группе индоевропейских языков;
- Язык эбраэли (евреев Грузии) — Киврули: относится к картвельской семье ностратических языков;
- Язык религиозная группа караимов и этноконфессионального сообщества крымчаков [Крым, Прибалтика] — Крымско-татарский: язык тюркской группы алтайских языков;
- Язык этноконфессионального сообщества горских евреев [Кавказ, Чечня. ] — Татский: язык иранской группы индоевропейских языков;
- Языки евреев Средней Азии [бухарских и др.] — также языки иранской группы индоевропейских языков [таджикский ?].
Разделы страницы о древних и современных еврейских языках западно-семитской языковой группы:
- История иврита и этапы его развития
- Палеоеврейский язык синайско-палестинских протоалфавитов (18–13 вв. до н.э.)
- Древнееврейский язык (библейский иврит 12–2 вв. до н.э.)
- Послебиблейский иврит (1 в. до н.э. — 2 в. н.э.)
- Развитие иврита эпохи рассеяния (3 — 19 вв. н.э.)
- Современный иврит (с 1880-х гг. до наших дней)
- Литература на иврите
- Литература по гебраистике (пока отсутствует)
Историю еврейского народа смотрите на странице о Древнем Ханаане.
Видео:Послушайте! Как звучали Древние языки (Полная версия)Скачать
История иврита и этапы его развития
Принято выделять следующие этапы развития иврита от древнего (ханаанского) к современному:
- [Гипотетический добиблейский период протоалфавитных надписей (8–13 вв. до н.э.) — И.Г.]
- Библейский период (XII — II вв. до н.э.) [от вторжения евреев в Ханаан до захвата Сирии римлянам]
- Послебиблейский период (I вв. до н.э. — II вв. н.э.)
- Древнееврейския язык эпохи Талмуда и Масоретов (III — V вв.)
- Средневековый иврит (X — XVIII вв.)
- Иврит эпохи Хаскалы (XIX в.?) [?]
- Иврит XX века [современный, воссозданный из древнего]
В этой схеме не учитываются эпохи евреев до завоевания Ханаана. Не исключено даже, что во времена Фарры и Авраама они говорили на шумерском или халдейском, а во времена Моисея — на древнеегипетском языках. И очень редко публикуется важная историческая тайна языка евреев: когда они вторглись в Ханаан и долго воевали с филистимлянами, пока их не победили, они говорили неизвестно на каком языке. А вот в результате этих самых тесных контактов с филистимлянами (не только военными) евреи постепенно перешли на язык этих самых филистимлян! Филистимляне тоже до своего вторжения в Ханаан из-за моря (как будто бы с Крита, как и вторгшиеся в Ливию на колесницах гараманты — возможно, тот же народ) после Троянской войны в результате катастрофы Бронзового века, говорили на своем собственном языке, и пока завоевывали Ханаан, перешли на ханаанский язык, сильно упростив его фонетику и, вероятно, грамматику. И вот такой «полусемитский» язык уже позаимствовали сами евреи. Поэтому в их алфавите и в алфавите родственных финикийцев (тех же евреев, только многобожников) букв меньше, чем в алфавите южносемитском. До всех этих катаклизмов сами ханаанеяне говорили, вероятно, на языке, близком угаритскому.
Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Палеоеврейский язык синайско-палестинских протоалфавитов (18–13 вв. до н.э.)
Гаршин И.К. (гипотеза автора сайта)
Предполагают, что на протоеврейском языке велись надписи протосинайским (18-15 вв. до н.э. — эпоха Авраама и «египетского плена», из 30 букв) и древнепалестинским (16-13 вв. до н.э., из 20 букв) письменами.
Консонантная система первого, вероятно, была много богаче (согласных было в полтора раза больше), приближаясь к южносемитскому языку, на котором делались надписи древнейеменским письмом. Судя по всему, этот «протосинайский» язык был предком ханаанской языковой ветви — протозападно-семитским языком. Его также можно назвать авраамическим — языком Авраама, т.к. от его сына Исмаила пошли северные арабы (аднаниты), а от Исаака — еврейские диалекты. Более богатый консонантизм протосинайского алфавита связан, возможно, с влиянием древнеегипетского языка либо с необходимостью записывать древнеегипетские слова. Не даром в Библии упоминается, что матерью Исмаила была египтянка, в его первой женой — тоже египтянка (по другой версии — джурхумка).
Видео:ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК ОТЛИЧАЛСЯ ОТ СОВРЕМЕННОГО ИВРИТА?Скачать
Древнееврейский язык (библейский иврит 12–2 вв. до н. э.)
Древнееврейский язык — наиболее известный из ханаанских языков, бывший живым разговорным языком на территории Палестины еще в первые века нашей эры. Он представлен следующими письменными памятниками:
- надписями на черепках, древнейшая из которых — Гезерский сельскохозяйственный календарь (X в. до н. э.). К этой же группе памятников относятся надписи из Гибеона, письмо из Мецад Хашавайяху (VII в. до н. э.) и Лахишский архив (около 600 г. до н.э);
- Силоамской строительной надписью (около 700 г. до н.э.);
- Библией. Древнейший библейский текст (песнь Деборы) датируется XIII-XII вв. до н.э., а наиболее поздние тексты — II-I вв. Памятники еврейского языка обнаружены также среди рукописей, найденных в Хирбет-Кумране и в прилегающих местностях. По-видимому, в первой половине I тысячелетия н.э. еврейский язык перестал употребляться как разговорный, продолжая, однако, оставаться языком литературы преимущественно религиозного содержания. В настоящее время в государстве Израиль проводится работа по возрождению древнееврейского языка как литературного и разговорного языка населения этого государства.
Основными языковыми памятниками этого периода являются книги Библии. Собственно говоря, в текстах Библии подлинным памятником библейского иврита является лишь буквенная часть (то есть прежде всего согласные), диакритические же знаки (נְקֻדּוֹת), передающие гласные и удвоение согласных, добавлены лишь в конце I тысячелетия н. э. Хотя передаваемая ими еврейская религиозная традиция чтения Библии восходит к произношению, преобладавшему в библейский период, она отражает также фонетические изменения (закономерные фонетические переходы) в иврите последующих эпох и потому не принадлежит к библейскому ивриту.
На иврите конца библейского периода написана также часть апокрифов (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), однако из них лишь немногие фрагменты дошли до нас в еврейском оригинале. К числу памятников библейского иврита относятся и немногочисленные надписи той эпохи. Самая древняя из них — календарь из Гезера, 10 в. до н. э.
В древности назывался ханаанейским языком либо обозначался по отдельным племенным говорам (например, «иудейский»). Язык оставался разговорным до первых веков н. э. Дальнейшая его стадия — так называемый мишнаитский еврейский (язык ранних частей Талмуда), для которого характерны лексические инновации, обилие арамеизмов, грецизмов, латинизмов и других заимствований, ряд изменений в морфологии и синтаксисе. Поскольку обязательная грамотность на Д. я. была одной из религиозных догм, активное владение им было широко распространено среди евреев в средние века и в новое время наряду с бытовыми языками (см. Идиш, Ладино). На Д. я. создана богатая религиозная, философская, научная и художественная литература. С течением времени Д. я. все более изменялся, и его современный «потомок» иврит должен рассматриваться как особый язык.
Являясь семитским языком так называемой средней ступени, Д. я., по сравнению с семитскими языками древней ступени, имеет сокращённую систему согласных фонем и дифтонгов, увеличенную систему гласных; он утратил падежную флексию [слегка пиджинизировался от смешения филистимлян с ханаанеями?], глагольная система перестроена.
В состав согласных входят лабиальные p, b, дентальные смычные t, t̥, d, сибилянты s, s̥, z, š, ś, велярные смычные k, q (вероятно, поствелярный), g, велярные фрикативы ḫ (графически совпадал с ḥ) и γ, фарингальные ḥ (графически совпадал ʕ), ʕ, аспирация h (частично ‑ā:ʼā̈räs̥ ‘земля’, ʻars̥‑ā ‘на землю’. Имеется определённый артикль ha- (
Видео:Практический курс древнееврейского языка Лекция 1Скачать
Послебиблейский [мишнаитский] иврит (1 в. до н. э. — 2 в. н. э.)
Основными памятниками иврита этого периода являются тексты свитков Мёртвого моря, Мишна, Тосефта и частично галахические мидраши. Если тексты свитков Мертвого моря в основном написаны на литературном языке, продолжающем традиции библейского иврита, то Мишна и Тосефта близки по языку к живой разговорной речи того времени и существенно отходят от норм библейского иврита.
В эту эпоху иврит начинает вытесняться из повседневного обихода арамейским языком — языком межэтнического общения в Передней Азии. Дольше всего иврит сохранялся в качестве разговорного языка в Иудее (до 2 в. н. э., а по некоторым данным, возможно, и до 4 в. н. э.), на севере же (в Галилее) вышел из разговорного употребления ранее, оставаясь лишь языком письменности и культуры.
Мишнаитский иврит отличается от библейского языка в синтаксисе (построение предложения, употребление глагольных времен и прочее), в морфологии (сложилась современная система трех времен глагола, появились притяжательные местоимения типа שֶׁלִּי [šεl’lī] `мой` и многие другие), в лексике (некоторые употребительные прежде слова сменились новыми, в иврит проникло немало заимствований из арамейского и греческого языков). Были, видимо, и фонетические изменения (особенно в гласных), но они не отражены в графике и потому скрыты от нас.
Видео:Почему русское ударение такое сложное?Скачать
Развитие иврита эпохи рассеяния (3 — 19 вв. н.э.)
После изгнания евреев со своей исторической родины в результате иудейских войн иврит перестал развиваться как разговорный язык, оставшись как классический язык Священного Писания. Но он продолжал развиваться, потому что им ограниченно паользовалась часть еврейства.
Талмудический иврит (3–7 вв. н. э.)
Перестав быть средством устного общения, иврит сохраняется как язык религии и письменности. Евреи говорят главным образом на диалектах арамейского языка: 1) на западном позднеарамейском в Палестине и 2) на одном из восточных позднеарамейских диалектов в Месопотамии. Под влиянием арамейских диалектов складываются три нормы произношения иврита (при чтении библейских и других текстов): одна в Месопотамии (вавилонское произношение) и две в Стране Израиля (тивериадское и так называемое «палестинское» произношения). Все три традиции произношения зафиксированы созданными в 7–9 вв. н. э. системами диакритических знаков огласовки (נְקוּדוֹת): вавилонской, тивериадской и палестинской. Наиболее подробная из них — тивериадская. Она со временем вытеснила из употребления остальные системы и применяется евреями до сих пор.
Иврит этой эпохи испытал значительное арамейское влияние также в лексике и в синтаксисе. Основными памятниками талмудического иврита являются ивритские части Гемары Вавилонского и Иерусалимского Талмудов и часть мидрашей. На рубеже этой и последующей эпох создаются первые произведения религиозной поэзии (Пиют).
Средневековый иврит (8–18 вв. н. э.)
Евреи, живущие в разных странах Европы, Азии и Северной Африки, продолжают активную литературную и культурную деятельность на иврите. Богатейшая еврейская средневековая литература на иврите охватывает обширную тематику и разнообразна по жанрам: религиозная поэзия (пиют), светская поэзия (достигшая расцвета в творчестве испано-еврейских поэтов 10–13 вв.), нравоучительные рассказы, переводная проза (например школа Ибн Тиббонов в 12–15 вв.; см. Тиббониды), научная литература (лингвистическая, философская, географическая, историческая, математическая, медицинская), комментарии к Библии и Талмуду (например, Раши), юридическая литература, богословие, каббалистическая литература и прочее (см. Шломо Ибн Габирол; Иехуда ха-Леви; Каббала; Маймонид; Респонсы; Философия).
Новая тематика и новые жанры литературы связаны с обогащением лексики. Лексика иврита обогащается за счет словообразования (словопроизводство посредством еврейских аффиксов и моделей от еврейских и арамейских корней, словообразование по аналогии), заимствований (главным образом из арамейского языка), калек (по образцу арабского литературного языка, а позднее — европейских языков), семантических изменений слов и развития фразеологии. Развивается и усложняется также синтаксис. В странах галута иврит испытывает влияние языков повседневного общения (средневерхненемецкого языка и происходящего из него языка идиш, староиспанского и происходящего из него джудесмо (см. еврейско-испанский язык), диалектов арабского, арамейского, персидского и других языков) и фонетически эволюционирует вместе с эволюцией этих языков и их диалектов. Так, в соответствии с развитием средневерхненемецкого ō в ow в западных диалектах идиш (Германия), в oj в центральных диалектах (Польша, Украина, Румыния), в ej в северных диалектах (Литва, Белоруссия): grōs `большой` > западный идиш — grows, центральный идиш — grojs, северный идиш — grejs, древнееврейское ō испытывает ту же эволюцию: עוֹלָם [‘o’lām] `мир (свет)` > ‘owlem, ‘ojlem, ejlem.
Так сложились существующие и поныне традиционные системы ивритского произношения (чтения текстов) у различных еврейских общин: ашкеназская (в Центральной и Восточной Европе), сефардская (у выходцев из Испании), йеменская, багдадская, северо-африканская, новоарамейская (у евреев Иранского Азербайджана и Курдистана, говорящих на современных арамейских диалектах), персидская, бухарская (Средняя Азия), татская (на востоке Кавказа), грузинская и другие.
Иврит эпохи Хаскалы (18–19 вв.)
Литераторы и просветители Хаскалы ввели иврит в орбиту современной европейской культуры. Иврит становится языком художественной литературы современных жанров (в том числе роман и драма) и современной тематики, языком публицистики, литературной критики, науки современного типа. Писатели Хаскалы стремились очистить иврит от средневековых напластований и отмежеваться от языка раввинистической литературы. Часть из них (Н. Г. Вессели, А. Мапу, К. Шульман, И. Эртер и другие) стояли на позициях крайнего пуризма, стремясь писать на чисто библейском иврите, что чрезвычайно ограничивало лексические ресурсы языка и при попытках обозначить предметы, не упомянутые в Библии, заставляло писателей прибегать к громоздким описательным оборотам. Так появился в иврите так называемый «высокопарный стиль» (סִגְנוֹן מְלִיצִי) , нередко трудный для понимания.
Другие писатели Хаскалы, хотя и ориентировались преимущественно на лексику библейского иврита, применяли в необходимых случаях и слова из послебиблейской, талмудической и средневековой литературы (например, средневековые медицинские термины שִׁעוּל [ši’ul] `кашель` и מַזְלֶפֶת [maz’lefet] `шприц`, возрожденные просветителем Менахемом Мендлом Лефином в 1789 г.), а нередко и создавали новые слова, требующиеся для выражения понятий современной жизни. Некоторые из этих неологизмов сохранились и в современном иврите, например כְּתֹבֶת [‘ktovet] в значении `надпись` и `адрес`, רְהִיטִים [Rehi’tim] в значении `мебель`, הִתְקָרְרוּת [hitkaRe’Rut] в значении `простуда` (неологизмы М. А. Гинцбурга, 1795–1846), חֹקֶן [‘xoken] `клизма`, בְּחִילָה [bxi’la] `тошнота` (неологизмы М. Лефина, конец 18 в.). Творчество виднейших писателей, просветителей и публицистов Хаскалы (например, Ш. Д. Луццатто, И. Л. Гордона, П. Смоленскина) способствовало модернизации и обогащению иврита.
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Современный иврит (с 1880-х гг. до наших дней)
«Стоит захотеть, и это перестанет быть фантазией» (Теодор Герцль)
Зачинателем современного иврита можно считать Менделе Мохер Сфарима. В произведениях, написанных после 1886 г., он создает новую стилистическую систему, основанную на использовании языковых богатств всех эпох истории иврита. Применение слов и оборотов Мишны, Гемары, мидрашей, Раши и молитв создает впечатление простого (как бы разговорного) стиля, ибо в сознании читателя того времени такие слова и обороты ассоциировались с местечком и разговорным языком (так как именно к этим источникам восходит ивритско-арамейский компонент языка идиш, пословицы, поговорки и крылатые слова, которыми была пересыпана речь местечкового еврея). Этот простой стиль мог быть противопоставлен более высокому и поэтическому (использующему, например, лексику библейских пророков и ассоциируемому с литературой Хаскалы). Таким образом преодолевалась стилистическая одноплановость иврита и расширялись его языковые ресурсы. Творчество Менделе и последующих писателей (Ахад ха-‘Ам, Х. Н. Бялик и другие) приблизило иврит к жизни и оказало большое влияние на дальнейшее развитие языка (см. Иврит новая литература).
На рубеже 19 в. и 20 в. происходит беспрецедентное в истории языков событие — возрождение мертвого древнего языка. Мертвыми принято считать языки, которые не служат для повседневного устного общения и ни для кого не являются родными, даже если эти языки (как латынь в средние века и санскрит в 1–2 тыс. н. э.) и продолжают использоваться в письменности, культе и литературном творчестве. Возрождение мертвых языков в истории не наблюдалось и считалось немыслимым. И тем не менее мертвый язык, который называли древнееврейским, возродился в качестве естественного живого языка — языка повседневного общения целого народа.
Пионером возрождения иврита был Эли‘эзер Бен-Иехуда. Приехав в Иерусалим в 1881 г., он начал интенсивную пропаганду возрождения разговорного иврита как составной части духовного возрождения нации. Его пропагандистская и издательская деятельность, его словари иврита (карманный и полный многотомный) и его личный пример (в семье Бен-Иехуды говорили только на иврите, и его старший сын был первым ребенком, родным языком которого стал иврит) сыграли первостепенную роль в превращении иврита в язык повседневного устного общения. Инициатива Бен-Иехуды и его сподвижников была поддержана еврейскими репатриантами первой и второй алии. Самым существенным фактором возрождения иврита оказались школы в еврейских сельскохозяйственных поселениях, где языком обучения и общения служил иврит. Воспитанники этих школ в дальнейшем говорили на иврите в своих семьях, и для их детей иврит уже был родным языком.
Э. Бен-Иехуда и возглавляемый им с 1890 г. Комитет языка иврит (Ва‘ад ха-лашон ха-‘иврит, וַעַד הַלָּשׁוֹן הָעִבְרִית) проводили большую работу по созданию недостающих языку слов (главным образом путем использования ивритских и арамейских корней и ивритских словообразовательных моделей) и по нормированию языка. Эту работу продолжает созданная в 1953 г. (на базе Комитета языка иврит) Академия языка иврит.
По мнению Бен-Иехуды, фонетика возрожденного иврита должна была базироваться на сефардском произношении (то есть на произношении выходцев из Испании и восточных стран). Основание для такого выбора — в том, что сефардское произношение ближе ашкеназского (центрально- и восточноевропейского) к древнему произношению иврита, точнее — к тому условно-школьному чтению, которое принято в европейских университетах и христианских семинариях при изучении библейского иврита.
Сефардское произношение сохранило также древнее место ударения в слове, тогда как в ашкеназском произношении в конечноударных словах и формах ударение обычно сдвинуто на предпоследний слог: יָתוֹם `сирота` (библейское jā’tōm) в сефардском и университетско-семинаристском произношении звучит ja’tom, а в ашкеназском — ‘josejm и ‘jusojm. Сефардское произношение воспринималось поэтому как более близкое к исконному, а ашкеназское — как испорченное, ассоциируемое с галутом и потому неприемлемое.
И действительно, в указанных выше отношениях (судьба תֿ, холама, цере, камаца и ударения) возрожденный иврит сходен с сефардским произношением. Однако почти во всем остальном обычная фонетическая норма современного иврита оказалась близка к языку идиш: гортанные ע [‘] и ח [ḥ̣] как особые фонемы исчезли (вопреки усилиям Бен-Иехуды и пуристов), ר реализуется как увулярное (грассирующее) R, гласный шва первого слога пал (а не дал e, как в восточном и сефардском произношении): דְּבַשׁ `мед` — ‘dvaš, а не de’vaš, интонация в иврите очень близка к интонации идиш. Фонетику современного иврита можно примерно охарактеризовать как «сефардский иврит с ашкеназским акцентом». Причина ясна: большинство иммигрантов первой половины 20 в. приезжало из России, из Восточной и Центральной Европы, и их родным языком был главным образом идиш (или немецкий язык).
В 3–19 вв. н. э., когда иврит был лишь языком письменности и культуры, его эволюция следовала закономерностям исторического изменения мертвых языков, функционирующих как языки культуры — таких, как средневековая латынь, классический и буддийский санскрит: грамматические формы слов законсервированы (изменения могут касаться лишь степени их употребительности и семантического наполнения грамматических категорий), фонетические изменения — лишь проекция фонетической истории разговорных языков-субстратов, и только лексика развивается относительно свободно: она пополняется новыми лексическими единицами за счет словообразования, заимствования из других языков и семантического изменения слов; может происходить борьба синонимов, выход слов из употребления и т. п.
После возрождения иврита как разговорного языка картина резко изменилась. Как и во всяком живом языке, в иврите происходят автономные (то есть не зависящие от влияния других языков) фонетические изменения, зарождающиеся в просторечии или в речи молодежи и затем распространяющиеся на все более широкие слои населения. Именно такой характер носит, например, ослабление и полное исчезновение h, особенно в начале слова: aši’uR it’xil вместо hašI’uR hit’xil (הַשִׁעוּר הִתְחִיל) `урок начался`. Изменения в морфологии касаются теперь и грамматических форм слова: на месте ktav’tem (כְּתַבְתֶּם) `вы написали` в разговорном иврите произносят ka’tavtem (по аналогии с другими формами в парадигме прошедшего времени: ka’tavti `я написал`, ka’tavta `ты написал`, ka’tavnu `мы написали` и т. д.).
Как и во всяком живом языке, подобные изменения морфологии возникают первоначально в просторечии и в речи детей, а затем могут проникнуть и в разговорную норму (как приведенный пример) либо остаться достоянием просторечия (как форма ha’zoti `эта` при литературном и нейтрально-разговорном ha’zot (הַזֹּאת). Да и в развитии лексики появились новые процессы: наряду с новообразованиями, возникающими в письменной речи писателей, журналистов, ученых и юристов или декретируемых Академией языка иврит, есть много новообразований, зарождающихся в просторечии или сленге и оттуда проникающих в общеразговорную норму, а иногда и в литературный язык: מְצֻבְרָח [mecuv’Rax] `расстроенный` было вначале шуточным сленговым неологизмом, произведенным по модели meCuC’CaC (причастие пассивной породы pu’‘al от четырехсогласных глаголов) от מַצַּב רוּחַ [ma’cav-‘Ruax] `состояние духа, настроение` (в просторечии `плохое настроение`). Комичность неологизма — в том, что причастие образовано от словосочетания и начальное m- производящей основы одновременно служит префиксом причастия. Однако сейчас слово утратило свой комизм и сленговый характер и стало общеразговорным; оно довольно широко применяется в художественной литературе. От него производятся новые слова: הִצְטַבְרֵחַ [hictav’Reax] `(он) расстроился`.
Самый удачный проект построения искусственного языка — это создание иврита — живого языка для динамичной, современной нации на основе письменного иврита. Иврит перестал быть разговорным языком приблизительно со II века до нашей эры. Следующие 18 столетий иврит служил письменным языком богословских и научных текстов. Распространенным разговорным языком для евреев стал идиш и, в меньшей степени, ладино.
В XIX веке политический проект еврейской государственности потребовал создание общепризнанного национального языка. Иврит был реконструирован как разговорный язык. Прежде всего, потребовалось разработать новую фонетику и ввести лексику для обозначения понятий, которые отсутствовали в библейском иврите. Кроме того, на новый язык накладывалось требование относительной легкости изучения для евреев.
Иврит своим возрождением по большей части обязан Илизару бен Иегуде (Э. Перельману, 1857–1922), который на протяжении многих лет работал над своим Полным еврейским лексиконом (Lexicon totius hebraitatis), включающим слова из всех периодов развития иврита, а также новые слова для современного употребления.
Иврит имеет 2 главных диалекта: израильский и йеменский.
Статьи об иврите
Иврит, или древнееврейский язык, долго считавшийся мертвым, своим возрождением по большей части обязан Илизару бен Иегуде (Э. Перельману, 1857–1922), который на протяжении многих лет работал над своим Полным еврейским лексиконом (Lexicon totius hebraitatis), включающим слова из всех периодов развития иврита, а также новые слова для современного употребления.
Современный иврит был основан на библейском иврите, а не создан с нуля, и претерпел значительные изменения с момента создания государства Израиль в 1948 году. Тем не менее, лингвист Гилад Цукерман утверждает, что современный иврит, который он называет «Israeli», является семито-европейским гибридом и основывается не только на древнем иврите, но и на идише (Yiddish) и других языках, на которых говорят последователи движения за религиозное возрождение. Поэтому Цукерман одобряет перевод еврейской Библии на тот язык, который он называет «Israeli».
Курсы, самоучители и грамматики еврейского языка
- Hebrus — иврит, и не только
- «Знать иврит»
- Иврит через мозг (со ссылками)
- Иврит для начинающих. Азбука иврита.
Сетевые словари и переводчики древнего и современного иврита
- IRIS — Иврит-русский компьютерный онлайн-словарь. Большой иврит-русско-ивритский словарь д-ра Баруха подольского. И другие программы [!]
- Hebrew English Dictionary on Babylon
Видео:ּИВРИТ БЕЗ АКЦЕНТА: согласные и ударенияСкачать
Литература на иврите
Иудейские священные тексты можете найти на странице по иудаизму.
Библиотеки иудейской направленности
- Библиотека древней и современной иудейской литературы.
- Большая библиотека еврейских книг.
- Проект «Sem40» — писатели и поэты на Центральном Еврейском Ресурсе.
Еврейские энциклопедии
Видео:8. Древнееврейский язык. Урок 8Скачать
Литература по гебраистике
- Троицкий И. Г., Грамматика еврейского языка, 2 изд., СПБ, 1908.
- Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967.
- Gesenius W., Hebräische Grammatik, 28 Aufl., Lpz., 1909.
- Gesenius W., bearb. und verfasst von G. Bergsträsser, Bd 1—2, 29 Aufl., Lpz., 1918—29.
- Bauer H., Leander P., Historische Grammatik der hebräischen Sprache des Alten Testamentes, Bd 1, Lfg. 1—3, Halle, 1918—22.
- Beer G., Meyer R., Hebräische Grammatik, Bd 1—2, 2 Aufl., B., 1952—1955.
- Brockelmann C., Hebräische Syntax, Neukirchen, 1956.
- Gesenius W., Buhl F., Hebräisches und aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament, 17 Aufl., [B., 1933].
- Ben Jehūdhāh E., Thesaurus totius hebraitatis, v. 1—17, Jerusalem — B., 1908—1940.
- Joüon, Paul and T. Muraoka. A Grammar of Biblical Hebrew. Subsidia Biblica 27. Roma: Pontificio Istituto Biblico, 2006.
- Klein E. A comprehensive etymological dictionary of the Hebrew language for readers of English. New Jork–London, 1987.
- Köhler L., Baumgartner W., Lexicon in Veteris Testamenti libros, Leiden, 1953; Suppl., Leiden, 1958.
- Segal M. H., A grammar of Mishnaic Hebrew, Oxf., 1927.
- Steiner, R. C. 1997 Ancient Hebrew. In The Semitic languages (ed. R. Hetzron), pp. 145–173. London, UK: Routledge.
📺 Видео
С. Мигдаль: Иран наглеет на глазах. Удары по хуситам. Почему ЦАХАЛ "топчется" в Газе?Скачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Почему у евреев 2 языка ?Скачать
В чем разница между идишем и ивритом | Понимание двух еврейских языковСкачать
9. Древнееврейский язык. Урок 9Скачать
Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать