- Конспект урока по русскому языку (родному языку)на тему «Постоянное и подвижное ударение в именах существительных» (4 класс)
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Правила постановки ударений.
- План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением». план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- (Каленчук М. Л. , Чуракова Н.А., Байкова Т.А..
- Русский язык 3 класс 3ч. Стр. 41-42)
- Предварительный просмотр:
- 💥 Видео
Видео:Существительные с подвижным ударениемСкачать
Конспект урока по русскому языку (родному языку)на тему «Постоянное и подвижное ударение в именах существительных» (4 класс)
Видео:Ударение в существительныхСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 19 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ПЕТРОВИЧА МЫТАРЕВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА»
Урок родного (русского) языка в 4 классе на тему:
« Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, прилагательных, глаголах. Ударение как маркёр смысла слова »
Разработан и проведён
учителем начальных классов, Фроловой Светланой Юрьевной
План-конспект урока русского родного (русского) языка в 4 классе
Тема. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, прилагательных, глаголах. Ударение как маркёр смысла слова.
Предметные: владеть знаниями об омографах, знакомить учащихся с подвижным и неподвижным ударением в словах ;
Метапредметные: регулятивные: определять цель деятельности на уроке;
Познавательные: формировать умения ставить ударения в словах;
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать речь других;
Личностные: формировать познавательную инициативу в оказании помощи своим одноклассникам.
Актуализация опорных знаний. С лайд 2, 3.
Расшифруйте анаграмму : РЕУДНИАЕ
Что такое ударение? Как выделяем ударение на письме, в разговорной речи?
Что значит подвижное ударение? Неподвижное ударение?
товАрищ, товАрищу, товАрищем.
больнОй, больнОму, больнЫе.
вИжу, вИдишь, вИдит.
веслО –вЁсла, зернО – зЁрна, гОрод – городА, слОво — словА
Постановка темы и цели урока. Слайд 6.
Особенности подвижного и неподвижного ударения. Работа по карточкам.
Ударение указывает на форму слова.
Определите особенность ударения, по аналогии поставьте ударение в других словах.
БЫл, бЫло, бЫли – былА
Ткал, ткали – ткала
Врал, врали – врала
Брал, брали – брала
нОвый –новЕе –новЕй
Неподвижное ударение (всегда ударное окончание)
звонИте, солИте, сидИте, летИте, велИте, молчИте.
Как правильно произносится слово звонить?
У тебя звонит телефон.
Ты мне сегодня позвонишь?
Вы мне позвоните завтра.
Внимательно прочитайте группы слов и расставьте в них ударения.
-Какой вывод сделаем?
V. Усвоение новых знаний.
В русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся
по — разному, соответственно ударение падает на разные слоги. Такие слова называют «омографы»
VΙ. Закрепление новых знаний. Слайд
Прочитать о словах разнообразных, одинаковых, но разных.
Мне слово чУдно
Поставил ударение на О,
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились
Ест Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
Задание 3. Прочитать предложения, соблюдая орфоэпические нормы. Списать и расставить ударения в омографах.
Уже и река стала уже, и солнце село, а село далеко.2) Этот звонок звонок. 3) Без проволочки натянул монтёр проволочку.4) Огромное пугало всех пугало. 5) Семена гвоздики похожи на гвоздики. 6) Замок закрыт на замок. 7) На кустах уселись сорок пёстрых скачущих сорок. 8) Дорога на родину всегда дорога. 9) Сорваться в пропасть – значит пропасть. 10) Потом он, обливаясь от жары потом, снова принялся за работу.
Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку осмотрел врач. Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
VΙI. Итог урока. Слайд
-Что нового узнали на уроке?
-Какие слова называются омографами?
Составить синквей к этой теме.
Пишутся, произносятся, употребляются
Ударение падает на разные слоги
VΙΙΙ. Домашнее задание.
Выписать с любого источника 4 предложения с омографами.
Списать текст с карточки № 3. Поставит ударение у слов омографов.
1.Внимательно прочитайте группы слов и расставьте в них ударения.
2.Прочитать о словах разнообразных, одинаковых, но разных. Выписать омографы.
Мне слово чУдно
Поставил ударение на О,
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились
Ест Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
3.Прочитать предложения, соблюдая орфоэпические нормы. Списать и расставить ударения в омографах.
Уже и река стала уже, и солнце село, а село далеко.2) Этот звонок звонок. 3) Без проволочки натянул монтёр проволочку.4) Огромное пугало всех пугало. 5) Семена гвоздики похожи на гвоздики. 6) Замок закрыт на замок. 7) На кустах уселись сорок пёстрых скачущих сорок. 8) Дорога на родину всегда дорога. 9) Сорваться в пропасть – значит пропасть. 10) Потом он, обливаясь от жары потом, снова принялся за работу.
4.Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили . Я мою руки. Мою руку осмотрел врач. Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка. Солнце село за село . Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Внимательно прочитайте группы слов и расставьте в них ударения.
2.Прочитать о словах разнообразных, одинаковых, но разных. Выписать омографы.
Мне слово чУдно
Поставил ударение на О,
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились
Ест Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
3.Прочитать предложения, соблюдая орфоэпические нормы. Списать и расставить ударения в омографах.
Уж е и река стала у же, и солнце с е ло, а сел о далеко.2) Этот звон о к зв о нок. 3) Без провол о чки натянул монтёр пр о волочку.4) Огромное п у гало всех пуг а ло. 5) Семена гвозд и ки похожи на гв о здики. 6) З а мок закрыт на зам о к. 7) На кустах уселись с о рок пёстрых скачущих сор о к. 8) Дор о га на родину всегда дорог а . 9) Сорваться в пр о пасть – значит проп а сть. 10) Пот о м он, обливаясь от жары п о том, снова принялся за работу.
4.Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пиꜝли ключевую воду. Возьми пилуꜝ и пилиꜝ . Я моꜝю руки. Моюꜝ руку осмотрел врач. Ребёнок стоиꜝт на ногах. Стоꜝит посмотреть этот фильм. Наташа выходиꜝла из зала. Мать выхоꜝдила больного ребёнка. Солнце сеꜝло за селоꜝ . Заꜝмок был закрыт на замоꜝк. Семена гвоздиꜝки похожи на гвоꜝздики.
БЫл, бЫло, бЫли – былА
Ткал, ткали – ткала
Врал, врали – врала
Брал, брали – брала
нОвый –новЕе –новЕй
(всегда ударное окончание)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 958 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 337 человек из 65 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1014 человек из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Фролова Светлана ЮрьевнаНаписать 1535 17.08.2020
Номер материала: ДБ-1271296
- 17.08.2020 0
- 16.08.2020 0
- 16.08.2020 0
- 16.08.2020 0
- 16.08.2020 0
- 16.08.2020 0
- 16.08.2020 0
- 15.08.2020 0
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Ударения в существительных на -ота. ЕГЭ. Задание 4Скачать
Правила постановки ударений.
К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.
2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.
3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.
4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.
5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловами дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока русского языка | 28.85 КБ |
Технологическая карта урока | 20.7 КБ |
Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
Предварительный просмотр:
Оценка за урок:__________
урока русского языка,
проведенного в 3 «В» классе
Конспект урока русского языка
УМК: «Перспективная начальная школа», 3 класс
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
(Каленчук М. Л. , Чуракова Н.А., Байкова Т.А..
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Русский язык 3 класс 3ч. Стр. 41-42)
Место : МАОУ Гимназия № 2
Целевой компонент урока:
Тема урока : «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных .
Образовательные: познакомиться с подвижным и неподвижным ударением в существительных, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать суть задания, учить выполнять задания, помочь понять роль ударения в слове.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Здоровье сберегающие : соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Личностные: установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий : способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: дать понятие о том, что ударение в существительных бывает подвижным и неподвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадь.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске.
(Дети записывают в столбик отгадки на доске).
- Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь?
- Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: тук-тук-тук!
- Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
- Есть пескарь, карась, уклейка,
Угорь, вобла и плотва.
Но назвать ты нам сумей-ка
Одним словом все слова.
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
- Есть немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
- Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
- Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде, чем отправить в рот,
Полоскает их .
У: Найдите лишнее слово.
О: Лишнее слово — ель.
У: Почему его выделили?
О: Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.
У: На какие группы можно разбить животных?
О: Домашние и дикие.
У: Какой вопрос задаём к одушевлённым предметам? К неодушевлённым предметам?
У: Правильно! Ребята! В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.
О: Тема нашего урока — ударение.
У: Сегодня на уроке мы будем определять подвижное и неподвижное ударении в существительных.
У: Кто может сказать, что такое ударение?
О: Ударение — выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение.
У: Молодцы! Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.
О: Сегодня на уроке мы познакомимся с подвижным и неподвижным ударении в существительных.
III. Открытие новых умений, знаний.
- Работа с учебником (стр.41, упр.40).
Спиши текст. Определи падеж выделенных слов. Выпиши подчёркнутое слово. Определи его число и падеж. Рядом напиши это слово в форме Р.п. ед.ч. Поставь знак, которым отличаются эти формы.
У: В какой орфограмме пропущена буква?
У: как мы можем проверить эту букву в слове?
Летние грозы проходят над землёй (Т.п.) и падают за горизонт (В.п.). Молнии то с размаху бьют в землю (В.п.) прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах (П.п.).
Радугасверкает над сырой далью (Т.п.). Гром перекатывается , грохочет , ворчит , рокочет , встряхивает землю (В.п.).
грóзы (мн.ч., И.п.) – грозы́ (Р.п., ед.ч.).
Две формы одного и того же слова отличаются (местом ударения).
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. — стоя, руки вдоль туловища.
1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс,
3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо,
5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх,
7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо,
10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс,
13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз.
Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.
V.Открытие новых умений, знаний (продолжение).
Работа с учебником (стр. 42. упр. 41 ).
У: Чем различаются примеры в 1-м и во 2-м столбиках?
О: Сравнивая между собой столбики на плакате, мы можем видеть, что в 1-м столбике приведены примеры слов с подвижным ударением, а во 2-м – с неподвижным.
У: А чем различаются примеры внутри 1-гостолбика?
О: В 1-м столбике в 1-й строке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание (на последний слог).
Во 2-й строке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание существительного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на первый слог).
У: А чем различаются примеры внутри 2-го столбика.
О: Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на окончание (на последний слог).
- Работа с учебником (стр. 42, упр.42).