- Прочитайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы.
- Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики» презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Значение слова « Желчный »
- В словаре Ожегова
- В словаре Ефремовой
- В словаре Д.Н. Ушакова
- В словаре Синонимов
- В словаре Синонимов 2
- В словаре Синонимы 4
- 📸 Видео
Видео:Удалили желчный. ТОШНОТА, ГОРЕЧЬ во РТУ, ДИАРЕЯ, РЕФЛЮКС?Скачать
Прочитайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы.
ЖЁлчный (доп. жЕлчный) старик из 56-й квартиры, бывший столЯр и завсегдАтай шахматного клуба, ранним Августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровОд старую тУфлю с явным намЕрением разбудить весь дом. Он давно вёл тЯжбу с жильцами дома и всего квартАла, и каждый квартАл составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. СоглядАтай старика, избалОванный ветчиной кот, знавший толк в гастронОмии, ходил по водосточному жЁлобу, а потом перешёл по перекинутой жЁрдочке на крышу соседнего дома.
Какая корЫсть старику бряцАть железом по утрам под дверями соседей? Он делает это просто так. НазлО. Ему было, например, завИдно, что к коммивояжЁру из 55-й квартиры приходит в гости танцОвщица из кабаре, а у экспЕрта этажом ниже нет отбоя от клиентов. На самом деле, он и не экспЕрт вовсе, а знАхарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный доЯр, активно продает слИвовый сок, объясняя это тем, что слива у тёщи в саду обильно плодонОсит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишнёвой диете, но вид у неё далеко не заморЁнный. Дрессировщик из 50-й держит дома сЕтчатого питона, кормит эту нечисть твОрогОм. (Старик запАмятовал: у дрессировщика не питон, а гюрзА. И потчует её он хлебом, нарезанным толстыми ломтЯми и пОлитым (доп. полИтым) оливковым маслом. (ЛомОть хлеба — на неделю).
Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирУет дверь, закУпоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогает ни сбор подписей под ходАтайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы увЕдомили управдома Арину Савви[ШН]у, но та принялАсторону старика. Когда же наступит конец мытАрствам жильцов? Кто облегчИт их жизнь?
24. ТЕрпящий капризы избалованных клиентов, прозорлИвый бАрмен ЖорЕс стоял у стола и мастерскИ протирал фарфОр. В этих стенАх он работал ни один год. У него был фетИш – цепОчки и брелОки, которые иногда оставляли забывчивые посетители, большинство из которых были хОлеными (допуст. холЁными) высокообеспЕченными мужчинами, потому что имели деловую смЁтку. Они не знали счёта деньгАм и носили мАльчикОвые или подрОсткОвые стрижки. Им хотелось, чтобы на них обратили внимание танцОвщицы, которым они рассказывали побасЁнки о том, что ищут одну-единственную, и готовы были предложить девушкам свою опЕку. Все это выглядело как афЕра. БрЮшкО выдавало их возраст и, хотя некоторые из них были хорошо сложЁнными, но не выглядели при этом ни атлЕтами, ни гренадЕрами.
Наблюдая за всем этим жизненным хАосом, бАрмен проявлял хОлодность к таким клиентам, ведь по вере он был христианИном и отвергал случайные связи, но свой фетИш грехОм не считал. За истЕкший год все его силы так исчЕрпала обыдЁнщина, что свою работу он рассматривал как досУг. Ему хотелось заниматься чем-то более серьезным, например, иметь высокопоставленную должность, подписывать докумЕнты, заключать договОры, заниматься дипломАтией или мАркетингом, пАмятуя о том, что в меБЛирОванной квартире его ждали молодая жена и новорождЁнный сын, которые нуждались в обеспЕчении. Нужно было облегчИть жизнь и престарелым родителям, которые хотя и были записаны в домОвой книге, но жили в деревне, так как получали мИзЕрную пенсию.
БоЯзнь и тревога за свою семью не покидали ЖорЕса, душа его кровоточИла. Он часто думал о деньгАх, но это не была корЫсть. Ему было, с одной стороны, завИдно смотреть на всех этих людей, безУдержных в своих чувствах и тратах, он хотел быть похожим на них хоть малую толИку, а с другой стороны, совестно за такое желание. Его изводила совесть (наш внутренний духовнИк), можно сказать, ела поедОм.
Чтобы обеспечить семью, он даже продал любимую тунИку слИвового цвета, подаренную его хорошим другом, хотя и еретикОм. Даже приданое жены, а именно: дорогие прОстыни, бронзовый подсве[ШН и ЧН]ик, гофрирОванный тюль, фамильную пиалУ — все пришлось продать. Но все срЕдства иссякли, ситуация превратилась в гОрдиев узел. И все же бАрмен продолжал надеяться на помощь своего назвАного брата с редким именем АлексИй, который работал юриСКонсультом в успешных Отраслях Ямало-НЕнецкого автономного округа, представлявшегося ЖорЕсу землёй обетовАнной. Предприятие АлексИя было крупнейшим поставщикОм оборудования для нефтепровОдов и газопроводов. АлексИй давно звал его к себе, но с условием, если ЖорЕс окончит языковЫе курсы.
Наконец, ЖорЕс принял решение уйти с работы. Он увЕдомил о своем решении владелицу бара, которая вела прием только по срЕдАм. Бросив недоумЕнный взгляд, хозяйка все-таки согласилась отпустить его и пожелала ему всеми доступными срЕдствами добиваться цели. Это прозвучало как блАговест и показалось ему хорошим знАмением того, что он делает все правильно. Он знал, что на его нелегком пути ему помогут вера в людей и вЕрования истинного христианИна.
25. Я началА новую жизнь! То все грЕнкИ да крепчАйший кофе. Бегу в кулинАрию, составила каталОг покупок: кЕтА, кАмбала, языкОвая колбаса, грейПФРуты, твОрОг. Еще не забыть свЁклу для салата. Холодильник теперь что твоя кладовАя! ГазирОванной воды взять или трехлитровую слИвового компота откУпорить? А может, грУшевого? Да, мы становимся избалОванными. Вот тОрты. Такой большой выбор тОртов! С кремом купить или глазирОванный?
— Возьми вот этот, он красИвее.
— Да, он украшен мастерскИ!
— В прошлом квартАле такого изобилия у них не было. Это отдел, занЯвший первое место, их премировАли каждого 2 375 руб. (двумя тысячами тремястами семьюдесятью пятью рублями).
— А мне претИт, когда склоняют такие числительные, хотя я, о чем бы ни началА говорить, закончу обязательно дискуссией о деньгАх, материальные срЕдства Исподволь мозги компостИруют, а с мИзЕрными нашими зарплатами любой разговор усугубЯт и испортят. Ты позвонИшь завтра?
— Да, но утром надо не забыть составить договОр и ходАтайство, потом совещание о поддержке сирОт в кОлледже, одной девИце на придАное новорождЁнному собираем, комиссия по углублЁнному изучению – не поняла только чего…
— А я понялА. Без тЕфтелей и пельменей с этим не справишься. Бетховен, кстати, к третьей части трио поставил эпиграфом: «Прежде чем начАть работать, должен вкусно я поесть». КУхонная тема неисчерпаема.
— Да, сытый человек – кремЕнь! А вообще дома ты и столЯр, и малЯр, и тяжелоатлЕт, и даже вахтЁр, выясняющий, кто, к кому и зачем пришел. Не женщина, а фенОмен, колОсс, кариатида! В итоге никакой тебе субтильности, косая сажЕнь в плечах! Там заржАвело, там нАчало плЕсневеть, простынЯ прохудилась, тУфля расклеилась. УбрАнство дома – фетИш, и всё важно, всё надо делать здесь и сейчас, и нечем облегчИть бытовую индустрИю.
— Моя бабушка говорила: «Плохо тому, земля на кому». На похоронАх мы немного умнеем. Я говорю себе: что за женщина, если она бряцАет своими проблемами!
— Но одноврЕмЕнно чЕрпать силы изнутри можно, выкроив досУг и разжившись деньгАми, хотя бы 1 800 руб. (одной тысячей восьмьюстами рублями).
— Ты ещё добавь — 68 коп. (шестьюдесятью восемью копейками)! Ах, эти игры в трудный русский язык!
— Мне кажется, надо алкАть формы! Форма (и еды, и квартиры, и языка, и внешности) должна быть богатой, а уж содержание пускай её догоняет.
Видео:К чему приводит Застой Желчи. Дискинезия / ДЖВП / Холестаз : симптомы, последствия и ЛечениеСкачать
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики»
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30.
Видео:Улучшаем отток желчи и моторику желчного пузыря при помощи упражненийСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 106.5 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 50.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 2.86 МБ |
Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Видео:Желчный пузырь. Как правильно работать с желчью. Суставы и желчь. Урсодезоксихолевая кислота|УрсосанСкачать
Предварительный просмотр:
УРОК (МАСТЕР-КЛАСС) РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики».
систематизировать объемный теоретический материал по данным темам, повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса.
Задачи учебного занятия: повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя работу в парах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 350 с.).
— Здравствуйте, ребята. С начала этого учебного года мы с вами начали готовиться к ЕГЭ. Сегодня первое предложение темы нашего урока так и сформулировано – «Подготовка к ЕГЭ». Откройте тетради, оформите необходимые записи.
Слайд 1. Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Подумайте, можно ли их использовать при составлении задания в части А ЕГЭ, которое звучит так:
В каком слове верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук?
Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.
Предполагаемый ответ: Данные слова нельзя использовать при составлении задания А-1, так как их произнесение зависит от контекста.
леднИк (в горах) — лЕдник (погреб); пАрить (репу) — парИть (в облаках); рефлЕкторный (от рефлектор ) — рефлектОрный (от рефлекс ); наголО (держать шашки) — нАголо (остричь); видЕние (призрак) — вИдение (точка зрения); проклЯтый (ненавистный) — прОклятый (подвергшийся проклятью); хорЫ (балкон в верхней части зала) — хОры (певческие коллективы); языковАя (подготовка) — языкОвая (колбаса).
- Переход к теме урока. Постановка цели.
— Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (разновидность омонимии — омографы). Мы убедились в том, что от значения слово может зависеть его произношение. Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их, дав им определение.
Предполагаемый ответ: Орфоэпия — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.
Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас. Слайд 3.
— Итак, сегодня на уроке мы должны повторить нормы произношения и отдельные сведения из Лексики, а также пополнить свои знания по данным разделам, что поможет нам научиться выполнять задания ЕГЭ. Но самое главное — каждый из вас должен понять, для чего нам необходимы эти сведения из орфоэпии и лексики. Запишем второе предложение темы урока: «Обобщающее повторение орфоэпии, лексики». Слайд 4.
- Работа с теоретическим материалом.
— Вспомните и назовите основное понятие орфоэпии. Слайд 5.
Словесное ударение — это выделение какого –либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания.
— Назовите особенности русского словесного ударения.
Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.
Норма произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым.
-Для чего нужны нормы произношения?
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические — нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Как вы думаете, для выполнения каких заданий ЕГЭ необходимо знание орфоэпических норм?
А-1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук? Слайд 8.
- Повторение орфоэпических норм. Слайды 9- 10.
Задание №1. (учащиеся работают с раздаточным материалом № 1 в паре)
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Прочитайте вслух.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
4.Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?
Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди- украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении .
Проверим: Слайд 11.
Бал о ванный аг е нт действительно ч е рпал удовольствие в покупке для своих детей м а льчик о вых штанишек, подр о стк о вых туфель , а также пеленок для новорожд е нной дочери, которую он видел только м е льком . Вероиспов е дание аг е нта , которого не компрометировала принадлежность к аристокр а тии (свой г е рбовый знак он хранил вместе с фотографией ум е ршего дяди- укра и нца ), не позволяло ему менять гражд а нство , испытывать к а т а рсис от пребывания в парт е ре театра, читать п а сквили и выносить пригов о ры . На его мышл е ние влияло изучение традиций русской и конописи , свидетельств о посмертных мыт а рствах души и размышление о близости апок а липсиса . Он ощущал себя не еретик о м , а избр а нником небес и видел зн а менье последних времен в каждом новом изобрет е нии .
- Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис.
Подростковый – пять лет назад разрешалось только подр о стковый , сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростк о вый . В слове к а т а рсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова — на первый.
Устаревший вариант произношения имеет слово зн а мение (устар. знам е ние ).
- Повторение сведений из раздела «Лексика». Слайд 12.
Задание №2 . Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:
Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания),
испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы,трагедии.
Нравственное очищение. Ответ: катарсис.
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:
Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету).
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:
Мучение, страдание, невзгоды.
Мы с вами подошли к повторению сведений из раздела «Лексика». Давайте с вами посмотрим, для выполнения каких заданиях ЕГЭ необходимо умение определять лексическое значение слова.(чтение информации с экрана):
Задание А-2 на различение паронимов, А-11 на определение значения многозначного слова в определенном контексте, А-30 на умение находить в тексте слово с переносным значением, фразеологический оборот, группы слов по происхождению и употреблению.
Выполнение заданий ЕГЭ по типу А-2. Слайд 22.
— Вспомните, что такое паронимы, дайте определение.
— Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ. Слайды 23-25.
- В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?
1) В Англии XVIII—XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.
2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.
3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.
4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов.
- В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.
2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.
3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.
4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.
3. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
- Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.
- Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
- Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
- Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.
Выполнение заданий ЕГЭ по типу А-11 (учащиеся работают с раздаточным материалом № 2). Слайд 26.
(1). (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6). эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.
Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста. Слайд 27.
1) связанный с постановкой знаков препинания
2) связанный с правописанием слов
3) связанный с правильным произношением слов и форм слова
4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений
- Самостоятельная работа (учащиеся работают с раздаточным материалом № 3).
— Задание А-30, как и остальные, входит в самостоятельную работу, которую вы выполняете каждый на персональном листе «Раздаточный материал № 3». Не забудьте подписать его.
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала , и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии , ходил по водосточному желобу . К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр , активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный . Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом , потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно .
Задания к тексту:
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
- Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.
- Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.
- Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.
Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.
- Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?
- Интересно?
- Трудно?
- Объявление оценок. Итоги урока.
Расставьте ударения в словах орфоэпического минимума , подлежащего проверке на едином государственном экзамене по русскому языку в 2011 году.
Видео:Проблемы с желчным пузырем - Школа КомаровскогоСкачать
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал № 1 (работа в паре)
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Прочитайте вслух.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
- В чём заключается особенность произношения и написания слова «компроме(н)тировать»?
- Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?