Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
ВОРСОВЫЙ
Смотреть что такое ВОРСОВЫЙ в других словарях:
ВОРСОВЫЙ
ворсовый прил. То же, что: ворсовой.
ВОРСОВЫЙ
ворсовый nap (attr.), with nap ворсовая ткань — material with nap
ВОРСОВЫЙ
ворсовый начесный, ворсяной, ворсовой, ворсовальный Словарь русских синонимов. ворсовый прил., кол-во синонимов: 3 • ворсовальный (2) • ворсовой (2) • ворсяной (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: ворсовальный, ворсовой, ворсяной. смотреть
ВОРСОВЫЙ
1) Орфографическая запись слова: ворсовый2) Ударение в слове: в`орсовый3) Деление слова на слоги (перенос слова): ворсовый4) Фонетическая транскрипция . смотреть
ВОРСОВЫЙ
во́рсовый, во́рсовая, во́рсовое, во́рсовые, во́рсового, во́рсовой, во́рсового, во́рсовых, во́рсовому, во́рсовой, во́рсовому, во́рсовым, во́рсовый, во́рсовую, во́рсовое, во́рсовые, во́рсового, во́рсовую, во́рсовое, во́рсовых, во́рсовым, во́рсовой, во́рсовою, во́рсовым, во́рсовыми, во́рсовом, во́рсовой, во́рсовом, во́рсовых, во́рсов, во́рсова, во́рсово, во́рсовы, во́рсовее, пово́рсовее, во́рсовей, пово́рсовей (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: ворсовальный, ворсовой, ворсяной. смотреть
ВОРСОВЫЙ
во’рсовый, во’рсовая, во’рсовое, во’рсовые, во’рсового, во’рсовой, во’рсового, во’рсовых, во’рсовому, во’рсовой, во’рсовому, во’рсовым, во’рсовый, во’рсовую, во’рсовое, во’рсовые, во’рсового, во’рсовую, во’рсовое, во’рсовых, во’рсовым, во’рсовой, во’рсовою, во’рсовым, во’рсовыми, во’рсовом, во’рсовой, во’рсовом, во’рсовых, во’рсов, во’рсова, во’рсово, во’рсовы, во’рсовее, пово’рсовее, во’рсовей, пово’рсовей. смотреть
ВОРСОВЫЙ
корень — ВОРС; суффикс — ОВ; окончание — ЫЙ; Основа слова: ВОРСОВВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ВОРС; ∧ — ОВ; ⏰ — ЫЙ; Слово Вор. смотреть
ВОРСОВЫЙ
Ударение в слове: в`орсовыйУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: в`орсовый
ВОРСОВЫЙ
Przymiotnik ворсовый runowy
ВОРСОВЫЙ
в’орсовый и ворсов’ойСинонимы: ворсовальный, ворсовой, ворсяной
ВОРСОВЫЙ
во́рсовыйСинонимы: ворсовальный, ворсовой, ворсяной
ВОРСОВЫЙ
1) fleecy2) pile– ворсовый валикСинонимы: ворсовальный, ворсовой, ворсяной
ВОРСОВЫЙ
Начальная форма — Ворсовый, дательный падеж, единственное число, женский род, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Словари
Во́рсова́я ткань — ткань, на поверхности которой (обычно с одной стороны) имеется ворс, состоящий из густо расположенных вертикальных концов нитей. Ворс образуется разрезанием нитей ворсовой основы или ворсового утка́, дополнительных к обычным основе и утку́. К ворсовой ткани с основным ворсом относятся плюш, бархат, искусственный мех, ковры. Уточно-ворсовые ткани — полубархат, плис, вельвет.
ВОРСОВАЯ ТКАНЬ — ВОРСОВА́Я ТКАНЬ, ткань, на поверхности которой (обычно с одной стороны) имеется ворс, состоящий из густо расположенных вертикальных концов нитей. Ворс образуется разрезанием нитей ворсовой основы или ворсового утка, дополнительных к обычным основе и утку. К ворсовым тканям с основным ворсом относятся плюш, бархат, искусственный мех, ковры. Уточно-ворсовые ткани — полубархат, плис, вельвет.
ВОРСОВАЯ ТКАНЬ — ткань, на поверхности которой (обычно с одной стороны) имеется Ворс, состоящий из густо расположенных вертикальных концов нитей. Ворс образуется разрезанием нитей ворсовой основы или ворсового утка, дополнительных к обычным основе и утку. К ворсовым тканям с основным ворсом относятся плюш, бархат, искусственный мех, ковры. Уточно-ворсовые ткани — полубархат, плис, вельвет.
1. Изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой и другой пряжи, часто с ворсом, употребляемое для покрытия пола, украшения стен и т.п. Ткать ковры. Расстелить, свернуть к. К. на стене. К. ручной работы. Бухарский к. Покрыть ковром диван. // Такое изделие, расстилаемое на арене при исполнении многих цирковых номеров. У ковра работать, выступать (быть коверным).
2. (чего или какой). То, что покрывает какое-л. пространство сплошной массой. К. цветов, клевера. Снежный к. К. из мхов.
◊ Вызвать на ковёр. Привлечь к ответу, вызвать для выговора. Ковёр-самолёт. В русских сказках: волшебный ковёр, на котором герои перелетают по воздуху в любое место.
◁ Ковро́вый (см.). Ко́врик, -а; м. Уменьш. (1 зн.). К. для ванной. Вышить к. Ткать нарядные коврики. Домотканые коврики (половички).
ковёр — художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шёлковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с середины XIX в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.
КОВЕР — КОВЕР, художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.
КОВЁР, художественное текстильное изделие из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи, обычно с многоцветными узорами. Служит главным образом для утепления и украшения помещений и обеспечения бесшумности. Распространены ковры ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые, вязаные и вышитые. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.
ОБО́И -ев; мн. Широкие полосы бумаги с рисунком (в прошлом — ткань, кожа) для оклейки (обивки) стен в помещениях. Рисунчатые о. Тиснёные о. Моющиеся о. О. с мелким, крупным, геометрическим, цветочным рисунком. Светлые, тёмные о. Оклеить комнату обоями. Клей для обоев. Рассчитать необходимое количество обоев. Использовать кромку обоев в качестве бордюра.
обо́и — рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои — традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай); в Европе до XVIII в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).
ОБОИ — ОБО́И, рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои — традиционный отделочный материал в странах Вост. Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).
ОБОИ — рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои — традиционный отделочный материал в странах Вост. Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).
ОБОИ, рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои — традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали (отсюда название «обои») стены и потолки помещений. Различают обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие, или моющиеся (полимерные), звукопоглощающие (ворсовые) и фотообои.
ВОРС, -а, муж. Короткий густой пушок на лицевой стороне нек-рых тканей, трикотажа, а также нек-рых сортов кож. Сукно с ворсом. Гладить по ворсу, против ворса.
| прил. ворсяной, -ая, -ое, ворсовый, -ая, -ое и ворсовой, -ая, -ое. Ворсяная поверхность. Ворсовые ткани.
КОВЕР — художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.
ВЕЛЮР а, м. velours m.
1. Драп или фетр с коротким, очень густым и мягким ворсом. БАС-2. У миленка моего Шляпа из велюра, А под шляпой ничего — Только шевелюра. Севские част. 132. И явился, брови хмуря, Сам — всех прочих во главе. Габардин во всей фигуре И велюр на голове. Е. Евтушенко Прохиндей. // РР 1991 2 143. || Один из типов, низколобый тяжелый блондин, стриженный под велюр .. замахал руками на «вольво», заставляла Наталью Львовну припарковаться в стороне. О. Славникова Один в зеркале. // НМ 1999 12 101.
2. Кожа особого дубления, отделанная под бархат; хромовая замша. БАС-2. Велюр представляет собой ворсовю кожу хромового дубления, полученную многократным шлифованием. Шакланов 1990 67. Кроме традиционных кож, где особо модным ассортиментом являются кожи мягкие, эластичные . лаковые и ворсовые (велюры, нубуки) .. молодежная мода особое предпочтение отдает недорогим материалам. КОП 1993 8 14. Моделей оказалось десятка три, я путался, ставил очередную коробку не на то место, но Володька, который каждый раз от дверей ловил мою ошибку. — Да куда ты нубук к велюру ставишь!? Нубук — правее. Р. Сенчин Нубук. // НМ 2002 11 36. Кожа-лак, кожа-велюр. НМ 2002 11 67.
3. Что носит Рим, Париж и Сингапур? Колготки «Омса», серия «велюр». Нева 2002 9 197. — Лекс. Уш. 1935 (доп.): велю/р; МАС 1957: велю/ровый.
ТЕКСТИЛЬ — текстильные изделия и ткани из гибких, мягких волокон, изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. Слово текстиль — производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество — наиболее распространенный способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение и валяние.
Текстильные волокна делятся на натуральные (природные), минеральные, модифицированные (модификации исходного волокна) и искусственные.
Натуральные текстильные волокна. Натуральные волокна бывают животного или растительного происхождения. К волокнам животного происхождения относятся шерсть альпака, верблюда, викуньи, гуанако, гуарицо (потомство самца ламы и самки альпака), козы, козы мохер, коровы, кролика, ламы, овцы, свиньи, а также мех и шелк. Мытая органическими растворителями шерсть, волокно из переработанного лоскута, очесы, повторно обрабатываемая шерсть, повторно используемая шерсть, шодди и волокно из шелковых отходов и пряжи называются регенерированными или искусственными волокнами животного происхождения. К натуральным волокнам растительного происхождения (называемым лубяными) относятся волокна абаки, ананаса, генекена, джута, капка, кенафа, кокосовой пальмы, конопли, льна, манилы, рами, сизаля, соломы, хемпа (кроталярии) и хлопка.
Хлопок. Хлопок, который дает самое распространенное в мире натуральное текстильное волокно, выращивается во многих регионах с тропическим и умеренным климатом. Основные страны-производители — КНР, США, Узбекистан, Индия, Пакистан, Бразилия, Турция, Египет и Австралия. Крупнейшим потребителем хлопка является КНР, за ним следуют Индия, США, Россия, Япония, Бразилия, Пакистан, Южная Корея, Турция и Египет.
КИПЫ ХЛОПКА перед поставкой на ткацкую фабрику.
Хлопок представляет собой белое, буровато-белое, желтовато-белое или синевато-белое волокнистое вещество, покрывающее семена некоторых растений рода Gossypium, семейства мальвовых. Из хлопка изготавливают бельевые, платяные, декоративные, а также технические ткани, швейные нитки, шнуры и многое другое. Он пригоден для изготовления не только низкосортных, дешевых видов суровой марли и принтклота, но и тонкого полотна, а также кружев и других ажурных материалов. Хлопок характеризуется длиной и толщиной («тониной») волокна, а также способностью впитывать краску. Из длинноволокнистого хлопка делают высококачественный текстиль, а из коротковолокнистого — долговечный.
Лен. Льняные ткани, считающиеся самым древним видом тканей, изготавливаются из волокнистого материала стеблей льна-долгунца — Linum usitatissimus. У него тонкий стебель, достигающий в высоту 1 м, мелкие узкие листья и ярко-синие цветки. При выращивании на волокно лен сеют часто, чтобы растения ветвились лишь на верхнем конце и волокно было длиннее. При выращивании же на семена (для получения льняного масла) лен сеют реже, чтобы он давал больше ветвей с семенами. Льняные ткани отличаются большой влагопоглощаемостью, не имеют пуха, обладают блеском и прохладны в носке. Еще недавно они считались мнущимися, но в настоящее время найдены способы придания льноволокну эластичности. Из льна изготавливают полотенца, постельное белье, скатерти, простыни, драпировочные, обивочные ткани, прокладочные материалы и различные предметы одежды: блузы, спортивные куртки, юбки, слаксы (широкие брюки) и детскую одежду. В домашних интерьерах применяют льняные обои и мебельные ткани. Ежегодно во всем мире производится около 680 тыс. т льняного волокна. Основные производители: Россия, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Франция, Египет, Чехия, Словакия, Бельгия и Нидерланды. Лучший в мире моченый лен поступает из Бельгии. Вода в р.Лейе (Лисе) в Бельгии особенно подходит для мочения льна. На этой реке расположен знаменитый «город льна» Кортрейк.
Шерсть. Шерсть считается настоящим волокном животного происхождения, если настригается с живых овец. «Мертвая» же шерсть, собираемая на скотобойнях, во всех отношениях значительно хуже «живой». Ежегодно в мире производится около 270 тыс. т овечьей шерсти, причем около трети этого количества приходится на Австралию, а остальное — на страны СНГ, Новую Зеландию, Аргентину, Южную Африку, Уругвай, КНР, Турцию и США. Шерстяные ткани, выработанные из смеси длинных и коротких волокон, мягки (хотя и не мнутся), но не сохраняют острой складки. Камвольные шерстяные ткани, или ткани из гребенной шерсти, изготавливаются только из длинных волокон. Они гладкие, прочные, довольно долговечные, но приобретают лоск в процессе носки. Впервые переработанная шерсть дает, как правило, более прочный и более эластичный текстиль, чем другие виды шерсти.
Шелк. Шелк получают разматыванием коконов гусениц азиатского тутового шелкопряда Bombix mori. Шелковое волокно отличается блеском, эластичностью, крепостью и сопротивляемостью разрыву. Годовой объем производства шелка-сырца составляет около 45 тыс. т. Главные производители — Япония и КНР, а за ними следуют Южная Корея, Узбекистан и Индия.
РАЗМАТЫВАНИЕ КОКОНОВ ШЕЛКОПРЯДА
Химические текстильные волокна. Волокнистые материалы, не встречающиеся в природе, называются «химическими волокнами». При этом за волокнами, полученными на заводах из природных материалов, сохраняется термин «искусственные волокна», а волокна, изготовленные из синтетических материалов, называются синтетическими. Искусственные волокна получают из природных полимерных материалов путем той или иной их модификации, в результате которой окончательное волокно, используемое в текстильной промышленности, отличается от всех натуральных волокон. (Натуральный полимер — это материал с большими молекулами, образованными из многочисленных одинаковых «мономерных» частей. Хлопок и древесная масса, например, состоят в основном из целлюлозы — полимера, молекула которого представляет собой длинную цепь из 2000-4000 молекул глюкозы C6H10O5.) В качестве примера искусственных химических волокон можно привести вискозные и ацетатные волокна, сырьем в производстве которых служит хлопковый пух или древесная масса. Синтетические химические волокна получают из полимеров, не существующих в готовом виде в природе. Их синтезируют путем полимеризации, при которой химические звенья малой молекулярной массы соединяются в длинные полимерные цепи с очень большой молекулярной массой. Синтетических полимеров очень много, и во всем мире насчитывается более тысячи фирменных названий различных синтетических волокон. Классификация химических волокон отражена в представленной таблице искусственных и синтетических волокон.
Текстильные ткани. Текстильные ткани изготавливают путем переплетения двух взаимно перпендикулярных систем нитей. Поперечные нити утка проходят над и под нитями основы. При конструировании тканей можно изменять схему переплетения, создавая новые эффекты и разный рисунок готовой ткани. Существуют три главных (простых) вида переплетения: полотняное, твиловое (саржевое) и атласное. При полотняном переплетении нити основы располагаются на равных расстояниях друг от друга, а уточная нить (уточина) проходит поочередно то над, то под нитью основы, т.е. она то «поднята», то «опущена». При твиловом переплетении уточина поднимается и опускается через меняющиеся интервалы. Если две или большее число уточин проходят над двумя или большим числом нитей основы со сдвигающимися интервалами, то на поверхности ткани образуются диагональные линии. Атласное переплетение — это, в сущности, особый вид твилового переплетения: нити основы поднимаются над несколькими уточинами и опускаются через большие интервалы. Они закрывают нити утка, и образуется гладкая, ровная поверхность.
ПРЯДИЛЬНЫЙ ЦЕХ текстильной фабрики в Рубе (Франция).
Качество ткани характеризуется сортом, толщиной и качеством пряжи, плотностью ткани, т.е. числом нитей утка и основы на квадратный сантиметр, и видом отделки.
Эластичные ткани. Текстильные ткани могут изготавливаться из высокоэластичной пряжи, способной сильно растягиваться и быстро восстанавливать прежнюю форму. Из таких тканей изготавливают спортивную, нижнюю одежду, пижамы.
Трикотаж. Трикотажные изделия получают путем вязания — образования из пряжи петель и их взаимного переплетения. Благодаря петлевой структуре такие текстильные изделия, как правило, более мягки и эластичны, чем тканые, и не образуют складок. Воздушные промежутки, образуемые петлями, увеличивают теплоизоляцию и придают трикотажному полотну способность к влагопоглощению. Трикотаж особенно подходит для чулочно-носочных изделий, белья и других видов одежды, не стесняющих движения и в то же время облегающих тело. Трикотажные изделия можно вязать вручную или на трикотажных машинах. При ручном вязании петли образуются последовательно одна за другой, а в трикотажных машинах большое число игл может провязывать пряжу в петли одновременно. Машины делятся на плоские и круглые. Плоские трикотажные машины с иглами, расположенными в прямой ряд, применяются для выработки плосковязаного полотна. В круглых (кругловязальных) машинах игольница с иглами круглая, и они предназначены для выработки кругловязаного полотна. По структуре трикотаж подразделяется на продольновязаный (основовязаный) и поперечновязаный (кулирный). В основовязаном переплетении цепочки петель идут в продольном направлении и называются петельными столбиками, а в поперечновязаном — в поперечном и называются петельными рядами. Изделия с тем и другим переплетением нитей можно изготавливать как на плоских, так и на круглых трикотажных машинах. На трикотажных машинах поперечного вязания проложенная нить провязывается на всех иглах последовательно, а на машинах продольного вязания большое число нитей прокладываются каждая на свою иглу и затем провязываются в петли. Продольновязаный трикотаж не так эластичен, как поперечновязаный, но он прочнее и практически не распускается. Наиболее ходовые переплетения машинного трикотажа — гладкое, двухизнаночное (оборотное) и ластичное. При гладком переплетении образуются продольные петельные ряды на лицевой стороне полотна и поперечные — на изнаночной. При двухизнаночном последовательные петельные ряды образуются на противоположных сторонах полотна, так что на обеих сторонах получаются поперечные рубчики. Ластичное переплетение — это комбинация первых двух, которая дает вертикальные рубчики на обеих сторонах полотна.
Войлочно-фетровые изделия. Войлочно-фетровые изделия получаются в результате уплотнения волокон исходного материала, а не пряжи. Исходный волокнистый материал нагревают, увлажняют, прессуют и (в случае мужских шляп и других твердых изделий) частично пропитывают шеллаком (см. ШЕЛЛАК). Количество добавляемого шеллака зависит от требуемой твердости изделия. Наиболее подходящие волокнистые материалы для войлочно-фетровых изделий — короткоштапельные шерстяные очесы и волокна меха кролика, бобра и других подобных животных. Войлочно-фетровые изделия можно также вырабатывать из верблюжьей, коровьей, козьей шерсти, из отходов ткацких фабрик и разных видов низкосортной шерсти.
Нетканые материалы. Нетканые текстильные изделия представляют собой слой текстильного волокнистого материала (холст), связанный воедино узкими полосами склеивающего материала. Склеивание обеспечивается либо за счет поверхностной активации химическими веществами, либо в результате нагрева, если используются термопластичные волокна. Количество склеивающего материала невелико по сравнению с количеством волокна. Нетканые материалы отличаются от войлочно-фетровых типом используемых волокнистых материалов и способом их связывания. Нетканые материалы изготавливаются преимущественно из химического волокна, не поддающегося свойлачиванию.
Плетеные изделия. Плетеные изделия получают, переплетая ряд нитей по диагонали и продольно так, чтобы образовалась лента или тесьма. Лента обычно бывает шириной не более 10 см, причем она может быть не только плоской, но и круглоплетеной.
Кружевные и гардинно-тюлевые изделия. Это орнаментальные ажурные изделия из любого текстильного волокна, переплетаемого под любыми углами. Сложные переплетения нитей, выполняемые вручную или на машине, дают изящные рисунки.
Ткань, сходящая с ткацкого станка, называется суровой или суровьем. Она грубая на ощупь, неровная, с множеством поверхностных пороков. Почти все (кроме выработанных из искусственных химических волокон) ткани, которые сходят с ткацкого станка, подвергаются различным видам отделки и лишь после этого становятся товарными тканями. Два основных вида отделки тканей из волокон всех видов — крашение и печатание.
КОВРОТКАЧЕСТВО НА САРДИНИИ
Крашение. Крашение текстиля может производиться на разных этапах его производства. Можно, например, окрашивать исходный волокнистый материал до его прядения. Такой метод отличается хорошим проникновением красителя и часто применяется для крашения шерсти. Масса волокон в способном вращаться барабане опускается в большой чан с красителем. Вращающийся барабан перемещает окрашиваемую массу в красителе. Некоторые машины выполнены так, что волокнистая масса удерживается неподвижно в камере, а краситель циркулирует через нее. Обработка каждым красителем производится отдельно. Окрашенные волокна могут смешиваться для получения особых цветовых эффектов либо прясться раздельно. Искусственные химические волокна можно окрашивать еще в растворе. Для этого нужный краситель добавляется к раствору до формования из него нити. Крашение в растворе дает чистые, ровные цвета, необычайно стойкие к воздействию света и невымывающиеся. Краситель внедряется в волокно и не может быть легко удален из него. Ткани из гребенной шерсти иногда окрашивают методом крашения на шпулях. Из волокна чесанием получают ленты, которые затем наматывают на перфорированные шпули так, что образуются шарообразные мотки диаметром 50-100 см. Их опускают в перфорированных барабанах в чан с красителем, и краситель циркулирует через них благодаря перфорациям в шпуле. Древний метод крашения текстиля — крашение в мотках. Ранее мотки пряжи подвешивались на шестах и вручную опускались в чан с раствором красителя. В настоящее время для этого применяется машина, похожая на «чертово колесо»; при повороте колеса его спицы с мотками пряжи погружаются в краситель. Самым экономичным, а потому и наиболее распространенным является метод партионного (штучного) крашения, т.е. крашения ткани в кусках, после того как она уже выработана. Имеются разные варианты метода. Иногда ткань проводят через ванну с красителем, скрутив ее в виде жгута, а иногда она проходит в полную ширину сначала через чан с красителем, а затем через отжимные валки. Если в состав ткани входят волокна двух типов с разным сродством к данному красителю, то достигается двухтоновый эффект. Такое крашение называется однованным.
Печатание. Печатанием, или набивкой ткани называется нанесение на нее краски в соответствии с заданным рисунком. Наиболее распространенный метод — валковое печатание прямыми красителями. Ткань пропускается между большим чугунным пустотелым цилиндром (грузовиком) и одним или несколькими медными печатными валками. На валках выгравирован нужный рисунок; они забирают в углубления рисунка пастообразную краску и переносят ее непосредственно на ткань. Каждый валок наносит свой цвет, и предусматривается столько валков, сколько требуется рисунком. При таком методе возможно печатание с очень высокой скоростью — до 200 м/мин. Одновременное печатание с двух сторон ткани называется дуплексным. При печатании с вытравливанием тоже используются валки. Сначала на ткань сплошным слоем наносится краситель. Затем с некоторых площадей краситель удаляется валками, несущими не печатную пасту, а обесцвечивающие химические вещества. В результате образуется белый рисунок на цветном фоне. Если требуется второй цвет, то он может быть нанесен после этого прямым красителем. Трафаретное печатание может осуществляться как машинным способом, так и вручную. Рисунок, который должен быть перенесен на обрабатываемую ткань, наносится на технологическую ситовую ткань, натянутую на раму. Пробельная площадь рисунка покрывается непроницаемым материалом, а печатающая оставляется открытой. Наложив раму на ткань, на нее наносят краситель и прикатывают резиновым валком. Краситель проникает в ткань только на незакрытых участках. Поскольку при таком методе на ткань наносятся большие количества красителя, он позволяет печатать светлыми тонами на темном фоне. Для каждого цвета используется свой трафарет. Такой процесс медленнее и дороже валкового печатания. При резервном печатании определенные площади изделия покрывают агентом (типа таниновой протравы), отталкивающим краситель. После этого изделия подвергают штучному крашению, при котором покрытые площади не воспринимают красителя. Затем защитный агент химически удаляют, и на темном окрашенном фоне возникают светлые площади. Используя последовательно ванны разных красителей, можно добиваться различных эффектов. В методе ксилографии, которому уже более 5000 лет, используются деревянные, линолеумные или металлические клише с нужным рисунком. На клише (по одному для каждого цвета) наносится печатная паста, клише накладывается на ткань и пристукивается. Операция повторяется столько раз, сколько того требует рисунок. Это трудоемкий и дорогостоящий ручной метод, но он применяется на некоторых тканях для достижения модных эффектов. Оснвное печатание — особый процесс окрашивания нитей основы на некоторых площадях до выработки ткани. Краситель может наноситься на нити основы либо до их подачи в ткацкий станок, либо (валковым печатанием) после намотки на навой. Прерывание рисунка неокрашенными нитями утка дает своеобразный эффект. Один из вариантов такого метода, называемый печатанием по гребенной ленте, применяется для отделки шерстяных тканей. Толстые шерстяные ровницы в форме шнура пропускаются через валковую печатную машину, которая окрашивает их полосами. Затем из ровниц прядется пряжа, поступающая на ткацкий станок. На готовой ткани полосы разрываются, образуя цветовые пятна.
Основные виды отделки хлопка. Отбеливание. Это химический процесс удаления нежелательных окрашивающих веществ из ткани.
Опаливание. Удаление (сжиганием) беспорядочно выступающих волокон с лицевой поверхности ткани для придания ей более ровного и блестящего вида.
Аппретирование. Пропитка тканей различными веществами (крахмалами и эфирами целлюлозы) для придания им жесткости и упругости.
Каландрирование. Обработка ткани на нагреваемых цилиндрических прессах для придания плотности, гладкости или глянцевитости.
Отделка на серебристом каландре. Вал покрыт тонкими выгравированными штрихами и придает ткани повышенную (но нестойкую) глянцевитость.
Мерсеризация. Погружение ткани на несколько минут в холодный крепкий раствор каустической соды. Придает стойкий блеск, повышает прочность и сродство к красителям.
Ворсование. Извлечение на поверхность ткани коротких и свободных волокон в цилиндрическом барабане с набором ворсовальных шишек или валиков, обтянутых игольчатой лентой.
Придание водоотталкивающих свойств. Пропитка ткани водоотталкивающими химическими веществами.
Санфоризация. Противоусадочная отделка путем прессовой обработки, обеспечивающая усадку менее 1%.
Стрижка ворса. Обработка на ворсостригальной машине с наборами лезвий, действующих так же, как в газонной косилке.
Плиссирование. Имитация жатого ситца печатанием пастообразной каустической содой. Набитые участки усаживаются сильнее ненабитых, что создает эффект морщинистости. Отделка нестойкая.
Основные виды отделки льна. Для льна применяются те же виды отделки, что и для хлопка, кроме мерсеризации. Для отделки лен часто подвергают операции колочения (деревянными или стальными молотками), после которой он на ощупь становится похожим на лайку.
Основные виды отделки шерсти. Устранение дефектов. Проводится «просмотр на перекатке» — обследование на вертикальной раме с валиком — для выявления дефектов и пороков. Все обнаруженные торчащие нити и узелки, другие дефекты переплетения удаляются пинцетом, штопаются и зашиваются, после чего ткань готова к мокрой отделке.
Мокрая отделка. Шерсть подвергается крашению в массе (после обезжиривания), в мотках или штучному, после чего тщательно промывается. Затем проводится валка, или валяние: материал мнется и скручивается в теплом мыльном растворе для более плотного взаимного связывания волокон пряжи. При этом материал усаживается, становится более плотным и прочным. Заварка перманентно фиксирует крутку пряжи и ткань. Материал пропускается по нескольким цилиндрам, вращающимся в горячей воде, а затем быстро погружается в холодную воду. Ткань удерживается в растянутом виде для предотвращения морщинистости. На сушильно-ширильной машине ткань доводится до заданной ширины, а также выравнивается и разглаживается. При протягивании через машину обе кромки ткани надежно зажимаются. Декатирование (декатировка, посадка) для безусадочности может выполняться и как мокрая, и как сухая операция. Обычно она проводится путем намотки ткани под натяжением на перфорированный цилиндр, через который пропускается пар. Это — окончательная отделка, гарантирующая закройщику отсутствие усадки.
Сухая отделка. Выравнивание ворса на лицевой поверхности осуществляется с помощью стригальной машины. Для ворсования плотно натягиваемая ткань пропускается через ворсовальные цилиндры. Над газовыми горелками производится опаливание ворса. Влажно-тепловая обработка на каландрах, улучшающая внешний вид ткани, проводится почти для всех материалов.
Основные виды отделки шелка. После отбеливания получается белая ткань, готовая к крашению. Печатание (набивка) может производиться любым из существующих методов. При этом полное проникновение красителя не достигается, но лицевая сторона всегда окрашивается равномерно. Дополнительный блеск можно придать ткани каландрированием, а также различными видами аппретирования. Ворсистость на лицевой стороне придается шелковым тканям на ворсовальных цилиндрах с ворсовальными шишками. Выравнивание ворса производится на стригальных машинах. Ровный блеск и некоторая жесткость придаются отделанным тканям вощением под прессом. Ворсовые ткани стабилизируются паром. Некоторые ткани обжимаются под прессом и затем вытягиваются для увеличения мягкости волокон и блеска.
ШЕЛКОТКАЦКАЯ ФАБРИКА (Китай).
Некоторые шелковые ткани подвергаются глаженью для устранения морщин. Для увеличения блеска ткань можно обрабатывать разбавленными кислотами. Муаровая отделка придается шелковым (как и хлопковым, вискозным и ацетатным) тканям посредством гравированных валков с сильным прижатием. Муаровые переливы возникают благодаря отражению света от созданного таким образом рельефа ткани. Опаливанием придают гладкий вид поверхности шелковой ткани. Отделка тканей из искусственных волокон. Такие ткани обычно требуют меньше дополнительной обработки. Некоторым из них можно придавать форму прессово-тепловой обработкой. Складка, фиксированная таким способом, выдерживает несколько стирок. Тепловой стабилизации подвергаются также химически обработанные искусственные волокна.
Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. М., 1967 Волков П.В. Ткачество. М., 1970 Сухарев М.И. Материаловедение. М., 1973 Бельцов В.М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности. М., 1974 Месяченко В.Т., Кокошинская В.И. Товароведение текстильных товаров. М., 1987 Филатов В.И. Упругие текстильные оболочки. М., 1987
КИРГИ́ЗЫ -ов; мн. Нация, основное население Киргизии; представители этой нации.
◁ Кирги́з, -а; м. Кирги́зка, -и; мн. род. -зок, дат. -зкам; ж. Кирги́зский, -ая, -ое. К. язык. К-ие степи.
кирги́зы (самоназв. — кыргыз), народ, основное население Киргизии (2,23 млн. человек). В Узбекистане 175 тыс. человек, Таджикистане 64 тыс. человек, России 42 тыс. человек (1995); в Китае 150 тыс. человек (1987). Язык киргизский. Верующие киргизы — мусульмане-сунниты.
КИРГИЗЫ — КИРГИ́ЗЫ, народ в Средней Азии, основное население Киргизии (3,128 млн чел., 1999), живут также в Узбекистане (175 тыс человек), Китае (141,5 тыс чел.). Российской Федерации 31,8 тыс киргизов (2002). Киргизский язык (см. КИРГИЗСКИЙ ЯЗЫК) относится к кипчакской группе тюркских языков. Верующие киргизы — мусульмане-сунниты.
Киргизы населяют горную страну, пересеченную хребтами Тянь-Шаня (см. ТЯНЬ-ШАНЬ) и Памиро-Алая (см. ПАМИРО-АЛАЙ), которая лежит в верховьях Сырдарьи (см. СЫРДАРЬЯ (река)) на самом юго-востоке Средней Азии. Во взглядах на происхождение киргизов существуют разногласия, в частности спорна связь их этногенеза с древними енисейскими киргизами. В 6-10 вв. н. э. племена, вошедшие в дальнейшем в состав киргизов, формировались в тюркоязычной среде Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня. В первой половине второго тысячелетия, в особенности после завоевания монголами Средней Азии, часть этих тюркоязычных племен пришла на Центральный и Западный Тянь-Шань. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности.
Родоплеменное деление киргизов удержало наименование различных тюркоязычных и монголоязычных племен, частично вошедших в состав киргизской народности (телес, мунгуш, найман, кипчак, монголдор, кунграт, кытай). До 1860-70-х гг. киргизские земли входили в состав Кокандского ханства. Переход в российское подданство помог установлению тесных экономических связей киргизов с другими народами России, ускорил разложение натурального хозяйства. Переселение крестьян из восточно-европейских районов России в Притяньшанье создало условия для усвоения киргизами культурно-бытовых навыков оседлого земледельческого хозяйства.
Основным видом хозяйства киргизов было кочевое скотоводство, с круглогодичным содержанием скота на подножном корму и сезонной сменой пастбищных угодий. Зимой скот пасли в низменных долинах, весной его перегоняли в предгорья, а летом с наступлением жары поднимали к кромке снегов на альпийские луга, где он находился до первых холодов, когда начинали перегон обратно в долины. Перекочевки совершались по строго определенным маршрутам, их крайние пункты отстояли друг от друга на расстоянии 100-200 км. Земли, по которым перегонялись стада считались собственностью всего рода и имели четко очерченные границы. Сено киргизы заготовляли только в районе зимников и, главным образом, в расчете на подкорм больных и молодняка. Работу, связанную с перегоном скота, уходом за молодняком, его охраной, заготовкой кормов, стрижкой шерсти и забоем на мясо, осуществляли мужчины. Женщины помогали им, присматривая за скотом, пасшимся непосредственно вблизи стоянок, доили скот, заготавливали впрок молочную продукцию, обрабатывали шерсть, валяли войлоки, собирали и ставили жилища. Скотоводство определяло весь образ жизни и бытовой уклад киргизов.
Земледелие входило составной частью в скотоводческий комплекс хозяйства и имело исключительно потребительский характер. Небольшие земледельческие участки располагались в районе зимних кочевий. Киргизы применяли искусственное орошение посевов и в земледелии использовали орудия, подобные орудиям таджиков и узбеков. Наряду с этим у них сохранялись своеобразные архаические традиции, несвойственные земледельческим народам.
В начале 20 в. в связи с захватом родовых пастбищ аристократией и баями, а также с уменьшением численности скота у рядовых скотоводов-общинников роль земледельческого хозяйства стала повышаться — расширились посевные площади и увеличилось число людей, остававшихся вблизи них на все лето, сократились маршруты кочевок, изменился состав стад: уменьшилось поголовье овец и возросла численность рабочего скота. Полный цикл кочевания в это время уже сохраняли лишь зажиточные скотоводы и те группы их сородичей, которые кочевали вместе с ними и работали на них, под видом родовой взаимопомощи выпасая их скот и производя обработку скотоводческого сырья.
Кочевое скотоводство у киргизов сочеталось с охотничьим промыслом. К концу 19 в. хозяйственное значение охоты сохранялось только у малоимущих групп, для племенной знати она была одним из видов развлечения. Киргизы охотились на оленей, горных козлов, архаров, косуль, волков, медведей, лисиц, пернатую дичь. Ружейная охота и охота с помощью капканов и силков сочеталась с облавной охотой (гоном), а также с охотой при помощи борзых собак породы тайганов и ловчих птиц — беркутов, ястребов и соколов. Искусные охотники пользовались большим уважением. Слово «мерген» — охотник употреблялось как почтительное обращение, равное по значению обращению «батыр» (богатырь).
Оседлые поселения стали появляться на территории Киргизии не ранее середины 19 в., а первые города возникли только после присоединения к России. Киргизы воспринимали традиции архитектуры соседних земледельческих народов: узбеков и таджиков на юге, русских и украинцев на севере. Однако господствующей формой поселения киргизов до 1930-х гг. оставалось кочевое стойбище — «аил», состоявший из большего зимой (кыштоо) или меньшего летом (джайлоо) числа юрт, группировавшихся, как правило, по родственному признаку.
У киргизов бытовало два типа решетчато-войлочных юрт — с высоким коническим и низким сферическим куполом. В покрытии и расстановке утвари в юрте имелись локальные различия. Общим было членение на мужскую и женскую половины, выделение почетного места — «тера», наличие центрального открытого очага, использование простых и декоративных войлоков и шкур животных. Юрты родовой аристократии и богачей покрывались нарядными белыми войлочными кошмами, которые стягивались узорными цветными полосами. Юрты внутри украшали вышитые покрывала, ворсовые ковры, орнаментированные аппликациями сумки для припасов и утвари, покрытые тиснеными узорами кожаные сосуды, богатая серебряная упряжь, окованные цветным металлом сундуки, зеркала и покупная посуда. Вся бытовая и хозяйственная утварь киргизской семьи изготавливалась в самом хозяйстве или за натуральную оплату мастерами, жившими в том же аиле. Развитого ремесленного производства киргизы не знали.
Натуральный характер хозяйства сказывался и на одежде киргизов. Широко использовались овечья и верблюжья шерсть, домашней выделки шкуры и войлок. Завозившиеся хлопчатобумажные ткани, бархат и шелк приобретали в основном зажиточные скотоводы; их использовали для изготовления праздничной одежды. Одежду знати шили из добротного материала, она украшалась дорогим мехом, вышивкой, серебряной чеканкой.
Во второй половине 19 в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов. Характерными частями мужской киргизской одежды были распашной войлочный халат «кементай», который подпоясывали кожаным поясом или подвязывали кушаком, широкие штаны из кожи или замши с вышивкой шерстью или шелком (джаргакшым), войлочные или кожаные сапоги с загнутым вверх носком и войлочная шапка «калпак», с высокой белой тульей и загнутыми вверх черными отворотами, зимой — нагольный овчиный тулуп «тон» с широкой темной опушкой и шапка с меховым околышем. В женский комплекс входили свободное длинное платье-рубаха из яркой ткани, шаровары, короткая безрукавка из темной ткани или сшитая из такой же ткани приталенная халатообразная одежда «бешмет». Замужние женщины на бедрах носили короткую распашную юбку «бельдемчи», которая пришивалась к широкому поясу. Бельдемчи и пояс украшались вышивкой. Зимой женщины одевали шубу «ичик». Головным убором девушек была тюбетейка, отороченная мехом и украшенная на макушке перьями. У женщин бытовал сложный двойной головной убор, состоящий из вышитой шлемообразной шапочки, закрывавшей волосы, и высокого белого тюрбана — «элечек». Его форма у разных групп киргизов была различна: у одних он напоминал широкий цилиндр, у других — свободно повязанную чалму. Богатые женщины носили ювелирные украшения, имевшие значение оберегов.
Зимой в пище киргизов преобладали крупяные и мучные похлебки и каши, заправлявшиеся кислым молоком, маслом, реже мясом, а также разнообразные виды творога и сыра, летом — кисломолочные продукты, среди которых наиболее распространенным был «айран» — заквашенное кипяченое молоко, разведенное водой. Излюбленным напитком киргизов был кумыс. Хлеб — лепешки, испеченные на сковороде или в котле, не входили в основной рацион. Мясные блюда также были редкостью, обильная мясная еда готовилась только по случаю семейных или общественных празднеств. Мясо обычно не жарили, а варили в котле, его ели, запивая бульоном. У киргизов сохранился древний способ варки мяса в желудке убитого животного, туда наливали воду и клали раскаленные камни. С развитием земледелия и расширением товарного обмена в пищевом рационе киргизов стали происходить изменения: увеличилось потребление растительной пищи, расширился ее ассортимент. С конца 19 в. в быт киргизов вошел чай и ритуал чаепития.
От патриархально-родового строя у киргизов в начале 20 в. сохранялось родоплеменное деление и представление о коллективной собственности на землю, различные формы трудовой кооперации и родовой взаимопомощи, экзогамия. Господствующий слой у киргизов был представлен старой родоплеменной аристократией — «биями» и «манапами» (термин, употреблявшийся только в Северной Киргизии), низший слой — рядовыми скотоводами — «букара». В начале 19 в. выделилась из рядовой массы группа скотовладельцев-предпринимателей — «баев». До присоединения Киргизии к России существовала также категория рабов «кулов», труд которых применялся, главным образом, в домашнем хозяйстве. Основной общественной и экономической единицей у киргизов была группа родственных семей, индивидуально владевших скотом при общем владении пастбищами. Такие группы именовались «дети одного отца». Они объединялись в более крупные родовые коллективы «аилы», которые номинально и являлись основными собственниками земель и пастбищ. Помимо родичей в аил могли входить семьи, принадлежавшие другим родам. Таким образом, киргизский аил представлял собой по существу не кровнородственную, а соседскую территориальную общину, подобную общине каракалпаков и кочевых узбеков.
Ислам распространился у киргизов в 17-18 вв. и не был глубоко усвоен населением. Древние культы и верования продолжали играть значимую роль в духовной жизни киргизов. Сохранилась вера в древнее общетюркское божество Джер-Суу (Вода-Земля), в верховного бога Кудая и покровительницу домашнего очага и женщин Умай-эне. Сильны были также пережитки культа предков, духи которых, по представлениям киргизов, принимали непосредственное участие в делах семьи и рода. С этим культом связано почитание могил и родовых кладбищ, семейного очага, был переосмыслен мусульманский пост ураза. После смерти главы семьи в юрте на почетном месте ставили манекен, на который надевали одежду покойного, и сохраняли его в течение года до больших общеродовых поминок. Этот манекен считался временным вместилищем его духа и к нему обращались как к живому. У киргизов сохранялись первобытные анимистические верования, которые выражались в почитании священных деревьев, источников, ущелий, скал, перевалов, сохранялись представления об окружающих человека злых демонах и вредоносных духах, существовали наследственные шаманы «бакши» и шаманки «бюбю», знахари, гадальщики, колдуны и предсказатели.
Быт киргизской семьи определялся древними родовыми традициями, обычным правом и шариатом (см. ШАРИАТ). Ведущее место мужчины в общественном производстве закрепляло за ним господствующее положение в семье. Права женщины были ограничены, и фактически она рассматривалась как часть имущества. Женщина не имела права наследования; не могла, как правило, быть свидетельницей на суде; в системе штрафов, заменявших кровную месть, ее жизнь оценивалась в половину того, что полагалось за жизнь мужчины; ее согласия не требовалось в решении дел семьи. Вместе с тем положение киргизской женщины было более свободным, чем положение узбечек и таджичек: она не носила паранджи, не знала семейного затворничества. В семейно-брачных отношениях у киргизов патриархальные нормы сочетались с традициями матриархально-родовой организации: предпочтение дяди по матери другим родственникам, ряд исключительных прав в роде для племянников по женской линии, добрачные посещения невесты женихом в аиле ее отца, временное возвращение молодой в родной аил после свадьбы.
В годы коллективизации киргизы перешли к оседлости, животноводство приняло отгонно-пастбищную форму; широкое развитие получило земледелие. В 1926 киргизы обрели свою национальную государственность — была образована Киргизская АССР в составе Российской Федерации. В 1936 она получила статус союзной республики в составе СССР. В 1991 провозглашена независимая Республика Киргизстан.
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Ударение в слове ворсовый
В данном слове ударение следует ставить на слог с буквой О — вОрсовый.
Среди них петлевой (в верхней части покрытия нити делают петельками) и во́рсовый (верхняя часть покрытия ворсовая). — И. В. Антонов, Полы своими руками, 2013
Наносите лак на паркет не кистью, как предлагается обычно в инструкциях, а поролоновым валиком (меховой или во́рсовый здесь не годится). — И. А. Криксунова, Уютный дом без особых затрат, 2004
Древнейший во́рсовый ковёр относится к V веку до нашей эры. — А. В. Колпакова, Чудесные коврики своими руками, 2013
Таким образом, данным способом производятся во́рсовый и петлевой ковролины и их разновидности. — Елена Володина, Материаловедение для дизайнеров интерьеров. Том 2, 2015
Здесь находятся ответы на самые популярные вопросы: как правильно писать слово, где ставиться ударение, какое ударение в слове и где должно стоять. «Ворсовый» — ударение будет падать на слог с буквой О — во́рсовый. Надеемся, мы смогли помочь, поддержите нас, оставьте свой отзыв.
📺 Видео
КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ: "ЖАЛЮЗИ"? ПРОВЕРЬ СЕБЯ | #ОТВСкачать
Как поставить ударение над буквой в текстовых редакторахСкачать
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать
Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "договор"?Скачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
На какой слог ставится ударение в слове ходатайство?Скачать
Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать
На какой слог ставится ударение в слове "договор"?Скачать
Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать
Ударные и безударные гласныеСкачать
ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать