Ударение в слове фальконе

Содержание
  1. Ударение в слове МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ
  2. Как правильно ставить ударение в словах МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ?
  3. Как запомнить, где ударение?
  4. Примеры употребления
  5. А вы знаете..
  6. Фонетический разбор слова «фальконе»
  7. Фонетический разбор «фальконе»:
  8. «Фальконе»
  9. Характеристики звуков
  10. Смотрите также:
  11. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  12. Морфологический разбор слова «фальконе»
  13. Фонетический разбор слова «фальконе»
  14. Значение слова «фальконе»
  15. Карточка «фальконе»
  16. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  17. Что такое фонетический разбор?
  18. Фонетическая транскрипция
  19. Как сделать фонетический разбор слова?
  20. Пример фонетического разбора слова
  21. Фонетика и звуки в русском языке
  22. Гласные звуки в словах русского языка
  23. Фонетика: характеристика ударных гласных
  24. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  25. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  26. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  27. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  28. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  29. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  30. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  31. Позиционное оглушение/озвончение
  32. Мягкие согласные в русском языке
  33. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  34. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  35. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  36. Фальконе Этьен: биография, личная жизнь и известные работы
  37. Биография
  38. Под крылом Лемуана
  39. Парижская академия
  40. Работа на Севрской мануфактуре
  41. «Грозящий Амур»
  42. «Купальщица»
  43. Тенденции классицизма
  44. «Медный всадник»
  45. Работа над памятником Петру I
  46. Отливка статуи Петра
  47. Возвращение во Францию

Видео:Краткий пересказ П.Мериме "Маттео Фальконе"Скачать

Краткий пересказ П.Мериме "Маттео Фальконе"

Ударение в слове МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ

Ударение в слове фальконе

Видео:Маттео Фальконе. Проспер МеримеСкачать

Маттео Фальконе. Проспер Мериме

Как правильно ставить ударение в словах МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ?

В имени собственном «Маттео Фальконе» ударение ставится на предпоследний слог – МаттЕо ФалькОне.

Чтобы определить, на какой слог падает ударение, следует запомнить, что в корсиканском диалекте (действие новеллы разворачивается на Корсике) ударение падает на предпоследний слог. Если бы речь шла о фамилии французского скульптора, ударным (согласно правилам постановки ударения во французском языке) стал бы последний слог: Этьен ФальконЕ.

Видео:Маттео Фальконе. Краткое содержаниеСкачать

Маттео Фальконе. Краткое содержание

Как запомнить, где ударение?

Фразы для запоминания.

Он, как МаттЕо ФалькОне,

В правде своей непреклонен.

Оправдание убийства в моральном законе

Обнаружил суровый МаттЕо ФалькОне.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Примеры употребления

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

  • Новелла «МаттЕо ФалькОне» была написана Проспером Мериме в 1829 году.
  • Очевидно, именно герой французской новеллы МаттЕо ФалькОне вдохновил Н. В. Гоголя на создание образа Тараса Бульбы.
  • Своим бескомпромиссным характером мсье де Бюваль напоминал МаттЕо ФалькОне.

Видео:Проспер Мериме Маттео Фальконе Аудиокнига Слушать ОнлайнСкачать

Проспер Мериме Маттео Фальконе Аудиокнига Слушать Онлайн

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 55% ответили правильно)

Видео:П. Мериме. «Маттео Фальконе»Скачать

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Фонетический разбор слова «фальконе»

Видео:УННВ - И опять упала на пол переклеенная вазаСкачать

УННВ - И опять упала на пол переклеенная ваза

Фонетический разбор «фальконе»:

Видео:Проспер Мериме "Маттео Фальконе"Скачать

Проспер Мериме "Маттео Фальконе"

«Фальконе»

Видео:Проспер Мериме. Новелла «Матео Фальконе» | Русская литература 6 класс #40 | ИнфоурокСкачать

Проспер Мериме. Новелла «Матео Фальконе» | Русская литература 6 класс #40 | Инфоурок

Характеристики звуков

Видео:Вече ТриДевятичей !!!!Скачать

Вече ТриДевятичей !!!!

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «фальконе»

Фонетический разбор слова «фальконе»

Значение слова «фальконе»

Карточка «фальконе»

Видео:Маттео Фальконе Проспер Мериме краткое содержание новеллыСкачать

Маттео Фальконе Проспер Мериме краткое содержание новеллы

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать

ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНО

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:♨️Как один ИЛ всё изменил... Чаплыга: Украину сбросили на ЕС. Лубинец против ТЦК. Поддон МОБИЛИЗАЦИИСкачать

♨️Как один ИЛ всё изменил... Чаплыга: Украину сбросили на ЕС. Лубинец против ТЦК. Поддон МОБИЛИЗАЦИИ

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Правило Юли. А вы его помните? #shortsСкачать

Правило Юли. А вы его помните? #shorts

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Маттео Фальконе, краткое содержание, аудиокнига для особо одарённыхСкачать

Маттео Фальконе, краткое содержание, аудиокнига для особо одарённых

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Маттео Фальконе-пересказСкачать

Маттео Фальконе-пересказ

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС ПРОСПЕР МЕРИМЕ МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ АУДИО СЛУШАТЬ / АУДИОКНИГАСкачать

ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС ПРОСПЕР МЕРИМЕ МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ АУДИО СЛУШАТЬ / АУДИОКНИГА

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:Маттео Фальконе. Проспер Мериме. #АудиокнигаСкачать

Маттео Фальконе. Проспер Мериме. #Аудиокнига

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Фальконе Этьен: биография, личная жизнь и известные работы

Ударение в слове фальконе

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе в истории искусства занимает особое место. В первую очередь он известен как автор памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге – монумента, равных которому нет в мировой скульптуре. Фальконе был не только выдающимся художником, но и писателем-теоретиком. Этот человек обладал многогранным ярким дарованием и являлся мастером огромного диапазона. Творчество Этьена Мориса Фальконе протекало в атмосфере предреволюционных настроений и споров о новых путях развития искусства. О жизненном пути скульптора и его главных работах расскажем в статье.

Биография

Этьен Морис Фальконе появился на свет в Париже 1.12.1716. Его семья происходила из французской провинции Савойя, мать была дочерью сапожника, а отец — подмастерьем столяра. Как и у других детей из третьего сословия, у Этьена было нищее детство, с ранних лет приходилось зарабатывать себе на хлеб. Ничего удивительного, что в восемнадцать лет он едва умел писать и читать. Да и этому научился самостоятельно. Родители считали, что мастеровому парню требуется не так уж много знаний: главное, чтобы владел ремеслом, был честен и не забывал ходить в церковь по воскресеньям.

Впервые обращаться со скульптурным материалом Фальконе научился в мастерской своего дяди, который был мраморщиком. Будущий скульптор уже тогда имел ловкие руки и хорошо рисовал. Неизвестно, как бы дальше сложилась биография Этьена Фальконе, если бы однажды он не набрался смелости показать свои рисунки Жану-Луи Лемуану – известному в то время придворному скульптору-портретисту. Юноша взял первое попавшееся изображение и отправился в ателье.

Под крылом Лемуана

Позже в своих мемуарах Фальконе описывал первую встречу с Жаном-Луи. Когда он постучал в дверь, на пороге появился невысокий старик в рабочем халате, весь в гипсе и глине. Этьен, не говоря ни слова, протянул ему свой рисунок. Старик несколько минут рассматривал изображение, а затем спросил, есть ли у парня другие работы и давно ли он этим занимается.

Ударение в слове фальконе

В тот же день Этьен Фальконе был принят в ателье Лемуана помощником. У него имелись чудовищные пробелы в образовании, но была огромная любознательность и прекрасная память. Эти качества наряду с привычкой к самостоятельным суждениям и философскому осмыслению всего происходящего посодействовали тому, что впоследствии Фальконе превратился в одного из наиболее оригинальных мастеров искусства.

Однако тогда до этого еще было далеко. Жан-Луи учил юношу по старинке, давал как можно больше упражнений. Неделями и месяцами Этьен Фальконе копировал старинные гравюры, срисовывал древнеримские орнаменты, штудировал натуры, имитировал античные бюсты, головы и торсы. Вместе с Лемуаном молодой скульптор участвовал в украшении Версальского парка, и там впервые увидел произведения Пьера Пюже, выдающегося французского ваятеля.

Жан-Луи Лемуан до самой своей смерти оставался близким другом и учителем Фальконе, а тот, в свою очередь, навсегда сохранил к наставнику чувства уважения и благодарности.

Парижская академия

Почти всю жизнь Этьен Морис провел в Париже, и этот город стал для него школой художественного мастерства. Главным образом дарование Фальконе развивалось на почве национальной культуры. В 1744 г. в возрасте двадцати восьми лет он решил поступить в Парижскую академию художеств и для этого выполнил свое первое гипсовое произведение «Милон Кротонский».

В этой скульптуре Этьен Морис Фальконе отразил театральность и динамику, свойственную пластике барокко, но в то же время показал классицистическую ясность формы. Члены Академии и общественность восприняли работу холодно, но тем не менее его приняли в учебное заведение.

Спустя десять лет за перевод «Милона Кротонского» в мрамор Фальконе получил звание академика, которое давало ему ряд определенных привилегий: право на получение ежегодной пенсии и королевских заказов, предоставление бесплатной мастерской в Лувре, присвоение звания дворянина.

Ударение в слове фальконе

Работа на Севрской мануфактуре

С 1753 г. и на протяжении десяти последующих лет Этьен Морис принимал участие в реконструкции и украшении церкви Святого Роха. Одновременно с этим в 1757 г. он начал работать на Севрской фарфоровой мануфактуре в должности директора модельерной мастерской. Там скульптор познакомился с французским живописцем, декоратором и гравером Франсуа Буше. Сначала Фальконе делал модели по его рисункам, а затем стал работать самостоятельно. Именно в этот период он сумел выявить особенные художественные свойства французского фарфора и впоследствии их блестяще использовал.

Покровительницей мануфактуры была маркиза де Помпадур и для нее скульптор создал множество статуэток из бисквита, изображающих мифологических персонажей. Эти работы Этьена Мориса Фальконе сразу вошли в моду и вызвали восторг публики.

«Грозящий Амур»

В 1757 г. маркиза де Помпадур поручила ваятелю исполнить статую бога любви Амура для украшения будуара в ее парижском особняке. Античный миф о Купидоне был особо популярен во французском искусстве восемнадцатого века.

Этьен Фальконе изобразил Амура жизнерадостным шаловливым ребенком, от облика которого веет непосредственностью и искренней радостью. Он непринужденно сидит на облаке и, улыбаясь и как бы предостерегая или грозя, готовится вытащить губительную стрелу из колчана, чтобы пустить ее в намеченную жертву. Хитрый взгляд, мягкий наклон головы, приложенный к губам пальчик и лукавая улыбка — все придает живость композиции.

Ударение в слове фальконе

Прелесть пухлого детского тела и естественную ребячью грацию скульптор передал скромными, но весьма выразительными средствами. Фальконе обработал мрамор так совершенно, что вьющиеся мягкие волосы и шелковистая кожа Амура воспринимаются как будто иллюзорно. С таким же мастерством ваятель изобразил крылья с нежными перышками за спиной ребенка и изогнутые лепестки лежащей у его ног розы.

Кажущаяся легкость и простота, с которой Этьен Морис решил композиционную задачу, говорят о его высоком профессионализме. Силой своего таланта Фальконе сделал из холодного мрамора пластическую форму, наполненную жизненным дыханием.

«Купальщица»

Неменьшего внимания и восхищения в салоне 1757 г. была удостоена статуя «Купальщица», изображающая нимфу, погрузившую свои ноги в воду. Это произведение Этьена Фальконе выполнено очень изящно, без малейшего намека на вульгарность.

Текучи и плавны линии фигуры девушки с маленькой грудью и покатыми плечами. Она стоит, опираясь о высокий пень, и, слегка придерживая у бедра легкую ткань, пробует кончиками пальцев ноги воду. За счет небольшого наклона головы красиво подчеркивается гибкая линия шеи купальщицы, а ее лицо сохраняет детскую округлость. Так, казалось бы, обычные черты девушки под резцом мастера становятся поэтически выразительными.

Истинным шедевром Фальконе явилась статуя «Зима», которую он начал в середине 1750-х гг. по заказу мадам де Помпадур и завершил в 1771-м. Скульптура изображает сидящую девушку, олицетворяющую зиму. Ее плавно спадающее одеяние, как снежный покров, прикрывает цветы у ног. Облик барышни полон мечтательной тихой грусти, воплощения юности, чистоты и какого-то особого женского обаяния. Аллюзией зимы выступают знаки зодиака, которые изображены по сторонам постамента, а также расколовшаяся от замерзшей воды чаша у ног девушки.

В статуе «Зима» Этьен Фальконе гениально сочетал черты стиля рококо, господствовавшего в то время, и свои реалистические устремления. Облик девушки передан выразительно и свободно, есть в нем и жизненность, и непосредственность. Благодаря богатой игре тени и света, а также уверенной и мягкой моделировке мрамора достигается иллюзия живой поверхности тела.

Впоследствии скульптор в своих работах еще не раз возвращался к образам обнаженных женщин и создал множество вариаций изображения женского тела, которые покоряли тонким восприятием природы и поэтичностью.

Ударение в слове фальконе

Тенденции классицизма

В начале 1760-х гг. в творчестве Фальконе стал прослеживаться классицизм. Ваятель разрывался между запросами двора выполнять эстетические и элегантные работы и собственным желанием создавать нравоучительные серьезные скульптуры. Сначала черты классицизма были замечены в статуе «Нежная грусть». Они же были характерны для «Пигмалиона и Галатеи» — произведения, которое в салоне 1763 г. вызвало триумф.

В 1764 г. умерла маркиза де Помпадур, и Фальконе потерял своего основного заказчика и покровителя. В 1765-м Этьену исполнилось 49 лет, а он так и не был удовлетворен своим творчеством. Всю жизнь скульптор мечтал создать монументальное произведение, и вскоре ему это удалось.

«Медный всадник»

Этьен Морис Фальконе воплотил свою мечту не где-нибудь, а в России. По совету философа Дени Дидро, с которым ваятель подружился еще в 1750 г., императрица Екатерина Вторая предложила ему выполнить конный памятник Петру Первому в Петербурге. Первоначальный восковый эскиз скульптор сделал еще в Париже: герой на коне перескакивает через скалу, что символизирует преодоленные препятствия.

Фальконе хотел создать глубокую по замыслу композицию: не только памятник властителю, но и монумент всей Петровской эпохе; не только статую полководцу, но и образ человека, неразрывно связавшего судьбу с историей своего народа.

Работа над памятником Петру I

В октябре 1766 г. скульптор прибыл в Россию и приступил к работе над гипсовой моделью статуи. Вместе с Фальконе приехали его восемнадцатилетняя ученица Мари Анн Колло и резчик Фонтен. Ваятель думал, что покидает Францию на восемь лет – именно такой срок предусматривался договором с Екатериной для выполнения, отливки и установки «Медного всадника». Этьен Фальконе не сомневался, что уложится в срок. Однако обстоятельства сложились иначе.

Ударение в слове фальконе

Сначала все шло хорошо. Императрица утвердила и проект памятника, и лаконичную надпись на нем, сочиненную скульптором: «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Правда, правительница убрала слово «воздвигла» из надписи, сделав ее еще более простой.

Полтора года мастер самоотверженно трудился над моделью, уточняя детали композиции и скрупулезно рассчитывая соразмерность частей. Посадка, жесты, лицо всадника – все исполнялось с максимальной выразительностью. Фальконе жил лишь этой работой и вложил в нее все свои умения и весь жар своей души. Наконец наступил майский день 1770 г., когда гипсовая модель скульптуры была выставлена на всеобщее обозрение.

Отливка статуи Петра

Президент Академии художеств генерал-поручик Бецкой раскритиковал работу Этьена Фальконе и буквально извел ваятеля своими замечаниями. Причиной вражды послужило то, что Фальконе еще изначально отказался исполнить детально разработанный Бецким проект памятника.

В поисках поддержки мастер обратился к Екатерине, но она все меньше интересовалась ходом работ и все реже реагировала на его жалобы. Время шло, а к отливке статуи так и не приступали. К лету 1774 г. выяснилось, что Бенуа Эрсман, приглашенный в качестве литейщика, не способен справиться с поставленной Этьеном задачей, после чего он сам решил взяться отливать памятник. В возрасте 58 лет Фальконе сел за учебники и принялся штудировать описание работ по отливке конных статуй.

Затем вместе с помощником Емельяном Хайловым ваятель часами не выходил из мастерской. Первая отливка вышла не совсем удачной: в процессе работы пламя было слишком сильным и испепелило верх формы. Голова всадника пострадала, скульптор трижды ее переделывал, но никак не мог создать образ, соответствующий задуманному. Спасла ситуацию Мари Анн Колло: ученица блестяще выполнила то, что по каким-то причинам не получалось у ее учителя.

И вот настал день, когда работа была закончена. «Медного всадника» Этьена Мориса Фальконе, как впоследствии назовет скульптуру Пушкин, оставалось лишь укрепить на постаменте, который давно был подготовлен на Сенатской площади.

Ударение в слове фальконе

Возвращение во Францию

Великий мастер не дождался установки статуи. Екатерина охладела к Фальконе, отношения с Бецким были испорчены, и далее оставаться в Петербурге он не мог. Этьен собрал чертежи и книги и после двенадцати лет нахождения в России вернулся на Родину. Отныне он больше не создавал скульптур, а всецело посвятил себя написанию трактатов по искусству.

Памятник Петру I был официально открыт на Сенатской площади 7.08.1782. Статуя царя, усмиряющего коня, на постаменте из цельного камня в виде волны выразительным силуэтом вырисовалась на фоне Петербурга и пришлась по душе людям. Впоследствии «Медный всадник» стал частицей города и одним из наиболее почитаемых его шедевров.

Фальконе на открытие не пригласили, правда, потом императрица отправила ему две медали, отчеканенные в честь такого события. Получив их, скульптор расплакался: он уже тогда понимал, что выполнил дело всей своей жизни.

Через полгода, в мае 1783-го, у Этьена Мориса Фальконе случился апоплексический удар, который привел к параличу. В последующие десять лет ваятель был прикован к постели. Уход за ним осуществляла Мари Анн Колло, которая к тому времени вышла замуж за сына скульптора Пьера Этьена Фальконе. 24.01.1791 в Париже оборвалась жизнь великого мастера.

Ударение в слове фальконе

У Фальконе была удивительная судьба. Приехал в Россию, создал гениальный памятник, уехал и умер. Сейчас во Франции он почти забыт. Зато в нашей стране этого скульптора будут помнить всегда, ведь его руками сотворен символ Российского государства. Всадник на коне. Человек, обуздавший стихию.

Поделиться или сохранить к себе: