Ударение в славянских языках

Видео:Надстрочные знаки. Ударение. Церковнославянский язык.Скачать

Надстрочные знаки.  Ударение. Церковнославянский язык.

Просодика праславянского языка

Ударение в славянских языках

Гипотетически ударение в праславянском языке было тоническим, или музыкально-экспираторным. Это означает, что все гласные звуки в слове произносились с одинаковой силой. Значение имели повышение и понижение тона, а также длительность звучания гласного [для раннего праславянского]. Среди современных славянских языков похожую акцентологическую систему сохранили сербскохорватский и словенский языки. Два музыкальных ударения имеются также в шведском языке, а в древности зафиксировано в древнегреческом языке.

Разделы о праславянской акцентуации и просодических явлениях:

  • Балтославянский характер праславянской просодики
  • Поздняя праславянская просодика
  • Просодические изменения в праславянском языке
  • Современные славянские реликты праславянской просодики

Поскольку общеславянская акцентология является единой (или по происхождению) балто-славянской, смотрите также литературу по балтославяноведению.

Видео:Чтение по-древнерусски с произношением до 12 векаСкачать

Чтение по-древнерусски с произношением до 12 века

Балтославянский характер праславянской просодики

Сходства между балтийской и славянской акцентными системами настолько велики, что позволяют реконструировать балтославянскую систему акцентуации.

Однако, необходимо отметить, что балтийский акут соответствует славянскому циркумфлексу, а балтийский циркумфлекс — славянскому старому акуту [!].

Балтославянскую неподвижную акцентную парадигму возводят к праиндоевропейским баритонированным существительным (с ударением на корне), а подвижную парадигму — к праиндоевропейским окситонированным существительным (с ударением на окончании).

Видео:КАК ЗВУЧАТ СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ? [ENG SUB]Скачать

КАК ЗВУЧАТ СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ? [ENG SUB]

Поздняя праславянская просодика

Для последней фазы существования праславянского языка реконструируют два исконных тона — акут (восходящая интонация, по версии В. А. Дыбо — восходяще-нисходящая) и циркумфлекс (нисходящая интонация) — и один инновационный — новый акут, появившийся в результате передвижения ударения.

У праславянских существительных выделяют 3 акцентные парадигмы, которые возникли из 2 первоначальных парадигм: одна была с неподвижным ударением на первом слоге [что сохранилось в сербскохорватском, чешском, и, наверное, в других славянских языках], а другая — с подвижным.

Владимир Антонович Дыбо в своей монографии Основы славянской акцентологии пишет: основной единицей описания праславянской акцентной системы является акцентная парадигма. Наиболее известно определение акцентной парадигмы, предложенное В.М.Иллич-Свитычем: «Термин акцентуационная парадигма (а.п.) подразумевает характерную для определенной группы слов, относящихся к какой-либо грамматической категории, совокупность акцентных отношений в различных формах слова, своего рода «акцентную кривую» грамматической парадигмы»

, rgkamb, rqky, rQkami, гдкахъ; rQkS, rQkii, rQkama.

Если мы расположим словоформы столбцами и соединим их ударные слоги линией, то лишь в третьем случае мы получим «кривую», образ, послуживший основой («внутренней формой») для термина акцентная кривая. В первом и втором случаях линия, соединяющая ударные слоги, будет прямой4. Однако в литовском, рассмотрение которого и побудило ввести этот термин, из четырех акцентных парадигм соответствующих основ три при использовании такого приема дают именно разные кривые.

В определении В. М. Иллич-Свитыча термин акцентная кривая имеет вспомогательный характер, но, как показали дальнейшие исследования в области славянской акцентологии, это понятие не лишено самостоятельного значения. Акцентные отношения, о которых пишет В. М. Иллич-Свитыч, в отдельной словоформе могут быть обозначены как акцентный контур (у Ф. де Соссюра этому соответствет термин courbe dJ accent). В том случае, когда при описанной выше процедуре мы получаем действительно кривую или ломаную линию, мы, очевидно, имеем дело с чередованием акцентных контуров, отличающимся от обычного морфонологического чередования лишь тем, что в данном случае чередуются суперсегментные единицы. Однако в случаях, подобных двум первым, чередование акцентных контуров отсутствует. Поэтому в общем случае акцентную кривую можно определить как кортеж акцентных контуров, т.е. их упорядоченное множество, совокупность.

В других именных основах в праславянском обнаруживается также по три акцентных типа, и обозначаются они так же: а.п. а, а.п. Ь, а.п. с, — аналогичная ситуация и в глаголе. При этом акцентные кривые одной и той же а.п. в разных основах могут существенно различаться (это тем более относится к глаголу), сохраняя определенные моменты сходства, приводящие к возможности их отождествления в рамках единой акцентной парадигмы. Одним из важнейших системных моментов этого сходства является парадигматический выбор акцентного типа производных. Несмотря на различие акцентных кривых в именах а.п. с: r

Важной особенностью праславянской акцентуационной системы являлось наличие интонаций (или слоговых акцентов). Оба термина не вполне удачны: лучше было бы говорить о слоговых интонациях или даже о слоговых тонах. Сложность проблемы слоговых интонаций имеет под собой два основания:

  1. во-первых, их реконструкция вынужденно строится на записях живой речи, произведенных в основном лишь в последние полтора века, зачастую весьма неполных и почти всегда, когда дело касается деталей, довольно субъективных;
  2. во-вторых, слоговые интонации, являясь компонентом акцентного контура и через него входя в систему акцентных парадигм, тесно связаны со всей просодической системой языка и ее историей, в частности с историей количеств и слоговых структур.

Первоначально слоговые интонации, строго говоря, являлись характеристиками слога, представляя собой разновидности слоговых тонов, по-видимому, контурного типа. В праславянском непосредственным сравнением они реконструируются лишь на ударных слогах, однако нет серьезных оснований исключать для какого-то периода истории праславянского языка возможность существования слоговых интонаций и на неударных слогах. Более того, имеются косвенные свидетельства в пользу этого. Связь слоговых интонаций с конкретными слогами (рассматриваемыми как морфонологические единицы) абсолютно прозрачна в родственной литовской акцентуационной системе. В праславянском в результате ряда передвижек ударения при возможной нейтрализации интонаций безударных слогов и трансформации системы количеств эта связь была сильно «затушевана», сохраняясь, быть может, лишь на морфонологическом уровне. Наложение силовых и музыкальных вершин в ударном слоге, по-видимому, синкретизировало тональный и силовой контуры слога, еще более усложнив проблему интерпретации результатов компаративистской процедуры относительно слоговых интонаций. В настоящее время сравнительно-историческая акцентология склонна к значительно большей осторожности при попытках ответа на вопрос о фонетическом характере слоговых тонально-силовых контуров, характеризующих ту или иную слоговую интонацию, чем это было в «классической акцентологии». По характеру рефлексов и исходя из системных отношений можно думать, что слог с праславянским «циркумфлексом» характеризовался нисходящим контуром, а слог с «новым акутом» — восходящим.

Значительно меньше оснований для суждения о характере контура праславянского акута. Обычно приводимые аргументы в пользу его восходящего характера при ближайшем рассмотрении оказываются крайне ненадежными. Скорее всего, это была восходяще-нисходящая интонация с краткой, но резкой восходящей частью и с более длительным нисходящим склоном. На это как будто указывает ее сербохорватский рефлекс (нисходящая краткость:»»), единственный претендующий на непосредственное отражение праславянского акута. Словенское восходящее долгое ударение (‘) является, скорее всего, результатом удлинения рефлекса, подобного сербохорватскому (в процессе удлинения неконечных ударных слогов), в период, когда он утратил уже свой отчетливо нисходящий характер. Возможно, более ранний характер этого рефлекса (нисходящий) отразился в так называемой «новоциркумфлексовой метатонии», где произошедшее в результате дрейфа конечной долготы удлинение этого рефлекса дало долгое нисходящее ударение.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Просодические изменения в праславянском языке

Важные изменения пережил праславянский язык и в области ударения. В ранний период своей истории праславянский язык характеризовался разноместным словоударением, различием долготы и краткости слога и различием в слогоударении, т. е. в интонации. Ударные и безударные слоги различались высотой тона (тоническое ударение).

Первоначальную природу этих ударений в праславянском языке определить с уверенностью трудно; условно их обозначают терминами акут (‘) и циркумфлекс («). 1. Вначале это различие было связано с долготой или краткостью гласных. Так, долгие гласные могли иметь только восходящее (акутовое) ударение. 2. Позже в определенных условиях произошла передвижка ударения, в результате которой на долгих гласных могло оказаться нисходящее (циркумфлексное) ударение. С этого времени ударение стало играть важную роль в грамматическом строе праславянского языка.

Тоническое ударение сохранилось в современном сербскохорватском и словенском языках. В других славянских языках следы его отражаются в долготе и краткости гласных, в перемещении места ударения в разных грамматических формах одного слова, в произношении некоторых звуков и т. д.

Примером различия ударения (интонации) на ударяемых слогах могут служить праславянские слова *vorna («ворона») — восходящее ударение на слоге or и *vdrnb («ворон») — нисходящее ударение на том же слоге. Это различие интонации оставило свои следы в русских полногласных формах типа ворона, ворон. В тех случаях, когда русское ударение падает на второй элемент полногласного сочетания (оро, оло, ерё), онеГ^ восходит к древнему восходящему ударению: ворона, корова, мороз, берёза, колода и др. В чешском языке все соответствующие слова будут иметь долготу: vгапа, krava, mraz, br?za, klada; в сербском — краткое нисходящее ударение: врана, крава, мраз, брёза, клада.

Ударение на первом элементе полногласных русских форм (оро, оло, ёре) отражает древнее нисходящее ударение: ворон, город, голос, берег [почему берёза, но не бёрег?], волос. В чешском языке в соответствующих словах находим краткий гласный: (ha)vran, hrad, hlas, breh, vlas, в сербском — долгое нисходящее ударение: вран, град, глас, брег, влас.

Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Современные славянские реликты праславянской просодики

В праславянском языке ударение было подвижным и музыкальным. В большинстве современных славянских языков ударение сильно изменило свой характер по сравнению с праславянским. Музыкальный характер ударение сохранило только в сербохорватском и словенском языках, однако в сербохорватском ударение систематически сместилось на один слог ближе к началу слова [фактически, на первый слог]. Восточнославянские, болгарский, словинский и кашубский языки сохранили подвижность ударения, но музыкальное ударение в них сменилось динамическим. В чешском, словацком, польском, лужицких и македонском языках ударение утратило как подвижность, так и музыкальный характер.

Видео:Церковнославянский язык для начинающих. Ударения и придыханияСкачать

Церковнославянский язык для начинающих. Ударения и придыхания

Церковнославянский язык в таблицах

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Срав­ни­тель­ная таб­лица гла­го­лицы, кирил­лицы и гре­че­ского алфа­вита

Гла­го­лицаКирил­лицаГреч. алфа­витЗвукГла­го­лицаКирил­лицаГреч. алфа­витЗвук
АαаФφф
БβбХχх
ВвЦц
ГγгЧч҆
ДδдШш҆
ЕεеЩш҆т
Жж҆Ъ(ер)
Ѕζ∂͡зⰟ Ⰹ, ⰟⰋЫ, ЪИы
ИиЬ(ерь)
Ⰹ ⰊІιиѢ(ять)
Ђг҆Юυю
Кκкja
ЛλлѤje
МμмѦ
НνнѨje̯
ОοоѪԚ
ПπпѬ
РρрѮξкс
Сσ, ςсѰψпс
ТτтѲϑт
Ѹ, ꙋуѶ, Ѵυи
ЗзѾωо

Видео:Кустарные видеозаписки #1. Ареал славянских языков и характер словесного ударенияСкачать

Кустарные видеозаписки #1. Ареал славянских языков и характер словесного ударения

Азбука

букваназва­ниепро­из­но­ше­ниеосо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
А, аа́з[а]
Б, ббу́ки[б]
В, вве́ди[в]
Г, гглаго́л[г]а҆́гг҃лъ [ангел], но а҆́ггелъ [аггел] — искл.
Д, ддобро́[д]
Е е єесть[е]е — есть про­стое пишется в сере­дине и конце слова;

є — есть якор­ное пишется:

1) в начале слова: є҆стество̀, є҆ли́цы :

2) в сере­дине слова для отли­чия форм мн. и дв. числа от форм ед. числа:

оѿве́рзи двє́ри (мн., В.)-

ср.: оу҆́ две́ри (ед., Р.);

3) в окон­ча­нии Р.п. мн.ч. 1 скл. мяг­кого типа: крає́вб ;

4) в Им.п. мн.ч. сущ‑х 1 скл., окан­чи­ва­ю­щихся на -: ей: фарисе́є

Ж, жживе́те[ж]Ѕ, ѕзе́ло[з]Встре­ча­ется только в словах: ѕве́рь, ѕвѣзда̀, ѕѣ́лїе, ѕло̀, ѕмі́й, ѕѣлѡ̀ , а также в словах, обра­зо­ван­ных от них: ѕвѣзди́цаЗ, зземля́[з]И, ии́же,

[и]и — и‑восьмеричное пишется перед соглас­ными: и҆́мѧ, лицѐ

букваназва­ниепро­из­но­ше­ниеосо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Ї, їи-деся­те­рич­ное[и]ї — и‑десятеричное пишется:

1) перед глас­ными: і҆ере́й, Їисꙋ́съ ;

2) перед соглас­ными в неко­то­рых гре­че­ских словах: хїтѡ́нъ, і҆рмо̀съ ;

3) в двух сла­вян­ских словах: вїно и мі́ръ (в зна­че­нии “твар­ный мир”). Раз­ли­чай ми́ръ — вышний, горний и мі́ръ — земной, падший

К, кка́ко[к]
Л, ллю́дие[л]
М, ммысле́те[м]
Н, ннаш[н]
Ѻ, ѻ, оон[о]о — о‑узкое или поль­ское упо­треб­ля­ется только в сере­дине и конце слова: сло́во ;

1) в начале слова: ѻ҆́чи, ѻ҆на̀ ;

2) после при­ставки: соѻбще́нїе ;

3) в составе слож­ного слова: многоѻчи́тїи ;

4) в слове: Їѻрда́нъ

П, ппоко́й[п]
Р, ррцы[р]
С, ссло́во[с]
Т, ттве́рдо[т]
Оу, оу, ꙋук[у]оу — о́ник пишется в начале слова: оу҆чи́тель ;

пишется в сере­дине или на конце слова: пу́ть, є҆мꙋ̀

букваназва­ниепро­из­но­ше­ниеосо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Ф, фферт[ф]упо­треб­ля­ется в ряде гре­че­ских слов на месте гре­че­ской буквы φ: фелѡ́нь
Х,хер[х]
Ц, ццы[ц]
Ч, ччервь[ч]
Ш, Шша[ш]
Щ, щшта[щ]
ъерне имеет звукаУпо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния твер­до­сти преды­ду­щего соглас­ного: ѡ҆бъѧ́тїе .

Иногда заме­ня­ется знач­ком ̾ (ерок): ѡ҆б̾ѧтїе

ыеры́[ы]Иногда исполь­зу­ется для отли­чия фром мн. и дв. ч. от ед. ч.:

ьерь;не имеет звукаУпо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти преды­ду­щего соглас­ного: сꙋдьба̀
ѣять;[е]Пишется в соот­вет­ствии с эти­мо­ло­гией в неко­то­рых

корнях и окон­ча­ниях, а также в суф­фик­сах пре­вос­ход­ной

сте­пени при­ла­га­тель­ных: пѣ́нїе, честнѣ́йшаѧ

Ю, юю[ю]
Ꙗ, ꙗя, аз-йоти́-

[я]Пишется в начале слова. Исклю­че­ния:

ѧ҆зы́къ — в зна­че­ниях “часть тела” , “дар речи”

(но: ꙗ҆зы́къ в зна­че­нии “народ”;

место­име­ние: ꙗⷤ (В.п., мн. или дв.ч.) — “их”).

оме́га[о]ѡ пишется:

1) в при­став­ках и пред­ло­гах ѡ‑, ѡб-: ѡ҆чище́нїе, ѡ҆ грѣсѣ́хъ, ѡ́бъѧ́ти

2) в словах, заим­ство­ван­ных из греч. языка на месте греч. буквы ѡ (оме́га): канѡ́нъ, сі́мѡнъ;

3) на конце наре­чий и нареч­ных слов,

📽️ Видео

Булгарские заимствования в славянских языках — Анна ДыбоСкачать

Булгарские заимствования в славянских языках — Анна Дыбо

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ: Что это такое? Сколько их существует?Скачать

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ: Что это такое? Сколько их существует?

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

Как нужно отвечать, если вам исправляют «ошибки» в речи?Скачать

Как нужно отвечать, если вам исправляют «ошибки» в речи?

ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать

ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНО

15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать

15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]

АУДИО. Как звучал древнерусский язык? • Подкаст Arzamas о русском языке • s01e01Скачать

АУДИО. Как звучал древнерусский язык? • Подкаст Arzamas о русском языке • s01e01

Ударение в сербском языке! #сербскийязык #сербский #учимязыкиСкачать

Ударение в сербском языке! #сербскийязык #сербский #учимязыки

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?
Поделиться или сохранить к себе:
букваназва­ниепро­из­но­ше­ниеосо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
отве­ча­ю­щих на вопрос как?: ꙗⷯkѡ, та́кѡ, моли́твеннѡ.

4) в сере­дине слова отли­чает мн. и дв. число от ед.: беззакѡ́нїѧ моѧ̑ (И.п., мн.ч.), ср.:

ѿ беззако́нїѧ моегѡ́ (Р.п., ед.ч.);

5) в заим­ство­ван­ных именах соб­ствен­ных: Мѡѵсе́й.

ѽ особо начер­ты­ва­ется в меж­до­ме­тиях “ѽ!”, “ѽле!”: Ѽле страш­ного таин­ства!

Ѿ, ѿот[от]Упо­треб­ля­ется в пред­ло­гах и при­став­ках: ѿтпꙋща́еши, ѿт мене́
Ѧ, ѧюс малый[я]Пишется в сере­дине и конце слова: всѧ́къ. Исклю­че­ния см. на букву

Иногда упо­треб­ля­ется для раз­ли­че­ния форм мно­же­ствен­ного числа от форм

един­ствен­ного числа: дꙋ́шы на́шѧ

Ѯ, ѯкси[кс]Упо­треб­ля­ется только в греч. заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы: ѯ: Алеѯа́ндръ
Ѱ, ѱпси[пс]Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы: ѱ: ѱалѡ́мъ
Ѳ, ѳфита́[ф]Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах на месте греч. буквы Θ ѳимїа́мъ
Ѵ, ѵ

и́жица[и]

Упо­треб­ля­ется только в заим­ство­ван­ных словах.

[и] — если над ней стоит знак ѵ҆, ѵ́, ѷ, Мѡѷсе́й, ѵ҆ссѡ́пъ;

[в] — если перед ней стоит буква а или є и над ней нет над­строч­ных знаков: Па́ѵелъ

Видео:4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописание

Цер­ков­ный счет

числапро­стыесостав­ные
состав­ле­ние числапри­меры
1–19Еди­ницы:

12 — в҃і (двана́десять)

13 — г҃і (трина́десять)

14 — д҃і (четырена́десять)

15 — є҃і (пятьна́десять)

16 — ѕ҃і (шестьна́десять)

17 — з҃і (семьна́десять)

18 — и҃і (осмьна́десять)

19 — ѳ҃і (девятьна́десять)

20–99Десятки:

20 — к҃ (два́десять)

30 — л҃ (три́десять)

40 — м҃ (четы́редесять)

50 — н҃ (пятьдеся́т)

60 — ѯ҃ (шестьдеся́т)

70 — ѻ҃ (се́дмьдесят)

80 — п҃ (о́смьдесят)

90 — ч҃ (де́вятьдесят)

32 — л҃в (три́десять два)

43 — м҃г (четы́редесять три)

54 — н҃д (пятьдеся́т четы́ре)

65 — ѯ҃є (шестьдеся́т пять)

76 — ѻ҃ѕ (се́дмьдесят шесть)

87 — п҃з (о́смьдесят седмь)

98 — ч҃и (де́вятьдесят о́семь)

числапро­стыесостав­ные
состав­ле­ние числапри­меры
100–900Сотни:

200 — с҃ (две́сти)

300 — т҃ (три́ста)

400 — у҃ (четы́реста)

500 — ф҃ (пятьс́от)

600 — х҃ (шестьсо́т)

700 — ѱ҃ (седмьсо́т)

800 — ѡ҃ (осемьсо́т)

900 — ц҃ (девятьсо́т)

р҃ + к҃ + а҃ = рк҃а

(сто два́десять еди́н)

(четы́реста пятьдеся́т шесть)

705 — ѱ҃є (седмьсо́т пять)

909 — ц҃ѳ (девятьсо́т де́вять)

1000 — а҃ (ты́сяща)

10000 — і҃ , Ударение в славянских языках

(де́сять ты́сящ, тма)

100000 — р҃ , Ударение в славянских языках

1 000000 — р҃, а҃ , Ударение в славянских языках

10 000000 — Ударение в славянских языках

100 000000 — Ударение в славянских языках

1000 000000 — Ударение в славянских языках

10345 — ітм҃ є
(де́сять ты́сящ три́ста

123456789
Еди­ницыа҃в҃г҃д҃є҃ѕ҃з҃и҃ѳ҃
Десяткиі҃к҃л҃м҃н҃ѯ҃ѻ҃п҃ч҃
Сотнир҃с҃т҃у҃ф҃х҃ѱ҃ѡ҃, ѿ҃ц҃

Видео:рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение словаСкачать

рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение слова

Над­строч­ные знаки

знакназва­нияосо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния
Уда­ре­ния: ́оксия

1. ста­вится над удар­ным глас­ным в начале и сере­дине слова: сотвори́ти

2. ста­вится над удар­ным глас­ным в конце слова, если после него стоит другое слово, не име­ю­щее соб­ствен­ного уда­ре­ния ( бо, ли, же, мѧ, ми, тѧ, ти, сѧ, си, ны):

бж҃е, бж҃е, мо́й вонми́ ми

̀вария

̑камора

помо­гает отли­чить формы мн. и дв. числа от форм ед. числа:

царѧ́ (ед.Р.) — царѧ̑ (дв.И или Р.)

При­ды­ха­ние: ҆зва­тельцо

(звука не имеет, т.к. заим­ство­ван из греч. языка, где подоб­ные знаки не имели про­из­но­ше­ния)

При­ды­ха­ние + уда­ре­ние ҆́исоста­вится в словах, начи­на­ю­щихся с удар­ного глас­ного: ѻ҆́н, а҆́зъ
҆̀апо­строфста­вится в словах, состо­я­щих из одного глас­ного звука:

є҆̀ (мест. его — ср.В.), ю҆̀ (мест. её — ж.В.)

Титло (сокра­ще­ние) ҃про­стое титло упо­треб­ля­ется для сокра­ще­ния слов, обо­зна­ча­ю­щих свя­щен­ные поня­тия.

Ср.: бг҃ъ (Бог)бо́гъ (идол); а҆́гг҃лъ (ангел, чита­ется [ангел]) — а҆́ггелъ (падший ангел, чита­ется [аггел])

бук­вен­ные титла
добро-титлобцⷣа (Бого­ро­дица)
ⷢ҇гла­голь-титлоєѵⷢ҇лїе (Еван­ге­лие)
ⷪ҇он-титлопрⷪ҇ро́къ (пророк)
ⷬ҇рцы-титлоимⷬ҇къ (имярек)
ⷭ҇слово-титлокрⷭ҇тъ (крест)

Иногда в сла­вян­ских текстах можно встре­тить знак “кавы́ки”: ꙾ѻ҆на́гри꙾ .“Кавыки” — это знак сноски. Внизу стра­ницы поме­ща­ется тол­ко­ва­ние непо­нят­ного слова: ꙾ди́кїе ѻ҆слы̀꙾

Видео:На каком языке говорили славяне? Светлана Бурлак. #ПостскриптумСкачать

На каком языке говорили славяне? Светлана Бурлак. #Постскриптум

Ударение в славянских языках

В церковнославянском языке употребляются следующие надстрочные знаки: ударения, придыхания и титла.

Ударения бывают: острое ( ́ ) (или оксия), тяжелое ( ̀ ) (или вария) и облеченное ( ̑ ) (или камора). Острое ударение ставится над гласной в начале или середине слова: а҆на́нїѧ, а҆́гг҃лъ . Тяжелое — ставится над гласной в конце слова: распнѝ є҆го̀ ; но если после слова стоят союзы же, бо, ли и краткие формы личного местоимения 1-го и 2-го лица: мѝ, тѝ и др., то ставится ударение острое, а местоимение без ударения: спаси́ мѧ .

Есть несколько местоимений, в которых над гласной, стоящей в начале слова, ставится тяжелое ударение вместе с придыханием для отличия падежей, напр.: и҆̀же, ꙗ҆̀же и др., и союз ᲂу҆̀бо .

Облеченное ударение ставится над падежами двойственного и множественного числа, сходными с падежами единственного, напр.: ра́бъ единственного числа и ра̑бъ множественного.

б) Придыхания

В церковнославянском языке, по образцу греческого, над начальной гласной ставится придыхание (только тонкое; густого нет): ѻ҆ц҃ъ, и҆мѣ́нїе . Придыхание может стоять вместе с ударением, острым или тяжелым: ( ҆́ ) исо и ( ҆̀ ) апостроф: ꙗ҆̀кѡ, ѧ҆̀ .

в) Титла

Некоторые слова в церковнославянском языке намеренно сокращаются, или пишутся с пропуском букв, вместо которых над словом ставится или простой знак ( ҃ ), или знак с какой-либо из пропущенных букв ( ⷭ҇ ). Такие знаки называются титлами.

Первый знак называется «простым титлом», второй — «буквенным титлом». Под титлом подписываются, обычно, следующие буквы: с, г, д, о, р , по которым и буквенные титла называются: «слово-титло», «глагол-титло», «добро-титло», «он-титло», «рцы-титло».

Примечание. Не всякое слово пишется под титлом, но только слова, обозначающие предметы особо уважаемые и почитаемые, например: гдⷭ҇ь, а҆́гг҃лъ, бг҃ъ (но а҆́гглъ — злой дух, бо́гъ — идол), или же слова, часто встречающиеся в речи, напр.: гл҃го́ла, чл҃вѣ́къ .

Под титлом пишутся следующие слова:

А҆́гг҃лъ — ангелМл҃тва — молитва
А҆пⷭ҇лъ — апостолМлⷭ҇ть — милость
Бг҃ъ — БогМлⷭ҇рдїе — милосердие
Бжⷭ҇твенный — БожественныйМлⷣнцъ — Младенец
Бл҃гъ — благМч҃никъ — мученик
Бл҃же́нъ — блаженНб҃о — Небо
Бл҃гослове́нъ — благословенѺ҆ц҃ъ — Отец
Бл҃гочⷭ҇тнѡ — благочестноНлⷣѧ — неделя
Блгⷣть — благодатьПрвⷣникъ — праведник
Бцⷣа — БогородицаПрпⷣбенъ — преподобен
Воскрⷭ҇нїе — воскресениеПрⷭ҇то́лъ — престол
Влⷣка — ВладыкаПрⷪ҇ро́къ — пророк
Влⷣчца — ВладычицаСт҃ъ — свят
Гдⷭ҇ь — ГосподьСт҃и́тель — святитель
Дв҃а — ДеваСп҃съ — Спас
Дх҃ъ — ДухСн҃ъ — Сын
Е҆пⷭ҇копъ — епископТрⷪ҇ца — Троица
Е҆ѵⷢ҇лїе — ЕвангелиеХрⷭ҇то́съ — Христос
И҆́м҃рекъ — имярекЦрⷭ҇тво — царство
І҆ерⷭ҇ли́мъ — ИерусалимЦр҃ь — Царь
І҆и҃съ — ИисусЦр҃ковь — церковь
Крⷭ҇тъ — Крестчⷭ҇тны́й — честный
Крⷭ҇ти́тель — Крестительчⷭ҇тый — чистый
Мр҃і́ѧ — Марияи др.
Мт҃и — Мати

мр҃ ѳу҃ ( Μήτηρ τοῦ Θεοῦ ) — мт҃и бж҃їѧ (Матерь Божия)

на нимбе у Спасителя — ѻ҆ ѡ҆́н ( ὁ ὢν ) — сы́й (Сущий).

Кроме означенных знаков, употребительны еще следующие: ерок ( ̾ ) — вместо твердого знака ( ъ — ер), а в старых изданиях он заменяет иногда и мягкий ( ь — ерь); кавыка ( ꙾ ) — для сносок, напр.: въ начина́нїихъ твои́хъ поглꙋмлю́сѧ꙾ (Пс. 118, 13); скобки или вмѣсти́тєльнаѧ [ ] .