- Просодика праславянского языка
- Балтославянский характер праславянской просодики
- Поздняя праславянская просодика
- Просодические изменения в праславянском языке
- Современные славянские реликты праславянской просодики
- Церковнославянский язык в таблицах
- Сравнительная таблица глаголицы, кириллицы и греческого алфавита
- Азбука
- Церковный счет
- Надстрочные знаки
- Ударение в славянских языках
- б) Придыхания
- в) Титла
- 📽️ Видео
Видео:Надстрочные знаки. Ударение. Церковнославянский язык.Скачать
Просодика праславянского языка
Гипотетически ударение в праславянском языке было тоническим, или музыкально-экспираторным. Это означает, что все гласные звуки в слове произносились с одинаковой силой. Значение имели повышение и понижение тона, а также длительность звучания гласного [для раннего праславянского]. Среди современных славянских языков похожую акцентологическую систему сохранили сербскохорватский и словенский языки. Два музыкальных ударения имеются также в шведском языке, а в древности зафиксировано в древнегреческом языке.
Разделы о праславянской акцентуации и просодических явлениях:
- Балтославянский характер праславянской просодики
- Поздняя праславянская просодика
- Просодические изменения в праславянском языке
- Современные славянские реликты праславянской просодики
Поскольку общеславянская акцентология является единой (или по происхождению) балто-славянской, смотрите также литературу по балтославяноведению.
Видео:Чтение по-древнерусски с произношением до 12 векаСкачать
Балтославянский характер праславянской просодики
Сходства между балтийской и славянской акцентными системами настолько велики, что позволяют реконструировать балтославянскую систему акцентуации.
Однако, необходимо отметить, что балтийский акут соответствует славянскому циркумфлексу, а балтийский циркумфлекс — славянскому старому акуту [!].
Балтославянскую неподвижную акцентную парадигму возводят к праиндоевропейским баритонированным существительным (с ударением на корне), а подвижную парадигму — к праиндоевропейским окситонированным существительным (с ударением на окончании).
Видео:КАК ЗВУЧАТ СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ? [ENG SUB]Скачать
Поздняя праславянская просодика
Для последней фазы существования праславянского языка реконструируют два исконных тона — акут (восходящая интонация, по версии В. А. Дыбо — восходяще-нисходящая) и циркумфлекс (нисходящая интонация) — и один инновационный — новый акут, появившийся в результате передвижения ударения.
У праславянских существительных выделяют 3 акцентные парадигмы, которые возникли из 2 первоначальных парадигм: одна была с неподвижным ударением на первом слоге [что сохранилось в сербскохорватском, чешском, и, наверное, в других славянских языках], а другая — с подвижным.
Владимир Антонович Дыбо в своей монографии Основы славянской акцентологии пишет: основной единицей описания праславянской акцентной системы является акцентная парадигма. Наиболее известно определение акцентной парадигмы, предложенное В.М.Иллич-Свитычем: «Термин акцентуационная парадигма (а.п.) подразумевает характерную для определенной группы слов, относящихся к какой-либо грамматической категории, совокупность акцентных отношений в различных формах слова, своего рода «акцентную кривую» грамматической парадигмы»
, rgkamb, rqky, rQkami, гдкахъ; rQkS, rQkii, rQkama.
Если мы расположим словоформы столбцами и соединим их ударные слоги линией, то лишь в третьем случае мы получим «кривую», образ, послуживший основой («внутренней формой») для термина акцентная кривая. В первом и втором случаях линия, соединяющая ударные слоги, будет прямой4. Однако в литовском, рассмотрение которого и побудило ввести этот термин, из четырех акцентных парадигм соответствующих основ три при использовании такого приема дают именно разные кривые.
В определении В. М. Иллич-Свитыча термин акцентная кривая имеет вспомогательный характер, но, как показали дальнейшие исследования в области славянской акцентологии, это понятие не лишено самостоятельного значения. Акцентные отношения, о которых пишет В. М. Иллич-Свитыч, в отдельной словоформе могут быть обозначены как акцентный контур (у Ф. де Соссюра этому соответствет термин courbe dJ accent). В том случае, когда при описанной выше процедуре мы получаем действительно кривую или ломаную линию, мы, очевидно, имеем дело с чередованием акцентных контуров, отличающимся от обычного морфонологического чередования лишь тем, что в данном случае чередуются суперсегментные единицы. Однако в случаях, подобных двум первым, чередование акцентных контуров отсутствует. Поэтому в общем случае акцентную кривую можно определить как кортеж акцентных контуров, т.е. их упорядоченное множество, совокупность.
В других именных основах в праславянском обнаруживается также по три акцентных типа, и обозначаются они так же: а.п. а, а.п. Ь, а.п. с, — аналогичная ситуация и в глаголе. При этом акцентные кривые одной и той же а.п. в разных основах могут существенно различаться (это тем более относится к глаголу), сохраняя определенные моменты сходства, приводящие к возможности их отождествления в рамках единой акцентной парадигмы. Одним из важнейших системных моментов этого сходства является парадигматический выбор акцентного типа производных. Несмотря на различие акцентных кривых в именах а.п. с: r
Важной особенностью праславянской акцентуационной системы являлось наличие интонаций (или слоговых акцентов). Оба термина не вполне удачны: лучше было бы говорить о слоговых интонациях или даже о слоговых тонах. Сложность проблемы слоговых интонаций имеет под собой два основания:
- во-первых, их реконструкция вынужденно строится на записях живой речи, произведенных в основном лишь в последние полтора века, зачастую весьма неполных и почти всегда, когда дело касается деталей, довольно субъективных;
- во-вторых, слоговые интонации, являясь компонентом акцентного контура и через него входя в систему акцентных парадигм, тесно связаны со всей просодической системой языка и ее историей, в частности с историей количеств и слоговых структур.
Первоначально слоговые интонации, строго говоря, являлись характеристиками слога, представляя собой разновидности слоговых тонов, по-видимому, контурного типа. В праславянском непосредственным сравнением они реконструируются лишь на ударных слогах, однако нет серьезных оснований исключать для какого-то периода истории праславянского языка возможность существования слоговых интонаций и на неударных слогах. Более того, имеются косвенные свидетельства в пользу этого. Связь слоговых интонаций с конкретными слогами (рассматриваемыми как морфонологические единицы) абсолютно прозрачна в родственной литовской акцентуационной системе. В праславянском в результате ряда передвижек ударения при возможной нейтрализации интонаций безударных слогов и трансформации системы количеств эта связь была сильно «затушевана», сохраняясь, быть может, лишь на морфонологическом уровне. Наложение силовых и музыкальных вершин в ударном слоге, по-видимому, синкретизировало тональный и силовой контуры слога, еще более усложнив проблему интерпретации результатов компаративистской процедуры относительно слоговых интонаций. В настоящее время сравнительно-историческая акцентология склонна к значительно большей осторожности при попытках ответа на вопрос о фонетическом характере слоговых тонально-силовых контуров, характеризующих ту или иную слоговую интонацию, чем это было в «классической акцентологии». По характеру рефлексов и исходя из системных отношений можно думать, что слог с праславянским «циркумфлексом» характеризовался нисходящим контуром, а слог с «новым акутом» — восходящим.
Значительно меньше оснований для суждения о характере контура праславянского акута. Обычно приводимые аргументы в пользу его восходящего характера при ближайшем рассмотрении оказываются крайне ненадежными. Скорее всего, это была восходяще-нисходящая интонация с краткой, но резкой восходящей частью и с более длительным нисходящим склоном. На это как будто указывает ее сербохорватский рефлекс (нисходящая краткость:»»), единственный претендующий на непосредственное отражение праславянского акута. Словенское восходящее долгое ударение (‘) является, скорее всего, результатом удлинения рефлекса, подобного сербохорватскому (в процессе удлинения неконечных ударных слогов), в период, когда он утратил уже свой отчетливо нисходящий характер. Возможно, более ранний характер этого рефлекса (нисходящий) отразился в так называемой «новоциркумфлексовой метатонии», где произошедшее в результате дрейфа конечной долготы удлинение этого рефлекса дало долгое нисходящее ударение.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Просодические изменения в праславянском языке
Важные изменения пережил праславянский язык и в области ударения. В ранний период своей истории праславянский язык характеризовался разноместным словоударением, различием долготы и краткости слога и различием в слогоударении, т. е. в интонации. Ударные и безударные слоги различались высотой тона (тоническое ударение).
Первоначальную природу этих ударений в праславянском языке определить с уверенностью трудно; условно их обозначают терминами акут (‘) и циркумфлекс («). 1. Вначале это различие было связано с долготой или краткостью гласных. Так, долгие гласные могли иметь только восходящее (акутовое) ударение. 2. Позже в определенных условиях произошла передвижка ударения, в результате которой на долгих гласных могло оказаться нисходящее (циркумфлексное) ударение. С этого времени ударение стало играть важную роль в грамматическом строе праславянского языка.
Тоническое ударение сохранилось в современном сербскохорватском и словенском языках. В других славянских языках следы его отражаются в долготе и краткости гласных, в перемещении места ударения в разных грамматических формах одного слова, в произношении некоторых звуков и т. д.
Примером различия ударения (интонации) на ударяемых слогах могут служить праславянские слова *vorna («ворона») — восходящее ударение на слоге or и *vdrnb («ворон») — нисходящее ударение на том же слоге. Это различие интонации оставило свои следы в русских полногласных формах типа ворона, ворон. В тех случаях, когда русское ударение падает на второй элемент полногласного сочетания (оро, оло, ерё), онеГ^ восходит к древнему восходящему ударению: ворона, корова, мороз, берёза, колода и др. В чешском языке все соответствующие слова будут иметь долготу: vгапа, krava, mraz, br?za, klada; в сербском — краткое нисходящее ударение: врана, крава, мраз, брёза, клада.
Ударение на первом элементе полногласных русских форм (оро, оло, ёре) отражает древнее нисходящее ударение: ворон, город, голос, берег [почему берёза, но не бёрег?], волос. В чешском языке в соответствующих словах находим краткий гласный: (ha)vran, hrad, hlas, breh, vlas, в сербском — долгое нисходящее ударение: вран, град, глас, брег, влас.
Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Современные славянские реликты праславянской просодики
В праславянском языке ударение было подвижным и музыкальным. В большинстве современных славянских языков ударение сильно изменило свой характер по сравнению с праславянским. Музыкальный характер ударение сохранило только в сербохорватском и словенском языках, однако в сербохорватском ударение систематически сместилось на один слог ближе к началу слова [фактически, на первый слог]. Восточнославянские, болгарский, словинский и кашубский языки сохранили подвижность ударения, но музыкальное ударение в них сменилось динамическим. В чешском, словацком, польском, лужицких и македонском языках ударение утратило как подвижность, так и музыкальный характер.
Видео:Церковнославянский язык для начинающих. Ударения и придыханияСкачать
Церковнославянский язык в таблицах
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Сравнительная таблица глаголицы, кириллицы и греческого алфавита
Глаголица | Кириллица | Греч. алфавит | Звук | Глаголица | Кириллица | Греч. алфавит | Звук |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ⰰ | А | α | а | Ⱇ | Ф | φ | ф |
Ⰱ | Б | β | б | Ⱈ | Х | χ | х |
Ⰲ | В | — | в | Ⱌ | Ц | — | ц |
Ⰳ | Г | γ | г | Ⱍ | Ч | — | ч҆ |
Ⰴ | Д | δ | д | Ⱎ | Ш | — | ш҆ |
Ⰵ | Е | ε | е | Ⱋ | Щ | — | ш҆т |
Ⰶ | Ж | — | ж҆ | Ⱏ | Ъ | — | (ер) |
Ⰷ | Ѕ | ζ | ∂͡з | Ⱏ Ⰹ, ⰟⰋ | Ы, ЪИ | — | ы |
Ⰻ | И | — | и | Ⱐ | Ь | — | (ерь) |
Ⰹ Ⰺ | І | ι | и | Ⱑ | Ѣ | — | (ять) |
Ⰼ | Ђ | — | г҆ | Ⱓ | Ю | υ | ю |
Ⰽ | К | κ | к | — | Ꙗ | — | ja |
Ⰾ | Л | λ | л | — | Ѥ | — | je |
Ⰿ | М | μ | м | Ⱔ | Ѧ | — | e̯ |
Ⱀ | Н | ν | н | Ⱗ | Ѩ | — | je̯ |
Ⱁ | О | ο | о | Ⱘ | Ѫ | — | Ԛ |
Ⱂ | П | π | п | Ⱙ | Ѭ | — | jԚ |
Ⱃ | Р | ρ | р | — | Ѯ | ξ | кс |
Ⱄ | С | σ, ς | с | — | Ѱ | ψ | пс |
Ⱅ | Т | τ | т | Ⱚ | Ѳ | ϑ | т |
Ⱆ | Ѹ, ꙋ | — | у | Ⱛ | Ѷ, Ѵ | υ | и |
Ⰸ | З | — | з | Ⱉ | Ѿ | ω | о |
Видео:Кустарные видеозаписки #1. Ареал славянских языков и характер словесного ударенияСкачать
Азбука
буква | название | произношение | особенности употребления |
---|---|---|---|
А, а | а́з | [а] | |
Б, б | бу́ки | [б] | |
В, в | ве́ди | [в] | |
Г, г | глаго́л | [г] | а҆́гг҃лъ [ангел], но а҆́ггелъ [аггел] — искл. |
Д, д | добро́ | [д] | |
Е е є | есть | [е] | е — есть простое пишется в середине и конце слова; |
є — есть якорное пишется:
1) в начале слова: є҆стество̀, є҆ли́цы :
2) в середине слова для отличия форм мн. и дв. числа от форм ед. числа:
оѿве́рзи двє́ри (мн., В.)-
ср.: оу҆́ две́ри (ед., Р.);
3) в окончании Р.п. мн.ч. 1 скл. мягкого типа: крає́вб ;
4) в Им.п. мн.ч. сущ‑х 1 скл., оканчивающихся на -: ей: фарисе́є
буква | название | произношение | особенности употребления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ї, ї | и-десятеричное | [и] | ї — и‑десятеричное пишется: 1) перед гласными: і҆ере́й, Їисꙋ́съ ; 2) перед согласными в некоторых греческих словах: хїтѡ́нъ, і҆рмо̀съ ; 3) в двух славянских словах: вїно и мі́ръ (в значении “тварный мир”). Различай ми́ръ — вышний, горний и мі́ръ — земной, падший | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К, к | ка́ко | [к] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л, л | лю́дие | [л] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М, м | мысле́те | [м] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н, н | наш | [н] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ѻ, ѻ, о | он | [о] | о — о‑узкое или польское употребляется только в середине и конце слова: сло́во ; 1) в начале слова: ѻ҆́чи, ѻ҆на̀ ; 2) после приставки: соѻбще́нїе ; 3) в составе сложного слова: многоѻчи́тїи ; 4) в слове: Їѻрда́нъ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П, п | поко́й | [п] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р, р | рцы | [р] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С, с | сло́во | [с] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т, т | тве́рдо | [т] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оу, оу, ꙋ | ук | [у] | оу — о́ник пишется в начале слова: оу҆чи́тель ; ꙋ пишется в середине или на конце слова: пу́ть, є҆мꙋ̀
|