- Ляп или другая организация ритма?
- Презентация по Родному языку «Ударения в сказках»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Особенности ритмики ямба и хорея у Пушкина
- 📺 Видео
Видео:Пушкин - что скрыли от нас историки ? Шокирующие факты о великом русском поэтеСкачать
Ляп или другая организация ритма?
(Исследование ритмики «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Эта статья написана в продолжение статей сборника Ликбеза «Все о ритме» как размышление об особенностях организации ритма некоторых стихов. Её появление обязано разбору текста пушкинской «Сказки о Рыбаке и Рыбке».
Рассмотрим отрывок из сказки:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою»
Что это? Стихи или проза? Если этот текст записать в формате А4 — заполняя им всю страницу, то первое ощущение от него — проза. Рифм нет нигде. Мало того, не заметно и повторяющегося рисунка расположения ударных слогов в строках: возьмите, например, два рядом стоящих предложения: «Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу». Чем это не проза? Но Пушкин почему-то записывает свою сказку по строкам, как стихи. По какому принципу он разделил текст сказки на строки?
Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие в строках переносов в другие предложения: каждый стих в данной сказке (напомню, термин «стих» — это строка стихотворения!) — это отдельное законченное сообщение, записанное как отдельное предложение или как вспомогательное предложение.
Но, вероятнее всего, этого все равно мало. Можно прозаический текст разбить на строки, содержащие одно предложение, но совершенно не обязательно эта процедура превратит прозу в стихи. Скорее всего, в пушкинской сказке есть и ритм — однотипные стопы. Может быть, это всего-навсего белые стихи, написанные каким-то знакомым нам размером, например, разностопным ямбом?
(Напомню: белые стихи — это не просто стихи без рифм, но ещё и стихи с упорядоченной метрикой ритма — с повторяющимся рисунком расположения стоп — их вида и количества — в одноименных строках строф.)
Давайте проверим текст приведенного выше отрывка звуковой схемой размещения ударных слогов (0 — безударный слог, 1- ударный):
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
1 01 001 001 0
01 001 001 0
01 1 01 001 0
1 01 01 01 1 0
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
01 01 1 001 0
01 01 001 1 0
1 01 001 01 0
01 1 001 01 0
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою»
1 01 001 01 0
01 1 001 001 0
1 01 01 001 0
01 1 001 01 0
001 01 0001 0
Получается какая-то ерунда: все стопы разные, и порядок их следования совершенно «безбашенный» — то у нас односложная стопа, то трехсложная, и никакой закономерности в их появлении не заметно. Общее количество слогов по строкам, правда, примерно одинаково: 10 слогов, но и это не точно: во второй и третьей строке нашего примера только 9 слогов при том, что все клаузулы — заключительные части слов стиха — только женские!
По какому же тогда принципу Пушкин разбил этот текст на стихи?
Оказывается, текст разбит на стихи по одинаковому числу УДАРНЫХ СЛОГОВ — Иктов. Их в каждой строке нашей сказки ровно 4 — не больше и не меньше. При этом стопы разные: в них при каждом ударном слоге бессистемно появляется разное количество безударных слогов — от 3 до 0! (0001 или 001 или 01 или 1).
Такая организация ритма стихотворения имеет совершенно определенное название — акцентный стих, а еще точнее — тактовик, разновидность акцентного стиха .
Начинающие авторы, услышав о существовании такого «зверя», очень радуются: теперь можно теоретически обосновать свои непричесанные по ритму стихи, назвав их акцентными, а себя объявить новатором поэтических форм! Не будем их осуждать: многие из нас сами прошли этот закономерный «щенячий» этап самоутверждения при поэтической безграмотности. Давайте лучше разберемся, так ли уж свободен акцентный стих по части наполнения его строки какими угодно стопами? (впрочем, поскольку акцентный стих — это тоническая система стихосложения, то термин «стопа» правильнее заменить термином «ударение»)
Например, попробую переставить отдельные слова в строке пушкинской сказки.
Пушкин:
«Пришел невод с одноЮ рыбкоЙ,
С непростою рыбкоЙ, — золотоЮ»
01 1 001 01 0 (9 слогов)
001 01 0 001 0 (10 слогов)
Я: (изменю только написание слов — по смыслу это то же самое!!)
«Пришел невод с одноЙ рыбкой,
С непростою рыбкоЮ, — золотою»
01 1 001 1 0 (8 слогов)
001 01 01 001 0 (11 слогов)
Не знаю, как вы, а я в своем варианте на слух чувствую дискомфорт — то от нехватки слога, то от лишнего слога… Не всегда с ходу могу это объяснить, но чувствую: звучит «погано».
Выходит, что акцентный стих не совсем уж свободный, — он заставляет наш слух подчиняться какому-то правилу не только по числу Иктов, но и по количеству слогов в строке, которое не должно отличаться от строки к строке на слишком много слогов…
Еще один пример моего «самодурства» — переставлю слова в строке без учета расположения их фонетических ударений:
«Бог с тобою, золотая рыбка,
твоего мне откупа не надо,
ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»
1 01 0001 01 0
001 01 0001 0
01 001 001 0
01 001 001 0
Я (сохраню все слова цитаты, но только запишу их в другом порядке!!):
«Золотая рыбка, Бог с тобою!
Мне не надо твоего откупа,
В синее море ступай себе,
На просторе там себе гуляй»
001 01 01 01 0
1 01 0001 1 00
1 001 001 01
001 01 01 01
Чувствуете? Акцентный стих не оговаривает, какие именно стопы (ударения) он должен включать в строку и в каком порядке. Я использовала все те же слова, что и Пушкин, и число Иктов в строке у меня по-прежнему — 4, но мои строчки почему-то вывались из общего звучания сказки!! Мои предложения на слух воспринимаются в ней, как чужеродные! Почему?
Может быть, не так уж безразлично, в каком порядке в акцентном стихе следуют «стопы» (или ударения) разной длины? Если они плавно сменяют друг друга по длине, создавая звуковое «покачивание» — длинная стопа, короткая, снова длинная (1 01 0001 01 0), то звучание гармонично, а если, как у меня, они сменяются бессистемно — то два ударных слога подряд, то подряд несколько одинаковых стоп и вдруг на конце дактилическая клаузула (1 01 0001 1 00 или 001 01 01 01 0), то звучание стиха становится дисгармоничным.
Акцентные стихи не всегда без рифмы, очень часто бывают рифмованными. Начинающие авторы подчас даже не догадываются, что их странная ритмика является акцентными стихами, но гораздо чаще то, что они пишут, как «новаторская поэзия», и акцентными стихами тоже не являются. Они просто делают ошибки: их строки оказываются то на стопу длиннее, то на стопу короче, то сам тип стопы вдруг почему-то меняется на другой и вместо двухсложного ритма возникает трехсложный. Иногда вся следующая строфа почему-то пишется автором в совершенно другом — новом ритме. При этом в этом нет ни продуманной закономерности, ни гармонии звучания при чтении. То, что получается в итоге, я не могу назвать стихами. (О верлибре мы сейчас упоминать не будем!)
Это — не разностопность, при которой стопы всего стихотворения однотипны, но различаются числом в разных строках, причем не хаотично, а по определенному рисунку!).
Это — не логаэд, где в одном стихотворении встречаются разные стопы, но они все равно вписаны в повторяющийся рисунок следования в одноименных строках строф.
И это — не акцентный стих, в котором разные по виду стопы не просто разбросаны по строке как попало, а связаны одинаковым количеством Иктов (встречаются 3, 4, 5 или даже 6-и Иктовые акцентные стихи) и, к тому же, расположение этих стоп упорядочено по длинам, а строки имеют четкий и однотипный рисунок типа окончаний слов (клаузул).
А что тогда представляет собой вот этот поэтический шедевр(см. ниже)?
«У погоды свои странности,
В межсезонье характер её переменчив.
То к дождям вдруг проникнется жалостью,
То безветрием станет застенчивым.
001001100
0010010010010
00100100100
00100100100
Кинется в омут метелей пронзительных,
Как-то безжалостно и очень строго,
Голосом волчьим взревёт отвратительным,
Непроходимою станет дорогой.
100100100100
10010010010
100100100100
10010010010
Как-то по-детски, нахмурится, закапризничает,
Никто и поспорить с ней уж не смеет.
Характер её взрывной, переменчивый,
С ней потерпеть, переждать, переболеть.
100100100001000
01001010010
010010100100
10010010001
Удержать, сохранить всё, что дорого в памяти,
Пройдёт непогоды слепая власть,
В сердце сберечь, оградив от обид, и ждать,
Кончится эта болезнь – ненастье».
00100100100100
0100100101
100100100101
1001001010
Это просто непрофессионализм, где наблюдаются постоянные сбивки ритма и неупорядоченные смены метра (причем, фрагментами). Лично мне здесь симпатична только вторая строфа (чистый дактиль). Вот под нее бы и подстроить все прочие строфы, — получилось бы неплохо!…
Ритм, каким бы свободным мы его ни делали, все равно каким-то образом должен быть упорядочен, подчинен каким-то правилам его организации. Иначе это не ритм, а то, что радиоинженеры называют «шумом» или помехой. А члены жюри, оценивающие подобные стихи — стихи с ошибкой вида «сбивка ритма».
Видео:Пушкин знал о катастрофе? Что он зашифровал в своих сказках?Скачать
Презентация по Родному языку «Ударения в сказках»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Прочитайте отрывки из сказок
Прочитайте отрывки из сказок
Прочитайте предложения. Найди «сказочные» слова и выражения. Какие из них нужно читать с необычным ударением?
Спиши отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Расставь ударения, ориентируясь на ритм и рифму.
Соедините части выражений. Прочитайте правильно. Как снег на смех Курам Положа руку Поверить Водить на голову на слово за нос на сердце
Спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 803 человека из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 311 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 623 человека из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Голикова Анастасия АлексеевнаНаписать 9796 16.04.2020
Номер материала: ДБ-1113189
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
- 16.04.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:ТАЙНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ “У Лукоморья”.Реальная история Руси, или за что убили Пушкина.Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Когда дети начинают шутить
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА? ❤ #Пушкин #сказкиСкачать
Особенности ритмики ямба и хорея у Пушкина
Доклад на XVIII Пушкинской конференции «А.С. Пушкин в Подмосковье и Москве». ГИЛМЗ А.С. Пушкина. Большие Вязёмы Московской обл. 4 октября 2014 г.
Публикация: А.С.Пушкин в Москве и Подмосковье. Материалы XVIII Пушкинской конференции и XVII Троицких чтений. — М. Мелихово, ГИЛМЗ А.С.Пушкина, 2015. С.87-107.
Ритмический рисунок поэтических произведений является одним из выразительных средств и помогает поэтам наряду с другими способами создавать образы. В одном и том же стихотворном размере ритм может то ускоряться, создавая впечатление чеканной чёткости, то величаво или задумчиво замедляться, казаться то гармоничным и интонационно богатым, то отрывистым или сумбурным. На ритмику влияют стремление автора достичь определённых эффектов в отдельных отрывках произведений и подсознательные ритмические предпочтения.
1. Ритмический рисунок как выразительное средство
Особенно удобно изучать ритмику стихов на примерах ямба и хорея. В русском языке каждый третий слог ударный, поэтому в ямбических и хореических стихах неизбежно появление безударных стоп – пиррихиев, которые разнообразят ритм и позволяют избегать монотонности. Спондеи (стопы с двумя ударениями) играют гораздо меньшую роль, поскольку одно из ударений в них, как правило, более слабое по сравнению с ритмическим ударением основного размера.
А.С. Пушкин мастерски использует ритмический рисунок, как, впрочем, и все другие выразительные средства поэзии. Приведём несколько примеров. Последовательности стихов с пропуском только третьего метрического ударения (10 из 13 строк в приведённом ниже отрывке) в поэме «Бахчисарайский фонтан» подчеркивают однообразие жизни обитательниц гарема хана Гирея:
Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит.
К этому же приёму великий поэт прибегает в поэме ещё несколько раз, чтобы описать спокойный и чистый образ жизни пока неиспытавшей любви Марии в отцовском доме, а затем унылую картину заброшенного и разорённого набегом татар поместья…
Противоположный пример находим в поэме «Граф Нулин», когда Пушкин с иронией передаёт ритм оживлённого, но по сути пустого и суетного разговора графа и Натальи Павловны разным размещением пиррихиев в соседних стихах:
«Какой писатель нынче в моде?»
— Всё d’Arlincourt и Ламартин. —
«У нас им также подражают».
— Нет? право? так у нас умы
Уж развиваться начинают.
Дай бог, чтоб просветились мы! —
«Как тальи носят?» — Очень низко.
Почти до. вот по этих пор.
Позвольте видеть ваш убор;
Так. рюши, банты, здесь узор;
Всё это к моде очень близко. —
«Мы получаем Телеграф».
Ага! Хотите ли послушать
Прелестный водевиль? — И граф
Поет. «Да, граф, извольте ж кушать».
В «Медном всаднике» в тех местах, где Пушкину надо выразить стройный ритм Петербурга и одновременно его державность, начинают преобладать чеканные строки со всеми четырьмя метрическими ударениями и с пропусками первого-третьего ударений, которые более протяжны и величавы:
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
В приведённом отрывке строк с четырьмя метрическими ударениями почти 40%, а с пропуском 1-го и 3-го ударений – почти 30%, что значительно больше, чем в среднем по всей поэме и чем вообще характерно для Пушкина в четырёхстопном ямбе. Это и создаёт такой чеканно-величавый ритм.
При исследовании крупных произведений или больших подборок стихов на первый план выходят подсознательные ритмические предпочтения автора, но как мы убедимся ниже, в отдельных поэмах они могут в той или иной степени нарушаться в зависимости от творческих задач.
Ритмические исследования стихов Пушкина не новы и впервые предприняты Андреем Белым и Борисом Томашевским [1], а в дальнейшем развиты группой учёных под руководством академика А.Н. Колмогорова [2]. Эти исследования посвящены в основном четырёхстопному рифмованному ямбу романа в стихах «Евгений Онегин» и некоторых других произведений. Б.В.Томашевский изучал и 5-стопный ямб. Исследовалась и частота использования поэтом строк с разным расположением пиррихиев, и ритмические фигуры, образованные соединением этих пиррихиев отрезками на ритмограмме. В отношении последних авторы отметили их сложность, красоту и довольно большое количество (50-55 фигур в каждой из глав «Евгения Онегина»).
Построение и анализ ритмических фигур не входит в задачи нашего исследования. Сосредоточимся на ритмических особенностях крупных поэтических форм и больших подборок стихотворений (обычно не менее 300 стихов) у Пушкина в сравнении с некоторыми поэтами — его современниками: М.Ю. Лермонтовым, Е.А. Баратынским, П.П. Ершовым, П.А. Вяземским. Так можно выявить особенности ритмических предпочтений Пушкина в разные периоды его жизни и влияние особых творческих задач на ритмику.
2. Виды ритмического рисунка стихов в равностопном ямбе и хорее
Наиболее удобными для изучения являются подборки стихов и поэмы, написанные четырёхстопным ямбом и хореем и пятистопным ямбом по причине большого количества произведений в этих размерах, наличия крупных форм в разные периоды жизни Пушкина и других поэтов, чьё творчество исследуется ниже. В то же время в этих размерах существует значительное, но не чрезмерное разнообразие ритмических форм. У великого поэта есть произведения и в трёхстопном ямбе (например, «Городок»), но они в основном относятся к лицейскому периоду, а распространённых ритмических форм здесь всего три: пропуск первого ударения, пропуск второго ударения и без пропуска ударений. Менее удобен для анализа шестистопный ямб: хотя в этом размере можно собрать достаточные подборки стихотворений в разные периоды жизни Пушкина, но законченная крупная форма только одна — поэма «Анджело». Кроме того, анализ ритмики в шестистопном ямбе затруднён довольно большим число форм – 16, из которых 11 – наиболее употребительных, и наличием цезур.
Для удобства анализа введём обозначения, основанные на номерах стоп с пропуском сильного метрического ударения, и приведём примеры. Белые стихи исключаются из рассмотрения, поэтому последнее ритмическое ударение в строке всегда присутствует, поскольку именно заключительная стопа определяет рифму.
Для четырехстопных размеров обозначения следующие:
1 – пропуск 1-го ударения: «Не отходя ни шагу прочь», «Кораблю пристать велят»;
2 — пропуск 2-го ударения: «В Европу прорубить окно», «Около царя сидят»;
3 – пропуск 3-го ударения: «И лучше выдумать не мог», «Мимо острова Буяна».
4 — присутствие всех 4-х ударений: «Мой дядя самых честных правил», «Князь Гвидон зовёт их в гости».
1-3 — пропуск 1-го и 3-го метрических ударений: «По оживлённым берегам», «Но с тобою разлучённый»;
2-3 — пропуск 2-го и 3-го метрических ударений: «С Горацием и Лафонтеном», «Моря не перешагнуть».
Форма 2-3 встречается редко, а теоретически возможная форма 1-2 (т.е. пропуск первых двух ударений) не встречается ни в одном изученном нами произведении в силу особенностей русского языка, в котором трудно встретить естественные безударные последовательности из пяти слогов
Для пятистопного ямба обозначения следующие:
1 – пропуск 1-го ударения: «Иль молода, хоть жизнь её текла»;
2 – пропуск 2-го ударения: «Блаженее стократ её была»;
3 – пропуск 3-го ударения: «Смиренье в ней изображалось нежно»;
4 – пропуск 4-го ударения: «Входила в церковь с шумом, величаво»;
5 – без пропусков ударений: «Так вот куда октавы нас вели»;
1-2 – пропуск 1-го и 2-го ударения: не встречается;
1-3 – пропуск 1-го и 3-го ударения: «То пережарит, то с посудой полку»;
1-4 – пропуск 1-го и 4-го ударения: «Кто заступил Маврушу? признаюсь»;
2-3 – пропуск 2-го и 3-го ударения: «Без этого ни одного романа»;
2-4 – пропуск 2-го и 4-го ударения: «Графиня же была погружена»;
3-4 – пропуск 3-го и 4-го ударения: «Короткой юбочкой принарядясь»;
1-2-4 – пропуск 1-го, 2-го и 4-го ударения: не встречается;
1-3-4 – пропуск 1-го, 3-го и 4-го ударения: «И не казалась им развлечена».
Формы 2-3, 3-4 и 1-3-4 встречаются редко, а форма 1-3 – довольно редко. Расчёты по всем этим формам проводились, но в таблицах приведены единой строкой «прочие», однако случаи, когда их частоты значительны, особо отмечаются. Другие теоретически возможные формы, например, пропуск 3-х метрических ударений подряд, не встречаются.
Таким образом, в пятистопном ямбе актуальны 11 видов ритмически различных стихов, из которых 8 видов имеют значимую частоту.
3. Ритмика четырёхстопного хорея
Этим размером написано большинство сказок Пушкина и довольно много стихотворений, особенно в лицейские годы. Результаты скандирования и подсчёта частот ритмически различных строк приведены в таблице 1:
Тип хорея, произведения 1 2 3 4 1-3 2-3
А.С. Пушкин [3]:
Лицейские стихи 1813-1817 гг. 19,3 4,0 41,7 20,3 14,0 0,7
«Царь Никита» и стихи 1822-1826 19,0 1,3 37,0 23,3 19,3 0,0
Сказка о царе Салтане. 1831 г. 19,7 3,0 29,3 24,3 23,0 0,3
Сказка о мёртвой царевне. 1833 г. 19,3 1,1 31,7 23,0 24,7 0,0
Сказка о золотом петушке. 1834 г. 22,6 1,3 23,7 31,7 20,7 0,0
В среднем у зрелого Пушкина 19,3 1,5 32,7 23,5 22,3 0,1
М.Ю. Лермонтов[4]. Стихи 22,8 1,8 33,8 20,8 20,8 0,0
П.П. Ершов. Конёк-Горбунок 22,0 0,3 38,7 18,0 21,0 0,0
По сравнению с лицейским периодом у А.С. Пушкина наблюдается тенденция снижения частоты пропуска только третьего ударения (тип 3), увеличение числа стихов без пропуска ударения (тип 4), составляющих основу ритма, и числа стихов типа 1-3. Частота пиррихиев в 1-й стопе стабильна, а во второй — неустойчива в силу малости значения. В целом эти тенденции можно охарактеризовать как стремление великого поэта к более гармоничным и четким ритмам, без перекоса в сторону слишком высокой частоты строк 3-го типа.
Из общей тенденции выпадает «Сказка о золотом петушке», особенностью которой является значительно большая частота строк со всеми метрическими ударениями и меньшая – с пропуском только третьего ударения. В качестве примера приведём следующий отрывок:
Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Структура ритма «Сказки о золотом петушке» ближе к золотому сечению, чем во всех других хореических произведениях: треть строк со всеми метрическими ударениями и две трети с пиррихиями, причём частоты трёх наиболее употребляемых ритмов примерно равны. Таким образом, «Сказка о золотом петушке», в которой, по мнению некоторых исследователей [5], числа играют особую роль, отличается от других хореических произведений Пушкина особой гармонической структурой ритма, что, скорее всего, у великого поэта получилось подсознательно.
Ритмическая структура хорея у М.Ю. Лермонтова по сравнению с пушкинской отличается несколько меньшим число строк со всеми метрическими ударениями и строк типа 1-3, но большим числом пиррихиев в 1-й стопе. Надо отметить, что и здесь структура достаточно гармонична, но иначе, чем в «Золотом петушке»: треть строк имеет пиррихий в 3-й стопе, в другие три типа распространённых ритмов (1, 4, и 1-3) составляют две трети, причем имеют близкие частоты. Такая ритмическая структура хоть и тяготеет к сказкам Пушкина, но имеет довольно выраженные индивидуальные особенности.
Что же касается «Конька-Горбунка» П.П. Ершова, то ритмическая структура этого произведения далека от золотого сечения и значительно отличается от «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мёртвой царевне» гораздо меньшим числом строк со всеми метрическими ударениями, гораздо большим числом строк с пиррихиями только в 3-й стопе и несколько большей частотой пропуска только 1-го ударения. Как мы уже отмечали в статье «О мистификациях Пушкина и сказке Ершова «Конёк-Горбунок» [6], наряду с другими статистическими показателями (напевность, объем лексикона на 1000 слов) и аргументами ряда исследователей, это подтверждает, что А.С. Пушкин не мог быть автором сказки «Конёк-Горбунок», приписываемой великому поэту А. Лацисом и его последователями.
4. Ритмика четырёхстопного ямба
Это любимый размер Пушкина, которым написано множество стихотворений и большинство поэм великого поэта. Результаты ритмического анализа нескольких подборок и ряда поэм приведены в таблице 2.
Тип ямба и произведения 1 2 3 4 1-3 2-3
А.С. Пушкин:
Послание к Юдину и стихи [7] 1815 г. 2,0 11,0 53,3 29,3 3,7 0,0
Руслан и Людмила. Песнь 3. 1819 г. 5,7 11,3 51,0 29,3 2,4 0,7
Бахчисарайский фонтан. 1822 г. 4,0 12,3 52,0 24,7 7,0 0,0
Полтава. 1828 г. 6,0 8,0 52,0 24,3 9,7 0,0
Евгений Онегин. Глава VIII. 1830 г. 7,3 8,3 47,5 27,6 9,4 0,3
В среднем у зрелого Пушкина 5,8 9,5 50,5 25,5 8,7 0,1
Медный всадник. 1833 г. 5,3 5,0 47,0 31,3 11,3 0,0
Граф Нулин. 1825 г. 6,7 12,3 43,0 28,0 10,0 0,0
М.Ю. Лермонтов:
Тамбовская казначейша 8,0 9,3 48,0 25,7 9,0 0,0
Мцыри 4,3 8,0 48,0 32,7 7,0 0,0
Е.А. Баратынский. Бал 7,0 1,3 54,3 25,3 12,0 0,0
Особенностью ямба как у Пушкина, так и у Лермонтова и Баратынского является львиная доля стихов с пропуском только 3-го (предпоследнего) метрического ударения. Эта конструкция, видимо, наиболее естественна для русской поэтической речи и её частота варьируется около 50% у большинства авторов. У Пушкина в произведениях зрелых лет эта доля немного ниже, чем в юности.
Выше по сравнению с хореем в большинстве произведений Пушкина и доля строк со всеми четырьмя метрическими ударениями, а также намного выше частота пиррихиев только во второй стопе, но при этом заметно ниже частота пиррихиев только в первой стопе и одновременно в первой и третьей стопах. Это объясняется особенностью ямба: при наличии пиррихия в первой стопе первое сильное ударение падает на четвёртый слог, а таких конструкций в русском языке заметно меньше, чем тех, когда первое ударение падает на третий слог. Поэтому в ямбе увеличивается доля строк 2-го, 3-го и 4-го типов по сравнению с хореем.
С течением времени ритмические предпочтения Пушкина в ямбе претерпели такие изменения: увеличилось частота стихов типов 1 и 1-3 за счёт некоторого сокращения частот стихов типов 2 и 3, то есть произошёл сдвиг в сторону увеличения разнообразия и гармонии ритма.
В среднем для зрелого Пушкина характерна такая ритмическая структура четырёхстопного ямба: около половины стихов 3-го типа, около четверти – со всеми метрическими ударениями, что обеспечивает хорошую основу ритма, по 8-10% стихов типа 2 и 1-3 и 4-7% стихов типа 1. От этой структуры значительно отклоняются две поэмы. В «Медном всаднике» заметно больше доля стихов типа 4 и 1-3, то есть ритм ещё более чёткий в сочетании с увеличением частоты протяжных величественных строк, объяснение чему уже приводилось выше. В «Графе Нулине» заметно меньше число стихов 3-го типа и немного больше всех остальных типов стихов. Такой отпечаток наложило на ритмику этой поэмы стремление автора выразить суетность и приземлённость событий, пустоту разговоров и размышлений героев.
Ритмика поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша», написанной онегинской строфой, очень близка к ритмике «Евгения Онегина», отличия совсем небольшие: на 1,9 пункта меньше доля стихов со всеми метрическими ударениями и на 0,7-1 пункт выше доля стихов 1 и 2 типа. Такие отличия могут наблюдаться в разных произведениях одного автора, поэтому можно считать, что ритмическое подражание Пушкину в поэме «Тамбовская казначейша» гениальному Лермонтову вполне удалось, и это редчайший случай.
Более выраженные индивидуальные особенности имеет поэма Лермонтова «Мцыри»: доля стихов со всеми метрическим ударениями возрастает почти до трети за счёт сокращения, прежде всего, стихов типов 1 и 1-3. То есть ритмическая структура отличается большей чёткостью ритма и внутренней гармонией.
Поэма Е.А. Баратынского «Бал» ритмически гораздо более отличается от пушкинских поэм, чем произведения Лермонтова. Для Баратынского характерны весьма низкая доля стихов типа 2, более высокая доля стихов типов 3 и 1-3. Это означает, что поэма «Бал» заметно монотоннее произведений Пушкина и Лермонтова. Какой-либо особой творческой задачей Баратынского это нельзя объяснить, скорее всего, таковы были подсознательные ритмические предпочтения поэта.
5. Ритмика пятистопного ямба
В основных чертах ритмика четырёхстопного ямба как бы транспонируется и на пятистопный. Из таблицы 3 видно, что наибольшая частота достигается для стихов 4-го типа (с пропуском предпоследнего ударения, чему соответствует 3-й тип в четырёхстопном ямбе), хотя она и меньше по величине, что естественно, поскольку разнообразие ритмов гораздо больше. В юном и молодом возрасте для Пушкина характерна доля таких стихов 35,5-37,7% , а доля стихов 5-го типа (со всеми метрическими ударениями) очень стабильна– 25-25,9 %, что определяет чёткость ритма. Довольно устойчиво растет доля стихов типа 2-4: от 10% в «Монахе» до 14,7% в стихах 1819-1822 гг. Частота стихов 1-4 в основном находится в диапазоне 10-15%.
В 1830-е годы ритмические предпочтения Пушкина несколько изменились: в подборке стихов до 20,3% сократилась доля стихов без пропусков метрических ударений, до 32,5% – доля стихов с пропуском только 4-го ударения и при этом возросла доля стихов с пропуском 2-го и 2-4-го ударений (понизилась ударность 2-й стопы и повысилась 3-й), то есть ритм стал разнообразнее при сохранении достаточной чёткости.
Одно произведение – «Домик в Коломне» — выпадает из общего ряда и представляет собой особый случай. Эта поэма отличается большим разнообразием ритма, в ней появляются со значимыми долями стихи типов 1-3, 2-3, 1-3-4. Доминирование частот стихов типов 4 и 5 сглаживается – они снижаются до 27,9% и 16,3%, но при этом увеличивается доля стихов типа 3, то есть с паузой-цезурой после второй стопы:
Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе,
Иначе стих то в яме, то на кочке.
Произведения и тип ямба 1 2 3 4 5 1-4 2-4 Прочие
А.С. Пушкин [8]:
Монах. 1813 г. 7,5 6,2 3,0 35,5 25,5 9,0 10,0 3,0
Стихи 1815 г. 2,5 12,0 1,5 37,7 25,0 5,1 13,8 1,5
Стихи 1819-1822 гг. 4,9 6,3 1,4 35,7 25,9 9,8 14,7 1,4
Стихи 1830-х гг. 5,2 11,8 4,2 32,5 20,3 8,0 16,5 1,4
Домик в Коломне. 1830 г. 4,4 10,0 14,7 27,9 16,3 5,0 14,4 7,2
Гавриилиада 4,7 7,3 2,5 37,8 16,6 9,7 19,7 1,8
В среднем молодой Пушкин 5,0 8,2 2,0 36,3 25,5 8,0 12,8 2,0
П.А. Вяземский. Стихи [9] 5,6 6,9 8,1 33,1 9,4 5,6 25,0 6,8
М.Ю. Лермонтов. Литвинка 9,3 12,0 7,3 27,0 21,3 12,3 9,7 1,0
Пушкин, конечно, неслучайно в начале поэмы иронизирует по поводу составляющих поэтического мастерства, стихотворных размеров, рифм и т.п. «Домик в Коломне» — это своего рода эксперимент с поэтическими формами, в том числе и с ритмикой, которая становится более разнообразной, что хорошо видно на рис. 1, где «пики» наиболее употребляемых ритмических форм по сравнению с подборкой стихов 1830-х годов «сглажены» за счёт перераспределения частот в сторону более редких форм.
Очень похожие результаты получил в отношении ритмики этой поэмы Б.В.Томашевский. Ритмические и рифмические особенности этой поэмы по сравнению с другими произведениями великого поэта отметила в своей работе Л.Л. Бельская [10].
Если не принимать во внимание особый случай – поэму «Домик в Коломне», то у Лермонтова в поэме «Литвинка» ритмика отличается от пушкинской заметно большей долей стихов типов 1, 2, 3, 1-4 и заметно меньшей долей стихов типов 4, 5 и 2-4. В среднем ударность 1-й и 3-й стоп у Лермонтова ощутимо меньше, а 4-й стопы больше, чем у Пушкина. Ритм «Литвинки» оригинален и характеризуется необходимым разнообразием и достаточной чёткостью (доля стихов 5-го типа – 21,3%).
6. Штрихи к полемике об авторстве «Гавриилиады»
Неожиданный результат получился при анализе ритмики поэмы «Гавриилиада»: её ритмическая структура существенно отличается от подборок стихов, написанных Пушкиным в юном и молодом возрасте, и от фривольной поэмы «Монах» (1813 г.). На диаграмме (рис. 2) видно, что частота строк без пропусков метрических ударений в «Гавриилиаде» 16,6%, что намного меньше типичных для этого периода творчества поэта 25%, а частота стихов типа 2-4 – заметно выше (по сравнению с «Монахом» почти вдвое, а по сравнению с подборками стихов – на треть).
На особый случай в сравнении с тем же юношеским фривольным «Монахом» «Гавриилиада» явно не тянет. Создаётся впечатление, что «Гавриилиада» может либо принадлежать другому автору, либо Пушкин писал её не один, а с друзьями, чьи предпочтения наложили специфический отпечаток на ритмику. Хотя данная поэма и печатается в собраниях сочинений А.С. Пушкина как принадлежащее ему произведение, но некоторыми авторами это оспаривается. Рукописи скандального сочинения или каких-либо отрывков не сохранилось, текст восстановлен по множеству списков. История дела 1828 года о «Гавриилиаде» хорошо известна и исследована. Пушкин вначале всячески открещивался от богохульной поэмы, сообщая властям, что уже в 1817 году у него был список неизвестно кем сочинённой «Гавриилиады», но почти одновременно в письме к П.А. Вяземскому в расчёте на перлюстрацию приписывал поэму покойному Дмитрию Горчакову, автору фривольных стихов. Правда, других подобных попыток великий поэт больше не предпринимал. Да и вряд ли этот Горчаков мог быть автором поэмы хотя бы потому, что пятистопным ямбом практически не писал, предпочитая четырёхстопный и шестистопный. А если проанализировать частоту употреблениям им служебных слов, то по сравнению с «Гавриилиадой» в произведениях Горчакова вчетверо больше «а», вдвое — «к» и «что», в полтора раза – «не», вдвое меньше «но»… В общем, к скандальной поэме он отношения не имел.
2 октября Пушкин пишет конфиденциальное объяснительное письмо государю Николаю I, и царь в декабре 1828 года своей резолюцией закрывает дело как ему известное и совершенно конченное. В архиве найдена копия письма Пушкина, сделанная рукой А.Н. Бартенева, зятя П.А. Толстого — того самого сановника, который возглавлял расследование о «Гавриилиаде» и кому Пушкин вручил свое письмо для доставки царю: «Будучи вопрошаем Правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. — Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году. Повергая себя милосердию и великодушию царскому есмь Вашего Императорского Величества верноподданный Александр Пушкин». Существует также конспективная запись Ю.Н. Бартенева со слов князя А.Н. Голицына, члена Временной военной комиссии, из которой передавалось Николаю I письмо Пушкина: «Управление князя Кочубея и Толстого во время отсутствия князя. Гаврильяда Пушкина. Отпирательство Пушкина. Признание. Обращение с ним государя. — Важный отзыв князя, что не надобно осуждать умерших». Некоторые пушкиноведы оспаривают достоверность вышеприведённых записей. Полемика по этому вопросу с М.И. Яшиным содержится в статье В.П. Гурьянова «Письмо Пушкина о «Гавриилиаде» [11], по которой цитируются приведённые выше записи Бартеневых. Подобная полемика выходит за рамки настоящей работы. Будем исходить из предположения, что записи достоверны.
Итак, Пушкин покаялся перед царём и был прощён, а в дальнейшем старался собирать и уничтожать списки богохульной поэмы. Уважая это стремление, П.А. Вяземский распорядился уничтожить имевшийся в его имении собственноручный список Пушкина, что, по-видимому, и было сделано [12].
Несмотря на то, что в письме царю о «Гавриилиаде» А.С. Пушкин указал 1817 год, поэму датируют 1821 годом на основании записей великого поэта в кишинёвской тетради среди набросков послания к Чаадаеву от 6 апреля 1821 года: «Святой дух призвав, Гавриил открывает ему свою любовь и призывает его в сводники. Гавриил влюблён. Сатана и Мария. » . Эти наброски воспринимают как план сюжета будущей поэмы, а указание в письме царю Пушкиным 1817 года объясняют стремлением получить снисхождение в силу юного возраста при сочинении поэмы. На наш взгляд, можно приведённые отрывки интерпретировать и иначе: как свидетельство возвращения к работе над черновым вариантом поэмы, написанным ранее вместе с друзьями. Установление точной датировки поэмы «Гавриилиада» выходит за рамки нашего исследования.
Для нас важно, что поэма написана во времена юности и ранней молодости Пушкина, её ритмическая структура существенно отличается от характерной для Пушкина в этом возрасте, что нельзя объяснить какими-либо особыми творческими задачами. Великий поэт, возможно, написал поэму не один. Например, в сочинении скандального произведения мог принимать участие бывший в курсе дел (как видно из переписки) П.А. Вяземский до его отъезда в Варшаву, то есть в 1816-1817 годах, как и указывал Пушкин при открытии против него дела о «Гавриилиаде» и в последующем письме царю. А мог ли Вяземский один сочинить эту поэму? Наш анализ показывает, что это исключено: ритмическая структура подборки его стихов в пятистопном ямбе резко отличается от таковой в «Гавриилиаде»: бросается в глаза слишком низкая доля стихов 5-го типа – всего 9,4% (то есть ритм не отличается чёткостью), стихов типа 4 и при том гораздо более высокая доля стихов типов 3 и 2-4.
Заметим, что самые резкие отличия ритмики подборки стихов Вяземского и «Гавриилиады» противоположны различиям ритмики этой поэмы и произведений молодого Пушкина. Участие Вяземского и влияние его ритмических предпочтений как раз и могло снизить долю стихов 5-го типа и повысить долю стихов типов 2-4 и 1-4 в ритмической структуре поэмы. Остальные отличия не столь уж существенны. К тому же, если «Гавриилида» — коллективное сочинение, то в её написании могли принимать участие и другие друзья Пушкина, а в письме царю великий поэт взял всю «вину» на себя, чтобы не подставить товарищей. Это естественно для человека чести, каковым был Пушкин.
Разумеется, сами по себе результаты ритмического исследования могут быть лишь одним из серьёзных аргументов в споре об авторстве того или иного произведения, но не исчерпывающим доказательством, как правило.
Ритмические предпочтения А.С. Пушкина в разных двустопных стихотворных размерах сравнительно устойчивы и не подвержены резким изменениям, хотя и несколько различаются в зависимости от возраста. Эти изменения направлены на увеличение четкости и красоты ритма, гармонии и разнообразия классических ритмических интонаций.
В ряде произведений великий поэт отходит от характерных для него ритмических предпочтений ради решения особых творческих задач. К таким произведениям относятся «Сказка о золотом петушке», «Граф Нулин», «Медный всадник», «Домик в Коломне».
Существенное отличие ритмического рисунка «Гавриилиады», написанной пятистопным ямбом, от ритмических особенностей произведений А.С. Пушкина в этом размере дают повод усомниться в единоличном авторстве великого поэта и предположить, что у него были соавторы, одним из которых мог быть П.А. Вяземский.
📺 Видео
Расшифровка сказки Пушкина "О мертвой царевне и 7 богатырях"Скачать
Тест по сказкам А. С. Пушкина. Проверь себя!Скачать
Мартышка и очки. Басня И.А. Крылова. ДиафильмСкачать
Сказки скрытый смысл которых глубже чем кажется . Что зашифровали в русских народных сказкахСкачать
Сказки Пушкина Сказка о попе и о работнике его Балде \ для детей и взрослых!!!!!Скачать
Прилагательные с необычным ударениемСкачать
Пушкин и ведические знания. 5 тайн Пушкина о которых молчат литературоведыСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушкеСкачать
Самое страшное стихотворение Пушкина. Профессор МДА Дунаев М. М.Скачать
Ералаш №274 "Пушкин.net"Скачать
А.С.Пушкин - Я помню чудное мгновенье.. (Стих и Я)Скачать
Вече ТриДевятичей !!!!Скачать
Стихотворение А.С. Пушкин "Анчар" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Онлайн СлушатьСкачать
Как определить стихотворный размер? [IrishU]Скачать
Тайны сказок Пушкина часть 1Скачать