Ударение в математических терминах

Видео:Математическая хитрость для олимпиадников. #математика #хитрость #счет #арифметика #репетиторСкачать

Математическая хитрость для олимпиадников. #математика #хитрость #счет #арифметика #репетитор

«ПервообрАзная» или «первообразнАя» ударение в слове?

Если вы сомневаетесь насчет правильного ударения – «первообрАзная» или «первообразнАя», ознакомьтесь с небольшим правилом.

Видео:Стендап: Как запомнить термины из математики? | Математика TutorOnlineСкачать

Стендап: Как запомнить термины из математики? | Математика TutorOnline

Правильное ударение

Согласно орфоэпическим нормам, ударение падает на четвертый слог – «первообрАзная».

Видео:Занимательная математика!!! ЛайфхакСкачать

Занимательная математика!!! Лайфхак

Какое правило и как запомнить

«Первообразная» – это математический термин, который словари рекомендуют произносить как «первообрАзная» (такого же произношения придерживаются и большинство математиков). Постановка ударения на предпоследний слог, «первообразнАя», является недопустимым.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Примеры предложений

  • «Сегодня на уроке мы узнаем, что такое первообрАзная,» – сказала учительница математики.
  • Одним из заданий в контрольной было вычислить первообрАзные трех функций.

Видео:Способ вычитания однозначных чисел из двузначных? | МатематикаСкачать

Способ вычитания однозначных чисел из двузначных? | Математика

Неправильно ставить ударение

Ударение на последнюю букву «а» считается ошибкой — первообразнАя.

Видео:ЗАПОМИНАЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАЙФХАК 😊 ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #задачи #егэ2022 #огэ2022Скачать

ЗАПОМИНАЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАЙФХАК 😊 ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #задачи #егэ2022 #огэ2022

Методические рекомендации учителям «Говорим правильно! Или Русский язык на уроках математики» (стр. 2 )

Ударение в математических терминахИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Ударение в математических терминах

Но даже если не углубляться в подобные места, достаточно тонкие с математической и методической точки зрения, то и более поверхностный взгляд на школьный русский математический язык легко обнаруживает ряд его странностей. Заимствуя у русского языка обыденные слов, школьный русский математический язык их делает значительно менее свободными. Малейшая их вариация полностью выбрасывает из них смысл школьного русского математического языка.

Почему числа можно сложить (складывать), но нельзя приложить, уложить, доложить (прикладывать, укладывать, докладывать)? Добавлять, но не убавлять? Число можно умножить, домножить, но не размножить! Можно разделить и даже поделить, но не наделить! Добавить число можно, а вот убавить. Вычислить и зачислить, причислить — какая связь? Считать и читать, подсчитывать и считывать (или подчитывать). Вычитать и дочитать. Почему так разительно меняется смысл?

В бытовой речи приводят кого-то куда-то, подводят кого-то к кому-то. Производят какие-то изделия. А в школьном русском математическом языке приводят подобные члены (куда?), подводят дробную черту, производят умножение и получают произведение.

Можно ли при увеличении получить преувеличение?

Почему в школьном русском математическом языке сомножитель есть, а сослагателя нет? Множители и делители есть, а вычитателя нет? Является ли знаменатель числительным (что числитель есть числительное — здесь всё очевидно)?

Кто из учителей математики, начиная урок, хотя бы изредка не произносил:

-Здравствуйте. Сели, открыли тетради, записали новую тему.

Такие штампы — с заменой повелительного наклонения («сядьте», «откройте», «запишите» и т. д.) прошедшим временем изъявительного наклонения — сложились во многих школах. Происходит такая замена, начиная с первого класса.

Объяснить использование форм изъявительного наклонения можно, видно, стремлением (часто — неосознанным) к сопричастности, содействию с ребёнком, налаживанию психологического контакта (МЫ записали, МЫ — вместе — начертили и т. д.). Эти высказывания сродни известному докторскому «что У НАС болит?» Кроме того, часто

образовывать форму повелительного наклонения труднее, и здесь у говорящего появляется боязнь ошибиться.

И все же эта замена повелительного наклонения изъявительным грамматически совершенно невозможна, это — серьезная речевая ошибка.

Давайте будем говорить верно:

— Сядьте. Запишите тему урока. Начертите параллелограмм и т. д.

ИКС РАВЕН — ИКС РАВНО.

Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются при чтении выражений с переменными названий функций. Можно услышать, например: «а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т. п. Остановимся на правилах чтения буквенных выражений.

В русском языке названия латинских букв х, у, z — мужского рода, остальных латинских букв — среднего рода. Надо читать: «а равно трем», «цэ равно минус пяти», но «икс равен тремстам», «игрек равен ста» и т. д.

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: Зу — «три игрек», а не «три игрека»; 5х — «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе: Зх = 120 — «три икс равны ста двадцати»; 0,8у = -2,4 — «ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырём десятым».

Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам»; «два гамма равны ста восьмидесяти градусам».

(Заметим, что в русском языке названия ряда греческих букв — женского рода и склоняемые; например, вспомним выражение «от альфы до омеги». Но требования точности и однозначности понимания в профессиональной научной речи заставляют отходить от этих общих норм языка.) Ударение в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон — на первом слоге (альфа, дельта, эпсилон и т. д.). Исключением являются названия: буквы со -«омега», так как оно произошло от выражения «о mega» («о большое», т. е. долгое), и буквы о -«омикрон» (буквально означает «о малое», т. е. краткое).

Жаркие — даже ожесточённые — споры между учителями возникают о постановке ударений во многих математических терминах, фамилиях учёных. Каждый из спорящих отстаивает «свой» вариант, приводит свои аргументы.

Верная постановка ударения — довольно трудная задача, поскольку в русском языке (в отличие от многих других) ударение бывает подвижно, нет простых однозначных правил «на все случаи». Например, игрА — но Игры, русская фамилия может произноситься ИванОв и ИвАнов, в английском же — ударение всегда на первом слоге (НьЮтон, МАксвелл, НЕпер, ТЕйлор), во французских — на последнем (ДекАрт, ЛопитАль, ВиЕт, ГалУа).

Интересно отметить, что большинство учителей верно называют имена греческих ученых — ЕвклИд, АрхимЕд, ПифагОр, ГерОн и т. д. с ударением на последнем слоге, и только Фалесу «не повезло»: вместо верного ФалЕс (ФалЕс МилЕтский) говорят часто ФАлес.

Ударение в заимствованных из других языков математических терминах (а их — большинство) становится, как правило, в соответствии с принятым в языке-источнике. Вот некоторые примеры: симмЕтрия (греч.) — ось симмЕтрии, центр симмЕтрии, симметричные точки, ассимЕтрия; гомотЕтия (греч.) — центр гомотЕтии, гомотетИчные фигуры, коэффициент гомотЕтии; асимптОта — асимптотический, асимптОта гипЕрболы (допустимо «асИмптота»). В речи многих профессиональных групп некоторые термины произносятся с ударениями, не соответствующими литературной норме (и это считается, видимо, определенным «шиком»). Например, шоферы говорят «искрА» (вместо верного «Искра»), моряки — «компАс» (вместо «кОмпас»), физики-ядерщики — «атОмная» энергия (вместо «Атомная»), «атОмное ядро» и т. д. Похожее положение и с речью профессиональных математиков (колебания в произношении ряда терминов, фамилий иногда свойственны даже определенному ВУЗу или научной школе). Например, «живет» в школах «первообразная функция», хотя верно — «первообрАзная».

АлфавИт — расположить по алфавИту, в алфавитном порядке

АпофЕма — апофЕма пирамиды, апофЕма правильного многоугольника

ВЕктор — вЕкторы, координАты вЕктора, сумма вЕкторов

ЗвонИть — позвонИ, позвонИшь, звонЯт

КоллинеАрный — векторы коллинеарны

КомплЕксное — комплЕксное число

КурсИв — выделено курсИвом (наклонный типографический шрифт, близкий к рукописному)

ПетИт — набрано петИтом (мелкий типографический шрифт: высота заглавных букв менее 3

УпростИть — упрощЕние, упростИть выражение

ФОрзац — таблица на фОрзаце учебника (двойной лист бумаги, соединяющий крышку

переплета и блок книги)

ЧебышЁв ПафнУтий ЛьвОвич

С первых дней пребывания в школе — и даже еще раньше, уже в детском саду — дети постоянно слышат сюсюканье «нежных» воспитателей, учителей: «откройте книжечки», «возьмите цветные карандашики», «съешьте яблочко», «начертите квадратики и кружочки» и т. д. и т. п.

Постоянное и неоправданное использование таких форм существительных (с суффиксами — ик, — ек, — очк, — к) не только неправильно с точки зрения литературных норм языка, но и все время «возвращает» детей (психологически и эмоционально) к младшей возрастной группе (напоминает, что они еще маленькие), а часто и закрепляется в речи самих детей на многие годы (смешно слышать, как уже вполне взрослые девушки и юноши продолжают говорить «кашка», «вкусная котлетка», «закрой окошечко»).

Но если указанные формы существительных хотя бы существуют в языке, и плохо -неумеренное и неуместное их использование, то использование уменьшительно-ласкательных форм в математической речи (и вообще — естественно-научной) совершенно недопустимо. Однако на уроках часто можно услышать, как и учитель, и дети небольшой отрезок называют -«отрезочек», ребро многогранника — «ребрышко», меньший из нескольких углов — «уголок», чертежный треугольник — «треугольничек», а «под хорошее настроение» — появляются и «интегральчик», и «уравненьице». Следует помнить:

В русском языке у терминов нет уменьшительно—ласкательной формы!

(При этом надо иметь в виду, что в некоторых случаях существительные с суффиксами — ик, — ек, — очк, — к потеряли уменьшительно-ласкательное значение или имеют другой смысл. Поэтому вполне допустимо говорить: «тетрадь в клеточку», «записать в строчку», «записать в столбик» и т. п.).

ОДИН или ЕДИНИЦА?

Часто у учителей математики возникают вопросы, споры — как правильно прочитать такое, например выражение 1 — 0,5:

от одного отнять ноль целых пять десятых или

от единицы отнять ноль целых пять десятых (вариант — из единицы вычесть. )? Название «один» для первого натурального числа часто используется в начальных классах, встречается в названиях чисел. Вспомним: «к одному прибавить три», «от пяти отнять один», «трижды один», «одна целая две десятых» и т. д. Происхождение такого названия

понятно — оно связано со счетом предметов: один гриб, два гриба. Этим объясняется и сравнительно большее распространение термина «один» именно в начальной школе — в период освоения понятия числа на базе счета различных предметов, первого знакомства со свойствами ряда натуральных чисел.

В различных математических предложениях чаще используется название единица. Вспомним: «тригонометрическая единица», «единичная окружность», «логарифм единицы» и т. д. Математическая энциклопедия также для первого натурального числа дает только название «единица».

Таким образом, при чтении математических выражений основным является термин единица. Термин же один используется при счете и в названиях чисел. Следует говорить: «один карандаш», «одна целая одна десятая», но «из единицы вычесть ноль целых две десятых», «синус единицы», «единичный отрезок».

СТАМИ? СТА? СТАМЬЮ?

Нет, видимо, в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительные». Редко можно услышать — даже от дикторов радио и телевидения — верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже. Неверным чтением выражений с числами грешат иногда и учителя математики.

Видео:Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemathСкачать

Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemath

Как правильно поставить ударение?

Как правильно поставить ударение?

  1. ВЕкторов или векторОв?

В е́ кторсуществительное, мужской род, неодушевлённое, 2-е склонение

ПАДЕЖ

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

Р.

Д.

В.

неод.

одуш.

Т.

П.

  1. ПлОскостей или плоскостЕй?

1 ) пл о́ скость: ж 8е (в обычн. знач.)

ПАДЕЖ

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

Р.

Д.

В.

неод.

одуш.

Т.

П.

2 ) пл о́ скость: ж 8a (плоская шутка)

ПАДЕЖ

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

Р.

Д.

В.

неод.

одуш.

Т.

П.

  1. ПервоОбразная или первообрАзная?

первообр а́ зный:прилагательное

ПАДЕЖ

ед.ч.

мн.ч.

м

ж

ср

И.

первообр а́ зный

первообр а́ зная

первообр а́ зное

первообр а́ зные

Р.

первообр а́ зного

первообр а́ зной

первообр а́ зного

первообр а́ зных

Д.

первообр а́ зному

первообр а́ зной

первообр а́ зному

первообр а́ зным

В.

неод.

первообр а́ зный

первообр а́ зную

первообр а́ зное

первообр а́ зные

одуш.

первообр а́ зного

первообр а́ зную

первообр а́ зное

первообр а́ зных

Т.

первообр а́ зным

первообр а́ зной,
первообр а́ зною

первообр а́ зным

первообр а́ зными

П.

первообр а́ зном

первообр а́ зной

первообр а́ зном

первообр а́ зных

Кр. форма

первообр а́ зен

первообр а́ зна

первообр а́ зно

первообр а́ зны

Ср. степень

первообр а́ знее,
первообр а́ зней

  1. КОмплексные или комплЕксные числа?

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

1) компл е́ ксный — (числ о́ ) прилагательное

ПАДЕЖ

ед.ч.

мн.ч.

м

ж

ср

И.

Р.

компл е́ ксного

компл е́ ксного

Д.

компл е́ ксному

компл е́ ксному

В.

неод.

одуш.

компл е́ ксного

Т.

компл е́ ксной,
компл е́ ксною

компл е́ ксными

П.

Кр. форма

Ср. степень

компл е́ кснее,
компл е́ ксней

2 ) к о́ мплексный: (от к о́ мплекс) — прилагательное

ПАДЕЖ

ед.ч.

мн.ч.

м

ж

ср

И.

Р.

к о́ мплексного

к о́ мплексного

Д.

к о́ мплексному

к о́ мплексному

В.

неод.

одуш.

к о́ мплексного

Т.

к о́ мплексной,
к о́ мплексною

к о́ мплексными

П.

Кр. форма

Ср. степень

к о́ мплекснее,
к о́ мплексней

  1. СиммЕтрия или симметрИя?

« С ИММ Е́ ТРИЯ » — словарное слово, т.е. слово, нормативное написание которого закреплено в орфографических словарях. Синим цветом с нижним подчёркиванием помечена буква, которую нельзя установить при помощи орфографического правила (орфограммы), поэтому написание слова « симметрия » следует запомнить.

СИММ Е́ ТРИЯ , -и; ж. [от греч. symmetria — соразмерность] Соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого относительно центра, средней линии; строгая параллельность, одинаковость в расположении, размещении чего-л. С. геометрических фигур. С. частей человеческого тела. Чертёж построен в полном соответствии с законами симметрии. Приделал ещё одну деталь, для симметрии.Для симметрии разбили напротив вторую клумбу. Это цветовое пятно разрушает строгую симметрию рисунка. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов

📺 Видео

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Танец окружностей, или Теорема 2000 годаСкачать

Танец окружностей, или Теорема 2000 года

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать

Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭ

Как стать лучше в математикеСкачать

Как стать лучше в математике

Математические фактыСкачать

Математические факты

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА

таблица умножения школаСкачать

таблица умножения школа

ТОП-5 ОШИБОК в математике | Математика | TutorOnlineСкачать

ТОП-5 ОШИБОК в математике | Математика | TutorOnline

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ??? / TED ED НА РУССКОМСкачать

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ??? / TED ED НА РУССКОМ
Поделиться или сохранить к себе: