Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Правописание корней
Содержание:
Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.
Видео:Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать
Проверяемые
Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.
Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.
Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:
Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:
- водить, проводить, провОдят;
- вода, заводь, вОдный.
По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:
коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.
Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Чередующиеся
В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.
Смотрим на суффикс
Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:
Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:
- -кос — кас- :коснуться — касание
- -а(я) — ин- : поднять — поднимать
- -а(я) — им-
Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.
Ищем ударение
От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:
гор — гар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
зор — зар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
твор — твар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
клон — клан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
плов — плав — плыв |
-лаг- | полагать, прилагательное |
-лож- | положить, предложить, изложить |
-раст- | возраст, растить |
-ращ- | выращивать, приращение |
-рос- | заросли, вырос |
-скак- | выскакивать, скакать |
-скоч- | выскочить, перскочить |
Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.
В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.
Видео:3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать
Непроверяемые
В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.
- Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
- абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
- вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
- бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.
Примечание:
- Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
- Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
Ударение в корневой морфеме
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.
Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.
Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.
Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.
Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.
Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.
Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.
Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).
Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».
Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).
К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).
Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.
Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.
Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:
— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),
— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),
Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.
Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.
Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.
Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.
Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:
фонетика — звучащую речь,
морфемика — состав слова,
словообразование — производность слова,
лексикология — словарный состав языка,
морфология — слова как части речи,
синтаксис — словосочетания и предложения.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Современный русский литературный язык
Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.
Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.
Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.
Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).
Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:
1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;
2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.
Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.
Видео:Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Корневая морфема (корень) —
Классификации морфем по их роли и месту в составе слова
По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.
Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:
Корневая морфема (корень) —
заключает в себе основной элемент лексического значения слова, это общая часть родственных слов. Корень — обязательная часть любого слова. Слов без корня не существует.
Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).
Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.
Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.
чист до 60 слов
вод (Z движения, водить) более 100 слов
да (пере-да-ть) более 100 слов
По наиболее общей семантике корни делятся на несколько групп:
· корни с предметным Z (называют предмет) — дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек
· с признаковым Z — бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий
· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти)
· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о)
· с местоименным Z (мой, свой, ты/тебя — супплетивные корни)
Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:
дом ® домашний (все равно предметное Z)
соль ® солить (все равно предметное Z)
ходьба (Z процесса, движения)
Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:
ходить ® ходØ (Z корня процессуальное, следовательно направление производности такое: от слова, чья частеречная принадлежность имеет это Z, к слову, частеречная принадлежность которого не имеет этого Z. Вывод: Z процесса есть у глаголов, следовательно, исходный глагол)
глухой ® глушьØ (Z корня признаковое, мотивируется прилагательным)
Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:
бросить / бросать / брошу / перебрасывать
жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)
жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)
песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ — немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)
Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:
любить/люблю (j палатализация в истории языка)
Корни могут быть свободными и связанными. Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню хотя бы в одном однокоренном слове):
Связанные корни — это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.
пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец
Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.
В связанных корнях лексическое значение ослабляется. Значение такого корня можно выделить лишь при сравнении лексических значений всех слов, содержащих этот корень, за вычетом значений приставок и суффиксов.
ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, отвергнуть
ввергнуть — приставка имеет Z «направление действия внутрь»
свергнуть — направление вниз
отвергнуть — направление от чего-либо
подвергнуть — направление на объект воздействия воздействия
(Z корня — «кинуть, бросить», еще в 19 веке было слово вергнуть)
Примерами связанных корней также могут служить следующие ряды слов:
В этих и других рядах слов Z корня настолько ослаблено, что семантический вес (определяющий лексическое Z слова) переносится с корня на приставку.
В некоторых пособиях связанные корни, значение которых ослабляется, называют радиксоидами (от лат. radix «корень» oid «подобный», буквально — «подобный корню»).
Почему происходит такое явление, т.е. почему появляются связанные корни?
1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица, ввергнуть)
2. связано с заимствованием
оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)
затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)
затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению аффиксальных морфем, отметим, что в лингвистике употребляется термин аффиксоид. (от лат. affix «прикрепленный» oid «подобный», буквально — «подобный аффиксу»)
Аффиксоид —
это корневая морфема, в которой ослабляется основное значение и приближается к значению аффиксов. Различают префиксоиды и суффиксоиды, которые сближаются по своему значению соответственно с приставками (префиксами) и суффиксками.
Аффиксоиды отличаются от радиксоидов тем, что если радиксоиды употребляются в простых основах, то аффиксоиды — преимущественно в сложных (т.е. имеющих 2 корня).
(полу — ослаблено Z, но на практике выделяют как корень. Об ослабленности значения свидетельствует тот факт, что корень пол//полу не употребляется самостоятельно, т.е. имеет связанное значение, значение, которое выделяется при сопоставлении всех слов с этим корнем, напр. половина)
Суфффикс —
это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.
Словообразовательные суф. служат для образования новых слов с новым лексическим значением:
Последний суффикс (вместе с системой флексий или без флексии) обычно является показателем ЧР:
Формообразовательные суф. служат для образования грамматических форм слов (в зависимости от части речи), при этом сохраняется тождество лексического значения:
j | друг — друзьjя | мн.ч. |
овиj | сыновья, кумовья | -//- |
ес | небеса | -//- |
л | читала, несла | прош.вр. |
j | читать — читаjут | в основе настоящего времени |
и | неси | повел. накл. |
Ø | читайØ | повел. накл. |
суффиксы причастий | читавший прочитанный читаjущий читаjэмый | |
деепричастий | читаjа | |
степеней сравнения | новее новейший |
Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы.
Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми.
НУЛЕВАЯ МОРФЕМА — ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.
Нулевой суф. выделяется при сопоставлении с др. словами.
несØ/несла (по сопоставлению с формами слова)
безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью — Ср. безлошадный)
Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:
Ø в сущ., образованных от прил. (т.е. в отадъективных существительных):
По происхождению суффиксы м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство — исконно русских.
Заимствованные, в частности:
В том случае, когда перед нами стоит задача выделить в слове все живые морфемы, т.е. сделать словообразовательный анализ, необходимо
1) учитывать фонемный состав слова. Это связано с тем, что фонема [j],часто «прячущаяся» в иотированных гласныхв одних случаях принадлежит корню, в других суффиксу:
например: друз-j-а — входит в суффикс
армиj-а — входит в корень
2) учитывать мотивацию слова, и согласовывать свои предположения с типической для словообразования моделью:
притеатральный ← театр
Префикс —
Термин префикс (от лат. praetixum — «прикрепленное впереди») + калька приставка
Префикс — аффикс, который помещается перед корнем и служит для образования новых слов с новым лексическим значением.
Приставки, присоединенные к глагольным основам, кроме словообразоват. функции, могут менять вид глагола (из глагола несоверш. вида сделать глагол совершенного вида). Такие приставки следует квалифицировать как синкретичные.
сделать (довести до разумного результата начатое дело)
Приставки располагаются перед корнем, но могут располагаться и перед другой приставкой:
со-бирать ® на-со-бирать (набрать в большом количестве) ® по-на-со-бирать (оттенок пренебрежительности — нечто негодное).
ПРИСТАВКИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО К ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧР.
сущ.+ прист.= сущ.: дед ® прадед
прил. + прист. = прил.: новый ® неновый
глагол + прист.= глаг.: спать® поспать
нареч. + прист. = нар.: ныне ® поныне
Приставки могут иметь алломорфы:
Но среди приставок это менее распространенное явление, чем среди суффиксов. И большинство приставок не видоизменяется.
По происхождению приставки бывают собственно-русскими и иноязычными. Большинство — собственно-русских, и восходят к общеславянскому и индоевропейскому периодам. Они обычно соотносятся с предлогами:
предлог в и приставка в (войти в дом)
из – из (изымать из обращения)
Некоторые русские приставки сложились на базе частиц:
не неурожай, некрасивый
ни ничто, никуда
кое кое-как, кое-что
Иноязычных приставок немного:
а | =не, без | аморальный, алогичный |
анти | Z «противоположный» | античастица |
архи | Z чрезмерности | архиопасный |
де | Z разрушения, возврата | денационализация |
дез | Z уничтожения, отсутствия | дезорганизация |
дис | Z уничтожения, отсутствия | дисквалификация, дисгармония |
инфра | Z «внутри» | инфраструктура (внутренняя структура) |
интер | между | интервокальный |
ультра | ультрамодный (высшая степень качества) | |
ир | не | ирреальный |
ре | снова, пере (= переделать) | реорганизация |
псевдо, квази и некот. др. | Z «ненастоящий, лживый» | квазиязык псевдонаука |
Приставки могут быть только материально выраженными, НУЛЕВЫХ ПРИСТАВОК НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Прежде чем говорить о других аффиксальных морфемах, следует обобщить и сопоставить некоторые сведения о приставках и суффиксах.
Суффикс | Приставка |
Суффиксы нередко бывают спаяны с окончаниями, совместно выражая с ними грамматическое Z: стар-и-ть (инфинитив) молод-ость-Ø (сущ. ж.р.) говор-ун-Ø (сущ. м.р.) | Приставки по преимуществу не участвуют в реализации грамматического Z (за искл. глаголов) |
словообразовательный суффикс может либо менять, либо не менять принадлежность слова к ЧР дом – домик дом – домашний | приставка никогда не меняет принадлежности слова к ЧР: пункт – подпункт веселый – развеселый бежать – убежать |
один и тот же суффикс не может образовать слова разных ЧР: -лив- — всегда суф. прил. (молчаливый, терпеливый) -ец — суф. сущ. (храбрец, строптивец, кормилец) | приставка безразлична к частеречной принадлежности слова, т.е. одна и та же приставка м. присоединяться к словам разной частеречной принадлежности: раз-: развеселый, раскрасавица со-: соавтор, сопереживать |
Суффиксы могут коренным образом поменять лексич. Z слова: белок (Z «часть яйца») тигренок (Z «детеныш тигра») | Не меняет коренным образом лексического Z слова, а лишь вносит в это Z дополнительный оттенок. Напр. раз- — оттенок Z «очень» — раскрасавица глагольные приставки имеют оттенок Z — указание на направление: убежать, прибежать |
Мало характерны для глаголов, очень распространены у имен сущ. и прил. | Мало характерны для существительных, очень распространены у глагола |
Часто вызывают различные чередования: бумага — бумажный горох — горошек | Практически не влияют на фонемное строение слова |
Могут быть материально выраженными и нулевыми (тишина, тишьØ) | Всегда материально выражены |
И еще 1 особенность, свойственная приставкам | |
Могут иметь побочное, добавочное к основному ударению: сòнанимáтель (что препятствует даже фонетической редукции безударных гласных) |
Кроме того отметим, что иногда слова образуются одновременным присоединением приставки и суффикса — это приставочно-суффиксальный способ образования слов. Например,
В таком случае, ученые говорят не о двух разных словообразовательных морфемах — приставке и суффиксе, а об одной морфеме, которую называют конфиксом.
Можно ли использовать этот термин?
1. Он может использоваться при морфемном разборе (когда для доказательства морфемной структуры подбираются слова с такой же структурой). Например, доказательством приставки и суффикса в слове заозерье будут слова забайкалье, закарпатье.
2. Нецелесообразно пользоваться им при словообразовательном анализе, поскольку в последнем случае потребуется замена привычного термина приставочно-суффиксальный способ другим — конфиксация, что не совсем удобно.
Постфикс
Термин — от лат. postfixum — «прикрепленное после».
Термин постфикс используется в лингвистич. науке в 2 ZZ:
широкое Z: «любая аффиксальная морфема находящаяся после корня (суффикс, флексия, пофлексийный суффикс)»
Мы будем использовать в узком смысле, согласно которому постфикс — это аффиксальная внутриоснóвная морфема, располагающаяся после окончания и служащая для образования новых слов и — редко — для образования ff S.
До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом. В некоторых пособиях вы можете встретиться с этим термином.
Постфикс входит в основу.
Самыми распространенными постфиксами являются глагольный постфикс –ся и местоименные постфиксы –то, -либо, -нибудь.
Постфикс присоединяется к глагольной основе:
учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,
Постфиксы –то, -либо, -нибудь образуют неопределенные местоимения — кто-то, что-либо, какой-нибудь.
Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:
Главное назначение постфикса — образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:
Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект — Тв.п.). Следовательно — доставляются — это форма глагола доставлять, и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты.
Иногда возникает необходимость квалифицировать то или иное явление, как, например, определить, какой морфемой является —нибудь в словах:
какой-нибудь
кто-нибудь постфиксы, т.к. после окончаний местоимений
когда-нибудь
где-нибудь суффиксы, т.к. в наречиях нет окончаний
Проделаем аналогичную процедуру применительно к глаголу и его формам:
разбежавшийся постфиксы, т.к. после окончаний
разбежавшись — суффикс, т.к. в деепричастиях нет окончаний
Флексия
Термин флексия — от лат. flexio «сгибание», в русской лингвистике используют дублетный термин окончание, который свидетельствует о завершающей позиции в слове. И действительно, в большинстве случаев окончание замыкает слово.
Флексия — аффикс, который находится за пределами основы и служит для образования форм данного слова.
«Русская грамматика-80» приводит такое определение флексии:
Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен—а, стен-ы, стен-е. стен—ы; красн—ый, красн—ая, красн—ое, красн—ые; пиш—у, пиш—ешь, пиш—ет, пиш—ем.
И далее следует примечание:
К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, —ти в глаголе нести).
Окончания выделяются только в изменяемых словах. Неизменяемые слова не имеют окончаний.
Чтобы правильно выделить окончание, надо изменить слово с учетом его частеречной принадлежности:
столØ, стол-а, сто-у (сущ., измен. по числам и падежам)
зданиj-э, зданиj-а, зданиj-у
бер-у, бер-ешь, бер-ем, бер-ете (глагол, изменяется по лицам и числам)
шел, шла, шло, шли (глагол в прош. вр. изменяется по родам и числам)
к-то, к-ого, к-ому (мест., измен. по падежам)
лисийØ, лис’j-его, лис’j-ему (прил., изм. по родам, числам, падежам)
Поэтому окончание служит средством выражения самых различных GZZ:
· у сущ. — Z числа, падежа
· прил. — рода, числа, падежа
· глаг. — накл., времени, числа, лица
При помощи окончания слова соединяются в словосочетание и предложение. Это является основанием для того, чтобы отнести русский язык к флективным языкам. То есть морфемы имеют национальную специфику.
При пом. окончания образуются формы одного и того же слова:
· у сущ. — 12 падеж. ff
· у личных форм глагола — 6 форм (три лица, ед./мн.ч. — гружу, грузим)
Мы с вами упомянули, что в большинстве случае постфикс замыкает слово, исключение составляют 2 случая:
1. Когда после флексии находится постфикс (кто-то, какой-то, раскрасившийся)
2. Некоторые слова имеют 2 окончания. Это явление имеет название внутриоснóвных окончаний и проявляется лишь у одного класса слов — у имен числительных:
Причины такого лингвистического поведения числительных кроются в исторических фактах, среди которых назовем лишь три:
1. числит. — это замкнутая группа слов с нехарактерным поведением (т.е. с минимальным влиянием аналогии)
2. внутриосновное окончание свидетельствует о неполном сращении в одно слово двух компонентов
3. тенденция «причесать» числительные, т.е. лишить их внутриосновного окончания прослеживается в разговорной речи, когда числительные перестают склонять. Однако этому препятствует нормативный аспект литературного языка.
Окончания могут быть материально выраженными и нулевыми.
Нулевоеокончание — это значимое отсутствие окончания, то есть окончание несет GZ и выделяется по сопоставлению с другими формами того же слова.
учительØ (Z м.р., ед.ч., Им.п.), учителя
мать (Z ж.р., ед.ч., Им./Вин. пад.), матери
Сложно выделять Ø-окончания
· в словах, имеющих суффикс j (или алломорфы этого суффикса):
· в кратких прил. м.р. выделяют по сопоставлению с формами ж. и ср. рода:
храбрØ, храбр-а, хрáбр-о
· в формах прошедшего времени м.р. по сопоставлению с формами ж. и ср. р.
несØØ (две нулевые морфемы), несл-а, несл-о
добегалØся, добегал-а-сь, добегал-о-сь
То есть при выделении Ø-окончания действует общее правило выделения окончаний.
Интерфикс
это незначимая морфема (или морфема, не обладающая Z), она используется для благозвучного устройства слова.
Напр., необходимо образовать прил. от слова Ялта ® ялт(ин)ский (чтобы слово звучало эстетично):
поить ® пои(л)ец (суф. со Z лица, согласный появляется для преодоления нехарактерного для исконно русских слов стечения гласных)
Интерфикс чаще всего используется
· на стыке корня и суффикса:
· между двумя корнями (то, что называют соединительной гласной):
В сложных словах кроме интерфиксов о, е, могут быть и другие:
дв(ух)этажный (это не окончание,
потому что не изменяется)
Рекомендуется выделять круглыми скобками. Если рядом с суффиксом, то выделяется как один осложненный суффикс, то есть получается алломорф суффикса:
С термином интерфикс в лингвистической науке сложилась парадоксальная ситуация:
ü С одной стороны, этот термин находятся в ряду таких как префикс, суффикс, постфикс. Его латинская природа ясна — «находящийся между».
ü С другой стороны, высказывается мнение, что нецелесообразно говорить об интерфиксе как о морфеме, поскольку морфема имеет Z, а интерфикс — нет. Поэтому интерфикс еще называют «незначимой прокладкой» (Земская Е.А.) или «асемантическим элементом» (Гридина Т. А.).
📺 Видео
Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать
О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Почему русское ударение такое сложное?Скачать
Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать
ТВОРОГ. Как правильно поставить ударение?Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | ВидеоурокСкачать
Что такое корень слова. Как найти корень слова?Скачать