Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать
Ударение в формах глагола брал
ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО
Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.
Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?
Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)
Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:
1) книжные стили (чаще в письменной форме);
2) разговорный стиль (чаще в устной форме).
Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры — договора́, сле́сари — слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) — разговорные.
Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.
Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.
Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).
Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).
Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).
Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).
Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).
Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).
Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).
Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).
Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).
Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).
К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.
«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)
«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)
Видео:Как запомнить правильное ударение в глаголах?Скачать
«БралА» или «брАла», как правильно поставить ударение?
В слове «брала» правильно ставится ударение на гласный «а» второго слога.
В бытовой речи часто слышится произношение интересующего нас слова с разным ударением:
Как правильно ставить ударение в этом слове с точки зрения орфоэпической нормы русского литературного языка?
Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
На какой слог ударение в слове «брала»?
Чтобы определить, на какой слог поставить ударение, разделим эту лексему на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков, содержащихся в ней:
Это двусложное слово является формой единственного числа женского рода прошедшего времени глагола «брать».
Земля была перевита нитями корней, крепкими и жёсткими, как проволока, некоторые лопата не брала, приходилось рубить топором (А. Н. Рыбаков. Прах и пепел).
Произношение форм прошедшего времени глагола «брать» свидетельствует о подвижности ударения в русском языке:
брать — брал, брала́, бра́ло, бра́ли.
В русском языке существует акцентологическая закономерность: у глаголов в форме прошедшего времени единственного числа женского рода, как правило, ударным является окончание:
- брать — брал а́ ;
- взять — взял а́ ;
- нача́ть — начал а́ ;
- гнать — гнал а́ ;
- отня́ть — отнял а́ ;
- лить — лил а́ ;
- поня́ть — понял а́ ;
- приня́ть — принял а́ ;
- предприня́ть — предпринял а́ .
Как видим, слово «бра-ла́» имеет ударный второй слог.
Согласно орфоэпической норме русского литературного языка в слове «брала» ставится ударение на гласный «а» второго слога или окончания.
Произношение этого слова с ударным гласным первого слога «бра́ла» является неверным.
Видео:Решаем вместе 4 задание ЕГЭ (ударение в словах)Скачать
Запомним правильное ударение
Упражняемся в правильной постановке ударения в рассматриваемой форме женского рода прошедшего времени глагола «брать»:
Её вели весь день, она устала, тосковала по оставленному стаду и не брала́ корма из рук новой хозяйки, к которой ещё не привыкла (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Время от времени она брала́ у меня черпак и, не страшась шторма, принималась вычерпывать воду (Джек Лондон. Морской волк).
Следопыт, тот в иную пору, казалось, был просто нечувствителен к голоду и жажде, и никакая усталость его не брала́ (Джеймс Фенимор Купер. Следопыт).
Отметим, что отличаются своим произношением словоформы прошедшего времени женского рода «кла́ла» и «кра́ла».
Сохранить статью
Видео:Глагол БРАТЬ с приставками (без суффикса -СЯ-). Часть 1.Скачать
Постановка ударения в глаголе «брала»: на какой слог падает, употребление, спряжение
Глагол «бра́ть» слово древнее, дожившее в русском языке доныне с тех пор, когда славянские языки были ещё бесписьменными. Поэтому у наших далёких пращуров не было возможности написать слово, чтобы уточнить, что же было сказано, и постановка ударения была сильным средством повышения внятности высказываний. Такое значение в устной речи ударная позиция сохраняет и поныне, поэтому в глаголе «бра́ть» она плавающая: в его личных формах ударение не остаётся на том же самом месте.
В единственном числе прошедшего времени женского рода от неопределённой формы «бра́ть» ударение правильно ставится на второй слог «-ла», на последнее «а» ( «я брала́», «ты брала́», «она брала́» ):
- «Зачем ты брала́ бумаги с моего стола?»; «Брала́ в долг, брала́, а теперь отдавать нечем»; «М-мм! Что за свёклу ты брала́ для борща?»; «Полиция его не брала́, он сам пришёл к ним с повинной»; «Армия Суворова не брала́ Краков: после падения Варшавы этот город сам сдался русским войскам».
Перенос ударения на «бра-», то есть на первое «а» ( «бра́ла» ) неправильный, такое просторечие свидетельствует о малограмотности говорящей.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Ударения в личных формах
В личных формах глагола «брать» ударная позиция располагается следующим образом:
- (Я) беру́ (настоящ.)/ бра́л (прошедш. муж.)/ брала́ (прош. жен.)/ бра́л (брала́) илибра́л (брала́) (сослагательн.)/ бра́ть (повелительн.).
- (Мы) берём (настоящ.)/ бра́ли (прошедш.)/ бра́ли или бра́ли (сослагательн.)/ берём или бра́ть (повелительн., обычно в приказном порядке; на письме с восклицательным знаком: «Берём! Взяли! Несём!»; «Высоту брать, несмотря на потери!»).
- (Ты) берёшь (настоящ.)/ бра́л (прошедш. муж.)/ брала́ (прош. жен.)/ бра́л (брала́) илибра́л (брала́) (сослагательн.)/ бери́ или бра́ть (повелительн.).
- (Вы) берёте (настоящ.)/ бра́ли (прошедш.)/ бра́лиилибра́ли (сослагательн.)/ бери́те или бра́ть (повелительн.).
- (Он) берёт (настоящ.)/ бра́л (прошедш.)/ бра́лилибра́л (сослагательн.)/ берёт (повелительн.).
- (Она) берёт (настоящ.)/ брала́ (прошедш.)/ брала́илибрала́ (сослагательн.)/ берёт (повелительн.).
- (Оноберёт (настоящ.)/ бра́ло (прошедш.)/ бра́лоилибра́ло (сослагательн.)/ берёт (повелительн.).
- (Они) беру́т (настоящ.)/ бра́ли (прошедш.)/ бра́лиилибра́ли (сослагательн.)/ беру́т (повелительн.).
Действительное причастие настоящего времени беру́щий; прошедшего бра́вший. Страдательное причастие прошедшего времени бра́нный (не путать с прилагательным «бранный» в смысле боевой, военный, присущий брани – битве). Деепричастия настоящего времени беря́́; прошедшего бра́в, бра́вши. Будущее время образуется при помощи соответственно спрягаемого вспомогательного глагола «быть», а «баловать» остаётся в инфинитиве (безличной, неопределённой форме): буду/будем/будешь/будете/будет/будут… бра́ть.
Видео:Ударения в глаголах за 15 минутСкачать
Значение и употребление
Слово «бра́ть» очень, как говорится, богатое, многозначное. В русском языке этот глагол употребляется во многих значениях:
- хватать (здесь и далее в начале пунктов курсивом выделены синонимы) преимущественно щёпотью или горстью руки: «Что тыбрала́, что у тебя ручки такие грязные?». Реже употребляется применительно к другим частям тела: «Небери́губами с тарелки, на то есть ложка и вилка»; «В старину среди куртизанок особым шиком считалосьбра́тьзолотую монету, садясь голой на угол стола». Частичные синонимы приставочные: «выхватывать»,«захватывать», «отхватывать», «подхватывать», «прихватывать», «ухватывать», «цапать»; просторечные «лапать», «хапать» (грубые).
- То же, в переносном значении – касаться, прикасаться (частичные синонимы) с охватом (захватом), то есть обнимать, охватывать: «Мам, а соседская Ленка меня ногой за ногу под столом брала́, это она зачем?»; «Поймёшь, когда самого потянетбра́тьдевушек за талию». Частичные синонимы «тискать» (брать, сильно сжимая), «цапать»; грубые «лапать», «хапать», (все – пальцами или кистью руки).
- Принимать на руки, в объятья, держа на весу: «Я перепачкалась оттого, что Алёшубрала́, когда он споткнулся и наземь шлёпнулся». Частичные синонимы «подхватывать»,«поднимать».
- То же – принимать на работу, в помощь по делу: «Как вы летом в своём магазинчике управлялись? – Студентовбрала́ на подработку». Частичные синонимы «нанимать», «привлекать».
- То же, разговорное в переносном значении в канцелярском и деловом речевом обороте – принимать к сведению, на рассмотрение, в производство по существу дела, в уплату, на обмен, в залог, для комиссионной продажи: «Заявление на помощь по декрету где тутберу́т?»; «Белорусские рубли берёте?»; «Драгоценности без экспертной оценки стоимости берём только как лом»; «А ваш терминал бесконтактную оплату со смартфона берёт?». Частичные синонимы «взимать», «снимать» (к платёжным операциям), «менять» (к операциям по обмену валют и других ликвидных ценностей).
- Также переносное, применительно к чувствам, настроению, состоянию здоровья – овладевать, охватывать: «Петровна, как бы тебя досада ни брала́, но твоя Настасья уже взрослая, и нечего от неё женихов отваживать»; «Меня в жизни никакая хворь небрала́, а тут на тебе – на ровном месте ногу сломал». Ещё синоним «разбирать»; частичные «драть»,«раздирать», «накатывать» (с винительным падежом: «… как бы на тебя досада ни накатывала́…»).
- То же, что и по пп. 1 и 2, в переносном значении – касательно грузоподъёмности и оперативных способностей техники: «Сколько берёт этот робот? – До 150 килограммов, и подаёт в радиусе полтора метра по всей сфере». Синонимы те же.
Примечание: в парусном спорте и судовождении «брать рифы» значит в сильный ветер уменьшать площадь паруса специальными подвязками – риф-штертами или риф-сезнями.
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Грамматика
Слово «брать» – переходный невозвратный глагол несовершенного вида. Номинально – изолированного спряжения (неправильный, образует словоформы не типичным, а своеобычным образом), но фактически спрягается почти что по схеме 1-го спряжения. Состоит из корня «бр-», суффикса «-а-» и глагольного окончания «-ть». Односложное слово; двусложные личные формы переносятся из строки в строку посложно по обычным правилам.
Переходный значит, что действие переходит от кого-то или чего-то на что-то другое или кого-то другого, на занимаемый предмет, без которого невозможно его, действия, совершение. Нечего или некого брать – совершить данное действие невозможно. Соответствующий непереходный глагол отсутствует.
Несовершенный означает, что действие ещё не совершено, пока не закончено: беру, но ещё не взял, не ухватил как следует. Соответствующий совершенный глагол «взять» – всё, действие совершено, взял, держу.
Невозвратный обозначает, что действие не обращено на себя (нет постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»), т.е. производится не над самим собой. Соответствующий возвратный глагол «браться» указывает на возвратность пассивно-качественную: «краска берётся» (не высохла, липнет к пальцам), «соринка с пола никак не берётся» (маленькая, возможно, скользкая, никак не ухватишь).
Примечание: относительно состава «брать» современная академическая лингвистика сходится со школьной классической. Что наводит на невесёлые мысли о качестве теперешнего русского научного языкознания. К примеру, в подобных по строению словах «внять», «занять», «звать», «понять», и мн. др. некоторые современные языковеды «приплюсовывают» к корню и приставки, и суффиксы «а/я», которые ясно свидетельствуют о типе спряжения данного глагола. Но ведь в неправильных глаголах наличие суффикса – идентификатора типа спряжения – несущественно. В чём тут путаются учёные мужи? Или что и зачем нарочно путают?
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
📺 Видео
Как сказать правильно клАла или клалА? Важные правила для правильной постановки ударенияСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Ударение в глаголах.Скачать
ЕГЭ - Задание 4 - Орфоэпический словарик. Ударение в глаголахСкачать
Спряжение глаголов | Русский язык |TutorOnlineСкачать
Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.Скачать
Решаем вместе 11 задание ЕГЭ (правописание суффиксов)Скачать
Урок 1. Делать или сделать? || Глаголы НСВ и СВ. Настоящее-прошедшее время.Скачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
ЗАДАНИЕ 4 ЕГЭ (КОВАРНЫЕ ГЛАГОЛЫ)Скачать
ВСЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ. Как запомнить НАВСЕГДА 3 формы глаголов! Немецкий Беккер.Скачать
Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать