Ударение в формах глагола брал

Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой Лариной

Ударение в формах глагола брал

ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО

Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.

Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.

Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?

Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)

Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:

1) книжные стили (чаще в письменной форме);

2) разговорный стиль (чаще в устной форме).

Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры — договора́, сле́сари — слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) — разговорные.

Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.

Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.

Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).

Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).

Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).

Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).

Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).

Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).

Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).

Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).

К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.

«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)

«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)

Видео:Как запомнить правильное ударение в глаголах?Скачать

Как запомнить правильное ударение в глаголах?

«БралА» или «брАла», как правильно поставить ударение?

В сло­ве «бра­ла» пра­виль­но ста­вит­ся уда­ре­ние на глас­ный «а» вто­ро­го сло­га.

В быто­вой речи часто слы­шит­ся про­из­но­ше­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва с раз­ным уда­ре­ни­ем:

Как пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние в этом сло­ве с точ­ки зре­ния орфо­эпи­че­ской нор­мы рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

На какой слог ударение в слове «брала»?

Чтобы опре­де­лить, на какой слог поста­вить уда­ре­ние, раз­де­лим эту лек­се­му на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, содер­жа­щих­ся в ней:

Это дву­слож­ное сло­во явля­ет­ся фор­мой един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «брать».

Земля была пере­ви­та нитя­ми кор­ней, креп­ки­ми и жёст­ки­ми, как про­во­ло­ка, неко­то­рые лопа­та не бра­ла, при­хо­ди­лось рубить топо­ром (А. Н. Рыбаков. Прах и пепел).

Произношение форм про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «брать» сви­де­тель­ству­ет о подвиж­но­сти уда­ре­ния в рус­ском язы­ке:

брать — брал, бра­ла́, бра́ло, бра́ли.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет акцен­то­ло­ги­че­ская зако­но­мер­ность: у гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода, как пра­ви­ло, удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние:

  • брать — брал а́ ;
  • взять — взял а́ ;
  • нача́ть — начал а́ ;
  • гнать — гнал а́ ;
  • отня́ть — отнял а́ ;
  • лить — лил а́ ;
  • поня́ть — понял а́ ;
  • приня́ть — при­нял а́ ;
  • предприня́ть — пред­при­нял а́ .

Как видим, сло­во «бра-ла́» име­ет удар­ный вто­рой слог.

Ударение в формах глагола брал

Согласно орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка в сло­ве «бра­ла» ста­вит­ся уда­ре­ние на глас­ный «а» вто­ро­го сло­га или окон­ча­ния.

Произношение это­го сло­ва с удар­ным глас­ным пер­во­го сло­га «бра́ла» явля­ет­ся невер­ным.

Видео:Решаем вместе 4 задание ЕГЭ (ударение в словах)Скачать

Решаем вместе 4 задание ЕГЭ (ударение в словах)

Запомним правильное ударение

Упражняемся в пра­виль­ной поста­нов­ке уда­ре­ния в рас­смат­ри­ва­е­мой фор­ме жен­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «брать»:

Её вели весь день, она уста­ла, тос­ко­ва­ла по остав­лен­но­му ста­ду и не бра­ла́ кор­ма из рук новой хозяй­ки, к кото­рой ещё не при­вык­ла (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Время от вре­ме­ни она бра­ла́ у меня чер­пак и, не стра­шась штор­ма, при­ни­ма­лась вычер­пы­вать воду (Джек Лондон. Морской волк).

Следопыт, тот в иную пору, каза­лось, был про­сто нечув­стви­те­лен к голо­ду и жаж­де, и ника­кая уста­лость его не бра­ла́ (Джеймс Фенимор Купер. Следопыт).

Отметим, что отли­ча­ют­ся сво­им про­из­но­ше­ни­ем сло­во­фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни жен­ско­го рода «кла́ла» и «кра́ла».

Ударение в формах глагола бралСохранить ста­тью

Видео:Глагол БРАТЬ с приставками (без суффикса -СЯ-). Часть 1.Скачать

Глагол БРАТЬ с приставками (без суффикса -СЯ-). Часть 1.

Постановка ударения в глаголе «брала»: на какой слог падает, употребление, спряжение

Глагол «бра́ть» слово древнее, дожившее в русском языке доныне с тех пор, когда славянские языки были ещё бесписьменными. Поэтому у наших далёких пращуров не было возможности написать слово, чтобы уточнить, что же было сказано, и постановка ударения была сильным средством повышения внятности высказываний. Такое значение в устной речи ударная позиция сохраняет и поныне, поэтому в глаголе «бра́ть» она плавающая: в его личных формах ударение не остаётся на том же самом месте.

В единственном числе прошедшего времени женского рода от неопределённой формы «бра́ть» ударение правильно ставится на второй слог «-ла», на последнее «а» ( «я брала́», «ты брала́», «она брала́» ):

  • «Зачем ты брала́ бумаги с моего стола?»; «Брала́ в долг, брала́, а теперь отдавать нечем»; «М-мм! Что за свёклу ты брала́ для борща?»; «Полиция его не брала́, он сам пришёл к ним с повинной»; «Армия Суворова не брала́ Краков: после падения Варшавы этот город сам сдался русским войскам».

Перенос ударения на «бра-», то есть на первое «а» ( «бра́ла» ) неправильный, такое просторечие свидетельствует о малограмотности говорящей.

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Ударения в личных формах

В личных формах глагола «брать» ударная позиция располагается следующим образом:

  • (Я) беру́ (настоящ.)/ бра́л (прошедш. муж.)/ брала́ (прош. жен.)/ бра́л (брала́) илибра́л (брала́) (сослагательн.)/ бра́ть (повелительн.).
  • (Мы) берём (настоящ.)/ бра́ли (прошедш.)/ бра́ли или бра́ли (сослагательн.)/ берём или бра́ть (повелительн., обычно в приказном порядке; на письме с восклицательным знаком: «Берём! Взяли! Несём!»; «Высоту брать, несмотря на потери!»).
  • (Ты) берёшь (настоящ.)/ бра́л (прошедш. муж.)/ брала́ (прош. жен.)/ бра́л (брала́) илибра́л (брала́) (сослагательн.)/ бери́ или бра́ть (повелительн.).
  • (Вы) берёте (настоящ.)/ бра́ли (прошедш.)/ бра́лиилибра́ли (сослагательн.)/ бери́те или бра́ть (повелительн.).
  • (Он) берёт (настоящ.)/ бра́л (прошедш.)/ бра́лилибра́л (сослагательн.)/ берёт (повелительн.).
  • (Она) берёт (настоящ.)/ брала́ (прошедш.)/ брала́илибрала́ (сослагательн.)/ берёт (повелительн.).
  • (Оноберёт (настоящ.)/ бра́ло (прошедш.)/ бра́лоилибра́ло (сослагательн.)/ берёт (повелительн.).
  • (Они) беру́т (настоящ.)/ бра́ли (прошедш.)/ бра́лиилибра́ли (сослагательн.)/ беру́т (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени беру́щий; прошедшего бра́вший. Страдательное причастие прошедшего времени бра́нный (не путать с прилагательным «бранный» в смысле боевой, военный, присущий брани – битве). Деепричастия настоящего времени беря́́; прошедшего бра́в, бра́вши. Будущее время образуется при помощи соответственно спрягаемого вспомогательного глагола «быть», а «баловать» остаётся в инфинитиве (безличной, неопределённой форме): буду/будем/будешь/будете/будет/будут… бра́ть.

Видео:Ударения в глаголах за 15 минутСкачать

Ударения в глаголах за 15 минут

Значение и употребление

Слово «бра́ть» очень, как говорится, богатое, многозначное. В русском языке этот глагол употребляется во многих значениях:

  1. хватать (здесь и далее в начале пунктов курсивом выделены синонимы) преимущественно щёпотью или горстью руки: «Что тыбрала́, что у тебя ручки такие грязные?». Реже употребляется применительно к другим частям тела: «Небери́губами с тарелки, на то есть ложка и вилка»; «В старину среди куртизанок особым шиком считалосьбра́тьзолотую монету, садясь голой на угол стола». Частичные синонимы приставочные: «выхватывать»,«захватывать», «отхватывать», «подхватывать», «прихватывать», «ухватывать», «цапать»; просторечные «лапать», «хапать» (грубые).
  2. То же, в переносном значении – касаться, прикасаться (частичные синонимы) с охватом (захватом), то есть обнимать, охватывать: «Мам, а соседская Ленка меня ногой за ногу под столом брала́, это она зачем?»; «Поймёшь, когда самого потянетбра́тьдевушек за талию». Частичные синонимы «тискать» (брать, сильно сжимая), «цапать»; грубые «лапать», «хапать», (все – пальцами или кистью руки).
  3. Принимать на руки, в объятья, держа на весу: «Я перепачкалась оттого, что Алёшубрала́, когда он споткнулся и наземь шлёпнулся». Частичные синонимы «подхватывать»,«поднимать».
  4. То же – принимать на работу, в помощь по делу: «Как вы летом в своём магазинчике управлялись? – Студентовбрала́ на подработку». Частичные синонимы «нанимать», «привлекать».
  5. То же, разговорное в переносном значении в канцелярском и деловом речевом обороте – принимать к сведению, на рассмотрение, в производство по существу дела, в уплату, на обмен, в залог, для комиссионной продажи: «Заявление на помощь по декрету где тутберу́т?»; «Белорусские рубли берёте?»; «Драгоценности без экспертной оценки стоимости берём только как лом»; «А ваш терминал бесконтактную оплату со смартфона берёт. Частичные синонимы «взимать», «снимать» (к платёжным операциям), «менять» (к операциям по обмену валют и других ликвидных ценностей).
  6. Также переносное, применительно к чувствам, настроению, состоянию здоровья – овладевать, охватывать: «Петровна, как бы тебя досада ни брала́, но твоя Настасья уже взрослая, и нечего от неё женихов отваживать»; «Меня в жизни никакая хворь небрала́, а тут на тебе – на ровном месте ногу сломал». Ещё синоним «разбирать»; частичные «драть»,«раздирать», «накатывать» (с винительным падежом: «… как бы на тебя досада ни накатывала́…»).
  7. То же, что и по пп. 1 и 2, в переносном значении – касательно грузоподъёмности и оперативных способностей техники: «Сколько берёт этот робот? – До 150 килограммов, и подаёт в радиусе полтора метра по всей сфере». Синонимы те же.

Примечание: в парусном спорте и судовождении «брать рифы» значит в сильный ветер уменьшать площадь паруса специальными подвязками – риф-штертами или риф-сезнями.

Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

Грамматика

Слово «брать» – переходный невозвратный глагол несовершенного вида. Номинально – изолированного спряжения (неправильный, образует словоформы не типичным, а своеобычным образом), но фактически спрягается почти что по схеме 1-го спряжения. Состоит из корня «бр-», суффикса «-а-» и глагольного окончания «-ть». Односложное слово; двусложные личные формы переносятся из строки в строку посложно по обычным правилам.

Переходный значит, что действие переходит от кого-то или чего-то на что-то другое или кого-то другого, на занимаемый предмет, без которого невозможно его, действия, совершение. Нечего или некого брать – совершить данное действие невозможно. Соответствующий непереходный глагол отсутствует.

Несовершенный означает, что действие ещё не совершено, пока не закончено: беру, но ещё не взял, не ухватил как следует. Соответствующий совершенный глагол «взять» – всё, действие совершено, взял, держу.

Невозвратный обозначает, что действие не обращено на себя (нет постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»), т.е. производится не над самим собой. Соответствующий возвратный глагол «браться» указывает на возвратность пассивно-качественную: «краска берётся» (не высохла, липнет к пальцам), «соринка с пола никак не берётся» (маленькая, возможно, скользкая, никак не ухватишь).

Примечание: относительно состава «брать» современная академическая лингвистика сходится со школьной классической. Что наводит на невесёлые мысли о качестве теперешнего русского научного языкознания. К примеру, в подобных по строению словах «внять», «занять», «звать», «понять», и мн. др. некоторые современные языковеды «приплюсовывают» к корню и приставки, и суффиксы «а/я», которые ясно свидетельствуют о типе спряжения данного глагола. Но ведь в неправильных глаголах наличие суффикса – идентификатора типа спряжения – несущественно. В чём тут путаются учёные мужи? Или что и зачем нарочно путают?

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

📺 Видео

Как сказать правильно клАла или клалА? Важные правила для правильной постановки ударенияСкачать

Как сказать правильно клАла или клалА? Важные правила для правильной постановки ударения

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Ударение в глаголах.Скачать

Ударение в глаголах.

ЕГЭ - Задание 4 - Орфоэпический словарик. Ударение в глаголахСкачать

ЕГЭ - Задание 4 - Орфоэпический словарик. Ударение в глаголах

Спряжение глаголов | Русский язык |TutorOnlineСкачать

Спряжение глаголов | Русский язык   |TutorOnline

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.Скачать

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.

Решаем вместе 11 задание ЕГЭ (правописание суффиксов)Скачать

Решаем вместе 11 задание ЕГЭ (правописание суффиксов)

Урок 1. Делать или сделать? || Глаголы НСВ и СВ. Настоящее-прошедшее время.Скачать

Урок 1. Делать или сделать? || Глаголы НСВ и СВ. Настоящее-прошедшее время.

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

ЗАДАНИЕ 4 ЕГЭ (КОВАРНЫЕ ГЛАГОЛЫ)Скачать

ЗАДАНИЕ 4 ЕГЭ (КОВАРНЫЕ ГЛАГОЛЫ)

ВСЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ. Как запомнить НАВСЕГДА 3 формы глаголов! Немецкий Беккер.Скачать

ВСЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ. Как запомнить НАВСЕГДА 3 формы глаголов! Немецкий Беккер.

Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение
Поделиться или сохранить к себе: