Ударение различает грамматические формы слова

Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Основные правила акцентологических норм

Видео:Средства выражения грамматического значения | Введение в языкознание | УмскулСкачать

Средства выражения грамматического значения | Введение в языкознание | Умскул

Акцентологические нормы современного русского языка

Акцентология — раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

Акцентологическая норма — это норма постановки ударения в словах.

Русское ударение изучает также и орфоэпия.

Орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение.

Орфоэпия содержит в себе правила, которые устанавливают единообразие в произношении и соответствуют принятым в языке произносительным нормам.

Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые правила произношения слов и грамматических форм слов.

Рассмотрим подробнее акцентологические нормы.

В русском языке нет единого правила постановки ударения для всех слов. Каждое слово имеет свою норму ударения. Информация о ней содержится в специальных справочниках по русскому языку.

Ударение может быть логическим и словесным.

Логическое ударение — это выделение важного слова в предложении с помощью голоса. Слово будет произноситься интонационно сильнее остальных слов: Урока сегодня не будет!

В данном предложении логическое ударение падает на слово «не будет».

Логическое ударение может быть вопросительным, восклицательным, удивительным, пояснительным, перечислительным и т.д.

В магазине надо взять: молоко, хлеб, сметану.

В данном предложении логическое ударение падает на вторую часть (придаточную) предложения и является перечислительным.

Функция логического ударения заключается в противопоставлении одного слова другому либо для усиления значения слова.

Словесное ударение — это выделение в слове слога, на которое падает ударение. Ударный гласный в слоге отличается от других гласных слова большей длительностью, силой и повышением тона.

Например, слово «яблоко».

В слове 3 слога: я – бло – ко.

При произношении слова видно, что первый слог «я» более протяжный, чем два остальных, он выделяется интонацией (силой) и на нем повышается тон говорящего. Слог «я» — ударный.

Обычно слово в русском языке имеет одно ударение. Но когда слова сложные (чаще всего их можно встретить в профессиональной речи), они могут иметь два ударения: основное и второстепенное, т. е. побочное.

В сложном длинном слове второстепенное ударение падает на первую часть:

сУперклЕй (основное ударение падает на третий слог, второстепенное — на первый),

нЕфтепровОд (основное ударение падает на четвертый слог, второстепенное — на первый) и т. д.

При сложных словах с частью «-провОд»: нефтепровод, газопровод главное ударение падает на четвертый слог — вод. Но в самостоятельном слове «прОвод» (проволока) ударение падает на первый слог — про.

Сложные слова также могут иметь одно ударение: биосистЕма, вице-премьЕр и т. д.

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Особенности русского ударения, какими правилами регулируется

Акцентологические нормы современного русского языка имеют особенности:

  1. Нефиксированность и подвижность.
  2. Акцентологические дублеры.
  3. Профессиональные и стилистически окрашенные типы произношения слов.
  4. Ударения в именах собственных.

Нефиксированность и подвижность.

В отличие от других языков, где в слове ударение закрепляется только за определенным слогом, русское ударение в некоторых случаях может падать на любой слог слова и на любую морфему:

БаловАть — бАловать.

А также может перемещаться в слове с одного слога на другой:

ДоскА — дОски.

Благодаря нефиксированности и подвижности ударения в русском языке могут возникать пары слов: акцентологические дублеры и акцентологические варианты.

Акцентологические дублеры.

Акцентологические дублеры — это слова, в которых место ударение не имеет значения.

МАркетинг — маркЕтинг, крУжится — кружИтся и т. д.

Акцентологических дублеров в русском языке немного. Тот или иной вариант постановки ударения в них не несет особой смысловой нагрузки, не влияет на стилистику слова.

По этой причине литературная норма стремится к освобождению от дублеров.

Профессиональные и стилистически окрашенные типы произношения слов.

Место ударения в слове может зависеть от того, к какому стилю речи принадлежит слово.

Могут быть следующие акцентологические варианты:

  • нейтральный и разговорный:

ОдноврЕменно (нейтр.) — одновремЕнно (разг.);

ОбеспЕчение (нейтр.) — обеспечЕние (разг.).

Нейтральный вариант ударения используется абсолютно во всех сферах общественной жизни, в том числе и в бытовом повседневном общении.

Разговорный вариант — только в бытовом общении.

И нейтральный, и разговорный варианты находятся в пределах литературной нормы.

  • общеупотребительный и профессиональный:

КомпАс (проф. у моряков) — кОмпас (общ. употреб.);

ШАсси (проф. у летчиков) — ШассИ (общ. употреб.).

Общеупотребительный вариант ударения — нормативный вариант для литературного языка. Он может использоваться при любой ситуации общения.

Профессиональный вариант ударения — ненормативный вариант ударения, т. е. находится за пределами литературного языка. Он используется в узком профессиональном кругу.

  • нейтральный и поэтический (и народно-поэтический):

ДевИца (нейтр.) — дЕвица (народно-поэтич.),

КлАдбище (нейтр.) — кладбИще (устар. поэтич.).

Поэтический вариант ударения характерен для поэзии.

Народно-поэтический вариант проник в литературный язык из устной народной словесности.

  • литературный и просторечный:

СвЁкла (лит.) — свеклА (прост.),

КрасИвее (лит.) — красивЕе (прост.).

Просторечный вариант — разновидность национального языка, которой пользуется необразованное или малообразованное население. Это ненормативный вариант ударения, т.е. находится за пределами литературного языка.

Ударения в именах собственных.

Необходимо помнить о правильном произношении имен собственных:

СЕргий РАдонежский, СоколОв-МикитОв, АлексИй, ВелИкий Устюг и т. д.

Некоторые имена собственные могут иметь вариативные ударения:

НьЮтон — НьютОн, ЛИнкольн — ЛинкОльн, РЕмбрант — РембрАнт и т. д.

Когда имя собственное относится к нескольким предметам, лицам, понятиям — правильное ударение определяется по его значению, с использованием словарей:

Джордж ВАшингтон (первый президент США) — ВашингтОн (столица США),

МакбЕт (персонаж одноименной трагедии У. Шекспира) — МАкбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» ) и т. д.

Каждая часть речи имеет свои правила постановки ударений.

Для существительных:

  • у слов иностранного происхождения при переходе в русский язык сохраняется изначальное ударение:

ГЕнезис (англ.), жалюзИ (франц.) и т. д.;

  • у слов, которые обозначают меру длины и оканчиваются на суффикс –метр-, ударение падает на последний слог:

МиллимЕтр, децимЕтр и т. д.;

  • у сложных слов, которые имеют вторую часть –провод- в значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества либо энергии» ударение падает на корень –вод- :

МусоропроВОД, бензопроВОД и т. д.

У слов электропровод, электропривод ударение падает на начальный слог второй части сложного слова (–про- и –при-):

ЭлектроПРОвод электроПРИвод.

  • у слов, которые оканчиваются на корень –лог-, обычно ударение падает на последний слог –лог-:

НекроЛОГ, катаЛОГ и т. д.;

  • у отглагольных существительных ударение падает на слог исходного глагола, от которого образовалось существительное:

(веру) исповЕдовать — вероисповЕдание, обеспЕчить — обеспЕчение и т.д.;

  • у существительных, которые имеют неподвижное ударение, во всех падежах оно остается на корне:

Икс — Икса — Иксу — Икс — Иксом — Иксе

Иксы — Иксов — Иксам — Иксами — Иксах и т.д.;

  • у существительного бАловень ударение падает на корень «бал-». Но в словах, образованных от этого слова, ударение падает не на корень «бал-», а на другие слоги:

БалОванный, балУю, набаловАть;

  • у односложных существительных мужского рода в родительном падеже в единственном числе ударение падает на окончание:

МячА, днЯ, ковшА и т. д.

У слов гусь, уголь при склонении ударение может падать на корень или окончание:

ГУся — гусЯ, Угля (в значении «вещество») — углЯ (в значении «перегоревшее дерево»).

  • у существительных женского рода первого склонения винительного падежа в единственном числе ударение падает на:

окончание: золА — золУ, лисА — лисУ;

основу: помАда — помАды, нОрма — нОрмы.

У слов река, доска при склонении винительного падежа единственного числа ударение может падать на корень или окончание:

РЕку — рекУ, дОску — доскУ.

  • у существительных третьего склонения родительного падежа во множественном числе ударение падает на:

основу: МЕстностей, пОчестей, прИбылей и т. д.;

окончание: ВетвЕЙ, горстЕЙ, крепостЕЙ и т. д.

У слов ведомость и отрасль при склонении (родительный падеж множественного числа) ударение может падать на корень или окончание:

ВЕдомостей — ведомостЕЙ, Отраслей — отраслЕЙ.

Для прилагательных:

  • некоторые прилагательные имеют такое же ударение, как и у существительных, образованных от них:

СлИва — слИвовый, щавЕль — щавЕлевый, кУхня — кУхонный и т. д.;

  • некоторые прилагательные в краткой форме имеют такое же ударение, как и в полной форме:

НемЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. д.;

  • когда некоторые частотные прилагательные имеют подвижное ударение, оно падает на корень слова в полной форме единственного и множественного числа, а также в краткой форме мужского и среднего рода:

ПрАвый — прАв — прАво — прАвы.

При краткой форме женского рода ударение падает на окончание:

ПрАвый — правА, стрОйный — стройнА и т. д.

У прилагательных во множественном числе ударение может падать на корень или окончание:

БлИзки — близкИ, блЕдны — бледнЫ и т. д.

  • когда в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, сравнительная форма будет иметь ударный суффикс -е-, -ее-:

БольнА — больнЕе, стройнА — стройнЕе и т. д.

Когда в прилагательном женского рода ударение падает на корень, ударение в сравнительной степени такое же:

КрасИва — красИвее, печАльна — печАльнее и т.д.

Для глаголов:

  • глаголы прошедшего времени имеют такое же ударение, как и в инфинитиве:

ГулЯть — гулЯл — гулЯла и т. д.;

  • когда глаголы мужского и среднего рода имеют неподвижное ударение, оно падает на корень слова:

БрАл — брАло — брАли и т. д.

В глаголах женского рода прошедшего времени ударение переходит на окончание:

БралА, навралА и т. д.

Когда у глаголов прошедшего времени мужского и среднего рода есть приставка, ударение падает на нее:

ЗАмер, пОнял, Убыло и т. д.

У глаголов мужского и среднего рода ударение может падать на приставку или корень:

НАжил — нажИл, зАдало — задАло и т. д.

  • в глаголах класть, красть, красться, слать, послать, отослать в форме женского рода прошедшего времени ударение падает на основу:

КлАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

У глаголов с приставкой «вы-» ударение всегда падает на приставку.

КрАла — вЫкрала, послАла — вЫслала.

  • когда глаголы имеют окончание –ить-, ударение при спряжении падает на окончания –ишь-, -ит-, -им-, -ите-, -ат/ят:

ВручИТЬ — вручИШЬ — вручИТ — вручИМ — вручИТЕ — вручАТ.

ИсключИТЬ — исключИШЬ — исключИТ — исключИМ — исключИТЕ — исключАТ.

При спряжении глаголов опОшлить, освЕдомиться ударение остается в корне: опОшлят, освЕдомятся.

  • когда глаголы образованы от прилагательных, при спряжении ударение чаще всего падает на окончание –ить:

БЫстрый — убыстрИТЬ, глубОкий — углубИТЬ и т. д.

У глагола озлобить, образованного от прилагательного злой, ударение падает на суффикс -об-:

ОзлОБить.

  • когда глаголы имеют вторую часть «ировать», часто ударение падает на суффикс -ир-, который восходит к немецкому суффиксу -ieren:

БлокИРовать, национализИРОвать и т. д.

Но в словах, которые вошли в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог:

МаркировАТЬ, бомбардировАТЬ и т. д.;

  • у возвратных глаголах прошедшего времени мужского, женского и среднего рода ударение переходит на окончание или суффикс:

ПринЯться — принялсЯ — принялАсь — принялОсь — принялИсь и т. д.

Для причастий:

  • когда действительные причастия прошедшего времени имеют суффикс –вш-, ударение падает на гласную, стоящую перед ним:

ЗажИвший, посмотрЕвший и т. д.;

  • когда страдательные причастия прошедшего времени образованы от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть, а также когда они имеют вторую часть «-анный», ударение падает на приставку:

ИзОгнутый, зАгнутый, сОгнутый, зАбрана, прЕрванный и т. д.;

  • у кратких страдательных причастий женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание:

НалитА, заселенА, созданА и т. д.;

  • когда в причастиях полной формы ударение падает на суффикс –енн-, в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде:

ВключЕнный — включЕн, ободрЕнный — ободрЕн и т. д.

В краткой форме женского и среднего рода единственного и множественного числа ударение переходит на окончание:

ВключенА — включенО — включенЫ,

ОбодренА — ободренО — ободренЫ и т. д.;

  • когда причастия полной формы, образованные от глаголов в инфинитиве с суффиксами -о-, -ну-, имеют суффикс -т-, ударение падает на предыдущий слог:

МолОть — мОлотый, завернУть — завЕрнутый и т. д.

Для деепричастий:

  • когда деепричастия образованы от глагола в инфинитиве, ударение стоит в корне:

ЗанЯть — занЯв, прочитАть — прочитАв и т. д.;

  • когда деепричастия имеют суффикс -вш-, -вши-, ударение падает на предыдущий слог:

НачАв — начАвшись, поднЯв — поднЯвшись и т. д.

Для наречий:

  • ударение падает на приставку «до-»:

ДОверху, дОнизу, дОсуха и т. д.

У слов донельзя, докрасна, добела ударение падает на корень слова или суффикс:

ДонЕльзя, докраснА, добелА.

  • ударение падает на приставку «за-»:

ЗАгодя, зАсветло, зАтемно и т. д.

У слова завидно, образованного от глагола завидовать, ударение падает на корень:

ЗавИдовать — завИдно.

Другие правила постановки ударений:

  • служебные части речи не имеют своего ударения и присоединяются к словам в качестве безударных частей:

К сожалЕнию, за чЕсть, именно мАма и т. д.;

  • когда простые числительные имеют при себе предлоги «на», «по» — эти предлоги могут быть ударными:

НА сто лет, пО три года и т. д.;

  • в сочетании предлога и существительного могут быть следующие варианты:

ПОд гору — под гОру, пО двору — по дворУ и т. д.;

  • когда предлог используется с существительным или числительным, он может принять ударение на себя, сделав самостоятельную часть речи безударной:

БЕз вести, бЕз году, пО лесу, пО два и т. д.;

  • когда некоторые существительные третьего склонения имеют при себе предлоги «в», «на», ударение падает на окончание:

В ночИ, на грудИ, в честИ, в костИ;

  • в разговорной речи применяются безударные предлоги «на», «под», «от»:

На вОду, под водОй, год от гОда и т. д.;

  • в устойчивых сочетаниях ударение чаще всего падает на предлог:

БЕз году неделя, зуб нА зуб не попадает и т. д.

Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой Лариной

Выполняемые функции, характеристики

Акцентологические нормы современного русского языка выполняют функции:

  1. Различают слова по смыслу.
  2. Указывают на грамматическую форму слова.
  3. Помогают различить значение слова и его форму.

Смыслоразличительная функция

От того, на какой слог падает ударение, зависит значение слова. Оно помогает различить омографы:

зАмок (сооружение) — замОк (дверной), гвОздики (инструмент) — гвоздИки (цветы).

Грамматическая функция

От того, на какой слог падает ударение, зависит грамматическая форма слова:

рУки (им. п., мн. ч.) — рукИ (род. п., ед. ч.),

двЕри (им. п., мн. ч.) — дверИ (род. п., ед. ч.).

Различие значения слова и его формы

От того, на какой слог падает ударение, зависит значение слова и его грамматическая форма:

бЕлок (род. п., мн. ч. животного) — бЕлок (им. п., ед. ч. часть яйца, глаза),

дУши (им. п., мн. ч. сантех. оборуд.) — душИ (род. п., ед. ч. от слова душа).

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Примеры, типичные ошибки в ударении

Причиной нарушения норм ударения может являться:

  • незнание правил ударения в языке-источнике:

неправильно: жАлюзи;

правильно: жалюзИ (франц.).

Во французском языке ударение падает всегда на последний слог.

Неправильно: джинсЫ.

Правильно: джИнсы (англ.).

В английском языке ударение падает на первый слог.

  • если в печатном тексте отсутствует буква «Ё». В словах с буквой «Ё» ударение всегда падает на нее. Отсутствие точек привело к неправильной постановки ударения во многих словах.

Вместо «свЁкла» говорят «свеклА». Вместо «новорождЁнный» говорят «новорОжденный» и т. д.;

  • незнание правил орфографии:

Неправильно ставить ударение «бронЯ», в значении «бронировать что-либо».

Правильно: брОня.

Неправильно: брОня (в значении «металлическое снаряжение»).

Правильно: бронЯ.

Неправильно: атлас (в значении «шелковая ткань»).

Правильно: атлАс.

Неправильно: атлАс (в значении «сборник географических карт»).

Правильно: атлас.;

  • незнание, к какой части речи принадлежит слово:

Неправильно: рАзвитой, рАзвитая, рАзвитое (прилагательное в значении «достигший высокой степени»).

Правильно: развитОй, развитАя, развитОе.

РазвитОй юноша (культурный, просвещенный), развитАя промышленность, развитОе сельское хозяйство.

Неправильно: развитЫй, развитАя, развитОе (причастие).

Правильно: рАзвитый, рАзвитая, рАзвитое.

РАзвитый город, высокорАзвитый интеллект, рАзвитая девочка, рАзвитое население.

Также в причастии ударение может стоять на втором слоге:

развИтый, развИтая, развИтое (развИтые) (в значении «раскрученный, расплетенный»).

РазвИтый шарф, развИтая веревка, развИтые волосы.

Типичные ошибки отсутствуют при вариативности ударения.

Двоякая постановка ударения признается нормированной в словах с:

  • двумя вариантами ударений:

твОрог — творОг, ржАветь — ржавЕть;

  • одним вариантом — нейтральным, другим — разговорным:

баловАть (нейтр.) — бАловать (разг.),

договОр (нейтр.) — дОговор (разг.);

  • одним вариантом — литературным, другим — профессиональным:

искра (лит.) — искрА (проф. у шахтеров),

атомный (лит.) — атОмный (проф. у физиков).

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Ударение

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные — безударные. Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Фонетическая природа ударения

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных, большей длительностью, силой и тембром — особым качеством входящих в него звуков.

Сила г л а с н о г о проявляется в его г р о м к о с т и. Так, в словоформах пилау пилы, пилу, пили или в словах трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. По экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безошибочно узнаём ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести слово громче или тише. Но у гласных звуков есть собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Узкие гласные (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] — ниже этого порога. В слове пали звук [а] громче [и], но как ударный воспринимается [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] — ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым качеством — т е м б р о м. Например, в предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [а] после мягкого согласного в слове взял [вз’ал] обычно бывают под ударением и нехарактерны для безударных слогов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.

Ударность/безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Место ударения в слове

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различают:

  • 1) разные слова во всех их формах: замок, замка, замку и замок, замка, замку и т.п.; парить, парю и парить, парю и т.п.; мука, муки и мука, муки и т.п.;
  • 2) некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (дее- прич.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу и т.д.;
  • 3) разные формы одного слова: волос и волос, ноги и ноги, ходите и ходите и т.д.

Местом ударения различаются варианты слов:

  • 1) общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, искра и искра, компас и компас, шасси и шасси;
  • 2) литературный и диалектный: вьюга и вьега, дикий и дикой, крапива и крапива, холодно и холодно;
  • 3) литературный и просторечный: квартал и квартал, километр и километр, красивее и красивее, магазин и магазин’,
  • 4) нейтральный и разговорный: звонишь и звонишь, занята и занята, повторишь и повторишь, приговор и приговор;
  • 5) литературный и народнопоэтический: девица и девица, серебро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый;
  • 6) современный и устарелый: библиотека и библиотека, кладбище и кладбище, музыка и музыка, служащий и служащий;
  • 7) дублеты, когда разница в месте ударения не значима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кружится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают, делал, делала, делало, делали; (ед. ч.) книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, (мн. ч.) книги, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 96 процентов) имеет неподвижное ударение.

Такое ударение может стоять на основе (на приставке: пригороду вымыть; на корне: карта, красный; на суффиксе: волчонок, дубовый) или на окончании (статья, молодой, нести).

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево — деревья, колос — колосья, озероозёра, бороться — борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: сниму, снимешь, снимет, снимем, снимете, снимут, сняла, сняло, сняли; (ед. ч.) рука, рукй, руке, руку, рукой, о руке, (мн. ч.) руки, рукам, руками, о руках.

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: рукав, мороз, сторон, велик, помог. Бывают и неслоговые основы: зло, льва, сна, три. Ударение на основе или окончании здесь может быть вынужденным, оно не принимается в расчет при определении схемы ударения в слове.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании. Так, ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящем слове: книга — книжка, медведь — медведица, богатый — богач, берёза — берёзовый, голосовать — голосование, обледенеть — обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение в производящих и производных словах падает на разные морфемы: звезда — звёздочка, глухой — глухость, избавить — избавление. Это словообразовательное подвижное ударение.

Видео:Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС KidsСкачать

Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС Kids

Лекция 2. Акцентологические нормы русского языка

Наша звучащая речь – сложное явление: звуки мы произносим в определённой последовательности, они создают слоги, потом из них мы складываем фонетические слова, из слов получается речевой такт, из нескольких таких тактов получается фраза. Все эти единицы располагаются в линейной последовательности, образуют речевую цепь и могут быть представлены как отдельные её части – сегменты. Для того, чтобы расчленить звуковой поток, организовать его, к нам на помощь приходят ещё одни единицы, которые в фонетике принято называть суперсегментными – это ударение и интонация. Но если звук, слог или другие сегментные единицы могут быть произнесены отдельно, то суперсегментные не могут существовать сами по себе, для них необходим какой-то носитель, каковым и являются фонетические единицы. Получается, что наша звучащая речь не линейна, а двулинейна: на её первом «этаже» расположились сегментные единицы, а на втором – суперсегментные средства (ударение, интонация), причём «второй этаж невозможен без первого.

Ударение – это выделение в устной речи определёнными фонетическими средствами какой-то произносительной единицы. От того, какая это произносительная единица, ударение различают:

· словесное(выделение одного из слогов в неодносложном слове): гОвор, стакАн, кУпол, мЕтод, нИтка, сЫрный;

· фразовое или синтагматическое (выделение одного из слов во фразе или синтагме путём усиления словесного ударения объединяющего разные слова в одну фразу (чаще всего оно реализуется на ударном слоге последнего слова во фразе): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

· логическое (смысловое выделение одного, наиболее существенного, главного, нового с точки зрения данной конкретной речевой ситуации слова во фразе или синтагме). Например, фраза Мы пойдём сегодня в театр может выступать в следующих вариантах в зависимости от коммуникативной ситуации: Мы(а не они, никто другой) пойдём сегодня в театр. Мы пойдём (а не поедем, полетим) сегодня в театр. Мы пойдём сегодня (а не завтра, послезавтра) в театр. Мы пойдём сегодня в театр (а не в кино, цирк и т.д.). Словом, усиление ударения на одном из слов высказывания и специфическая мелодика меняют смысл всего предложения.

· эмфатическое ударение (термин был введён Львом Владимировичем Щербой, в переводе с греческого – выразительный). Это ударение связано с эмоциональным состоянием говорящего, с его чувствами, настроением. В русском языке среди средств выражения эмфазы может быть удлинение ударного гласного (Он такой у-умный!; Какая замеча-ательная погода!), подчеркнутое сокращение ударного гласного (Да!; Нет!) или удлинением начального согласного (Н-негодяй! Просто к-катастрофа!)

Какова фонетическая природа русского словесного ударения?

С артикуляционно-акустической точки зрения русское словесное ударение – количественно-силовое (или квантитативно-динамическое), т.е ударный слог характеризуется наибольшей длительностью и произносится, по сравнению с безударным, путём усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи. Однако есть языки, где акцент делается путём изменения высоты тона голоса (в этом случае ударение называют музыкальным). К языкам с музыкальным ударением относятся, прежде всего, восточные: вьетнамский (6 тонов), тайский (5 тонов), китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте).

Кроме того, гласный ударного слога отличается от безударных чёткостью артикуляции, а значит, качество его звучания лучше. Поэтому к первым двум характеристикам мы можем прибавить ещё одну – русское словесное ударение качественное.

Русский язык, как и белорусский, украинский, болгарский, немецкий, английский, итальянский и ряд других, относится к языкам со свободным типом ударения, в которых ударение может падать на любую морфему, является разноместным.

В то же время существуют языки, в которых ударение всегда падает на определённый слог в слове, является фиксированным, например,

на первом слоге – в финском, чешском, словацком, латышском, эстонском языках, в языках финно-угорских, например, хантыйском;

на предпоследнем слоге – в польском и грузинском;

на последнем слоге – в языках французском, армянском, таджикском языках, в языке малочисленного коренного народа, проживающего в предгорьях Алтая, – кумандинском.

При образовании грамматических форм многих слов русского языка ударение остаётся на одном месте (такое ударение называется неподвижным), например: плаʹн-плаʹны-плаʹнам-плаʹнами; полезный-полеʹзен-полеʹзна-полеʹзно-полеʹзны. Иногда же может переходить с одной морфемы на другую: вʹжный-ваʹжен-важнаʹ-ваʹжно; ноʹвость-ноʹвости-нет новостеʹй-говорить о новостяʹх.

Большинство слов в русском языке имеют одно, и чаще всего неподвижное ударение. В то же время некоторые могут иметь не одно, а два или даже три ударения. В таких словах мы выделяем основное и побочное ударение. Причём, побочное обычно предшествует основному. Такое возможно в сложных словах (дрˋевнеруʹсский), сложносокращённых (стр̀ойматериаʹлы) или в словах с приставками после, вне, меж,сверх, внутри и иноязычными элементами архи, анти, супер, транс, ультра, контр(мˋежвуʹзовский, сˋупероблоʹжка, кˋонтрнаступлеʹние).

Ударение в русском языке выполняет различные функции.

Прежде всего, именно благодаря ударению мы можем легко узнать «центр» слова, его просодическую вершину; оно обеспечивает цельность словоформы, а значит, выполняет кульминативную функцию (от слова кульминация), обозначая наивысшую точку в слове.

Ударение выступает средством разделения одного фонетического слова от другого, показывает границы слова, поэтому следует говорить о выполнении разграничительной или делимитативной функции.

Ещё одну очень важную функцию выполняет ударение – смыслоразличительную или сигнификативную. Что же различает ударение? Например, хлоʹпок (ткань) – хлопоʹк (удар в ладоши), вяʹзанка (кофта) – вязаʹнка (дров). Перед нами существительные, которые имеют разные лексические значения, то есть ударение оказывается лексическим средством, которое помогает различать словоформы.

Ударение может различать грамматические формы одного или разных слов, выступая морфологическим средством. Например, воʹлны на море –сегодня нет волныʹ, узнаʹют много нового – узнаюʹт артистов на улице, любим оʹтрубиотрубиʹмне мясо.

Место ударения позволяет различать варианты слов, и тогда речь идёт о стилистической функции. Мы можем распознать:

· общеупотребительные и профессиональные варианты (добыʹча –доʹбыча);

· литературные и диалектные (крапиʹва – крапиваʹ);

· литературные и просторечные (магазиʹн – магаʹзин);

· стилистически нейтральные и разговорные (приговоʹр – приʹговор);

· стилистически нейтральные и народно-эпические (сереброʹ – сеʹребро);

· современные и устаревшие варианты (библиотеʹка – библиоʹтика).

В русском языке есть так называемые слова-дублеты, т.е. различие в ударении не является значимым, например: иʹначе – инаʹче, баʹржа – баржаʹ, твоʹрог – твороʹг и т.д. Таких акцентных вариантов не так много, постепенно один или перестаёт употребляться, или переходит, например, в разряд просторечных.

В русском языке нет чёткого правила о фиксированном ударении, как, например, в польском или чешском языках. Но из любых правил бывают исключения. И в русском языке оно связано с буквой Ё. Именно эта буква всегда находится в сильной позиции, а значит, если мы видим её в слове, то никаких проблем не должно возникать с постановкой ударения. Но проблемы возникают. И очень часто. Всё это связано с тем, что, к сожалению, Ё иногда «теряют» на письме, а это ведёт к неправильной постановке ударения, а значит – к ошибке.

К тому же Ё не только имеется в алфавите, но и выполняет, порой, смыслоразличительную функцию. Сравните: все и всё,маркер и маркёр, небо и нёбо, мел и мёл и т.д. Перед нами совершенно разные слова и, порой, части речи.

В новых заимствованных лексемах Ё подскажет, как правильно произнести слово, не ошибиться с ударением, например,сёрфинг.

13 тысяч слов, две с половиной тысячи фамилий граждан России и бывшего СССР, тысячи географических названий России и мира, имена и фамилии граждан зарубежных государств имеют букву Ё. И не учитывать это нельзя.

Хочу обратить внимание и на ряд активно употребляющихся слов, в которых довольно часто допускают ошибки:

— прежде всего, это существительные с ударением на основе. Оно ни в одной падежной форме (как в единственном, так и во множественном числе) не меняет своего места:

штрАф – штрАфу – штрАфом – о штрАфе; штрАфы – штрАфов – о штрАфах

квартАл – квартАла – о квартале; квартАлы – о квартАлах.

срЕдство – срЕдством – о срЕдстве; срЕдства – срЕдствами – о срЕдствах

договОр – договОра – договОру – о договОре; договОры – договОрами – о договОрах.

тОрт – тОртом – о тОрте; тОрты – тОртами – о тОртах.

тУфля – тУфлю; тУфли – много тУфель – в тУфлях.

Иногда из-за ударения происходит путаница со словами: например, брОня (закрепление чего-либо за кем-либо), а значитзабронИровать билет, номер в гостинице и он будет забронИрованным; а бронЯ – это защитная обшивка, а, следовательно,забронировАть автомобиль, который все вокруг будут называть забронирОванный.

Ещё пример. ПрОвод как металлическая проволока и – провОд – вторая часть сложных слов со значением «являющийся проводником чего-либо», отсюда и основное ударение на последнем слоге в сложных словах: газопровОд, нефтепровОд, трубопровОд, путепровОд, водопровОд, ноэлектропрОвод – шнур электрический.

Акцентологические ошибки нередки и в глагольных формах. Назовём наиболее частотные:

звонИт – звонИшь – звонЯт – звонИм;

влючИть – включИт – влючИщь – включИм – включЁн – включенА – включенЫ.

вручИт – вручАт – вручЁн – врученА – врученЫ.

начАть – нАчал – началА – нАчали – нАчат – начатА – нАчаты.

занЯть – зАнял – занялА – зАняли – зАнят – занятА – зАняты.

5 points possible (graded)

1. По артикуляционно-акустическим характеристикам русское ударение:

количественно-силовое и качественное.

2. Выделение определёнными фонетическими средствами одного из слогов в неодносложном слове называется:

3. Сигнификативная функция ударения является:

средством обозначения границ синтагмы;

средством различения смысла слов;

средством определения просодической вершины слова;

средством выделения слогов.

4. Русский язык относится к языкам, в которых словесное ударение:

может падать на любую морфему;

фиксируется на определённом слоге;

всегда ставится на последнем слоге;

никогда не переходит с одного слога на другой при образовании форм слов.

5. Во всех словах ряда ударение является нормативным:

📺 Видео

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.Скачать

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение

Основные грамматические понятияСкачать

Основные грамматические понятия

Как ставить ударение в словах?Скачать

Как ставить ударение в словах?

Фонетические средства русского языкаСкачать

Фонетические средства русского языка

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?
Поделиться или сохранить к себе: