Ударение орфоэпические нормы конспект

Видео:Произносительная норма| Русский языкСкачать

Произносительная норма| Русский язык

Орфоэпические нормы

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.1 Орфоэпические нормы.

Орфоэпия (от греч. ortos — прямой, правильный и epos — речь) — раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков и их сочетаний, а также совокупность исторически сложившихся правил и норм литературного произношения и ударения.

Орфоэпические нормы складываются в процессе исторического развития и совершенствования культуры устной речи на основе эстетического восприятия её «звучания» и постепенного непроизвольного отбора произносительных особенностей гласных, согласных, ударения и интонации. В основе современной русской орфоэпии лежат закономерности образования и взаимодействия звуков в фонетической системе русского языка.

Орфoэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, т. к. они свойственны литературному языку. Oрфоэпические нормы подвержены изменениям, но всё же сохраняют свою действенность достаточно долго и отражены в орфоэпических словарях.

Правильное произношение, наряду с правописанием, — признак общей культуры человека.

Основные нормы литературного произношения

Ударение орфоэпические нормы конспект

Ударение орфоэпические нормы конспект

Конспект урока по русскому языку «Орфоэпичeские нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:

Видео:Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Слог. Ударение. Орфоэпия.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Представление о слоге как единице фонетике.
  2. Особенности и роль ударения в русском языке.
  3. Представление об орфоэпии как разделе лингвистики.

Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.

Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.

1. Панов М. В., Русский язык. 5 класс.//Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 113-114.

2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.// Розенталь Д.Э. – М.:ОНИКС. Мир и Образование, 2009. – с. 8-11.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.

Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).

Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.

Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.

В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом: бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.

Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.

Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.

В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.

В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.

Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила переноса слов

1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).

2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.

3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).

5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.

6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА

а) [кружка] б) [крушка]

Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка.

Выбери правильное утверждение.

В русском языке ударение

а) всегда падает на последний слог;

б) чаще всего падает на предпоследний слог;

в) обычно падает на первый слог;

г) может падать на любой слог.

Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.

Видео:Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. ЭкзамерСкачать

Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Экзамер

Конспект урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение».

« Орфоэпические нормы русского литературного языка».

ф ормирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;

отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;

поработать над интонированием и артикуляционной четкостью речи через написание мини-сочинения;

добиваться грамотного написания слов, воспитывать стремление быть гармонично развитыми;

повыщать речевую культуру обучающихся;

повышать интерес к учебной дисциплине «Русский язык» через расширение межпредметных связей.

Оборудование: мультимедиа, слайды, карточки с орфоэпической разминкой, дидактический материал.

Тип урока: практикум.

1. Организационный момент.

ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

РадА приветствОвать вас на Уроке.

Какие ошибки вы услышали в моем приветствии?

Какую коррекционную работу вы должны провести, чтобы исправить предложения?

Измените предложения, правильно выделив ударные гласные в словах. Прочитайте то, что у вас получится.

Обучающиеся читают правильный ответ:

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

2. Формулировка темы и целей урока.

Выполнив эту работу, постарайтесь сформулировать тему урока.

Какие цели мы должны с вами достичь?

3. Запись темы урока.

Эпиграф на доске:

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Работа с текстом.

Задание: найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.

Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

Что отражает неразборчивость произношений?

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

Что отражает неразборчивость произношений?

Вывод: несоблюдение орфоэпических норм, а сегодня на уроке – это ударение, влечет за собой непонимание в общении, которое может возникнуть в ходе речевой ситуации

3. Актуализация проблемы. Эвристическая беседа.

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее — творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки — творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

Как вы выходили из них?

А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

— Так как же правильно: «твОрог» или «творОг» ?

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений: творог- творог

— Какой раздел языкознания изучает произношение слов, ударение?

— А что включают в себя орфоэпические нормы?

Нормы ударения и произношения.

Давайте обратимся к некоторым трудным случаям постановки ударения в словах:

Звать – звАл, звАло, НО звалА

Брать – брАл, брАли, НО бралА

В соответствии с нормой литературного языка, правильное ударение: звонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт .
Т.е. всегда на последнем слоге.

Колокольный звОн . Телефонный, дверной — звонОк .
Кто- либо — в колокол, в дверной звонОк, по телефону звонИт.

Кому либо — в колокол, в дверной звонок, по телефону (по)звонИть.

По кому-либо колокол — звонИт.
Колокол производит — звОн.

Дверной звонОк, телефон производит — звонОк.

Проверочное слово не существительное — звОн, а проверочное слово глагол — звонИт(ь).
Ударение не на первый, а ТОЛЬКО на второй слог.

Существительное звон единственно относится ТОЛЬКО к колокольному звОну.

ТУдарение орфоэпические нормы конспектак как у нас урок- практикум, и цель нашего занятия – отработка навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка, я предлагаю выполнить небольшую работу на отработку норм произношения и ударения.

5. Орфоэпическая разминка:

1. Метод: работа в парах.

Задание: прочитайте выразительно словосочетания, написанные на карточках (по вариантам), соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух.

спелые арбУзы без дрожжЕй

два блинА нет киселЯ

вкусные блЮда вкусные тОрты

много груздЕй произносить тОсты,

зажарить гУся без фАрша

2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

Способ деятельности: индивидуальная работа.

Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

За помощью к какому словарю вы бы обратились?

6. Фронтальная беседа на закрепление материала.

На данном этапе можно сделать следующие выводы:

мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку;

ударение может быть подвижным;

нормы ударения можно проверить по орфоэпическому словарю.

7. Проверка усвоения материала.

Тест по теме «Орфоэпия»
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Э ксперт;
2) кух О нный;
3) ходат А йство;
4) зак У порить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ир И с;
2) знам Е ние;
3) бал О ванный;
4) зв О нит.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Кв А ртал;
2) кат А лог;
3) укр А инский;
4) премиров А ть.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Обл Е гчить;
2) кух О нный;
3) ик О нопись;
4) кладов А я.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Христиан И н;
2) ап О строф;
3) ген Е зис;
4) танцовщ И к.

6. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’];
2) кортеж [тэ];
3) рандеву [д’];
4) интервью [т’].

7. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ];
2) свитер [т’];
3) кашне [н’];

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что вы вспомнили сегодня об ударении?

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Оцените свою деятельность.

9. Дополнительное задание.

Мы говорили с вами об ударении. А правильная постановка ударения относится к термину «говорить правильно» или «говорить красиво»?

В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» — не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Напишите мини-сочинение, согласны или не согласны вы с мнением Белинского.

📹 Видео

Орфоэпические нормы русского языкаСкачать

Орфоэпические нормы русского языка

Урок орфоэпии. Ударение в русском языке. Смена нормСкачать

Урок орфоэпии. Ударение в русском языке. Смена норм

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Орфоэпические нормы (ударение) для ЕГЭ по русскому языку 2024Скачать

Орфоэпические нормы (ударение) для ЕГЭ по русскому языку 2024

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

Русский 5 класс. ОрфоэпияСкачать

Русский 5 класс.  Орфоэпия

Орфоэпические нормыСкачать

Орфоэпические нормы

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку.  Нормы русского языка

Ударения в словах. Орфоэпические нормы.Скачать

Ударения в словах. Орфоэпические нормы.

Орфоэпические нормы русского языка.swfСкачать

Орфоэпические нормы русского языка.swf

Уроки русского языка "Культура речи: ударения и орфоэпические нормы в современном русском языке"Скачать

Уроки русского языка "Культура речи: ударения и орфоэпические нормы в современном русском языке"

Все слова для задания 4 ЕГЭ 2024 | Орфоэпический словник 2024Скачать

Все слова для задания 4 ЕГЭ 2024 | Орфоэпический словник 2024

Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)

Орфоэпические нормы современного русского языкаСкачать

Орфоэпические нормы современного русского языка

Орфоэпические нормы. Трудности произношения и ударения (24.12.2020)Скачать

Орфоэпические нормы. Трудности произношения и ударения (24.12.2020)
Поделиться или сохранить к себе: