Видео:Сербский язык. Урок 3. Правила произношенияСкачать
Ударение в хорватском языке
Ударный звук в транскрипции на нашем сайте обозначен заглавной буквой. В хорватском языке, как и в русском, ударение подвижное, причем изменение формы слова часто влечет за собой и изменение ударения. В отличие от русского языка, в хорватском ударение чаще падает на первый слог. Много слов в хорватском языке, одинаковых по написанию и значению с русскими словами (большинство из них общеславянского происхождения), но почти все они имеют ударение на один слог ближе к началу слова: рука — ruka [рУка], игра — igra [Игра], ресторан — restoran [рэстОран]. В многосложных словах ударение почти никогда не падает на последний слог, за исключением нескольких заимствованных слов. Хорватский язык характеризуется тоническим или музыкальным ударением, т. е. понижением или повышением тона при произношении ударного гласного или слогообразующего р, которое служит для различия значения слов и их форм. Существует четыре вида ударений:
краткое нисходящее (короткое), в словарях обозначается как « : baba [бАба]- «сильное», ударный звук краткий, снижения тона почти не слышно, иногда мы его будем обозначать как b«aba или [б«Аба];
долгое нисходящее (нисходящее), в словарях обозначается как ^: zlato [злАто] — ударный звук долог и усилен, тон снижен, иногда мы его будем обозначать как zl^ato или [зл^Ато];
краткое восходящее (длинное), в словарях обозначается как `: noga [нОга]- «слабое», ударный звук краткий, тон немного усилен, обычно противопоставляется «сильному» ударению, иногда мы его будем обозначать как n`oga или [н`Ога] ;
долгое восходящее (восходящее), в словарях обозначается как ‘: ruka [рУка]- ударный звук долог и незначительно усилен, тон повышен, иногда мы его будем обозначать как r’uka или [р’Ука].
Звук [р] может быть ударным, если находится между двух согласных или в начале слова перед согласной: vrč [вРч] — кружка, rt [Рт] — мыс. Ударный звук [р] произносится более раскатисто по сравнению с безударным.
Если перед словом с нисходящим ударением на первом слоге стоит предлог, союз или отрицательная частица ne, то ударение переносится на них, и оба слова произносятся слитно: u grad [Уград], ne znam [нЭзнам].
В реальной разговорной речи различия ударения часто не соблюдаются. Знаком «
» мы будем обозначать относительно продолжительный гласный звук, например akvarij [Акв
Видео:Сербский язык для начинающих. УдаренияСкачать
ч ИПТЧБФУЛПН СЪЩЛЕ УЙМШОБ ФТБДЙГЙС РХТЙЪНБ, ЧПУИПДСЭБС ЕЭЈ Л XIX ЧЕЛХ (вПЗПУМБЧ ыХМЕЛ, ЖЙМПМПЗ XIX ЧЕЛБ). йОПУФТБООБС ФЕТНЙОПМПЗЙС, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ, ОЕ ЪБЙНУФЧХЕФУС, Б РЕТЕЧПДЙФУС ОЕПМПЗЙЪНБНЙ, ЛПФПТЩЕ ПВТБЪХАФУС ЙЪ УМБЧСОУЛЙИ ЛПТОЕК: ИПТЧ. sveučilište («ЧУЕХЮЙМЙЭЕ», ХОЙЧЕТУЙФЕФ) — БОЗ. university, ИПТЧ. nogomet (ЖХФВПМ) — ang. football Й Ф. Р.
РЕТЕЧЕУФЙ БФФЕУФБФ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД БФФЕУФБФБ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ РТЙМПЦЕОЙЕ Л БФФЕУФБФХ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТЙМПЦЕОЙС Л БФФЕУФБФХ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ДЙРМПН У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ДЙРМПНБ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ РТЙМПЦЕОЙЕ Л ДЙРМПНХ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТЙМПЦЕОЙС Л ДЙРМПНХ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ДПЧЕТЕООПУФШ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ДПЧЕТЕООПУФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ РБУРПТФ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РБУРПТФБ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЪБЗТБОЙЮОЩК РБУРПТФ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЪБЗТБОЙЮОПЗП РБУРПТФБ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ РТБЧБ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТБЧ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЧПДЙФЕМШУЛПЕ ХДПУФПЧЕТЕОЙЕ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧПДЙФЕМШУЛПЗП ХДПУФПЧЕТЕОЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЬЛЪБНЕОБГЙПООХА ЛБТФХ ЧПДЙФЕМС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЬЛЪБНЕОБГЙПООПК ЛБТФЩ ЧПДЙФЕМС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ РТЙЗМБЫЕОЙЕ ОБ ЧЩЕЪД ЪБ ТХВЕЦ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТЙЗМБЫЕОЙС ОБ ЧЩЕЪД ЪБ ТХВЕЦ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УПЗМБУЙЕ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УПЗМБУЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ТПЦДЕОЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ТПЦДЕОЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЧЛМБДЩЫ Л УЧЙДЕФЕМШУФЧХ П ТПЦДЕОЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧЛМБДЩЫБ Л УЧЙДЕФЕМШУФЧХ П ТПЦДЕОЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ВТБЛЕ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ВТБЛЕ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П РЕТЕНЕОЕ ЙНЕОЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П РЕТЕНЕОЕ ЙНЕОЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ТБЪЧПДЕ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ТБЪЧПДЕ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П УНЕТФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П УНЕТФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП йоо У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ йоо У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП пзто У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ пзто У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЧЩРЙУЛХ езтам У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧЩРЙУЛЙ езтам У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД ХУФБЧБ, ЪБСЧМЕОЙС Ч йжоу У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ХУФБЧБ, ЪБСЧМЕОЙК Ч йжоу У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ОБМПЗПЧХА ДЕЛМБТБГЙА У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ЗПУТЕЗЙУФТБГЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ЗПУТЕЗЙУФТБГЙЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ РТПФПЛПМ УПВТБОЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД РТПФПЛПМБ УПВТБОЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ВЙМЕФЩ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ВЙМЕФПЧ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УРТБЧЛХ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УРТБЧЛЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ УРТБЧЛХ П ОЕУХДЙНПУФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД УРТБЧЛЙ П ОЕУХДЙНПУФЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЧПЕООЩК ВЙМЕФ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЧПЕООПЗП ВЙМЕФБ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ФТХДПЧХА ЛОЙЦЛХ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ФТХДПЧПК ЛОЙЦЛЙ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ МЙУФПЛ ХВЩФЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД МЙУФЛБ ХВЩФЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ МЙУФПЛ ЧЩВЩФЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД МЙУФЛБ ЧЩВЩФЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
РЕТЕЧЕУФЙ ЛПНБОДЙТПЧПЮОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН; РЕТЕЧПД ЛПНБОДЙТПЧПЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН;
Й ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД, РЕТЕЧПД У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН ДТХЗЙИ МЙЮОЩИ Й ДЕМПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.
пЛБЪЩЧБЕН ХУМХЗЙ РП ЪБЧЕТЕОЙА РЕТЕЧПДПЧ Х ОПФБТЙХУБ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД ДПЛХНЕОФПЧ У ЙОПУФТБООЩИ СЪЩЛПЧ. еУМЙ чБН ОХЦЕО ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН РБУРПТФБ, ЪБЗТБОРБУРПТФБ, ОПФБТЙБМШОЩК У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН РЕТЕЧПД УРТБЧЛЙ, УРТБЧЛЙ П ОЕУХДЙНПУФЙ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН ДЙРМПНБ, РТЙМПЦЕОЙС Л ОЕНХ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН УЧЙДЕФЕМШУФЧБ П ТПЦДЕОЙЙ, П ВТБЛЕ, П РЕТЕНЕОЕ ЙНЕОЙ, П ТБЪЧПДЕ, П УНЕТФЙ, ОПФБТЙБМШОЩК РЕТЕЧПД У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ ЙМЙ У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН ХДПУФПЧЕТЕОЙС, НЩ ЗПФПЧЩ ЧЩРПМОЙФШ ФБЛПК ЪБЛБЪ.
чУЕ РЕТЕЧПДЩ ЧЩРПМОСАФУС ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩНЙ РЕТЕЧПДЮЙЛБНЙ, ЪОБОЙС СЪЩЛБ ЛПФПТЩИ РПДФЧЕТЦДЕОЩ ДЙРМПНБНЙ. рЕТЕЧПДЮЙЛЙ ЪБТЕЗЙУФТЙТПЧБОЩ Х ОПФБТЙХУПЧ. дПЛХНЕОФЩ, РЕТЕЧЕДЈООЩЕ Х ОБУ У ОПФБТЙБМШОЩН ЪБЧЕТЕОЙЕН, СЧМСАФУС ПЖЙГЙБМШОЩНЙ Й ДЕКУФЧЙФЕМШОЩ ЧП ЧУЕИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ХЮТЕЦДЕОЙСИ.
оБЫЙНЙ ЛМЙЕОФБНЙ Ч РЕТЕЧПДБИ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ ХЦЕ УФБМЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й ЮБУФОЩЕ МЙГБ ЙЪ нПУЛЧЩ, уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗБ, оПЧПУЙВЙТУЛБ, еЛБФЕТЙОВХТЗБ, лБЪБОЙ Й ДТХЗЙИ ЗПТПДПЧ.
рЕТЕЧПД БХДЙП- Й ЧЙДЕПНБФЕТЙБМПЧ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.
иХДПЦЕУФЧЕООЩЕ РЕТЕЧПДЩ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.
фЕИОЙЮЕУЛЙЕ РЕТЕЧПДЩ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.
мПЛБМЙЪБГЙС РТПЗТБННОПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.
рЕТЕЧПДЩ ЧЬВ-УБКФПЧ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.
уМПЦОЩЕ РЕТЕЧПДЩ У ИПТЧБФУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ Й У ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ ОБ ИПТЧБФУЛЙК СЪЩЛ. рПДТПВОЕЕ.
Видео:Ударение в сербском языке! #сербскийязык #сербский #учимязыкиСкачать
Ударение в сербском языке — важно знать только его место
В сербском языке различают 4 типа ударения, но в большинстве современных двуязычных словарей (русский/сербский) ударение не показано. Это значит, что и нам не нужно разбираться во всех его тонкостях. Надо знать только место ударения. Знакомый старшеклассник из Ниша (Сербия) написал мне, что изучению ударений в школе не отводится много времени.
На этом сайте можно скачать 2 словаря, в которых стоят ударения в сербском языке:
классический двуязычный словарь И. И. Толстого «Сербско-хорватско-русский словарь» 2001 года примерно на 50 тыс. слов. В нем на каждую букву алфавита есть ссылка. Этот словарь должен быть у каждого, кто изучает сербский язык.
большой толковый «Речник сербскохорватскога књижевног jезика» (Нови Сад, Загреб, 1967). Словарь огромен по количеству слов, а ссылок на каждую букву алфавита нет, поэтому найти слово занимает много времени.
Особенности сербского ударения
Особенностью сербского и хорватского языков является слоговое Р (буква Р, образующая слог), чего нету в русском языке. Например: Србиjа, крв (кровь), црв (червь), црн (черный). Для правильного произношения мне кажется допустимым произносить букву Р как ЭР: cЭРбиjа, кЭРв, цЭРв, цЭРн. Однако звук Э нужно произносить как можно короче по длительности (как будто ее вообще нету). Если вы добьетесь краткости дополнительного звука Э, у вас как раз получится правильное произношение слогового Р: Србиjа, крв, црв, црн и др.
Если в слове 2 слога и более, то ударение НЕ падает на последний слог. Исключений очень мало: например, в слове бицикл (велосипед) ударение падает на последний слог потому, что раньше слово произносилось как бицикал.
Сначала я честно пытался разобраться, в чем отличия между ударениями, но это оказалось слишком сложно. Тогда я принял решение, которое оказалось верным, — разделил все 4 виды ударений на 2 типа:
горизонтальная черта над гласной ( — ). Она показывает, что здесь длинный гласный звук, который при правильном произношении может быть воспринят русскоязычными людьми как ударный слог. Фактически это возможное дополнительное ударение.
обычные ударения. Все остальные 3 вида ударений, которые по-настоящему являются ударными.
Итак, ударение показывают все знаки, кроме горизонтальной черты, которая не является ударением и показывает лишь долготу гласной.
Вот 5-минутное видео на сербском языке, которое демонстрирует разнообразие и сложность сербских ударений:
Для любого нового слова, в котором больше 2 слогов, следует искать место ударения. Для существительных и глаголов нужно искать также изменение ударения в других формах слова, потому что оно часто смещается внутри слова вперед или назад. Здесь расскажу подробнее.
Возьмем аналогию из русского языка (слова в именительном и родительном падеже):
брУцош — брУцоша (студент-первокурсник, ударение не смещается)
кИшобран — кИшобрана (зонтик от дождя, ударение не смещается).
Где лучше смотреть ударения в сербском языке? Наиболее подходит для этого вышеупомянутый словарь Толстого. Для хорватского языка ударения смотрите на сайте Hrvatski jezični portal (HJP).
Как смотреть ударения в словаре Толстого. Изучите скриншот из словаря:
возле слова клАвир есть запятая и рядом родительный падеж с ударением — клавИра. Это значит, что ударение в родительном падеже (и в других падежах тоже) смещается.
возле слов кИшобран и кИшомер родительного падежа нету. Это значит, что ударение там стабильное и никуда не смещается, потому и не указано.
Если в сербском словаре не стоят ударения, то там не указано и смещение ударения в других формах слова.
Смещение ударения в глаголах
Во многих глаголах ударение подвижно.
В словарях рядом с инфинитивом (неопределенной формой глагола — например, ЧИТАТЬ, ВИДЕТЬ) почти всегда приводится форма 1 лица единственного числа (ЧИТАЮ, ВИЖУ). Если в форме 1 лица сербское ударение куда-то смещается, то слово приводится целиком. Если же сербское ударение в производных формах слова остается на своем месте, то в словаре указывается только конец слова.
раскОпчати (расстегнуть) — раскОпчам (форма 1-го лица, точного аналога в русском нету: расстегнул/расстегну),
раскомОтити се (удобно расположиться) — раскОмотим се (форма 1-го лица, точного аналога в русском нету: расположился/расположусь).
Можно заметить, что смещающееся ударение все время остается на одинаковом слоге от конца (если в инфинитиве на 3-м слоге от конца, то и в других формах тоже на 3-м слоге).
Рекомендую вести собственный словарь в общей тетради. Для существительных всегда указывать форму родительного падежа с ударением. Для глаголов указывать не только инфинитив, но и форму 1 лица единственного числа.
Вот пример моего словаря (большинство слов из сербских титров фильма Ponovo u 18-oj):
В своем словаре я указываю:
сербское слово с ударением, рядом изменение ударения (если это существенно), перевод на русский;
для глаголов указываю формы совершенного и несовершенного вида (пОмерити — помЕрати), эта идея взята из учебника Ивановой;
в скобках по возможности указываю фразу или словосочетание, в котором я нашел это слово.
Практика показывает, что слова в контексте (внутри фразы) запоминаются быстрее (см. Как учить новые слова в контексте с сервисом Glosbe). Для сложных глаголов полезно найти и записать к себе даже 2-3 примера использования. Все новые или сложные слова внутри фраз подчеркиваю, чтобы обратить на них внимание. И проставляю правильные ударения там, где сомневаюсь.
В некоторых пособиях рекомендуется произносить сербские слова без четкого ударения, скандированно (например, без ударения скандируются лозунги).
Для тех, кто хочет разобраться в тайнах ударения сербского языка, я рекомендую книгу Српски акценат с лакоћом/Сербские ударения с легкостью, к которой есть аудио и упражнения с правильные ответами.
📸 Видео
Как учить сербский, черногорский, боснийский и хорватский. Мелодика языка особенности языкаСкачать