Ударение местоимений в стихотворениях

Видео:Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?Скачать

Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?

Основы стихосложения -пособие для начинающих- Часть 1

Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
——————————————————

Авторские тексты (оригиналы) настоящего материала расположены здесь:
Тимофей Бондаренко, «Основы стихосложения — ПРЕДИСЛОВИЕ»
http://www.stihi.ru/2003/10/08-128
Тимофей Бондаренко, «Основы стихосложения — РИТМ»
http://www.stihi.ru/2003/10/08-129
Тимофей Бондаренко, «Основы стихосложения — РИТМ-2»
http://www.stihi.ru/2003/10/08-130
Тимофей Бондаренко, «Основы стихосложения — СТРОКА»
http://www.stihi.ru/2003/10/08-131
——————————————————

. Этот опус ни в коей мере не претендует на роль
энциклопедии или систематического учебника стихосложения.
Это просто ряд заметок на разные темы стихосложения для начинающих.
Когда я начинал заниматься стихоплетством, сам ощутил недостаток
в хорошем пособии.
К сожалению, ряд важных вопросов даже в серьезных книжках
освещается не очень правильно, а некоторые вещи, нужные
начинающим, просто отсуствуют.
Наконец, все встречавшиеся пособия, построены на мой взгляд
методически неверно.
Учиться на стихах гениев — совет конечно хороший, но очень похож
на совет школьнику изучать предмет по трудам академиков.
Я в своих заметках решил, помимо изложения общих положений,
обратить особое внимание не на вершины, а на типичные ошибки
в стихосложении, с приведением и разбором конкретных примеров.
На мой взгляд, вообще научить «правильно писать стихи» нельзя.
Но можно объяснить некоторые вещи, предостеречь от совершения
типичных ошибок, указать на подстерегающие начинающих опасности.
Просто дать некоторые практические советы.
Думаю, что прочтение этих заметок будет полезно не только
для желающих всерьез заняться писанием стихов, но и для желающих
углубить свое понимание стихосложения.

И еще одно предуведомление — для тех кому это не понравится,
и кому я вообще не нравлюсь.
Я сразу признаюсь, что у меня 4 класса образования,
из книг прочитал только сказку про колобка,
и вообще — страдаю раздутым самомнением, умственной отсталостью,
и всеми известными половыми извращениями. Являюсь мерзким себялюбцем,
злобным кретином, и сам совершенно не умею писать стихи,
и не обладаю никаким поэтическим вкусом и слухом.
Поэтому просьба все это не повторять — оспаривать подобные «замечания»
я не собираюсь.
Лучше сразу начинать ругаться по существу.
За содержательную, пусть даже самую злобную, критику
буду благодарен.

Ритм — это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы — это ритм.
Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
Стихи — это ритмически организованная речь.
Почему ритм ?
Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно
очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных
общественных и религиозных ритуалах.
И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое
эмоциональное воздействие ритмически организованной речи.
Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить
определенное воздействие на человека.
Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки
вроде «эни мэни раба, квинтер финтер жаба»

Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе.
Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности,
характеризующейся повторением определенных характеристик процесса
через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной
повторяемости.(например в архитектуре).
Здесь мы будем говорить о временном ритме.
Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном
ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно
скандировались. Хотя сама китайская письменность «немая» , не фонетическая,
а предназначенная для чтения глазами.
Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же
элемента. Графически это можно изобразить так — — — — — — — — -.
Однако такой ритм очень быстро «приедается» . Быстро наступает то,
что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается
вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в
стрессовое состояние — развивается раздражение. Наиболее интересен
третий вариант — человек невольно начинает «разнообразить» ритм .
Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.

Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов — — — — — — — -.
непроизвольно начинает восприниматься как структурированный,
скажем, как / — / — / — / — . («/»- более громкий «-» -более тихий).
Это говорит о том, что для «комфортного» восприятия ритм должен быть
достаточно «богатым».
«Идеальный» ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии,
не разрушив при этом однако, самого ритма.
Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма.
Так скажем, ритм / — / — / — / — / -. или /—/—/—/—.
уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы
второго уровня / — или / — — . Ритм воспринимается состоящим из
этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь
ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).

Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются
двух, трех и реже четырехдольным ритмом. /-, /—, /—
Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют
слоги, а единицам второго уровня — стопы. (ограничиваясь пока традиционным
силлабо-тоническим русским стихосложением).
Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии.
Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше.
В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки.
(в музыке — музыкальные фразы).

Это уже ритмические единицы третьего уровня.
Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня
— строфа.(в песенной музыке — куплет). Более крупные ритмические
единицы используются только в поэмах (например, «онегинская строфа» —
структура состоящая из простых строф — единица 5 уровня).
Подчеркнем, что структурирование ритма — это не прихоть,
не произвольная «условность», которую можно принять, а можно и
отбросить. Это — следствие вполне объективных законов человеческой
психики.
Хочется повторения, но хочется и разнообразия.
Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.

Итак, вернувшись к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:

Ритмическая единица 1-го уровня — слог. В русском языке слоги
произносятся примерно с одинаковой скоростью.
(есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог
не будет ритмической единицей).

Ритмическая единица 2-го уровня — СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например строчка «буря мглою небо кроет»
ритмически запишется /-/-/-/- («/» — ударный, «-» — безударный слог).
Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.
(в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет
построена по другому принципу)

Ритмическая единица 3-го уровня — СТРОКА.
И это — НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
Имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи — это то,
что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.

Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей
речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
(не путать с грамматическим понятием предложения!).
При этом фраза не является чем-то постоянным.
Так «буря мглою небо кроет» можно произнести как одну фразу.
А можно и как две «буря мглою» «небо кроет».
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него
не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.

Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха.
Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток,
то стопы «/-«-хорей «-/»-ямб были бы практически эквивалентны —
давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
. -/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.
. /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-.
Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
«где может быть родились вы» ямб -/-/-/-/
и «буря мглою небо кроет» хорей /-/-/-/-
звучат ритмически по разному.
В старину, во времена Ломоносова, бытовало даже мнение, что ямб
лучше подходит для передачи грусти, а хорей — для приподнятого настроения.
Впрочем потом от такого взгляда отказались.
Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие,
хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
В трехсложных размерах возможны уже три варианта начала строки:
«/—» — дактиль
«-/-» — амфибрахий
«—/» — анапест
Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое
число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
«/—/—/—»
«/—/—/-»
«/—/—/»
Ощущение другого ритма при этом не возникает.
Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.

Ритмическая единица следующего уровня — это СТРОФА.
Она состоит из нескольких строк, связаных определенными
ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
Наиболее обычна строфа из 4 строк
«Буря мглою небо кроет,
«Вихри снежные крутя.
«То как зверь она завоет,
«То заплачет как дитя.»
(Пушкин).

Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк.
Схема рифмовки — АБАБ — это означает, что первая строка рифмуется
с третьей, а вторая с 4-ой.
Окончания строк чередуются по такому же закону
«ЖМЖМ» или . /-, . /. /-. /
Окончание строки на ударный гласный принято называть «мужским»
Окончание . /- «женским»
Окончание . /— «дактилическим»
Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена
(длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут
иметь и однотипное окочание).
Вторая по распростреннности — смежная рифмовка ААББ
«Его пример другим наука,
Но боже мой какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь. »
(Пушкин).
Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно
— может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает
ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
Третья схема — АББА — опоясывающая рифма.
«Какое низкое коварство —
«Полуживого забавлять,
«Ему подушки поправлять,
«Печально подносить лекарство.»
(Пушкин).
(здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области
психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается
такая же закономерность — тяготение к «квадратным» формам.

Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках
и огрехах в ритмике.

Pитм первого уровня.
Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления
подряд идущих согласных — на их произнесение тоже требуется время.
В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других
местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех — столкновение одинаковых или
похожих согласных (все строки не мной выдуманы).

«с свинцом в груди. »
«и за дверьми стоящим мраком. »
«мы не ложились спать без сказки. »
«не считающихся с ним, как с Сущим. »
«мне б в фортку крикнуть. »
«нам надо б песню запеть. «

Читая такие строчки приходится либо проглатывать буквы,
либо выбиваться из естественного ритма стиха.
(иногда при этом невольно получается извращенный
смысл «с винцом в груди» «стоящим раком», «спать без каски», «ссущим»).
Еще пример, хотя уже не столь явной, но шероховатости:

«В черепичные рыжие крыши. «

«В черепичные» — трудно произносимо. Особенно нежелательно такое
в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь
со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то
помогает сгладить такие неровности).

Есть редкие случаи — но к ним надо быть готовым, когда
слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные «р»
или «л».(например, в чешском языке это не такая редкость).
Например, слово «оркестр» — при нередуцированном произношении
получается три слога ор — ке — стр
А при редуцированом — два [ор-кестр]
Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное
и как трехсложное.

Часто встречающееся слово «наверное» может читаться и как
«на-вер-но-е» и как «на-вер-но»
То же для слова «проволока» — часто произносимого как «проволка».
Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально
неправильную, но четко указывающую на произношение форму,
чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.

Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных
слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных
и безударных слогов практически невозможно выдержать.
На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование
абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком
жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных
стихах появление пиррихиев — пропусков требуемых ударений
или спондеев — сверхсхемных ударений, неизбежно.

Например, ритмическая схема 4 стишия Пушкина запишется
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.»

-/-/-/-/- (если «мой» произносить без ударения)
-/-/—/
—/-/-/- (если «он» произносить без ударения)
-/-/—/
Здесь мы видим, что в строках 2,3,4 пропущено по одному, положенному
по схеме, ударению. Это — пиррихии.
В двусложных размерах — ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии.
В трехсложных размерах — спондеи («лишние» ударения).
Обратите внимание на примечания в скобках. Целый ряд слов в русском
языке может произноситься как с ударением так и без ударения.
Это односложные слова — местоимения, предлоги, союзы.
Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет.
Главное — следить, чтобы это звучало естественно.
Языковое чутье, ритмический слух — нельзя заменить никакими правилами.
Поэтому для стихотворца важно обратить внимание на развитие этих навыков.

Вернемся к процитированному 4-стишию.
Обратим внимание, на то что во 2 и 4 стопе пропуски ударений отсуствуют.
И это — не случайность!
В действительности не все ударения в строке равноценны.
Последнее ударение в строке должно находиться на своем месте ВСЕГДА.
Несоблюдение этого — настолько грубая ошибка, что трудно даже вспомнить
пример. Это процарапает самый неискушенный слух.
Но и остальные ударения неравноценны.
Второе ударение (в данном размере — 4-стопном ямбе)
хотя и не в такой степени, но тоже более важно, чем первое или третье.
И это подтверждается анализом других 4-стиший — Пушкин редко пропускает
второе ударение, и никогда — последнее.
Так например строка с отсуствующим вторым ударением
«Так думал молодой повеса» (-/—/-/-)
на слух отчетливо воспринимается, как выбивающаяся ритмически,
так и тянет прочитать ее с неправильным ударением «мОлодой»
Сравните ритмическое звучание этой строки с аналогичной строчкой
с пиррихием на 3 стопе (-/-/—/-)
«Так думал глупенький повеса»
— здесь на слух такого сильного ощущения выбивания из ритма не возникает.
Следующее по важности — первое ударение. И чаще всего пропускается
третье.
Таким образом, в 4-х стопном ямбе по важности ударения распределяются
так: четвертое — второе — первое — третье.

В трехсложных размерах пропуски схемных ударений (пиррихии)
встречаются редко. И звучат как явный огрех.
Но зато практически неизбежны лишние ударения — спондеи
При этом очень характерная ошибка, допускаемая очень многими,
и не только новичками — непонимание того, что спондеи неравноценны.
В одной позиции они звучат приемлемо, а в другой — создают ощущение
нарушения ритма, вплоть до того, что невольно «исправляются» путем
переноса ударения с положеного ему места на другое.
Взять например, первые две строчки стихотворения:
«Когда дождь отстучал свои гаммы
В черепичные рыжие крыши. «

Идеальная ритмическая схема была бы:
—/—/—/-
—/—/—/-
реальная схема:
-//—/-//-
—/—/—/-
Но в таком виде ее даже просто прочитать трудно.
В первой строке неизбежно получается:
«кОгда дОждь отстучАл свОи гАммы. »
/-/—//-/-
При чтении вслух невольно переносится ударение
в словах «кОгда» и «свОи».
Таким образом, лишние ударения в оригинале
стоят на неудачных позициях.
Это вполне соответсвует общему правилу, которое следует
запомнить любому стихотворцу:

——————————————-
В трехсложных размерах —/ лишнее ударение во второй позиции -//
гораздо сильнее нарушает ритм, чем лишнее ударение в первой /-/
——————————————-

Я специально подчеркиваю это т.к. в своих путешествиях
по сайту стихиру сталкиваюсь с непонимаем этого правила
буквально на каждом шагу. И даже авторы, считающие себя
вполнее грамотными, ухитряются этого не замечать, и что
еще хуже, отметать такие замечания.
Что может быть объяснено разве что дурной привычкой
читать стихи глазами, а не вслух (хотя бы про себя).
Нарушение этого правила настолько сильно противоречит ритмике,
что при прочтении невольно ударение переносится на более
правильную позицию.
Например, если вместо первой строки взять:

«ВЕшний дОждь отстучАл мОре рИтмов.
«КрУпный дОждь простучАл парадИдлы.

То здесь уже ритмическая шероховатость гораздо меньше заметна.
В разбираемом примере дело усугубляется еще тем, что это —
первая строчка в стихотворении, которая должна давать ритмическую
настройку стиха. И наличие двух ритмических ошибок никак
не способствует этому.
В сложившейся стихотворной практике такие огрехи считаются
в принципе допустимыми.
Но лично я считаю, что с ними следует бороться, и привычность
таких огрехов не должна оправдывать их обилия.
Тем более, что в большинстве случаев появление
таких ошибок объясняется только небрежностью автора.
И опять-таки, не во всех позициях такие огрехи выпирают
одинаково.Так, в данном случае, прислушаемся к звучанию строк:

«Когда дождь простучал парадидлы. »
«вешний дождь своим шумом наполнил. »
«Летний дождь простучал свои ритмы. «

Наиболее шероховато звучит первый вариант
наиболее гладко — третий.
Это обусловлено тем, что в начале строки отсуствует еще
ритмическая инерция, и невольно тянет прочитать с правильным
ударением «когдА», а при таком прочтении возникает ритмический сбой.
В остальных двух случаях ритмическая инерция уже заранее
подготавливает к переносу ударения.
Кроме того, здесь важно еще, какие слова несут сверсхемные ударения
Сравните:

«вешний дождь своим шумом наполнил. »
«вешний дождь дворы шумом наполнил. «

Перенос ударения в слове «дворы» звучит гораздо корявее.

Итак, появление пиррихиев в двусложных размерах и спондеев
в трехсложных практически неизбежно.
Это однако не означает, что автор вправе вообще не обращать
на них внимание, и любое их появление считать безобидным.
Не во всех позициях cверсхемные ударения (или их пропуски)
звучат одинаково. Искусство стихотворца заключается в
том, чтобы избегать их появления в первую очередь там,
где они звучат наиболее коряво.
И в любом случае избегать скопления их в одной строфе и строке.
Вот плохой пример такого рода — скопление ритмических огрехов:

«ТканерЯженыЕ птицелюди
Безмятежно клюют мОю печень,
Погружая в неё свОи клювы,
Пригибая к земле мОи плечи.»

Приходится читать по ритмике с означеными ударениями.

И еще о внутренней ритмике строк —
об очень частой — и яро оправдываемой авторами, ошибке.
О знаках препинания внутри строки.

В самих знаках препинания ничего собственно крамольного нет.
Плохо когда они корежат ритмическую структуру строки.
Вот характерный пример:

«. »
«В сумраке комнаты. Завтра — на службу»

Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка,
то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму,
то исчезает точка, и получается
что службa будет проходить в сумраке комнаты.
Здесь общим правилом стихотворца должно быть следующее:
все знаки препинания внутри строки должны быть «немыми» —
т.е. «нечитаемыми», не требующими дополнительных пауз
для правильного прочтения.
То есть, легко угадываемыми исходя из текста.
Это в прозе смысл текста
«казнить нельзя помиловать. »
можно уточнить знаками перпинания:
«казнить, — нельзя помиловать. »
«казнить нельзя, — помиловать. »
А в стихе неизбежно получится либо сбоящий ритм,
либо смысловая каша.

Еще несколько примеров:

«А что судьба? Среди столетий. »
(а что судьба среди столетий . )
«Свет погасим. У свечи. »
(свет погасим у свечи. )
«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее. )
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв. )
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана. )
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)

Еще один элемент внутристрочного ритма
— это ЦЕЗУРА.
То есть пауза внутри строки. Но не любая пауза
/например, обусловленная необходимостью «прочтения» точки или запятой/.
Неоднократно приходилось сталкиваться, с тем, что авторы в порядке
самооправдания называют «цезурой» просто ритмическую грязь.
Цезура как ритмический элемент возникает только в
стихотворениях с длинными строками.
Каждая строка тем самым как бы разбиваются на две подстроки.
Возникновение цезуры обязано законам устной речи.
Ни один нормальный человек не говорит длинными непрерывными
периодами, а разбивает свою речь на удобопроизносимые куски.
Когда строки стихотворения слишком длинны для того,
чтобы каждую можно было произносить как единый поток
без остановки, они делятся цезурой на две части.
Как любой ритмический элемент, цезура должна подчиняться
законам ритмики. То есть, находиться в строках на одном и
том же месте. Цезура, которая попадает то на 8-й, то на 10-й,
то на 9-й слог — это уже не ритмический, а аритмический элемент.
Попросту ритмическая грязь.
Цезура, попадающая на середину слова — тоже грязь.
Даже попадая на раздел между словами, цезура может создавать
ощущение ритмической грязи — если членение строки на две части
оказывается неестественным.
Например (обозначив цезуру значком / ):

«Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. »
«Иногда лишь приходя на / этот милый берег. «

В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции,
а во второй строке — очень неудачно.
Так что, если в том же двустишии паузы поставить более логично,

«Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. »
«Иногда лишь приходя / на этот милый берег. «

то создается ощущение ритмической шероховатости.

Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых
происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд
кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении,
оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры.

И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма
— лишние или пропущенные стопы.

Например:
«От боли жизни отрешиться,
но чтоб при этом сердца не лишиться. «

Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках.
А в длинных строках гораздо менее — вплоть до того, что на слух
вообще почти неощутим.
И потому в длинных строках встречается гораздо чаще.

Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать
что упомянутые двух и трехсложные ритмы
(хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест)
являются наиболее распространенными, и легкими для освоения
но конечно же не исчерпывают всего.
Помимо простых возможны строки со сложными ритмами
например:

«Выхожу один я на дорогу. » —/-/—/-

Все сказаное также относится и к ним.
Только следует учесть, что в таких стихах ритм выдерживать труднее,
они более чувствительны к ритмическим огрехам.
Чем сложнее и напряженнее ритм, тем точнее он должен быть выдержан,
иначе он будет ощущаться как спотыкач, ритмическая грязь, а не
оригинальный ритм.
Так например, пеон —/—/-
при наличии большого количества сверхсхемных ударений
начинает восприниматься как грязный ямб.
А ямб с большим количеством пиррихиев — как грязный пеон.
При написании строк с напряженным ритмом следует по возможности
употреблять слова с бесспорным и труднопереносимым ударением,
а также использовать иные средства (грамматические, смысловые,звуковые),
подчеркивающие выбраную нестандартную ритмику.

Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой.
Так, например, почти невозможно заставить звучать ритмический рисунок
/-/—/—/-
именно так.
Вследствие очень сильного тяготения к анапесту
—/—/—/-
Первое ударение так и тянет воспринять как спондей,
и считать за побочное. Особенно, если хотя бы в одной-двух строчках
первый слог остается безударным.
Практически неизбежно вместо своеобразного ритма получается
грязный анапест.
Я встречал на стихире подобные произведения, впрочем и сами
авторы не могли сказать ничего вразумительного на тему,
какой же ритм они пытались провести.

Наиболее важной ритмической единицей в стихах является,
как уже говорилось ранее — СТРОКА.
Приходилось встречать даже мнение, что стихи — это все,
что разбито на строки.
С чем конечно же нельзя согласиться.
Иначе придется признать, что вся печатная продукция,
вплоть до каталога шарикоподшипников — это стихи.
Поскольку по техническим причинам любой печатный текст
печатается в виде строк.
Более строго, говорить надо не о строке и строковом ритме,
а о ФРАЗЕ и ФРАЗОВОМ РИТМЕ. Но поскольку традиционно
стихотворная фраза печатается в виде отдельной строки,
то сложилась именно такая терминология.
Которая к сожалению малограмотных стихотворцев вводит в заблуждение.
Им кажется, что строка — это чисто типографские явление.
А потому, как напечатал — так и хорошо.
И они вместо стихотворных пускаются в типографские ухищрения.

НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ.

Я не случайно выделил этот вроде бы очевидный тезис.
На сайте стихиру постоянно встречаются произведения,
для авторов которых эта мысль видимо, недоступна.
Стихотворная строка — это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица.
Увы, на практике приходится объяснять и доказывать
даже столь очевидные вещи!
Вновь и вновь наталкиваюсь на случаи, когда авторы
пытаются подменить работу с ритмом и звуком чисто
типографскими выдрюками и ухищрениями.
Когда типографское разбиение на строки не соответствует
ритмике стиха. То строка печатается как две.
То вообще как бог на душу положит.

Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)

«В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви. «

Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:

«В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.

И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви. «

Почему автор решил печатать каждую строку как две
и пренебрегая разбивкой на строфы — можно только гадать

«прижав карманы
и голос к глоткам. «

Действительная строка —
«Прижав карманы и голос к глоткам. «

Здесь причины печатания строки как двух вполне понятны —
автор пытается таким образом скрыть корявое построение строчки —
прижимание карманов к глоткам.
Подобные ухищрения я встречал неоднократно.
Вместо доработки стиха автор пускается на типографские приемы.

Для меня очевиден тезис — типографская структура стиха
должна соответствовать звуковой, ритмической стркутуре,
а НЕ ЗАМЕНЯТЬ ее. И не поперек.
Ну например, встретил я стих, напечатанный в форме
«атомного гриба».
Но НЕ НАПИСАНЫЙ в этой форме.
Автор, конечно же обиделся, когда я сказал, что напечатать
можно хоть в форме унитаза. Но увы, вряд ли сделал выводы.
Я был груб?! А почему издеваться над стихосложением можно,
а над халтурными опусами нельзя?!
Если уж хочется повыдрючиваться со строковой структурой —
будь добр, НАПИШИ стих чтоб он звучал именно так.
Так ведь это попотеть надо, да и без серьезной подготовки не получится.
Впрочем о претенциозных халтурщиках далее вряд ли стоит говорить.
Шарлатанов просвещением не исправишь.

Эти заметки — для тех, кто хочет чему-то научиться.

Повторю еще раз — типографская структура должна соответствоать
речевой, облегчать восприятие ритимческой структуры стиха.
Печатная форма должна соответствовать звуковой.
Отсюда традиция печатать стихотворные фразы как типографские строчки.
Несмотря на получающийся перерасход бумаги.
И соответственно называть их «строками».

И, ВНИМАНИЕ. теперь об очень важном .
В отличие от ритмических единиц более низкого уровня,
стихотворная строка это не только ритмическая но и
И СМЫСЛОВАЯ единица и ГРАММАТИЧЕСКАЯ.
В идеале каждая строка должна представлять собой относительно
законченную фразу, как по смыслу так и по грамматике.
Что и подчеркивается традиционным написанием каждой стихотворной
строки с заглавной буквы.
Поэтому я отрицательно отношусь к выдрюку, когда автор пишет
все строчки с маленьких букв.
Кроме претенциозности такие авторы демонстрируют еще
и непонимание сути стихосложения.

И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки
появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм.
И, соответственно, появляются соответствующие ошибки.
Возьмем скажем строчки (невыдуманные):

«Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина. «

Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк.
Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:

«Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина. «

Но это очевидно не стихи !

Менее коряво было бы:

«Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья. «

Но тоже нехорошо — здесь помимо разрыва сочетания «синей волне»
невольно получается ложное стыкование «волне вдали»

В этом варианте:

«Лишь иногда мелькнет на синей»
«Волне морской спина дельфинья»
убрано ложное стыкование «волне вдали»,
и сочетание «волне морской» звучит приемлемо, но разрыв
между «синей» и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи.
хотя конечно ощущение огреха остается.

«Лишь иногда на волне на синей»
«Cверкнет вода на спине дельфиньей»

здесь уже ритмика соблюдена.
Это уже можно напечатать хоть в одну строку, хоть в полторы — ощущение
стихотворного ритма не исчезнет. Поскольку он создан не типографскими
ухищрениями, а задается совпадением и смыслового и грамматического
и звукового ритма.

Такой огрех, когда разрываются на две строки словосочетания,
обязанные по грамматике или по смыслу стоять рядом друг с другом,
называется ПЕРЕНОСОМ.
(на мой взгляд, употребление заимствованного термина вместо
«перенос» ни к чему).

Чем плох перенос ?
Тем, что либо приходится ломать ритм, разрывая строки на куски,
либо получается неестественное корявое звучание.
Переносы нередко приводят и к искажению восприятия смысла —
если читать согласно стихотворному ритму, и воспринимать строку,
как положено — как относительно законченую единицу.

«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее)
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв.)
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана)
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)

Либо спотыкающийся ритм, либо спотыкающийся смысл,
либо чукчанская речь.
Изредка встречаются случаи переноса ЧАСТИ СЛОВА из строки в строку —
но это уже откровенный выдрюк, не стоящий разговора, по крайней мере
в этом месте.

Еще раз напомним — стихи — это РИТМИЧЕСКИ
организованная ЗВУЧАЩАЯ речь.
И грамматическая и смысловая ритмика должна по меньшей мере
не сечься со звуковой. А лучше всего — должны совпадать, усиливая
воздействие звукового ритма.
Именно в этом секрет магии стихотворной речи —
когда все в гармоничном единстве.
Следует учесть, что строковый(фразовый) ритм — самый важный в стихе.
И исторически, по-видимому, первичный.
Поэтому легкое отношение к переносам никак не оправдано.
Это грубые ритмические ошибки, а не безобидные огрехи.

Иногда возможно, приходится переносить часть предложения из строки
в строку. Либо когда предложение слишком длинное.
Либо когда это диктуется невозможностью изменить другую, чем-то
очень важную для автора часть стиха.
Но, во-первых, никто не заставляет авторов писать длинными
предложениями. «Невозможность» другого изложения во многих
случаях кажущаяся.
Во-вторых , в любом случае, автор должен позаботиться,
чтобы этот огрех не выпирал, и минимально корежил стихи.

Еще раз подчеркну перенос — это грубый огрех, резко противоречащий
природе стиха. И сложившееся под влиянием книжной поэзии терпимое
и даже легкомысленное отношение к переносам ничем не оправдано.
Обратите внимание — есть народные стихи и песни с нарушением
внутристрочного ритма, с плохой рифмой итп.

Но я не смог в народных песнях найти НИ ОДНОГО (ни одного. ) переноса!
Даже на невзыскательный вкус народных стихотворцев перенос
— слишком грубое нарушение.
Перенос — это сугубо книжное явление.

Появление переносов в книжной поэзии, по-видимому обусловлено
низкой техникой стихосложения на заре российской поэзии,
а потом уже устоявшейся традицией терпимого отношения к ним.
(«королем» переноса я бы назвал Я.П.Полонского — его стихи
прямо-таки кишат этим. Просто ужас! А вот его стих, единственный,
ставший народной песней «мой костер в тумане светит. »
свободен от этой грязи).

Особого рассмотрения требует перенос в стихотворных
сценических произведениях, но это собственно не стихи, а именно
драматические произведения. У театра есть своя специфика,
поэтому здесь это обсуждать не будем.(например почему
у Пушкина переносы, весьма редкие в стихах, в драматических
произведениях встречаются чаще).
Также как другого подхода требует и оценка белого стиха в текстах пьес.

У Карло Гоцци в одной из пьес-сказок злодеи пытаются
сжить со свету свою жертву (и вполне действенно!) ,
заставляя несчастного слушать мартеллианские стихи.
Т.е. стихи, написанные длинной 14-сложной строкой.
Впрочем, это еще что — я на стихире встречал и 24-сложные (. ) строки.

Длинные строки звучат тяжеловесно.
Кроме того, обедняется звучание рифмы из-за слишком далекого
расположения рифмующихся слов.
С трудом воспринимается фразовая(строковая) ритмика — главная в стихе.
В длинных строках смазывается ритмическая разница, обусловленная
различным началом /например, между ямбом и хореем/.
Это нетрудно увидеть даже чисто графически
-/-/-/-
/-/-/-
или
-/-/-/-/-/-/-/-/
/-/-/-/-/-/-/-/
В длинных строках теряется и индивидуальность строчного ритма
— количество стоп в строке перестает восприниматься на слух.
Если скажем, двухстопный, трехстопный и четырехстопный хорей
без труда различаются на слух как разные размеры, то скажем
9 и 10 стопные строки уже воспринимаются как одно и то же.
Не случайно именно в длинных строках авторы чаще всего ошибаются
в метрике — число слогов в строке начинает плавать, его трудно
становится выдерживать на слух.

Одним словом, при использовании длинных строк обедняется ритмическая
палитра стиха, утяжеляется звучание. Усиливается эффект бубнения.
В длинной строке бывает труднее удержать внутристрочный ритм —
наличие нескольких пиррихиев или спондеев в одной строке размывает
ритм, вплоть до потери «стихотворности» звучания.
И от автора требуются дополнительные усилия, чтобы заставить «звучать»
длиннострочное стихотворение. /цезура, аллитерации, внутренние рифмы и.т.д/

Поэтому начинающим стихотворцам я бы рекомендовал избегать
длинных строк. Начинающих на длинные строки, как правило, тянет
от неумения — в длинных строках больше свободы для подбора и
расположения слов. А путь наменьшего сопротивления вряд ли полезен
для учебы.

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Ритмика в стихах. Пособие

Ударение местоимений в стихотворениях

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

  • Содержание
  • Ключевые термины
  • 1. Ударения
  • 2 Схематическая запись
  • 3 Разновидности стоп
  • Совет начинающим
  • 4. Обозначение ритма
  • 5. Идеальный стих
  • 6. Паузы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:

а я на днЯх летал за грАнью

и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,

Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

Видео:Разряды местоименийСкачать

Разряды местоимений

Ударение в местоимении чего

Видео:Правописание местоимений и особенности их употребленияСкачать

Правописание местоимений и особенности их употребления

Занятие 7. Аритмия в ямбе

Ямб самый распространённый стихотворный размер и аритмия в ямбе встречается чаще, чем в стихах других размеров. Аритмия – это сбой ритма, нарушение размера в одной или нескольких строках стихотворения.
Чтобы предупредить или устранить аритмию в ямбе необходимо хорошо представлять всё разнообразие ямбических размеров. В этом поможет таблица, приведённая выше.

Причины аритмии в ямбе следующие:
1. Забвение того постулата, что ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её чётных слогах. В отдельных стопах реальных стихов могут отсутствовать ударения, но оставшиеся ударения должны располагаться на четных слогах строки. Если это требование не соблюдается, возникает аритмия первого типа: аритмия при заданном числе слогов в строке.
2. Игнорирование того правила, что рифма, использованная в строке задаёт чётность или нечётность числа слогов в строке. В ямбе строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат чётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют нечётное число слогов. Недостаток слога в строке – гипометри́я, или наоборот, наличие лишнего слога в строке – гиперметри́я, приводят к деформации стихотворного размера.
3. Нерациональная запись стихотворения, при которой строки искусственно либо удлиняются, либо укорачиваются.

Во всех случаях важно не только заметить сбой ритма, но и успешно его устранить. Остановимся на типичных приёмах проверки правильности размера стиха и его восстановления, если он нарушен. Фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах.

I. Рассмотрим аритмию первого рода.
1.1. Строка «искрой мерцает в вере» взята из стихотворения, написанного трёхстопным ямбом: семь слогов и женская рифма. В первой стопе ударение приходится на первый слог: /- -/ -/ — , что может считаться хориямбом, хотя обычно хориямб используется в четырёхстопных строках. То есть в ямбе есть такая возможность, как сочетание первой стопы хореической с последующими стопами ямбическими. Но стоит ли прибегать к хориямбу, когда можно употребить ямбическую строку? Поменяем местами первые два слова: «мерцает искрой в вере», и получим трёхстопный ямб: -/ -/ -/ — .
1.2. Рассмотрим две строки из стихотворения Р. Бёрнса «Послание к другу» в переводе С. Маршака оно представляет 4 –х стопный ямб: 9 слогов и женская рифма.
Мне для покоя нужно мало: /- -/ -/ -/ —
Чтобы здоровье не хромало. /- -/ — -/ —
В начале каждой из строк стоят ударные слоги, за счёт чего обе строки представляет собой хориямб. Но во второй строке можно получить и ямб, переставив начальные слова: «Здоровье чтобы не хромало». -/ -/ — -/ —
Обратите внимание, что союз «чтобы» вписывается в ямбическую строку при условии, что его ударный слог приходится на второй ударный слог одной из стоп строки, а безударный слог располагается на первом безударном слоге следующей стопы.
1.3. Нужно сказать, что использование союза «чтобы» в начале хориямбической строки довольно распространено среди любителей стихосложения: 4-х стопный ямб; 8 слогов и мужская рифма.
Чтобы сиять, как Третий Рим. /- -/ -/ -/
Для ямба можно воспользоваться сокращённой формой союза «чтоб»:
И чтоб сиять как Третий Рим — -/ -/ -/ или:
Чтоб засиять, как Третий Рим — -/ -/ -/ .
1.4. Вот ещё один пример применения союза «чтобы» в 4-х стопном хориямбе: 8 слогов и мужская рифма.
Чтобы умело мысль скрывать. /- -/ -/ -/
Желая получить безусловный ямб, можно скорректировать строку: «Чтоб мысли мастерски скрывать» -/ -/ — -/ .
1.5. Строка «есть эпиграф и эпилог» встретилась в стихотворении, написанном 4-х стопным ямбом: 8 слогов и мужская рифма. Расставим ударения в строке и составим её схему: ?- ?- — -/ . Теперь видно, что данная строка не соответствует размеру стихотворения. В первых двух стопах ударение приходится на нечётные слоги, что характерно не для ямба, а для хорея. Третья стопа является безударной, и лишь четвёртая стопа ямбическая. Здесь хориямб восстановлению размера не поможет. Поменяем местами первые два слова строки: «эпиграф есть и эпилог» и получим нормальный 4-х стопный ямб: -/ -/ — -/ , в котором три стопы из четырёх ямбические, третья – так и осталась безударной.
1.6. Проанализируем строку из стихотворения, написанного 4-х стопным ямбом: 8 слогов и мужская рифма.
«Пусть будет речь наша чиста» -/ -/ ?- -/ .
Из-за того, что ударение в местоимении «наша» приходится на первый слог, в строке этот слог оказывается на пятой позиции, именно на этом слоге ямб и сбивается. Поменяем местами существительное «речь» и местоимение «наша»: «Пусть будет наша речь чиста» и четырёхстопный ямб восстановится: -/ -/ -/ -/ .
1.7. Проанализируем строчку «Мне очень жаль, что мир этот жесток» из стихотворения, написанного 5-ти стопным ямбом: 10 слогов и мужская рифма. Расставим в строке ударения и составим её схему, учитывая, что в местоимении «Мне» имеется слабое сверхсхемное ударение: +/ -/ -/ ?- -/ . В четвёртой стопе на первом безударном слоге стоит ударение. Переставим местами подлежащее «мир» и местоимение «этот»: «Мне очень жаль, что этот мир жесток» и получим ямб, в котором все сильные ударения приходятся на чётные слоги строки: +/ -/ -/ -/ -/
1.8. В одной из строк стихотворения, написанного 5-ти стопным ямбом (10 слогов и мужская рифма), ударения в словах расположились таким образом, что получился 3-х стопный амфибрахий: «И с радостью я замечаю вдруг» -/- -/- -/- +. Для восстановления ямба местоимение «Я» следует поставить в начало строки и подкорректировать строчку: «Я замечаю удивлённо вдруг» /- -/ — -/ -/ .
1.9. Рассмотрим строку шестистопного ямба: (12 слогов и мужская рифма). «А ты не слушай меня …Просто приходи» -/ -/ — // — -/. Ямбической строка воспринимается при условии, что местоимение «менЯ» мы будем читать как «мЕня». Но если в первом предложении взаимно поменять местами глагол и местоимение, то ямб будет безусловным: «А ты меня не слушай …Просто приходи». -/ -/ -/ -/ — -/

II. Гипометри́я – недостаток слога в строке существенно искажает её размер.
2.1. В любой строке ямба с мужской рифмой должно быть чётное число слогов. В данном случае, в строке 4-х стопного ямба вместо положенных 8, присутствует 7 слогов: «Меняя смысл навсегда» -/ -/ — / . По этой причине конец строки приобретает хореическое звучание. Добавим недостающий слог в третью стопу: «Меняя смыслы навсегда» -/ -/ — -/ , и 4-х стопный ямб налицо.
2.2. В строке стихотворения, написанного шестистопным ямбом, вместо 12 слогов задействовано лишь 11 слогов и это в строке, оканчивающейся мужской рифмой, которая должна приходиться на чётный слог: «Хорошая примета вновь родилась» -/ — -/ -/ — / . Поскольку в строке не хватает одного слога, надо вместо наречия «вновь» использовать его двусложный синоним «снова»: «Хорошая примета снова родилась» и шестистопный ямб восстановится -/ — -/ -/ — -/ .
2.3. В строках ямба, оканчивающихся женскими рифмами, должно быть нечётное число слогов. Вот пример строки четырёхстопного ямба, в котором пропущен один из 9 слогов: «А мысль в черепе ликует» -/ /- — /- . Первая стопа строки ямбическая, а последующие хореические, значит, недостающий слог нужно поставить после первой стопы: «А мысли в черепе ликуют», или: «А мысль в головушке ликует» -/ -/ — -/ — .
2.4. В рассматриваемой строке ямба, оканчивающейся женской рифмой, должно быть нечётное число слогов, однако их 12 слогов: «Волной радости на сердце набегая» -/ /- — /- — /-. По этой причине, во всех стопах, кроме первой, ямба не наблюдается. Стоит после первой стопы добавить один слог: «Волною радости на сердце набегая» и 6-ти стопный ямб предстанет во всей красе -/ -/ — -/ — -/ -.

III.Гиперметри́я – наличие лишнего слога в строке сказывается на стихотворном размере разрушительно.
3.1. В строке четырёхстопного ямба, оканчивающейся мужской рифмой, должно быть 8 слогов. Однако, в рассматриваемой строке на один слог больше: «Словарь уже листаю я рифм». Хотя первые три стопы ямбические, в конце строки размер ломается из-за двух ударных слогов подряд: -/ -/ -/ -/ / . Один из них, а именно местоимение «я» лишнее, поскольку и так понятно, что повествование ведётся от первого лица: «Словарь уже листаю рифм» -/ -/ -/ -/ .
3.2. В строке стихотворения, написанного 4-х стопным ямбом с женской рифмой, вместо 9 слогов использовано на один слог больше: «Как и эти странные стекляшки» В результате ямба не наблюдается, а налицо 5-ти стопный хорей: — /- /- — — /- . Какой же слог в строке лишний? Очевидно союз «и». После его удаления ямб в строке восстанавливается: «Как эти странные стекляшки» -/ -/ — -/ — .
3.3. В строке стихотворения, написанного 5-ти стопным ямбом с женской рифмой, вместо 11 слогов ямба фигурируют 12 слогов 6-ти стопного хорея: «Не сержусь совсем, сдалась ему на милость» — /- /- /- /- /- . Чтобы восстановить искомый ямб, надо укоротить начало строки на один слог: «Совсем не злюсь, сдалась ему на милость» -/ -/ -/ -/ -/ — .
3.4. В стихотворении, написанном разностопным ямбом (в нечётных строках по 6 стоп и соответственно 12 слогов, в чётных строках по 5 стоп и 11 слогов) вдруг встретилась чётная строка с женской рифмой, содержащая 14 слогов: «Встревожит, опечалив, тоскливый зов кукушки». В первой половине этой строки фигурирует ямб, а вторая половина написана хореем: -/ — -/ — /- /- /- . Ясно, что в этой строке должно быть нечётное количество слогов. Хотя бы 13: «Встревожит невзначай тоскливый зов кукушки»: -/ — -/ -/ -/ -/ — . То есть и в этой строке ямб будет шестистопным.

IV. Искусственное разбиение строки на две части, или, наоборот, объединение двух соседних строк приводит к слуховой и графической, или только к графической аритмии.
1. Вот пример нерационально удлинённых строк:
«Как нам вещают баловница, позвала раз к себе пажа» -/ — — -/ — -/ /- /- /
Эта строка, содержащая 17 слогов, заканчивается мужской рифмой, но в ямбе любая строка, оканчивающая мужской рифмой должна иметь чётное число слогов. Значит эта строка аритмичная. Действительно, начало строки ямбическое, а концовка хореическая. Разделим эту строку на две:
«Как нам вещают, баловница, -/ — — -/ —
позвала раз к себе пажа» — // -/ -/
В первой строке налицо 4-х стопный ямб (9 слогов) и женская рифма. Во второй строке предпосылки 4-х стопного ямба портит вторая стопа, в которой два ударных слога. Переставим местами первые два слова этой строки и получим хориямб: «раз позвала к себе пажа» /- -/ -/ -/ .

Задания для самостоятельного решения:

Задание 1. По фрагменту стихотворения, посвященного штанам (Игорь Иртеньев /Story. – 2019. – № 5. – С. 144),определите стихотворный размер, найдите аритмичную строку и предложите вариант её корректировки.

Они основа всех основ,
Начало всех начал,
Народ, ходи он без штанов,
Вконец бы одичал.
В наряде из звериных шкур
Лицом ударил в грязь,
И так-то он с культур-мультур
Не то чтобы вась-вась,

Задание 2. Большая часть стихотворения Г. Калюжного написано пятистопным ямбом. В нечётных строках 11 слогов и женские рифмы, в чётных строках 10 слогов и мужские рифмы. Определите размер каждой из строк заключительного четверостишия. Попробуйте изложить его пятистопным ямбом.

…Мы проходим вдоль туч,
висящих отвесно,
Он ругает болтанку такой и сякой.
И левой ставит горизонт на место,
И пот вытирает правой рукой. С. 94.

В следующих строфах определите их стихотворные размеры, найдите по одной аритмичной строке и предложите варианты устранения аритмии:

Задание 3. Б. Ахмадулина

Им все равно, как сниться мне:
то, как птенцы, с моей ладони
они зерно берут, то в доме
живут, словно сверчки в стене.

Задание 4. Б. Ахмадулина

Да, то, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?

Задание 5. Б. Ахмадулина

Темнеет в полночь и светает вскоре.
Есть напряженье в столь условной тьме.
Пред-свет и свет, словно залив и море,
Слились и перепутались в уме.

Задние 6. В. Высоцкий

Из худших выбирались передряг,
Но с ветром худо, и в трюме течи, –
А капитан нам шлет привычный знак:
Еще не вечер, еще не вечер!

Задание 7. А. Тарковский

Почти касаясь клюва и когтей,
Обманутый тысячелетней сказкою,
С огнем я играл, как Прометей,
Пока не рухнул на гору кавказскую.

Задание 8. В. Высоцкий

ПЕСНЯ ПРО ДЖЕЙМСА БОНДА, АГЕНТА 007

То ходит в чьей-то шкуре,
То в пепельнице спит,
А то на абажуре
Ково-нибудь соблазнит.

Задание 9. К. Симонов

«Я в эмигрантский дом попал…»

Хозяин дома пригласил,
Всех, кого мог созвать, –
Советский паспорт должен был
Он завтра получать.

Задание 10. Б. Пастернак

Пока в Дарьял, как к другу вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы, в вермут окунал.

Задание 11. К Симонов

Над тем, кто предал её на муки,
Она в молчанье постояла
И тихо положила руки
На плечи тех, кого узнала.

Задание 12. Д. Самойлов

Здесь так вверху напряжено пространство,
Что ночью слышно натяженье струн.
В миниатюрах раннего христианства
Иуда глуп, розовощек ми юн.

Задание 13. Л. Филатов

А я, представьте, не верю в эту ночь.
Огни мерцают фарами,
В купе бренчат гитарами,
А Ленка курит в тамбуре
И смотри в ночь, в такую ночь –
Что поскорей бы утро,
Иначе поздно чем-нибудь помочь

Задание 14. М. Светлов

Я подружу свои враждующие ноги
И расскажу, кому бы ни пришлось,
Что если не сбиваться вкось,
Будет трудно идти
по прямой дороге.

Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№82 - Определительные местоимения.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№82 - Определительные местоимения.)

Местоимение в русском языке: таблица

Содержание:

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а указывает на него. В предложении может быть любой часть речи.

Понятие «местоимение» говорит о том, что в русском языке эта часть речи обозначает «вместо имени», т.е. вместо именных частей речи (существительного, прилагательного, числительного).

К местоимению можно задать вопросы существительного (кто? что?), прилагательного (какой?), числительного (сколько? который?), наречия (как? зачем, откуда? и т.д.).

Видео:8 класс - Русский язык - Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречийСкачать

8 класс - Русский язык - Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий

Признаки местоимения

Разряды по соотнесению с частями речи

Признаки

Местоимения

Примеры

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
  • изменяются по падежам

я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.

Весной зацветали сады. Они постепенно одевались в зелень.

  • указывают на признаки предмета;
  • отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКИЕ? ЧЕЙ?
  • изменяются по падежам, числам и родам (в ед.числе)

мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.

Какой-то мальчик ворвался в наш сад.

Этот котенок очень сильно болеет.

  • указывает на количество предметов;
  • отвечают на вопрос СКОЛЬКО?
  • изменяются по падежам

сколько, столько, несколько

Несколько человек скучали в парке.

Сколько потопаешь, столько полопаешь.

  • указывает на признаки действия (образ действия, место, причины и т.д.)
  • отвечают на вопросы КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? КУДА? и т.д.;
  • не изменяются

так, там, потому, где, куда и др.

Там, за лесом, давно уже идет дождь.

Куда пошлют работать, туда и поеду.

Видео:Личные местоимения. Что такое личные местоимения в русском языке?Скачать

Личные местоимения. Что такое личные местоимения в русском языке?

Разряды местоимений по значению

Разряд

Грамматические признаки (как изменяются)

Местоимения

Примеры

Лицо, число, падеж, род

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

  • Я часто бываю в городе.
  • У тебя очень большие способности.
  • Вам очень сильно повезло.

себя

  • Для себя необходимо постараться.
  • Скоро я поднимусь к себе.

Род, число, падеж

свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их

  • Ваша статья мне очень понравилась.
  • Твой голос всех завораживает.

Род, число, падеж

каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий

  • Каждый волен поступать, так, как советует его совесть.
  • Самый лучший день в моей жизни.
  • Всякий может обидеть слабого.
  • падеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);
  • род, число, падеж (местоимения-прилагательные)

этот, тот, такой, этакий, сей, столько

  • Столько нужно сделать за выходные!
  • Папа будет рад такому подарку.

кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.

  • Кто будет отвечать за содеянное?
  • Сколько тебе лет?

кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.

  • Который год происходит одно и то же.
  • Каков привет, таков ответ.

нечто, некто, кое-кто, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.

  • Паша знал нечто такое, что могло бы сильно удивить остальных.
  • Надо уже принять какое-нибудь решение.

ничей, нечего, некого, никто, ничто и др.

  • Ничто так не радует, как приближение лета.
  • Никто уже не может ему помочь.

Видео:Русский 10 класс .Местоимение как часть речи как часть речи. Разряды местоименийСкачать

Русский 10 класс .Местоимение как часть речи как часть речи. Разряды местоимений

Склонение местоимений

Склонение местоимений (изменение по падежам) зависит от разряда по значению.

Склонение личных местоимений

В косвенных падежах меняется основа слова.

Если местоимение 3 лица употребляется с предлогами, к основе добавляется Н в начале слова.

Местоимения ихний, ихнего и т.д. не существует.

Ударение местоимений в стихотворениях

Склонение возвратного местоимения

У местоимения себя нет именительного падежа.

Склонение притяжательных местоимений

Окончание будет зависеть от рода и числа местоимений.

Им.п. ваш, наш, твой

Р.п. вашего, нашего, твоего

Д.п. вашему, нашему, твоему

В.п. вашего/ваше, нашего/наше, твоего/твое

Т.п. вашим, нашим, твоим

П.п. о вашем, о нашем, о твоем

Склонение определительных местоимений

Им.п. каждый, другой

Р.п. каждого, другого

Д.п. каждому, другому

В.п. каждого/каждый, другого/другой

Т.п. каждым, другим

П.п о каждом, о другом

Склонение указательных местоимений

В.п. того/тот, этого/этот

П.п. о том, об этом

Склонение вопросительных и относительных местоимений

В.п. кого, какого/какой

П.п. о ком, о каком

Склонение неопределенных местоимений

Им.п. кое-что, кто-нибудь

Р.п. кое-чего, кого-нибудь

Д.п. кое-чему, кому-нибудь

В.п. кое-что, кого-нибудь

Т.п. кое-чем, кем-нибудь

П.п. кое о чем, о ком-нибудь

Склонение отрицательных местоимений

Им.п. никто, ничто

Р.п. никого, ничего

Д.п. никому, ничему

В.п. никого, ничто

П.п. ни о ком, ни о чем

Видео:6 класс. Неопределённые отрицательные местоимения; дефис в неопределённых местоимениях.Скачать

6 класс. Неопределённые отрицательные местоимения; дефис в неопределённых местоимениях.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение в предложении может играть роль любого члена предложения.

Местоимение в роли подлежащего

  1. личные местоимения;
  2. реже местоимения других разрядов;
  3. устойчивые словосочетания с местоимением.
  • Онпредставил Кириллу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова.
  • Ничтоне вечно под луной.
  • Несколько учеников остались после уроков.

Местоимение в роли сказуемого

Становится частью составного именного сказуемого.

Ударение местоимений в стихотворениях

Местоимение в роли дополнения

К местоимению задаются вопросы косвенных падежей.
Ударение местоимений в стихотворениях

Местоимение в роли обстоятельства

Ударение местоимений в стихотворениях

Местоимение в роли определения

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Ударение местоимений в стихотворениях

Видео:Местоимение как часть речи. Разряды местоименийСкачать

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

Правописание местоимений

Раздельное написание
  1. Местоимения с предлогами пишутся раздельно
  2. К местоимениям 3 лица добавляется Н
  3. Если между НЕ и НИ «вклинивается» предлог
    • К моему удовольствию, он начал свой рассказ.
    • Возле него образовалась толпа.
    • Кое с кем мне хотелось познакомиться поближе.
Слитное написание

НЕ и НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями пишутся слитно

  • Ничто нас не разлучит.
  • Из темноты показалось нечто.
Дефисное написание

Неопределенные местоимения с приставкой КОЕ— и суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

  • Тыбурций по временам смотрел на нас троих какими-то странными глазами.
  • Кавалеров, как и везде, где не квартирует какой-нибудь уланской бригады, было менее, нежели дам.

НЕ и НИ в местоимениях

Приставка НЕ- пишется в неопределенных местоимениях.

  • Некто позвонил и испугал маленькую сестру.

В отрицательных местоимениях приставка НЕ- пишется под ударением, приставка НИ- — в безударном положении.

  • Очень плохо, когда уже некого обрадовать.
  • Никого не нужно жалеть.

Правописание устойчивых словосочетаний с местоимениями

Ударение местоимений в стихотворениях

Я считаю, что это не что иное, как ложь.

Не чем иным, как только правдой можно добиться справедливости.

Ударение местоимений в стихотворениях

Ничто иное, кроме правды, не может быть интересным образованному человеку.

Видео:ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫСкачать

ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Морфологический разбор местоимения

  1. Указать часть речи
  2. Задать вопрос, поставить в начальную форму
  3. Указать постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений)
  4. Указать непостоянные признаки (в зависимости от разряда) – см. Таблицу «Разряды по значению»
  5. Указать синтаксическую роль

Начальная форма местоимений – Им.падеж.

Начальная форма возвратного местоимения – себя

Ударение местоимений в стихотворениях

Образцы морфологического разбора местоимений

Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки.

Он – местоимение

  1. Кто? он. Н.ф. – он
  2. Пост.признаки: личное, 3 лицо. Непост. признаки: в Им.п., муж.р., ед.ч.
  3. Кто? он – подлежащее

Кто-то – местоимение

  1. Кто? кто-то. Н.ф. – кто-то
  2. Пост.признаки: неопределенное. Непост. признаки: в Им.п.
  3. Кто? кто-то – подлежащее

Его – местоимение

  1. Кого? его. Н.ф. – он
  2. Пост.признаки: личное, 3 лицо. Непост. признаки: в В.п., ед.ч., муж.р.
  3. Кого? его – дополнение

Они рассказывали о своей скучной жизни.

Своей – местоимение

  1. Чьей? своей. Н.ф. – свой
  2. Пост.признаки: притяжательное. Непост. признаки: в П.п., жен.р., мн.ч.
  3. Чьей? своей — определение

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Местоимения

Ударение местоимений в стихотворениях

О чем эта статья:

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№76 - Вопросительные и относительные местоимения.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№76 - Вопросительные и относительные местоимения.)

Понятие местоимения

Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.

Постоянные грамматические признаки местоимений:

  • разряд по значению;
  • лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки местоимений:

Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.

Видео:Как определить стихотворный размер? [IrishU]Скачать

Как определить стихотворный размер? [IrishU]

Разряды местоимений

Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.

Какие бывают местоимения в русском языке:

  • личные;
  • возвратные;
  • притяжательные;
  • вопросительные;
  • относительные;
  • отрицательные;
  • неопределенные;
  • определительные;
  • указательные.

Разряд

Описание

Примеры

Синтаксическая функция

Указывают на предмет, лицо, явление.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Я подошла к окну.

У меня зазвонил телефон.

Указывают на обращенность действия на себя.

Посмотри на себя в зеркало.

Кошки способны жить сами по себе.

Указывают на принадлежность,

мой, твой, наш, ваш, свой

Твое мнение мне известно.

Его лицо стало грустным.

кто? что? какой? каков?

который? чей? сколько?

Кто стучится в дверь?

У чьего окна сидят голуби?

Сколько яблок на столе?

Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Не могу понять, что могло их так задержать.

Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.

Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.

никто, ничто, некого,

Никто не ответил мне.

Некого теперь спросить об этом.

Никакой ошибки тут нет.

Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.

некто, нечто, некоторый,

кое-какой, чей-то, чей-нибудь

Кто-то пел песню.

Чей-то голос послышался во дворе.

Пометь чем-нибудь саженец.

Указывают на обобщенный признак.

сам, самый, каждый,

любой, всякий, целый,

иной, весь, другой

Другой путь предстоит нам.

Завтра все покажется иным.

Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.

таков, тот-то, такой-то,

За тем домом кафе.

Столько радости было в ее глазах!

Суть вопроса такова , что лучше решить его вместе.

Видео:Личные местоимения во всех падежах || Местоимения. Падежи.Скачать

Личные местоимения во всех падежах || Местоимения. Падежи.

Как изменяются местоимения

В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.

Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:

  • отрицательные местоимения «некто» (употребляется только в форме именительного падежа), «нечто» (только в форме именительного и винительного падежа);
  • притяжательные местоимения «его», «её», «их» (есть только форма родительного падежа).

Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:

  • таков вопрос, такова действительность, таково решение, таковы указания;
  • каков мастер, какова работа, каково содержание, каковы итоги.

Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:

🎥 Видео

Склонение личных местоимений. Как определить падеж личных местоимений?Скачать

Склонение личных местоимений. Как определить падеж личных местоимений?

Местоимения #русскийязык #произношение #местоимения #орфография #репетитор #3классСкачать

Местоимения #русскийязык #произношение #местоимения #орфография #репетитор #3класс

Русский язык. Части речи. Местоимение.Скачать

Русский язык. Части речи. Местоимение.

Русский язык 6 класс (Урок№77 - Неопределённые местоимения.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№77 - Неопределённые местоимения.)

Русский язык 6 класс (Урок№75 - Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.Личные местоимения.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№75 - Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.Личные местоимения.)
Поделиться или сохранить к себе: