Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать
Ударение как стилистическое средство
Нормативное ударение.Обычное, стабильное ударение редко используется как стилистическое средство. Примером могут служить басни И. Крылова, где в одной строке употребляются односложные слова с четким, фиксированным ударением, что создает не только звуковой, но одновременно и зрительный, двигательный образ, как в басне «Лягушки, просящие царя»:
Со всех лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог.
В последней строке передаются и сами движения, скачки, прыганье расскакавшихся с испуга во все стороны лягушек. Созданию этого впечатления способствует также звук [к], содержащийся почти во всех словах в этой строке и – в отличие, например, от [с, р] – произносимый быстро, напоминая как бы маленький взрыв.
В большинстве случаев поэты выбирают ударение, существующее в литературном языке, а если допускают отклонения от литературных норм, то делают это осознанно в художественных целях, как, например, Я. Козловский:
Поклонившись погосту От селенья за версту, Шел я по мосту, по мсту, По скрипучему мост. Много ль надо человеку? Отдышаться б на веку, | Глядя н реку, на рку, На спокойную рек. Дым печной тянулся к дыму, И клонилось потому Солнце н зиму, на зму, На морозную зим. |
Все три варианта произношения п мосту, по мсту, по мост признаются в Орфоэпическом словаре русского языка равноправными; следовательно, ошибки здесь нет. То же можно сказать о вариантах н реку, на рку и на рек. В третьем случае – н зиму, на зму, на зим – автор допускает вольность: в указанном словаре в качестве возможного зафиксирован только второй вариант, а два других появились по аналогии с отмеченными мост и река. Они употреблены исключительно в юмористических целях как разговорные и даже просторечные формы.
Обыгрывание фонетических вариантов одного и того же слова, как бы высвечивание их и построение на этой основе стихотворного текста – явление довольно распространенное в поэзии.
Так, в песне «Вальс о вальсе» в исполнении народной артистки СССР К. Шульженко глагол 2-го спряжения имеет двойное ударение: Ах, как кржится голова, как голова кружтся.
В триллере «Русский транзит» авторы В. Барковский и А. Измайлов иронизируют: «По этому поводу имеем право принть. Или прнять! Как у нас теперь правильней?» –разрядил атмосферу Юрка. «Неважно. Главное начать», – поддержал я. Ирония здесь, так сказать, на злобу дня. Много раз озвучивали и пародировали ошибочное произношение известным государственным деятелем глаголов прнять и нчать с ударением на первом слоге.
В поговорке Утро вечера мудреней прилагательное мудрёный имеет ударение на последнем слоге, но это ударение является устаревшим при употреблении его в прилагательном вне данной поговорки. При свободном использовании в речи сравнительной степени прилагательного мудрёный в настоящее время литературной признается форма мудрёнее, поскольку все трехсложные прилагательные в сравнительной степени сохраняют ударение начальной формы.
Поэтесса Н. Полякова в «Признании любви» пишет:
Все было бы чудн или чдно.
Но вот нежданная беда:
И жизнь моя сложилась трудно,
И мы расстались навсегда.
Здесь автор обыгрывает как бы одно слово с разными ударениями, но по существу это два разных слова с разными значениями: чдно – краткая форма прилагательного чудный – прелестный, очаровательный; чудн – краткая форма прилагательного чудной – странный, удивляющий своей необычностью.
Приведем четверостишие М. Цветаевой:
Восхщенной и восхищённой,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто не видел сонной.
В Орфоэпическом словаре русского языка не зафиксирован фонетический вариант восхщенный. Зачем же понадобилось Цветаевой сталкивать его в поэтической игре с общепризнанным вариантом восхищённый? Не ради же выдержки размера строки. К такому приему, как искажение ударения общеупотребительного слова в угоду размеру строки, не прибегают художники высочайшего класса. Вероятно, Цветаева была свидетельницей другого ударения в данном прилагательном, хотя нельзя исключить и того, что она использовала некий стилистический прием, который служил реализации определенного художественного замысла. Надо сказать, что Цветаева часто пользовалась знаком ударения в своих произведениях. Приведем хотя бы только заголовки, где она посчитала необходимым поставить знаки ударения на тех или иных словах, конечно, не просто так: Броды цвета кофейной гущи (без ударения могло бы читаться: бород цвета кофейной гущи, что имело бы другой смысл), Н смех и н зло (не могла Цветаева не знать, что мы никогда не скажем сделать н зло, но собственноручно поставила знак ударения; значит, скрывалось за этим что-то, что требует специального изучения). Гордость и робость – родне сестры (в обычной речи мы говорим родне, но в народно-поэтической речи до сих пор употребляется рдные) и т.д.
Ненормативное ударение.О причинах употребления тем или иным автором слов с непринятым в наше время ударением судить трудно. Например, в тексте «Горя от ума» многочисленны случаи несовпадения ударения в словах с современной нормой: судрь, геогрф, нжды нет и др. Чтобы определить, искажение ли это в угоду ритму, норма ли языка начала XIX в. или что-либо другое, необходимо привлечь словари того времени, посмотреть произведения других писателей. Поэтому о поэтических «вольностях» или «невольностях» легче судить по произведениям нашего времени, когда у читателя «на слуху» все варианты произношения, а в случае затруднений несложно обратиться к современным словарям.
Рассмотрим отрывки из двух стихотворений А. Вознесенского – «Кромка» и «Стога»:
Полоска света золотая
под затворёнными дверьми.
В Орфоэпическом словаре русского языка указано, что образованное от слова затворить страдательное причастие прошедшего времени может употребляться в двух вариантах: затворенный и затворённый. Следовательно, употребляя вариант затворённый, поэт не допускает вольностей.
Конечно, мы говорим томный. Но словарь подсказывает, что прилагательное с ударением на первом слоге существует, хотя такое ударение считается устаревшим. Однако приведенное четверостишие имеет несомненный налет иронии (галстучек-шнурок), и устаревшее атмный вполне вписывается в иронический тон автора и оправдывается им.
У Вознесенского встречаются ударения, не относящиеся к нормативным. При словах с таким ударением во всех словарях современного русского языка стоит категорическое «нет», «неправильно»: некрлог, заглянет, шелхнутся и т.п.).
Использование поэтами фонетических вариантов в художественных целях, безусловно, нельзя смешивать с их нормативным употреблением. Последнее предполагает их использование прежде всего в нейтральном стиле, без дополнительной стилистической, художественной или иной нагрузки. Но человеку, специально не подготовленному, трудно отличить нормативное употребление фонетических вариантов слова от стилистического, художественного, поэтому, доверяясь в целом тому, как употребляют поэты фонетические варианты, в сомнительных случаях следует заглянуть в словари.
Логическое ударение.Помимо словесного существует фразовое, или логическое ударение, когда автор специально выделяет в написанном им тексте те слова, которые несут смысловую нагрузку. Пример авторского выделения слов, особо значимых в данном тексте и, следовательно, в наибольшей степени выражающих авторскую мысль, дает С. Залыгин в книге «Тропы Алтая». Одна из героинь, Онега Коренькова, перебирает в памяти прожитые годы.
Примечая, как день уходит, как он кончается, Онежка припомнила, что до сих пор самое радостное и самое значительное в ее короткой жизни наступало тогда, когда что-нибудь обязательно кончалось.
Не было большего события в ее жизни, чем то, которое называлось окончанием школы. Потом кончился первый учебный год в Лесном институте, второй, третий; кончались один за другим семестры, зимние и летние экзаменационные сессии, и даже самый желанный день уже не очень далекого теперь будущего, и тот назывался днем окончания института.
Нынешний же день весь был началом.
Когда рассеялись тучи, она пошла с Лопаревым в маршрут, и это было началом ее первой работы в лесу.
Сегодня она открыла Лопарева. Сегодня она и сама открылась себе. От сегодняшнего дня и дальше в ее жизни, как от какого-то начала, продолжатся все эти открытия.
Итак, не только поэты, но и прозаики в числе фонетических средств используют и ударение (словесное и фразовое). Благодаря этому читатель обращает внимание на детали, которые иначе пропустил бы. Мастера слова своим творчеством призывают видеть в обычном необычное, использовать обычное в необычных целях. Норма – это хорошо, но еще не все. Даже ударение может использоваться в разнообразных стилистических целях, украшая и делая текст более выразительным.
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Ударение как стилистическое средство
В русском языке большинство слов имеют одно фиксированное ударение. Произнесение слова с «неправильным» ударением либо дает другое слово (как [зАмок] и [замОк]), либо считается ошибкой (как [магАзин] или [пОртфель]), и только изредка встречаются слова, в которых словари разрешают ставить ударение по-разному (как [творОг] и [твОрог]). В иврите вс¸ так же, однако есть несколько групп слов, в которых ударение ставится по-разному в зависимости от стиля речи. Те ударения, которые мы рассматриваем в нашем учебнике, характерны для официального стиля в обиходе в этих группах слов ударение смещается ближе к началу слова.
Считается, что такое смещение ударения произошло под влиянием двух языков германской группы: идиша, в котором многие ивритские слова поменяли свое звучание и английского.
Варианты со смещенным и несмещенным ударением могут по-разному делить между собой функции. Имя Еhуда в обиходном стиле будет читаться как [еhудА] применительно к родоначальнику колена Иуды и некоторым другим историческим личностям, но как [еhУда] применительно к мужчинам, носящим сегодня это имя. Имя Давид почти всегда читается как [давИд], хотя иногда можно назвать мужчину, носящего это имя, [дАвид]. В именах людей ударение смещается чаще, чем в фамилиях, хотя это не обязательно.
Вот какие группы слов имеются в виду:
- географические названия ([рИшон] (название города, в отличие от числительного [ришОн] — первый), [мОсква], [пАрагвай]);
- имена и фамилии людей ([хАйим], [сАра] (в отличие от имени нарицательного [сарА] — министр-женщина), [рОман], [бАнай], [лЕви], [лЕйбович]);
- названия фирм ([менОра], [сИнай] — в последнем случае при помощи ударения отличается одно имя собственное (название фирмы) от другого (названия полуострова));
- некоторые слова, не относящиеся к именам собственным (названия продуктов — [глИда], [рИба]; числительные — [шмОне], [мЕа]; вопросительные местоимения — [кАма], [Эйфо]; слова с айином на конце — [Эмца], [кАрка]; другие слова, которые трудно расклассифицировать — [бУба], [плОни]);
- слова арамейского происхождения, пишущиеся (хотя бы как вариант) через алеф на конце ([Има], [Аба], [машкАнта], [шеИльта]).
При переносе ударения встречаются следующие эффекты:
- ударение может ставиться даже на гласном, который в оригинале был шва: [зЕэв];
- ударение смещается в разных словах на разное число слогов: [мИхаэль], но [йисрАэль];
- смещение ударения может сопровождаться изменением звучания некоторых других элементов слова: [хУлон], [хАйфа];
- смещение ударения может сопровождаться выпадением букв алеф, айин и hей с прилежащим шва или хатафом: [Юда], [Яков], [Арон], [нОми].
Поведение ударения при присоединении окончаний в общем случае рассмотрено Б.Подольским. И ударение самого слова, и ударение окончания может быть либо легким , либо тяжелым . При этом:
- в обычном случае, когда ударение переходит на окончание ([шир] — [ширИм]), ударение слова называется легким;
- если вдруг при том же окончании ударение сохраняется ([курс] — [кУрсим]), то ударение слова называется тяжелым. Это обычно бывает в словах двух типов: либо в иностранных словах либо в словах с перенесенным ударением;
- но если в слове с тяжелым ударением ударение все равно переходит на окончание ([кУрсим] — [курсЕй]), то тяжелым является уже ударение окончания (в отличие от предыдущего случая, где оно легкое), и это обычно бывает с окончаниями, употреблямыми в основном в официальном стиле речи и потому сохраняющими традиционные для иврита закономерности.
Слов с тяжелым ударением со временем становится все больше, однако их количество по-прежнему остается небольшим по сравнению со словами «традиционного» типа.
Отдельный случай. Есть несколько слов, в которых даже в официальном стиле ударение принято ставить не на том слоге, на котором оно требуется по грамматике. Например: [мАшеhу], [мИшеhу], [Эйфошеhу] и т.д. В этих словах можно говорить отдельно о грамматическом ударении и отдельно о фонетическом. Грамматическое ударение в них на последнем слоге, в полном соответствии с общим принципом, что оно может быть только на последнем или предпоследнем слогах тогда как фонетическое — на третьем от конца и дальше.
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВ, УДАРЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ.
Стилистически значимыми являются следующие фонетические единицы:
3) интонация. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВ_1
Использование звуков как стилистических/выразительных средств обозначается термином звукопись.
Звукопись можно также определить как особый подбор слов, который способствует образной передаче мысли.
Рассмотрим стилистические приемы, связанные с использованием звуков.
1. Использование / неиспользование в тексте слов, содержащих определенные звуки
Отдельные звуки сами по себе способны вызывать некие расплывчатые ассоциации, хотя бы на уровне «плохое – хорошее». В стилистике и риторике издавна используются такие понятия, как «эстетические – неэстетические звуки», «громкие – тихие звуки», «грубые – нежные звуки».
Благозвучные единицы используются для передачи положительных эмоций, при описании прекрасного; а неблагозвучные, соответственно, для передачи отрицательных эмоций, для представления чего-то неприятного, грубого, отталкивающего, того, в чем отсутствует гармония.
Авторы художественных произведений, в частности, нередко дают отрицательным персонажам неблагозвучные фамилии: Халтюпкина (Л. Н. Толстой «Воскресенье»), графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины (Грибоедов «Горе от ума»).
2. Звуковой повтор
Привычным и, соответственно, нейтральным для нас является звуковое разнообразие, то есть отсутствие повтора одних и тех же звуков или звуков, сходных в каком-либо отношении.
Звуковые повторы как стилистические приемы классифицируют по разным основаниям.
Основание для классификации 1. В зависимости от того, какие именно звуки повторяются (согласные или гласные) выделяют аллитерацию и ассонанс.
Аллитерация – это заметное использование на определенном отрезке текста одних и тех же или сходных по звучанию согласных.
Ассонанс – это заметное использование на определенном отрезке текста одних и тех же или сходных по звучанию гласных.
Обратите особое внимание на слова, выделенные курсивом.
«Заметное». Если мы не замечаем (не слышим) повтор, значит он не может рассматриваться как стилистический прием. Ассонанс, например, наблюдается в основном при повторе ударных гласных или – реже – при повторе не подвергающихся качественной редукции безударных и, ы, у. О повторе безударных редуцированных [ъ] [ь] как о стилистическом приеме говорить бессмысленно: мы их почти не слышим, не замечаем. Очень заметной, как правило, является аллитерация на шипящие, свистящие и соноры.
«Сходных по звучанию». Можно говорить об аллитерации/ассонансе не только на какой-то отдельный звук ([д], [ш] и т. п. ), но, например, на шипящие ([ж], [ш]).
Аллитерация встречается в текстах чаще, чем ассонанс, и является, по сравнению с ассонансом, более выразительным средством. Во-первых, это связано с тем, что согласные звуки доминируют в фонетической системе, выполняют основную смыслоразличительную роль, за ними легче закрепляются ассоциации, и, как следствие, их изобразительно-выразительные возможности шире. Во-вторых, повтор гласных для нас – явление нормальное, привычное (поскольку их намного меньше, чем согласных), а выразительность обычно возникает при отклонении от нормы, от привычного способа выражения мыслей.
Основание для классификации 2. В зависимости от количества повторяющихся звуков и их расположения выделяют следующие разновидности повторов.
Простой | повтор 1 звука |
Сложный | повтор сочетания звуков |
Двойной | звук /сочетание звуков встречается только 2 раза |
Многократный | звук /сочетание звуков встречается больше 2 раз |
смежный/контактный повтор (повтор в контактной позиции) | повторяются звуки / сочетания звуков, которые находятся рядом, недалеко друг от друга |
дистантный повтор (повтор в дистантной позиции) | повторяются звуки / сочетания звуков, которые значительно удалены друг от друга |
повтор в виде анафоры (анафорический повтор) | повторяются начальные единицы (в словах, строках, предложениях и т. п. ) |
повтор в виде эпифоры | повторяются конечные единицы (в словах, строках, предложениях и т. п. ) |
повтор с подхватом | следующее слово начинается с того же звука /сочетания звуков, которым заканчивается предыдущее |
Прямой | звуки в повторяющихся сочетаниях расположены в одном порядке |
Анаграмматический | происходит перестановка повторяющихся звуков внутри сочетаний Да! Взг[л’ад]ом вы боитесь сжечь Меж нам вставшие преграды. |
В результате использования звуковых повторов (чаще всего – эпифоры) может возникать рифма.
В стихах, как известно, обычно рифмуются последние слова в строках. Однако существует и внутренняя рифма.
Рифма встречается также в прозе. Это явление называется рифмизацией прозы.
3. Произнесение отдельных звуков и сочетаний звуков в словах регулируется орфоэпическими нормами. С целью формирования комического контекста; стилизации под речь человека, не вполне владеющего литературным языком; создания представлений о дисгармонии описываемого явления и т. п. авторы иногда допускают отступление от этих норм.
По прибрежной полосе, По широкому шос[с’]е Мы к вам ехали на праздник, Да доехали не все.
В приведенном примере, в частности, происходит смягчение согласного перед гласным переднего ряда в заимствованном слове.
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УДАРЕНИЯ_1
1. Чередование ударных и безударных слогов определяет стихотворный размер.
Хорей | / _ |
Ямб | _ / |
Дактиль | / _ _ |
Амфибрахий | _ / _ |
Анапест | _ _ / |
Регулярное или – чаще – относительно регулярное чередование ударных и безударных слогов можно найти и в прозе. Это явление называется ритмизацией прозы. Ритмизация может существовать как сама по себе, так и в сочетании с рифмизаций.
2. Возможно стилистическое использование очень длинных или очень коротких слов.
Длинные, многосложные слова помогают передать идею большого объема, расстояния, значительной длины: Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Кроме того, если используется много длинных слов и, соответственно, много безударных слогов, речь становится плавной, монотонной и т. п.
Если на определенном отрезке текста (особенно подряд) много ударных слогов, получается так называемая рубленая фраза, т. е. речь становится резкой, отрывистой, обрывистой: Со всех лягушки ног / В испуге пометались. / Кто как успел, куда кто мог. В последней строке (Кто как успел, куда кто мог) используются односложные слова с четким, фиксированным ударением. Это помогает изобразить прыжки лягушек.
3. Обыгрывание акцентных вариантов (нормативных и ненормативных).
От селенья за версту,
Шел я пo мосту, по мoсту, по скрипучему мосту / .
Много ль надо человеку?
Отдышаться б на веку,
Глядя нa реку, на рĕку, на
На спокойную реку / .
Дым печной тянулся к дыму
И клонилось потому
Солнце нa зиму, на зи / му,
На морозную зиму / .
Мост – 3 нормативных, река – 3 нормативных, зима – 1 нормативный (на зиму) и 2 по аналогии с мостом и рекой.
4. Могут также обыгрываться слова, у которых значения различаются при помощи ударения: зaмок – замoк, чу / дного – чуднoго. В таких случаях мы имеем дело уже не с собственно фонетическим, а с лексико-фонетическим приемом. Все было бы чудно иль чудно, / Но вот нежданная беда. / И жизнь моя сложилась трудно, / И мы расстались навсегда. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ
Русская речь очень богата в интонационном отношении. Так или иначе интонируя свою речь, мы можем выражать эмоции, придавать высказыванию дополнительные смыслы.
1. На письме интонация может передаваться графическими средствами (прежде всего пунктуационными).
– запятая (пауза – менее длительная, чем при использовании тире);
– тире (пауза, большая, чем при использовании запятой);
– точка с запятой (пауза, большая, чем при использовании запятой);
– точка в конце предложения (понижение тона + пауза, большая, чем при использовании знаков препинания внутри предложения);
– многоточие (пауза, обычно с подтекстом);
замедленная акцентированная речь при делении слов на слоги (на слоги делят только значимые слова): Его уже не хвалят, не ругают / Не совестят, не учат, не клянут, / Не поднимают и не опускают, / А только пе-ре-из-да-ют);
изображение долготы гласного (А-а-а; дли-и-и-нный поезд).
2. Однако все интонационные особенности устной речи с помощью знаков препинания передать нельзя. В художественных текстах это компенсируется использованием интонационного комментария. Он помогает нам лучше понять чувства, мысли, поступки героев. При этом используются слова как в прямых, так и в переносных, образных значениях. Примеры интонационного комментария: едва слышный шепот, вызывающая интонация, скучающая интонация,извилистый голос. С целью интонационного комментария могут использоваться и целые предложения.
3. Интонирование (прежде всего – устного) высказывания связано также с фразовым ударением. Фразовое ударение – это, иначе, логическое ударение. С его помощью в текстах выделяются компоненты, которые несут на себе особую смысловую нагрузку.
🎬 Видео
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Лайфхак как запомнить ударения для ЕГЭ и ВПР #русскийязык #ударения #ЕГЭ #ВПР #репетиторСкачать
Запоминалки ударенийСкачать
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать
95 школьников НЕ ЗНАЮТ ЭТОГО! - Как ставить ударения?Скачать
Стили речиСкачать
Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
ТВОРОГ. Как правильно поставить ударение?Скачать
кАшлянуть или кашлянУть? | Как правильно ставить ударениеСкачать
Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать