Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Русский язык и культура речи.
Видео:Культура речи. Речевая ситуацияСкачать
45. Нормы ударения.
Нормы ударения – одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека – освоить нормы ударения и правильно применить их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог): тв?рог и твор?г, ср?дства и средств?.
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.
Разноместность – это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый – иконопись, на второй – эксперт, на третий – жалюзи, на четвертый – апартаменты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определенному слогу.
Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода – воду, хожу – ходишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Сравните: пол?жил, маг?зин – неправильно; полож?л, магаз?н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: ?скристый и искр?стый.
В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.
Закон аналогии. В данном случае б?льшая группа слов с определенным типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня мышление на суффикс – ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. В таких словах, как глажение, квашение, крашение, упрочение, обеспечение, сосредоточение, намерение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!
Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопр?вод, мусоропр?вод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).
Тенденция грамматикализации ударения — развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристр?ните, прин?дите, приг?бите и приструн?те, принуд?те, пригуб?те.
Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.
Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырех– и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырем безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.
Профессиональное произношение: ?скра (у электриков), д?быча (у шахтеров), комп?с, крейсер? (у моряков), мальчик?вый (у продавцов), прик?с, ?лкоголь, шпр?цы (у медиков), л?сточки (у портных) и т. п.
Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трехсложных имен существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токарь, конкурс, насморк, призрак, деспот, символ, воздух, жемчуг, эпиграф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.
Видео:КУЛЬТУРА РЕЧИ. Ударение. Речевые нормы.Скачать
Ударение и речевая культура
О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил…
«Заговори, чтобы я увидел тебя». Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку. Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.
Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых, а порой и знакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?
Русский язык — один из наиболее богатых и развитых языков мира. Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным». Произношение — показатель уровня культуры речи и общей культуры говорящего. Я часто прислушиваюсь к тому, как говорят окружающие меня люди. В магазине, кинотеатре, на детской площадке. И нередко слышу ошибки в ударениях. И я задумалась, почему мы делаем ошибки в произношении, и особенно в ударениях? Поэтому выбранная тема актуальна.
Поводом для написания работы послужило и то, что в заданиях Всероссийских проверочных работ (ВПР), и даже в заданиях ЕГЭ обязательно включаются задания на постановку ударения в словах, кроме этого при проверке техники чтения многие ребята допускают ошибки именно в постановке ударения в словах.
Цель работы — выявление причин неправильного произношения и слов, в которых наиболее часто встречается неправильная постановка ударения.
1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных словах русского языка.
2. Провести эксперимент среди обучающихся школы и выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины.
3. Подготовить обучающие материалы для запоминания особенно проблемных слов.
Гипотеза: на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .
Методы исследования: обзор литературных произведений и Интернет источников, эксперимент, опрос.
Теоретическая значимость: изучены художественные произведения, сделан сравнительный анализ с научными источниками.
Практическая значимость: фактический материал, выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении тем связанных с ударением,; способствовать развитию читательской вдумчивости , наблюдательности и культуры речи.
Заключение:Работая над темой, нами проанализировано множество литературы, различные программы телевидения, в которых выявлены ошибки в постановке ударения. Проведен анализ собранной информации. Используя теоретический материал, мы выявили основные причины неправильности постановки ударения, провели эксперимент, в ходе которого узнали слова, где наиболее часто допускаются ошибки детьми.
Далее подготовили практический материал: стихи — запоминалки, тренажер по русскому языку и ролик «Изучаем русский язык».
Работая над исследованием, мы убедились в том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .
Данная исследовательская работа позволила нам совершенно по – новому взглянуть не только на роль ударения в речи человека, но и его роль в целом в русском языке.
О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил…
Русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Его словарный фонд составляет свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого, по заявлению исследователей их творчества, составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую часть русского языка.
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще Ожегов писал: «Что такое культура речи. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка. Типы норм: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические… везде мы можем наблюдать нарушения и отклонения, однако в данном выступлении хотелось бы остановиться на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.
«Заговори, чтобы я увидел тебя». Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку .Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.
Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых, а порой и знакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?
Русский язык -одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным».
Произношение — показатель уровня культуры речи и общей культуры говорящего.
Я часто прислушиваюсь к тому, как говорят окружающие меня люди. В магазине, кинотеатре, на детской площадке. И нередко слышу ошибки в ударениях. И я задумалась, почему мы делаем ошибки в произношении, и особенно в ударениях?
Поводом для написания работы послужило и то, что в начале учебного года в нашем классе была проведена проверка правильности чтения, проверочные работы по русскому языку. И многие ребята делали ошибки на постановку ударения.
Цель работы — выявление причин неправильного произношения и слов, в которых наиболее часто встречается неправильная постановка ударения.
1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных словах русского языка.
2. Провести опрос среди обучающихся класса и выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины.
3. Подготовить обучающие материалы для запоминания особенно проблемных слов.
Гипотеза: на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .
Методы исследования: обзор литературных произведений и Интернет источников, эксперимент, опрос.
Теоретическая значимость: изучены художественные произведения, сделан сравнительный анализ с научными источниками.
Практическая значимость: фактический материал, выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении тем связанных с ударением,; способствовать развитию читательской вдумчивости , наблюдательности и культуры речи.
Заключение:Работая над темой нами проанализировано множество литературы, различные программы телевидения, в которых выявлены ошибки в постановке ударения. Проведен анализ собранной информации. Используя теоретический материал мы выявили основные причины неправильности постановки ударения, провели эксперимент, в ходе которого узнали слова .где наиболее часто допускаются ошибки детьми.
Далее подготовили практический материал: стихи — запоминалки, тренажер по русскому языку и ролик «Изучаем русский язык».
Работая над исследованием, мы убедились в том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .
Данная исследовательская работа позволила нам совершенно по – новому взглянуть не только на роль ударения в речи человека, но и его роль в целом в русском язык.
Глава I . Грамотная речь и ударение
1.1. Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения
Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат.accentus– ударение и греч. logos – слово, учение).
Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется 3-мя его специфическими чертами: разноместностью, вариативностью и подвижностью.
Разноместность: Ударение бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может падать на любой слог.
Подвижность: объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы.
Если ударение сложно объяснить и усвоить, то может быть следует от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения? Но, нет…
В русском языке значение ударения особенно велико, так как оно служит средством различения слов (вы́ходить – выходи́ть, консерва́торский — корсервато́рский, гво́здик – гвозди́к) и грамматических форм (стекла́ — стёкла, воды́ — во́ды). А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено.
Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.
В русском языке есть омографы – слова, совпадающие в написании, но отличающиеся ударением: клу́бы – клубы́, за́мок – замо́к, бе́лки – белки́. Такие слова при восприятии текстов и произнесении часто вызывают затруднения.
Следует запомнить слова с неподвижным ударением: то̀рты, ша̀рфы, ба̀нты, звонѝт, кварта̀л, краси́вее, повторѝт, облегчѝт.
Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов чем ударение в других языках.
Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансѐр, жалюзѝ, кюрѐ. В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог, например: пови́дло, по́нчик, поед́инок. В русском языке мало единых правил постановки ударения. В случае затруднения в проставлении ударения надо обращаться к орфоэпическому словарю.
1.2.Причины нарушения произношений
1.В русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра — единственно верным.
Вспомним произведение «Няне» А.С. Пушкина: «…глядишь в забытые ворОты…»В современном языке – ворОта. Или же :при Петре ! призрАк- прИзрак
2. В устной речи у людей подобные ошибки возникают под влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи.
Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ. Влияние письменной речи на появление ошибок в ударении проявляется в том, что ученик встречается с незнакомыми словами и воспроизводит их так, как ему удобно.
3. Под влиянием просторечия, диалекта ,заимствования слов
В просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звОнишь, красивЕе). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление — это становится отрицательным явлением.
Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова — профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: искра́ – и́скра (у шоферов), до́быча – добы́ча (у горняков).
Оказывают влияние на литературный язык и диалекты (местные территориальные говоры).
Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как до̀говор, южнорусские говоры дают типа средства̀ и поня̀л, подня̀л.
4. Неправильного произношения слов в СМИ
Влияние телевидения и радио на появление ошибок в ударении очень велико. Воспринимая устную речь, порой неправильную, ребенок начинает просто копировать и запоминать услышанное.
Если в детских мультипликационных фильмах неправильную постановку ударения мы еще можем понять как юмористический ход сценариста(мультфильм «Простоквашино»), то , звучание неправильной речи из уст серьезных журналистов , ведет к массовому неправильному восприятию слова.(телепередача «Поле чудес»)
5. Русский язык – живой язык, он постоянно развивается, вводятся новые правила и законы, навеянные временем. В связи с этим в настоящее время допустимо употребление слова -договОр и дОговор…..
Глава II . Организация и результаты эксперимента.
2.1. Проведение эксперимента
Уже начиная с первого класса, оценка знаний русского языка проходит в формате Всероссийских проверочных работ. Среди множества заданий, одним из первых является правильная постановка ударений.
С целью определения актуальности изучаемой тематики были проведены следующие методы исследования.
Анкетирование включало в себя письменный опрос школьников. В анкетировании приняли участие 30 учащихся 5 класса, в возрасте 11-12 лет.
Мотивация участия в исследование у школьников была высокая, поскольку данные вопросы заинтересовали школьников.
База исследования: МАОУ СОШ №8 г. Туймазы,5Гкласс.
Период исследования: сентябрь- октябрь 2019г
Анкетирование проводилось на уроке русского языка.
Мы решили проверить насколько хорошо учащиеся нашего класса владеют навыками правильно произношения. Для этого мы подготовили карточки со словами наиболее часто встречающимися в русской речи.
Детям были предложены карточки со словами, в которых необходимо было расставить ударения: свекла, щавель, торты, банты, сливовый, украинский, туфля, звонит, включит, баловать, красивее, столяр. (Приложение 1)
Результаты ответов учащихся сведены в таблицу и график (Приложение 2).
Это задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения. Все ребята допускали ошибки в ударении при работе со своей карточкой. Мы подсчитали общее количество ошибок и выявили:
щавель, украинский, туфля.
баловать, торты, столяр
Мы провели опрос учеников и выявили, что ребята говорят так, как привыкли дома, как говорят вокруг, а потом уже ,как слышат в СМИ.
Значит, первой причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.
Слово «свекла» в текстах дано с буквой е, а не ё, значит, вторая причина – влияние письменной речи, так как ученики привыкли, что слова с буквой ё всегда под ударением.
Таким образом, можно сделать вывод, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, речь некоторых дикторов радио и телевидения. Накладывает отпечаток и профессиональная деятельность родителей.
2.2 Создание обучающего материала.
Определив слова, в которых ребята совершали основные ошибки, нам необходимо в непринужденной и доступной форме помочь им усвоить правильную произносительную норму. Нами был создан тренажер и обучающий ролик для одноклассников, которые помогут быстро запомнить, как правильно ставить ударения в отдельных словах (Приложение)
На уроках русского языка в самом начале 5 минут уделялось работа с тренажером, содержащих слова, трудные для произношения. А в результате просмотра нашего ролика дети узнали простые правила постановки ударения в словах; стихи – запоминалки позволяли ребятам с помощью рифмы запоминать ударения в словах. В итоге ребята практически перестали делать ошибки и стали даже поправлять друг друга.
После того, как мои одноклассники ознакомились с нашей исследовательской работой они сделали вывод: роль ударения в речи велика, необходимо его изучать, и чаще работать со словарями.
Таким образом, наша гипотеза о том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио, телевидения и изменения в нормах языка подтвердилась.
Таким образом, пользуясь дополнительной литературой и справочниками, энциклопедиями и Интернет-ресурсами были выявлены ошибки, допускаемые при постановке ударения. Нами проанализировано множество литературы. Различные программы телевидения, в которых выявлены ошибки в постановке ударения. Проведен анализ собранной информации. Используя теоретический материал мы выявили основные причины неправильности постановки ударения, провели эксперимент, в ходе которого узнали слова , где наиболее часто допускаются ошибки детьми.
Далее подготовили практический материал: стихи- запоминалки, тренажер по русскому языку и ролик «Изучаем русский язык».
Работая над исследованием, мы убедились в том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .
Данная исследовательская работа позволила нам совершенно по – новому взглянуть не только на роль ударения в речи человека, но и его роль в целом в русском языке.
По окончании исследования, мы с ребятами провели работу над ошибками, выучили правильные ударения в словах при помощи собранных материалов. Пришли к выводу, что необходимо больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас. Надо убеждать людей относиться бережно к своему языку. Нарушение грамотности – разрушение языка.
Благодаря этой работе, я смогла поделиться с друзьями и одноклассниками своим исследованием. Мы считаем, что собранный материал можно будет использовать на уроках русского языка и на дополнительных занятиях, при подготовке внеклассных мероприятий.
Список использованных источников и литературы
1.Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.
2.Баранов М.Т и др. Русский язык . Справочные материалы. М.,1988
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1981.
4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М: Издательство Просвещение,2010.
6.Резниченко И. Л. Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение. – М: Издательство АСТ — Пресс, 2013г.
7.ЕГЭ Орфоэпические запоминалки (подготовка к заданию 4)
Карточки для постановки знаков ударения в словах
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Консультация «Звуковая культура речи. Орфоэпия»
Елена Черний
Консультация «Звуковая культура речи. Орфоэпия»
Семинар по звуковой культуре речи, раздел — орфоэпия.
Орфоэпия — это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии — науке о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos — прямой, правильный и epos — речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.
Орфоэпияохватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.
Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».
Будьте очень внимательны к знаку ударения в слове! Знак ударения –настоящий волшебник:взмахнет своей малюсенькой косой черточкой над словом и совсем изменит его значение:
Шутник он, невидимка – молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
… И сразу же исчез огромный ЗАМОК…
Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги…
Шли по морю ПИРОГИ,
Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ!
Есть в русском языке слова, которые не изменяются, если даже их очень попросить об этом. У таких слов нет никаких других форм,кроме начальной:
Правильно говорят так: играть на пианино; кататься на пони; выйти на улицу без пальто; дойти до метро; городское шоссе, мчаться по шоссе; сливочное эскимо, съесть сто эскимо; котлета с картофельным пюре, сливочное пюре; черный кофе.
Правильно произносите все формы слова! Например, есть такое славное слово ХОТЕТЬ.Эту начальную форму слова любой произнесет правильно: ХОТЕТЬ. Трудности возникают, когда начинают изменять слово. Вот тогда можно услышать «Мы ХОЧЕМ погулять»,вместо: «Мы ХОТИМ погулять». Или «Коля не ХОТИТ лимонада»,вместо: «Коля не ХОЧЕТ лимонада».
Другие формы этого глагола: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят
У маленьких скворчат
Глазки круглые блестят,
Открывают рты скворчата:
Видно, есть они ХОТЯТ.
Поглядите, вот кондитер!
Испечет он, что ХОТИТЕ.
Вызывает затруднение постановка ударения в словах типа: ЗВОНИТЕ, ЗВОНЮ, ЗВОНИШЬ, ЗВОНИТ, ЗВОНИМ, ЗВОНЯТ. «Звонит телефон», «Звонят колокола».
Другие примеры слов:
Арбуз, арбуза, арбузы, арбузов
Брать, брал, брала, брали
Начать, начал, начали, начала, начался
Понять, поняли, поняла
Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям.
В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].
Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А]. Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.
В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С.Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф’], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. (Знак ‘ обозначает мягкость согласного).
В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж].Например: уезжаю — уежьжьяю, приезжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ)перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.
Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ’]: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.
В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.
Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах.Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвижение, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.
В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З]смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».
В словах обыкновенный, величественный, особеННый и других произносятся два «Н».
Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо —СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В]произносится мягко: естественный — есьтественный, величественный — величесьтьвенный.
Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.
Но для того чтобы овладеть правильным произношением, недостаточно только выучить правила орфоэпии, необходимо развивать способность слышать особенности произношения звуков и слов как у других людей, так и у себя, добиваться правильного произношения под контролем слуха.
У воспитателя должна быть хорошая дикция, т. е. ясное и отчетливое произношение звуков и слов. Орфоэпия и дикция — разные вещи. Можно орфоэпически правильно говорить, но очень неотчетливо, невнятно, так что такая речь трудно воспринимается. В другом случае речь может звучать отчетливо, но слова произносятся неправильно.
Различаются два стиля произношения (в фонетическом отношении): разговорный стиль (быстрое, неряшливое произношение слов с пропуском звуков и слогов: скока вместо сколько, грит вместо говорит и т. п.) и полный стиль, отличающийся ясностью и отчетливостью звучания слов.
Разговорный стиль произношения характерен для повседневной бытовой речи, но говорящие часто не замечают, что слова искажаются.
Полный стиль произношения звучит в повседневной речи в тех случаях, когда говорящий хочет подчеркнуть свою мысль,например: «Повторяю». Полным стилем говорят актеры в театре, дикторы, ораторы. Мы воспринимаем у них каждое слово, хотя бы они говорили и очень тихо, даже шепотом.
Воспитатель детского сада должен выработать у себя хорошую дикцию и говорить с детьми полным стилем.Это важно из педагогических соображений: дети будут слышать в речи воспитателя правильное полное звучание слова и, следовательно, быстрее поймут и содержание того, что говорится; кроме того, это поможет им значительно быстрее усвоить чистое произношение. Владеть полным стилем произношения важно и с точки зрения эстетики речи. Надо учиться орфоэпически правильному произношению на лучших образцах, слушать в театре или по радио, как говорят мастера русской речи, артисты Малого и Художественного театров.
Для достижения хорошей дикции рекомендуются ежедневные упражнения в чтении вслух (10—12 минут). Читать нужно медленно, достаточно громко, так, чтобы согласные звучали чеканно, упруго, а ударные гласные полноценно, ясно. Во время чтения надо чувствовать работу мышц органов речи (языка, губ); артикуляция звуков должна быть отчетливой, но естественной.
Для чтения можно взять любой текст. Полезно упражняться в чтении скороговорок и слов, представляющих трудность для произношения из-за скопления согласных, из-за повторения одинаковых или близких по звуковому составу слогов.
Эти слова надо читать подряд, следя за тем, чтобы не пропадали звуки и слоги, особенно звуки в и ф. Нельзя читать с напряжением голоса, сопровождая свою речь лишними движениями головы, излишней мимикой.
И во время упражнений и на работе нужно соблюдать правила гигиены горла,голоса: не говорить слишком громко, не кричать не раздражать горла резким и частым откашливанием, в зимние дни на воздухе не петь, не говорить скороговоркой, дышать через нос.
Годовой план работы логопункта. Годовой план работы логопункта детского сада № 69 ОАО «АВИСМА» на 2012-1013 учебный год. учитель-логопед Глотова Н. Г. Раздел работы:.
Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.
🎥 Видео
Понятие и предмет культуры речи.Три аспекта культуры речиСкачать
Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать
А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать
6 класс - Русский язык - Ударение в сложных словах. Виды речевых ошибокСкачать
Культура Речи. УДАРЕНИЕ в именах прилагательныхСкачать
Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Ударения. "Русский по-взрослому" с Анной Валл.Скачать
📚 Ударение в именах существительных. Культура Речи 📚Скачать
Почему русское ударение такое сложное?Скачать
Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Как сделать речь интереснее. Логические ударенияСкачать
Секреты Грамотной РечиСкачать
Русский язык. Как говорить правильно. Культура речи. ВидеоурокСкачать