Ударение формообразующее и словообразовательное

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Роль ударения в формообразовании и словообразовании

Большую, хотя и вспомогательную, роль в образовании слов и их форм играет ударение (см. § 60). В некоторых случаях родственные слова отличаются друг от друга ударением и связанными с местом ударения особенностями произношения гласных звуков (§ 74), например: вйрхом — верхум, бйгом — бегум, кргом — кругум. То же самое наблюдается и при образовании некоторых форм слов, например: нуги, гуловы — именительный падеж множественного числа; ног, голов — родительный падеж единственного числа.

Видео:Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Основы слов

Если в какой-нибудь форме слова мы отбросим окончание, то получим основу этой формы: рук-а (основа рук-), вин-тов-к-а (основа винтовк-). Если в слове есть формообразующий суффикс, то основой является часть слова без этого суффикса: у глаголов прошедшего времени (чита-л) и у прилагательных сравнительной степени (умн-ее, шир-е).

Одно и то же слово в разных формах может иметь разные основы: изуча-л (основа изуча-), изучаю (основа изучаj-). Ср.: осты-ть и остын-у; умере-ть, умр-у и умер и т. п.

Если у слова есть окончание, суффиксы стоят между корнем и окончанием; чит-а-ешь (суффикс а + j), при отсутствии окончания суффикс может оказаться на конце слова: сказа-в (суффикс —в).

В русском языке имеется глагольный суффикс -ся (-сь), своеобразие которого заключается в том, что он располагается после окончания: нес-ёт-ся (окончание -ёт), бер-у-сь (окончание -у).

Основа может состоять из одного корня: вод-а (основа вод-), нес-ти (основа нес-), бел-ый (основа бел-). Такая основа называется непроизводной или простой. Кроме корня, основа может включать в свой состав суффиксы и приставки: вод-иц-а (основа вод-иц-), бел-оват-ый (основа бел-оват-), при-нес-л-а (основа при-нес-). Такая основа называется производной.

Производящие основы выделяют по соотношению с производными. Каждой производной основе соответствует основа производящая. Производящей называют основу, которая используется при образовании производной. Значение производящей основы мотивирует значение производной, а форма служит базой для построения производной. Обычно производная основа включает в свой состав производящую и какое-либо словообразовательное средство. Сравни:

Производящая основа Производная основа

тигр тигрёнок

паровоз паровозик

писатель писательница

говорить заговорить

Как видно из примеров, сами производящие основы могут быть как непроизводными (тигр, говорить), так и производными (пар-о-воз, писа-тель).

Упражнение 92. Выпишите формы одного и того же слова. Выделите корни.

  • 1) Чернели, чернота, чернеют, черника, чернее, чернела; 2) белый, побелка, белая, белила, белизна, белое, забелить, побелеть; 3) гора, пригорок, гористый, горный, предгорье, горы.
  • 93. Произведите морфемный анализ слов и объясните (устно) на основании значения корня, почему данные предметы и действия так названы.

Образец. 0-пён-ок — гриб; опёнки растут кучками около пней.

Черника, рыжик, рябчик, рогатка, напёрсток, перина, покрывало, мыло, рукавица, плетень, подосиновик, огород, мороженое, замаскироваться, пугало, словарь, голубика.

Видео:Суффиксы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Суффиксы: словообразовательные и формообразовательные

Ударение

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные — безударные. Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

Видео:Словообразовательный разбор – что это такое и как правильно его делать – объясняю на примерахСкачать

Словообразовательный разбор – что это такое и как правильно его делать – объясняю на примерах

Фонетическая природа ударения

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных, большей длительностью, силой и тембром — особым качеством входящих в него звуков.

Сила г л а с н о г о проявляется в его г р о м к о с т и. Так, в словоформах пилау пилы, пилу, пили или в словах трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. По экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безошибочно узнаём ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести слово громче или тише. Но у гласных звуков есть собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Узкие гласные (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] — ниже этого порога. В слове пали звук [а] громче [и], но как ударный воспринимается [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] — ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым качеством — т е м б р о м. Например, в предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [а] после мягкого согласного в слове взял [вз’ал] обычно бывают под ударением и нехарактерны для безударных слогов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.

Ударность/безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Место ударения в слове

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различают:

  • 1) разные слова во всех их формах: замок, замка, замку и замок, замка, замку и т.п.; парить, парю и парить, парю и т.п.; мука, муки и мука, муки и т.п.;
  • 2) некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (дее- прич.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу и т.д.;
  • 3) разные формы одного слова: волос и волос, ноги и ноги, ходите и ходите и т.д.

Местом ударения различаются варианты слов:

  • 1) общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, искра и искра, компас и компас, шасси и шасси;
  • 2) литературный и диалектный: вьюга и вьега, дикий и дикой, крапива и крапива, холодно и холодно;
  • 3) литературный и просторечный: квартал и квартал, километр и километр, красивее и красивее, магазин и магазин’,
  • 4) нейтральный и разговорный: звонишь и звонишь, занята и занята, повторишь и повторишь, приговор и приговор;
  • 5) литературный и народнопоэтический: девица и девица, серебро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый;
  • 6) современный и устарелый: библиотека и библиотека, кладбище и кладбище, музыка и музыка, служащий и служащий;
  • 7) дублеты, когда разница в месте ударения не значима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кружится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают, делал, делала, делало, делали; (ед. ч.) книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, (мн. ч.) книги, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 96 процентов) имеет неподвижное ударение.

Такое ударение может стоять на основе (на приставке: пригороду вымыть; на корне: карта, красный; на суффиксе: волчонок, дубовый) или на окончании (статья, молодой, нести).

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево — деревья, колос — колосья, озероозёра, бороться — борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: сниму, снимешь, снимет, снимем, снимете, снимут, сняла, сняло, сняли; (ед. ч.) рука, рукй, руке, руку, рукой, о руке, (мн. ч.) руки, рукам, руками, о руках.

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: рукав, мороз, сторон, велик, помог. Бывают и неслоговые основы: зло, льва, сна, три. Ударение на основе или окончании здесь может быть вынужденным, оно не принимается в расчет при определении схемы ударения в слове.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании. Так, ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящем слове: книга — книжка, медведь — медведица, богатый — богач, берёза — берёзовый, голосовать — голосование, обледенеть — обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение в производящих и производных словах падает на разные морфемы: звезда — звёздочка, глухой — глухость, избавить — избавление. Это словообразовательное подвижное ударение.

Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Ударение формообразующее и словообразовательное

Ударение формообразующее и словообразовательное Ударение формообразующее и словообразовательное

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.

🔍 Видео

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой Лариной

Тема 5. Морфемы как значимые части слова. Словообразовательные и формообразовательные морфемыСкачать

Тема 5. Морфемы как значимые части слова. Словообразовательные и формообразовательные морфемы

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)

Слог, ударение и перенос слов | Русский язык 2 класс #6 | ИнфоурокСкачать

Слог, ударение и перенос слов | Русский язык 2 класс #6 | Инфоурок

Окончания и суффиксы глаголов. Cуффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксыСкачать

Окончания и суффиксы глаголов. Cуффиксы ТЬ и ТИ.  Формообразующие и словообразующие суффиксы

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Русский язык 1 класс. Ударение. ВидеоурокиСкачать

Русский язык 1 класс. Ударение. Видеоуроки

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)Скачать

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)
Поделиться или сохранить к себе: