Видео:Эмпатия и сочувствие. РУССКАЯ ОЗВУЧКАСкачать
Ударение в слове «эмпатия»
эмпа́ти́я
В этом слове допускается ставить ударение на разные слоги.
Тест для самопроверки:
В слове «иксы» 71% людей ставят ударение верно.
Ударение в слове «эмпатия» и комментарии к нему приведены согласно данным русского орфографического словаря Российской академии наук под редакцией В.В. Лопатина, нового толково-словообразовательного словаря русского языка автора Т.Ф. Ефремовой, русского словесного ударения автора М.В. Зарвы, большого толкового словаря правильной русской речи автора Л.И. Скворцова.
Видео:Нарушения эмпатии и проблемы ее регуляции — Татьяна КарягинаСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 4
Вопрос № 288177 |
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильное ударение в слове эмпат ия. Словарь ударений указывает эмпат Ия, википедия — эмпАт ия. Да и здравый смысл проводит параллель с симпатией. Как правильно и почему?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 251266 |
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, значение слова » эмпат ический». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Это прилагательное соотносится по значению со словом эмпат ия.
Эмпат ия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.
Вопрос № 239327 |
Ответ справочной службы русского языка
Эмпат ия (от греч. empatheia сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Вопрос № 201543 |
Будьте любезны, помогите! Как правильно пишется слово: «импатия» или » эмпат ия». И, если возможно, как переводится? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _ эмпат ия_. Это способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Видео:Что такое эмпатия? Как отличить псевдо эмпатию от эмпатии?Скачать
ЭМПАТИЯ
Смотреть что такое ЭМПАТИЯ в других словарях:
ЭМПАТИЯ
эмпатия чуткость Словарь русских синонимов. эмпатия сущ., кол-во синонимов: 4 • вчувствование (3) • отзывчивость (26) • сопереживание (1) • чуткость (21) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: вчувствование, отзывчивость, сопереживание, чуткость. смотреть
ЭМПАТИЯ
проникновение, вчувствование в переживания др. человека или группы людей, осознание и понимание специфических особенностей его (их) эмоционального состояния. Выделяются разл. подходы к пониманию Э. в психологии: 1) Э. как психич. процесс; 2) Э. как психич. реакция в ответ на действующий стимул; 3) Э. как особое свойство личности. Термин «Э.» был введен в психологию Э. Титченером и стал активно использоваться в нач. XX в. Науч. представления об Э. основаны на филос. теориях вчувствования как интуитивной познавательной направленности на объект (Э. Клиффорд, Т. Липпс), этических учениях о симпатии как свойстве человеческой души, позволяющем регулировать взаимоотношения в обществе (Г. Спенсер, М. Шелер, А. Шопенгауэр и др.). Многие психоаналитики понимают Э. как разновидность контрпереноса: К. Ясперс делит его на рациональное и психол. (эмпатическое). Эмпатическое понимание, по его мнению, позволяет понять др. человека, почувствовать то, что чувствует он, и попасть тем самым собственно в контекст психологии Э. считается осн. инструментом понимающей психологии и психотерапии. Подробно явления Э. описано в экзистенциально-гуманистической психологии: К. Роджерс понимает Э. как многосторонний и многогранный процесс, предполагающий вхождение в личностный мир др. человека и нахождение в нем «как дома»; повышенную чувствительность к эмоциональным переживаниям другого, временную жизнь его жизнью, частое обращение к нему для проверки собственных впечатлений, внимательное прислушивание к получаемым ответам и пр. Рассмотрение Э. в кач. процесса предполагает выделение его стадий или фаз. В. Айкес и Г. Баррет-Леннард разделяют процесс Э. на 3 этапа: 1) этап эмпатического понимания, предполагающий восприятие и осмысление чувств партнера, эмоциональный резонанс; 2) этап сообщения или экспрессивного выражения суждений о переживаниях партнера в непосредственном О.; 3) этап эмпатической коммуникации, в течение к-рого эмпатическое понимание проверяется и корректируется в режиме межличностного диалога. А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова выделяют 2 фазы в эмпатическом процессе: а) фаза восприятия объекта Э. и получения необходимой информации о его переживаниях (их качестве, содержании, знаке); б) фаза соотнесения полученной информации с ценностно-потребностной сферой самого субъекта Э. и построения модели латентной или открытой деятельности. В совр. социальной психологии преим. реализуется интегративный подход к Э. как сложному социальнопсихол. феномену. Ю. А. Менджерицкая рассматривает Э. как трехкомпонентное социально-психол. свойство личности, включающее след. способности: 1) способность к эмоциональному реагированию и отклику на переживания др. человека; 2) к пониманию и распознаванию состояния партнера по О., мысленному перемещению в его мысли, чувства или действия; 3) к выбору и использованию адекватных способов и приемов вербального и невербального взаимодействия, проявляющихся в альтруистическом, содействующем поведении по отношению к др. субъекту. Выделены параметры Э., характеризующие степень незатрудненности процесса О.: степень соответствия знака переживаний; уровень точности опознания эмоционального состояния по выразительному поведению; степень ограниченности модальностью, знаком эмоционального состояния партнера; адекватность выражения своего эмоционального состояния, возникающего в ответ на переживания другого; интенсивность. В кач. показателей проявления интегральных характеристик Э. в ситуации затрудненного О. рассматриваются инверсия, точность, устойчивость, ограниченность Э. Являясь социально-психол. свойством личности, Э. формируется в процессе социализации. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие способности личности, — особенности воспитания, индивидуальный опыт О., особенности межличностных отношений. Э. опирается не только на систему отношений субъектов О., но и на их мотивационную систему, систему ценностных ориентаций. Психологами установлено, что опр. сходство в эмоциональных и поведенческих реакциях субъектов О. облегчает проявление Э. Среди функций Э. в межличностном О. выделяют способствование адекватному пониманию партнерами друг друга; регуляцию взаимодействия; обеспечение выбора способов поведения, соответствующих актуальному эмоциональному состоянию субъектов; сдерживание собственных агрессивных проявлений; способствование взаимному самораскрытию; защита от интенсивных переживаний или негативного отношения партнера; обогащение эмоционального опыта; восстановление и поддержание собственного психол. здоровья и др. Выделяют разл. виды и формы Э. К формам Э. относятся сопереживание (предполагает непосредственное отождествление с др. субъектом, переживание аналогичных эмоциональных состояний) и сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств партнера). Данные формы Э. дифференцируются на основе выраженности рефлексии и идентификации с др. человеком. Различают когнитивную (рациональную), эмоциональную (аффективную) и интуитивную (предикативную) Э. Рациональная Э. основана на мыслительных процессах: аналогии, сравнении и др.; она предполагает активную переработку информации о партнере, реализуется через сопричастность и внимание к нему. Эмоциональная Э. включает отражение как позитивного, так и негативного состояния др. человека, реализуется с помощью эмоционального опыта, задействует механизмы проекции и идентификации. Интуитивная Э. предполагает интуитивность как средство отражения др. человека; она способствует переработке информации о партнере по О. на бессознательном уровне, помогает предсказать его аффективные реакции. Выделяют и поведенческую Э., характеризующуюся доминированием волевого аспекта, предполагающую побуждение объекта Э. к каким-либо действиям, ожидание от партнера ответной эмпатийной реакции. На основании генезиса Э. отличают глобальную Э. (проявляющуюся, напр., в способности заплакать при виде плачущего человека), эгоцентрическую Э. (в к-рой реализуется осознание своего Я и отделение чувств др. человека от собственных) (М. Л. Хофман), просоциальную Э. (способность воспринимать переживания партнера с т. зр. его позиции) (Т. П. Гаврилова). Д. А. Хьюстон рассматривает личностную Э. (характеризующуюся глобальной эмпатической установкой субъекта) и ситуативную Э. (возникающую в конкретной ситуации и определяющуюся наличием сходства эмоционального опыта партнеров по О.). Отдельно выделяют этнич. Э. как способность сопереживать людям с однотипными психич. особенностями, сходными национ. чертами характера. Представители клиент-центрированного подхода в психотерапии ввели термин «точной Э», к-рая, по их мнению, предполагает способность не только понимать актуальные переживания партнера по О., но и передавать их вербально ясным и понятным для него языком. Совр. психологи говорят об эмпатийной личности, к-рая отличается гибкостью в О., способностью к позитивному мышлению, развитой способностью к децентрации, выраженностью альтруистических и демократических тенденций во взаимодействии с партнером. Эмпатические способности личности могут быть развиты в процессе специально ориентированного тренинга. Э. является профессионально важным качеством для специалистов помогающих профессий, в т. ч. психологов, психотерапевтов, педагогов, медицинских и социальных работников. Согласно К. Роджерсу, Э. психотерапевта во многом способствует конструктивным изменениям личности клиента. Методы, применяющиеся для диагностики Э. в психологии, характеризуется большим разнообразием. К ним относится наблюдение, анализ экспрессивных и психофизиол. проявлений субъектов О., самоотчеты и самоописания, специально разработанные вербальные опросники (напр., методика диагностики эмпатийных тенденций личности А. Мехрабиана и Н. Эпштейна (A. Mehrabian, N. Epstein) и тесты (напр., методика диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения В. А. Лабунской и др.). Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д, 1999; Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 1998; Она же. Эмпатия в межличностном общении // Психология личности. Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М., 2007; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Е. В. Зинченко, И. М. Юсупов . смотреть
ЭМПАТИЯ
ЭМПАТИЯ (от. греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) — способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воо. смотреть
ЭМПАТИЯ
ЭМПАТИЯ. Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Термин «Э.» появился . смотреть
ЭМПАТИЯ
Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Термин «Э.» появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э.включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт—пациент». Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и Э. («я — с вами»). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э. Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием «точной Э.», которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. «Точная Э.» включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения). Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии. смотреть
ЭМПАТИЯ
Термин происходит от греческого «empatheia» — «сопереживание». Эмпатия -способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения. В данном смысле термин веден американским психологом Эдвардом Чейзом Титченером / Е. Titchner [ 1867-1927] в начале XX века по аналогии с термином «симпатия». Характерно, что Карл Роджерс / К. Rodgers 1939 считал, что успех психологического консультирования больше связан со способностью специалиста к эмпатии, чем с интеллектуальными и диагностическими способностями этого специалиста, поскольку, с позиции Клиента «. когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности». В различных эвристических методах, преимущественно разработанных во второй половине XX века, оговаривают возможности эмпатии и по отношению к совершенствуемой (изобретатемой) вещи, например, товару и/или услуге. ПРИМЕР. «Самое многозначное слово в песнях Высоцкого — «я»: «Я сам с Ростова, я вообще подкидыш. », «Я был слесарь шестого разряда. », «Я несла свою беду. », «Я -самый непьющий из всех мужиков. », «Сто сарацинов я убил во славу ей. », «Я — Баба Яга, вот и вся недолга. », «Я в деле, и со мною нож. ». Кого тут только нет — люди каменного века и наши современники, мужчины и женщины, существа реальные и мнимые, звери и птицы. Даже неодушевленные предметы — микрофон или самолет, к примеру, и те обретают собственное «я». Творчество Высоцкого — непрерывный процесс перевоплощения, проживания чужих жизней, переживания чужих точек зрения. Поэтическое поведение Высоцкого в каждой из ролей настолько естественно, что молва долгое время «вычитывала» из песен фантастически-легендарную биографию автора. Уже в 1970 году Высоцкому приходилось спорить с мифами о себе, пародировать легенды и слухи: А с которым сидел в Магадане, Мой дружок по гражданской войне. Вот что он говорил по этому поводу уже вполне серьезно: «Меня очень часто спрашивают в письмах, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не сидел ли. Это все происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю «я», и это вводит некоторых людей в заблуждение. Там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о предмете, о котором я говорю с людьми. Это я не где-то вычитал, а сам так об этом думаю. Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «я»». И еще, из другого выступления: «Мне проще влезать в шкуру других людей и из нее уже разговаривать»». Новиков В.И., Высоцкий, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 226-227. . смотреть
ЭМПАТИЯ
(греч. «сильное возбуждение, печаль») – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания, способность к непроизвольному переживанию тех же эмоций, которые индивид наблюдает у собеседника в процессе общения; способность проникновения во внутренний мир другого человека и познания его душевного состояния. Эмпатия может быть переживанием тех же чувств или сочувствием – когда субъект испытывает положительную, но другую эмоцию. При эмпатии не всегда бывает желание помочь партнеру по общению. Может быть обусловлена соответствующим жизненным опытом, добротой, чуткостью, чувствительностью. Типичная реакция – доверие, расположенность. В системе экзистенциализма понимание другого человека – это переживание его как свою собственную возможность. Эмпатия может выражаться в произнесении этикетных формул утешения (бывает и хуже, все обойдется), в формулах согласия (Все понятно, Кому вы это говорите?!) и др. Ср. ситуацию в рассказе Дж. Лондона «За тех, кто в пути». Ср.: И случается, так вдруг иногда горячо прочувствую чужую радость или чужую скорбь, или бессмертную красоту какого-нибудь поступка, что хожу вот так, один…и плачу, – страстно, жарко плачу (А. Куприн, Поединок). Те, кто страдает, похожи на меня, значит я жалею себя – вот и все (Дж. Голсуорси, Поражение). Ласки мужчин, самая искренняя их страсть не задевали моей души… Не разделяя их любви, я им сочувствовала и даже страдала за них – ведь это так напоминало мне мою собственную судьбу (С. Цвейг, Письмо незнакомки). На минуту Лео почувствовал жалость к этому человеку и стал убеждать себя, что не может поступить с другим так, как поступили с ним, – не может отнять у человека дело и выбросить его на улицу, да еще в такое тяжелое время. Но эти чувства очень быстро заглохли, и он тут же подумал, что в конце концов капитал банкира останется цел (А. Уолферт, Банда Тэккера). Ср.: Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был (Гельвеций, Об уме). Кто был в нужде, скорей поймет другого (С. Маршак, Кошкин дом). Ср.: Женщины в силу какого-то особого склада их ума видят в человеке талантливом только его недостатки, а в дураке – только его достоинства; они питают к ним большую симпатию, ибо достоинства дурака льстят их собственным недостаткам, тогда как счастье, которое им дает человек одаренный, стоящий выше их, не возмещает им их несовершенства (О. Бальзак, Шагреневая кожа). Ср. идентификация, альтруизм взаимный. смотреть
ЭМПАТИЯ
(от греч. empathеia — сопереживание) — понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств. (Успе. смотреть
ЭМПАТИЯ
(греч. empatheia — сопереживание) — способ понимания эмоциональных состояний др. людей, в т. ч. при восприятии объектов и явлений природного мира и произв. иск-ва, посредством вчувствования и сопереживания. Понятие «Э.» введено в 1909 г. амер. психологом Э. Титченером, обобщившим в нем близкие по содержанию идеи философских и этических концепций симпатии и сострадания [Юм, А. Смит, Шопенгауэр и др.) с концепциями вчувствования Р. Фишера, Г. Лотце, Липпса и др. (Вчувствования теории). Способность к вчуветвованию понималась при этом либо как особое внутреннее переживание, возникающее при созерцании форм внешнего мира (Р. Фишер), либо как «способ переноса страстей из одной груди в другую» (Бёрк). либо как эстетическое чувство ценности, возникающее при «непосредственном переживании себя самого в чувственном предмете» (Липпс). Данные совр. психологии позволяют выделить в качестве объективной основы эм-патической реакции процесс моторно-кинестетической идентификации — неосознаваемого уподобления мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с мото-рикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознаваемого и неполного воспроизведения одним человеком выразительных мимических и кинестетических движений др., так и более сложной предметно-опосредствованной (напр., через произв. иск-ва) эмоциональной связи. Во втором случае аффекты проецируются в произв. иск-ва его создателем в объек-. тивированных формах (оттенок слова, экспрессия мазка, л-инии, настроение цветовой гаммы, выразительность формы, звуковысотного сочетания и т. п.) и могут вызывать аналогичные эмоциональные состояния у субъектов восприятия (реципиентов). Неосознавае-мость механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества и глубины этого переживания преимущественно от индивидуального жизненного опыта субъекта восприятия. Эмпатические реакции человека могут выполнять функции; а) получения эстетического наслаждения при восприятии в результате постижения им общности между собой и объектом восприятия, переживания исходящего от него настроения; б) самопознания в результате объективации своего «Я» в предмете восприятия. Кроме того, эти реакции могут выступать основой альтруистического поведения за счет соучастия субъекта в эмоциональных переживаниях др. людей. смотреть
ЭМПАТИЯ
– глубинное понимание одним человеком другого, такое восприятие и постижение его психического состояния, благодаря которым осуществляется сопричастность с его внутренним миром. В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению. При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г. Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии. смотреть
ЭМПАТИЯ
(греч. en-в, внутри + pathos — страдание, болезнь), ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Имеет весьм. смотреть
ЭМПАТИЯ
(от англ. empathy вчувствование) понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни. Дильтей рассматривал способность к Э. как условие возможности понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из *живого целого человеческой души*, поэтому и их понимание, по Дильтею, это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе Э. Трактовка понимания как Э. подверглась критике за психологизм и не получила дальнейшего развития в философской герменевтике. Феномен Э. в трансцендентальном плане затрагивался Гуссерлем при анализе проблемы интерсубъективности. Вчувствование предстает здесь как момент в конституировании *другого Я*, как завершающая стадия симпатии (сознания в модусе согласия с другим), результирующаяся в переживании: чувствовать себя как бы другим, как бы жить в другом. Возможность Э. предполагается также в некоторых решениях проблемы *других сознаний*. В гуманистической психологии амер. психолога К. Роджерса Э. является основным методом *центрированной на клиенте* психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Э. как способ такого общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открытым позитивному опыту. смотреть
ЭМПАТИЯ
(англ. empathy, от греч. em-pates — взволнованный, возбужденный) — идентификация говорящего с участником или объектом сообщаемого события, изложение чего-либо с нек-рой точки зрения. Термин возник в функциональном синтаксисе (в работах амер. ученых в 70-х гг. 20 в.). Э. может варьироваться от объективного изложения события (нуля) до абсолютного совпадения точек зрения гово- 592 ЭЛЛИПСИС рящего и участника излагаемой ситуации; напр., высказывание John asked Mary — ‘Джон спросил Мэри’ —объективно; John asked his wife ‘Джон спросил свою жеиу’ — идентификация с Джоном, Mary’s husband asked her ‘Муж Мэри спросил ее’ — с Мэри. В высказывании обычно бывает один фокус Э., поэтому недопустимы (в англ. яз.) фразы типа *Then Mary’s husband asked his wife ‘Тогда муж Мэри спросил свою жену’ (два фокуса). С проявлением Э. связывается пассивизация (идентификация с пациенсом, но не с агенсом), рефлексивнзация (добавление возвратной частицы или возвратного местоимения) и порядок слов. Идея Э. соотносится с общими понятиями коммуникативного синтаксиса и диахронической типологии. Существуют ряды иерархии Э.: говорящий — слушающий — третье лицо; человек — живое существо — предмет; тема беседы—новый (неанафорич.) объект. Языки различаются по степени обязат. выраженности Э.; так, япон. яз. требует непременного принятия в любом высказывании нек-рой точки зрения. # К u n о S., Subject, Theme and the Speaker’s empathy — a reexamination of relativization phenomena, в кв.: Subject and Topic. N. Y.- S. F.- L.. 1976; Y о k о yarn a О. Т., К 1 e n i n E.. The semantics of «optional» rules: Russian personal and reflexive possessives, в кн.: Sound, Sign and Meaning. Ann Arbor, 1976; К u n о S., Kaburaki E., Empathy and syntax, «Linguistic Inquiry», 1977, v. 8, N« 4. Т. М. Николаева. смотреть
ЭМПАТИЯ
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание).1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. — необх. смотреть
🔍 Видео
БЫТЬ ЭМПАТОМ: синдром спасателя, высокочувствительный человек. Защити себя от боли!Скачать
Как понять, что вы эмпат? [Psych2go на русском]Скачать
Что такое эмпатия и зачем ее развивать?Скачать
ЭМПАТИЯ – об эмпатичных типах личности, эмпатичных народах и проблемах с проявлением эмпатииСкачать
Эмпатия - хорошо это или плохо? А.В. КурпатовСкачать
Понятие эмпатии — Татьяна КарягинаСкачать
Эмпатия это не всегда про эмоцииСкачать
ЭМПАТИЯ - что это простыми словами? Психология личностиСкачать
Темный эмпат | Понимающий вас психопатСкачать
Почему лидеры теряют эмпатию?Скачать
Эмпатия / Что я знаюСкачать
ЭМПАТИЯ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИСкачать
Эмпатия в действии | Евгения Черкашина | TEDxVolhonkaStСкачать
Эмпатия НарциссаСкачать
ГЕНИЙ ЭМПАТИИ: как правильно слушать и понимать людейСкачать
РАЗГОВОР С ПСИХОЛОГОМ: Что такое эмпатия? Как и зачем развивать эмпатию? Проблемы от эмпатии.Скачать
Эмпатия - что это простыми словами? Как развить?Скачать