Ударение его фонетическая природа

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Фонетическая природа русского словесного ударения

Словесное ударение — это физическое выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков и характеризуется как количественное, силовое или динамическое.

Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, или ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром. Ударность / безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным, или разноместным.

Особенностью русского словесного ударения является его подвижность — возможность перемещения ударения с одного слога на другой при изменении слова, например: белый — бела — белёе. При этом следует помнить, что в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением: звонеть — звонел; торт — торты — торта .

Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а два или три ударения — одно основное, другие — побочные. Побочные ударения чаще всего выделяют первый слог, а основное падает на другие слоги. Побочное ударение имеют сложные слова из двух основ (древнерусский), многие сложносокращённые слова (стрдйматериалы), слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супе (дкололитературный, суперобложка). В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ, возможно 3 ударения (аэрофдтосъемка

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочного ударения не наблюдается хлебозавод, достоверный

    Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

    Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

    Ударение

    Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные — безударные. Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

    Видео:Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)Скачать

    Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)

    Фонетическая природа ударения

    Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных, большей длительностью, силой и тембром — особым качеством входящих в него звуков.

    Сила г л а с н о г о проявляется в его г р о м к о с т и. Так, в словоформах пилау пилы, пилу, пили или в словах трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. По экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безошибочно узнаём ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

    Мы можем произнести слово громче или тише. Но у гласных звуков есть собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Узкие гласные (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] — ниже этого порога. В слове пали звук [а] громче [и], но как ударный воспринимается [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] — ниже.

    Ударные гласные характеризуются и особым качеством — т е м б р о м. Например, в предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [а] после мягкого согласного в слове взял [вз’ал] обычно бывают под ударением и нехарактерны для безударных слогов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.

    Ударность/безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

    Видео:Введение в языкознание. Фонетика. УдарениеСкачать

    Введение в языкознание.  Фонетика.  Ударение

    Место ударения в слове

    В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

    Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различают:

    • 1) разные слова во всех их формах: замок, замка, замку и замок, замка, замку и т.п.; парить, парю и парить, парю и т.п.; мука, муки и мука, муки и т.п.;
    • 2) некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (дее- прич.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу и т.д.;
    • 3) разные формы одного слова: волос и волос, ноги и ноги, ходите и ходите и т.д.

    Местом ударения различаются варианты слов:

    • 1) общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, искра и искра, компас и компас, шасси и шасси;
    • 2) литературный и диалектный: вьюга и вьега, дикий и дикой, крапива и крапива, холодно и холодно;
    • 3) литературный и просторечный: квартал и квартал, километр и километр, красивее и красивее, магазин и магазин’,
    • 4) нейтральный и разговорный: звонишь и звонишь, занята и занята, повторишь и повторишь, приговор и приговор;
    • 5) литературный и народнопоэтический: девица и девица, серебро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый;
    • 6) современный и устарелый: библиотека и библиотека, кладбище и кладбище, музыка и музыка, служащий и служащий;
    • 7) дублеты, когда разница в месте ударения не значима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кружится и кружится.

    При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают, делал, делала, делало, делали; (ед. ч.) книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, (мн. ч.) книги, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 96 процентов) имеет неподвижное ударение.

    Такое ударение может стоять на основе (на приставке: пригороду вымыть; на корне: карта, красный; на суффиксе: волчонок, дубовый) или на окончании (статья, молодой, нести).

    В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево — деревья, колос — колосья, озероозёра, бороться — борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: сниму, снимешь, снимет, снимем, снимете, снимут, сняла, сняло, сняли; (ед. ч.) рука, рукй, руке, руку, рукой, о руке, (мн. ч.) руки, рукам, руками, о руках.

    В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: рукав, мороз, сторон, велик, помог. Бывают и неслоговые основы: зло, льва, сна, три. Ударение на основе или окончании здесь может быть вынужденным, оно не принимается в расчет при определении схемы ударения в слове.

    При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании. Так, ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящем слове: книга — книжка, медведь — медведица, богатый — богач, берёза — берёзовый, голосовать — голосование, обледенеть — обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

    В других случаях ударение в производящих и производных словах падает на разные морфемы: звезда — звёздочка, глухой — глухость, избавить — избавление. Это словообразовательное подвижное ударение.

    Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

    Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

    Фонетическая природа русского словесного ударения

    Позиция в слоге под ударением — сильная для гласных фонем, которые, имея здесь по четыре модификации, не смешиваются друг с другом, сохраняют различительные признаки. Слабыми позициями для гласных фонем является употребление их в различных безударных слогах. Здесь выступает меньшее, чем в сильной позиции, число гласных звуков, на месте определенных фонем произносятся одинаковые звуки, когда члены отдельных оппозиций перестают различаться, нейтрализуются. Так, фонемы , противопоставленные в сильной позиции по всем трем дифференциальным признакам — ряду и степени подъема языка, наличию-отсутствию огубления, — не различаются в безударных слогах, их различительные признаки нейтрализуются.

    Свойства словесного ударения первоначально целесообразно рассмотреть на материале отдельных слов, когда в учебном стиле произношения слово реализуется как однословная фраза. Произнесение отдельных слов при объяснении языковых закономерностей — это примеры учебной речи, иных коммуникативных задач они не решают. Изменения, вносимые в акустическую природу русского словесного ударения, когда слово употреблено в составе фразы и других коммуникативных единиц — в условиях функционального многообразия речи, будут рассмотрены ниже, при анализе этих языковых единиц: фразы, сверхфразового единства (фоноабзаца) и т.д. Пока же обратимся к разграничению ударных и безударных слогов в составе отдельно взятых слов. Эффект ударенности в таких примерах создается большей длительностью ударного гласного по сравнению с безударным, более сильным, чем в безударном слоге, контрастом между согласным и гласным в ударном слоге, а также различиями в качестве звучания ударных и безударных гласных [Бондарко, 1981, 54-55, 116-117]. На ударном слоге слова в значительной мере концентрируется артикуляционное усилие, которое выражается в увеличении акустической интенсивности на ударном гласном. Самым постоянным признаком, отличающим ударный гласный от соответствующего безударного, является его большая относительная длительность. Итак, длительность ударного гласного больше средней длительности звука в слове, безударного — короче этой средней длительности. В специальных опытах с синтезированной речью было показано, что увеличение или уменьшение длительности гласного воспринимается аудиторами как изменение места ударного гласного в слове [Бондарко, 1977, 154].

    Однако этот признак является не единственным фактором, определяющим восприятие русского гласного как ударного, так как в различных коммуникативных условиях безударные гласные могут оказаться в русской фразе длительнее ударных. Другой различитель ударности-безударности русского слога — яркость или смазанность контраста между гласным и согласным в составе слога. Выделить безударный гласный в слоге бывает затруднительно, так как зачастую у такого гласного отсутствует стационарная часть, он представляет собой как бы переход от одного согласного к другому. В таком безударном слоге ослаблен контраст между его компонентами. Контраст между согласным и гласным звуками ясно выражается именно в ударных слогах. Здесь коартикуляция согласного с гласным слабее, поэтому и собственные признаки гласного и согласного звуков в слоге выступают ярче. Напротив, в безударных слогах коартикуляция сильнее, а собственные признаки компонентов соответственно смазываются. Точнее, разные типы безударности различаются между собой и степенями внутрислоговых контрастов [см. также: Богомазов, 2001, 62].

    Носители русского литературного языка безошибочно определяют качество ударности даже во фразах, где за неимением безударных слогов нет возможности сопоставить ударные и безударные гласные (например: Весь день шел дождь). В языке сильна качественная разница между ударными и безударными гласными (их артикуляционно-акустическими характеристиками). Так, [и] в безударном слоге звук более открытый, более заднего образования по сравнению с ударным [й], безударный [у] может быть несколько более открытым и передним, чем ударный [у]. Гласный [а] отличается от безударного похожего гласного и длительностью, и качеством: безударный [А] характеризуется большей закрытостью и в ряде случаев изменением по ряду.

    Отмечено, что под ударением чаще бывают корни и суффиксы, т.е. стержневая часть слова отражает его лексическое значение, а заударная — грамматическое [см. Богомазов, 2001, 64-65].

    Упражнение 7. Определите место ударного слога в данных словоформах.

    Вода, движение, книга, страна, занятие, суета, переворот, по-новому, домам, переходить, бумага, сумка, глазом, тетрадь, ароматный, новенький, переехать, газета, глазам, некого, погулять, новый, никого, стена, не доезжая, учитель, ничего, нечего, студент, белый, доехать, ходить, передавать, понравился, выскочил.

    Задания и вопросы к § 13-15

    • 1. Срисуйте схему-классификацию русских гласных звуков на основе четырехугольника МФА. Сориентируйте его так же, как это показано в § 13 (слева — ротовое отверстие, справа — задняя стенка нёба и т.д.).
    • 2. Назовите в классификации гласных звуков их дифференциальные признаки.
    • 3. Перечислите огубленные гласные звуки.
    • 4. Приведите классификацию гласных звуков с точки зрения ряда их образования (учитывая место подъема языка).
    • 5. Приведите классификацию гласных звуков с точки зрения подъема (учитывая степень подъема спинки языка). В каком направлении поднимается язык? Ответьте на вопрос, используя уже известную вам схему речевых органов (в начале гл. 3).
    • 6. В чем заключается аккомодация гласных фонем под ударением (рядом с согласными)?
    • 7. Сопоставьте приблизительно, по вашим сведениям, количество модификаций согласных и гласных фонем. Где их число больше?
    • 8. Расскажите о фонетической природе русского словесного ударения. Найдите в словах (в ваших примерах) ударный и безударные слоги.

    🔥 Видео

    Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

    Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

    Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

    Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

    Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

    Русский язык. Фонетика. Ударение

    Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать

    Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализ

    Русский язык 1 класс. Ударение. ВидеоурокиСкачать

    Русский язык 1 класс. Ударение. Видеоуроки

    Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

    Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

    Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

    Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

    15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать

    15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]

    Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

    Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

    Русский язык. Лекция 1. Русское ударениеСкачать

    Русский язык. Лекция 1. Русское ударение

    А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

    А. A. Зализняк: История русского ударения

    Что такое ударение ?Скачать

    Что такое ударение ?

    Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

    Русский 1 класс. Слоги и ударение

    Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударенияСкачать

    Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударения

    Фонетика. Слог. УдарениеСкачать

    Фонетика. Слог. Ударение
    Поделиться или сохранить к себе: