Ударение через один слог

Видео:Как определить ударный слог?Скачать

Как определить ударный слог?

Деление звуковой схемы на стопы

Начну с вопроса читателя к предыдущей главе:

«…Когда схема выстраивается в длинную строку 0 и1, то как их отделить без труда, группами, чтобы не перепутать эти хореи-ямбы?
Ну, например:

1. «Стоят берёзки в парке городском»
0101010001
или 0001010001?
или 0100010001?

Что-то даже засомневалась, где правильней…
Ну, допустим, это первая строка, тогда:
01 010 10 001 ,
ямб, амфибрахий, хорей, пеон четвертый. Так?

2. Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0 (это у Вас)
получается так:
мойдЯ -дясА -мыхчЕст- ныхпрА — вил

Как-то не вяжутся переносы в моём понимании, Алла.
Если расписать по словам, то 010 10 10 10 В принципе то же самое, но группировка другая. И названия им другие. Я запуталась. Так как же верно?»

Вопрос замечательный, потому что часто, выстроив строку из 0 и 1, я сама начинаю «тупить»: как их разделить на группы, если явно однотипного рисунка не видно? То ли это мои ошибки, то ли у меня ритм составной (такие тоже бывают, но о них позже), то ли я чего-то в написании схем не ухватила…. Скажу честно, очень меня долго мучили эти вопросы, да и сейчас иногда тревожа: не простое дело – деление ритма на стопы и определение его правильного названия.

Но мы с вами в подавляющем своем большинстве – не теоретики. Мы практики – прикладники, то есть мы прикладываем необходимый нам минимум знаний и опыта к стихам, чтобы они ГАРМОНИЧНО (приятно для слуха и в поддержку теме) ЗВУЧАЛИ. Вот наша самая главная задача. Нам не надо писать учебники и отвечать теорию на экзамене. Поэтому в этом сборнике я с точки зрения некоторых корифеев теоретического стихосложения, может быть, начну вам «чушь прекрасную нести», но зато эти мои Чайниковские подходы, будут работать на вас.

Главное, что нужно понять и запомнить Чайнику, это два правила:

1. СХЕМУ ВЫ СОСТАВЛЯЕТЕ С УЧЕТОМ ФОНЕТИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ (обозначая 1 фонетическое ударение В ЗНАЧАЩИХ СЛОВАХ), а вот НА СТОПЫ ДЕЛИТЕ, НЕВЗИРАЯ НА ГРАНИЦЫ СЛОВ, ориентируясь только на знак 1 – место ударного слога.

Что значит в значащих словах? Понятие «значащий», конечно, расплывчатое, значение слова зависит от акцентов смысла, от контекста , но в общем и целом НЕЗНАЧАЩИМИ словами являются:

-все предлоги (от, пред, из, за . и т.п.),
-односложные союзы (и, а, но . и т.п.),
-притяжательные местоимения из одного слога типа «мой, свой, твой» (часто стоящие в начале строки),
-междометия типа «ах», «ух», «ой», «ай» и т.п. (их, кстати, вообще лучше избегать в стихах!)
— и др.

КАК ПРАВИЛО при произношении все эти слова произносятся слитно с рядом стоящим словом, то есть, безударно. Все остальные 1 в звуковой схеме – это фонетические ударения слов.

2. В русских СЛОВАХ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЧИСЛА ИХ СЛОГОВ, МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНО ФОНЕТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Поэтому если вы вставили в строку многосложное слово, то у вас, хотите вы того или нет, обязательно появятся стопы полностью безударные, вида 00 или 000.

О безударных стопах мы подробно поговорим в следующей главе (это важно и не так просто, как кажется!), сейчас вам важно понять и запомнить, что появление в вашем рисунке звуковой схемы нескольких подряд стоящих нулей – еще не повод для отчаяния.

Вернемся к примеру, предложенному читателем:

«Стоят березки в парке городском»
а) Рисую схему фонетических ударений (щелкая не глядя на клавиши 0 и 1 одновременно с прочтением строки вслух)
0101010001
б) начинаю делить на стопы, обращая внимание на расположение 1. Почти везде они идут через слог, и только в конце сидят сразу три 0 подряд. Доверюсь началу – разделю цепочку по парам: (вставляя «пробел» между парами)
01 01 01 00 01

Ура! Лишние нули образовали милую безударную пару, которая никому не мешает и ничего не портит! Это – двусложник (потому что 1 появляется здесь через один слог!), а поскольку ударение на каждом втором слоге, то (смотрим таблицу метров из предыдущей главы), то это – ямб, причем – 5-истопный (у нас пять пар) !

Была бы 1 на каждом первом слоге – был бы хорей. Например:
«Три девицы под окном»
1010001 – строка фонетических ударений
10 10 00 1 – деление на стопы.

Типичный хорей, 4-х стопный . Последняя стопа в виде 1 – просто лишена безударного окончания (мужская рифма на конце!). Но если есть ударение – есть и стопа.
А вот если на конце одиночный 0 (женская рифма), то отдельно стоящий 0 сам по себе стопу не образует.

Например: «стоят березки в парке опустевшем»:
01 01 01 00 01 0
Это тоже пятистопный ямб, 5 пар и довесок, но довесок безударный, значит стопы он не образует. Хотя число слогов у нас в строке изменилось — это для сведения тех, кто проверяет свой ритм исключительно КОЛИЧЕСТВОМ слогов в строчке и плюет на расположение ударных слогов!

«А оно мне надо – какой метр и сколько стоп?»- спросите вы. И я соглашусь – не очень-то и надо! Не так важно, как называется, как важно понять и прочувствовать расположение ударных слогов – именно они образуют наш ритм. Если 1 стоят на нужных местах- и на слух, и зрительно на схеме подчиняются единому правилу – значит, стихи будут звучать гармонично, а привередливые судьи (если вы подадите свое стихотворение на конкурс), не станут брюзжать и отбраковывать ваш шедевр при первом прочтении пакета.

К сожалению, не все так просто и очевидно, как нам хотелось бы. С трехсложниками и четырехсложниками еще приходится помучиться – ибо в них очень часто помимо «правильного» — схемного ударения, появляются еще и дополнительные – сверхсхемные ударения, которые в слове есть, но в стихах произносятся безударно. Не переживайте! Одолеем и это.

Возьмем трехсложник (амфибрахий) –звуковую схему, где 1 возникает после двух подряд нулей:

Как море волною бросает бессильную шлюпку,
Где брызги алмазными искрами дно заполняют,
Так слово бездумное полнит сознания губку:
То к цели торопит, то в новый тупик загоняет…
010010010010010
010010010010010
010010010010010
010010010010010

Делю схему на стопы, ибо рисунок здесь вполне очевиден:

010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010

В этом примере автор долго и тщательно подбирал слова так, чтобы фонетические ударения точно падали в места иктов – здесь нет ни безударных стоп, ни дополнительных ударений. Что, в общем-то, редкость. Наш среднестатистический автор пишет, как дышит – легко и нисколько не заморачиваясь подбором слов – ни по точному смыслу, ни по гармоничному звучанию. Чаще всего мы встречаем такие примеры:

Август в самом соку-
месяц позднего лета,
солнце ласково греет,
в небесах та же синь,
но одежда осин
безвозвратно желтеет,
всё ж явилась с букетом
осень в жёлтом шелку.

Сразу расставляю фонетические ударения:
101001
1010010
1010010
001001
001001
0010010
1010010
101001

С первого взгляда, не разберешь, что это — то ли двухсложник, то ли трехсложник, то ли составной ритм (логаэд). Помогает чтение вслух – он подсказывает, что икты (ритмические ударения) четче всего слышны на каждом третьем слоге. Очень похоже на анапест (001), попробую разделить по три слога в стопу:

+01 001
+01 001 0
+01 001 0
001 001
001 001
001 001 0
+01 001 0
+01 001

Так оно и есть, это — анапест, просто автор «писал, как дышал», захотелось ему где-то в начале строки поставить слово с фонетическим ударением на первом слоге (1, 2, 3 7, 8 строки), а где-то – обошелся без таковых, подобрались у него слова с безударным началом. Греха большого в этом нет (в этом примере нет, в других – другой разговор!), ритм все равно прочитывается со сверхсхемным ударением (что обозначается, как +). На местах сверхсхемного ударения читается КАК БЫ безударно, и в итоге имеем не совсем чистый, но вполне законный 2-хстопный анапест.

Тем не менее, схема помогла нам понять звуковую структуру нашего стихотворения. Ритмического распада ударений, за который часто судьи отбраковывают наши конкурсные произведения, здесь нет. Что это такое, и когда он возникает (как его увидеть схемой, если ухо не слышит), мы обязательно поговорим далее. Но в следующей главе – немного о безударных стопах – это необходимое продолжение сегодняшней темы.

Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации

Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Почему дети ошибаются?

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.

Ударение через один слог Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ

Ударение через один слог

  • Малыш постоянно слышит ошибочные варианты постановок ударения. Это происходит дома, в садике, с экранов телевизоров. Дети быстро впитывают информацию, поступающую отовсюду. Поэтому начать борьбу с проблемой родителям следует с контроля собственного произношения.
  • Недостаток общения со взрослыми. Дети склонны подражать родителям и другим родственникам, так они обучаются всему. Нехватка общения может негативно повлиять на общее развитие малыша, на его речь. Ребенок должен слышать то, как нужно говорить. В противном случае он будет придумывать собственные слова.
  • Сюсюканье. Взрослые часто сюсюкают с малышами, стараются разговаривать с ними на «детском» языке. Ребенок слышит неправильный вариант слова и не сомневается в том, что так его и нужно произносить.
  • Непонимание самого понятия. Малыш не понимает, что ему нужно ставить ударение. Он просто произносит слова, и какие-то звуки звучат громче других.

Видео:Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)

Когда начинать занятия?

Ударение через один слог Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание

Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.

Ударение через один слог

Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.

Видео:Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слоги

Как научить ставить ударение: правило №1

Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.

Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Как часто заниматься?

Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

Ударение через один слог

Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

Видео:1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слогСкачать

1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слог

«Угадываем слова»

Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

«Позови меня»

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».

Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.

Видео:1 класс. Русский язык. Слог. УдарениеСкачать

1 класс. Русский язык. Слог. Ударение

«Молоточек»

Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.

Ударение через один слог

Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.

Видео:Ударение. Ударный слогСкачать

Ударение. Ударный слог

Народные методы

Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.

Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.

Видео:Видеоурок 2. Слово, слог, ударение. Чтение 1 классСкачать

Видеоурок 2. Слово, слог, ударение. Чтение 1 класс

Кубики Зайцева

Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.

Ударение через один слог

Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Разные упражнения

Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.

Ударение через один слог

«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.

Видео:Русский язык 1 класс. Ударение. ВидеоурокиСкачать

Русский язык 1 класс. Ударение. Видеоуроки

Помимо этого

Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.

Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».

Видео:Видеоурок 2. Слово и слог. Ударение. Чтение 1 классСкачать

Видеоурок 2. Слово и слог. Ударение. Чтение 1 класс

Ударение – особенности в русском языке, как ставить знак

Чтобы устная речь была правильной и выразительной, важно уметь верно расставлять ударения. Для младших школьников это довольно трудная задача, справиться с которой легче, понимая значение ударений. Об особенностях русского ударения расскажет наша статья.

Ударение через один слог

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Понятие

Выделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением.

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

  • Словесное – выделение слога в слове;
  • Тактовое – выделение слова в словосочетании;
  • Логическое – выделение особо значимого в тексте слова;
  • Фразовое – выделение словосочетания во фразе.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Для каждого русского слова существуют нормы верного или предпочтительного произношения (орфоэпические), которые надо просто запоминать. Например: в словах с «ё» ударение будет падать именно на эту гласную (исключая составные и заимствованные). Если при постановке ударения возникают сомнения, стоит свериться со специальными словарями (орфоэпический, словарь трудностей или ударений).

Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Виды ударений в слове

Ударение в словах бывает:

  • Постоянное: форма слова изменяется, а ударение остаётся на том же по счету слоге (зна́к – зна́ка – зна́ки, печа́ль – печа́ли – печа́лью – печа́литься);
  • Подвижное: при изменении слова, ударение ставится на другом слоге (нога́ – но́ги, сто́л – стола́).

В большинстве случаев ударение переходит на другой слог только в некоторых формах (до́м – до́ма (где), но дома́ (много) – дома́шний; но́мер – но́мера (чего), но номе́ра).

Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова – второстепенное, во второй – главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).

Видео:Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)Скачать

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)

Назначение словесных ударений

Чтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции:

  • Произносительная: помогает правильно и отдельно от других произносить слова, выделяя ударный слог (Здоро́вые де́ти мо́гут посеща́ть бассе́йн);
  • Смысловая: позволяет узнать значение слова в случае, когда при перестановке ударения на другой слог меняется смысл (замо́к на двери – построить за́мок, уже́ сделал – ручей у́же реки).

Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую – только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!).

Видео:[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударениеСкачать

[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударение

Что мы узнали?

Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари.

🎥 Видео

Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать

Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школа

1 класс. Русский язык. Ударение. Ударный и безударный слогСкачать

1 класс. Русский язык. Ударение. Ударный и безударный слог
Поделиться или сохранить к себе: