- Конспект логопедического занятия: «Ударение» план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект логопедического занятия по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения» (4 класс)
- Занятие по логопедии на тему «Ударение». 4-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Основная часть:
- III. Заключительная часть.
- 🎬 Видео
Видео:Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Конспект логопедического занятия: «Ударение»
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему
Учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udarenie.docx | 14.78 КБ |
Видео:Русский язык. 4 класс. Слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов /07.09.2020/Скачать
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия: «Ударение»
Цель : учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.
- Продолжать учить ставить ударение, выделять ударный слог, ударную гласную.
- Развивать фонематический анализ и синтез.
- Уточнить и обогатить словарь, развивать логическое мышление;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Расширить словарный запас путем словообразования;
- Развивать логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
- Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
— Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию.
Назовите гласные буквы с опорой на пальцы рук. (Приложите ладошки друг к другу, буквы называть по парам, поочередно постукивая пальцами)
- Составьте из слогов слова.
БУ- сы, -ря, -кет, -тон.
Шап-, пал-, пол-, пуш- КА.
Работа над семантикой слова. Слово- БУТОН.
— сколько в слове гласных букв?
-сколько в слове слогов?
« Сколько в слове гласных, столько и слогов,
это знает каждый из учеников ».
- Прочитайте слова на доске, поставьте ударение, подчеркните ударный слог.
Книга, цветы, окно, гнездо, дорога, мешок, шляпа, закат.
«Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.»
- Поставьте ударения в словах и подчеркните из каждого ряда проверочные слова.
Носы, носовой, нос.
Меха, мех, меховой.
Трава, травы, травяной.
Найдите лишнее слово:
Лень, лентяй, лента.
Гусь , гусята, гусеница.
Нос, носовой, носильщик.
Ребята, что нового, интересного вы узнали?
Что делает ударение?
Видео:Как ставить ударение в словах?Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п — т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие — увлекательная игра-путешест.
Конспект логопедического занятия на тему: «Ударение».»Предлоги».»Приставка»
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-ых классов.
Коспект логопедического занятия «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям.
Конспек логопедического занятия. Ударение. Смысло — различительная роль ударения.
Технологическая карта с дидактической структурой логопедического занятия в 3 классе с группой обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР с нарушением устной и письменной речи, обусловленной недоразвитием речи сис.
Конспект логопедического занятия » Ударение. Ударный слог».
Конспект логопедического занятия с обучающимися 3-го класса со смешанной дисграфией.
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации.
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Конспект логопедического занятия по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения» (4 класс)
Андреева Юлия Андреевна
ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района Санкт-Петербурга
4 «А» класс, группа №8
Технологическая карта с дидактической структурой урока
ТЕМА : Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Цель : закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов.
1. Определять ударный гласный в процессе написания слов;
2. Понимать значение слова, когда ударение перемещается;
3. Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания;
4. Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять ударный слог;
5. Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог безударный, Х – слог ударный;
1. Развитие речевых умений;
2. Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
3. Развитие функций анализаторных систем;
4. Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря;
5. Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию;
6. Формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами.
1. Воспитание интереса к русскому языку;
2. Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.
4. Развивать интерес к изучению темы.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, презентация.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, картинки с цифрами, тетради, цветные карандаши.
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Используемый дидактический и наглядный материал
Формируемые способы деятельности
1. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи
1. 1.Сядет тот, кто разделит свое имя на слоги и выделит ударный слог.
2. 2. Прослушать сказку «Ударение»
4. 3. Подпись числа, месяца и темы в тетрадях
Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия.
Погружение в проблему.
Положительный настрой на работу и сотрудничество.
Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Запись темы занятия в тетрадь.
Внимательно слушают сказку. Определяют цель урока.
1.Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
2. Выстраивать логическую цепь рассуждений
3. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
Оформлять свои мысли в устной форме
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
2. Первичная проверка понимания
(2 картинки «на столе кружки»)
Организовывает устную коллективную работу.
Вопросы к классу:
-Какая картинка соответствует подписи?
— Почему ваши мнения разделились? Произнесём.
-Каким был по счёту ударный слог в 1-м слове? Во 2-м?
Подвожу детей к выводу.
-Влияет ударение на смысл слов? Какова роль?
(ударение перемещалось, поэтому менялось значение слова)
Ударение влияет на смысл слов. В этом его смыслоразличительная роль.
Слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать.
Организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий
Оценивать правильность своих действий
3. Закрепление знаний по теме
Слайд №5 (ЗаМОК-ЗАМоК)
Приложение «загадки» №2
Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией. Загадываю загадки (приложение №2)
Проверяют правильность выполнения с помощью интерактивной доски.
Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму.
Обобщать, делать выводы.
Обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.
Умение корректировать и оценивать выполнение задания
4. Пальчиковая гимнастика
Приложение №3(слова физминутки)
Показ и проговаривание стихотворения
Дети повторяют стихотворение и повторяют движения
5.Индивидуальная работа. Оценивание товарища в паре.
Слайд №8 «Подбор слов к прилагательным»
Карточки со словами (приложение №4)
Слайд №9 (Критерии
Организовывает самостоятельную работу по составлению словосочетаний
самостоятельно в тетрадь и взаимопроверку по критериям оценивания.
Работа в тетради.
Читают прилагательные, подбирают уже знакомые слова, выделяют ударение
Взаимороверка в парах
Умение подбирать слово к прилагательному по смыслу Самостоятельно достраивать, восполнять недостающие элементы.
Умение работать в паре и оценивать товарища по критериям.
Организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позиции учеников. Задавать вопросы.
Владеть монологическими формами речи.
Умение к волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии, преодолению препятствий.
Контролировать свои действия в ходе работы.
Умение адекватно оценивать работу товарища по критериям.
6.Определение количества слогов слове, выделение ударного слога.
1. Игра «Хлопни и сосчитай»
Предлагаю определить с помощью ритма (ударов, хлопков) количество слогов в слове, найти ударный слог и выделить его голосом и хлопком посильнее
Дети проговаривают название картинок на слайде, отхлопывают, считают количество слогов, выделяют ударный слог голосом и сильным хлопком
Определять истинные и ложные высказывания.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Согласовывать усилия по решению учебной задачи
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Определять степень успешности выполнения своей работы
7.Общеразвивающая музыкальная физкультпауза
Повторяют движения за героями физ. минутки
8.Работа в парах. Оценивание работы в группе по критерям
Слайд№11 Задание «Сгруппируйте картинки в 3 столбика по наличию ударного слога»
картинки чисел 1,2,3 (приложение№5)
Организовывает совместную групповую деятельность учеников.
1. Сгруппировать картинки в 3 столбика по наличию ударного слога
2. Поставить картинки под нужной цифрой по наличию ударного слога в слове
1. Читают задание
2. Группируют картинки в 3 столбика
3. Проверка с доски, коррекция.
Анализировать и синтезировать слова, деля их на слоги, выделяя ударный, определяя место ударного слога в слове. Рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат действия.
Умение работать в группе.
Доносить свою позицию до товарища, отстаивать свою точку зрения, слушать напарника
Определять успешность выполнения своего задания в паре по критериям и в диалоге с учителем и учениками.
Выполняют движения для глаз
10. Подведение итогов.
Итоговая оценка своей работы
— Что узнали на уроке? Какие задания понравились?
Какие задания вызвали затруднения?
-Оцените свою работу.
Отвечают на вопросы учителя.
Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова «хорошо, отлично, слабо.»
Обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.
Рефлексия своих действий.
Осуществлять пошаговый контроль по результату.
Приложение №1 (Сказка «Ударение»)
Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда ни возьмись, выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – просто чёрточка!» ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, а вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.
И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почётное место в словах.
И кто про него забывает, имеет много неприятностей!(автор: учитель-логопед Э.Г. Добрынина)
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету .
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
И на двери он висит.
Если первый слог ударный,
Мы — посуда для питья.
И чертите нас, друзья.
Скрестив пальцы, смыкаем их в «замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянем, не размыкая пальцев)
Постучали (стучим ладонями друг о друга)
Покрутили (крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев)
И открыли! (пальцы размыкаются)
Видео:Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Занятие по логопедии на тему «Ударение». 4-й класс
Разделы: Логопедия
Класс: 4
Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением письменной речи, обусловленным недостаточной сформированностью фонематической, лексической, грамматической сторон речи по теме “Ударение”. Данная тема вызывает затруднение у учащихся с нарушением письменной речи и является пропедевтикой к усвоению темы “Правописание безударных гласных”.
В конспекте представлена система работы по данной теме с учетом уровня подготовленности учащихся, соблюдены дидактические принципы.
Данное занятие создает условие для успешного усвоения знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.
– продолжать учить ставить ударение, выделять ударный слог, ударную гласную,
– закрепить знания о смысло-различительной роли ударения, о слогообразующей роли гласных,
– развивать фонематический анализ и синтез,
– обогащать словарный запас,
– воспитывать культуру речи.
– индивидуальные карточки со слогами,
– индивидуальные карточки со словами,
– картинки со словами-омографами,
– компьютер,
– проектор,
– экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно прохлопает ритм:
II. Основная часть:
1.Назовать гласные звуки с опорой на схемы.
2. Назвать гласные буквы с опорой на пальцы рук. (приложить ладошки друг к другу, буквы называть по парам, поочередно постукивая пальцами )
3. Составление слов из слогов.
Какие ещё бывают звуки, буквы? (согласные)
“Дружат гласные с согласной
Составляют вместе слог”.
Постановка цели занятия.
4. Чтение слогов, выделение гласной буквы.(3 слайд)
5. Составление из слогов слов.
Работа над семантикой слова “бутон”:
– Сколько в словах гласных букв?
– Сколько слогов в словах?
“Сколько в слове гласных,
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников”.
– На какие звуки и буквы падает ударение?
6. Поставить ударение в словах.
– Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог)
7. Работа в тетрадях.
А) – Прочитать слова на карточке: книга, цветы, окна, гнездо, курица;
– поставить ударение;
– выписать слова, в которых ударение падает на первый слог;
– подчеркнуть ударный слог;
– проверка выполненного задания.
Б) – Составление слов из слогов; (3 слайд)
– “Слова бегали, вертелись
И на части разлетелись
1,2,3,4,5 помоги слова собрать”.
– Составить слова из слогов: снежок, снеговик, снегурочка.
– Записать.
– Поставить ударение.
– Выделить ударный слог.
– Выделить общую часть слова. Подвести к выводу о том, что эти слова родственные.
8. Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением.
“Покачайтесь, покружитесь
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните”.
9. Работа со словами-омографами. (слайд 4)
А) чтение стихотворения учащимися :
“От удивления охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок”.
Б) – Уточнить значение слов : кок, вилок.
– сравнить слова: вилок-вилок,
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– подчеркнуть ударный слог.
В) Запись слов по картинкам:
– рассмотреть картинки,
– подобрать похожие слова.
Хлопок-хлопок
Стрелки-стрелки
Полки-полки
Кружки-кружки
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– выделить ударный слог.
Г) Составление предложений со словами-омографами.
Д) Подвести к выводу: от постановки ударения зависит смысл слова.
III. Заключительная часть.
1.На какие звуки и буквы падает ударение?
– Как называется слог, на который падает ударение?
2. Повторение стихотворения.
“Ударный слог, ударный слог
Он назван так недаром
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом”.
🎬 Видео
Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
4 класс Русский язык Тема: Звуки и буквы.Слог, ударение.Звуко - буквенный анализСкачать
Что такое ударение ?Скачать
3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать
36. Как правильно поставить ударение в словахСкачать
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать
Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
Логопедические игры для детей 4-5 летСкачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать