Творительный падеж словосочетания с предлогами

Видео:Творительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать

Творительный падеж. Существительные. Часть 1 || Падежи

Творительный падеж существительных

Творительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент, с помо­щью кото­ро­го совер­ша­ет­ся дей­ствие, или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия (вре­мя, место и пр.) и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Узнаем, что такое тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем типич­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа, по кото­рым мож­но его узнать сре­ди дру­гих форм слов.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. С его помо­щью выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ские отно­ше­ния имён суще­стви­тель­ных с дру­ги­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии или в предложении.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, сре­ди кото­рых толь­ко один пря­мой падеж. Его назы­ва­ют име­ни­тель­ным (от сло­ва «име­но­вать»). Слово в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим. Остальные паде­жи назы­ва­ют кос­вен­ны­ми. Слова в фор­ме кос­вен­ных паде­жей высту­па­ют в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния и упо­треб­ля­ют­ся без пред­ло­гов и с предлогами.

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Творительный падеж — это кос­вен­ный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент дей­ствия или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Чтобы обра­зо­вать тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­но­го вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь», «любу­юсь»:

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Окончания творительного падежа существительных

Окончания суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла свя­за­ны с их родом и с при­над­леж­но­стью к 1, 2 и 3 скло­не­нию.

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Существительные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -ой, -ей.

Для суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния харак­тер­ны окон­ча­ние -ом/-ём после твер­дых и мяг­ких соглас­ных и без­удар­ное окон­ча­ние -ем после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

У суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния выде­лим окон­ча­ние .

Понаблюдаем:

  • дядя — дя́д ей
  • мама — мам ой
  • зади­ра — задир ой
  • город — город о́м
  • гвоздь — гвозд ём
  • изве­стие — изве́сти ем
  • мякиш — мя́киш ем
  • обруч — о́бруч ем
  • вещью — вещь ю
  • фасоль — фасоль ю

Множественное чис­ло

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные име­ют окон­ча­ние -ами после твер­дых соглас­ных и шипя­щих, -ями — после мяг­ких согласных:

  • кни­ги — книг ами
  • вещи — вещ ами
  • дере­вья — деревь ями

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

У раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных окон­ча­ние сов­па­да­ет с флек­си­ей суще­стви­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода вто­ро­го склонения:

  • путь — пут ём
  • бре­мя — бре­мен ем
  • пла­мя — пла­мен ем

Существительное «дитя» име­ет вари­ант­ные окончания:

дитя — дитят ей , дитят ею .

Творительный падеж имен суще­стви­тель­ных име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Укажем основ­ные из них.

Видео:Творительный падеж. Как определить творительный падеж?Скачать

Творительный падеж. Как определить творительный падеж?

Значение творительного падежа

Творительный падеж суще­стви­тель­ных сво­им назва­ни­ем обя­зан древ­не­рус­ском гла­го­лу «тво­ри­ти», кото­рый управ­лял сло­ва­ми с пред­мет­ным зна­че­ни­ем. Этот кос­вен­ный падеж, в первую оче­редь, обо­зна­чал инстру­мент или пред­мет, с помо­щью кото­ро­го дей­ству­ет субъект:

Творительный падеж обо­зна­ча­ет заня­тие субъ­ек­та, его про­фес­сию, увле­че­ние чем-либо:

  • рабо­тать медсестрой;
  • зани­мать­ся музыкой;
  • увле­кать­ся футболом;
  • хочет стать программистом.

Существительные в фор­ме это­го кос­вен­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся как без пред­ло­га, так и с раз­лич­ны­ми предлогами.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа имён существительных.

С пред­ло­гом «с» этот кос­вен­ный падеж обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, участ­ву­ю­щий в сов­мест­ном действии:

Словоформы с пред­ло­гом «с» име­ет зна­че­ние цели действия:

Предлоги «над», «под», «за», «меж­ду», «перед» помо­га­ют офор­мить про­стран­ствен­ные зна­че­ния падежа:

  • спря­тать­ся под кроватью;
  • летать над полем;
  • нахо­дить­ся за углом;
  • ходить меж­ду рядами;
  • сто­ять перед зданием.

Предлог «перед» созда­ет вре­мен­ное зна­че­ние тво­ри­тель­но­го падежа:

  • про­стить­ся перед отъездом;
  • дать экза­мен перед распределением;
  • смот­реть пере­да­чу перед обедом.

Видео:Творительный падеж. Существительные. Часть 2 || ПадежиСкачать

Творительный падеж. Существительные. Часть 2 || Падежи

Видеоурок

Видео:ЧЕМ или С ЧЕМ? Творительный падеж || Существительные. ПадежиСкачать

ЧЕМ или С ЧЕМ? Творительный падеж || Существительные. Падежи

Употребление существительных творительного падежа с предлогами

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Употребление существительных творительного падежа с предлогами

    Обозначает лицо совместно с которым производится действие и отвечает на вопрос « с кем?»: Мы с друзьями идем в театр; Мой брат пришёл домой с другом; Анна разговаривала с преподавателем. Может обозначать признак предмета. В таком случае отвечает на вопрос «какой?: Мы жили в комнате с большими окнами; Он стоял у здания с колоннами; Он человек высокого роста с бородой. Может обозначать время, в таком случае отвечает на вопрос «когда?: Летом я вставал с восходом солнца; Птицы просыпаются с зарёй. Обозначет образа действия и отвечает на «как?» Студенты слушали лекцию с интересом; Он спросил с любопытством; Он выполняет свою работу со знанием дела. Творительный падеж в значении образа действи обычно используется тогда, когда ему родительный падеж с предлогом «без.

Он писал с ошибками = Он писал без ошибок

Дети слушали с интересом = Дети слушали без интереса

Он выполнил работу со знанием дела = Он выполнил работу без знания дела

Он говорит по-русски с акцентом = Он говорит по-русски без акцента

Сотрудники работают с удовольствием = Сотрудники работают без удовольствия

Он с радостью согласился мне помочь = Он без радости согласился помочь

    Предлог «с» используется с глаголом пoздравлять – поздравить: Я поздравляю вас с днём рождения, Позравляю всех женщин с международным женским днём!; Предлог «с» используется со следующими глаголами и словами, образованных от этих глаголов: бороться с врагами = борба с врагами; сражаться с противнком = сражение с противником; драться с мальчиками = драка с мальчиками; соревноваться с друзьями = соревнование с друзьями.

смеяться над кем-то = Они смеялись над мальчиком

издеваться над кем-то = Они издевались над мальчиком

подшутить над кем-то = Они подшутили над мальчиком

работать над чем-то = Он до позднего вечера работал над статьёй

думать над чем-то = Она долго думала над этим вопросом

    Употребляется для обозначение места, пространственное отношение — ниже чего-либо, снизу от чего-либо, при этом отвечает на вопрос «где?»: Мы сидели под деревом; Тетрадь лежит под книгой,; Я люблю гулять под дождём. Предлог «под» с названиями городов употребляется в значении недалеко от и отвечает на вопрос «где?» Летом они жили под Моской; Дача моих родителей находится под Санкт-Петербургом. Предлог «под» используется со такими словосочетаниями как под наблюдением; под руководством; под знаменем, под флагом и т. д. Ученики делали опыты под наблюдением учитлея; Студенты готовили свои доклады под руководством преподавателя. Корабль контрабандистов плыл под флагом Голландии.

    Предлог «перед» может служить для обозначения времени, в таком слуае отвечает на вопрос «когда?»: Вся семья собралась перед Новым годом, Он пришел домой перед обедом; Он заходил ко мне перед собранием; Надо пить лекарство перед едой. Предлог «перед» может служить для обозначения места: напротив чего-либо, спереди от какого-то объекта, на некотором расстоянии от него и отвечает на вопрос «где?»: Перед зданием муниципалитета прошел митинг ; Остановка находится прямо перед домом. Предлог «под» часто употребляется в следующих словосочетаниях: ответственность перед народом; обязанность перед обществом, долг перед родиной.

    Может служить для обозначение места: Стол стоит между окном и кроватью; Может служить для обозначения времени: Он вернётся между пятью и шестью, мы пойдем в кафе между последними лекциями; указывает на нахождение чего-либо в пространстве, ограниченном двумя или несколькими объектами Деревянный плетень между домами весь был усеян висевшими на солнце солдатскими фуражками. [, Коляска, (1835 г.)]; употребляется при указании на связь двух точек или двух предметов в пространстве Сервис помогает определить расстояние между любыми населёнными пунктами Земли. употребляется при обозначении промежутка времени, в который что-либо совершается: Я расскажу, как они жили в период между Гражданской и Великой Отечественной войнами. употребляется при обозначении взаимосвязанных лиц (предметов или явлений): Я прочитал вчера интересную статью по психологии отношений между мужчиной и женщиной; Прямые переговоры между Израилем и Палестинской автономией опять прерваны. употребляется при обозначении сравниваемых лиц (предметов или явлений): Отношения между мужчиной и женщиной Ї это самое странное и самое сложное. [коллективный. Мне 75. И я еще нужен! // «Психология на каждый день», (2010)] может обозначать ситуации выбора: Выбрать между двумя вариантами. Ребёнок не мог выбрать между конфетой и мороженым. употребляется при обозначении группы предметов, явлений, лиц, в пределах которой совершается распределение, разделение чего-либо: Сколькими способами можно разделить 15 яблок и 20 апельсинов между тремя детьми?

— Следовать за кем-чем-л. / Пассажиры следовади за проводником

— Следить за кем-чем-л. / 1. Няня следит за ребёнком 2. (Она всегда следит за новостями)

— Наблюдать за кем-чем л. / Мы всегда налюдаем за событиями, происходящими в мире

— Гнаться за детьми / В саду мать гналась за детьми

— Распологаться за кем-чем л. / Дом располагается за железнодорожной станцией Токсово

— Ухважить за чем-чем-л. / Она уваживает за цветами.

    Имеет значение «во время»: за завтраком, за обедом, за ужином.

За завтраком отец читал газету = Во время завтрака отец читал газету

    Может служить для обозначения причины действия: За отсутсвеием сбодобного времени я не смог выполнить поручение; За неимением комнаты для приезжих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (М. Лермонтов); Его не приняли на работу за недостатком опыта; За шумом не слышно звонка. Предлог «за» часто употребляется в следующих словосочетаниях: быть замужем за врачом; в погоне за счастьем, за учачей, письмо за подписью известного человека Может иметь значение «после»: За дождями наступила жара. Читать книгу за книгой. Год за годом. Идёт месяц за месяцем

Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно?  | Русский язык TutorOnline

С глаголами

Творительный падеж мы часто используем, когда говорим о профессии или даём характеристику человеку или любому другому объекту. Для этого нам нужны глаголы «работать», «быть», «стать» и «являться»:

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Ещё творительный падеж (вместе с глаголами «заниматься», «интересоваться», «увлекаться») помогает нам рассказать о своих интересах, увлечениях, хобби:

Творительный падеж словосочетания с предлогами

  • восхища́ться / восхити́ться (+ кем? чем?) : Я восхищаюсь тво ей смелость ю !
  • горди́ться (+ кем? чем?) : Он гордится сво ими достижени ями.
  • дели́ться / подели́ться (+ кем? чем?) (+ с кем? с чем?) : Наташа не хочет делиться игрушкамис младш ей сестр ой .
  • облада́ть (+ кем? чем?) : Интересно, как это, обладать так им автомобил ем !
  • отлича́ться / отличи́ться (+ кем? чем?)(+ от кого? от чего?): Этот бренд всегда отличалсяот своих конкурентов высок им качеств ом .
  • руководи́ть (+ кем? чем?) : Финансовый директор уволился. Интересно, кто теперь будет руководить отдел ом финансов.
  • следи́ть (за кем? за чем?) : Для успеха мы должны следитьзапоследн ими новост ями в нашей отрасли.
  • сотру́дничать (+ с кем? с чем?): Мы уже не первый год сотрудничаем с компани ей «Ягодка».
  • сра́внивать / сравни́ть (+ кого? что?) (+ с кем? с чем?): Не нужно сравниватьсебя с друг ими людь ми.
  • угоща́ть / угости́ть(+ кого? что?) (+ кем? чем?): В магазине меняугостили вкусн ым ча ем . Буду почаще к ним заходить.
  • представля́ться / предста́виться (+ кому? чему?)(+ кем? чем?) : Сокращать сотрудников в кризис представляетсянам неприемлем ым .
  • счита́ться (+ кем? чем?) : Русский язык считается трудн ым . А какой язык простой?
  • опа́сен / опа́сна / опа́сно / опа́сны (+ кем? чем?) : В нашей компании частые опоздания на работу опасны увольнени ем .

Видео:Творительный падеж. Множественное число || Существительные. Падежи.Скачать

Творительный падеж. Множественное число || Существительные. Падежи.

Вместе

Если вы что-то делаете не одни, а у вас есть компаньон, то о компаньоне вы скажете в творительном падеже:

– С компаньон ом !

Конструкция «с + творительный падеж» также часто используется для описания блюд: чай с лимон ом , торт со сливк ами , блинчики со сметан ой .

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Видео:Творительный падеж имен существительных | Русский язык 4 класс #33 | ИнфоурокСкачать

Творительный падеж имен существительных | Русский язык 4 класс #33 | Инфоурок

Характеристика

Эта функция похожа на предыдущую. Помните блинчики со сметан ой ? При помощи конструкции «с + творительный падеж» можно описать не только еду, но и любой другой предмет. И даже человека!

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Видео:Русский язык 4 Творительный падежСкачать

Русский язык 4 Творительный падеж

Инструмент

По-английски творительный падеж называется Instrumental. Это не случайно! Ведь он отвечает за инструменты!

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Субъект в пассиве

Если вы уже знакомы с пассивными конструкциями в русском языке, то, скорее всего, помните, что:

  • субъект принимает форму творительного падежа (в активной конструкции – именительного),
  • а объект – форму именительного падежа (в активной конструкции – винительного).

Активная конструкция: Журналис т (И.п.) пишет стать ю (В.п.) для журнала.

Пассивная конструкция: Стать я (И.п.) для журнала пишется журналист ом (Т.п.).

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Как вы могли заметить, функция места есть у всех падежей. Здесь на выбор падежа влияет предлог. Творительный падеж нужен после над, под, перед, за, между, рядом с:

Творительный падеж словосочетания с предлогами

Видео:Russian grammar: case prepositions / ПРЕДЛОГИ ПАДЕЖЕЙ / грамматикаСкачать

Russian grammar: case prepositions / ПРЕДЛОГИ ПАДЕЖЕЙ / грамматика

Когда

Время – ещё одна функция, которая есть у всех падежей. Творительный падеж нам нужен:

  • После предлога перед:

Перед сн ом нужно обязательно почистить зубы.

  • После предлога за(в значении «во время чего?»):

За ужин ом мы обсудили несколько важных вопросов.

Я провёл весь день за работ ой .

  • Когда что-то повторяетсярегулярно (много дней, ночей, недель, месяцев, лет):

В школе мы год ами изучаем английский язык, а говорят по-английски хорошо единицы.

Творительный падеж словосочетания с предлогами

С предлогом за творительный падеж может выражать цель передвижения:

  • Предприниматель пришёл в налоговую за консультаци ей . (Его цель – получить консультацию.)
  • Они поехали в магазин за книжн ым шкаф ом . (Их цель – купить книжный шкаф.)
  • Мама пришла в детский сад за сын ом . (Её цель – забрать сына домой.)

На вопрос как? обычно отвечают наречия (хорошо, интересно, трудно). Часто в этой роли оказывается форма творительного падежа :

  • Иван говорит низк им голос ом .
  • Папа спорит бас ом и плавает брасс ом . (Из песенки)
  • Мы летели сюда самолёт ом .
  • Туристы неделю шли лес ом до озера.
  • Продавец встретил нас улыбк ой .

Или форма творительного падежа с предлогом с :

  • Кандидат с гордость ю рассказал менеджеру по персоналу о своих достижениях.
  • В магазине одежды продавец с улыбк ой предложил мне помочь. А я с улыбк ой отказался.
  • Он посмотрел на нас с удивлени ем .
  • Они с радость ю согласились.

Видео:Творительный падеж имени существительногоСкачать

Творительный падеж имени существительного

Практика

Упражнение 1. Раскройте скобки. Где вы используете творительный падеж, а где – другие падежи?

1. Сегодня вечером я встречаюсь с (друзья) в (бар).

2. Что случилось у (этот мужчина) с (грустные глаза)?

3. Магазин находится между (аптека) и (банк) напротив (станция) метро.

5. Сейчас я работаю (учитель), хотя в (детство) мечтал стать (врач).

6. Соня интересуется (русская литература), а вот (математика) ей совсем не нравится.

7. Сегодня я попробую приготовить салат из (тыква) с (кисло-сладкий соус).

8. Он поехал в (Антарктида) за (новые впечатления).

9. Перед (новогодние праздники) надо купить подарки (все родственники и друзья).

10. Он стал (скульптор), потому что любит работать (руки).

  • творительный падеж
  • другие падежи

1. Сегодня вечером я встречаюсь с друзьями в баре .

2. Что случилось у этого мужчины с грустными глазами ?

3. Магазин находится между аптекой и банком напротив станции метро.

– С удовольствием !

5. Сейчас я работаю учителем , хотя в детстве мечтал стать врачом .

6. Соня интересуется русской литературой , а вот математика ей совсем не нравится.

7. Сегодня я попробую приготовить салат из тыквы с кисло-сладким соусом .

8. Он поехал в Антарктиду за новыми впечатлениями .

9. Перед новогодними праздниками надо купить подарки всем родственникам и друзьям .

10. Он стал скульптором , потому что любит работать руками .

💡 Видео

Урок 6. Творительный падеж (5) || Прилагательные. ПадежиСкачать

Урок 6. Творительный падеж (5) || Прилагательные. Падежи

Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать

Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?

Предлог ПО || ПредлогиСкачать

Предлог ПО || Предлоги

Творительный падежСкачать

Творительный падеж

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Развлечёба | Про падежи имён существительныхСкачать

Развлечёба | Про падежи имён существительных

Предлог. Предлоги падежейСкачать

Предлог. Предлоги падежей
Поделиться или сохранить к себе: