- Творительный падеж существительных
- Окончания творительного падежа существительных
- Значение творительного падежа
- Видеоурок
- Употребление существительных творительного падежа с предлогами
- С глаголами
- Вместе
- Характеристика
- Инструмент
- Субъект в пассиве
- Когда
- Практика
- Упражнение 1. Раскройте скобки. Где вы используете творительный падеж, а где – другие падежи?
- 💡 Видео
Видео:Творительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать
Творительный падеж существительных
Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?
Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?
Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Окончания творительного падежа существительных
Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.
Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.
Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.
У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание -ю.
Понаблюдаем:
- дядя — дя́д ей
- мама — мам ой
- задира — задир ой
- город — город о́м
- гвоздь — гвозд ём
- известие — изве́сти ем
- мякиш — мя́киш ем
- обруч — о́бруч ем
- вещью — вещь ю
- фасоль — фасоль ю
Множественное число
В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:
- книги — книг ами
- вещи — вещ ами
- деревья — деревь ями
Разносклоняемые существительные
У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:
- путь — пут ём
- бремя — бремен ем
- пламя — пламен ем
Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:
дитя — дитят ей , дитят ею .
Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.
Видео:Творительный падеж. Как определить творительный падеж?Скачать
Значение творительного падежа
Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:
Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:
- работать медсестрой;
- заниматься музыкой;
- увлекаться футболом;
- хочет стать программистом.
Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.
Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.
С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:
Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:
Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:
- спрятаться под кроватью;
- летать над полем;
- находиться за углом;
- ходить между рядами;
- стоять перед зданием.
Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:
- проститься перед отъездом;
- дать экзамен перед распределением;
- смотреть передачу перед обедом.
Видео:Творительный падеж. Существительные. Часть 2 || ПадежиСкачать
Видеоурок
Видео:ЧЕМ или С ЧЕМ? Творительный падеж || Существительные. ПадежиСкачать
Употребление существительных творительного падежа с предлогами
Употребление существительных творительного падежа с предлогами
- Обозначает лицо совместно с которым производится действие и отвечает на вопрос « с кем?»: Мы с друзьями идем в театр; Мой брат пришёл домой с другом; Анна разговаривала с преподавателем. Может обозначать признак предмета. В таком случае отвечает на вопрос «какой?: Мы жили в комнате с большими окнами; Он стоял у здания с колоннами; Он человек высокого роста с бородой. Может обозначать время, в таком случае отвечает на вопрос «когда?: Летом я вставал с восходом солнца; Птицы просыпаются с зарёй. Обозначет образа действия и отвечает на «как?» Студенты слушали лекцию с интересом; Он спросил с любопытством; Он выполняет свою работу со знанием дела. Творительный падеж в значении образа действи обычно используется тогда, когда ему родительный падеж с предлогом «без.
Он писал с ошибками = Он писал без ошибок
Дети слушали с интересом = Дети слушали без интереса
Он выполнил работу со знанием дела = Он выполнил работу без знания дела
Он говорит по-русски с акцентом = Он говорит по-русски без акцента
Сотрудники работают с удовольствием = Сотрудники работают без удовольствия
Он с радостью согласился мне помочь = Он без радости согласился помочь
- Предлог «с» используется с глаголом пoздравлять – поздравить: Я поздравляю вас с днём рождения, Позравляю всех женщин с международным женским днём!; Предлог «с» используется со следующими глаголами и словами, образованных от этих глаголов: бороться с врагами = борба с врагами; сражаться с противнком = сражение с противником; драться с мальчиками = драка с мальчиками; соревноваться с друзьями = соревнование с друзьями.
смеяться над кем-то = Они смеялись над мальчиком
издеваться над кем-то = Они издевались над мальчиком
подшутить над кем-то = Они подшутили над мальчиком
работать над чем-то = Он до позднего вечера работал над статьёй
думать над чем-то = Она долго думала над этим вопросом
- Употребляется для обозначение места, пространственное отношение — ниже чего-либо, снизу от чего-либо, при этом отвечает на вопрос «где?»: Мы сидели под деревом; Тетрадь лежит под книгой,; Я люблю гулять под дождём. Предлог «под» с названиями городов употребляется в значении недалеко от и отвечает на вопрос «где?» Летом они жили под Моской; Дача моих родителей находится под Санкт-Петербургом. Предлог «под» используется со такими словосочетаниями как под наблюдением; под руководством; под знаменем, под флагом и т. д. Ученики делали опыты под наблюдением учитлея; Студенты готовили свои доклады под руководством преподавателя. Корабль контрабандистов плыл под флагом Голландии.
- Предлог «перед» может служить для обозначения времени, в таком слуае отвечает на вопрос «когда?»: Вся семья собралась перед Новым годом, Он пришел домой перед обедом; Он заходил ко мне перед собранием; Надо пить лекарство перед едой. Предлог «перед» может служить для обозначения места: напротив чего-либо, спереди от какого-то объекта, на некотором расстоянии от него и отвечает на вопрос «где?»: Перед зданием муниципалитета прошел митинг ; Остановка находится прямо перед домом. Предлог «под» часто употребляется в следующих словосочетаниях: ответственность перед народом; обязанность перед обществом, долг перед родиной.
- Может служить для обозначение места: Стол стоит между окном и кроватью; Может служить для обозначения времени: Он вернётся между пятью и шестью, мы пойдем в кафе между последними лекциями; указывает на нахождение чего-либо в пространстве, ограниченном двумя или несколькими объектами Деревянный плетень между домами весь был усеян висевшими на солнце солдатскими фуражками. [, Коляска, (1835 г.)]; употребляется при указании на связь двух точек или двух предметов в пространстве Сервис помогает определить расстояние между любыми населёнными пунктами Земли. употребляется при обозначении промежутка времени, в который что-либо совершается: Я расскажу, как они жили в период между Гражданской и Великой Отечественной войнами. употребляется при обозначении взаимосвязанных лиц (предметов или явлений): Я прочитал вчера интересную статью по психологии отношений между мужчиной и женщиной; Прямые переговоры между Израилем и Палестинской автономией опять прерваны. употребляется при обозначении сравниваемых лиц (предметов или явлений): Отношения между мужчиной и женщиной Ї это самое странное и самое сложное. [коллективный. Мне 75. И я еще нужен! // «Психология на каждый день», (2010)] может обозначать ситуации выбора: Выбрать между двумя вариантами. Ребёнок не мог выбрать между конфетой и мороженым. употребляется при обозначении группы предметов, явлений, лиц, в пределах которой совершается распределение, разделение чего-либо: Сколькими способами можно разделить 15 яблок и 20 апельсинов между тремя детьми?
— Следовать за кем-чем-л. / Пассажиры следовади за проводником
— Следить за кем-чем-л. / 1. Няня следит за ребёнком 2. (Она всегда следит за новостями)
— Наблюдать за кем-чем л. / Мы всегда налюдаем за событиями, происходящими в мире
— Гнаться за детьми / В саду мать гналась за детьми
— Распологаться за кем-чем л. / Дом располагается за железнодорожной станцией Токсово
— Ухважить за чем-чем-л. / Она уваживает за цветами.
- Имеет значение «во время»: за завтраком, за обедом, за ужином.
За завтраком отец читал газету = Во время завтрака отец читал газету
- Может служить для обозначения причины действия: За отсутсвеием сбодобного времени я не смог выполнить поручение; За неимением комнаты для приезжих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (М. Лермонтов); Его не приняли на работу за недостатком опыта; За шумом не слышно звонка. Предлог «за» часто употребляется в следующих словосочетаниях: быть замужем за врачом; в погоне за счастьем, за учачей, письмо за подписью известного человека Может иметь значение «после»: За дождями наступила жара. Читать книгу за книгой. Год за годом. Идёт месяц за месяцем
Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
С глаголами
Творительный падеж мы часто используем, когда говорим о профессии или даём характеристику человеку или любому другому объекту. Для этого нам нужны глаголы «работать», «быть», «стать» и «являться»:
Ещё творительный падеж (вместе с глаголами «заниматься», «интересоваться», «увлекаться») помогает нам рассказать о своих интересах, увлечениях, хобби:
- восхища́ться / восхити́ться (+ кем? чем?) : Я восхищаюсь тво ей смелость ю !
- горди́ться (+ кем? чем?) : Он гордится сво ими достижени ями.
- дели́ться / подели́ться (+ кем? чем?) (+ с кем? с чем?) : Наташа не хочет делиться игрушкамис младш ей сестр ой .
- облада́ть (+ кем? чем?) : Интересно, как это, обладать так им автомобил ем !
- отлича́ться / отличи́ться (+ кем? чем?)(+ от кого? от чего?): Этот бренд всегда отличалсяот своих конкурентов высок им качеств ом .
- руководи́ть (+ кем? чем?) : Финансовый директор уволился. Интересно, кто теперь будет руководить отдел ом финансов.
- следи́ть (за кем? за чем?) : Для успеха мы должны следитьзапоследн ими новост ями в нашей отрасли.
- сотру́дничать (+ с кем? с чем?): Мы уже не первый год сотрудничаем с компани ей «Ягодка».
- сра́внивать / сравни́ть (+ кого? что?) (+ с кем? с чем?): Не нужно сравниватьсебя с друг ими людь ми.
- угоща́ть / угости́ть(+ кого? что?) (+ кем? чем?): В магазине меняугостили вкусн ым ча ем . Буду почаще к ним заходить.
- представля́ться / предста́виться (+ кому? чему?)(+ кем? чем?) : Сокращать сотрудников в кризис представляетсянам неприемлем ым .
- счита́ться (+ кем? чем?) : Русский язык считается трудн ым . А какой язык простой?
- опа́сен / опа́сна / опа́сно / опа́сны (+ кем? чем?) : В нашей компании частые опоздания на работу опасны увольнени ем .
Видео:Творительный падеж. Множественное число || Существительные. Падежи.Скачать
Вместе
Если вы что-то делаете не одни, а у вас есть компаньон, то о компаньоне вы скажете в творительном падеже:
– С компаньон ом !
Конструкция «с + творительный падеж» также часто используется для описания блюд: чай с лимон ом , торт со сливк ами , блинчики со сметан ой .
Видео:Творительный падеж имен существительных | Русский язык 4 класс #33 | ИнфоурокСкачать
Характеристика
Эта функция похожа на предыдущую. Помните блинчики со сметан ой ? При помощи конструкции «с + творительный падеж» можно описать не только еду, но и любой другой предмет. И даже человека!
Видео:Русский язык 4 Творительный падежСкачать
Инструмент
По-английски творительный падеж называется Instrumental. Это не случайно! Ведь он отвечает за инструменты!
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Субъект в пассиве
Если вы уже знакомы с пассивными конструкциями в русском языке, то, скорее всего, помните, что:
- субъект принимает форму творительного падежа (в активной конструкции – именительного),
- а объект – форму именительного падежа (в активной конструкции – винительного).
Активная конструкция: Журналис т (И.п.) пишет стать ю (В.п.) для журнала.
Пассивная конструкция: Стать я (И.п.) для журнала пишется журналист ом (Т.п.).
Как вы могли заметить, функция места есть у всех падежей. Здесь на выбор падежа влияет предлог. Творительный падеж нужен после над, под, перед, за, между, рядом с:
Видео:Russian grammar: case prepositions / ПРЕДЛОГИ ПАДЕЖЕЙ / грамматикаСкачать
Когда
Время – ещё одна функция, которая есть у всех падежей. Творительный падеж нам нужен:
- После предлога перед:
Перед сн ом нужно обязательно почистить зубы.
- После предлога за(в значении «во время чего?»):
За ужин ом мы обсудили несколько важных вопросов.
Я провёл весь день за работ ой .
- Когда что-то повторяетсярегулярно (много дней, ночей, недель, месяцев, лет):
В школе мы год ами изучаем английский язык, а говорят по-английски хорошо единицы.
С предлогом за творительный падеж может выражать цель передвижения:
- Предприниматель пришёл в налоговую за консультаци ей . (Его цель – получить консультацию.)
- Они поехали в магазин за книжн ым шкаф ом . (Их цель – купить книжный шкаф.)
- Мама пришла в детский сад за сын ом . (Её цель – забрать сына домой.)
На вопрос как? обычно отвечают наречия (хорошо, интересно, трудно). Часто в этой роли оказывается форма творительного падежа :
- Иван говорит низк им голос ом .
- Папа спорит бас ом и плавает брасс ом . (Из песенки)
- Мы летели сюда самолёт ом .
- Туристы неделю шли лес ом до озера.
- Продавец встретил нас улыбк ой .
Или форма творительного падежа с предлогом с :
- Кандидат с гордость ю рассказал менеджеру по персоналу о своих достижениях.
- В магазине одежды продавец с улыбк ой предложил мне помочь. А я с улыбк ой отказался.
- Он посмотрел на нас с удивлени ем .
- Они с радость ю согласились.
Видео:Творительный падеж имени существительногоСкачать
Практика
Упражнение 1. Раскройте скобки. Где вы используете творительный падеж, а где – другие падежи?
1. Сегодня вечером я встречаюсь с (друзья) в (бар).
2. Что случилось у (этот мужчина) с (грустные глаза)?
3. Магазин находится между (аптека) и (банк) напротив (станция) метро.
5. Сейчас я работаю (учитель), хотя в (детство) мечтал стать (врач).
6. Соня интересуется (русская литература), а вот (математика) ей совсем не нравится.
7. Сегодня я попробую приготовить салат из (тыква) с (кисло-сладкий соус).
8. Он поехал в (Антарктида) за (новые впечатления).
9. Перед (новогодние праздники) надо купить подарки (все родственники и друзья).
10. Он стал (скульптор), потому что любит работать (руки).
- творительный падеж
- другие падежи
1. Сегодня вечером я встречаюсь с друзьями в баре .
2. Что случилось у этого мужчины с грустными глазами ?
3. Магазин находится между аптекой и банком напротив станции метро.
– С удовольствием !
5. Сейчас я работаю учителем , хотя в детстве мечтал стать врачом .
6. Соня интересуется русской литературой , а вот математика ей совсем не нравится.
7. Сегодня я попробую приготовить салат из тыквы с кисло-сладким соусом .
8. Он поехал в Антарктиду за новыми впечатлениями .
9. Перед новогодними праздниками надо купить подарки всем родственникам и друзьям .
10. Он стал скульптором , потому что любит работать руками .
💡 Видео
Урок 6. Творительный падеж (5) || Прилагательные. ПадежиСкачать
Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать
Предлог ПО || ПредлогиСкачать
Творительный падежСкачать
Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать
Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать
Развлечёба | Про падежи имён существительныхСкачать
Предлог. Предлоги падежейСкачать