Тухья чувашский головной убор ударение

Видео:Тӗрӗ вӑрттӑнлӑхӗсемпе ыттисене те паллаштаратьСкачать

Тӗрӗ вӑрттӑнлӑхӗсемпе ыттисене те паллаштарать

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»

Тухья чувашский головной убор ударение Мартынович Раиса Валентиновна
Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»

Чувашская народная одежда Тухья.

Тухья чувашский головной убор ударение

Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми. Немудрено… Ведь даже жюри международного конкурса «Кутюрье года» растерялось, когда на подиум вышла модельер из Чебоксар в необычном и интересном наряде (проводился в Москве — собрались специалисты по истории костюма). В мире не знают еще чувашских костюмов. А тут еще тухья – очень странный головной убор… Сегодня этнографические мотивы все чаще привлекают внимание. А нашим дизайнерам из Чувашии есть чем удивить мир.

Для справок.

Тухья чувашский головной убор ударение

*Дамская любовь к шляпкам легкомысленна и скоротечна, как мода. Но про чувашских барышень так не скажешь. Они хранят многовековую верность двум головным уборам. В девичестве это тухья, а после замужества – хушпу.

*Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом – обереги и талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просто предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение космогонических представлений народа в конструкцию, форму определенного предмета, символизирующего модель мира или его части.

Текст: Петр Михайлов «Тухья и хушпу«, журнал «Националь» № 09/2004

Тухья чувашский головной убор ударение

Пополнять знания детей об этнической самобытности своего народа необходимо с малых лет. Поэтому формированию представлений детей о традиционной чувашской одежде придаю большое значение.

Тухья чувашский головной убор ударение

Ведь знакомство с особенностями одежды приобщает детей к истокам народной культуры.

Тухья чувашский головной убор ударение

Так, дети с большим интересом познакомились с чувашским народным головным убором – тухья. Рассмотрение красочного головного убора вызвал у ребят большой интерес.

Тухья чувашский головной убор ударение

Некоторые девочки даже примерили.

Тухья чувашский головной убор ударение

В ходе беседы дети узнали о том, что своеобразный чувашский головной убор несет в себе глубокий смысл. Можно без труда определить замужем ее владелица или нет, узнать материальный достаток ее семьи, к какой территориальной группе народа она принадлежит (верховым, средненизовым или низовым чувашам).

Тухья чувашский головной убор ударение

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Нам же, взрослым, необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры.

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

Тухья чувашский головной убор ударениеФотоотчет о занятии по рисованию «Пестрядинная ткань улача для чувашской матрёшки» Задачи работы с детьми. Продолжать знакомить с чувашской куклой- матрёшкой, воспитывать интерес к ней, радость от встречи. Развивать эстетическое.

Конспект логоритмического занятия в старшей группе для детей с ОНР по мотивам чувашской народной сказки «Лиса-плясунья» 1. Организационный момент. Логопед: Есть на свете много сказок: Есть на свете много сказок, Интересных и смешных, Всех их нам не сосчитать.

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик» Программное содержание. Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения. Учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых.

Тухья чувашский головной убор ударениеНеделя чувашской культуры. Фотоотчет. Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,.

Тухья чувашский головной убор ударениеЗнакомство с чувашской национальной кухней У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей,.

Знакомство с народной культурой Знакомство с народной культурой на примере пословиц и поговорок о Родине и ее народеЦель: знакомство с народной культурой на примере пословиц.

Тухья чувашский головной убор ударениеЗнакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х лет Хочу представить Вашему вниманию пособие для знакомства детей младшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями. Содержание.

Видео:Старинный чувашский головной убор Тухья (нчк)Скачать

Старинный чувашский головной убор Тухья (нчк)

Исследовательская работа на тему «Женские головные уборы низовых чуваш»

Видео:Чувашская мастерица плетет из бисера национальные головные уборыСкачать

Чувашская мастерица плетет из бисера национальные головные уборы

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тухья чувашский головной убор ударение

МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района

Открытая научно-практическая конференция «Древо жизни»

Тема: «Женские головные уборы низовых чуваш»

Автор: Малькина Ангелина Сергеевна,10 класс.

Руководитель : Краснова Ирина Александровна,

I .Введение. 1. Цели и задачи. стр.3 2. Актуальность выбранной темы. стр.3 3.Предмет исследования. стр.3 4.Методы исследования. стр.3 5.Практическое предназначение. стр.4 6.Гипотеза. стр.4

II. Основная часть.

1.Головные уборы чувашских девушек и женщин: Сурпан. Масмок и чалма. Тухья.

2. Свадебные головные уборы.

3. Отличие девичьих головных уборов от женских.

4 . Современные головные уборы. 5. Изготовление и украшения чувашских головных уборов.

6. Мои исследования.

Заключение. Литература. Приложение.

Россия-страна многонациональная. Изучить историю , культуру всех наций и народностей, населяющих нашу страну , просто невозможно. Мне очень интересна культура и быт моих предков. Среди них есть представители чуваш и мордвы. Я решила изучить, какие головные уборы носили чувашские девушки и женщины ,чем отличаются головные уборы разных эпох

В начале своей работы я хотела бы обосновать выбор данной темы.
За прошедшие столетия чувашский народ прошел сложный путь развития. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей многовековой истории. Это и материальные памятники, и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура, это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Меня удивляет красота чувашского головного убора. Интересно, почему на чувашских свадьбах женщины надевают на голову — хушпу, а девушки – тухья. Поэтому я захотела изучить чувашские головные уборы. Перед собой поставила такую

Цель: Формирование интереса к истории родного края, приобщение к традициям национальной культуры.

1.Изучить происхождение чувашского головного убора девушек и женщин.

2.Сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру чувашского народа.

3.Дать объяснение этнической особенности головного убора.

4.Развитие познавательной активности средствами краеведческой деятельности.

5.Изучить изготовление головных уборов, как одну из самых старинных ремесел народа.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек должен знать историю и культуру родного края, своих предков. Это всегда интересно и современно. Данное исследование позволяет сравнить, какие головные уборы носили девушки и женщины чуваш в разные исторические периоды

Предмет исследования : Женские головные уборы чуваш.

1.Поиск материала в районной , сельской , и школьной библиотеках.

2.Опрос жителей сел Пролей-Каша и Богдашкино.

3.Поиск материала на разных сайтах интернет ресурсов.

4.Обработка полученных результатов.

Область практического применения:

1.Рекомендуется использовать материал при изучении курса « История г. Тетюши и Тетюшского края».

2.Провести классные часы в школе.

Гипотеза: Народ, который знает и помнит свою историю, чтит традиции и обычаи достоин уважения.

Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов,
Это все проверить с вами вместе.

Народный поэт Чувашии
Педер Хузангай

Огромный интерес и самую большую ценность представляет сам народ «края ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок». Он сумел сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы — уникальные вышивки, необычные костюмы.

Головные уборы чувашских девушек и женщин

Меня больше всего заинтересовала одежда чувашского народа, а именно, женские головные уборы низовых чуваш. Хотелось больше узнать, чем отличаются головные уборы девушек и женщин.

В древности группы отличались по одежде, особенно женской. К тому же, живя рядом с другими народами, в течение нескольких столетий чуваши воздействовали на их культуру и сами что-то заимствовали у них.

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пустутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Женский головной убор состоял из трех-четырех предметов.

У чуваш анатри повседневный вариант женского головного убора состоял из трех частей: сурпан – удлиненной головной повязки, пустутри — платка и налобника масмак. Длинные головные повязки или платки сшивались из полотнищ холста и нарядных концов с орнаментом, с фабричными тканями, бахромой, кружевами, тесьмой. Концы пуст утри закреплялись на голове и свисали с боков подобно длинным ушам. Как отмечалось исследователями: «Белая чалма, белый с расшитыми кумачными концами сорбан, далеко ниспадающий с головы, придают низовой чувашке, сравнительно с верховой, картинный и экзотический, восточный – не то арабский, не то еврейский – вид».

Важную символическую и декоративную функцию выполнял головной убор сурпан (см.приложение 1, 2), имевший одинаковые черты почти во всех регионах расселения чувашей. Длинным белым полотнищем сурбана повязывалась либо вся голова -у низовых. Орнаментированные концы спускались по спине почти до колен. Праздничные сурбаны конца 19 – начала 20 вв. имели длину до 240 см, хотя в старину сурбаны были сравнительно короткие (около 150 см в длину) и узкие.

По орнаментации, технике исполнения, способам ношения и размерам сурбаны разных групп чувашей различались. Сурбаны анатри украшались тканым крупным геометрическим орнаментом. Многоцветовые узоры (14-15 цветов и оттенков) ткались шерстяными (из верблюжьей шерсти) нитками на красном или белом фоне, размещались ярусами. Выполнявшийся на красном фоне пестрый узор оттенялся белым и черным. Концы сурбана украшались вышитыми полосами кумача, бисером, бахромой из разноцветных нитей, белыми кружевами. В экстерриториальных подгруппах анатенчи и анатри в конце 19 в. Сурбаны стали изготавливать с разными концами: один конец накладывался по спине и закреплялся поясом, а другой, более нарядный, свисал с головы на правое плечо. Пожилые женщины сурбан закрепляли особым платком сурпантутри–уменьшенным подобием сурбана. К стану сурбан прижимался передником и поясом.

Масмаки (см.приложение 3,4) чувашей анатри сходные с башкирской налобной повязкой хараус, изготовляются из более широкой полоски (8-10 см) холста и имеют трапециевидную композицию с фигурами коней, птиц, драконов и т.д. На масмаках можно обнаружить целые орнаментированные «картины» мироздания.

Женщины анатри в прошлом носили чалму (см.приложение 5) – косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

Чувашский головной убор тухья носился девушками до выхода замуж. Это вид головного убора в виде боевого шлема. По предположению Н.И.Никольского, в древнюю пору тухья служила защитой для головы во время боёв, впоследствии эта мужская военная принадлежность обратилась в украшение женской головы.

Тухьи бывают двух видов : островерхие (см.приложение6,7) и без острия. У нее нет наспинной части. Полусферическая основа шапочки делалась из грубого холста или шерстяной ткани белого цвета. Шишка на шапочке размером в 1-2 см вытачивалась из дерева или отливалась из олова. Верх этого убора сплошь покрыт узорами из бисера разных тонов (зелёного, жёлтого, золотистого, белого, бордового) , сочетание которых образовывало рисунки (квадраты, ромбы, кресты и т.д.) По краям шапочки чешуеобразно нашивались рядами мелкие серебряные монеты, раковины – ужовки, спереди прикреплялось налобье в виде сеточки из красных бус и белого крупного бисера. Налобник закрывал лоб до бровей. Наушники также обшивались мелкой монетой.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялось плотно, а свисающие с краёв – свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев или хоровода они издавали мелодичные звуки.

Тухью носили только девушки, надевая прямо на волосы, иногда поверх неё повязывали чалму. Тухью с шишаком носили только низовые, средненизовые носили её без шишака, а среди верховых этот девичий убор широкого распространения не получал.

По преобладанию того или иного цвета можно выделить зеленые и красные варианты тухьи. Многочисленные горизонтальные ряды мерцающего бисера служили как бы фоном орнамента, заранее вынизанного в виде и нашитого на среднюю часть шапочки. В орнаменте из бисера строго соблюдается ритмичность, плавность линий, пластичность форм. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Чаще всего выполнялся узор в виде косых крестов с загнутыми концами, подвешивали по2-3ряда серебряных монет,а к боковым лямкам-наушникам сверху донизу крепили крупные звонкие рубли.

Три уровня тухьи.

Тухья чувашей представляет небесные уровни мироздания. Вышивка бисером тухьи украшается обычно знаками солнца. Само трехчастное деление головного убора: уровень монет, уровень бисера, уровень шишака – символизирует три небесных уровня. Самыми распространенными основными цветами тухьи являются сочетания красного, белого и желтого.

Тухьи без шишака выполнены в реалистичном цветовом сочетании голубого с белым, что напрямую связано с небом. Родителя, желая получше нарядить свою дочь, заранее подготовляют для её наряда деньги, бусы и т.д. Сначала для тухьи шьют обруч – кăшăл. Его шьют из полотна, сотканного из конопляных ниток. Обруч и верхушку – тăрнашка – унизывают бисерным шитьем. С обеих сторон к ушам спускают по 2-3 шĕлкеме (наушники). Их приготовляют из бус золотого цвета. На конце вывешивают монеты.

У чуваш существовало два типа тухьи: 1) почти целиком покрытая монетами или нухратками — жестяными имитациями монет — тухья не имела вверху шишечки. Этот убор был распространен анатенчи ; 2) тухья, зашитая бисером, лишь с несколькими рядами монет или нухраток, обычно имела вверху тоже обшитый бисером конус с металлической шишечкой. Эта тухья была распространена у анатенчи и анатри.

Хушпу (см.приложение 8,9,10) носили только девушки-невесты во время свадьбы и замужние женщины анатри и анатенчи.

Хушпу бывают двух видов: конусообразные и шлемовидные. Имеют деталь, спускающуюся на спинку – «хвост». Остов хушпу изготовлялся из нескольких слоев грубого холста, в древние времена – из кожи. Верхний край остова хушпу покрывался бисером, ниже рядами нашивались чешуеобразно серебряные монеты разных достоинств, а по нижнему краю его пришивались серебряные рубли. Менее состоятельные вместо серебряных монет украшали хушпу бронзовыми и медными жетонами или оловянными бляшками, старинными нухратами. Спереди хушпу, как и у тухьи, пришивался налобник. С помощью ремней хушпу застёгивался под подбородком. «Хвост» украшали бисером, монетами, лентами, бахромой из крученых красных ниток с белыми бусинами на конце.

Женский головной убор хушпу носился как поверх сурпана, так и без него. Женщины старались прятать свои волосы под хушпу, потому что волосы могли служить в обрядах порчи и являлись сугубо интимной внутрисемейной принадлежностью.

Тухья и хушпу, как и сурпан, бытовали в среде тюрских народов Средней Азии и Казахстана. Головной убор в виде хушпу имеется у башкирских женщин, близки к нему старинный свадебный убор казахов, татар, туркмен, удмуртов, мари, мордвы-эрзи. От чувашей хушпу заимствовали соседние финно-угорские народы.

Сегодня хушпу остаётся специфическим чувашским головным убором. Если раньше каждая девушка в селе имела тухью, а каждя женщина – хушпу, то в настоящее время в деревнях очень трудно найти эти головные уборы (имеется только несколько штук). Хушпу надевают замужние женщины только на свадьбу, а не повседневно.

Свадебные головные уборы .

На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухью, а также свадебное покрывало (см.приложение 10). И по древнему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его. На второй день свадьбы во время обряда «сурпансырни» в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обёртывали сурпаном, надевали хушпу и все женские нагрудные, шейные, наплечные украшения.

Тухья же сегодня является только частью сценического костюма.

Девочки-чувашки тоже носили тухью (см.приложение 11).

Отличие девичьих головных уборов от женских.

Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки.

Замужние носили сурбан — род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек — тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин — хушпу — шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками — тухланками. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хуре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т.п.

Чувашский головной убор тухья носился девушками до выхода замуж. Характерное отличие девичьих головных уборов от женских – это непременное стремление закрыть волосы женщины, в то время как девичьи оставляют открытыми. Носить тухью детям разрешали только по праздникам с 10 – 12 лет. Девичий головной убор надевался глубоко, до уровня бровей. Серебряные монеты, подвешенные по передней кромке, подчеркивали очертание бровей и оттеняли светлое лицо девушки. Высокое навершие на шапочке венчалось символом Солнца — блестящим металлическим конусом, белой пуговицей либо ярко-красной бусинкой (низовая группа). У девушек верховой группы тухья была в виде шапочки, с узором Солнца.

Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно, а свисающие с краев – свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. Монеты использовались различного достоинства: от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные, известные под названием нухраток. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица

Изготовление и украшения чувашских женских головных уборов.

В чувашской традиции все основные украшения изготовлялись в домашних условиях. Хотя более сложные вещи заказывались сельским мастерам, специализировавшимся в этом ремесле. Для основы использовались только местные материалы. Продукты земледелия и животноводства: плотный холст, тесьма из суровых или шерстяных нитей, домашнее сукно, выделанная кожа.

В XIII-XIX веках основными элементами декора, украшений были: мелкие серебряные «копейки» или их имитации (нухратки), серебряные монетки от 5 копеек до рубля, бисер (белый, красный, зеленый, желтый, реже черный или голубой), бусы, стеклярус, белые раковины каури небольшого размера, а также металлические нити, проволока, цепочки, спиральки, трубочки. Считалось, что каждый из элементов заключал в себе магическую охранительную силу. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок(см. приложение 13,14), в котором предки древних чувашей отразили свои языческие представления о мире. Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини – посредством великого древа жизни, солнце – в виде круга и розетки. Смело помещали красный бисер на красный фон, добиваясь насыщенности цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям. Монеты нашивались на основу в 2-5 рядов, чешуеобразно, реже – в ровный ряд, их расположение подчинялось четкому ритмическому строю. Для покрытия больших площадей их пришивали к основе суровыми нитками. Они могли сохранять относительную подвижность и издавать мелодичный перезвон.

Все элементы для украшений приобретались на накопленные семьей средства на местных рынках и ярмарках, а также у разносчиков-торговцев. Как правило, серебряные монеты были неходовыми, тем не менее стоили значительных денег. Выразительность украшений заключалась в умелом сочетании бисерного шитья и серебряных монет. Преобладающая расцветка зависела от половозрастного положения человека, а также этнотерриториальных особенностей. Красный бисер и оранжево-розовые кораллы использовались в основном, для принадлежностей замужних женщин; зеленый и красный преобладали у низовых чувашей, а светло-зеленый, голубой и белый – у средненизовых. Женские головные уборы и украшения, призванные закреплять особый родовой и социальный статус женщины, оформлялись преимущественно серебряными монетами, а в декоре девичьих принадлежностей преобладало бисерное шитье и плетение.

Геометрический орнамент, выполняемый бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной вышивки – это ромбовидные и мендрообразные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Наиболее выразительными были узоры на низовой тухье (их плели в виде изогнутой ленты шириной 4 см, а затем нашивали на шапочку). Мелкие виды орнамента также играли определенную роль в обогащении художественного образа украшений и головных уборов: в сочетании с ритмичными цветными полосками они выполнялись при выполнении бордюров и окаймлении краев. Основными техническими приемами для декорирования украшений являлись нашивание и свободное подвешивание.

Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служит оберегом от злых чар и ревности мужа.

Современные головные уборы.

В произведениях современных модельеров(см.приложение 12) соблюдаются старинные традиции чувашского колорита. Каждый из художников старается по-своему интерпретировать старинные образцы, проследить традиции, формы, орнаментацию декора и материала.

Иногда в современных образцах мастерицы делают этнографические модели и стараются их скопировать, но украшают «тухью» при помощи современного материала: бисера, мелких монет, вышедших из употребления еще в советское время или каких-то жетонов. Качество получается другое, но сама форма и принцип декора сохранен, нанесение орнамента в определенных местах, ритмика, цветовой строй — все это они стараются выдерживать. И это не идет в разрез с традицией, помогает спасти те уцелевшие крупицы прошлого, которые мы имеем, помогает нам помнить старину.

Недостаток таких стилизованных вещей — использование других материалов. Это не серебряные монеты, которые были главным компонентом старинных украшений. Там уже звон — другой. Акустика — другая. А это очень важная особенность в обрядовой культуре, в ее музыкальном восприятии.

Когда женщины и девушки водили хороводы на весенние и летние праздники, такие как «Акатуй», все вокруг наполнялось серебряным звоном, и это было великолепно. Даже обычные украшения и простой головной убор звенел, когда водили хоровод двадцать, тридцать человек. Какое небесное звучание шло от этих украшений?

Сейчас национальный костюм настоящим серебром украсить невозможно, и народ как-то вынужден выходить из положения.

Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек и дедушек их отточенные веками мастерство и вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.

Я провела опрос учащихся нашей школы. На вопрос: «Знаете ли вы что такое тухья?», 8 учащихся из 50 ответили, что они не знают. Это в основном учащиеся начальных классов. Остальные знают.

Потом мне стало интересно узнать, сколько же человек имеют тухью и хушпу в селах Богдашкино и Пролей-Каши. Ответить на этот вопрос мне помогли жители села Пролей — Каши: Гнусарькова Валентина Васильевна, Морозкина Ирина Васильевна. Жители села Богдашкино: Краснова Лидия Алексеевна, Краснова Татьяна Геннадьевна. У меня получилась вот такая таблица.

Видео:Асамла Тухья (Волшебная Тухья)Скачать

Асамла Тухья (Волшебная Тухья)

Происхождение и функции чувашского народного костюма

Чуваши – народ тюркской языковой группы, проживающий в Поволжье: в Чувашской республике, Татарстане, Башкортостане, в Самарской и Ульяновской областях. Этот небольшой по российским меркам народ бережно хранит свои традиции. Чувашский народный костюм – национальное достояние! Некоторые образцы нарядов сохранились с XVIII века! Бабушкины и дедушкины наряды надеваются по большим национальным праздникам и являются предметами гордости владельцев.

Видео:Тухья — традиционный девичий головной убор чувашей #рекомендацииСкачать

Тухья — традиционный девичий головной убор чувашей #рекомендации

Традиционный костюм – традиционные материалы

По вековым традициям одежду чуваши делали сами. Полотно из конопли и льна, овечью шерсть ткали женщины в каждой семье. Девочек прясть, ткать и вышивать учили с детства. Для шитья верхней одежды использовали домашнее сукно, кожу, войлок.

Тухья чувашский головной убор ударение

Основным цветом в одежде был белый – естественный цвет полотна. Для придания большей белизны ткани выкладывали на снег ранней весной под яркие лучи солнца.

Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.

Рубахи кепе из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой.

Особенности женских нарядов

Летняя одежда

На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте – обереги в виде Солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Женщины поверх рубах носили фартуки или передники, тоже обильно вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч узоров! На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бёдрах яркая с вышивкой шёлком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство Вселенной.

Тухья чувашский головной убор ударение

Тёплая одежда

Верхней «демисезонной» одеждой у женщин были кафтан-халаты или суконные кафтаны. Зимней одеждой – овчинные шубы в талию.

ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!

Одежда для девочек

По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.

Головные уборы

Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.

Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.

Видео:Чувашский национальный костюмСкачать

Чувашский национальный костюм

Особенности мужских костюмов

Летняя одежда

Тухья чувашский головной убор ударениеМужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.

Тёплая одежда

Мужской «демисезонной» одеждой были холщевые, суконные кафтаны или халаты. Зимой вместо полотняных надевали суконные штаны и овчинные шубы керек.

ВАЖНО. Богатые чуваши к шубам добавляли тулуп из чёрной овчины.

Одежда для мальчиков

Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.

Головные уборы

Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.

Обувь

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.

Видео:Мастер - класс по изготовлению чувашского женского головного убора "Хушпу"Скачать

Мастер - класс  по изготовлению чувашского женского головного убора "Хушпу"

Свадебные наряды невесты и жениха

Особенно красивыми были свадебные наряды.

Тухья чувашский головной убор ударение

Женское свадебное одеяние с головным убором, ожерельями, нагрудными украшениями, браслетами, подвесками, кольцами весило около пуда (16 кг)! Поверх невесту накрывали белым покрывалом перкенчек с ритуальной вышивкой. В процессе свадебного обряда невесте девичий головной убор меняли на женский.

Жених одевался в расшитую рубаху, кафтан с поясом синего или зелёного цвета, сапоги и меховую шапку с монетой впереди.

ВАЖНО. Особым предметом был платок, который жених носил на плечах с момента успешного сватовства до самой свадьбы. Платок вышивала девушка заранее, а отдавала жениху. Это означало, что она согласна выйти замуж.

Видео:Изготовление ТУХЬЯСкачать

Изготовление ТУХЬЯ

Особенности национальных нарядов разных этнических групп

Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.

Анатри

Тухья чувашский головной убор ударение

Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.

Анат-енчи

Тухья чувашский головной убор ударение

У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.

Вирьял

Тухья чувашский головной убор ударение

Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей. Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.

💡 Видео

Мастер-класс по изготовлению чувашских национальных украшений Абржиной Веры ПетровныСкачать

Мастер-класс по изготовлению чувашских национальных украшений Абржиной Веры Петровны

На ВДНХ устанавливают многометровую тухьюСкачать

На ВДНХ устанавливают многометровую тухью

Хушпу - чувашский национальный головной убор замужней женщины #чувашия #чуваш #чуваши #булгарыСкачать

Хушпу - чувашский национальный головной убор замужней женщины #чувашия #чуваш #чуваши #булгары

Чувашский костюм. Третья серия проектаСкачать

Чувашский костюм. Третья серия проекта

Мастер-класс "Чувашские женские и девичьи головные уборы". 1 часть.Скачать

Мастер-класс "Чувашские женские и девичьи головные уборы". 1 часть.

Мастер-класс: плетение бисером чувашского узораСкачать

Мастер-класс: плетение бисером чувашского узора

Старинные чувашские украшения.Скачать

Старинные чувашские украшения.

Изготовление женского чувашского головного убора - Бижбулякский ДКСкачать

Изготовление женского чувашского головного убора - Бижбулякский ДК

Видео-урок «Чувашские головные уборы»Скачать

Видео-урок «Чувашские головные уборы»

timofeevaVV ubor 1Скачать

timofeevaVV ubor 1

Художественный бисер Акчурина Зоя Алексеевна Чувашская РеспубликаСкачать

Художественный бисер Акчурина Зоя Алексеевна Чувашская Республика

Чем отличается одежда разных групп чувашейСкачать

Чем отличается одежда разных групп чувашей
Поделиться или сохранить к себе: