- Базилика Сан Витале в Равенне и её мозаики
- Здание
- Интерьер
- Мозаики
- Вход в пресвитерий
- Гостеприимство Авраама и жертва Исаака
- Христос Вседержитель
- Юстиниан и Феодора
- Феодора
- Византийский стиль
- Принципы иконографии
- Внутри калейдоскопа
- Что изображено на византийских мозаиках Равенны
- Базилики
- Сант-Аполлинаре-ин-Классе
- Сант-Аполлинаре-Нуово
- Сан-Витале
- Мавзолей Галлы Плацидии
- Архиепископская капелла
- Баптистерии
- Билеты и время работы
- 📸 Видео
Видео:Равенна, фильм 3. Базилика Сан Витале / Ravenna, Basilica di San VitaleСкачать
Базилика Сан Витале в Равенне и её мозаики
Базилика Сан Витале в Равенне, один из объектов культурного наследия ЮНЕСКО в Италии, была заложена в 526 году, во времена архиепископа Экклезио, когда город еще находился под властью готов. Построена она была в течение следующих двадцати лет, во времена правления императора Юстиниана, одновременно с церковью Святой Софии в Константинополе, сейчас Стамбуле. Базилика была освящена епископом Максимилианом в 547 году и посвящена святому Виталию, мученику ранних веков христианства. Церковь была задумана как символ византийского имперского величия. Её центральный план и структурные решения явно отличаются от типичных для Италии продольных базилик.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна
Базилика Сан Витале в Равенне — это единственный итальянский монумент, который, несмотря на свои небольшие размеры, может конкурировать с великими византийскими памятниками, как в изысканности декораций и драгоценности используемых материалов, так и в оригинальности пространственных решений. Существуют гипотезы, что автор первоначального проекта или, по крайней мере, второго проектного вмешательства был тот же, что и автор церкви Святых Сергия и Вакха в Константинополе, построенной в те же годы .
Видео:Храм св. Виталия (Сан Витале) в РавеннеСкачать
Здание
Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. План
Здание выполнено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек — основного корпуса, тибурия, апсиды (полигональной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна
Видео:Сан ВиталеСкачать
Интерьер
В базилике два входа — один — по апсидной оси, другой — смещенный от центра. Концепция пространства этого здания очень отличается от традиционных итальянских моделей. Оно то и дело расширяется, разворачивается и выгибается во все стороны, размножаясь в глубину и высоту.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий
Пространство базилики Сан Витале невозможно объять взглядом, это постоянная погоня за изгибами, вращение поверхностей. Многочисленные перспективы впечатляют ещё и за счёт эффекта света, проникающего сквозь диафрагмы трехслойных окон под разными углами, подчёркивая ценность полихромного мрамора и великолепие знаменитых мозаик. Византийский вкус и представление о красоте отражаются в Сан-Витале также в резных каменных плитах, украшенных стилизованными растительными мотивами, павлинами и голубями, и в корзиновидных капителях, высеченных, возможно, непосредственно в Константинополе. Капители напоминают богатые вышивки с резными зооморфными фигурами.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Капители
Видео:Лекция 3. Мозаики Равенны: ранневизантийское время. Сан Витале, базилика Сант Аполлинаре ин КлассеСкачать
Мозаики
Мозаики церкви — это лишь часть тех, что когда-то украшали всё внутреннее пространство. Сегодня, по сути, мозаичное убранство охватывает только стены пресвитерия, апсиды и её ниши, в то время как, например, купол расписан несообразными фресками XVII века. В некоторых частях пола так же сохранились оригинальные инкрустации. В любом случае, эти мозаики являются одним из самых удачных и, безусловно, наиболее важных свидетельств всего художественного творчества эпохи Юстиниана.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Инкрустированный пол пресвитерия Базилика Сан-Витале, Равенна. Пресвитерий Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия
Вход в пресвитерий
Внутренняя часть триумфальной арки у входа в пресвитерий украшена бюстами апостолов в овальных медальонах с образом Христа в центре .
Базилика Сан-Витале, Равенна. Триумфальная арка, внутренняя часть
В центре крестового свода пресвитерия, прямо над алтарем, на фоне звездного неба изображен ягнёнок, то есть Агнец Божий, в окружении четырёх ангелов, поддерживающих гирлянду. Фантастические изображения птиц, рыб и цветов напоминают о красоте Рая.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия Агнец Божий, 532-547, мозаика. Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия, фрагмент
На стенах под сводом изображены четыре евангелиста, увенчанные своими символами, а в люнетах внизу — две сцены из Ветхого Завета: гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака, и жертвоприношения Авеля и Мелхиседека.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Вид на левую сторону пресвитерия Базилика Сан-Витале, Равенна. Вид на правую сторону пресвитерия Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена пресвитерия
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака
Люнет с историями Авраама представляет два отдельных эпизода из жизни ветхозаветного патриарха.
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена пресвитерия
В сцене слева Авраам приветствует трех таинственных паломников, сидящих за столом, накрытым тремя буханками хлеба, и подает им теленка, представленного здесь в уменьшенных пропорциях. За стариком, его жена Сара слушает невероятную весть, которую ей поведали гости несмотря на свой преклонный возраст, она станет матерью. Паломники, одетые в одинаковые белые одежды и идентичные друг другу, являются триединым божественным проявлением, иными словами, прямым проявлением Бога, а их иконография напоминает византийские иконы Святой Троицы.
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале
Сцена справа показывает кульминационный момент жертвы Исаака, когда Авраам, повинуясь Божьему приказу, готов принести в жертву своего единственного сына. Правой рукой он поднимает свой меч, а левой ласкает голову ребёнка, как бы подтверждая, что его отцовская любовь не уменьшилась. Но в этот момент рука Божья уже выходит из облаков, чтобы остановить его. Вместо Исаака, рядом с алтарем, готов принести себя в жертву барашек.
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан Витале
Христос Вседержитель
На внутренней стороне арки апсиды в центре изображены два императорских орла, держащих стилизованную монограмму Христа. На стене выше изображены два ангела, держащие солнечный христианский символ, а по бокам — священные города Вифлеем и Иерусалим.
Базилика Сан Витале, Равенна, вид на апсиду
Центр мозаичного убранства находится в апсидной круглой нише, где изображён Христос Вседержитель, особый образ Мессии, вдохновленный стихом из Ветхого Завета, гласившим: «Небеса — престол мой, а земля — подножие ног моих «.
Христос Вседержитель, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, ниша апсиды
Христос изображён сидящим в центре на бирюзовом глобусе, подвешенном на основании скалы. У ног его текут четыре реки Рая, а на золотом фоне виднеются полосы красных и синих облаков. Внизу простирается зеленый луг с цветами и кустарниками. Иисус, согласно древней раннехристианской иконографии, изображён юным, на нём крестообразный нимб, в левой руке он держит свиток Закона Божия, а правой рукой вручает венец мученичества святому Виталию. С другой стороны — епископ Экклесий, инициировавший строительство церкви Сан-Витале, преподносящий Христу проект здания.
Юстиниан и Феодора
Самые известные мозаики, расположенные друг напротив друга на двух стенах снизу, изображают процессию императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, которые несут блюдо с хлебом и вином, направляясь к Христу Вседержителю в апсидной нише. Этой данью они выражают уважение Богу, от которого исходит их власть на земле. Несмотря на некую правдоподобность соматических черт (считается, что их лица были скопированы с портретов, присланных из Константинополя), Юстиниан и Феодора изображены фронтально, с головой, окруженной нимбом, и представлены в виде символических и абстрактных образов.
Юстиниан и его свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды
На панно рядом с Юстинианом изображены мужские фигуры, стоящие на газоне или, скорее всего, на зеленом ковре. В центре — император в белой тунике с золотой отделкой и пурпурной накидкой, прикреплённой к правому плечу круглой брошью из драгоценных камней и жемчуга. На голове у него диадема из золота, жемчуга и драгоценных камней, с двумя подвесками на каждой стороне.
Слева от него мы узнаем епископа Максимиана, благодаря эпиграфу, написанному у него над головой. Человек с бородой, справа от Юстиниана, вероятно,- Белисарий, завоевавший для него Италию.
Феодора и её свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды
Феодора
В отличие от панно Юстиниана, в панно с Феодорой есть некоторые элементы интерьера, которые помещают сцену в более определенную среду: в верхнем правом углу видна трехцветная вуаль, слева дверь, частично закрытая занавеской, небольшой фонтан с рифленой колонной, а на заднем плане, в центре, ниша, украшенная «ракушкой». Поверх белой туники на королеве пурпурная мантия, украшенная внизу изображениями Волхвов. На голове у неё драгоценный головной убор из жемчуга с диадемой, также из жемчуга, золота и драгоценных камней. Две дамы слева от Феодоры — это жена и дочь Белисария.
Видео:Вместе с семьёй. Ежедневная молитва. Эфир от 19 января 2024Скачать
Византийский стиль
В обеих сценах с Юстинианом и Феодорой все персонажи свиты мало отличаются друг от друга. Они изображены фронтально и выстроены в ряд на переднем плане в неестественном положении. Сцены предназначены для иллюстрации процессии, где свита должна стоять за императором и его женой. Фигуры персонажей лишены натуральности, без веса или массы тела, сплющенные, уложенные друг на друга как в открытой колоде карт. Особенно это заметно по ногам, которые, кажется, наступают одна на другую.
Юстиниан и его свита, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды
Те немногие элементы, которые пытаются контекстуализировать сцену, как в панно Феодоры, абсолютно условны. Понятно, что художника совершенно не интересовало правдоподобное воспроизведение действительности. Юстиниан и Феодора — это не просто изображения мужчины и женщины, а символические фигуры, неподвластные времени. Этими фигурами художник хотел выразить саму концепцию власти.
Принципы иконографии
В эпоху Юстиниана техника мозаики достигла уровня совершенства и стала незаменимым инструментом для украшения архитектуры и выражения новых доктринальных программ. Для византийской художественной культуры, по сути, образный цикл мозаики был не только драгоценным украшением для архитектуры, но и выражением философии в художественной форме.
Во всех византийских мозаиках, как и в иконах, фигуры теряют всякую телесную суть, а их окружение лишается пространства, в котором можно двигаться. Иконографические принципы византийского искусства возводят каждую фигуру в символ. Художественные каноны Византийского мира были не менее жесткими, чем моральные устои того времени: позы, одежда, пропорции и выражения фигур были строго установлены. У византийского художника, как и у египетского, не было возможности изобретать что-то новое.
Феодора и её свита, 532-547, фрагмент, Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды
Джулио Карло Арган, один из величайших искусствоведов ХХ века, писал, что на идеологическом уровне «техника мозаики представляется идеально соответствующей мышлению того времени […]: техника мозаики — это метафора искупления — переход материала из матового состояния в прозрачное, светлое, духовное, космическое». В основе такого массового использования мозаики лежит фактически христианское представление о красоте. Глубоко отличаясь от классического идеала, христианская красота проистекает не из возвышения природы, а из преодоления физических границ тусклой и тёмной материи, которая будет приведена в духовное состояние с присущим ему свету и яркости.
Христианское пространство состоит прежде всего из света. Мерцающий золотой фон больших мозаичных поверхностей, символическая интерпретация божественного света, вдохновляет и восхищает верующих. Мозаика является возможностью сублимировать скучную и несовершенную материю. Поэтому византийские художники изначально выбирали такие драгоценные материалы, как золото например, которые лучше поддаются игре света, «преображаясь» сами в свет.
Видео:Равенна. Сан-ВиталеСкачать
Внутри калейдоскопа
Райские сады равеннских мозаик
Путешествие в Равенну может стать одним из самых незабываемых в жизни. Маленькому сонному городу на севере Италии выпала честь сохранить так много памятников христианского искусства, — от его первых образов до византийского апофеоза, — как мало какой столице мира. Недаром говорят, что — город более византийский, чем сама Византия.
У истории, говорят, есть некий вкус к симметрии. К своеобразным рифмам, рефренам, перекличкам — судеб, мест, имён. Не оттого ли основатель Рима, легендарный Ромул, и его последний правитель Ромул Август — тёзки. Не оттого ли Римская империя, владевшая половиной мира, пришла умирать в то самое место, в ту болотистую глушь, где родилась. В Равенну.
По дороге из курортного города Римини в Равенну путники минуют неприметную реку, почти ручей. Едва ли многие из них догадываются, что переходят Рубикон. По этой реке в I веке до нашей эры проходила граница между Цизальпинской Галлией и Римом. 10 января 49 года до Р. Х. здесь была пройдена точка невозврата — и для проконсула Юлия Цезаря, инспектировавшего в то время гладиаторскую школу в Равенне, и для римского государства. По закону проконсул мог возглавлять войско только за пределами Италии: полководец, переходивший Рубикон со своим войском без приказания римского сената, становился мятежником. Цезарю стало известно, что враги в столице готовят против него заговор. Риск был огромен, но и выбор невелик: восстать — либо погибнуть. Пресловутый жребий был брошен здесь: из Равенны Цезарь повёл войско на Рим, где под его началом агонизирующая республика стала неуклонно превращаться в Римскую империю.
А спустя пять веков эта империя — западная её часть — прекратила своё существование в той же Равенне. В 402 году император Гонорий, спасавшийся от варварских набегов, перенёс сюда из Милана свою столицу. Непроходимые болота, окружавшие Равенну, казалось, надёжно защитят императорский двор. Но в 476 году город был взят. Так была поставлена символическая точка в истории Западной Римской империи.
«Понять Равенну легче, чем другие итальянские города, — писал английский путешественник Генри Мортон. — Туристу не приходится напрягаться, мысленно перескакивая из одного столетия в другое: всё, что ему здесь покажут, укладывается в короткий промежуток времени — полтора столетия, от 400 до 550 года».
Всего полтора столетия цветения — и полтора тысячелетия воспоминаний. В Равенне нет душераздирающих руин, к которым привыкает глаз в Риме. Античные саркофаги и мраморные колонны разбросаны под открытым небом Вечного города, по ним бродят кошки, на их фоне течёт река совсем иной жизни. В Равенне прошлое надёжно укрыто за крепкими бурыми стенами церквей, как россыпи драгоценностей в невзрачных сундуках. Землетрясения, пожары, грабежи, веками опустошавшие средиземноморские города, не обошли стороной и Равенну. Внесли свою лепту и англо-американские бомбардировки. Но дворцы и крепости лежат в руинах, а церкви каким-то чудом стоят, и знаменитые равеннские мозаики позволяют увидеть храмы такими, какими они были на заре христианской истории, во времена святых отцов неразделённой Церкви.
Восемь из множества памятников Равенны находятся под защитой ЮНЕСКО. При некоторой выдержке и неприхотливости все их можно посмотреть за день. Но стоит ли спешить здесь, в городе, который переспорил само время?
Читая в различных путевых заметках и мемуарах вековой давности, как их герои по много раз возвращаются в один и тот же зал музея, как часами стоят перед произведением искусства, — слегка завидуешь. Не столько количеству свободного времени, сколько особенностям восприятия. Каждый знает по себе, как мало приспособлено зрение современника — да и весь ритм нашей жизни — к спокойному созерцанию. Привычный к постоянной смене картинки, к неотложному реагированию глаз не способен надолго сосредоточиться на статичном объекте, будь то прекраснейшая статуя или захватывающий дух пейзаж.
Но наблюдая, как подолгу стоят гости под сводами равеннских церквей, словно под чарами, понимаешь, что в мире мозаики действуют другие законы. Из плена её не так-то просто вырваться, от неё не отделаться беглым взглядом. Мерцание камней, волшебство орнамента, схематичность черт — в мозаике есть что-то от сказки, в которую ребёнок погружается с головой, забывая обо всём. Неподвижное, навек застывшее очарование… А может, и туристы в Равенне особенные. Город лежит в стороне от массовых маршрутов, и те, кто приезжает сюда, как правило, знают, чего ищут.
Несомненно, нам, восприемникам греческой религиозной традиции, Равенна роднее, чем великолепные итальянские города Ренессанса и барокко. «Чего мы только не видели: чуть не все итальянские горы, два моря, десятки музеев, сотни церквей. Всех дороже мне Равенна…» — так, в заключение своего итальянского путешествия, Александр Блок пишет матери. Мало кто из писавших о Равенне удержится и не помянет его чудесные строки:
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик…
Блок и его современники находили Равенну тихим, бедным городком, будничная жизнь которого протекала мимо всех его забытых богатств. Сегодня город изменился, где-то на его окраинах гудят невидимые промышленные предприятия. Но дух покоя, достоинства, неторопливости всё тот же — он оказался неподвластным нашествию иммигрантов и туристов. Стоит сказать, что Равенна особенно гордится связью с именем Данте. В своё время она дала приют изгнанному из Флоренции поэту. Здесь Данте и был погребён, и хотя раскаявшаяся родина на протяжении столетий употребила немало усилий, чтобы прах поэта вернулся во Флоренцию, Равенна своё право отстояла.
Церковь святого Виталия
Многие открывают для себя город, начиная с Сан-Витале — самого, наверное, праздничного, роскошного памятника в Равенне. Современница константинопольской святой Софии, церковь освящена в честь святого мученика Виталия, отца мучеников Гервасия и Протасия. Сан-Витале — зримое эхо золотого века Константинополя, и если древнейшие мозаики столицы пострадали от иконоборцев, а затем от турок, то убранство равеннского храма, освящённого в 547 году, дошло до нас во всём великолепии.
Архитектурное решение Сан-Витале напоминает «малую Софию» — храм Сергия и Вакха в Константинополе. Щедрое цветение мозаичной палитры здесь доведено до немыслимого максимума — стены апсиды напоминают роскошь и тонкость узора восточного ковра. Взгляд немедленно приковывает центральная фигура молодого Спасителя, из-под ног Его текут четыре реки Эдема. Другими мастерами выполнены сцены из жизни Моисея, Авраама, Авеля, Агнец Апокалипсиса, символы четырёх евангелистов… Связь сюжетов — плод довольно зрелой богословской мысли (везде — продуманные намёки на жертвенный путь Спасителя и ветхозаветные аллюзии на литургическую тему). Но нашлось здесь место и дельфинам, цаплям, черепахам — всякое дыхание да хвалит Господа.
Вскоре замечаешь и старых знакомых: хрестоматийные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры в окружении воинов, священнослужителей и придворных. Это — напоминание потомкам о триумфе василевса, вернувшего Италию под патронат Византии. Императорская чета изображена в виде дарителей — в дар храму приносят драгоценную утварь (примечательно, что сам храм был построен и украшен не за счёт Юстиниана, а на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария).
Тяжёлые роскошные одеяния правителей усыпаны каменьями — жемчуг, сапфиры, рубины, изумруды… Павел Муратов в своей замечательной книге «Образы Италии» предположил, что искусство мозаики во многом вдохновлялось эстетикой драгоценного камня — страсть к камням была всеобщей и в античном мире, и особенно в Византии. «Какой великолепный замысел был в таком убранстве церквей мозаиками, равными в своём разноцветном блеске драгоценным камням! Тогдашние люди, воспитанные на тонком и изощрённом понимании их красоты, умели, конечно, ещё больше нас наслаждаться красотой равеннских мозаик».
Мавзолей
Византийские мастера возвели искусство мозаики на беспримерную высоту. Они первыми поняли, что сила мозаики — в статике, в символической краткости изображений. Но у византийской мозаики есть старшая сестра. Древнейшие в Равенне шедевры выполнены мастерами Западной империи, из них самые ранние — мозаики мавзолея Галлы Плацидии — относятся к середине V века, тому удивительному периоду, когда христианское искусство лишь искало формы выражения, и, наследуя во многом изобразительным приёмам античности, наполняло их новым, евангельским содержанием. У убранства мавзолея Галлы больше общего с раннехристианскими мозаиками Рима, чем с поистине восточной роскошью стоящей рядом, в двадцати метрах, юстиниановой церкви Сан-Витале.
Приземистое здание обнимает входящего целиком. Купол и своды бездонно глубокого синего цвета, цветочно-звёздные россыпи переливаются на расстоянии вытянутой руки. 446 год. Ты ожидал увидеть уцелевшие фрагменты — но сверкающими камушками заполнено всё пространство — купол, стены, арки и даже пол. Ты внутри калейдоскопа!
Над входом в мавзолей — прекраснейшее создание раннехристианского искусства — Христос в образе Доброго Пастыря, сидящий на камне, окружённый стадом белых овец. Спаситель здесь юный, как само христианство, ещё похожий на Орфея. Это, наверное, самая удивительная композиция из всех равеннских сюжетов, совершенная, нежная. Уже 16 веков эти смиренные райские краски так внятно говорят о любви Божией к миру, как мало какие слова. «Тихое успокоение по смерти и надежда на жизнь небесную, светлую — такой мыслью руководились, очевидно, украшавшие усыпальницу, и эту мысль постигаешь вполне, пробыв здесь некоторое время», — писал искусствовед Редин.
Искусные греки помещали неподвижные фигуры на фоне пёстрой, стремительной, богатой динамики орнамента. Иначе работали итальянцы: линии плавны, золото используется осторожно, узор прост и выразителен. Райские фонтаны, пышные гирлянды зелени, цветов и фруктов ещё так реалистичны, и апостолы облачены в белые римские тоги.
Мавзолей долгое время считался усыпальницей императрицы, женщины драматической и яркой судьбы. Удивительно, как в наш жадный до приключений век Голливуд не ухватился за столь привлекательный сюжет. Галла Плацидия была дочерью Феодосия Великого — последнего императора неразделённой империи — и младшей сестрой императора западной её части Гонория. В результате попыток сената спасти гибнущий Рим в 409 году Галла оказалась в заложницах у вестготов. Вскоре новый вестготский король Атаульф сделал её своей женой, и благородная римлянка стала королевой варваров. Она родила сына, через год овдовела и стала предметом торга: императору Гонорию удалось обменять сестру на несметное количество зерна. Возвращённую Галлу немедленно, против её воли, выдали замуж за полководца, которому суждено было впоследствии стать императором. В браке с ним родила сына Валентиниана, будущего императора, и дочь Гонорию, которая прославилась благодаря дикой выходке. Чтоб избежать брака с престарелым сенатором, она предложила себя в жёны гунну Атилле, отправив ему своё кольцо. Гуннский вождь не преминул воспользоваться случаем и направил на Италию свои орды: где тут моя невеста? Ему не терпелось заполучить в приданое часть Западной империи. Интересно, что косвенным результатом причуд Гонории стала Венеция: первой под удар гуннов попала древняя Аквилея, жители которой устремились на запад, в лагуны, и основали Светлейшую…
Ну а Галла Плацидия, чья судьба была озарена закатом огромной империи, на самом деле похоронена вдали от Равенны — в семейной усыпальнице императора Феодосия в Риме, неподалёку от Ватикана. Мавзолей, носящий её имя, скорее всего, был построен императрицей как часовня при дворцовой базилике, посвящённая великомученику Лаврентию. Известно, что Галла Плацидия много помогала Церкви и способствовала утверждению христианства, щедро одаривала храмы Равенны. Так что имя царицы недаром звучит на протяжении столетий в этих стенах.
Баптистерий
Второй древнейший памятник Равенны — так называемый баптистерий православных, созданный на рубеже IV и V веков. Его богатейшее мозаичное убранство, выполненное во второй половине V века, и сегодня производит поистине ошеломляющий эффект. «Мы очутились не то в волшебном саду, не то в каком-то лазурном гроте, — вспоминает паломник начала ХХ века. — Прекрасные, нигде и никогда не виданные орнаменты подымались по стенам и ползли по куполу сказочными стволами, листьями, плодами и цветами. Краски, свежие как в первый день, горели и переливались так многообразно и неистощимо, что не верилось, будто это богатство создано людьми. Только природа может дать такую богатую и изящную игру красок: в переливах моря, в вечерней заре, в лунной ночи. Изображения людей поразили нас своей жизненностью, свободой и правдивостью. Глаза блестят, как живые; в лице играет кровь; тело округляется здоровыми мускулами, кожа — здоровых, цветущих людей. Некоторые лица даже слишком правдивы, и в них несомненно чувствуется портрет.Впечатление тела, погружённого в чистую воду зеленоватого итальянского горного ручья (в изображении крещения Иисуса Христа), передано изумительно верно. Это была не каменная мозаика, а струящаяся, преломляющая предметы влага».
Для художника поздней античности было вполне естественно, что в сцене Крещения Господня участвует дух реки Иордан. Он изображён как типичное римское божество: седая борода, длинные волосы, в которых запутались клешни краба. И сегодня мы видим этого персонажа на иконах праздника Богоявления — он только уменьшился в размере.
Соответствие художественного языка античному мышлению хорошо объясняет библеист Андрей Десницкий. «Сцена Крещения Господня: обнажённый Христос стоит в речных струях, Он безбородый, совсем юный. Хочется поправить художника: на проповедь Христос вышел зрелым мужем, и немыслимо было для иудея тех времён не носить бороды или публично обнажаться. Но ведь это изображение условно, оно продолжает традицию античного героического портрета, где в нагом теле ничто не скрыто, но ничто и не подчёркнуто, и это один из важнейших приёмов, равно как и юношеский возраст героя. И христианский художник не стесняется говорить с людьми своего времени на привычном им языке».
Спустя столетие ариане, завладевшие Равенной, по образцу православного баптистерия выстроили свой собственный, арианский баптистерий. Его мозаики силятся повторить сюжет оригинала, однако очевидно, насколько беднее, проще в них формы и краски. Сооружён баптистерий был по приказу остготского короля Теодориха Великого, в чьих руках к 493 году сосредоточились огромные владения, распространившиеся далеко за пределы Апеннинского полуострова. Теодорих был арианином, но вполне терпимо относился к православным. В историю он вошёл с репутацией цивилизованного гота, который восхищался античной культурой, привёл в порядок памятники Рима и чтил сенат. Однако своей столицей король всё-таки предпочёл видеть не Рим, а Равенну. Аскетичный мавзолей Теодориха и по сей день посещают любители меланхолических руин…
После его смерти в 525 году император Юстиниан начал военную кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии. За несколько лет его верный полководец Велизарий разгромил готов, и в 554 году Равенна в третий раз стала столицей — на этот раз столицей экзарха, правившего Италией от имени византийского императора вплоть до 751 года.
Базилика святого Аполлинария «Новая»
Покровителем Равенны является священномученик Аполлинарий, ученик апостола Петра. Около 49 года первоверховный апостол рукоположил его в епископа Равеннского. Аполлинарий пришёл в Равенну как странник, проповедовал Евангелие и исцелял больных. Епископ-чудотворец вызывал бешеную ярость языческих жрецов. Испробовав все средства погубить святого, они отправили донесение императору Веспасиану с просьбой осудить на смерть «христианского волхва». В 75 году святой Аполлинарий был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны — Классе. Через семь дней он скончался. На месте его гробницы была построена базилика святого Аполлинария «В порту» (Сант-Аполлинаре-ин-Классе).
Святому посвящён ещё один из храмов Равенны — базилика святого Аполлинария «Новая» (Сант-Аполлинаре-Нуово). Построена она ещё Теодорихом как дворцовая церковь, его же мастерами выполнены первые мозаики. Затем в VI веке убранство храма было во многом переделано заново византийцами.
Над колоннадой сохранились великолепные процессии святых дев и мучеников, устремлённые ко Христу и Его Матери. Вот как их описывает Павел Муратов: «С гениальным декоративным тактом византийские мастера устранили из этих фигур всё индивидуальное, всякий человеческий интерес, который мог бы развлечь внимание молящегося. Они стремились к общему впечатлению, в котором лики святых девственниц и мужей играют ту же роль, что и нимбы, окружающие их головы, венцы мученические, которые они держат в руках, пальмы райских садов, которые разделяют их друг от друга. Всё это не более чем повторяющиеся со строгой неизменностью мотивы одного и того же узора, переносящего на мраморные стены базилики сияние рая, конечно рая византийского, залитого золотом и усеянного крупными драгоценными камнями».
Самый верхний ряд занимают изображения чудес и притч Христовых. Их авторство явно восходит к мастерам Теодориха. Это одна из первых в истории попыток художественного воплощения евангельских тем, технически прекрасная и в чём-то наивная. Трогательные воспоминания, изданные в 1896 году, оставил русский искусствовед Е. К. Редин. «С утра и почти до вечера я провёл в церкви Аполлинария Нового… Я забрал с собою все фотографии и в том числе раскрашенные, и стал проверять цвета и присматриваться, где есть реставрации. Мои занятия привлекли внимание кустода — доброй старушки итальянки и двух патеров — одного молодого, другого старого. Они с любопытством рассматривали фотографии, особенно тех мозаик, что идут в самом верхнем ряду в среднем нефе на стене поверх колонн — чудеса и страсти Христа; они говорили мне, что сколько лет проводят в базилике, и никогда не видали так вблизи мозаики, как теперь, и не знали настоящим образом их содержания. При каждой новой сцене они произносили на латинском языке тексты из Евангелия. Увлечение их и любезность ко мне дошли до того, что, когда я стал сомневаться, не сделаны ли живописью Ангелы по сторонам Богородицы, они принесли лестницу, и молодой взобрался наверх и присматривался к характеру работы. Затем оба мы лазили на хоры над входом, где орган, и я смотрел, не видна ли фигура в воротах города и что изображает мозаика в люнете их».
Действительно, без детального путеводителя или оптических приспособлений рассмотреть подробности мозаик трудно. Чтобы не пропустить интересных деталей, стоит прийти заранее подготовленным — и увидеть сцены Евангелия глазами безымянного древнего художника.
Мозаики апсиды, к сожалению, погибли в VIII веке во время землетрясения.
Сант-Аполлинаре-Ин-Классе
Чтобы поклониться мощам святого Аполлинария и полюбоваться последней из великих церквей Равенны, нужно совершить загородную прогулку: базилика стоит в пяти километрах от города, в пригороде Классе. Здесь особенно остро ощущается ещё один из равеннских мотивов — навсегда ушедшее море. Юлий Цезарь строил здесь порт; Август сделал его своей главной морской базой для защиты Адриатики и Ближнего Востока. Для этих целей в порту постоянно находилось 250 кораблей. Византия ещё успела воспользоваться преимуществами морского положения Равенны, но довольно быстро, за два-три века, берег заносит песчаными дюнами, море всё удаляется. К IX веку город теряет своё значение ведущего порта и приходит в упадок.
«Печаль о невозвратном море», подсмотренная Блоком во взгляде равеннских девушек, — свидетельство о том, как быстро и кардинально меняется судьба города. Трудно поверить, что когда-то в Равенне вместо улиц были каналы, как сегодня в Венеции. И так же трудно представить, что некогда Венеция была вассалом Равенны. С 1441 года уже Равенна перешла под юрисдикцию могущественной Венецианской республики…
Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе («В порту») была освящена в 549 году, сразу после перехода кафедры Равенны из рук ариан к православным. Внутреннее пространство храма огромно, и даёт, вероятно, наиболее полное представление об устройстве древнехристианских базилик. Искусствоведы могут сколько угодно ворчать о том, что мозаики этого храма проигрывают другим в Равенне, об упадке искусства мозаики в послеюстиниановскую эпоху, и прочая, и прочая. Но грандиозное впечатление, созданное светом, цветом и пространством базилики, совершенно незабываемо.
Вот какое лирическое воспоминание об этом живописном уголке оставил публицист начала ХХ века А. Трубников. «Вечер на равнине; беззвучно текут медленные, заросшие травами речки. Здесь стоял богатый Классе; волны Адриатики бились о его стены и, белея парусами, подплывали стаи кораблей. Но море ушло, и город исчез. О нём воспоминание — одинокий Sant’Apollinare с колокольней, как маяк. Воспоминания и выкапываемые плугом обломки мрамора и мозаики, тёмные червонцы с гордой надписью: Ravenna felix. Вечер перламутрами убирает небо. Колокола сказали медным языком предсумеречную молитву — Ave Maria! В жёлтом воздухе, над необъятным безмолвием задрожали звоны, улетели вдаль к чернеющей роще, умерли в готических сводах морских сосен. А с болотистой равнины потянулись туманы, чуть окрашенные закатом, и в них, казалось, клубились бледные и кровавые призраки агонии империи».
Невероятная красота и сохранность равеннских церквей — одно из чудес Промысла Божия. Призрачно и хрупко всё на свете — цивилизации исчезают, мирская слава проходит, империи стираются с карты мира. Нет больше ни мощи Рима, ни богатств Византии, — но смиренное свидетельство мозаик Равенны оставлено нам как отблеск непреходящего, как напоминание обо всём лучшем на земле, что будет сохранено для Вечности.
Видео:Ravenna - San VitaleСкачать
Что изображено на византийских мозаиках Равенны
Мозаика – совершенно уникальное искусство. Изображения, набранные кусочками цветного стекла и камня во множество раз прочнее живописных, они не подвержены выцветанию и способны сохранять первоначальный вид в течение столетий (а то и тысячелетий). Ярким примером данного искусства является комплекс мозаик города Равенны.
У Равенны долгая и богатая история, о чем подробнее можно прочитать в статье о её главных достопримечательностях. Мозаики, украшающие ее культовые сооружения, создавались на протяжении V-VI веков. Это было не самое спокойное время в жизни города.
Кроме того, в христианском искусстве тогда еще не сформировался канон, согласно которому нужно было изображать события Священной истории. Поэтому многие мозаики Равенны с первого взгляда могут показаться не очень понятными. Попробуем же разобраться, как смотреть на данные произведения.
Видео:Внутри базилики Сан Витале. Мозаика 6 века. Равенна.Скачать
Базилики
В городе находится три храма, украшенные мозаикой. Два из них посвящены святому Аполлинарию, первому епископу Равенны, а третий – святому Виталию.
Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Базилика-Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) была построена в VI веке над местом захоронения святого Аполлинария. Приставка «ин Классе» – остаток словосочетания «Civitas Classis», что переводится как «город флота».
Изначально Равенна стояла на самом берегу Адриатического моря и являлась главным портом Восточного Средиземноморья. Но со временем река По, в дельте которой находится город, нанесла огромное количество ила и песка, отодвинув тем самым береговую линию на несколько километров.
Особый интерес представляет мозаичное полотно, находящееся в конхе алтарной апсиды базилики. Мы видим сияющий крест в синем круге, усыпанном звёздами. Прямо над ним – рука. Ниже, по обеим сторонам от синей сферы, чуть возвышаясь над ней – двое святых, будто выплывающих из золотого сияния. И прямо под ними, также по сторонам от синего круга с крестом, – три агнца.
Перед нами не что иное, как сцена Преображения, только показанная несколько иначе. Крест, в центре которого помещён небольшой лик Христа, собственно, отождествляет собой Господа, агнцы – учеников, апостолов Петра, Иоанна и Иакова, а двое святых – это ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Рука, находящаяся над сферой – символ Бога Отца. Это как раз про отсутствие канона в изображении новозаветных событий. Показ евангельских сюжетов через символы и аллегории в то время даже стал своеобразной традицией.
Остальные мозаики более понятны. Под сценой Преображения помещен образ святого Аполлинария, к которому тянутся двенадцать агнцев. По одной версии – это апостолы. По другой – белые овцы олицетворяют собой всех верующих. Еще ниже представлены сцены из истории равеннской церкви, образы епископов, ветхозаветные события, архангелы и евангелисты. Отличается лишь мозаика во фронтоне храма, перед полукругом алтарной апсиды.
Ее относят к более позднему времени, к VIII-IX векам, когда иносказание в отношении образов святых стало отходить на второй план. Поэтому здесь Христос уже изображен в человеческом облике и в окружении четырех евангелистов.
У них своя особая иконография. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки. Согласно ветхозаветной истории, из сада Эдем для орошения рая выходила одна река, разделяющаяся позже на четыре источника. Во второй главе книги Бытия можно найти их названия: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Евангелисты несут благую весть о жизни и учении Иисуса Христа так же, как реки несут живительную влагу; отсюда такое сравнение. Вообще, в христианском искусстве очень много примеров, подобных этому, когда новозаветные события трактуются через ветхозаветные.
Так откуда взялись животные? Снова из Ветхого Завета, из видения пророка Иезекииля. Тетраморф – загадочные существа с лицами льва, тельца, человека и орла присутствуют, правда, и в новозаветной истории, в книге Откровения Иоанна Богослова. Со временем эти образы закрепились как раз за евангелистами: за Матфеем – ангел, за Марком – лев, за Иоанном – орел и за Лукой – телец.
Почему так? Это связывают с основной мыслью евангельских текстов. В Евангелии от Матфея (ангел) упор сделан на человеческой сущности Христа. Марк говорит об Иисусе как о Царе (а лев – царственное животное). Повествование апостола Луки сконцентрировано на жертвенном служении Спасителя (поэтому символ евангелиста – телец).
Евангелие от Иоанна одно из самых сложных по написанию, без толкования в нем трудно разобраться. Но главная идея – победа жизни над смертью и вознесения Христа на небеса (потому символом апостола стал орел).
Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo), в свою очередь, начали строить на полстолетия раньше базилики ин Классе. Её возводили по заказу императора Теодориха.
Вот здесь нужно сделать небольшую ремарку. В V-VI веках еще не произошло разделения христианства на западное и восточное. Но различные ответвления, впоследствии признанные еретическими, имели место быть. Теодорих исповедовал арианство, одно из таких ответвлений. Суть в том, что ариане не признают Святую Троицу. Для них не существует равенства между Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Сант Аполлинаре Нуово изначально была арианской церковью, переосвящённая во времена правления императора Юстиниана.
Противоборство арианства и истинного христианства отразилось в мозаичном убранстве Сант-Аполлинаре-Нуово.
Дополнение «Nuovo» появилось в IX веке, когда в храм перенесли мощи святого Аполлинария. Оно переводится как «новый», церковь стали так называть ради отличия от базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе.
Все мозаичные полотна располагаются на стенах в три яруса. Верхние ряды северной и южной стен представляют собой сцены новозаветной истории: это чудеса, совершаемые Христом, исцеления расслабленных и бесноватых, Тайная вечеря, события Страстного цикла.
Ниже помещены образы пророков и святых. И уже под ними можно увидеть вереницы мучениц (северная стена) и мучеников (южная стена), каждая из которых завершается у изображения Богородицы и Спасителя соответственно. Здесь начинается самое интересное.
Процессию мучениц возглавляют три волхва, Бальтазар, Мельхиор и Гаспар (те, кто преподнесли Христу на Рождество дары: золото, ладан и смирну). Их шествие начинается у стен равеннского порта. Во главе же вереницы мучеников стоит святой Мартин Турский, а отходит она от архитектурного сооружения, на фасаде которого видна надпись «Palatium».
Со временем выяснилось, что волхвы и Мартин Турский – поздние переложения. Скорее всего, во главе процессий были изображены сам император Теодорих и его супруга. Но в дальнейшем, с целью искоренения арианской ереси, император Юстиниан приказал заложить их образы. Исправили не только эти фрагменты.
В здании «Palatium», которое, видимо, представляет собой личные покои Теодориха, между колоннами мы сегодня видим шторы. Ранее на их месте были помещены изображения слуг остготского императора.
Об этом свидетельствуют фрагменты людских ручек, оставшиеся на некоторых колоннах.
Сан-Витале
Мозаики базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale) довольно просты для понимания, в сравнении с полотнами двух предыдущих храмов. Как и сама базилика, они были созданы в VI веке.
Изображения, набранные кусочками цветного стекла, занимают совсем небольшую часть церкви; но и этого достаточно для того, чтобы прийти в восторг.
В конхе алтарной апсиды мы видим Христа, покоящегося на синей сфере. Причём Господь показан безбородым, что также свидетельствует об отсутствии строгого канона в изображении Спасителя и святых.
Слева святой Виталий, представляемый ангелом, принимает из рук Христа мученический венец. Справа святитель Экклесий Равеннский, начавший возведение базилики, протягивает Господу модель храма. Из-под синей сферы, выступающей здесь символом мироздания, проистекают четыре райские реки. Те самые, раннехристианские, обозначения евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки.
Под этой сценой помещены портретные изображения императора Юстиниана (слева) и его супруги Феодоры (справа), совершающие подношение даров самому храму. Вокруг на стенах – ветхозаветные сюжеты, а в арке, отделяющей мозаичную апсиду от остального пространства храма, – образы Христа и апостолов в круглых медальонах.
Видео:Храм Св. Виталия (Сан Витале) Равенна, ИталияСкачать
Мавзолей Галлы Плацидии
По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.
Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.
Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.
Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.
Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.
Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.
На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.
Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.
Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.
Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.
Видео:Italy - Basilica di San Vitale RavennaСкачать
Архиепископская капелла
В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.
Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.
Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.
Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.
Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.
Видео:Великодня молитва за Україну в Сан-Вітале (Равенна)Скачать
Баптистерии
Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).
Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.
Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.
Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .
Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.
Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.
Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.
Видео:Уничтожение храмов и памятников, или Как повторяется историяСкачать
Билеты и время работы
Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:
- Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
- Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
- Basilica di San Vitale, via Argentario 22
Детям до 10 лет вход бесплатный.
Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.
Карту Равенны можно получить бесплатно в кассе или скачать заранее по ссылке в формате PDF.
📸 Видео
Равенна V-VI вв.Скачать
Стамбул набережная Мраморного Моря ( напротив Маленькая Ая-София) читайте в описанииСкачать
West and the World II (formerly Europe: Age of Monarchy)Скачать
Menarini Pills of Art: Портрет Галеаццо Сан Витале из Пармиджанино (русский язык)Скачать
Ravenna - La basilica di San VitaleСкачать
Рукоположение в сан пресвитера.Скачать
6 секретов самого великого пробуждения в истории церкви- Азуза стрит revival | Роман СавочкаСкачать
Basilica San Vitale con antichi mosaici ( ancient mosaics) Ravenna, Italia.💖Скачать