Трудности русского произношения и ударения

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Трудности и особенности русского ударения. Ударение – это выделение слога в слове

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

К особенностям (и трудностям) русского ударения ученые-лингвисты относят: 1) нефиксированность и подвижность ударения; 2) наличие акцентологических вариантов произношения слова; 3) колебания в постановке ударений; 4) ударение в именах собственных и др.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: средсрды – по средм.).

2. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты.

Иногда они равноправны, например: пиццрия и пиццеря; но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

Основной (предпочти- Дополнительный вариант

нет творог – нет тврога

2. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джнсовыйджинсвый, металлургиґяметаллргия, по
влнам
волнм, птляпетляґ, сженьсажнь. Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным.

Запомните!

Валовй (доход, продукт);

уствный (фонд, капитал);

дебитр (должник), дебитрская задолженность (сумма долгов);

дбет (левая сторона бухгалтерских счетов).

4. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сргий Рдонежский, Сальвадр Дал, Пикссо, Алексй, Соколв-Микитв, Балашха, Велкий Устюг,
Кж, Ставропльский край, Никаргуа, Пер, Квебк, Сдней, Шри-Ланк
и т.д.

5. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пулвер, потому что слово пришло из английского языка (pullover «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нуворш – из франц. nouveauriche букв. «новый богач». Ср. также: импчмент, дефс, сммит, мркетинг, диспанср, хос (беспорядок), некролг, квартл, гнезис,
биогенз, фенмен, экспрт, каталг.

6. В глаголах на –ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс –ир– восходит к немецкому –ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в XX в., ударение часто падает на последний слог.

Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению):
рисирс, змокзамк, мукмка, тласатлс, хлпокхлопк,
рган
оргн. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Ср.: рефлкторный (от рефлектор) – рефлектрный (от рефлекс); брон (защитная облицовка из стали) – брня (закрепление чего-либо за кем-нибудь); языковя (подготовка) – языквая (колбаса);
занятй (человек) – знятый (дом).

ВЫВОДЫ

1. Культура речи – это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

2. Языковая норма – центральное понятие культуры речи. Различают нормы грамматические, лексические и орфоэпические.

3. Коммуникативные нормы – это выбор и употребление языковых средств, обеспечивающих: полное соответствие коммуникативным целям и задачам; точность, понятность и чистоту речи. Нарушением коммуникативных норм являются чрезмерные заимствования, общение на жаргоне, просторечия, диалекты.

4. Этические нормы предписывают применение правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» или «Вы»; выбор полного или сокращенного имени и др.).

5. Орфоэпия (от греч. orthos «правильный» и epos «речь») – это наука о правильном литературном произношении.

6. В настоящее время для любого специалиста владение нормами литературного произношения является насущной необходимостью и играет огромную роль в процессе общения.

7. Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

8. Каждому человеку, выступающему публично, необходимо знать основные правила литературного произношения и учитывать трудные случаи произношения (гласных звуков, согласных звуков, заимствованных слов и др.).

9. К особенностям (и трудностям) русского ударения ученые-лингвисты относят: 1) нефиксированность и подвижность ударения; 2) наличие акцентологических вариантов произношения слова; 3) колебания в постановке ударений; 4) ударение в именах собственных и др.

10. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению:
рисирс).

Трудности русского произношения и ударения

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое культура речи?

2. Что представляют собой языковые нормы?

3. Что входит в понятие коммуникативные нормы?

4. Какие примеры нарушения коммуникативных норм вы можете привести?

5. Что такое этические нормы?

6. Что такое орфоэпия?

7. Какие примеры трудных случаев произношения гласных и согласных звуков вы можете привести?

8. Каковы правила произношения заимствованных слов?

9. Каковы основные трудности и особенности русского ударения?

10. Приведите примеры смыслоразличительной роли русского ударения.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Трудности и особенности русского ударения

Читайте также:

  1. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  2. III.4.1) Общие особенности вменения ответственности.
  3. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  4. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.
  5. А) Типы и конструктивные особенности баз.
  6. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  7. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  8. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  9. Александр (Самсон) Засс. Номера русского силача сокрушали здравый смысл англичан.
  10. Анализ произведения Мильтона «Самсон борец». Проблематика. Образ Самсона. Художественные особенности.

Ударение — это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью и интенсивностью (силой звука).

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся:

1) нефиксированность и подвижность,

2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов,

3) наличие акцентологических вариантов,

4) колебания в постановке ударений,

5) ударение в именах собственных;

6) ударение в словах иноязычного происхождения;

7) ударение в глаголах на –ировать;

8) двойное ударение в сложных словах;

9) смысловая функция ударения (различение слов).

Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на по­следнем слоге — во французском языке). Русское ударение нефиксиро­ванное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамма­тических формах одного и того же слова: доска — доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое — ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь — алкоголь, шприцы — шприцы (у медиков); компас — компас (у моряков); добыча — добыча, рудник — рудник (у горняков); шасси — шасси (у летчиков);

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) — кладбище (устар., поэтич.); девица (нейтр.) — девица (народно-поэтич.); шёлковый (нейтр.) — шелковый (народно-поэтич.);

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие ва­рианты не являются нормативными.

3. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равно­правны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант стано­вится предпочтительнее другого. Например:

творог — основной (предпочтительный) вариант, творог — дополни­тельный;

нет творога — нет творога (доп.); тефтели — тефтели (доп.); искристый — искристый (доп.); баржа — баржа (доп.);

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постанов­ке ударения: джинсовый — джинсовый, металлургия — металлургия, по волнам — волнам, петля— петля, сажень — сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных су­ществительных только один вариант произношения является норматив­ным: агрономия, алфавит, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск.

валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт — оптом — оптовый — оптовик;

дебитор — должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет — левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальва­дор Дали, Алексий, Соколов-Микитов, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка, Флорида и т. д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон — Ньютон, Рембрандт — Рембрандт, Линкольн — Линкольн и т. д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак — у Мориака. У Бальзака, в Познани. Интересно положение с ударением в фамилии Пикассо: «…дело в том, что это испанский художник, долгое время живший и творивший во Франции. В испанском ударение на предпоследний слог, во французском – на последний. Отсюда два возможных варианта: Пикассо и Пикассо. Почему в словаре дано только Пикассо? Я услышала, как это имя произносили недавно в репортаже собственного корреспондента Первого канала во Франции Жанны Агалаковой: Пикассо, и подумала: если так говорят люди, погруженные во французскую языковую среду, значит произошел определенный сдвиг, значит ударение Пикассов качестве нормативного уже не следует фиксировать.» (Ф.Л. Агеенко)

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значе­ние данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударе­ние. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) — Ва­шингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) — Макбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

6. В существительных иноязычного происхождения правильно по­ставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуло­вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover — «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нувориш — из французского (nouveauriche — букв. «новый богач»). Сравни также: им­пичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог, но некоторые из них допускают колебания ударения (*):

блокировать — маркировать;

национализировать — премировать;

приватизировать — нормировать;

экспортировать — бомбардировать.

Читайте также:

  1. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  2. I. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
  3. I. Особенности гигиенических требований к детской одежде.
  4. I.II Психологические особенности леворуких детей
  5. II. Особенности службы и контингента ТД.
  6. III. 10. Особенности канонического права
  7. III. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков
  8. III. Первоначальное накопление капитала (особенности, примеры)
  9. III. Своеобразие творческих игр дошкольников и особенности руководства ими в дошкольных учреждениях.
  10. IV. Особенности развития социологической мысли в России.
-úроватьблокировать, -úрует; буксировать, -úрует; деформировать (ся), -úрует(ся); реформировать, -úрует; трансформировать (ся), -úрует(ся)
-ировáтьбомбардировáть, -ирýет; гофрировáть, -ирýет; маскировáть, -ирýет; нормировáть, -ирýет; (за)пломбировáть, -ирýет; премировáть, -ирýет; (рас-, с-, пере-) формировáть (ся), -ирýет(ся); экипировáть(ся), -ирýет(ся), маркировáть*, -úрýет

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных сло­вах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главноеивторостепенное, т. е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книго­издательский.

Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный, меж­республиканский и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произ­ношению): ирис — ирис, замок — замок, мука — мука, угольный — уголь­ный, атлас — атлас, хлопок — хлопок, орган — орган. Неправильная по­становка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравните: лед­ник (в горах) — ледник (погреб); парить (репу) — парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) — рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) — наголо (остричь); броня(защитная облицовка из ста­ли) — броня (закрепление чего-либо за кем-нибудь).

Ударение в отдельных грамматических формах. Определенную трудность (даже для образованного человека) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдатель­ных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окон­чание:

создан — создана — созданы; взят — взята — взяты; занят — занята — заняты; начат — начата — начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять — отнял — отняла — отняли; понять — понял — поняла — поняли; начать — начал — начала — начали; но: класть — клал — клала — клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге:

бодрый — ободрить, подбодрить.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно сов­падает с местом ударения в исходном глаголе:

5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным — на окончании либо на основе:

1) область — областей; ведомость — ведомостей; ступень — ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска — досок; сирота — сирот; отрасль — отраслей; мощность — мощностей; прибыль — прибылей; дно — доньев; торт — тортов; порт — пор­тов – о порте – в порту.

Запомните! Среда — среды — по средам.

6. В часто употребляющихся глаголах звонúть, включúть, растúть, вручúть нормы литературного произношения часто нарушаются. В этих глаголах на —úть ударение всегда падает на окончание во всех личных формах настоящегоибудущего времени: звонúть– звоню, звонúшь, звонúт, звонúм, звонúте, звонят; включúть – включý, включúшь, включúт, включúм, включúте, включáт; растúть – ращý, растúшь, растúт, растúм, растúте, растят; вручúть – вручý, вручúшь, вручúт, вручúм, вручúте, вручáт. Данные глаголы, соединяясь с приставками (кроме приставки вы-, которая, как правило, принимает ударение на себя) и суффиксом —ся, обычно не меняют места ударения: позвонúшь, зазвонúт, созвонúмся, перезвонят; переклю-чúшь(ся), отключúт(ся), заключúм, подключúте(сь), исклю-чáт и т.д.

7. Некоторые предлоги принимают ударение на себя, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным:

нá: берег, воду, год, голову, два, день, дом, душу, зиму, ногу, нос, ночь, руку, спину, стену, сто, сторону, три, угол, ухо, шесть;

зá: волосы, год, голову, город, два, душу, зиму, ногу, нос, ночь руку, спину, сто, три, ухо, уши, шесть;

пóд: гору, ноги, нос, руку;

пó: два, двое, лесу, морю, носу, полу, полю, сто, три, трое, уху;

úз: виду, дому, лесу, носу;

бéз:вести, году, толку;

óт: год óт году, час óт часу;

дó: дó полу.

Ознакомьтесь с типами наиболее распространенных орфоэпических ошибок.

Распространенные орфоэпические ошибки

Неправильно произносятСледует произносить
включим приемниквключим приемник (включу, включишь, включит, включим, включите, включат)
возраста, возрастовмн. ч. возрасты, -ов
возвращение на круги своявозвращение на круги своя
вручат орденвручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручит, вручите, вручат)
гражданствогражданство
2,2% — два и два десятых %два и две десятых %
[жу]рижюри [ж’у]
истёкшие суткиистекшие сутки
конкурентноспособныйконкурентоспособный
красивеекрасивее
недугнедуг
отключено электричествоотключено электричество (отключённый, отключён, отключена, отключено, отключены)
оторвало плотинуоторвало плотину (оторвал, оторвала, оторвало, оторвали)
отставка принятаотставка принята (принят, принята, принято, приняты)
сорвало переговорный процесссорвало переговорный процесс
расцененорасценено (расценённый, расценён, расценена, расценено, расценены)
снятысняты
Кижи, Кижей (музей- заповедник деревянного зодчества)Кижи, Кижей

3. Важнейшие нормы произношения в современном русском языке.

Произносительные нормы русского языка определяются следующими основными законами:

1) редукция безударных гласных, т.е. количественные и качественные изменения звуков в результате ослабления артикуляции;

2) оглушение парных звонких согласных в конце слов;

3) оглушение парных звонких согласных, стоящих перед глухими, и озвончение парных глухих согласных перед звонкими на стыке морфем и слов (ассимиляция);

4) смягчение твердых согласных перед мягкими в некоторых корнях и на стыке морфем (слов);

5) уподобление согласных на морфологических стыках слова или на стыке предлога и слова на месте некоторых буквосочетаний;

6) выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных.

Поясним законы произношения более подробно.

В безударных слогах гласные подвергаются редукции, т.е. качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, например, произношение [вадá] вместо [водá]. Количественная редукция – это уменьшение длительности и силы безударного гласного. Гласные, подвергшиеся редукции, называются редуцированными. В меньшей степени редуцируются гласные, находящиеся в первом предударном слоге, в абсолютном начале и конце слова, в большей степени – гласные остальных безударных слогов.

Нормы произношения гласных звуков. Московский говор — акающий, поэтому и современный русский язык характеризуется акань­ем. В русской литературной речи безударный О не произносится, а за­меняется в первом предударном слоге на А [а]. Он отличается от ударного [á] меньшей длительностью и меньшей активностью артикуляции. В транскрипции его обозначают как [Λ]: в[Λ]дá, к[Λ]рóва, [Λ]кнó, [Λ]зóт, шкóл[Λ].

Сохранение произношения безударного О возможно в союзах, заимствованных словах фор-пост, бомонд, Ромео и др.

В остальных слогах про­износится среднее ы/а, обозначаемый как [ъ], — м[ъ]л[Λ]кó.

Произношение гласных в заударных слогах аналогично безудар­ным слогам кроме первого.

Для современной произносительной системы русского языка характерно не только аканье, но еще «иканье»: в без­ударном положении все гласные (кроме у), в первом предударном слоге после мягких согласных заменяются звуком И с призвуком [э]. Напри­мер, лес- л'[и]сник , п'[а]ть — к п[и]ти.

После ж,ш,ц на месте А произносится А (в первом предударном слоге и в абсолютном конце слова — ж[Λ]ргóн, ш[Λ]гáть, ж[Λ]нглúровать, ж[Λ]кéй, синúц[Λ]) или Ы (перед мягкими согласными, в формах косвенных падежей множественного числа слова лóшадь, а также в формах косвенных падежей числительных двáдцать, трúдцать). В ряде слов звук [ы э ] произносится на месте буквы а и перед твердыми согласными: рж[ы э ]нóй, ж[ы э ]смúн, ж[ы э ]кет. Произношение в этих словах сочетаний ш[Λ], ж[Λ], ц[Λ] является нелитературным. В других безударных слогах после [ж], [ш] и [ц] на месте букв а и о произносится гласный [ъ] : ш[ъ]колáд, ш[ъ]винúзм, ш[ъ]мполá, ж[ъ]люзú.

После ж, ш, ц, на месте Е в первом предударном слоге произносит­ся ы/э — жена, шептать, в других безударных слогах произносится редуцированный гласный [ъ]: шерстяной, целиком.

В начале слова при тесном слиянии с предшествующим, имеющим на конце твердый согласный, после предлогов, а также после приставок, оканчивающихся на твердый согласный, буква и произносится как [ы]: свет-[ы]-тень, из-[ы ]скры, с-[ы]глóй, в-[ы]тáлии, меж[ы]нститýтский. Гласный [ы] произносится также в сложных словах, первая часть которых оканчивается на твердый согласный, а вторая начинается с буквы и: пед[ы]нститýт, гос[ы]нспéкция.

В абсолютном начале слова Э иноязычного происхождения произ­носится и в первом предударном слоге э/и экран, этаж, эпоха.

Сочетания аа, оо, ао, оа могут произноситься АА — коала, евроази­атский.

Произнесение звуков [е] или [о] после мягких согласных под уда­рением вызывает затруднения у многих носителей русского языка. В некоторых словах гласный звук [ó], обозначаемый на письме буквой ё, ошибочно подменяют ударным гласным [э ], и наоборот. Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е. Необходимо запомнить слова, в которых под ударением произносится звук [ó] или [э ], причем в некоторых словах возможны оба варианта (*):

е [ó]амёба, безнадёжный, белёсый*, блёклый*, всплёскивать*, гололёд, гравёр, жёлоб, жёлчный*, жёлчь*, жёрдочка, жёрнов, клёст, короткошёрстный, манёвр*, манёвренный*, наёмник, никчёмный, одноимённый, осётр, остриё, платёжеспособный, полёгший, разноплемённый, смётка
е [э ]афéра, доп. белéсый*, доп. блéклый*, бытиé, всплéскивать*, гололéдица, гренадéр, дебéлый, доп. жéлчный*, доп. желчь*, житиé, забрéдший, иноплемéнный, лéска, доп. манéвр*, доп. манéвренный*, местоимéнный, можжевéльник, недоумéнный, опéка, осéдлый, отцвéтший, пéкло, привéдший, сажéнный, совремéнный, хребéт

НО! В суффиксах страдательных причастий под ударением обыч­но произносится [о]: углублЁнный — (не углУбленный), возбуждЁнное дело — (не возбУжденное).

В отдельных случаях буквы е и ё используются для различения слов по смыслу: истекший год – истекший кровью; кричит как оглашенный – приказ, оглашенный вчера; крестный ход – крестный отец.

Нормы произношения согласных звуков.

1.. Оглушение-озвончение.

Согласные звуки отчет­ливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед звуком в, перед разделительными ъ и ь знаками.

В конце слов на месте парных звонких согласных произносятся соответствующие глухие: год – го[т], газ – га[с]и т.п. Если в конце слова два звонких согласных, то они оглушаются оба: визг – ви[ск], пóезд – пóе[ст]. Звонкие согласные оглушаются также и перед глухими в середине слова и на стыке слов: лóжка – лó[ш] ка, прóбка – прó[п] ка, снег пáдает – сне[к-п] áдает, из теáтра – и[с-т] еáтра, меж шарáми – ме[ш-ш]арáми.

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в], [р], [л], [м], [н]) в середине слова и на стыке слов произносятся соответствующие звонкие: сдать – [з] дать, отбрóсить – о[д]брóсить, вокзáл – во[г] зáл, с Борúсом – [з-б]орúсом.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 66 | Нарушение авторских прав

Видео:Орфоэпические нормы. Трудности произношения и ударения (24.12.2020)Скачать

Орфоэпические нормы. Трудности произношения и ударения (24.12.2020)

Особенности русского ударения

Содержание:

Предмет:Русский язык
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:16.06.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Правильная постановка ударения в словах — необходимый признак культурной, грамотной речи. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией ( от лат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). Ударение — своеобразный фонетический «паспорт» слова.

В русской фразеологии ударения играют огромную и особую роль, является неотъемлемой частью при грамотном и смысловом описании того или иного предмета, а также фраз и предложений прямой речи. Ударение указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии — как в отдельном слове, так и в целом предложении. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.

Очень часто люди запоминают с детства слова с неправильным ударением. Со временем это крайне трудно поддается исправлению. В нашем языке вообще не существует четких правил ударения. Намного легче и быстрее запомнить особенности русского ударения в словах и использовать их на практике, чем постоянно бороться с неправильным произношением слов по привычке и осваивать заново речевые навыки.

Специфика русского ударения

Трудности усвоения норм русского ударения связаны с его особенностями:

  • оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку»хонный, экспе»ртный, проходно»й);
  • подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача»ть, на»чал, начала», на»чало);
  • кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво»рог и творо»г.

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис ( ‘ ). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля‘твопреступле»ние, о‘колозе»мный, ви‘це-президе»нт.

Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:

  • литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);
  • основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

Например, глагол заня»ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся» — основной вариант, заня»лся — дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за»нялся — встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.

Трудности русского произношения и ударения

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

  • заброни»ровать место в гостинице — забронирова»ть новое орудие;
  • приво»д в милицию — при»вод в механизме;
  • осенняя сырость и мокрота»— кашель с мокро»той;
  • языково»й барьер — языко»вая колбаса;
  • занято»й человек — за»нятое место;
  • ша»баш ведьм — шаба»ш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.

Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята» вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята», отнята», поднята», начата» и т.д.

Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.

История изучения и развития русского ударения

Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и отчасти в разных стилях. Кроме того, различие вариантов может оцениваться и хронологически как младшая и старшая нормы. Новое произношение вытесняет старое, но зачастую и то и другое сосуществует довольно длительное время: изживание старого произношения — процесс более сложный, нежели отказ от устаревающих слов и даже грамматических форм. Во всяком случае, на протяжении жизни одного поколения трудно освободиться от произносительных особенностей своей среды.

Произносительные нормы фиксируются орфоэпическими словарями, в задачу которых входит и отражение норм ударения. Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания — акцентология.

В языках мира используются различные акцентные системы: монотония (разные виды силового ударения), политония (музыкальное ударение, тон).

В истории языка акцентные системы могут сменять одна другую: в большинстве славянских языков, в т.ч. русском, древнее музыкальное ударение изменилось на динамическое.

Характер ударения меняются на протяжении длительных периодов. Так, от свободного словесного ударения общеславянской поры чешский и словацкий языки перешли к ударению, фиксированному на начальном, а польский — к ударению, фиксированному на предпоследнем слоге слова.

Исторически сложились и произносительные нормы русского языка, впервые которые зафиксировал М.В.Ломоносов. Русское ударение, в частности его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М.Г.Смотрицкого, Н.И.Греча. Неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И.Аванесов: ему принадлежит наиболее авторитетное руководство по современной русской орфоэпии — книга «Русское литературное произношение».

Основы норм русского языка сложились постепенно, в течение XV-XVII в.в., можно считать, что и становление произносительной нормы совпало по времени с периодом возникновения основ русского литературного языка.

До начала XVIII века русская письменность использовала церковнославянскую орфографию, в которой указывались все ударения, причём для этого (в зависимости от места в слове и его грамматической формы) использовалось несколько разных знаков.

Современное русское произношение

Считается, что современное русское произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался в XVIII в., когда Москва стала центром русского государства. Москва, являвшаяся в XVI в. экономическим и культурным центром, занимала территориальное положение на границе между северными и южными говорами.

Именно это стало причиной того, что московская речь, которая объединила в себе особенности тех и иных наречий, стала восприниматься как образцовая. На базе этой речи сложились орфоэпические нормы, многие из которых являются действенными до сих пор. К XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы, в том числе и ударные нормы современного русского произношения.

В связи со сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

Закон аналогии. В данном случае большая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. В таких словах, как гла́жение, ква́шение, кра́шение, упро́чение, обеспе́чение, сосредото́чение, наме́рение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!

Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопро́вод, мусоропро́вод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

Тенденция грамматикализации ударения — развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру́ните, прину́дите, пригу́бите и приструни́те, принуди́те, пригуби́те.

Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному. Профессиональное произношение: и́скра (у электриков), компа́с (у моряков), мальчико́вый(у продавцов), прику́с, а́лкоголь, шпри́цы (у медиков) и т. п.

Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: тока́рь, конку́рс, насмо́рк, призра́к, деспо́т, симво́л, возду́х, жемчу́г, эпигра́фс ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.

Заключение

Тот факт, что для русского языка нельзя говорить о так называемом фиксированном ударении, означает по существу, что вместо одного-двух факторов выбор места ударения в русском слове определяется множеством факторов. Факторы эти и многочисленны, и многообразны. Сюда относится и принадлежность слова к той или иной акцентологической парадигме, и наличие в слове морфемы определенного типа: так, существуют всегда ударные префиксы, всегда ударные суффиксы и т.д. Важно и наличие акцентируемой финали; играет роль и тип контекста, стилистическое чутье в выборе варианта; существенной бывает и социальная принадлежность говорящего.

Сказанное относится к словам русского лексического состава. Однако место ударения в заимствованных словах также определяется множеством аналогий и ассоциаций. Ударение слова в языке-источнике сложным образом налагается на ударение в ранее заимствованных словах или на исконные русские акцентологические модели.

Возникающие новые ассоциации закрепляются в сознании – так, человек, услышавший впервые слова антаблемент и сигнарант, наверняка прочтет их с ударением на последнем слоге. Однако в словах иностранного происхождения тоже возможны разночтения, отклонения от рекомендуемой нормы, причем иногда довольно упорные.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Трудности русского произношения и ударения Трудности русского произношения и ударения

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

💥 Видео

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Русский язык | ТОП 10 СЛОВ, КОТОРЫЕ МЫ ПРОИЗНОСИМ НЕПРАВИЛЬНО!Скачать

Русский язык | ТОП 10 СЛОВ, КОТОРЫЕ МЫ ПРОИЗНОСИМ НЕПРАВИЛЬНО!

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. ЭкзамерСкачать

Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Экзамер

Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"

Произносительная норма| Русский языкСкачать

Произносительная норма| Русский язык

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать

ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНО

СМОЖЕТЕ НАПИСАТЬ 25 СЛОВ БЕЗ ОШИБОК тест №2🍁 Русский язык Проверьте себя #русскийязык #орфографияСкачать

СМОЖЕТЕ НАПИСАТЬ 25 СЛОВ БЕЗ ОШИБОК тест №2🍁 Русский язык  Проверьте себя  #русскийязык #орфография

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописание

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Ударения для ЕГЭ в стиле рэп 😏 Повторишь? #егэСкачать

Ударения для ЕГЭ в стиле рэп 😏 Повторишь? #егэ

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭ

Видеолекция "Основные нормы современного русского литературного произношения". Часть 1Скачать

Видеолекция "Основные нормы современного русского литературного произношения". Часть 1

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.Скачать

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.
Поделиться или сохранить к себе: