Трое из нас это словосочетание

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются

Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Трое из нас это словосочетание

Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Разновидности словосочетаний

Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

  • В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным, прилагательным, местоимением, числительным, например: стол отца, участник соревнований, зелёная лужайка, яркий от солнца, черный от горя, очень красивый, третий слева, пяти книг, мы с вами, чем-то страшным.
  • В глагольных словосочетаниях главное слово выражено глаголом, а также причастием и деепричастием: увидеть с вершины, попросить тетрадь, подождать у вокзала, плачущий от обиды, загоревший на солнце, грустно глядя, сердито отвечая.
  • В наречных словосочетаниях главное слово — наречие: очень тепло, абсолютно внезапно, вблизи от сада, недалеко от города.

    Трое из нас это словосочетание

    Следует помнить, что словосочетания могут быть:

    • неделимыми: они в предложении являются одним членом предложения: Великая Отечественная война, Герой России, мать с отцом, пятеро медвежат, кружка молока и т.п.;
    • синонимичными: это словосочетание типа «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»: снежная (какая?) баба — баба(какая?) из снега; спортивный (какой?) зал — стадион (какой?) для спорта.

    Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Словосочетания: согласование, управление, примыкание

    Способы связи слов в словосочетании

    Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:

    • на предмет и его признак (холодный дождь, бодрый вид);
    • на действие и предмет, на который это действие переходит (смотреть кино, петь песни);
    • на действие и его признак (говорить вполголоса, выглядеть прекрасно).

    Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

    Трое из нас это словосочетание

    Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).

    Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.

    Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.

    При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.

    Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.

    Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.

    Трое из нас это словосочетание

    Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Синтаксический разбор словосочетания

    Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

    I. Выделить словосочетание из предложения.
    II. Охарактеризовать строение словосочетания:
    а) указать главное и зависимое слова;
    б) назвать части речи, которыми они выражены;
    в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
    III. Определить грамматическое значение словосочетания.

    Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).

    Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
    Трое из нас это словосочетание

    Пример:

    Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

    Устный разбор

    В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

    1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
    2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
    3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

    Письменный разбор
    Трое из нас это словосочетание

    Трое из нас это словосочетание

    Отличие словосочетания от сочетания слов

    Следует различать словосочетания и сочетания слов:

  • 1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
  • 2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
  • 3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
  • 4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

    Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать

    Словосочетание - что это такое

    Свободные и несвободные словосочетания

    В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

    В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
    Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

    • с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
    • с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
    • с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
    • с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

    Видео:Словосочетание. 8 классСкачать

    Словосочетание. 8 класс

    Что не является словосочетаниями

    Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

  • сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
  • сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
  • слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
  • конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
  • сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
  • сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
  • сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию. Предыдущая

    Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

    Согласование, управление, примыкание

    Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

    В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

    Трое из нас это словосочетание

    Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

    Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать

    Предложение и словосочетание

    Таблица с примерами

    Трое из нас это словосочетание

    Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

    Согласование

    Трое из нас это словосочетание

    При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

    Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

    Примеры

    • жел­тые листья
    • пожел­тев­шие страницы,
    • тре­тий звонок
    • моя сум­ка
    • чистая сто­ло­вая
    • пере­до­вой рабочий
    • заго­ре­лый отдыхающий
    • диван-кровать.

    Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Управление

    Трое из нас это словосочетание

    Примеры

    • писать (что?) книгу;
    • щел­кать (чем?) зубами;
    • три (чего?) гриба;
    • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

    В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

    • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
    • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
    • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
    • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
    • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
    • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

    Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

    Примыкание

    Трое из нас это словосочетание

    В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

    читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

    При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

    Примеры

    Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

    В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

    При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

    Видео:СловосочетаниеСкачать

    Словосочетание

    Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

    Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

    ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Урок русского языка по теме «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Урок 51-52. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

    систематизировать знания обучающихся об основных единицах синтаксиса: предложении и словосочетании.

    создать условия для формирования у обучающихся навыков выделения словосочетаний в предложении, определения видов и связей слов в словосочетаниях,

    закрепить правописные навыки узнавания, анализа основной единицы синтаксиса — словосочетания;

    развивать умение видеть и находить словосочетания в предложении, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого обучающегося навыки самообучения и самоконтроля;

    обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку, взыскательного отношения к собственной речи и речи окружающих;

    обобщение, систематизация знаний и умений.

    Метод ведения урока :

    рабочие тетради, учебник Е.С.Антоновй «Русский язык», сборник упражнений по русскому языку Т.М.Воинтелеевой, толковый словарь.

    І. Организационный момент

    1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

    1.2. Сообщение темы урока, формулирование цели урока.

    ІІ. Актуализация знаний студентов

    2.1. Проверка домашнего задания

    1. В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие толь­ко форму единственного числа:

    а) город, трамвай, детвора ;

    в) трава, лапта , гора.

    2. В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие форму только множественного числа:

    а) сады, бусы , моря;

    б) книги, поезда, жмурки ;

    в) хлопоты , автомобили, улицы.

    3. В каждом ряду слов выделите третье лишнее:

    а) краска , тюль, конферансье;

    б) вуаль, туфля, дитя ;

    в) кенгуру, пальто, воробей .

    4. Выделите в каждом ряду разносклоняемые существительные:

    а) племя, дружба, семя, врач;

    б) кресло, ночь, время, здание;

    в) путь, борьба, путешествие, знамя .

    5. Выделите в каждом ряду словосочетаний словосочетания с качественными прилагательными:

    а) кирпичное здание, безобразный поступок , самый умный ученик ;

    б) лисий хвост, важнее всего , оконная рама;

    в) уличный пёс, важный разговор , гусиный пух.

    6. Какими членами предложения являются прилагательные?

    Укажите номер правильного ответа для каждого предложе­ния.

    а) Сквозь это золото летели над Свирью журавлиные стаи.

    б) Погода была безветренна .

    в) Конвойный вложил в ножны шашку.

    7. Обведите словосочетание, в котором качественное прилагательное употреблено в значении относительного:

    а) глухой человек ;

    в) глухой согласный.

    8. Выделите прилагательное, которому свойственны степени сравнения и краткая форма:

    а) соломенная крыша;

    9. Обведите прилагательное, в котором -ий является суффиксом:

    10. Обведите неправильный ответ. Имя числительное обозна­чает:

    а) количество предметов;

    б) порядок предметов при счёте;

    в) признак предмета .

    11. Укажите в каждом ряду третье лишнее слово:

    а) играть, идти, строить ;

    б) смотреть, гнать, слушать ;

    в) плыть, стирать, бежать .

    12. Определяя вид глагольных форм, укажите третье лишнее сло­во в каждом ряду:

    а) любящий, читая, сказать;

    б) бурлящий, развернуть, пробежав;

    в) думающий, говоря, пройти.

    13. Обведите в каждом ряду безличные глаголы:

    а) работает, морозит, вечереет ;

    б) знобит , дышит, вертит;

    в) рассматривает, мечтается , нежится.

    14. Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме инфи­нитива и пишется с -ться:

    а) Со всеми буду я смеят(?)ся, а плакать не хочу ни с кем;

    б) Кто весел, тот смеёт(?)ся;

    в) Вспомнит он рассказ друга и засмеёт(?)ся.

    15. В каком ряду слова называют состояние предметов:

    а) больно, грустно, весело;

    б) болеть, грустить, веселить;

    в) полна, круглы, печален?

    16. Обведите в каждом ряду слова, которые изменяются по родам, числам и падежам:

    а) яблоня, кафе, интересно, красивый ;

    б) три, идёт, бунтующий , мой ;

    в) кто, смеясь, сливы , волшебный .

    17. Обведите в каждом ряду неизменяемые слова:

    а) левый, метро , рассмотрев ;

    б) вверх , грядущий, справа ;

    в) хаки , улыбнётся, шимпанзе .

    18. Выделите в каждом ряду третье лишнее слово:

    а) смаз..ик, стеколь..ик , груз..ик;

    б) кресл..це, пальт..цо , плать..це;

    в) сыноч..к, ключ..к , пенеч..к;

    г) грош..вый, песц..вый, ситц..вый .

    19. Обведите в каждом ряду слова, в которых не пишется слит­но:

    а) (не)ходитъ, (не)правда , отнюдь (не)красивый;

    б) (не)зачем , (не)ряха , (не)выучив;

    в) (не)сносный , (не)читает, (не)далеко.

    20. Выделите в каждом ряду слова, в которых пишется -нн-:

    а) карма..ый, весе..ий , кожа..ый;

    б) ветре..ый, встрече..ый , серебря..ый;

    в) преднамере..о , интерес..о, време..о ;

    г) рассмотре..ый , встревоже..ый , прочита..а.

    21. Обведите в каждом ряду слова, которые пишутся через де­фис:

    а) кто(либо), когда(нибудь) , (кое)(у)кого;

    б) (по)детски, (во)вторых , (по)меньше;

    в) крест(накрест) , точь(в)точь , (на)совесть.

    22. Выделите в каждом ряду служебные части речи:

    а) в течени.. лета, в течени.. реки, в течени.. урока;

    б) (в)следстви.. дождя, (в)следстви.. болезни , участвовать (в)следстви..;

    в) иметь (в)виду, (в)виде исключения, (в)виду заморозков.

    2.3. Актуализация опорных знаний

    Синтаксис — это раздел русского языка, в котором представлены правила грамма­тического оформления словосочетания и предложения (синтаксических единиц).

    Выделяют два основных типа связи ком­понентов в синтаксических единицах – со­чинение и подчинение.

    Сочинительная связь соединяет равноправные компоненты (например, части сложного предложения могут быть независимыми друг от друга — такие предложения назы­ваются сложносочинёнными и бессоюзными сложными).

    Подчинительная связь соединяет неравноправные компоненты – главный и зависимый, от главного к зависимому можно задать вопрос.

    Словосочетание — это наименьшая единица синтаксиса, которая представляет со­бой соединение по смыслу и грамматически двух или более знаменательных слов, называющих явления объективной действительности, связанных подчинительной связью:

    уважать (что?) законы, учиться (как?) усердно, попытка (какая?)первая и др.

    Словосочетания выделяются в составе предложения; как самостоятельная единица языка они в речи не употребляются.

    Словосочетания бывают свободными и несвободными . Например: читать книгу, читать медленно, читать с другом; городские улицы, строящийся дом, необыкновен­ный оркестр и т.п.

    Словосочетания, в которых слова могут соединяться свободно, называ­ются свободными. Каждое слово в свободном словосочетании является отдельным членом предложения.

    Словосочетания могут быть и несвободными, т.е. цельными. В предло­жении такие словосочетания выступают как один член предложения.

    К цельным словосочетаниям относятся следующие син­таксически и семантически неделимые словосочетания:

    словосочетания с главным словом числительным: двое друзей, пять часов, несколько человек (к этой группе относятся словосочетания со словами большинство, меньшинство, часть и т.п.: большинство студентов, часть книг);

    словосочетания, в которых зависимое слово употребле­но с предлогом из со значением избирательности: каждый из нас, трое из ребят, любой из присутствую­щих;

    словосочетания, в которых зависимое слово употребле­но с предлогом с, имеющим общее значение совмест­ности: отец с матерью, мы с тобой, брат с се­строй.

    Не являются словосочетаниями:

    подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит; Лёд тронулся; Леса таинственны;

    однородные члены предложения: мороз и солнце, близ­кий и далёкий, идёт и рассказывает;

    словоформа с предлогом: вдоль дороги, на озере, в те­чение дня, напротив дома.

    фразеологические словосочетания — устойчивые сочета­ния слов, употребляемые в переносном значении: бить баклуши, белая ворона, закадычный друг .

    1) согласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово упо­добляется главному в роде, числе и падеже, т.е. согласуется с ним: интересная книга, интересной книги, интересные книги и т.д.

    Согласуются с главным словом (существительным) при­лагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения-прилагательные: добрый человек, прочитан­ное произведение, третьего урока, к бушующему океану и т.д.

    2) управление — это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой падежной формы: играть во что? в мяч, играть с кем? с братом, играть где? на улице.

    При управлении в роли главного слова чаще всего вы­ступает глагол, реже — слово другой части речи: любовь к детям, любимый всеми, уважение к старшим, чтение книги. Зависимым словом является имя существительное или другое слово с предметным значением: посоветовать другу, говорить о тебе.

    При изменении формы господствующего слова падежная форма зависимого слова не изменяется: работать на заводе, работал на заводе, работая на заводе и т.д.

    Управление может быть предложным: дорога к стан­ции, находиться на работе, подойти к дому — и беспред­ложным: желать счастья, любить поэзию, сбор урожая.

    3) примыкание — это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово яв­ляется неизменяемым (инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень прилагательного).

    Средствами связи зависимого слова с главным являются порядок слов и интонация. Главным словом при примыка­нии обычно бывает глагол, реже — другие части речи: раз­говаривать громко, приказ наступать, смотреть молча, ехать шагом, мечтать учиться, идти посвистывая, в два раза больше.

    1) именные — с главным словом, выраженным именами существительными, прилагательными, числительны­ми, местоимениями: морской прибой, алая заря, необычайное происшествие; очень обидчивый, по-детски наивный, слишком болтливый, красный от смуще­ния;

    глагольные — с главным словом — глаголом, прича­стием или деепричастием: учить стихи, решающий задачу, любуясь картиной;

    наречные — с главным словом — наречием: близко от дома, слишком долго, незаметно для себя.

    Синтаксический разбор словосочетания

    выделяем словосочетание из предложения (рассматри­вая сначала главные члены: группу подлежащего и группу сказуемого, потом — второстепенные члены);

    указываем состав словосочетания:

    а) простое или сложное;

    б) способы выражения главного и зависимого слов;

    указываем грамматическое (смысловое) значение словосочетания и определяем способ его выражения
    (окончание, предлог и окончание, смысловая связь);

    определяем тип синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.

    Образец: Под ногами шуршит опавший лист (Г.Федосеев).

    Словосочетания: опавший лист, под ногами шуршит,

    Под ногами шуршит — простое глагольное словосоче­тание, состоит из двух знаменательных слов. Главное слово выражено глаголом шуршит, зависимое — существитель­ным с предлогом в форме Т. п. под ногами. Грамматическое (смысловое) значение — обстоятельственное. Тип связи — предложное управление. Грамматическая связь выражена с помощью пространственного предлога под и окончания зависимого слова -ами.

    Опавший лист — простое именное словосочетание, со­стоит из двух знаменательных слов. Главное слово выраже­но существительным лист, зависимое — действительным причастием. Грамматическое значение — определительное. Тип связи — согласование. Грамматическая связь выраже­на с помощью окончания зависимого слова -ий.

    III . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений студентов

    Упражнение 327. Определите вид данных словосочетаний. Раскрывая скобки, запишите их в три колонки, распределяя по видам: 1) именные, 2) глагольные, 3) наречные. Составьте схемы.

    Трое из нас это словосочетание

    Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы родины, неуклюжий медвежонок, (по)весеннему небу, (по)осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая внимательно, безупречно чисто, читать лежа, работающий допоздна, опадающие листья, быстрый шаг, рано утром, очень громко, (по)моему совету, сделать (по)моему.

    Упражнение 330. Составьте словосочетания, поставив зависимое слово в нужном падеже. Какой вопрос вы можете поставить от главного слова к зависимому?

    Победить благодаря (упорство), работать согласно (план), отказаться вопреки (желание), отказаться вследствие (нездоровье), поступить наперекор (обычай), предостеречь (друг), предупредить (опасность), отчитываться (затраты), отчет (работа), вера (справедливость), уверенность (победа).

    Упражнение 331. Найдите и исправьте ошибки в построении следующих словосочетаний. Исправленные словосочетания запишите, составьте с ними предложения.

    Оплатить за проезд, уверенность в победу, прогноз о погоде, способствовать к успеху, заниматься с ремонтом, поделиться о воспоминания, описать о природе, доказывать о целеустремленности юноши, касаться к этой теме, смотреть вслед поезда, радоваться приездом друга, был удивлен этому поступку.

    Упражнение 333. Составьте словосочетания, соблюдая нормы управления. Укажите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж зависимого слова.

    Образец: верить, уверенность – верить (во что?) в победу, уверенность (в чем?) в победе.

    Отчитываться, отчет; игнорировать, пренебрегать; запретить, препятствовать; характеристика, жалоба; беспокоиться, тревожиться; рецензия, отзыв.

    IV . РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ».

    одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пять ПИХТ

    💥 Видео

    ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?Скачать

    ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

    5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

    5 класс. Русский язык. Словосочетания

    Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать

    Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.

    Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

    Словосочетание | Русский язык TutorOnline

    Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

    Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

    Словосочетания в предложенииСкачать

    Словосочетания в предложении
  • Поделиться или сохранить к себе: