- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний»
- 🎦 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Таблица с примерами
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тип урока: комбинированный
Тема урока «Виды словосочетаний»
Цель: Ознакомление с видами словосочетаний.
Определять главное и зависимое слово в словосочетании
Отрабатывать умение составлять словосочетания
Различать именные и глагольные словосочетания
Обогащение словарного запаса школьников
Обучение умению связно излагать свои мысли
Развитие логического мышления школьников
Овладение нормами литературного языка
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.
I. Организационный момент.
1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.
2. Психологический настрой.
Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.
И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа по эпиграфу. (Слайд).
Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин.
Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)
(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.
Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
Чем словосочетание отличается от слова? (Словосочетание более точно называет предмет)
Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Как связываются слова в словосочетании (По смыслу и грамматически)
Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании (С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием)
Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.
1.Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
2;3. Части словосочетания.
Ответы: По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6;7 Предлог, окончание.
По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.
Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)
Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.
Учитель: Что необычного вы заметили?
Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.
Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?
(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)
Обобщение знаний учащихся.
Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»
(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)
Гимнастика для глаз. (Слайд)
III . Работа над новым материалом. Проблемная ситуация. (Слайд)
А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.
Очень хорошая
Изложить мысли
(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем — имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)
Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)
И нтересная книга, празд ник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам , слышится издалека.
Учитель: Какие видите факты? ( В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик — словосочетания, где главное слово – глагол.)
Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово — «глагол»? (Глагольное)
В) Работа по таблице. (Слайд)
обращение к людям
Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным.
Главное слово выражено глаголом.
Виды именных словосочетаний.
Прилагательное + существительное – волк бурый
Существительное + существительное – обращение к людям
Существительное + наречие – знакомый давно
Виды глагольных словосочетаний.
Глагол + существительное – служит верно
Глагол + наречие – обратиться смело
Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании — главное слово – глагол.)
Работа по усвоению нового материала.
Коллективная работа. (Слайд.)
Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Задание: заполнить таблицу.
Виды именных словосочетаний.
Самостоятельная работа. ( Слайд)
Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.
Виды глагольных словосочетаний.
Упражнения на релаксацию.
(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить не любом уроке в течение 3-5 минут).
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Закрепление изученного материала.
Проверочная работа. (Слайд)
Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)
🎦 Видео
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать