Три словосочетания с окончанием ого его

Содержание
  1. Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием -ого.
  2. Ваш ответ
  3. решение вопроса
  4. Похожие вопросы
  5. Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого?
  6. Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилогательное с окончанием — ого?
  7. Записать три словосочетание в каждом из них будет имя прилагательное с окончание ого?
  8. Запишите три словосочетания , в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием ого?
  9. Запиши три словосочитание в каждом из которых будет имя прилогательное с окончанием — ого?
  10. Словасочетание в которых имя прилагательное с окончанием — ого?
  11. Прочитайте запишите словосочетания слов ставя имена прилагательные в форму родительного падежа выделить окончания имен прилагательных составьте и запишите предложения с любым словосочетанием слов?
  12. Запиши 3 словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого?
  13. Помогите запишите три словосочетания, каждым из которых имя прилагательное с окончанием — ого?
  14. В словосочетаниях у прилагательных есть только окончание?
  15. Определи род имен прилагательных Запиши словосочетания Выдели окончания прилагательных русский?
  16. Три словосочетания с именем прилагательным с окончанием ого
  17. Правописание окончаний имен прилагательных
  18. Правописание падежных окончаний имён прилагательных
  19. Русский язык с репетиторами онлайн
  20. Правила для безударных гласных в окончаниях прилагательных
  21. Правописание безударных окончаний прилагательных
  22. Падежные окончания прилагательных твердой группы
  23. Окончания мягкой группы и притяжательных прилагательных на -ий
  24. Склонение смешанной группы прилагательных
  25. Окончания притяжательных прилагательных на -ин, -ов
  26. Исключения из правила
  27. Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России». материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему
  28. Скачать:
  29. Предварительный просмотр:

Видео:Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.Скачать

Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.

Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием -ого.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№31 - Что такое окончание? Как найти в слове окончание?)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№31 - Что такое окончание? Как найти в слове окончание?)

Ваш ответ

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

решение вопроса

Видео:Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?Скачать

Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,267
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.

Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого?

Русский язык | 1 — 4 классы

Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

1) Хорошего ребенка ; 2) Сильного ветра ; 3) Мягкого хлеба.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Русский язык 3 класс. СловосочетаниеСкачать

Русский язык 3 класс. Словосочетание

Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилогательное с окончанием — ого?

Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилогательное с окончанием — ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Записать три словосочетание в каждом из них будет имя прилагательное с окончание ого?

Записать три словосочетание в каждом из них будет имя прилагательное с окончание ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Запишите три словосочетания , в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием ого?

Запишите три словосочетания , в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Падежные окончания прилагательных. Как определить окончания прилагательных?Скачать

Падежные окончания прилагательных. Как определить окончания прилагательных?

Запиши три словосочитание в каждом из которых будет имя прилогательное с окончанием — ого?

Запиши три словосочитание в каждом из которых будет имя прилогательное с окончанием — ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Словасочетание в которых имя прилагательное с окончанием — ого?

Словасочетание в которых имя прилагательное с окончанием — ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Прочитайте запишите словосочетания слов ставя имена прилагательные в форму родительного падежа выделить окончания имен прилагательных составьте и запишите предложения с любым словосочетанием слов?

Прочитайте запишите словосочетания слов ставя имена прилагательные в форму родительного падежа выделить окончания имен прилагательных составьте и запишите предложения с любым словосочетанием слов.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Запиши 3 словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого?

Запиши 3 словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Падежные окончания существительных. Как правильно писать окончания?Скачать

Падежные окончания существительных. Как правильно писать окончания?

Помогите запишите три словосочетания, каждым из которых имя прилагательное с окончанием — ого?

Помогите запишите три словосочетания, каждым из которых имя прилагательное с окончанием — ого.

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Словосочетание и предложение  Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | Инфоурок

В словосочетаниях у прилагательных есть только окончание?

В словосочетаниях у прилагательных есть только окончание.

Подберите эти прилагательные .

Подумай, в вкаком падеже должно стоять имя прилагательное.

Запиши словосочетания Около .

Ого дерева, без , , , , его мяча, для ого, , , гнезда, из .

Три словосочетания с окончанием ого его

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Определи род имен прилагательных Запиши словосочетания Выдели окончания прилагательных русский?

Определи род имен прилагательных Запиши словосочетания Выдели окончания прилагательных русский.

Вы зашли на страницу вопроса Запиши три словосочетания, в каждом из которых будет имя прилагательное с окончанием — ого?, который относится к категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 1 — 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Три словосочетания с именем прилагательным с окончанием ого

Видео:Русский язык. 3 класс. Словосочетание /12.04.2021/Скачать

Русский язык. 3 класс. Словосочетание /12.04.2021/

Правописание окончаний имен прилагательных

Три словосочетания с окончанием ого его

Правописание окончаний прилагательных устанавливаются с помощью следующих действий:

  1. Определение существительного, согласованного с данным прилагательным. Пример: У нас остались отличные воспоминания от веселого праздника (праздника какого? веселого).
  2. Выделение окончания в слове.
  3. Определение рода, числа, падежа (они совпадают с согласованным существительным).
  4. Выявление окончания у подходящей формы вопроса «какой».

Окончания прилагательного совпадают с окончанием необходимой формой вопроса «какой» в косвенных падежах:

Веселого праздника. Праздника (какого?) веселого.

Весёлому празднику. Празднику (какому?)весёлому.

Весёлым праздником. Праздником (каким?) весёлым.

О весёлом празднике. О празднике (каком?) весёлом.

Веселой девочки. Девочки (какой?) веселой.

Веселую девочку. Девочку (какую) веселую.

О веселой девочке. О девочке (какой?) веселой.

Веселого лица. Лица (какого?) веселого.

Весёлому лицу. Лицу (какому?) веселому.

Веселое лицо. Лицо (какое?) веселое.

Весёлым лицом. Лицом (каким?) веселым.

О веселом лице. О лице (каком?) веселом.

  • Для множественного числа

Весёлых праздников. Праздников (каких?) весёлых.

Весёлым праздникам. Праздникам (каким?) веселым.

Весёлыми праздниками. Праздниками (какими?) весёлыми.

О весёлых праздниках. О праздниках (каких?) веселых.

Важно: окончания прилагательных мужского рода могут быть идентичными в именительном и винительном падежах, а также в родительном и винительном падежах. Чтобы не ошибиться в правильном написании, следует обратить внимание на одушевлённость предмета, связанного с прилагательным.

Читать интересный детектив.

«Интересный» относится к неодушевленному предмету, окончание «ый».

Увидеть интересного мужчину.

«Интересного» относится к одушевленному предмету, окончание «ого».

  • В Именительном падеже мужского рода окончание «ой» пишется в ударной позиции.

Большой, смешной, золотой.

В безударной позиции — «ый»/»ий»

Мягкий, зелёный, камерный.

Окончание «ый» соответствует прилагательным с основой на твердый согласный звук (толстый, солёный, белый).

Окончание «ий» соответствует прилагательным с основой на мягкий согласный звук, согласные «г», «к», «х» и шипящие (синий, ломкий, тонкий, уставший).

  • В Именительном падеже женского рода пишутся окончания «ая»/ «яя».
  • В Именительном падеже среднего рода пишутся окончания «ое»/»ее».
  • В Именительном падеже множественного числа пишутся окончания «ые»/ «ие».
  • В притяжательных прилагательных и прилагательных, образованных от названий календарных месяцев, в косвенных падежах (кроме винительного) сохраняется мягкий знак.

Июль — июльским. Лисий — лисьих.

  • Прилагательное «иногородний» в отличие от похожих: подгородный, загородный, междугородный (где окончание «ый»/»ая», «ое») имеет окончание «ий»/»яя»/»ее».
  • Краткие прилагательные, образованные от полных на «йный», оканчиваются на «ен» (беспокойный — беспокоен). Исключение — достоин.
  • Краткие прилагательные, образованные от полных притяжательных не имеют на конце мягкого знака.

Могуч, хорош, свеж.

  • Окончания женского рода в творительном падеже могут быть «ою»/»юю. Такие формы слов чаще всего используются в художественной литературе.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Склонение – это изменение по падежам. Склоняются все имена: существительные, прилагательные, числительные. Только имена существительные разделяют на три склонения, а у других имён такого деления нет. Нет его и у местоимений, которые тоже склоняются.

Давайте просклоняем словосочетания: зимний день, зимняя погода, зимнее утро.

И.П.(что?) зимнИЙ день, зимнЯЯ погода, зимнЕЕ утро

Р.П.(чего?) зимнЕГО днЯ, зимнЕЙ погодЫ, зимнеГО утрА

В.П.(что?) зимнИЙдень, зимнЮЮ погодУ, зимнЕЕ утрО

Д.П.(чему?) зимнЕМУдню, зимнЕЙ погодЕ, зимнЕМУ утрУ

Т.П.(чем?) зимнИМднём, зимнЕЙ погодОЙ, зимнИМ утрОМ

П.П.(о чём?) о зимнЕМ днЕ, о зимнЕЙ погодЕ, о зимнЕМ утрЕ

Вы заметили, что вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно. В вопросе именительного и винительного падежей мужского рода окончание -ой, а в словах -ый, или-ий: какой? снежный, зимний.

Нет совпадения и тогда, когда в слове перед окончанием идёт не твердый согласный, как в вопросе, а мягкий: какУЮ? –зимнЮЮ; о какОМ? -о зимнЕМ.

В окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода есть ещё орфограммы: на месте звука (В) пишется буква (Г) -ого-его, а на конце-буква О.

Эти орфограммы – непроверяемые, подчёркивать можно не каждую отдельно, а всё окончание (ого)(его).

Правила склонения имен прилагательных

1. Имена прилагательные имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой: с хорошим (к а к и м?) настроением, об интересной (к а к о й?) книге и т. п.

2. Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь : рыбачий, рыбачьего, рыбачьему, рыбачий, рыбачьим, о рыбачьем; рыбачьи, рыбачьих, рыбачьим, рыбачьи, рыбачьими, о рыбачьих.

Примечание 1. Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса –j- (йот), показателем которого в косвенных формах служит разделительный Ь.

Примечание 2. Притяжательные прилагательные на –ий следует отличать от прилагательных на –чий типа лежачий, горючий, у которых в косвенных падежах ь не пишется, так как в них отсутствует суффикс –j-; ср.: лежач-ий, лежач-его, лежач-их, лежач-им и т. п.

3. Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями –ый, -ая, -ое, -ые и т. д.; прилагательные бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями –ий, -яя, -ее, -ие и т. д. Формы междугородний и иногородный, бескрайный являются устаревшими и не рекомендуются в настоящее время к использованию.

4. Прилагательные, оканчивающиеся на –йный, имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на –ен: знойный – зноен, спокойный – спокоен, стройный – строен.

Просклоняем сочетания слов: Трудный дальний путь, трудная дальняя дорога. И.П.(что?) трудный дальнИЙ путь,труднАЯ дальнЯЯ дорогА.

Р.П.(чего? )труднОГО дальнЕГО путИ,труднОЙ дальнЕЙ дорогИ

В.п.(что?) труднЫй дальнИЙ путь, труднУЮ дальнЮЮ дорогУ

Д.п.(чем?) труднЫм дальнИМ путЁм,труднОЙ далнЕЙ дорогОЙ

Т.П.(чем?) труднЫМ дальнИМ путЁМ,труднОЙ дальнЕЙ дорогОЙ

П.П.(о чём?) о труднОМ дальнЕМ пути,о труднОЙ дальнЕй дорогЕ

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать

Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Видео:Тема 10. Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склоненияСкачать

Тема 10. Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения

Правила для безударных гласных в окончаниях прилагательных

Три словосочетания с окончанием ого его

Ученики начальной школы учатся определять гласную букву в окончании имени прилагательного (ИП) задавая вопрос от главного слова – имени существительного (ИС). Обычно, применяя правило для безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, дети справляются с орфограммой:

Но есть ряд особенностей, когда искомая буква в ИП и вопросе не совпадают – исключения из правила. Для запоминания трудных случаев написания безударных флексий (окончаний) первое время пользуются таблицей с вопросами и примерами, обращают внимание на основу слова.

Правописание безударных окончаний прилагательных

Чтобы узнать, как пишется безударное окончание ИП, ищут главное (определяемое) ИС и задают от него к прилагательному вопрос. В падежных вопросах к ИП гласная попадает в ударную позицию, помогая разобраться с орфограммой.

Три словосочетания с окончанием ого его

Таблица наглядно демонстрирует, что в каждом падеже прилагательных возможны два и даже три варианта морфемы. То же самое наблюдается и с окончаниями во множественном числе.

Три словосочетания с окончанием ого его

Когда трудно выбрать правильный вариант написания морфемы, анализируют основу ИП, так как гласная флексии зависит от предыдущей согласной в основе слова.

Падежные окончания прилагательных твердой группы

К этой группе относят те флексии, что стоят после парных твердых согласных. Сюда не входят Ц, шипящие и задненебные (К, Г, Х):

ПадежМужской родЖенский родСредний родМнож. число
ИменительныйтверД-ЫЙбеЛ-АЯноВ-ОЕплотН-ЫЕ
РодительныйтверД-ОГОбеЛ-ОЙноВ-ОГОплотН-ЫХ
ДательныйтверД-ОМУбеЛ-ОЙноВ-ОМУплотН-ЫМ
ВинительныйтверД-ЫЙ
(при неодуш.ИС)
тверД-ОГО
(при одуш. ИС)
беЛ-УЮноВ-ОЕплотН-ЫЕ
плотН-ЫХ
ТворительныйтверД-ЫМбеЛ-ОЙноВ-ЫМплотН-ЫМИ
Предложныйо тверД-ОМо беЛ-ОЙо ноВ-ОМо плотН-ЫХ

Вывод: после твердых парных согласных в безударных флексиях ИП пишут А, О, У, Ы.

Окончания мягкой группы и притяжательных прилагательных на -ий

К этой группе относят прилагательные с формообразующими морфемами после парных мягких согласных. Сюда тоже не входят Ц, шипящие и задненебные (К, Г, Х). Чаще ИП с основой этого типа даются детям трудно, так как без ударения И, Я, Е, Ю в окончании звучат как [И]. Примеры таких прилагательных с безударными гласными в окончаниях – в таблице ниже:

ПадежМужской родЖенский родСредний родМнож. число
ИменительныйсиН-ИЙлетН-ЯЯзимН-ЕЕкрайН-ИЕ
РодительныйсиН-ЕГОлетН-ЕЙзимН-ЕГОкрайН-ИХ
ДательныйсиН-ЕМУлетН-ЕЙзимН-ЕМУкрайН-ИМ
ВинительныйсиН-ИЙ
(при неодуш.ИС)
сиН-ЕГО
(при одуш. ИС)
летН-ЮЮзимН-ЕЕкрайН-ИЕ
крайН-ИХ
ТворительныйсиН-ИМлетН-ЕЙзимН-ИМкрайН-ИМИ
Предложныйо сиН-ЕМо летН-ЕЙо зимН-ЕМо крайН-ИХ

К ИП с мягкой основой относятся притяжательные на –ИЙ, которые склоняются по этому же принципу.

Три словосочетания с окончанием ого его

Вывод: после мягких парных согласных в слабой позиции пишут Я, Е, Ю, И.

Склонение смешанной группы прилагательных

ИП с основой на К, Г, Х, Ц, шипящие относят к смешанному склонению. Название подсказывает: окончания пишутся и по твердому типу, и по мягкому принципу:

ПадежМужской родЖенский родСредний родМнож. число
ИменительныймягК-ИЙгоряЧ-АЯстроГ-ОЕкуЦ-ЫЕ
РодительныймягК-ОГОгоряЧ-ЕЙстроГ-ОГОкуЦ-ЫХ
ДательныймягК-ОМУгоряЧ-ЕЙстроГ-ОМУкуЦ-ЫМ
ВинительныймягК-ИЙ
(при неодуш.ИС)
мягК-ОГО
(при одуш. ИС)
горяЧ-УЮстроГ-ОЕкуЦ-ЫЕ
куЦ-ЫХ
ТворительныймягК-ИМгоряЧ-ЕЙстроГ-ИМкуЦ-ЫМИ
Предложныйо мягК-ОМо горяЧ-ЕЙо строГ-ОМо куЦ-ЫХ

Окончания притяжательных прилагательных на -ин, -ов

Отличается от обычного склонения изменение притяжательных ИП с основой на -ИН, -ОВ:

Три словосочетания с окончанием ого его

Исключения из правила

Отдельно изучают окончания прилагательных с основой на шипящие, потому что речь уже о трех орфограммах сразу:

Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России».
материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему

Данный материал содержит подборку упражнений, которые можно использовать при работе. Способствует формированию у обучающихся понятия об имени прилагательном и употреблению его в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
упражнения.62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России».

1.Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи.

Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными.

Снежный ком, ком из снега; шишка сосны, сосновая шишка; дом у дороги, дорожный патруль; уютная комната , домашний уют.

Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.

Зимой у белки ____,____ шерсть. Хвост ______ и ______. Белка старается залесть в _______ дупло. Там она грызет _______шишки.

Слова для справок: густой, серый, большой, пышный, теплый, еловый.

Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.

тихий городок — медленный

тихий нрав — смирный

тихий звук — безмолвный

тихая ночь — негромкий

тихий ход — неоживленный

Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.

Трудолюбивый человек -. сильный ветер -. старательный ученик -. военный самолет -. трусливый заяц- …, свежий вечер -.

Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.

Бархатный сезон — железн(ый) крепкий орешек — тепл(ый)

стальные нервы — тверд(ый) бархатный взгляд — нежн(ый)

Система упражнений, направленная на развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного .

1. Упражнения на нахождения слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?

– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие ?, выпишите их.

Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

2. Упражнения на дополнение текста словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?

– Дополните текст словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

У девочки Маши был . щенок Дружок. У Дружка была . шерсть. ушки и . глазки. Он играл с девочкой целый день.

Слова для справок: веселый, черный, остренький, маленький, блестящий.

* Найдите слова, указывающие на размер Дружка. Придумайте свои слова с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Упражнения на группировку признаков предмета

– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.

  • Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

4. Упражнения на выделение имен прилагательных из данных слов (текста).

– Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

5. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст с использованием слов для справок.

Элли увидела прозрачный поток. В прозрачной воде резвились волшебные рыбки. Вдруг к девочке подошли забавные человечки. Они были одеты в забавные кафтаны. Под широкими полями шляп нежно звенели забавные бубенчики.

Слова для справок: чистый, бархатный, красивый, маленький.

1. Упражнения на использование прилагательных — синонимов.

– Подберите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним), запишите.

мудрый — …ласковый — …быстрый — …веселый — …прилежный — грустный густой — …сильный — сырой — …неловкий — …холодный — …большой — …смирный — …неряшливый — липкий — …страшный — …душистый — …злой — …

Ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

– Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).

– Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: интересный, красивый, ласковый, старательный.

Занимательный, прекрасный, прилежный, нежный, забавный, прелестный, усердный, приветливый, увлекательный, дремучий, веселый.

Какие слова лишние? Почему?

– Подберите к прилагательному близкое по значению слово:

Бесстрашный летчик — . пасмурная погода -. занимательный рассказ -. смышленый ученик -.

– Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

– Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белее тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

К выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу. Обратите внимание, как изменился текст после замены данных прилагательных синонимичными. Как вы думаете, какие прилагательные точнее передают красоту родного края (в ходе работы объяснить детям, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора).

Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний

2. Упражнения на использование прилагательных — антонимов.

– Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:

Мелкий пруд — … пруд; мелкий дождь — … дождь; свежий хлеб — … хлеб; свежий огурец — … огурец; свободный стул — … стул; свободная обувь — … обувь; сладкое яблоко — … яблоко; сладкое лекарство — … лекарство.

– Выделите слова-антонимы в стихотворении-загадке.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

В открытые окна

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

То вздумает по морю

Волны гонять. (Н.Найденова)

– Прочитайте. Подберите к каждому слову слова, противоположные по смыслу (антонимы) и слова близкие по смыслу (синонимы), Запишите слова в два столбика.

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Ответы: теплый — свежий ветер — прохладный; тусклые — свежие краски — яркие; грязная — свежая рубашка — чистая; черствый — свежий хлеб — мягкий; старая — свежая газета – новая.

– К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. К словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:

Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

  • Укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

3. У пражнения на освоение грамматических признаков имени прилагательного

– Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

– Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

– Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте их род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

4. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст.

– Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу словами.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

Слова для правок: пугливые, робкие, трусливые.

5. Упражнения на группировку слов по заданным признакам

– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: отношение к людям; состояние погоды; характер человека.

Холодная, спокойный, добрый, ненастная, злой, неприветливый, уравновешенный, доброжелательный, снежная, пасмурная.

Составьте синонимический ряд, отвечая на вопросы:

какими словами называют высокую температуру воздуха;

какими словами называют людей одинакового возраста;

какими словами называют наступление темноты.

6. Упражнения на составление словосочетания или предложения с использованием образца или слов для справок.

– Составь словосочетание « существительное + прилагательное» по образцу: украшение из серебра — серебряное украшение

доска для класса —

вилка из металла —

вечер в субботу —

– Вставь пропущенные слова:

С гнезд замахали____________цапли,

С листьев скатились _________капли,

В________струях опрокинуло лес.

Слова — опоры: последние,крикливые, тихие, прозрачные.

  • Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика

― Составьте словосочетания, выбрав из слов в скобках подходящее.

мечтательный — мечтающий (день, взгляд, человек); невежливый — невежественный (человек, поступок, ответ); праздный — праздничный (наряд, настроение, песня).

― Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

коричневый, карий, (платье, глаза, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, темный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

7. Упражнения на образование имен прилагательных

– Образуйте от существительного однокоренное ему прилагательное и составьте словосочетание этого прилагательного с существительным. Запишите составленное словосочетание.

Ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

― Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой:

Упражнения, предлагаемые на продуктивном этапе

1. Упражнения на работу с деформированным текстом

– Расположите предложения в нужной последовательности. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными.

1.Она посадила Кая в сани и увезла к себе во дворец. 2. Ее одежда была из тюля. 3. Вдруг Кай увидел Снежную королеву. 4. Кая спасла Герда. 5. Она была из льда.

* Слова для справок: сверкающий, тончайший, белый, добрый, отважный, большой, ледяной.

— Расположи части текста в нужной последовательности. Озаглавь рассказ словами из текста.

Ребятишки взяли небольшую дощечку, сделали маленькую лодочку и пустили ее по бурной воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней и кричали.

Пришла теплая весна. Пригрело ласковое солнышко. Потекли веселые ручейки.

Вдруг маленький превратился в настоящую большую реку, и отправилась рыбачья лодка в дальнее плавание.

  • Найди и отметь в рассказе части: 1. Как белки зимуют. 2. Веселые белки. 3. Летние заботы. Озаглавь текст.

— Теперь у освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили белки свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки и пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. Грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

* Расположи части текста в нужной последовательности.

*Замени выделенные слова близкими по смыслу. Что изменилось какой вариант лучше ?

2. Упражнения на редактирование с творческим дополнением текста

– Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

3. Упражнения на написание сочинения с использованием заданного элемента текста

– Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.

– Подумай, как можно продолжить текст. Придумай конец и запиши текст полностью.

Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.

4. Упражнение на изложение и пересказ текста.

Над бурным океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?

Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное – выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы. И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжелые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!

  • О чем говорится в данном произведении?
  • Какие слова передают состояние разбушевавшейся природы?
  • Как автор описывает людей оказавшихся в океане?
  • Что вы можете сказать о характере этих людей?

– Составление плана к изложению « Девятый вал».

  • Разбушевавшаяся стихия.
  • Горстка смельчаков.
  • Цвет надежды.

Лексико – орфографическая подготовка. Вторичное чтение текста.

5. Упражнения на употребление имени прилагательного в речи:

– Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.

Она была маленькой, тоненькой. Ее белый ствол был виден издалека. Хрупкие ветви … с нежными клейкими листочками дрожали от холодного весеннего ветра.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький …. .

Внимание! 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.

– Придумать загадку, написать стихотворение

Описать сегодняшний день.

Сегодняшний день напоминает мне веселый праздник Новый год. Ночью выпал белый, пушистый снег и как ковер украсил детскую площадку. Утром я шла в школу и видела как радуются дети первому снегу. И даже черные вороны горделиво прохаживались по белоснежному ковру.

Прочитав слова, записанные на доске или карточках, дети «создают портрет человека».

Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи

Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными. Выпиши эти словосочетания.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.

Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских

Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.

крепкий лёд -. крепкий сон -. крепкое здоровье -. крепкая дружба -.

Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.

Мудрый человек -. отважный воин -. ясный день -. долгая дорога -.

Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.

Мягкий климат — спокойн(ый) Мягкий свет — тепл(ый)

Мягкий мох — неярк(ий) Мягкий характер — нежестк(ий)

Поделиться или сохранить к себе: