- Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
- Трансформация предложения в номинативное словосочетание
- Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний
- Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре
- Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика
- Функционирование словосочетания в предложении
- Семантическая структура словосочетания
- Номинативные предложения в поэтической речи
- 🎥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается лингвистами по-разному. Для одних он означает любое грамматическое сочетание полнозначных слов, включая и предложение. Такого взгляда придерживались Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро. Эта точка зрения исходит из грамматических, формальных признаков словосочетания — наличия грамматически господствующих и подчиненных, зависимых слов.
В настоящее время более распространенным и более признанным является иное понимание словосочетания. Оно было выдвинуто В.В. Виноградовым, принято академической «Грамматикой русского языка». Поддерживаемое большинством языковедов, оно заключается в понимании словосочетания как синтаксической единицы, подчиненной предложению и существующей в предложении, не тождественной ему. Итак, по В.В. Виноградову, словосочетание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание является грамматическим и смысловым единством, т. е. имеет единое, хотя и расчлененное значение.
Например, в предложении:
Мимо плыл холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы (А. Т.) грамматическими и смысловыми единствами являются: холмистый берег, атласно-зелёными полосами пшеницы, плыл мимо, полосами пшеницы, холмистый берег с атласно-зелёными пологами пшеницы.
Словосочетание в составе предложения является номинативной единицей:
— оно называет предметы вместе с признаками (холмистый берег, ветер с юга);
— действия с их признаками (шёл размашисто, выглядит красиво);
— действия и обстоятельства их протекания (плыл мимо, встану утром);
— действия и их объекты (листал книгу, грозит пальцем).
Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (типа майский полдень), наиболее расчлененными — словосочетания, обозначающие действия с их объектами (типа взмахнул рукой).
По своему номинативному характеру словосочетания близки к словам и фразеологическим единицам. Однако нужно различать фразеологические единицы и словосочетания. Фразеологические единицы существуют в языке и обладаютпостоянством состава и устойчивостью значения, а в речи воспроизводятся как готовые единицы. Словосочетания возникают в речи, строятся свободно и не имеют постоянного значения; в языке как готовые единицы они не существуют.
Так, в предложении:
Анна Павловна закричала благим матом и закрыла лицо руками (Т.) словосочетание закрыло лицо руками является свободным, а (закричала) благим матом — фразеологическая единица с постоянным значением и постоянным лексическим составом.
Исходя из понимания словосочетания как конструкции с единым значением, не следует относить к словосочетаниям сочинительные сочетания слов (однородные члены предложения); они входят в состав словосочетания только как подчиненные или как господствующие члены.
Так, в предложении:
Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчанье (Ч.) сочинительное сочетание слов тихое, очень ласковое словосочетанием не является: эти слова входят в словосочетание тихое, очень ласковое журчанье.
Словосочетание как номинативная единица отличается отпредложения — единицы сообщения. Поэтому словосочетание нельзя отождествлять с предложением. Не следует считать словосочетанием предикативное сочетание главных членов — подлежащего и сказуемого.
В дороге Петров часто смотрел в окно (Пауст.) нужно исключить из числа словосочетаний Петров смотрел, ибо это сочетание словоформ само по себе уже составляет предложение и заключает не название, а сообщение; словосочетаниями следует признать: смотрел в окно, часто смотрел в окно.
Следует помнить, что словосочетание, как и отдельное слово, служит лишь для наименования тех или иных явлений действительности: предметов, их признаков, действий, процессов и т.д. Однако при этом следует знать, что в отличие от отдельного слова, которое служит для выражения простых наименований, словосочетание всегда выражает то или иное сложное наименование.
Задание:
мяч и кожаный мяч (сложное наименование предмета);
высокий и очень высокий (сложное наименование признака);
читать и читать книгу (сложное наименование действия как процесса)
При изучении словосочетания мы будем, для краткости и удобства, рассматривать отдельные, изолированные единицы вне предложения. Однако это лишь условный лингвистический прием. Практически в речи словосочетание употребляется лишь в составе предложения.
Структура словосочетания
В понятие структуры словосочетания входят:
— синтаксические отношения между членами словосочетания;
— типы связи слов в словосочетании (формальные связи слов).
Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выделяется грамматически господствующий член и грамматически зависимый, подчиненный член.
Так, в словосочетании:
холмистый берег господствующий член — берег, подчиненный — холмистый.
Таким образом, одно слово в словосочетании является главным (стержневым), а второе – зависимым. При этом следует помнить, что главное – это слово, от которого мы задаем вопрос, а зависимое – это слово, к которому мы задаем вопрос.
интересная книга (книга – это главное слово, от которого мы задаем вопрос «какая?» и получаем ответ интересная);
читать вслух (читать — это главное слово, от которого мы задаем вопрос «как?» и получаем ответ вслух);
очень быстро (быстро — это главное слово, от которого мы задаем вопрос «в какой степени?» и получаем ответ очень)
Словосочетание образуют не два любых слова, а лишь знаменательные слова, причем, связанные друг с другом и грамматически, и по смыслу.
Возьмем для анализа хрестоматийный пример из «Песни о буревестнике» А.М. Горького:
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает»
Вычленим из этого предложения все словосочетания:
1. (над) седой равниной;
2. равниной моря;
3. тучи собирает;
4. собирает над равниной.
Задание:
Сравните предложенные словосочетания со следующими сочетаниями слов: седой моря, моря ветер, ветер тучи
Эти сочетания слов словосочетаниями не являются, так как они не связаны друг с другом ни грамматически, ни по смыслу.
Минимальный состав словосочетания — два знаменательных слова (знойный полдень); кроме того, для связи употребляются служебные слова (стена из камня). Члены словосочетания могут быть выражены фразеологическими единицами (бежал сломя голову, всегда бьёт баклуши).
Согласно учению академика В.В. Виноградова, нельзя относить к словосочетаниям сочетание главных членов предложения, т.е. подлежащего и сказуемого (ветер собирает), так как они образуют грамматическую основу всякого простого предложения.
По составу словосочетания могут быть простыми и сложными.
Простые словосочетания состоят из минимального количества слов.
Сложные словосочетания возникают при распространении простого словосочетания словом или словосочетанием.
простое словосочетание холмистый берег в результате распространения его другим словосочетанием становится сложным: холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы — здесь простое словосочетание стало господствующим членом сложного.
Сложное словосочетание сохраняет двучленность.
Четкое разграничение простых и сложных словосочетаний не всегда возможно. Несомненно простыми словосочетаниями являются те, которые состоят из двух знаменательных слов или из слова и фразеологической единицы. Близки к простым словосочетания, включающие в качестве одного члена синтаксически неразложимые сочетания слов (встретил двух друзей, встретил отца с матерью, узнал много новостей), а также словосочетания с семантически неделимым сочетанием слов (пиджак старинного покроя, мужчина средних лет). С одной стороны, невозможны словосочетания «пиджак покроя», «мужчина лет», но с другой стороны, старинного покроя, средних лет — это свободные синтаксические словосочетания. Таким образом, словосочетания типа мужчина средних лет, машина нового образца, сталь высокого сорта являются простыми по семантике, но сложными по синтаксическому построению.
Количество слов в сложном словосочетании ограничивает только объем данного предложения.
Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение (Т.) — выделенное простое словосочетание последовательно распространяется таким образом: противился искушению прилечь, противился искушению прилечь где-нибудь в тени, противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. В любом объеме словосочетание остается двучленным, господствующий член — противился. Мы можем распространить это сложное словосочетание, включив слово долго: долго противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. Дальнейшее распространение словосочетания невозможно (если включить я, то будет восстановлено предикативное сочетание я противился и в целом воспроизведено предложение).
Таким образом, пределом распространения сложного словосочетания является предложение. Однако фактически в предложении как простые, так и сложные конкретные словосочетания четко выделяются по их смысловой цельности. Так, в приведенном предложении выделяются словосочетания противился искушению (простое) и прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение (сложное). В речи они разделены интонационно — с помощью паузы.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Трансформация предложения в номинативное словосочетание
1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.
2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.
3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.
Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:
2. Летящая птица
3. Птицы и звери.
С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.
Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.
Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний
Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности. Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В. Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.
1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными ( N + Adj ), глаголы сочетаются с наречиями ( V + Adv ) и с падежными или предложно-падежными формами существительных ( V + N 4, V + N 5, V + C N 5 и др.).
2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N 4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N 2 (быстрее ветра, страшнее смерти).
3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N 2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N 2 (любовь к родителям, презрение к предателю).
4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N 2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N 6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.
5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму. Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).
6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.
Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре
1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова
Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.
Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.
1) Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня — Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj . Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj , как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.
2) Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N 2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer ( Adj ) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..
3) Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, — это зависимая словоформа N 2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.
2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).
Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.
Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.
Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.
Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.
Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика
1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).
Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.
Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N 4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.
Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи ( Adj ), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении — падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj , словосочетание «его дом» имеет модель N + N 2, словосочетание «способный понять» — Adj + Inf и т.д.
2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum , 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.
Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer ( Adj )/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).
3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.
— признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;
— часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;
— принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;
— отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета
Функционирование словосочетания в предложении
Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».
В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:
а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:
Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.
б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения — словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией
в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).
г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности — два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.
Семантическая структура словосочетания
В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.
Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.
Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Номинативные предложения в поэтической речи
Номинативными называются односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний:
Полночь. Мгла и ветер. (Грибач.); Родная хата. Две акации, завалинка, крылечко. (Росл.)
Номинативные предложения бывают только утвердительными. Главный член номинативного предложения может быть выражен
- существительным в именительном падеже:
Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. (Паст.)
- количественно-именным сочетанием:
Четыре часа свежего раннего утра. (Купр.); Много солнца. (Песк.); Год 1920-й. Июнь. (из газ.)
- личным местоимением:
«Вот он!» — вдруг закричала Нюся тонким отчаянным голосом. (Бажан.)
Номинативные предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными:
Никак гроза? (Остр.); Дни и недели, будни и праздники…(Бажан.)
В восклицательных предложениях выражается эмоциональная оценка того или иного явления действительности, в них могут быть усилительные частицы:
Что за край! (Л.); Вот так гроза! (Буб.)
Номинативные предложения могут быть нераспространенными распространенными. В нераспространенных предложениях главный член чаще всего выражен именем существительным; в распространенных предложениях при главном члене есть согласованные и несогласованные определения:
Прошлогодняя обсохшая травка. Красное глинистое обнажение земли. (Сол.); Минута переполоха. (Песк.)
Номинативные предложения делятся на 1) бытийные; 2) указательные; 3) оценочно-бытийные. Первые утверждают существование предмета как явления, обозначенного главным членом:
Аэроклуб. Военная школа. Служба в Сибири, в Карелии, на Дальнем Востоке. (Песк.); Москва. Мороз. Россия. (Меж.)
Посредством указательных номинативных предложений говорящий обращает внимание на имеющиеся предметы или явления; в таких предложениях употребляется указательная частица вот (вот и), реже – вон:
Вот синее стекло Волги, расколотое надвое поперечной избела-солнечной дорогой. (Пауст.); Вон он, в клетчатом пиджаке. (Шукш.)
Оценочно-бытийные произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и:
Какая ночь! Мороз трескучий… (П.) Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов)
Номинативные предложения – это лаконичная форма изображения картин природы, обстановки, внутреннего состояния человека. Очень часто с номинативных предложений начинается описание пейзажа, места. Где разворачиваются события:
Все больше обнаженных ветвей. Солнце. Синева. Золотой полет – листопад. Тишина. (Ник.)
Номинативные описательные предложения постоянно встречаются в сценических ремарках:
Кабинет Иванова. Письменный стол…Полдень. (И.)
Номинативные предложения являются удобной формой передачи личных переживаний, воспоминаний. Используя цепочки номинативных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными и помогают воссоздать картину в целом; все лишнее, ненужное опускается:
Столбы, селенья, перекрестки, хлеба, ольховые кусты, посадки нынешней березки, крутые новые мосты. (Тв.)
С помощью номинативных предложений можно кратко обрисовать внешность человека: Девическое славное лицо…Такие лица – мы им сразу верим. Кашне. Недорогое пальтецо. Под мышкою портфель. (Инб.); дать эмоциональную, морально-этическую оценку тому или иному факту, событию: Невеселые для зимнего наступления места! (Сим.)
С номинативными предложениями по форме могут совпадать некоторые синтаксические конструкции, фактически не являющиеся ими. Это такие конструкции, которые либо являются неполными двусоставными предложениями, либо не заключают в себе значения бытия, существования. Наиболее употребительны следующие:
- Слова и сочетания слов, которые по форме совпадают с номинативным предложением, но не содержат утверждения, не заключают в себе значения бытия, существования и не способны функционировать самостоятельно. К номинативным предложениям не относятся названия, надписи на вывесках, заголовки, названия книг, учреждений и т.д. (Дворец спорта; Универмаг; «Дом с мезонином»).
- Нельзя считать номинативным предложением и именительный представления. Это имя существительное в именительном падеже или именное словосочетание, синтаксически не связанное с предложением. Эта конструкция лишь вызывает представление об определенном предмете или явлении, называет его, но не утверждает его наличия, существования, т.е. не имеет основного значения номинативного предложения. Обычно по поводу вызванного представления далее высказывается определенное суждение. (Радость…Как ее вместить в груди! (Щип.) Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.))
- Именительный представления, называющий предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. В именительном представления нет высказывания, а есть одно только название темы последующего сообщения. (Москва…Она не русской быть не может, как человек не может не дышать. (Инб.); Ольха…Иные называют ее «сорным» деревом. Наверное, потому, что скромница дружит с крапивой, лопухами, растет дебрями. (Боч.))
- Конструкции, которые заключают характеристику того, что было в предыдущем предложении или ясно из контекста, ситуации. Это неполные двусоставные предложения со сказуемым в форме именительного падежа существительного; они всегда тесно связаны по смыслу с предшествующим контекстом. (Все последнее время читал и читаю Герцена. Что за удивительный писатель! (Л.Т.))
- Наименования лиц по имени, фамилии, должности, специальности, положению и т.д. («Ваш новый учитель», — сказал директор.)
В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенностью номинативных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
Чаще всего номинативные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи. (Скалы, почерневшие от загара… Раскаленный песок, который жжет сквозь подошвы (Н.Сладков); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К.Бальмонт)). Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок (Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посередине. – День. (А.Чехов)). Довольно широко распространены они в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.
Однообразная картина
Трех верст, что мы прошли вчера,
В грязи ревущие машины,
Рыдающие трактора.
Воронок черные болячки.
Грязь и вода, смерть и вода.
Оборванные провода
И кони в мертвых позах скачки.
(К.Симонов)
Номинативные конструкции используются в качестве ремарок для обозначения места и времени действия, для описания декораций. В 18 веке употребление номинативных предложений было ограниченным. У Хераскова, например, ремарка представляет собой двусоставное предложение: Действие есть в Богемии, в столичном городе. Уже в начале 19 века номинативные предложения широко используются в качестве ремарок: Кремлевская палата. Москва. Дом Шуйского. Ночь. Сад. Фонтан. (П.) С конца 19 века номинативные предложения широко распространяются не только в поэзии, но и в художественной прозе, чему способствует описательный характер данного типа конструкций. В современной прозе они настолько употребительны, что подчас служат единственным средством широких описаний обобщающего характера, поскольку дают возможность сделать это в предельно краткой и динамичной форме: Берлинские пригороды. Аккуратные домики и газончики. Асфальтированные дорожки и дорожки, посыпанные желтым песком. Гаражи на одну – две машины и собачники на одну – две персоны. Фонтанчики с рыбками и без рыбок, с плавучими растениями и без них. Пивнушки и магазинчики с ровно расставленными кружками, бутылками и товарами в поименованных упаковках. Теннисные корты и автобусные остановки, похожие на рекламные. Бензоколонки на манер американских, садики на манер французских, цветники на манер голландских…И все сияет, зеленеет, желтеет, краснеет – пугает своей педантичной аккуратностью (С. Баруздин). Номинативные предложения регулярно используются в художественных и публицистических текстах. Эти предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены описательные способности. Называя предметы, расцвечивая им определениями, литераторы рисуют картины, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как предложения указывают на статическое бытие предмета. Даже если номинативы – отглагольные существительные, с помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот… В данном предложении, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание собственным предложением невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Наглядно-изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована в 19 веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья… — все стихотворение состоит из одних номинативов, что показывает их широкое применение. Можно назвать поэтов нового времени, которые питали особую любовь к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
У Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:
Осень, сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Синтаксические конструкции с назывными предложениями создают живописную, образную, зримую картину сказочного леса. Назывные предложения подобны мазкам художника. При анализе функционирования номинативных предложений в поэтическом пространстве М. Цветаевой было обнаружено, как ярко проявляет миропонимание поэта его способ отбора синтаксических конструкций:
Лира! Лира! Хвалынь – синяя!
Полыхание крыл – в скинии!
Над мотыгами – и – спинами
Полыхание двух бурь! (Душа, 1923)
Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным. Интересно сравнить разные редакции произведений, свидетельствующие о том, что в процессе работы поэт порой отказывается о т двусоставных предложений, отдавая предпочтение номинативным предложениям. Читаем у Твардовского:
Черновой вариант:
Кому жизнь, кому смерть, кому слава.
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой,
И, угрюмый, зубчатый
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый,
А под нами лежал берег правый, —
Снег укутанный, втоптанный в грязь,
Вровень с кромкою льда
Переправа
В шесть часов началась.
Окончательная редакция:
Переправа, переправа…
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа…
Как видим, номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся картины детали обстановки, способные отразить трагизм событий.
Итак, номинативные предложения фиксируют экспрессивность, фрагментарность, одновременно дают большую емкость содержания, создают образную, зримую картину природы, состояния героя, запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время, дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.
Номинативные предложения – один из самых употребительных типов предложений. Этому содействуют их лаконичность, логическое разнообразие их наполнения, практически неограниченные возможности распространения, а также отсутствие стилистических ограничений: разные семантические типы таких предложений в разных условиях употребительны во всех сферах литературного языка.
🎥 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Код сверхспособностей по дате рождения. НумерологияСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Учимся находить словосочетания в предложении ЧАСТЬ 2. Работа с предложениемСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать
Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать
Словосочетание. Признаки словосочетания. Словосочетание и не словосочетаниеСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать