Тождество словосочетаний ритмических конструкций

Видео:Топ-10 первых строчек в истории русской литературы | Армен и ФёдорСкачать

Топ-10 первых строчек в истории русской литературы | Армен и Фёдор

Словари

Стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко расположенных друг к другу ритмических рядов: стихов, строф и т.п.

ЭПИ́ФОРА -ы; ж. [греч. epiphora — повторение] Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний в конце смежных слов или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз.

эпи́фора (от греч. epiphorá — повторение), фигура стилистическая, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры — рифма.

ЭПИФОРА — ЭПИ́ФОРА (от греч. epiphora — повторение), стилистическая фигура (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ), противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры — рифма.

ЭПИФОРА (от греч. epiphora — повторение) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры — рифма.

Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний в конце смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз.

(повтор слова или словосочетания в конце нескольких стихотворных строк)

Вот пример эпи́форы:

Птица, стремясь ввысь,

Панна, стремясь ввысь,

Носит высокие каблуки.

Велимир Хлебников, Па-люди

Сведения о происхождении слова:

Слово происходит от греческого ἐπιφορά, однако не сохраняет ударение языка-источника.

эпи́фора, эпи́форы, эпи́фор, эпи́форе, эпи́форам, эпи́фору, эпи́форой, эпи́форою, эпи́форами, эпи́форах

сущ., кол-во синонимов: 5

Стилистическая фигура, встречающаяся в художественной речи. Э. противоположна анафоре. Например, Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). Э. связана с выразительностью художественного текста.

эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Милый друг, и в атом тихом доме

Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

Эпифора (от греч. epiphora — добавка; другой вариант этимологии: от греч. epi — после + phoros — несущий) — фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Э. — это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений, строф или стихов. Вот как Цицерон использует Э.: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний. Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония» (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

Э. постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах. Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня» (перевод М. Цветаевой): «Прорытые временем лабиринты — исчезли. Пустыня — осталась. Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло. Пустыня — осталась. Закатное марево и поцелуи пропали. Пустыня — осталась. Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня — осталась».

Совсем по-другому воспринимается Э., содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта): «Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек».

Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу ВА Злобину, являются примером Э., имеющей даже графическое выражение: «Одиночество с Вами. Оно такое, что лучше и легче быть ОДНОМУ. Оно обнимает густою тоскою, и хочется быть совсем ОДНОМУ. Тоска эта — нет! — не густая — пустая. В молчаньи проще быть ОДНОМУ. Птицы-часы, как безвидная стая, не пролетают — один к ОДНОМУ. Но Ваше молчание — не беззвучно, шумы, иль тень, все к ОДНОМУ. С ними, пожалуй, не тошно, не скучно, только желанье — быть ОДНОМУ. В этом молчаньи ничто не родится, легче родить самому — ОДНОМУ. В нем только что-то праздно струится. А ночью так страшно быть ОДНОМУ. Может быть, это для Вас и обидно, Вам ведь привычно быть ОДНОМУ. И Вы не поймете. И разве не видно, легче и Вам, без меня — ОДНОМУ».

М.Л. Гаспаров отмечает, что Э. в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.

Э. как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.

Лит.: Гаспаров М.Л. Эпифора // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Наследие Эллады: Энциклопедический словарь / Сост. Ю.И. Сердериди. — Краснодар, 1993. — С. 409; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 40-41; Розен-тальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — М., 1985.

ЭПИФОРА (греч.). 1) заключительная фраза, которою оканчивается сочинение. 2) болезненная слезивость.

Видео:Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMOСкачать

Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMO

Ответы на кроссворд Моя Семья №45 16.11.2020 (1042)

Газету «Моя Семья» выпуск №45 от 16.11.2020 вместе с кроссвордом можно купить на сайте pressa.ru, цена 14 рублей, оплатить можно как банковской карточкой, так и разными электронными средствами. Составляет кроссворды Павел Сежин.

Видео:Художественные приемыСкачать

Художественные приемы

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Французский футбольный клуб из города Марсель, один из наиболее титулованных клубов страны. Слово из 7 букв, ответ: Олимпик
7. Большая плоскодонная лодка с парусом и вёслами в Древней Руси, ладья пиратов-русичей. Слово из 5 букв, ответ: Ушкуй
9. Гусляр и певец, герой одноимённой новгородской былины, сюжет которой получил разработку в русском искусстве XIX века. Слово из 5 букв, ответ: Садко
14. Не вызывающее никакого доверия никчёмное учреждение, предприятие в народе презрительно именовалось — «шарашкина …». Слово из 7 букв, ответ: Контора
18. Большая коварная кошка в «камуфляже», изображаемая на государственных символах Сомали и Заира. Слово из 7 букв, ответ: Леопард
20. «Вот лещик, …, вот стерляди кусочек!» Какое слово пропущено в известной басне И.А. Крылова? Слово из 7 букв, ответ: Потроха
21. Столовая посуда, иногда летающая по небу, но чаще всего всё-таки по кухне. Слово из 7 букв, ответ: Тарелка
22. Устаревшее слово или оборот речи, вышедший из употребления, пережиток старины. Слово из 7 букв, ответ: Архаизм
23. Какая лесная ягода занимает первое место среди ягод и фруктов по содержанию марганца? Слово из 7 букв, ответ: Черника
24. Народная инструментальная мелодия, большей частью плясовая. Слово из 7 букв, ответ: Наигрыш
25. Переработка нефти или её фракций для получения моторных топлив, а также сырья для химической промышленности. Слово из 7 букв, ответ: Крекинг
26. Какое слово написано на свитерах у хоккеистов сборной Финляндии? Слово из 5 букв, ответ: Суоми
27. Исходное положение, принимаемое без доказательств и лежащее в основе доказательств истинности других положений. Слово из 7 букв, ответ: Аксиома
30. Аркан со скользящей петлёй у конных пастухов и охотников. Слово из 5 букв, ответ: Лассо
31. Лабораторный грушевидный стеклянный сосуд, коллега пробирки и реторты. Слово из 5 букв, ответ: Колба
32. Одним — наметённый вьюгой сугроб, преграждающий путь, а другим — стремление задних колес автомобиля «обогнать» передние. Слово из 5 букв, ответ: Занос
33. Маленькая певчая птица однотонной окраски, тяготеющая к водоёмам. Слово из 9 букв, ответ: Камышовка
37. «Нет больших снобов, чем профессиональные борцы за …» Какое слово пропущено в высказывании М. Магтериджа? Слово из 9 букв, ответ: Равенство
41. Кого сыграла в фильме Г.М. Козинцева «Гамлет» A.A. Вертинская? Слово из 6 букв, ответ: Офелия
43. «Но отец твой старый …, закалён в бою; спи, малютка, будь спокоен, баюшки-баю» (М.Ю. Лермонтов). Слово из 4 букв, ответ: Воин
44. Покерная комбинация, фасон стрижки волос, декольте квадратом — всё в одном флаконе. Слово из 4 букв, ответ: Каре
45. Крейсер русского Черноморского флота, команда которого участвовала в Севастопольском восстании 1905 года. Слово из 6 букв, ответ: Очаков
48. Кухонная посуда в виде ковша с мелкими отверстиями для отцеживания жидкости. Слово из 7 букв, ответ: Дуршлаг
51. Мощное арктическое судно специальной конструкции, выводящее «однокурсников» на чистую воду. Слово из 7 букв, ответ: Ледокол
54. Древний астрономический инструмент для измерения углов на небесной сфере. Слово из 7 букв, ответ: Армилла
55. Национальное блюдо белорусской кухни: оладьи из тёртого сырого картофеля. Слово из 7 букв, ответ: Драники
56. Стиль плавания, в котором преуспевали отечественные пловцы и особенно пловчихи. Слово из 5 букв, ответ: Брасс
58. Канун праздника Рождества Христова, в который принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Слово из 9 букв, ответ: Сочельник
61. Лёгкий сплав алюминия с медью и кремнием, применяемый в авиастроении и других областях техники. Слово из 5 букв, ответ: Аэрон
63. Персонаж греческой мифологии, окаменевшая от горя дочь Тантала. Слово из 5 букв, ответ: Ниоба
64. В церковном обиходе: книга для записи имён умерших для поминовения во время богослужения. Слово из 7 букв, ответ: Синодик
65. Стальные зубчатые набойки на подошвах горных ботинок, которые используются альпинистами и горными туристами. Слово из 7 букв, ответ: Трикони
66. «Оно всегда на высоте. Моя мечта — …» О каком вине говорится в этом шуточном стихотворении? Слово из 7 букв, ответ: Алиготе
67. «Путёвка в жизнь», «Выборгская сторона», «Деревенский детектив» — назовите артиста, блиставшего в этих фильмах. Слово из 5 букв, ответ: Жаров
72. Боковая наклонная поверхность дорожной насыпи, под которую во время войны партизаны пускали поезда фашистских оккупантов. Слово из 5 букв, ответ: Откос
74. Наибольшее отклонение, размах колебаний маятника или качелей. Слово из 9 букв, ответ: Амплитуда
75. Азиатский скворец, большая незамерзающая полынья, а также команда стропальщика перед опусканием груза. Слово из 5 букв, ответ: Майна
76. «Извела меня …, подколодная змея!» (из песен о самом главном). Слово из 7 букв, ответ: Кручина
77. Балетный прыжок, при котором танцор успевает несколько раз скрестить в воздухе вытянутые ноги. Слово из 7 букв, ответ: Антраша
78. Врождённое пигментное пятнышко на коже человека. Слово из 7 букв, ответ: Родинка
82. Именно та часть своей рубашки, которая действительно ближе всего к телу. Слово из 7 букв, ответ: Изнанка
84. Великий русский поэт, которому так хотелось «задрав штаны, бежать за комсомолом». Слово из 6 букв, ответ: Есенин
87. Человек, состоящий на пищевом снабжении, труженик обеденного стола. Слово из 4 букв, ответ: Едок
88. Как древние кельты называли родовую общину? Слово из 4 букв, ответ: Клан
89. Ряд расположенных одна за другой арок, составляющих архитектурное целое. Слово из 6 букв, ответ: Аркада
92. Отечественный художник, один из Кукрыниксов. Слово из 9 букв, ответ: Куприянов
97. Слово «бедуин» с арабского языка переводится как «… пустыни». Слово из 9 букв, ответ: Обитатель
102. Высокогорное озеро в Армении, крупнейшее на Кавказе, из которого вытекает река Раздан. Слово из 5 букв, ответ: Севан
104. Дерево, из которого рекомендуют делать кол для борьбы с вампирами. Слово из 5 букв, ответ: Осина
105. «…! Детям мороженое!» Какое слово пропущено в высказывании Лёлика в адрес Гены Козодоева? Слово из 5 букв, ответ: Идиот
106. Антипод потере, давший название российскому порту в Японском море. Слово из 7 букв, ответ: Находка
108. Мелководный залив, образованный морем в низовьях реки. Слово из 5 букв, ответ: Лиман
109. Тождество словосочетаний, ритмических конструкций в начале следующих друг за другом фраз или стихотворных строк. Слово из 7 букв, ответ: Анафора
110. Собрание слов, выражений с пояснениями или с переводом на другой язык. Слово из 7 букв, ответ: Словарь
111. Нелогичное рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики. Слово из 7 букв, ответ: Алогизм
112. Одна из нескольких редакций какого-либо произведения или официального документа. Слово из 7 букв, ответ: Вариант
113. Как в простонародье называют строгий выговор, взбучку, головомойку? Слово из 7 букв, ответ: Нагоняй
114. Тропическое вечнозелёное дерево со съедобными плодами, аллигаторова груша. Слово из 7 букв, ответ: Авокадо
115. Стационарное лечебное учреждение, при котором ведётся научная и учебная работа. Слово из 7 букв, ответ: Клиника
116. Южноамериканское дерево с красной древесиной, которая используется для инкрустации. Слово из 7 букв, ответ: Амарант
117. Комплект акций, доля акционера в акционерном обществе. Слово из 5 букв, ответ: Пакет
118. В каждой из них есть доля правды. Слово из 5 букв, ответ: Шутка
119. Путь сквозь горы по железной дороге. Слово из 7 букв, ответ: Тоннель

Видео:Анафора и эпифора, что это такое? 26 задание ЕГЭ по русскому языку.Скачать

Анафора и эпифора, что это такое? 26 задание ЕГЭ по русскому языку.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. «… долга, огня и болезни способны снова возрастать — уничтожайте их до конца» (неизвестный автор). Слово из 7 букв, ответ: Остатки
2. Фигурный письменный знак Востока, обозначающий целое слово или понятие, а также отдельный слог или звук речи. Слово из 8 букв, ответ: Иероглиф
3. В нашей переменчивой жизни она чёрная или белая, а на границе — контрольно-следственная. Слово из 6 букв, ответ: Полоса
4. Помещение для хранения товаров, припасов, каких-либо материалов. Слово из 8 букв, ответ: Кладовая
5. Одно из изобретений Леонардо да Винчи, инструмент закройщика и цензора. Слово из 7 букв, ответ: Ножницы
6. Нимфа, которая в течение семи лет удерживала у себя на острове Одиссея. Слово из 7 букв, ответ: Калипсо
7. Часть затвора огнестрельного оружия, непосредственно ударяющая по бойку или по капсюлю для воспламенения заряда. Слово из 7 букв, ответ: Ударник
8. Украинское блюдо, подобное киселю, изготавливаемое из гречневой и ржаной муки и солода. Слово из 5 букв, ответ: Кваша
10. Шашка-карьеристка, заскочившая на восьмую горизонталь. Слово из 5 букв, ответ: Дамка
11. Увесистая затрещина, популярный удар в кулачных боях на Масленицу. Слово из 7 букв, ответ: Оплеуха
12. «… государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение» (У. Черчилль). Слово из 7 букв, ответ: Отличие
13. Громкое восклицание, например «Эврика!» у Архимеда. Слово из 7 букв, ответ: Возглас
14. «Вечная мечта палача: комплимент приговорённого за … казни» (С.Е. Лец). Слово из 8 букв, ответ: Качество
15. Медицинское средство, с помощью которого врач избавляется от советов больного при операции. Слово из 6 букв, ответ: Наркоз
16. Советская лётчица, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза. Слово из 8 букв, ответ: Осипенко
17. Поза классического танца, при которой равновесие сохраняется на одной ноге, а другая, выпрямленная, поднята и отведена назад. Слово из 7 букв, ответ: Арабеск
19. Длинное копьё тяжёлой македонской пехоты. Слово из 6 букв, ответ: Сариса
28. Густой напиток из перебродившего молока, на котором может быть основана диета. Слово из 5 букв, ответ: Кефир
29. Правитель Золотой Орды, войска которого были разгромлены Дмитрием Донским на Куликовом поле. Слово из 5 букв, ответ: Мамай
33. Так первоначально называлась зимовка кочевников в Средней Азии, а затем и селение на её месте. Слово из 6 букв, ответ: Кишлак
34. Форму именно этого тела принимает жидкость, находящаяся в невесомости. Слово из 3 букв, ответ: Шар
35. «Скотий бог» в славяно-русской мифологии. Слово из 5 букв, ответ: Велес
36. Первый римский император, а также месяц свидания Льва с Девой, серпень в древнерусском календаре. Слово из 6 букв, ответ: Август
37. Организм, вещь или явление, сохранившееся как остаток далёкого прошлого. Слово из 6 букв, ответ: Реликт
38. Любимый напиток героини И.М. Чуриковой в кинокомедии В.В. Меньшова «Ширли-мырли». Слово из 5 букв, ответ: Водка
39. Сетевой псевдоним в интернете, подпись под аватаркой. Слово из 3 букв, ответ: Ник
40. Травянистое болотное растение, один из видов камыша. Слово из 6 букв, ответ: Очерет
42. Форма официального брака, при которой мужчина имеет одну жену, а женщина — одного мужа, моногамия. Слово из 11 букв, ответ: Единобрачие
46. Пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке. Слово из 11 букв, ответ: Контрамарка
47. Небольшой открытый вагон для перевозки грузов на узкоколейных или подвесных дорогах. Слово из 9 букв, ответ: Вагонетка
49. «Скульптурное … Парфенона было исполнено под руководством Фидия» (Энциклопедия Кирилла и Мефодия). Слово из 9 букв, ответ: Убранство
50. Гигантская звёздная система во Вселенной, к которой принадлежит наше Солнце. Слово из 9 букв, ответ: Галактика
52. Не только известное стихотворение Н.А. Некрасова, но и труженик, возделывающий собственные грядки. Слово из 9 букв, ответ: Огородник
53. Княгиня, ставшая главной героиней неоконченного романа М.Ю. Лермонтова. Слово из 9 букв, ответ: Лиговская
57. Оно может быть парусным, морским, торговым и даже на воздушной подушке. Слово из 5 букв, ответ: Судно
59. «А вот он мой конь — на века опочил, один только … остался!» (В.С. Высоцкий). Слово из 5 букв, ответ: Череп
60. Самая большая бескрылая птица Америки, которая акклиматизировалась в заповеднике «Аскания-Нова». Слово из 5 букв, ответ: Нанду
62. Философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Слово из 5 букв, ответ: Этика
68. Поросёнок из популярного мультфильма, сбежавший от госпожи Белладонны. Слово из 6 букв, ответ: Фунтик
69. Вратарь сборной СССР и московского «Спартака», лучший футбольный вратарь мира 1988 года. Слово из 6 букв, ответ: Дасаев
70. Игровое заведение для жаждущих разбогатеть на халяву, дом проигрышей для желающих выиграть. Слово из 6 букв, ответ: Казино
71. Знак нотной записи, обозначающий переход к другой части музыкального произведения. Слово из 6 букв, ответ: Фонарь
73. «Идёт на взлёт по полосе мой друг Серёга, мой друг Серёга, Серёга … » (из песен о самом главном). Слово из 5 букв, ответ: Санин
75. Малочисленный народ в России, ближайшие языковые родственники хантов. Слово из 5 букв, ответ: Манси
79. У И.А. Бунина они окаянные, у А.О. Балабанова — счастливые, а у А.Ф. Керенского — ежедневная газета. Слово из 3 букв, ответ: Дни
80. Один из семи холмов, на которых стоит Москва, называется Швивая … Слово из 5 букв, ответ: Горка
81. Лист бумаги с печатным заголовком учреждения, а также русский архитектор, представитель барокко и раннего классицизма. Слово из 5 букв, ответ: Бланк
83. Мужская профессиональная баскетбольная лига Северной Америки. Слово из 3 букв, ответ: НБА
85. Советская актриса, заслуженная артистка РСФСР, сыгравшая главную роль в фильме E.И. Ташкова «Приходите завтра». Слово из 8 букв, ответ: Савинова
86. Финансовый коллега филателиста, тратящий новые деньги на приобретение старых. Слово из 8 букв, ответ: Нумизмат
89. У химиков — соль, образующаяся при действии щёлочи на свежеосаждённый гидроксид алюминия. Слово из 8 букв, ответ: Алюминат
90. Форма существования материи, которой мешают тупики и заносы. Слово из 8 букв, ответ: Движение
91. Вид искусства, включающий «малые формы» драматургии, пения, музыки, хореографии, цирка. Слово из 7 букв, ответ: Эстрада
93. Копировальный аппарат для трафаретной печати с вращающимся красящим валиком. Слово из 7 букв, ответ: Ротатор
94. Уезд в Эстонии, расположенный в центральной части страны. Слово из 7 букв, ответ: Ярвамаа
95. Бестолковый человек, глупец и болван, олух царя небесного. Слово из 7 букв, ответ: Остолоп
96. В лучшем случае этот «застенчивый» автор подпишется как «Доброжелатель». Слово из 6 букв, ответ: Аноним
98. Декоративная порода собак, родом из того же города, что и известная плащевая ткань. Слово из 7 букв, ответ: Болонка
99. Это, казалось бы бы, очень даже советское слово является тюркским по происхождению и означает «совладелец, компаньон». Слово из 7 букв, ответ: Товарищ
100. Ивовые растения, образующие поросли кустарника по берегам рек и озёр — белотал, чернотал и краснотал. Слово из 7 букв, ответ: Тальник
101. Продукт переработки нефти, смесь жидких углеводородов, преимущественно с количеством атомов углерода от 10 до 40, и примесей. Слово из 7 букв, ответ: Газойль
103. Как звали дядьку А.С. Пушкина, который внёс его, раненного, в дом после дуэли? Слово из 6 букв, ответ: Никита
104. «Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис». О ком это писал Александр Сергеевич? Слово из 6 букв, ответ: Онегин
106. Приобретённый опыт, «отшлифованное» умение. Слово из 5 букв, ответ: Навык
107. Радиоактивный галоген, самый редкий из всех химических элементов, встречающихся в природе в стабильном виде. Слово из 5 букв, ответ: Астат

Видео:Глубочайшая Философия Востока! Разбираем Самый Мудрый Текст В Поисках Истины! l НикошоСкачать

Глубочайшая Философия Востока! Разбираем Самый Мудрый Текст В Поисках Истины! l Никошо

Лекция 5. Стихосложение. Рифмы

Различные виды рифм. Различная ценность рифм.
Составные и разноударные рифмы. Чередование рифм.

См. также «Школу поэтического и прозаического мастерства» — http://www.proza.ru/2012/10/17/946

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь…
… на земле Рифмой зовется она.
(А.С. Пушкин «Рифма»)

Итак, первую версию по возникновению в человеческом обиходе рифм предложил А.С. Пушкин. Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.
Ерунда – эхо будет: да; голубей – бей; монет – нет и т.п.
С тех пор, правда, понятие рифмы значительно расширилось.
В первом приближении рифму можно определить как совпадение в окончаниях слов последнего ударного гласного и последующих согласных звуков.
Поэтому, слова «молотОк» и «сгУсток», «напЁрсток» не рифмуются, хотя у них и одинаковые окончания, а рифмой к слову «молоТОК» будет – «желТОК», «поТОК».
Но, оказывается, что некоторые гласные и согласные, хотя и различны, но звучат одинаково. Например, в словах: сновА – готовО; рассказОм – голубоглазЫм; ЛенскИй – деревенскОй. Часто ОГО в конце слов читается как ОВО: слОВО – большОГО. Могут совпадать по звуку и согласные: глаЗ – кваС.

Поэтому более корректное определение рифмы:
слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

Особо следует сказать о звуковом совпадении согласных звуков. Это происходит, когда они находятся в самом конце слова. При этом совпадают губные согласные Б и П (дуБ – глуП), В и Ф (нраВ – граФ); зубные З и С (таЗ – кваС), Д и Т (завоД – живоТ); шипящие Ж и Ш (роЖЬ – воШЬ, муЖ – куШ); гортанные Г и К (моГ – коК). Иногда совпадают Г и Х (стиХ – достиГ).
Возможно совпадение мягко и твердо звучащих звуков. РоЖь – ноЖ, ноЖ – воШь, чиЖ – молчиШь. Буква «с» в конце слов «клянусь», «пришлось», «привелось» произносится полутвердо-полумягко, поэтому ее можно рифмовать и с твердым «с» и с мягким. КлянуСь – РуСь, пришлоСь – броСь, клянуСь – вкуС, клянуСь – груЗ.
Это не универсальное правило и, например, слова браТь – браТ, раЗ – гряЗь, огоНь – коН – не являются рифмами в классическом понимании.
Рифмы допускают несовпадение неударных гласных, но ударные должны совпадать обязательно. Исключение делается для составных гласных: А – ЙА (Я); О – ЙО (Ё); У – ЙУ (Ю); Э – ЙЭ (Е). Допускается сочетание: И – Ы. Но такие рифмы слабее по звучности: морОЗЫ – слЁЗЫ, утЮГ – вдрУГ и т.п., хотя и они могут придавать стихотворению определенную музыку.

И ни души. Один лишь хрИП,
Тоскливый лязг и стук ножОВЫЙ,
И сталкивающихся глЫБ
Скрежещущие пережЕВЫ.
(Б.Пастернак)

И с бессмысленной улЫБКОЙ
Вспять глядишь, жесток и слАБ,
Словно зверь, когда-то гИБКИЙ,
На следы своих же лАП.
(О. Мандельштам «Век»)

При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.
Все, что сказано выше относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим немного позже.

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Есть речи — значЕНЬЕ
Темно иль ничтОЖНО,
Но им без волнЕНЬЯ
Внимать невозмОЖНО.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Только не сжата полоска одНА…
Грустную думу наводит оНА.
(Н.Некрасов «Несжатая полоса»)

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются ДАКТИЛИЧЕСКИМИ.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Вдали над пылью переУЛОЧНОЙ,
Над скукой загородных дАЧ,
Чуть золотится крендель бУЛОЧНОЙ
И раздается детский плАЧ.
(А. Блок «Незнакомка»)

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕННОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Бывало, шла походкой чИННОЮ
На шум и свист за ближним лЕСОМ.
Всю обойдя платформу длИННУЮ,
Ждала, волнуясь под навЕСОМ.
(А. Блок «На железной дороге»)

Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» М.Лермонтова построено на мужских рифмах:

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

А стихотворение В.Брюсова «Городу» — на чередовании мужской и женской рифм.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, — ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.

Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические — минорного настроения. Промежуточное положение занимают женские рифмы.
Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!

РАЗЛИЧНАЯ ЦЕННОСТЬ РИФМ

Данная лекция посвящена классическим рифмам. Неклассические рифмы разбираются в следующей.
Сравним несколько женских рифм с одной основой:

Наяда – ограда,
Парада – ограда
Награда – ограда.

Первая рифма, в которой неточно совпали гласные: А – Я и никаких других совпадений, кроме звуков лежащих за ударной гласной, нет, звучит гораздо слабее остальных. Такая рифма называется БЕДНОЙ.
Во второй паре рифм кроме совпадения звуков за ударной гласной совпала и стоящая перед ней согласная – Р: паРАДА – огРАДА. В третьей паре совпало еще больше звуков перед ударной гласной: наГРАДА – оГРАДА. Подобные рифмы называются БОГАТЫМИ.
Если совпадение продолжается и дальше: миНОВАЛА – сеНОВАЛА, то рифма приобретает характер ГЛУБОКОЙ.

Чем больше в рифмующихся словах совпадает звуков, лежащих перед ударными, тем звучнее становится рифма.

В мужских рифмах это становится практически обязательным условием (лунА – онА). Исключение бывает в случаях, когда перед ударной гласной стоит гласная или мягкий знак: чьИ – моИ, пьЮ – моЮ, краЯ – твоЯ.
Если же в мужской рифме перед ударной гласной не совпадают согласные или стоит гласный и согласный звук, то рифма становится очень бедной. ГонИ – моИ, менЯ – твоЯ, гонЮ – моЮ. Или вовсе исчезает, при твердом звучании ударной гласной: веЛА – поКА, уРА – луНА, уВЫ – киТЫ, беДЕ – траВЕ и т.п.
В последнем случае рифма появится, если перед ударной гласной будет совпадать хотя бы одна согласная. Такая согласная во всех видах рифм носит название ОПОРНОЙ. ВеЛА – быЛА, поКА – руКА, луНА – оНА, беДЕ – воДЕ.
Естественно, при совпадении нескольких согласных мужская рифма становится богаче. гОДА – вОДА, ВОРОТ – скоВОРОД.
Это в полной мере относится и к другим видам рифм, например, дактилическим: ГОЛОДНАЯ – подКОЛОДНАЯ.
С другой стороны, когда в рифме совпадают гласные звуки, согласные могут варьироваться: желЕзнОй – бЕзднОй, морОзнОй – звЕзднОй, лУннАЯ – безУмнАЯ.

Легче всего подобрать рифмы среди одинаковых частей речи: пол, стол, кол, мол… или квас, бас, час, раз, рассказ и т.п. Еще легче подобрать рифмы к глаголам, например, к словам «пить», «звать» можно подобрать сотню рифм.
Такие рифмы малоценны, и их надо стараться избегать.

Надо стараться избегать и шаблонных, приевшихся рифм: кровь – любовь – вновь, грезы – слезы – березы – розы – морозы.

Рифмы приобретают большую ценность, когда рифмуются разные части речи, или слова, взятые в разных падежах.

По морям, играя, НОСИТСЯ
с миноносцем МИНОНОСИЦА.
(Вл. Маяковский «Военно-морская любовь»)

Другие примеры: нахал – махал, синяя – инея, отстал – кристалл, брось – врозь, глаза – туза, роз – вопрос и т.п.

Стихотворение Саши Черного «Переутомление» не только само построено на классических рифмах, но и содержит их интересное обыгрывание.

Я похож на родильницу,
Я готов скрежетать.
Проклинаю чернильницу
И чернильницы мать!

Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца, —
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца.

Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,
Но этим не был я смущен, поверьте, никогда —
Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пень — мигрень,
Бебель — стебель, мозга — розга,
Юбка — губка, тень — тюлень.

Рифму, рифму! Иссякаю, —
К рифме тему сам найду.
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду.

Иссяк. Что будет с моей популярностью?
Иссяк. Что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
А Вакс Калошин — разбитым горшком.

Нет, не сдамся. Папа — мама,
Дратва — жатва, кровь — любовь,
Драма — рама — панорама,
Бровь — свекровь — морковь. носки!

Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков.
Справедливости ради надо сказать, что Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением. Символисты из исключения сделали правило.
Приведем отрывок из статьи Валерия Брюсова «О рифме»:

«Принцип новой рифмы состоит в том, что созвучны (рифмуются) те слова, в которых достаточное число сходно звучащих элементов. Центральное место среди этих элементов занимают ударная гласная и опорная согласная, как звуки, наиболее выдвигаемые произношением. Если, помимо того, сходство распространяется на окончание слова, получается то, что я называю «сочной» рифмой (в отличие от «глубокой»); если – на слоги, предшествующие ударному, то, что можно вообще назвать «глубокой» рифмой (обобщая это понятие). Притом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками; примеры у Б. Пастернака: «чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др. Следовательно, эта новая рифма не только освобождает поэтов от прежних требований (соблюдать сходство окончаний), но и налагает на поэтов новые требования (соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков). Новая рифма – иная, нежели классическая, но ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».

Таким образом, неклассическая рифма все-таки должна соблюдать три правила:
1. Слуховое совпадение ударных гласных.
2. Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные (что такое опорная согласная – см. выше).
3. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.

Проиллюстрируем это на примерах.
Если Пушкин усекал рифму только на «И», то символисты, футуристы, имажинисты стали усекать согласные и даже гласные: глаза – назаД, плачу – охвачеННЫЙ (С.Есенин), папахи – попахиВАЯ (Вл.Маяковский).
Пытаясь модернизировать рифму, они почти перестали заботиться о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной:
голоВу – голоМу, выпачкаВ – цыпочкаХ, остыЛ – ТолстыХ (Вл.Маяковский),
звоночЕК – ночьЮ, садняТ – палисадниК (Б.Пастернак).
Рифма при этом не теряет своей звучности, т.к. вместо несовпадения последних звуков в словах совпадает множество других, в результате расхождение в послеударных звуках скрадывается:
ГОЛОвУ – ГОЛОмУ, вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх., ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЖаРУ – ЖРУт, ЛАДИть – руЛАДЕ, ТЕБЕ – ТИБЕт, ПАПАхи – ПОПАхивая.
Из последнего примера видно, что совпадение звуков и перед ударным и после него позволяет ввести лишний слог. Такие рифмы называются НЕРАВНОСЛОЖНЫМИ. Другие примеры из Маяковского: младенца – денется, театра – гладиаторов.

Зевы зарев, оскальтесь НАГЛО!
Бурши,
скачите верхом на Канте!
Нож в зубы!
Шашки НАГОЛО!

С тех пор как нА ПОЛЕ
Первую кровь войне Отдали,
В чашу земли сцедив по КАПЛЕ.
(Вл. Маяковский «Война и мир»)

Как допетровское ЯДРО,
Он лугом пустится ВПРИПРЫЖКУ
И раскидает груду ДРОВ
Слетевшей нА сторону КРЫШКОЙ.
(Б. Пастернак «Приближенье грозы»)

СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Другие примеры: по калачу – поколочу, пах? — нет — пахнет.
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
«красиво»,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский «Война и мир»)

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка».

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу эти строки, стремясь РУКОЙ,
их выводящей почти вслепую,
на секунду опередить «НА КОЙ».
……….

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

…. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
(И. Бродский «Одиссей Телемаку»)

В поэзии наибольшее распространение получили ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и ЗАМКНУТАЯ – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
(Ф.Тютчев «Фонтан»)

Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.

Люблю морозное дыханье
И пара зимнего признанье:
Я — это я, явь — это явь!

И мальчик, красный как фонарик,
Своих салазок государик
И заправила, мчится вплавь.
(О.Мандельштам «Люблю морозное дыханье»)

Красный огонь, раскрутись, раскрутись!
Красный огонь, взвейся в темную высь!
Красный огонь, раскрутись, раскрутись!

Лживую куклу, в цепи золотой,
Лживую куклу пронзаю иглой,
Лживую куклу в цепи золотой!
(В.Брюсов «Заклинание»)

Беспредельна даль поляны.
Реет, веет стяг румяный,
Дионисом осиянный.

И взывает древле-дико
Яркость солнечного лика,
Ярость пламенного крика…
(С.Городецкий «Хаос»)

Строка в стихотворении называется РИТМИЧЕСКОЙ ФРАЗОЙ. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются СТРОФОЙ. Строфа может быть двухстишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие. Но встречаются и более сложные конструкции.

Где-то есть, за темной далью
Грозно зыблемой воды,
Берег вечного веселья,
Незнакомые с печалью
Гесперидовы сады.

Жизнь отдай во власть теченья,
И оно прибьет твой челн
Там, где словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн.
(В.Брюсов «Гесперидовы сады»)

Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке,
Несет землянику в открытой корзинке,
А я на него из окошка смотрю,
Как будто в корзинке несет он зарю.

Когда бы ко мне побежала тропинка,
Когда бы в руке закачалась корзинка,
Не стал бы глядеть я на дом под горой,
Не стал бы завидовать доле другой,
Не стал бы совсем возвращаться домой.
(А. Тарковский)

Однажды в октябрьском тумане
Я брел, вспоминая напев.
(О, миг непродажных лобзаний!
О, ласки некупленных дев!)
И вот — в непроглядном тумане
Возник позабытый напев.

И стала мне молодость сниться,
И ты, как живая, и ты…
И стал я мечтой уноситься
От ветра, дождя, темноты…
(Так ранняя молодость снится.
А ты-то, вернешься ли ты?)
(А. Блок «Двойник»)

Жутко мне от внешней радости,
От воздушной этой сладости,
И от звона, и от грома
Ледолома
На реке
Сердце бьется налегке.

Солнце вешнее улыбчиво,
Сердце девичье узывчиво.
Эта сладкая истома
Незнакома
И страшна, –
Пала нА сердце весна!
(С. Городецкий «Веснянка»)

Пыль садится на вещи летом, как снег зимой.
В этом – заслуга поверхности, плоскости. В ней самой
есть эта тяга вверх: к пыли и к снегу. Или
просто к небытию. И, сродни строке,
«не забывай меня» шепчет пыль руке
с тряпкой, и мокрая тряпка вбирает шепот пыли.
(И. Бродский)

В стихотворении Даниила Хармса «Я гений пламенных речей», написанном шестистишиями, применена очень интересная рифмовка. Первая строка рифмуется с шестой, вторая с пятой, а третья с четвертой.

Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бесcмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я господин свободных мыслей.
Я светлой радости ручей.

Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
Толпа как птица замирает,
И я толпу мету как сор.

Напомним, что «Евгений Онегин» написан четырнадцатистишиями. Часто встречаются в творчестве Пушкина и октавы, триолеты, терцины, сонеты.
Например, в октавах Пушкин рифмовал первую строчку с третьей и пятой, вторая с четвертой и шестой, а седьмая с восьмой.

Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
(«Домик в Коломне»)

Встречаются очень сложные рифмовки. Например, Блок рифмовал первую строку с пятой, вторую с шестой и т.п.

Под ветром холодные плечи
Твои обнимать так отрадно:
Ты думаешь – нежная ласка,
Я знаю – восторг мятежа!

И теплятся очи, как свечи
Ночные, и слушаю жадно —
Шевелится страшная сказка,
И звездная дышит межа…
(из цикла «Осенняя любовь»)

Брюсовское «Приветствие» написано восьмистишиями.

Поблек предзакатный румянец.
На нитях серебряно-тонких
Жемчужные звезды повисли,
Внизу – ожерелье огней,
И пляшут вечерние мысли
Размерно-радостный танец
Среди еле слышных и звонких
Напевов встающих теней.

Полмира, под таинством ночи,
Вдыхает стихийные чары
И слушает те же напевы
Во храме разверстых небес.
Дрожат, обессилевши, девы,
Целуют их юноши в очи,
И мучат безумных кошмары
Стремительным вихрем чудес.

Весьма интересно в плане чередования рифм стихотворение Бориса Пастернака «Земля», в котором сочетаются строфы из четырех, пяти, семи и восьми строк.

В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.

И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори,
И тянут эту канитель.

И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой,
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера — прощанья,
Пирушки наши — завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

P.S. Следует учесть, что сложные рифмовки создают очень жесткий каркас стихотворения, который у начинающего поэта часто погребает под собой смысл написанного.

Напишите, что такое сонет. Каким образом рифмуются строчки в сонете. Что такое венок сонетов, магистрал.

Подберите классические, неклассические, составные рифмы к словам: окунь, дерево, память.

Напишите стихотворение состоящее из четырехстиший, в котором первая и третья строчки написаны четырехстопным амфибрахием, а вторая и четвертая – трехстопным амфибрахием с усеченным безударным слогом в конце.

Напишите хотя бы одну строфу в виде четырехстишия, в которой мужская рифма чередуется с женской.

Напишите хотя бы одну строфу в виде пятистишия или шестистишия.

🔥 Видео

Анна Владимировна Жучкова "Основы поэтической критики"Скачать

Анна Владимировна Жучкова "Основы поэтической критики"

Литературное редактирование художественного и научного текста (Чередниченко С.А.)Скачать

Литературное редактирование художественного и научного текста (Чередниченко С.А.)

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.Скачать

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Французский язык. Урок 3.7. Вопросительные предложения с инверсией. Неопределенный артикльСкачать

Французский язык. Урок 3.7. Вопросительные предложения с инверсией. Неопределенный артикль

Дао Дэ Цзин – Величайшая Книга Человечества! Библия Восточной Мудрости! l Никошо и Лао ЦзыСкачать

Дао Дэ Цзин – Величайшая Книга Человечества! Библия Восточной Мудрости! l Никошо и Лао Цзы

Учеба в консерватории. 7 пунктов, к которым судьба меня не готовила.Скачать

Учеба в консерватории. 7 пунктов, к которым судьба меня не готовила.

Открой Тайну Пути Самого Великого Мудреца! | Никошо и Лао ДзыСкачать

Открой Тайну Пути Самого Великого Мудреца! | Никошо и Лао Дзы

Как преподавать (современную/классическую) литературу? (2021 - 1)Скачать

Как преподавать (современную/классическую) литературу? (2021 - 1)

Божественный Самогипноз! Как Реально Познать Вечное Совершенство Бога?! l Никошо и Дэвид КерсСкачать

Божественный Самогипноз! Как Реально Познать Вечное Совершенство Бога?! l Никошо и Дэвид Керс

Стань Аватаром и Достигни Моментального Просветления! Никошо и Нисаргадатта МахараджСкачать

Стань Аватаром и Достигни Моментального Просветления! Никошо и Нисаргадатта Махарадж

Экзамен по искусству сценического слова (2 отд.). 4 курс (художественный руководитель В.Н. Драгунов)Скачать

Экзамен по искусству сценического слова (2 отд.). 4 курс (художественный руководитель В.Н. Драгунов)

Благодаря Этому Видео Я Преодолела Страх и Осознала Своё Истинное Я! l Никошо и Нисаргадата МахараджСкачать

Благодаря Этому Видео Я Преодолела Страх и Осознала Своё Истинное Я! l Никошо и Нисаргадата Махарадж

Расшифровываем Тайный Смысл Восточной Библии! Шифр Самого Великого Мудреца Истории l Никошо, Лао ЦзыСкачать

Расшифровываем Тайный Смысл Восточной Библии! Шифр Самого Великого Мудреца Истории l Никошо, Лао Цзы

Концерт-воззвание "Эстафета жизни". Храм Христа СпасителяСкачать

Концерт-воззвание "Эстафета жизни". Храм Христа Спасителя

Онлайн-школа RUSSMO: Вероника Смолер (русский язык)Скачать

Онлайн-школа RUSSMO: Вероника Смолер (русский язык)
Поделиться или сохранить к себе: