Тоническое ударение в языках

Видео:Ударение в английских словах. Куда ставить? Английский язык простоСкачать

Ударение в английских словах. Куда ставить? Английский язык просто

Тоническое ударение в языках

Фонемы ( линейные смыслоразличительные единицы языка) образуют сегментный уровень языковой структуры

Ударение, интонация, тон, фонация наслаиваясь на звуки и характеризуя слово или фразу в целом, воспринимаются (и записываются в транскрипциях) как супрасегментные (надсегментные) средства языка.

Супрасегментный уровень называют также просодическим (просодией, просодикой).

Супрасегментный (лат. supra — сверху, над + лат. segmentum — отрезок) — сверхсегментный, относящийся к тем средствам языка, которые характеризуют не отдельную фонему, а целый целый синтаксический отрезок речи (текста).

Просодия (в лингвистике):

супрасегментный уровень языка (просодика);

учение о супрасегментных единицах речи (ударении, тоне, интонации, фонации. ).

Просодия возникла в античной грамматике как учение о музыкальном ударении.

Просодия слова определяется ударением

П росодия предложения (высказывания, фразы) — интонацией.

Тон, интонация, фонация

Тон (в лингвистике) — использование высоты звука для смыслоразличения (в рамках слов и морфем).

Тонема — тоновая единица, имеющая смыслоразличительную функцию (по аналогии с фонемой).

Акустическим коррелятом тона является частота основного тона (частота вибрации голосовых связок, первая гармоника речевого сигнала, задаёт период повторения колебаний) .

У каждого говорящего базовая частота основного тона индивидуальна и обусловлена особенностями строения гортани. Для мужского голоса: 80-210 Гц, для женского: 150-320 Гц.

Тональное (тоническое, музыкальное) ударение — выделение ударного слога не силой, а высотой звука.

Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом, ведическом санскрите, японском, корейском, а также шанхайском диалекте языка у.

устрица (яп. 牡蠣 каки) — ударение на первом слоге;

ограда (яп. 垣 каки) — ударение на втором слоге;

хурма (яп. 柿 каки) — отсутствие ударения.

Интонация (лат. intonō «громко произношу»):

совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

использование высоты звука на протяжении большого речевого отрезка (высказывания или предложения).

Фонация — использование органов порождения звука, который позже модифицируется в ходе артикуляционных движений речевого тракта.

Считалось, что источником звука (то есть инструментом фонации) является только гортань, однако исследование синтеза речи установило источники фонаций и в других областях речевого тракта.

Языки: тонические, атональные

Тонические языки (языки с тоническим ударением) многочисленны:

все слоговые языки ( большинство языков Китая и Юго-Восточной Азии)

многие неслоговые языки: древнегреческий, старославянский, балтийские (литовский, латышский), сербский, хорватский, скандинавские (шведский, норвежский и отчасти датский) и др.

Атонические (атональные) языки (языки с динамическим ударением):

романские языки (английский, немецкий)

большинство славянских (исключая сербский, хорватский, словенский).

Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом, ведическом санскрите, японском, корейском. ).

устрица (яп. 牡蠣 каки) — ударение на первом слоге;

ограда (яп. 垣 каки) — ударение на втором слоге;

хурма (яп. 柿 каки) — отсутствие ударения.

Интонация (лат. intonō «громко произношу»):

совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

использование высоты звука на протяжении большого речевого отрезка (высказывания или предложения).

Фонация (греч. phone – звук) – продуцирование звуков речи посредством вибрации голосовых связок, а также результат такой работы (звучание).

Основные типы фонации:

звонкий или нейтральный голос, как результат периодических колебаний голосовых связок;

скрипучий голос – низкочастотные колебания сведённых напряжёных голосовых связок;

придыхательный голос – добавление гортанного шума;

шёпотность – шум, возникающий при сужении голосовой щели;

громкий голос – показатель амплитуды колебаний голосовых связок.

Фонация сильно меняется под влиянием психического и эмоционального состояния индивида.

Тоновые (тональные) языки — языки, каждый слог произносится с определённым тоном (Юго-Восточная Азия, Африка).

В большинстве языков единственная функция тонов — противопоставление различных лексических единиц, имеющих одинаковый сегментный состав.

« Ши Ши ши ши ши » (施氏食獅史, пиньинь Shī Shì shí shī shì) — лингвистическое стихотворение профессора Чжао Юаньжэня (赵元任 Zhào Yuánrèn).

Перевод названия: «История про то, как человек по фамилии Ши поедал львов».

Все 92 слога стихотворения читаются как ши в одном из четырёх тонов .

Текст, понятен большинству образованных читателей в иероглифическом варианте, а не на слух. Более чем 2500-летняя история изменений произношения привела к большой степени омофонии в классическом китайском, в результате чего при произнесении вслух или при записи в фонетической системе он становится абсолютно непонятным.

Запись китайскими иероглифами:

氏視是十獅, 恃矢勢, 使是十獅逝世。

Запись на Пиньинь :

«Shī Shì shí shī shì»

Shíshì shīshì Shī Shì, shì shī, shì shí shí shī.

Shì shíshí shì shì shì shī.

Shí shí, shì shí shī shì shì.

Shì shí, shì Shī Shì shì shì.

Shì shì shì shí shī, shì shì shì, shì shì shí shī shìshì.

Shì shí shì shí shī shī, shì shíshì.

Shíshì shī, Shì shí shì shì shíshì.

Shíshì shì, Shì shí shì shí shì shí shī.

Shí shí, shí shí shì shí shī, shí shí shí shī shī.

Shì shì shì shì.

Перевод на русский язык:

Жил в каменной пещере поэт Ши Ши, который любил есть львов и поклялся съесть десять в один присест.

Он часто ходил на рынок, где смотрел — не завезли ли на продажу львов?

Однажды в десять утра десятерых львов привезли на рынок.

В то же время на рынок приехал Ши Ши.

Увидев тех десятерых львов, он убил их стрелами.

Он принёс трупы десятерых львов в каменную пещеру.

В каменной пещере было сыро. Он приказал слугам прибраться в ней.

После того как каменная пещера была прибрана, он принялся за еду.

И, когда он начал есть, оказалось, что эти десять львов на самом деле были десятью каменными львами.

Попробуй-ка это объясни!

Акце́нт (из лат. accentus «ударение, интонация, повышение голоса»; заимствовано через фр. accent, но с поправкой на немецкое произношение ) —

    произношение, в котором отражаются звуковые особенности чужого языка или наречия, реже индивидуального говора.

    у силение или повышение голоса при произнесении одного слога в слове (ударение).

    знак над буквой;

    Чаще всего акцентами называют надбуквенные знаки:

    циркумфлекс ( circumflexus , «изогнутый вокруг», крышечка или домик )

    гравис (отображающийся как знак обратного (слабого) ударения. Приблизительно совпадает по форме с типографским клавиатурным знаком обратного апострофа

    макрон (черта сверху над символом, реже — под ним, обозначает удлинение соответствующего звука)

    Ударение — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

      слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

      слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,

      синтагмы в составе фразы — фразовое ударение,

      какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение.

      Акустические средства «ударения» :

        высота звука — тоническое (музыкальное) ударение;

        сила звука — динамическое (силовое, шумное) ударение;

        длительность звучания — количественное (квантитативное, агогика) ударение;

        отсутствие редукции — качественное (квалитативное) ударение.

        Связанные с ударением акустические различия очень сильно зависят от конкреного языка .

        Существуют различные системы обозначения ударения:

        в Международном фонетическом алфавите (МФА) основное ударение обозначается вертикальной линией наверху перед слогом, дополнительное — вертикальной линией внизу ,

        в словарях английского языка, не использующих МФА, ударение обычно обозначается штрихом, ставящимся после ударного слога: /si-lab′-ə-fi-kay′-shən/.

        в специальных словарях произношения ударение часто обозначается сочетанием полужирного шрифта и заглавных букв: si-lab-if-i-KAY-shun или si-LAB-if-i-KAY-shun

        в русском , греческом, романских, славянских и многих других языках , ударение обозначается знаком « а ку́т » над гласным слога.

        Ак у т (лат. acutus), окси́я, острое ударение — диакритический знак, /-образный штрих над буквой.

        В Юникоде акут представлен как U+0301.

        Приблизительно совпадает по форме с типографским клавиатурным знаком — машинописным апострофом.

        Ударение в русско м языке

        В русском языке ударный гласный отличается от безударного с иловыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения).

        В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

        В русском языке нет единых правил ударения , принят ые и допустимы е вариант ы для конкретной формы слова описаны в орфоэпически х словар ях или специализированным словаря х ударений .

        Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото, боло́то, молоко́ ); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ — но́гу, при́нял — приняла́).

        В русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

        Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

        В о всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

        История с деревом.

        Тоническое ударение в языкахТекст для синтеза речи:

        Пожилой писатель, чьи виски уже тронула седина, опис а л нависшее над обрывом старое дерево, а принадлежащий Фамилия Имя Отчество веселый пёс оп и сал это дерево. Арт-акционист Дуралеев, большой любитель шотландского виски, в своем новом перформансе оп и сал высокое дерево на главной площади города , а принадлежащий Фамилия Имя Отчество веселый пёс его опис а л вилянием своего хвоста .

        заменить в тексте для синтеза «Фамилия Имя Отчество» на свои собственные, добиться, чтобы ударения в них были корректны

        пополнив подключаемый словарь Фамилия Dic.dic добиться того, чтобы программа Балаболка корректно синтезировала речь по данному тексту (писатель должен опис а ть дерево, а пёс его оп и сать; Дуралеев должен оп и сать дерево, а пёс его опис а ть) с использованием этого словаря

        экспортировать синтезированную речь в аудиофайл формата *.mp3

        Видео:Ударение в японском языке! 【Произношение】Скачать

        Ударение в японском языке! 【Произношение】

        ТОНА́ЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ́

      • В книжной версии

        Том 32. Москва, 2016, стр. 274

        Скопировать библиографическую ссылку:

        • Тоническое ударение в языках
        • Тоническое ударение в языках
        • Тоническое ударение в языках
        • Тоническое ударение в языках
        • Тоническое ударение в языках

        ТОНА́ЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ́, язы­ки, в ко­то­рых име­ют­ся фо­но­ло­ги­че­ски зна­чи­мые то­ны , слу­жа­щие для раз­ли­че­ния лек­си­че­ских и/или грам­ма­тич. зна­че­ний. Т. я. рас­про­стра­не­ны в Юго-Вост. Азии ( ки­тай­ский язык , вьет­нам­ский язык , ла­ос­ский язык , бир­ман­ский язык и др.), Аф­ри­ке ( ни­лот­ские язы­ки , ква язы­ки , бан­ту язы­ки и др.), Аме­ри­ке [напр., миш­тек­ские язы­ки (от­но­сят­ся к ин­дей­ским язы­кам )]. В од­них Т. я. (напр., в си­но-ти­бет­ских язы­ках ) то­ны име­ют пре­им. лек­сич. зна­чи­мость, в дру­гих мо­гут вы­ра­жать и грам­ма­тич. раз­ли­чия ( чис­ло или род су­ще­ст­ви­тель­ных, вре­мя гла­гола, от­ри­ца­ние и т. д.); напр., в яз. дуа­ла (от­но­сит­ся к бан­ту) à màbо̀là ‘он даёт’ – à mаbо̀là ‘он дал’. Для мн. Т. я. спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос о со­от­но­ше­нии то­нов и сло­вес­но­го уда­ре­ния , для не­ко­то­рых Т. я. нет дос­то­вер­ных дан­ных о на­ли­чии и функ­ции уда­ре­ния. Т. я., в ко­то­рых тон – обя­зат. про­со­дич. при­над­леж­ность сло­га (см. так­же Про­со­ди­че­ские сред­ст­ва язы­ка ), про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся ин­то­нац. язы­кам, в ко­то­рых го­ло­со­вые раз­ли­чия по вы­со­те – эле­мент фра­зо­вой ме­ло­ди­ки, не за­кре­п­лён­ный за оп­ре­де­лён­ны­ми сло­га­ми и не свя­зан­ный с ре­гу­ляр­ным вы­ра­же­ни­ем лек­сич. и грам­ма­тич. зна­че­ний (см. Ин­то­на­ция ).

        Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

        УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

        Супрасегментный (просодический) уровень языка. Тонические и атональные языки

        Фонемы, будучи линейными смыслоразличительными единицами, образуют сегментный уровень языковой структуры, а ударение и интонация, как бы наслаиваясь на звуки и характеризуя слово или фразу в целом, воспринимаются (или во всяком случае записываются в транскрипциях) как супрасегмен- тные (надсегментные) средства языка. Супрасегментный уровень называют также просодическим (или просодией, просодикой), поскольку в античных и зависимых от них европейских грамматиках ударение первоначально рассматривалось не в фонетико-орфографическом разделе, но в разделе о стихотворных размерах (этот раздел назывался просодия*).

        Просодия слова определяется ударением, а просодия предложения (высказывания, фразы) — интонацией (§ 24).

        Словесное ударение организует слоги в единое произносительное целое, выступая при этом как своего рода произносительная кульминация слова. В зависимости от фонетической природы различают три вида словесного ударения.

        При тоническом ударении (варианты термина: музыкальное, мелодическое ударение; в некоторых лингвистических традициях его называют также хроматическим, т.е. ‘цветным’) ударный звук выделяется (по сравнению с неударным) повышением или понижением тона, т.е. основной высоты в звучании данного гласного. Тонические языки (т.е. языки с тоническим ударением) довольно многочисленны: это, во-первых, все слоговые языки (т.е. языки, где в качестве минимальной смыслоразличительной единицы выступает слог, а не фонема, см. § 22); во-вторых, многие неслоговые языки: древнегреческий, старославянский, балтийские (литовский, латышский), сербский, хорватский, скандинавские (шведский, норвежский и отчасти датский) и др.

        При динамическом ударении (варианты термина: выдыхательное, экспираторное, силовое ударение) ударный звук выделяется (по сравнению с неударным) большим напором выдыхаемой воздушной струи и большей мускульной напряженностью в артикуляции ударного слога. К атоническим языкам (т.е. языкам с динамическим ударением) относятся романские языки, английский, немецкий, большинство славянских (исключая сербский, хорватский и отчасти словенский, в котором музыкальное ударение сохраняется в некоторых диалектах и принимается современной кодификацией — как благородное архаическое произношение).

        Р.О.Якобсон считал, что для истории языков Европы и Евразии характерен переход от музыкального ударения к динами- [1]

        ческому. Приведенные выше перечни языков с указанными разными типами ударения подтверждают такой вывод: в древности политония была распространена шире; сейчас она сохраняется лишь на периферии европейского ареала (Балканы, Скандинавия).

        Количественное ударение (при котором ударный гласный выделяется длительностью звучания) типологически возможно, однако реально оно не встречается самостоятельно (вне соединения с динамическим или музыкальным ударением). Разумеется, такое ударение типологически несовместимо с оппозицией долгих и кратких гласных фонем (как в чешском, словенском, английском, немецком и многих других языках).

        В отдельном языке представлен, как правило, один тип ударения — динамическое или музыкальное. Однако все же есть языки, в которых встречаются сразу два вида ударения (например, датский). Шведский язык использует все три вида ударения, нередко в одном и том же слове: начальный слог, как правило, выделен динамически и количественно, а один из следующих слогов отмечен изменением тона.

        В некоторых языках словесное ударение отсутствует, например, в палеоазиатских языках (чукотско-камчатских, эскимосско- алеутских, енисейских и др.), в ряде тунгусо-маньчжурских языков (эвенский, эвенкийский и др.) (см. Зиндер 1979, 262).

        💡 Видео

        Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать

        Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?

        Урок 2. Ударение в японском языке.Скачать

        Урок 2. Ударение в японском языке.

        Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

        Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

        Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

        Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

        Ударение меняет часть речи? Список важных слов!Скачать

        Ударение меняет часть речи? Список важных слов!

        Почему русское ударение такое сложное?Скачать

        Почему русское ударение такое сложное?

        Ударение в латыни за 7 минут. 4 простых правила. Тайна предпоследней гласной.Скачать

        Ударение в латыни за 7 минут. 4 простых правила. Тайна предпоследней гласной.

        Ударение в английском языке, 4 простых правилаСкачать

        Ударение в английском языке, 4 простых правила

        ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать

        ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНО

        Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударенияСкачать

        Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударения

        Фразовое ударение в английском языке. Часть 1.Скачать

        Фразовое ударение в английском языке. Часть 1.

        Ударение в латинских словахСкачать

        Ударение в латинских словах

        Изучаем ударение. Русский языкСкачать

        Изучаем ударение. Русский язык

        Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

        Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

        Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

        Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

        Английское ударение, ритмика и сонорные согласные - Как лаять правильноСкачать

        Английское ударение, ритмика и сонорные согласные - Как лаять правильно

        Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение Практические правилаСкачать

        Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение  Практические правила
        Поделиться или сохранить к себе: