Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Словари
767 том
1. Часть собрания сочинений или какого-либо издания, составляющая отдельную книгу.
2. Отдельная книга как единица счёта.
Книга (обычно большая, толстая).
ТОМ, тома, мн. томы, томов, и тома, томов, муж. (греч. tomos — Отдел). Отдел какого-нибудь сочинения, издания, составляющий отдельную книгу. Полное собрание сочинений Ленина в тридцати томах. Настоящий словарь составляет четыре тома. «Разрозненные томы из библиотеки чертей!» Пушкин. «Генерал в популярном изложении восемь томов написал.» Некрасов.
|| Большая, толстая книга, толстое сочинение. Целый том написал. «Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей.» Фет.
ТОМ 2 . предл. ед. от тот и от то 2 .
ТОМ, -а, мн. -а, -ов и (устар.) -ы, -ов, муж. Отдельная книга какого-н. сочинения, издания. Роман в двух томах. Написал целые томы (перен.: очень много).
| уменьш. томик, -а, муж. Т. стихов.
ТОМ — муж., лат. томик, томишка, томища, часть книги, отдел, в особом переплете. Словарь в четырех томах. В библиотеке его 1000 названий, в 3000 томах.
Совокупность листов бумаги, скрепленных и переплетенных в виде книги, которая является отдельной частью собрания сочинений, какого-л. издания.
Шестой том собрания сочинений И.Бродского все еще не вышел из печати.
ТОМ 2́ , -а, мн тома́, -о́в, м То же, что книга.
Повесть «Шинель» была впервые напечатана в третьем томе сочинений Гоголя, вышедшем в 1842 г.
ТОМ -а; мн. тома́; м. [греч. tomos]
1. Часть какого-л. сочинения, составляющая отдельную книгу; отдельная книга какого-л. сочинения, издания. Роман в четырёх томах. Первый т. энциклопедии.
2. Отдельная книга (в каком-л. собрании книг, библиотеке). Личная библиотека насчитывает несколько сотен томов. / Разг. Вообще о какой-л. книге (обычно большой, толстой). Какой-то растрёпанный т.
◁ То́мик, -а; м. Уменьш. Т. стихов Цветаевой.
-а, мн. тома́ и (устар.) то́мы, м.
Часть какого-л. сочинения, составляющая отдельную книгу, а также отдельная книга какого-л. сочинения, издания.
Роман в четырех томах. Первый том «Капитала» К. Маркса. Том энциклопедии.
Я сидел у круглого обеденного стола и при ярком свете висячей лампы читал толстый и истрепанный том «Северной пчелы». Куприн, Брегет.
Отдельная книга (в каком-л. собрании книг, библиотеке).
Она вскоре перечитала всю библиотеку отца, заключавшую томов триста. Морозов, Повести моей жизни.
Книга (обычно большая, толстая).
[Отец] не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой. Пушкин, Евгений Онегин.
Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Фет, На книжке стихотворений Тютчева.
** Сто томов моих партийных книжек.
// Цитата из поэмы В.ВМаяковского «Во весь голос», 1930 г./ . поэт. патет. О творчестве, о творческом наследии В.В.Маяковскою.
• Кстати, «сто томов партийных книжек» — не метафора, при жизни вышло 99 книг поэта. И это было реальным отражением его пути. ЛГ, 21.12.83.
Отдельная единица многотомного непериодического, периодического или продолжающегося издания, представляющая собой относительно самостоятельное издание, либо объединение нескольких отдельных выпусков, книг периодического или продолжающегося издания.
В последнем случае у каждого выпуска одного тома своя внутренняя нумерация, которая может сопровождаться также сквозной нумерацией всех выпусков, независимой от томов, что удобно для библиографических ссылок, так как позволяет указывать номер тома без номера выпуска. Объединяют несколько выпусков в один том, чтобы подчеркнуть единство содержания, темы нескольких выпусков внутри многотомного, периодического или продолжающегося издания. Иногда том объединяет выпуски одного года, имеющие только текущую нумерацию при валовой нумерации по томам.
том — часть, отдел книги
Ср. Можно было бы составить целый том из того, что сказано было Ф.И. Тютчевым, и том этот мог бы с успехом занять место между сочинениями известных остроумцев прошлого столетия, Шамфора и Ривороля.
Григорович. Литературные воспоминания. 9.
Ср. Tome (фр.) — том.
Ср. Faire le second tome de quelqu’un.
Быть похожим на кого (два сапога пара).
Ср. Tomus (temnere, резать), отрезок, кусок.
Ср. τόμος (τέμνειν, резать, рубить) — отрезок.
том, -а, мн. ч. -а́, -о́в
том, -а; мн. тома́, -о́в
Странички первого письма
Прочел он тридцать раз.
В них были целые тома́
Нестройных жарких фраз…
Саша Черный, Наконец
Сведения о старой норме ударения:
В поэзии можно встретить ударение то́мы, то́мов и т. д., которое ранее соответствовало норме:
Но вы, разрозненные то́мы
Из библио́теки* чертей,
Мученье модных рифмачей.
А. С. Пушкин, Евгений Онегин
* Библио́теки — старое ударение, см. библиотека.
том, род. то́ма; мн. тома́, род. томо́в и устарелое то́мы, то́мов. Устарелые варианты то́мы, то́мов были употребительны в XIX — начале ҫҫ века. Например, у Н. Некрасова: «Рассказов моих Достанет на целые томы» (Русские жен-щины); у А. Серафимовича: «Сквозь стекла [шкафов] тесно глядят золотым тиснением томы» (Город в степи).
то́м, тома́, то́ма, томо́в, то́му, тома́м, то́мом, тома́ми, то́ме, тома́х
сущ., кол-во синонимов: 8
Syn: книга, фолиант (кн.)
Заимствование из французского, где tome — «том» восходит к греческому tomos — «часть, раздел» от temno — «разрезаю».
Греческое — «режу», «часть, отрезок, том»; позже — «часть рукописи в виде отдельного свитка».
Латинское — tomus (отрезок, часть).
Французское — tome (часть, том).
В русском языке слово известно с XVIII в. со значением «отдельная книга», однако в словарях впервые отмечается в начале XIX в. Слово заимствовано русским языком из латинского посредством французского. Первооснова — греческий глагол со значением «резать».
Производные: томик, трехтомник.
Из фр. яз. в конце XVIII в. Фр. tome — «том» через посредство лат. яз. восходит к греч. tomos — «часть, раздел», образованному от temno — «разрезаю».
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где tome < лат. tomus, передающего греч. tomos «часть, отрезок» > «том», производного от temnō «режу» (ср. аналогичное по образованию дом). Том исходно — «часть книги».
местн. п. ед. ч. от тот, др.-русск., ст.-слав. томь. Объясняется из и.-е. *tоm + послелог *еn, как и лит. tamè «в том»; см. Шпехт, Lit. Мundart. 2, 102; KZ 62, 248. См. оговорки по этому поводу у Ван-Вейка, Аrсh. Phil. 4, 52.
род. п. -а. Из франц. tome — то же от лат. tomus из греч. τόμος «часть, отрезок, том» : τέμνω «режу».
τομή разрезание, разделение,рассекание
анатомия строение чего-л. (в т. ч. организма, органа); греч. ἀνατομή — рассечение
аутотомия «самокалечение», защитная реакция у некоторых животных (отбрасывание хвоста, конечностей при схватывании хищником)
энтомология наука о насекомых (насечённых на сегменты животных)
томография рентгеновский метод исследования с получением теневого изображения отдельных слоёв («срезов») объекта
Отч.: То́мович, То́мовна.
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Томович, Томовна.
Именины: 30 сент.
Вариант имени Фома.
30 (17) сентября — святитель Томас, епископ Кипрский.
ТОМ а, м. tome, лат. tomus.
1. Часть какого-л. сочинения, собрание сочинений, издания, составляющие отдельную книгу. БАС-1. [Критициодиус :] На песнь .. «Прости, мой свет» я сочинил критику в двенадцати томах in folio. На трагедию «Хорева» сложил шесть дюжин эпиграмм, а некоторые из них и на греческий язык перевел. 1750. Сумар. Чудовищи. // С. Драм. соч. 317. Сия книга писана по Латине, в восьми томах, в четверть листа. 1768. Бильф 1 17. Послушайте самой свежей космогонии, вышедшей в свет в 1815 году в четырех толстых томах. ДЖ 1816 328. Она сидит перед окном, пред ней открыт четвертый том Сентиментального романа: Любовь Элизы и Армана. Пуш. Граф Нулин. || Отдельная книга (в каком-л. собрании книг, в библиотеке. БАС-1. У Федора Павловича водилось книг довольно, томов сотня с лишком. Дост. Братья Карамаз. || Несколько номеров журнала, периодического издания. переплетенных вместе. БАС-1. || разг. Вообще книга (обычно большая, толстая). БАС-1. Прочтя ученых бредней томы, Он чрез монады и атомы Продраться мыслит к небесам. Долг. Соч. 1 482. // Сл. 18 2 135. < Отец> не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой. Пушк. Евг. Онегин.
2. перен. Некто или нечто подобное, похожее. < Загородный дворец> Малый Трианон есть второй том порочной страсти. 1821. Сумароков Прогулка 1 362. Что выйдет из этого птенца? — известно единому богу! Отъявленный ли негодяй, тонкая ли пройдоха или просто второй том своего отчима. 1863. М. К. Чебрикова Кто лучше? // Свидание 278. У Щ..ва, нашего бывшего соперника, есть дочь 16 лет, прелестная собою и, казалось, святое дитя; но в тихом омуте черти водятся: она бежала с каким-то Родичем, вторым томом Буянова, который ее увез и скрылся неизвестно куда. 1820. А. Я. Булгаков — брату. // РА 1900 3 369. Томище а, м. Всякий раз читай до сна замусоленный томище < Даля>, и пуская тебя поищет Конституциев блесна. М. Дидусенко мне сказал один чудак. // Знамя 2002 4 94. Многотомие я, ср. един. Проскрипции изданы в виде «Словаря российских масонов», приложенного к краснокожему многтомию «Терновый венец России». ДВ 2002 № 24. -Лекс. Ян. 1806: том.
ТОМ (фр. tome, от греч. tomos — отрезок). Часть книги, сочинения в отдельном переплете.
— Маленькая часть большого уголовного дела.
— «Постоялец» книжной полки.
— «Одиночка» из собрания сочинений.
— Литературный дядя с хижиной.
— Кот от студии MGM.
— Фрагмент компьютерного архива.
— Дядя, построивший себе хижину.
— Книга из собрания.
— Бестолковый американский кот из мультсериала.
— Имя актёра Хэнкса.
— Отдельная книга из собрания сочинений.
— Имя актёра Круза.
— Имя актёра Беренджера.
— Часть компьютерного архива.
— Имя Айртона из романов Жюля Верна.
— Растение, талисман летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро.
— Имя британского драматурга Стоппарда.
— Французский математик, создатель теории кобордизмов и теории катастроф.
— Кто ослеп, увидев обнаженную леди Годиву?
— Имя британского актёра Фелтона.
— Имя английского актёра Хиддлстона.
— Имя немецкого кинорежиссёра Тыквера.
— Имя американского актёра Халса.
— Имя американского кинорежиссёра Шедьяка.
— Имя американского писателя Клэнси.
— Бродяга из оперы русского композитора Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф».
— Опера русского композитора Михаила Красева «Тим и . ».
— Это имя в английском иногда означает самца любого животного, но у нас ассоциируется прежде всего с котом.
— Мужское имя, производное от Фома.
сущ., кол-во синонимов: 1
ТОМ ПУС tome-pouce m. Коротышка, карлик. Явился Том Пус на замену слона, и всякое помышление о Средней Азии сдавалось в архив. ЖМНП 1871 154 2 7. В Берлине мы осмотрели все достопримечательности, и в памяти у меня сохранился только карлик, адмирал Том Пус. Такого карлика, по величине и соразмерности форм, должно быть и не бывало с тех пор. Л. П.Шелгунова Из далекого прошлого. // Шелгунов Восп. 2 67. || перен. Китайские и японские садовники любят украшать свои сады малорослыми, миньятюрными деревьями. Для этого они стараются остановить или замедлить движение соков .. и производят настоящих Том-Пусов растительного царства. Над Сашей с самого детства производили такие-же эксперименты и неудивительно, что мысль ея кружилась так же нелепо и болезненно, как соки в корнях лилипутского деревца, запертого в тесный ящик. М. М-в Тепличная жизнь. // Дело 1880 1 128.
(р. 1937 г.) драматург
Вольтер-младший: «Я совершенно согласен с тем, что вы говорите, но я готов отдать жизнь за то, чтобы не позволить вам это сказать».
Демократия — это не голосование, а подсчет голосов.
Комментарии дешевы, но факты обходятся дорого.
Лучше быть цитируемым, чем честным.
Многие идут на войну, потому что не хотят быть героями.
Моя проблема в том, что меня не интересует ничто, кроме меня самого. А из всех форм художественного вымысла автобиография оплачивается хуже всего.
Плохой конец — несчастливый, хороший конец — неудачный. Вот что такое трагедия.
Смерть, конечно, большое несчастье, но все же не самое большое, если выбирать между ней и бессмертием.
«Таймс» не сообщает слухов, а только факты: то есть, что другие, менее ответственные газеты, сообщили такие-то и такие-то слухи.
Человека достаточно смышленого можно убедить почти в чем угодно, куда труднее убедить тугодума.
Я пишу прозу, потому что это позволяет мне высказывать мысли, от которых можно отречься, и я пишу пьесы, потому что диалог — самый благопристойный способ противоречить себе самому.
том-со́йеровский (от То́м Со́йер)
сущ., кол-во синонимов: 1
Производные: То́мка; Тому́ся.
Производные: Томка; Томуся.
Происхождение: (Женск. к (см. Том))
— Французский композитор XIX века, автор балетов «Буря», «Бетти».
— Французский композитор XIX века, автор опер «Кади», «Гамлет», «Миньон».
— Французский композитор XIX века, автор опер «Двойная лестница», «Сон в летнюю ночь», «Франческа да Рамини».
— Кто возглавлял комиссию, по рекомендации которой государственным гимном Франции была объявлена «Марсельеза»?
— Роман Жана Кокто «Самозванец . ».
— Российская актриса, исполнившая роль мамы Виты в фильме «Фонограмма страсти».
— Актриса, муза Эмиля Лотяну.
— Персонаж оперы молдавского композитора Алексея Стырчи «Сердце Домники».
— Российская актриса, исполнившая роль Сычихи в телесериале «Бедная Настя».
ТОМА (Thoma) Ханс (1839-1924) — немецкий живописец. В ранних произведениях Тома преобладают реалистические тенденции («Вечерний час», 1868), позже — черты символики и стилизации («Адам и Ева», 1897).
ТОМА (Thomas) Амбруаз (1811-96) — французский композитор. Один из создателей жанра лирической оперы: «Миньон» (1866), «Гамлет» (1868). Автор комических опер «Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (1850), балетов и др. С 1856 профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории ТОМА ДЕ ТОМОН (Thomas de Thomon) Жан (1760-1813) — российский архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1805-10), «Мавзолей» в Павловске (1805-08).
То́ма (настоящая фамилия Фомичёва) Светлана Андреевна (р. 1947), актриса, заслуженная артистка Молдавской ССР (1979). В кино с 1966, снимается в Москве, Молдавии, на Украине. Играла в фильмах: «Живой труп», «Табор уходит в небо», «Люди в океане», «Кто стучится в дверь ко мне», «Анна Павлова», «Поезд до Brooklin» и др.
Тома́ Амбруаз (Thomas) (1811-1896), французский композитор. Один из создателей жанра лирической оперы: «Миньон» (1866), «Гамлет» (1868). Автор комических опер «Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (1850), балетов и др. С 1856 профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории. Среди учеников — Ж. Массне.
ТОМА Амбруаз — ТОМА́ (Thomas) Амбруаз (1811-96), французский композитор. Один из создателей жанра лирической оперы (см. ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА): «Миньон» (1866), «Гамлет» (1868). Автор комических опер «Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (1850), балетов и др. С 1856 профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории
Тома́ де Томо́н (Thomas de Thomon) Жан (17601813), архитектор. По происхождению француз, с 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (180510), «Мавзолей» в Павловске (180508).
Тома́ де Томо́н Жан (Thomas de Thomon) (1760-1813), архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге (1805-10), «Мавзолей» в Павловске (1805-08).
ТОМА ДЕ ТОМОН Жан — ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н (Thomas de Thomon) Жан (1760-1813), русский архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира (см. АМПИР) выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1805-10), «Мавзолей» в Павловске (1805-08).
ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н (Thomas de Thomon) Жан Франсуа [1 (12) апреля 1760, Берн — 23 августа (4 сентября) 1813, Санкт-Петербург], русский архитектор, француз по происхождению. Представитель зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) и ампира (см. АМПИР), последователь Никола Леду (см. ЛЕДУ Клод Никола). Автор Биржи (см. БИРЖА (памятник архитектуры)) и проекта застройки стрелки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ) — одного из самых красивых и значительных ансамблей в градостроительной истории Петербурга.
Тома де Томон — «королевский инженер, архитектор и живописец», профессор оптики, перспективы и архитектуры — родился в Швейцарии, образование получил во Франции: учился в Париже в Академии художеств. На него оказал влияние Никола Леду, чьи архитектурные принципы во многом сформировали творческое кредо Томона. С 1785 жил в Риме, где продолжал свое образование. Изучал творчество Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Пуссена (см. ПУССЕН Никола), Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), занимался перспективной живописью. Много путешествовал по Италии, делал большое количество архитектурных набросков. Его внимание было направлено в основном на античную архитектуру. Сильное впечатление на него произвели офорты Пиранези (см. ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста). Служил у графа д»Артуа (будущего Карла X), а с 1794 — у князя М. Э. Эстергази в Вене. По рекомендации русского посла князя Д. М. Голицына был приглашен в Россию (1799). В 1800 стал академиком, с 1802 — придворным архитектором, профессором Академии по классу перспективы, с 1810 — профессором архитектуры, одновременно — главным художником императорского стекольного завода.
Первые постройки Тома де Томона в России не сохранились. Самыми интересными из них были два театральных здания, построенных по сложившемуся по Франции функциональному типу: Большой театр (1802-1805) в Петербурге (стоял на месте Консерватории) и театр в Одессе (1803).
Проект Биржи и застройка стрелки Васильевского острова (1801-1810)
В 1803 по проекту Тома де Томона (при участии А. Д. Захарова (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) ) начинается реконструкция стрелки. При этом было сломано почти завершенное по проекту Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) здание Биржи. Для Биржи (1805-1810) Томон использует классические формы античного периптера (см. ПЕРИПТЕР), восходящие к греческим дорическим храмам в Пестуме. Мощный прямоугольный объем здания расположен в центре площади. Окруженный со всех сторон дорической колоннадой с неканнелированными колоннами, он возвышается на высоком гранитном подиуме с широкой лестницей у торцевых фасадов и пандусами по сторонам. Это центральное ядро, поднимаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиками (см. АТТИК) с полуциркульным окном. Перед окном снаружи и внутри размещены аллегорические группы. Организующее и скрепляющее ансамбль значение сооружения подчеркнуто тем, что его ось определяет центральную ось всей площади и совпадает с направлением русла Большой Невы. Интерьер здания также отличается простотой, монументальностью и выразительностью. Огромный зал перекрыт коробовым кессонированным сводом, который опирается на совершенно гладкие стены, украшенные наверху дорическим карнизом. По обеим сторонам Биржи по плану предусматривалось размещение двух близких по стилю пакгаузов (1826-1832). Их более скромное архитектурное решение усиливает ощущение мощи, которое производит здание Баржи.
Перед Биржей простирается насыпная полукруглая площадь. Ее обрамляют спуски к реке, словно объединяя символически две стихии — воды и суши, из противоборства которых вырастает город. Площадь фланкируют знаменитые колонны (1810), названные ростральными, так как украшены рострами — изображениями носовых частей корабля. Колонны увенчаны светильниками, у их гранитных подножий расположены аллегорические скульптуры — персонификации четырех рек: Волги, Невы, Волхова и Днепра.
Ансамбль стрелки Васильевского острова во всей полноте раскрывает талант архитектора, умение мыслить пространственными категориями города, а также градостроительный потенциал самого стиля ампир. Господствуя над водной гладью, четкий и строгий силуэт Биржи связывает воедино различные части города, разделенные его водными артериями.
Частные постройки (1805-1810)
По заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны Тома де Томон строит в Павловске мавзолей «Супругу-благодетелю» (1805-10), посвященный императору Павлу I. В этом небольшом здании архитектор достигает удивительного сходства с памятниками греческой античности еще и потому, что оно расположено в дальнем конце Павловского парка, в овраге, вызывающем ощущение дикой природы. Мавзолей построен в форме простиля, (см. ПРОСТИЛЬ) поднятого на высоком подиуме, и представляет собой прямоугольное в плане здание с 4-колонным дорическим портиком и фронтоном. Фриз с триглифами (см. ТРИГЛИФ) и масками тянется по всему периметру, стены рустованы по всей высоте до архитрава (см. АРХИТРАВ). В интерьере расположена аллегорическая мемориальная мраморная скульптура работы И. П. Мартоса (см. МАРТОС Иван Петрович). Мавзолей, относящийся по типу к малым архитектурным формам, поражает точностью пропорций, благородством и красотой рисунка всех архитектурных деталей, одновременно пластичностью и, несмотря на размеры, монументальностью объема.
Дом графини А. Г. Лаваль (1806-10) — типичный образец ампирного особняка — отличается монументальностью, простотой объемно-пространственных решений, лаконизмом декора, умелым применением ордерных элементов. Прямоугольное в плане сооружение имеет большой прямоугольный внутренний двор. На рустованном нижнем цокольном этаже возвышаются два верхних этажа. Вся художественная сила облика здания сконцентрирована на протяженном фасаде, который композиционно делится на три части. Особо подчеркнута центральная часть, где размещены десять трехчетвертных ионических колонн большого ордера, поддерживающих ступенчатый аттик. В интерьере частично сохранилась отделка 1810-х — 1820-х годов. В этом доме бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов.
В начале 1813 сгорел построенный Томоном в Петербурге Большой театр. При осмотре причиненных зданию повреждений архитектор упал с большой высоты и спустя несколько месяцев умер. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, позже его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА).
ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н Жан (1760-1813) — архитектор. Род. в Берне (Швейцария). Учился в Париже. В 1780-х гг. жил в Риме, получил рим. премию. На творчество Т. де Т. большое влияние оказало антич. зодчество. Занимался живописью, писал акварелью и масляными красками пейзажи, ориентируясь на творчество Г. Робера и Н. Пуссена. Роялистские убеждения помешали Т. де Т. вернуться во Францию, в 1800 он переехал в СПб., где его карандашные и акварельные рисунки быстро завоевали известность. С 1802 арх. Кабинета Е. И. В. и преподаватель архитектуры в АХ, в 1810 — проф. архитектуры. Преподавал перспективу в АХ.
Т. де Т. как арх. стоял у истоков рус. ампира. Главное произв. Т. де Т. — ансамбль морского порта тогдашнего СПб.: здание Биржи с ростральными колоннами (1804-10) на стрелке Васильевского о-ва. Этот ансамбль завершил худож. оформление центра столицы. Т. де Т. построил в СПб. неск. жилых домов, в т. ч. дом графа Лаваль на Англ. наб. (1806-09); амбары Сального Буяна (1805-06, не сохранились), в Павловске — «Мавзолей Павла I» («Супругу-благодетелю», 1806-08), колонну Славы в Полтаве (бронза, гранит, 1811, скульптор Ф. Ф. Щедрин), госпиталь в Одессе (1806-21). Автор типовых проектов для казенных и жилых зданий.
Для произв. Т. де Т. характерны укрупнение арх. форм, монументальность и простота внеш. объемов, лаконичное решение фасадов. Создавал рис. изделий из стекла и фарфора для имп. з-дов. Графич. работы — альбомы «Воспоминания об Италии» (тушь, перо).
Лит.: Ощепков Г. Д. Архитектор Томон. М., 1950; Шуйский В. К. Тома де Томон. Л., 1981.
То́ма Светлана Андреевна — настоящая фамилия Фомичёва (р. 1947), актриса, заслуженная артистка Молдавской ССР (1979). В кино с 1966, снимается на киностудиях Москвы, Молдавии, Украины. Фильмы: «Живой труп», «Табор уходит в небо», «Люди в океане», «Кто стучится в дверь ко мне?», «Анна Павлова», «Поезд в Brooklyn» и др.
ТОМА Светлана Андреевна — ТО́МА Светлана Андреевна (наст. Фомичева) (р. 24 марта 1947, Кишинев), российская киноактриса, заслуженная артистка Молдавии (1979). Первая роль в кино — Иоанна в фильме Эмиля Лотяну «Красные поляны» (1966). Училась на юридическом факультете Кишиневского университета, окончила Кишиневский институт искусств (1969). С 1969 актриса Русского театра в Кишиневе, с 1976 — Театра-студии киноактера киностудии «Молдова-филм». Широкую популярность принесла актрисе главная роль в фильме «Табор уходит в небо» (1976), снималась в фильмах «Лаутары» (1971), «Падение Кондора» (1982), «Сувенир для прокурора» (1989), «Поклонник» (2001), телесериале «Бедная Настя» (2003).
То́ма Ханс (Thoma) (1839-1924), немецкий живописец. В ранних произведениях Тома преобладают реалистические тенденции («Вечерний час», 1868), позже — черты символики и стилизации («Адам и Ева», 1897).
ТОМА Ханс — ТО́МА (Thoma) Ханс (1839-1924), немецкий живописец. В ранних произведениях Тома преобладают реалистические тенденции («Вечерний час», 1868), позже — черты символики и стилизации («Адам и Ева», 1897).
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Ударение в слове том
Таблица ударений:
ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | т о́ м | том а́ | |
Р. | т о́ ма | том о́ в | |
Д. | т о́ му | том а́ м | |
В. | неод. | т о́ м | том а́ |
одуш. | |||
Т. | т о́ мом | том а́ ми | |
П. | т о́ ме | том а́ х |
Видео:ТАЙНА ГОВОРЯЩЕГО ТОМА И АНДЖЕЛЫ #Shorts #ГоворящийТомСкачать
Значение слова том
1.
том, тома, мн. томы, томов, и тома, томов, муж. (греч. tomos — Отдел). Отдел какого-нибудь сочинения, издания, составляющий отдельную книгу. Полное собрание сочинений Ленина в тридцати томах. Настоящий словарь составляет четыре тома. «Разрозненные томы из библиотеки чертей!» Пушкин . «Генерал в популярном изложении восемь томов написал.» Некрасов .
| Большая, толстая книга, толстое сочинение. Целый том написал. «Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей.» Фет .
2.
том 2 . предл. ед. от тот и от то 2 .
Видео:Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Предложения со словом том
- Именно поэтому среди сотрудников была столь опасная конкуренция на это место, и любой из офицеров, кто начинал приносить начальству меньше денег, чем обычно собирали его предшественники, рисковал оказаться вне трассы, на кабинетной работе в ГАИ.
- Учитывая, что в Польше вы будете встречаться с президентом Квасьневским, его появление должно быть оправданно, но в Москве всегда настороженно относились к представителям польских спецслужб, особенно сейчас, когда отношения Москвы и Варшавы переживают не лучшие времена.
- Открытый еще в тысяча девятьсот двадцать девятом году, этот роскошный отель насчитывал сто сорок шесть обычных номеров, восемнадцать сюитов и королевские апартаменты, в которых обычно останавливались приезжие арабские шейхи, на которых не столь сильно действовало жаркое солнце Севильи, немилосердно выжигающее все вокруг.
- У обычных обитателей Астрала такое не получалось, поэтому астральные тусовки были разделены по географическому принципу и назывались сегментами.
Видео:Когда одноклассник выпендривался 35 рангом но ты отомстил!Скачать
Цитаты со словом том
- Нет ничего плохого в том, чтобы выглядеть обыкновенным. Ты и будь обыкновенным, глядишь, и люди станут к тебе лучше относиться.
Юкио Мисима, «Золотой храм» - Жить, все время думая о том, как выглядишь со стороны, — вредно.
Дуглас Коупленд, «Поколение Х» - Трудность заключается в том, что дети — это чаще всего копии своих родителей, их бессмертие. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.
Эрик Берн, «Люди, которые играют в игры» - Мудрость правителя в том и заключается, чтобы не биться лбом о стенку, а скакать впереди событий, стараясь даже обогнать их.
Валентин Пикуль, «Нечистая сила» - Люди часто жалуются на то, что их не любят, а настоящая проблема в том, что это они не умеют любить.
Хорхе Букай, «Любить с открытыми глазами»
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Видео:Почему русское ударение такое сложное?Скачать
Том или томах ударения
Странички первого письма
Прочел он тридцать раз.
В них были целые тома́
Нестройных жарких фраз…
Саша Черный, Наконец
Из библио́теки* чертей,
Мученье модных рифмачей.
А. С. Пушкин, Евгений Онегин
Смотреть что такое ТОМ в других словарях:
ТОМ, -а, мн. -а, -бв и (устар.) -ы, -ов, м. Отдельная книга какого-н.сочинения, издания. Роман в двух томах. Написал целые томы (перен.: оченьмного). II уменьш. томик, -а, м. Т. стихов. смотреть
том м. 1) Часть собрания сочинений, какого-л. издания, составляющая отдельную книгу. 2) Отдельная книга как единица счета. 3) разг. Книга (обычно большая, толстая).
том См. книга, часть. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. том книга, часть, томик, фолиант, томище, томишко, книжка, волюм Словарь русских синонимов. том волюм (устар.) см. также книга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. том сущ. • книга • книжка • фолиант Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. том сущ., кол-во синонимов: 8 • волюм (2) • книга (160) • книжка (16) • томик (1) • томишко (1) • томище (1) • фолиант (5) • часть (105) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: волюм, книга, книжка, томик, томишко, томище, фолиант, часть. смотреть
ТОМ(Thorn) Рене Фредерик (р. в 1923) — французский математик и философ, создатель математической теории катастроф. Т. — профессор Университета Страсбур. смотреть
ТОМ (Thorn) Рене Фредерик (р. в 1923) — французский математик и философ, создатель математической теории катастроф. Т. — профессор Университета Страсбурга, член Парижской Академии наук с 1976. Основные направления научных интересов — алгебраическая топология, дифференциальная топология. По направлению и стилю своих исследований Т. близок к группе Бурбаки. Основные работы: Стабильность структур и морфогенез. На пути к общей теории модели (1972), Теория катастроф: ее прошлое состояние и будущие перспективы (1974) и др. Математическая теория катастроф в своих основаниях имеет труды Пуанкаре но теории бифуркаций динамических систем, восходящих к его докторской диссертации (1879), и развитая Андроновым и Уитни по теории особенностей гладких отображений. Как утверждал В.И.Арнольд в книге Теория катастроф, математическое описание мира основано на тонкой игре непрерывного и дискретного. Дискретное более заметно, а функции, как и живые существа, характеризуются своими особенностями (П.Монтель). Порождение дискретных структур непрерывными описывается категориями катастрофа, бифуркация, особенность. Катастрофа — скачкообразное изменение (внезапный разрыв) динамической системы в ответ на плавное изменение условий внешней среды. Бифуркация (раздвоение) — качественная перестройка (метаморфоза) объекта динамической системы при изменении регулирующего его параметра. Теория особенностей (по Уитни) — обобщение исследований функций на минимум и на максимум, где сами функции заменяются отображениями (наборами функций многих переменных). Применения теории катастроф Т. имеют основополагающее значение в синергетических исследованиях. Работы Т. по теории катастроф издавались также и в карманной серии, что позволило ей стать в 1970-х одной из распространенных теорий в массовом сознании. Появлялись работы, в которых декларировалась эффективность применения теории катастроф: она использовалась в боевых системах, биологии, геологии, лингвистике, медицине, психологии, судостроении, физике и экономике. Также при помощи методов теории катастроф проводились исследования моделирования деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключенных в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств, политики цензуры по отношению к эротической литературе (В.И.Арнольд, Теория катастроф). Т. в 1970-х обнаружил, что представления одного из лидеров биологических наук того времени К.Х.Уоддингтона о структурной устойчивости биологических структур и эпигенетике (направления в биологии, изучающего причинные взаимодействия между генами и продуктами, образующими фенотип) хорошо укладыва- ются в разработанную им топологическую теорию. Т. при этом исходил из представления о том, что морфогенетические процессы возможно в определенной степени понять независимо от свойств субстрата форм и природы действующих сил. В трудах симпозиума Международного общества биологических наук по теоретической биологии под редакцией К.Х.Уоддингтона (На пути к теоретической биологии. 1. Пролегомены, 1970) Т. сформулировал свой подход в самом общем виде: При анализе любого естественного процесса сначала приходится вычленять те части области, в которых процесс обладает структурной устойчивостью — креоды процесса /канализированные траектории, притягивающие ближайшие траектории — С.С./, островки детерминизма, разделенные зонами, где процесс не детерминирован или структурно неустойчив. Вводя динамические модели, мы пытаемся затем разложить каждый креод на элементарные креоды, связанные с тем, что я называю элементарными катастрофами, после чего объединяем эти элементарные креоды в глобальную устойчивую фигуру под действием некой присущей динамической системе сингулярности — организующего центра. Что касается организации различающихся между собой креодов, то эта проблема представляется более сложной, поскольку она в принципе не детерминирована. Среди всех возможных конфигураций различных креодов одни более устойчивы, чем другие: это те креоды, которые являются наиболее важными. Эта трудная проблема по существу сравнима с расшифровкой текста на незнакомом языке. По мнению Т., современная биология интерпретирует естественный отбор как некий исключительный принцип — deus ex machina /Бог из машины — C.C.I — всех биологических явлений, однако ее ошибка состоит в том, что она при этом рассматривает организм (или вид) как некий несводимый функциональный элемент. На самом деле устойчивость организма или вида сама зиждется на конкуренции между полями, между еще более простыми архетипами, борьба которых порождает структурно устойчивую геометрическую конфигурацию, обеспечивающую регуляцию, гомеостаз обмена веществ и устойчивость размножения. Именно анализируя эти подчиненные, более глубоко скрытые структуры, мы сможем лучше понять механизмы, определяющие морфогенез организма и эволюцию вида. Борьба происходит не только между организмами, но также в каждый момент в любой точке организма. В книге Стабильность структур и морфогенез. Т. продекларировал также и философские аспекты своего подхода к проблеме морфогенеза. Он полагал, что с эпистемологической точки зрения именно геометрическое наступление на проблемы морфогенеза не только оправданно, но, возможно, даже необходимо. Провозгласить, что живое су- щество является глобальной структурой, — это значит только констатировать очевидный факт и не значит принимать виталистическую философию: в виталистической метафизике как раз неприемлемым оказывается объяснение локальных феноменов через глобальные структуры. Следовательно, биолог должен с самого начала постулировать существование локального детерминизма, чтобы объяснить все частичные микрофеномены в живом существе, а затем попытаться интегрировать все локальные детерминизмы в согласованную устойчивую глобальную структуру. С этих позиций фундаментальная проблема биологии становится топологической, поскольку топология есть. математическая дисциплина, которая занимается переходом локального в глобальное. Доведя этот тезис до предела, мы могли бы рассматривать все проявления живого как манифестации геометрического объекта, поля жизни (champ vital), аналогичного гравитационному или электромагнитному полям; тогда живые существа становились бы частицами или структурно устойчивыми характеристиками этого поля, а феномены симбиоза, хищничества, паразитизма, сексуальности и др. являлиcь бы взаимодействиями и соединениями этих частиц. В таком случае первоочередной задачей становится геометрическое описание этого поля, определение его формальных свойств и законов его эволюции, тогда как вопрос о предельной природе этого поля — может ли оно быть объяснимо в терминах известных полей или инертной материи — остается чисто метафизическим. Несмотря на всю абстрактность работ Т. с точки зрения биологов-исследователей, он широко цитировался в Индексе научных цитат: книга Стабильность структур и морфогенез. в 1981-1982 выдержала цитирование в индексе SCI — 69 раз, в индексе SSCI — 65 раз; в том числе в журналах биологических наук — 7 и 10 раз. О дальнейших перспективах теории катастроф в книге Теория катастроф: ее прошлое состояние и будущие перспективы сам Т. писал, что в философском, метафизическом плане теория катастроф не может принести ответа на великие проблемы, волнующие человека. Но она поощряет диалектическое, гераклитовское видение Вселенной, видение мира как театра непрерывной борьбы между логосами, между архетипами. Теория катастроф приводит нас к глубоко политеистическому взгляду: во всем следует различать руку Богов. И здесь, быть может, теория катастроф, найдет неизбежные пределы своей применимости. Она разделит, быть может, участь психоанализа. Нет сомнения, что основные психологические открытия Фрейда верны. И все же знание этих фактов принесло мало практической пользы (при лечении психических заболеваний). Как герой Илиады не мог противостоять воле бога, скажем Посейдона, не опираясь на мощь другого божества, скажем Афины, так и мы не можем огра- ничить действие архетипа, не противопоставляя ему архетипа-антагониста в борьбе с неопределенным исходом. Те самые причины, которые нам позволяют располагать возможностями действовать в одних случаях, осуждают нас на бессилие в других. Быть может, удастся доказать неизбежность некоторых катастроф, например болезней или смерти. Познание не обязательно будет обещанием успеха или выживания: но может вести также к уверенности в нашем поражении, нашем конце. Свои философско-поэтические декларации Т. обычно выдерживает в таком стиле, что, как писал его коллега К.Зиман, смысл его слов становится понятным лишь после того, как вставишь 99 своих строк между каждыми двумя строками Тома. Т. также отличается широтой интересов и в других направлениях: известна, например, его работа Топология и лингвистика. C.B. Силков
ТОМ а, м. tome, лат. tomus. 1. Часть какого-л. сочинения, собрание сочинений, издания, составляющие отдельную книгу. БАС-1. [Критициодиус :] На песнь . смотреть
🎥 Видео
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
ГОВОРЯЩИЙ БЕН *УДАЛИТЕ ЭТО*Скачать
папич про ударение в словахСкачать
Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать
Рэп-ударения для ЕГЭ 🔥 #shortsСкачать
ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать
Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать
Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать